Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
25 мая 2011
"Большая книга" за 2010 год
Экспертный совет объявил короткий список претендентов на литературную премию «Большая книга» за 2010 год: в списке не нашлось места нон-фикшну, зато за приз соревнуются Дмитрий Быков, Владимир Сорокин и сценарист Юрий Арабов.
этот раз на победу претендуют ровно десять книг: «Орлеан» Юрия Арабова, «Синяя кровь» Юрия Буйды, «Осторомов, или Ученик чародея» Дмитрия Быкова, «Горизонтальное положение» Дмитрия Данилова, «Хоровод воды» Сергея Кузнецова, «Легкая голова» Ольги Славниковой, «Большая книга перемен» Алексея Слаповского, «Игра в ящик» Сергея Солоуха, «Метель» Владимира Сорокина и «Письмовник» Михаила Шишкина.
Читать полностью: http://www.gazeta.ru/culture/2011/05/25/a_3628945.shtml
Нет мобильникам на экзамене
В этом году при проведении ЕГЭ применяются три новых законодательных нормы. Отныне участникам ЕГЭ запрещается иметь при себе мобильный телефон, присутствие общественных наблюдателей на ЕГЭ становится обязательным и, кроме того, контрольно-измерительные материалы (КИМы) получили статус документа с информацией ограниченного доступа.
"В этом году в соответствии с законом нельзя иметь при себе мобильный телефон или другие средства электронно-вычислительной техники, которые могут быть использованы как источник информации. Раньше эта норма формулировалась как "нельзя пользоваться", сейчас мы ее формулируем как "нельзя иметь при себе во время проведения экзамена", - уточнила глава Рособрнадзора. По ее словам, способы борьбы с мобильниками на экзаменах будут применяться самые разные, по усмотрению местных властей. В одних пунктах сдачи экзамена поставят рамки металлодетекторов, в других будут глушить сотовую связь, в третьих повесят плакаты, информирующие выпускников об ответственности за нарушение правил сдачи экзамена.
Если же нарушитель все же посмеет воспользоваться запрещенным мобильником, его ждет удаление с экзамена, и он, в лучшем случае, сможет придти на пересдачу в один из резервных дней.
Источник здесь
Последний звонок
24 мая 2011
О происхождении тюля, кашемира, джерси
Свои названия ткани, как правило, получили от географических мест, где их вырабатывают. Например, тюль -- лёгкая сетчатая ткань -- впервые выработана в местечке Тюлль в юго-западной Франции; по иракскому городу Мосуду названа ткань муслин; Кашемир -- горный край в западной части Гималаев -- дал своё имя мягкой шерстяной материи кашемир; материал джерси (или джерсе) и изделия из него названы по английскому острову в проливе Ламанш; имя создателя -- фламандского мастера 13 века Батиста де Шамбре -- носит ткань батист.
Ксения Собчак с Толстым и Достоевским номинированы на премию «Русского пионера»
Журнал «Русский пионер» учредил литературную премию для wiki-литературы XXI века, номинироваться на которую будут авторы, так или иначе связанные с интернетом. Об этом сообщает РИА «Новости» со ссылкой на главного редактора журнала Андрея Колесникова.
– В журнале с первого же номера в рубриках «Сочинение» и «Внеклассное чтение» публикуются актуальные произведения как известных авторов, так и дебютантов, поэтому появление премии – процесс закономерный, – сказал главред.
По словам Колесникова, премия будет включать в себя Гран-при и четыре номинации: «Классика XXI века. За вклад в обновление классической русской литературы», «Прямая речь. За самую исповедальную короткую прозу», «Стихи XXI века. Поэзия эпохи www» и «Мысленно вместе. За классический вклад в литературу».
Среди номинантов не только современные авторы – Владислав Отрошенко, Дмитрий Глуховский, Натан Дубовицкий, Иван Охлобыстин, Ксения Собчак, Евгений Гришковец, Андрей Орлов (Орлуша), Леонид Каганов, Земфира, Вера Полозкова, Илья Лагутенко, но и классики русской литературы, которых новое поколение читает в основном в Интернете, – Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Михаил Булгаков, Андрей Платонов. Кроме того, читатели журнала могут предложить своих номинантов, оставив заявку на сайте журнала.
Источник здесь
23 мая 2011
Макинтош, галифе и френч
Макинтош. Шотландский химик Чарльз Макинтош изобрёл способ прорезинивать ткань и начал изготовлять непромокаемое пальто. К тому времени люди ещё не научились вулканизировать каучук, а поэтому плащи были чрезвычайно липучими. Предприятие шотландца прогорело, но память об изобретении осталась. Непромокаемые плащи, а также пальто особого покроя называют макинтошами.
Генерал Галифе придумал, а затем ввёл во французской кавалерии брюки нового образца. Новшество переняли многие армии мира, причём носить галифе стали не только кавалеристы, но и представители других родов войск.
Френч -- это удобная военная куртка с карманами. Слово заимствовано в первую мировую войну из англ. яз., где french -- из собств. имени англ. генерала Джона Дантона Френча. В 1915 году Френча с поста главнокомандующего английским экспедиционным корпусом сняли, а куртки любимого им покроя остались и распространились вместе с названием во многих армиях мира.
Нерадивый да ленивый всегда позади
А что означает слово нерадивый? И как объяснить правописание этого слова?
НЕРАДИ'ВЫЙ, ая, ое; -ди́в, а, о (книжн.).
Ленивый, незаботливый, небрежно относящийся к обязанностям. Н. ученик. Н. работник. А кто полезен вам, к тому вы нерадивы. Крылов. Толковый словарь Ушакова.
НЕРАДИВЫЙ -- не радеющий, ленивый, не старательный, беспечный, не усердный, небрежный, вялый и беззаботный, нерачивый, нерачительный. Нерадивость до босоты доводит. Нерадивец м. -вица ж. нерадивый человек. Нерадеть о чем или к чему, не прилежать, не стараться, не заботиться, не усердствовать, небречь, пренебрегать, лениться, быть беспечным, невнимательным, равнодушным к делу. Нерадение ср. бездействие по знач. глаг. Нерадетельный человек, нерадивый; нерадетель м. -ница ж. нерадельник, -ница ж. нерадивец кому, либо по какому делу. Мы ему нерадетели, не хотим служить на него. У нас народ все нередельщина, ленивый и беспечный. Толковый словарь Даля.
НЕРАДИ́ВЫЙ, -ая, -ое; -ив (разг.). Небрежно относящийся к своим обязанностям, небрежный. Н. работник. Нерадивое отношение к делу.
сущ. нерадивость, -и, ж. Толковый словарь Ожегова и Шведовой.
Этимология.
НЕРАДИВЫЙ. Искон. Преф. производное от радивый «старательный, усердный», суф. образования от рад «старание, усердие, работа», в др. слав. яз. еще известного. См. радеть.
Этимологический словарь, 2004 г.
Россияне выбрали самого нелюбимого министра
Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко оказался чиновником правительства, к деятельности которого россияне относятся критичнее всего. О своем неодобрении работы главы Минобрнауки заявили 37 процентов населения, сообщают "Ведомости" со ссылкой на опрос ВЦИОМа. Положительно о деятельности Фурсенко отозвались лишь 19 процентов.
Источник здесь
Источник здесь
Изменения в шкале пересчёта баллов в Томской области
Произошли изменения в шкале пересчёта первичного балла в оценку.
В 2011 году решением ТЭК Омской области проведена коррекция рекомендуемой ФИПИ шкалы пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (протокол № 1 от 18 апреля 2011 года).
СНИЖЕНО количество баллов, которые необходимо набрать для получения результата «УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» как по русскому языку, так и по математике.
Оценка "2" ставится, если выпускник набрал от 0 до 15 баллов (было от 0 до 18).
Оценка "3" - от 16 до 28 баллов (было от 19 до 28).
Оценка "4" - от 29 до 36 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4).
Оценка "5" - от 37 до 41 балла (из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4).
Это баллы за экзаменацмонную работу по русскому языку на ГИА.
Посмотреть здесь
Есть ли, будет ли подобный приказ в Астраханской области, я не знаю.
22 мая 2011
"ДАРЫ ВОЛХВОВ"
История царицы Савской в Библии тесно связана с израильским царём Соломоном. Согласно библейскому повествованию, царица Савская, узнав о мудрости и славе Соломона, "пришла испытать его загадками". В ответ Соломон также одарил царицу, дав "всё, чего она желала и чего просила". После этого визита, согласно Библии, Соломон стал получать от царицы Савской дань в размере 666 талантов золота.
Сопоставляя скромных обитателей нью-йоркской квартирки с героями Древнего мира, автор даёт понять, что перед душевной красотой этих "маленьких людей" меркнет богатство и могущество царей.
"Да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, -- замечает рассказчик, -- что из всех дарителей эти двое были самыми мудрыми. Среди тех, кто дарит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Так было и будет. Они и есть волхвы".
Уильям Сидней Портер -- О. Генри
Завтра в 6 классе будем читать О. Генри. Герои О. Генри -- миллионеры, ковбои, спекулянты, клерки, прачки, бандиты, финансисты, политики, писатели, артисты, художники, рабочие, инженеры, пожарные... Он избегал общества литературных собратьев, стремился к уединению, дичился светских приёмов, не давал интервью. По нескольку часов в сутки без видимой цели бродил по Нью-Йорку, потом запирал дверь комнаты и писал.
Постепенно он уставал и снижал темп. Тем не менее из-под его пера вышло 273 новеллы -- более чем по 30 в год. Они обогатили газетчиков и издателей, но не самого О. Генри -- непрактичного, привыкшего к полубогемной жизни.
Последние недели жизни О. Генри провёл в одиночестве, в нищем гостиничном номере. Он часто болел, много пил, уже не мог работать. На 48-м году жизни в нью-йоркской больнице он ушёл в мир иной, в отличие от своих героев так и не получив чудесную помощь свыше.
Через восемь лет после его смерти в память о писателе была учреждена премия О. Генри -- ежегодная литературная премия за лучший рассказ.
Приколы из школы
Ответы у доски.
– С какой целью браконьеры уничтожают животных?
– Для добывания пищи или из-за ценного меха. Например, слонов.
– Что означает словосочетание "Сизифов труд"?
– Это значит бесполезная работа. Например, выучил урок, а тебя не спросили!
– Придумай предложение с числительным "три".
– Моя мама работает на ТРИкотажной фабрике.
– Скажи, чем питаются ежи?
– Кактусами.
– Какими видами животноводства занимается сельское население Средней Азии?
– Они занимаются овцеводством, барановодством, верблюдоводством...
Источник здесь
– С какой целью браконьеры уничтожают животных?
– Для добывания пищи или из-за ценного меха. Например, слонов.
– Что означает словосочетание "Сизифов труд"?
– Это значит бесполезная работа. Например, выучил урок, а тебя не спросили!
– Придумай предложение с числительным "три".
– Моя мама работает на ТРИкотажной фабрике.
– Скажи, чем питаются ежи?
– Кактусами.
– Какими видами животноводства занимается сельское население Средней Азии?
– Они занимаются овцеводством, барановодством, верблюдоводством...
Источник здесь
21 мая 2011
О войне через поколения
7 и 14 мая в Центре русского языка в Нюрнберге состоялись открытые уроки русского языка, посвящённые 66-летию Великой Победы. Участниками уроков были ученики 1, 2, 3, 4 и 5 классов немецких школ.
Подготовленная специально для этого презентация дала детям, родившимся в другое время и в другой стране, редкую возможность поговорить о трагическом, с одной стороны, и героическом, с другой, прошлом. Ребята смогли понять смысл таких русских слов, как «город-герой», «тыл и фронт», «блокада и паёк», «ветеран войны», «цена победы».
Во время беседы дети задавали самые разные вопросы, было видно, что, несмотря на огромную дистанцию во времени и пространстве, тема войны и мира волнует и сегодняшнее подрастающее поколение.
В конце уроков каждый ребёнок объяснил, почему он хочет мира на земле. А прочитанное детям стихотворение Натальи Найдёновой «Пусть будет мир» объединило всё ими сказанное:
Пусть пулемёты не строчат,И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Мы помним и благодарим всех павших и живых героев войны!
Источник здесь
Конгресс МАПРЯЛ
В Шанхае завершил работу 12-й конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В течение четырёх дней более тысячи русистов из 48 стран мира обсуждали проблемы преподавания русского языка как иностранного, популяризации русской культуры и литературы в мире, сообщает ИТАР-ТАСС.
– В последние годы мы наблюдаем рост интереса к русскому языку, – отметила президент МАПРЯЛ, президент Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая.
По её словам, имевшие место после распада СССР процессы по снижению использования русского языка в международном общении постепенно поворачиваются вспять.
– По мере укрепления самостоятельности России, роста достижений в политической и экономической сфере, растёт уважение к стране и растут уважение и интерес к языку, – сказала Вербицкая.
Тема проходившего с 11 по 14 мая в Шанхайском университете иностранных языков конгресса МАПРЯЛ – «Русский язык и литература во времени и пространстве».
Читать дальше
КРАСОТА!
«РОМАШКИ для НАТАШКИ )))» на Яндекс.Фотках
...и прост цветок, но чувством добрым
в сияньи царственных полей
прекрасен он на сердца троне –
чудесен в простоте своей!
Самое трудное -- это эпитеты
...В стихах и прозе самое трудное -- это эпитеты, прилагательные. Существительное что! Подумаешь! Ну, дом, парус, пирог, дама, базар, закат, площадь... А вот эпитет -- это, прошу не спорить, самое главное. На эпитете всякое сочинение держится. Попробуйте напишите без эпитетов! Существительное -- это спящий. Прилагательное -- тот, кто его будит. Подойдёт, дёрнет за суффикс и скажет: "Вставай, беспомощное существительное! На работу пора!"
А.А. Грин
Прилагательные и существительные
Существительное -- это изображение. Глагол -- действие. По соотношению количества существительных с количеством глаголов можно судить о качестве прозы. В хорошей прозе изобразительное и повествовательное уравновешено. Боюсь, что я злоупотребляю существительными и прилагательными. Существительное, впрочем, включает в себя часто и эпитет. К слову "брильянт" на надо придавать слово "сверкающий". Оно уже заключено в самом существительном. Излишество изображений -- болезнь века... Почти всегда в хорошей современной прозе изобразительное превышает повествовательное.
В.П. Катаев
Как работать с книгой
При чтении текста нужно решить 4 задачи:
-- ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь;
-- продумать прочитанное, т. е. разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль;
-- сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект;
-- дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Вызвала ли новые мысли, настроения, желания.
Источник здесь
Не лишайте детство беспечности
Статья доктора психологических наук Владимира Кудрявцева.
Повод задуматься над тем, что мы делаем.
Повод задуматься над тем, что мы делаем.
Недавно в передаче «Минута славы» показали очаровательную и очень способную, невероятно артистичную четырехлетнюю девчушку. С двух лет она занимается гимнастикой и вот уже стоит на руках и одновременно поет в микрофон.
– Тебе нравится то, что ты делаешь? – спросил ведущий, когда номер завершился.
– Нет, – ответила малышка.
А еще до передачи ей задавали такой вопрос:
– Кем бы ты хотела быть?
– Всем! – Ответ был кратким и по-своему точным.
Что же такое ее «всё»? Это и полет под куполом цирка, и съемка в кино (то, что она сама включила), и, допустим, сочинение стихов, рисование. Но такое «всё», с точки зрения взрослых, – журавль в небе. Так не бывает. Лучше синица в руке, то бишь микрофон, в который поешь, одновременно делая акробатическую стойку. Это всех восхищает, на это можно натренировать, это глубоко удовлетворяет родительские амбиции.
Им невдомек, что сами дети удовольствия от жизни получают, увы, все меньше. Без тех «журавлей», которые всегда в небе, – без неспешных сказок, спонтанного художественного творчества, своих игр, с точки зрения взрослых, «глупых» – нормальное детство не случается.
Наша героиня, например, признается: акробатика ей не нравится. А выступать здесь – это да, ей перед аудиторией и кинокамерами очень радостно. Будем считать, что это и есть плата за по-настоящему не прожитое и не пережитое детство. Как психолог скажу: она несоразмерно велика.
Мне часто приходится работать с детьми, которые расплатились своим детством за такие вот «радости», не столько свои, сколько взрослых. На корню убитые учебные интересы, невротическая тревожность, эмоциональная расторможенность, неконтролируемое внимание, неадекватная самооценка – это лишь скромный перечень тех проблем, к которым привели детей амбиции взрослых.
О том, что таковы последствия ранней муштры детишек в садиках с «особыми» образовательными программами, в специализированных студиях и спортивных секциях, результат занятий с репетиторами дома, начиная с полутора лет, – многие даже не подозревают, да и мало кто готов согласиться, что это вредно, ведь побуждения родителей самые благие. Нередко они, начитавшись пособий типа «Математика, не отрываясь от груди», берутся выполнять функцию «дошкольного репетитора».
К тому же и общество одобряет вундеркиндов! Но драгоценное время детства отпущено человеку совсем для другого.
Это время ловить своих «журавлей» в небе, заниматься «всем», играть беззаботно и радоваться беспричинно. Чего и хочется пожелать каждой девочке, каждому мальчику.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)