25 сентября 2011

О пользе/бесполезности сочинения школьного

Уверена, что с этим сталкиваются все учителя литературы, когда, задав  сочинение по пройденному произведению, получают либо похожие  работы, либо работы, написанные таким безукоризненным стилем, что хоть на академический конкурс посылай. Как оценить подобное "творчество"? Тема раскрыта, мысли выстроены  логично, цитаты, выводы в наличии... 
Не поленилась сегодня и проверила с помощью программы "Антиплагиат" сочинение по "Слову о полку Игореве" одного своего ученика. Получила результат: уникальность текста составила 40 процентов. Указаны адреса, откуда  сделаны заимствования. Это различные сайты с готовыми сочинениями, рефератами и пр. Ещё раз подчеркну: в сочинении всё правильно (иначе и быть не могло!), по теме, есть план, составленный учеником. Такую же картину увидела и в других работах.
Как поступить? Совсем отказаться от сочинения как формы развития речи и творческих способностей  учащихся, как формы проверки знаний? Или всё же использовать её? Но какой смысл в этом? По-настоящему уникальный текст, может быть, создаст один ученик ... или ни одного. Между тем методисты рекомендуют проведение  сочинений в этом их качестве и дают темы, по которым написано "море" сочинений и списать  нужное труда не составляет. Ещё с большим ужасом воспринимается  призыв вернуться к старой форме выпускного экзамена по литературе за курс средней школы -- сочинению. Что будем тогда оценивать? Изобретательность наших детей в технологии списывания?! Вот и я нынче в  раздумье  и в размышлении о том, как перехитрить  своих "продвинутых" учеников...

Под осенним дождём

под осенним дождем
«под осенним дождем» на Яндекс.Фотках

О Елизавете Петровне, парусе и дожде...

Вспомнила своего преподавателя по  русской литературе 19 века Елизавету Петровну Николаеву. Небольшого роста, дородная, но не полная, всегда безупречно одетая, непременно с каким-то элементом старины русской в дворянском этаком стиле, она  по имени-отчеству заставляла нас вспомнить Елисавету Петровну, незабвенную, прославленную Михаилом Васильевичем Ломоносовым, а по стати, походке, манере передать нам своё неограниченное знание русской литературы и любовь к ней, конечно же, Екатерину Великую.  Царственный вид, кафедра вроде трона... и желание образовать нас незнающих. Так вот вспомнила об Елизавете Петровне, как  она, выслушав мой пространный ответ о Лермонтове на экзамене, попросила  прочитать что-нибудь наизусть.-- А что Вы хотите? -- выпалила я. (Самоуверенная была, однако.) -- "Парус", например, -- был ответ. "Белеет парус..."  прозвучало очень театрально, выразительно и с чувством. Я получила свою "пятёрку". А сейчас, готовя презентацию о живописном наследии поэта, я слушаю  романс  в исполнении И. Козловского и не могу наслушаться. Бывают же на свете голоса! И учителя... А ещё Елизавета Петровна Николаева любила гулять под дождём.  -- Под ногами бы не хлюпало, -- говаривала  она, --  тогда полное удовольствие... У нас сегодня идёт дождик.

24 сентября 2011

КАК В ЗЕРКАЛЕ


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Всероссийский конкурс "Интеллект-экспресс"


По этой ссылке КОНКУРСЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ,
ОСЕНЬ, 2011-2012 учебного года.
ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА для учащихся 3-4 классов и
ЛЮБИМЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК для учащихся 6, 7 и 8 классов.
Здесь размещены задания конкурсов, таблицы  для ответов, ус ловия участия в конкурсе. Чем больше участников в руппе, тем дешевле  оплата участия в конкурсе. Посмотрите задания. Они вам по силам. И, возможно, вы станете призёрами этого престижного всероссийского конкурса. Удачи!

Премию Перельмана отдадут молодым математикам во Франции и США

Специальную должность для молодых математиков учредили институт Анри Пуанкаре в Париже и американский математический институт Клэя. Зарплата будет оплачиваться из Премии тысячелетия. Именно от нее год назад отказался петербургский ученый Григорий Перельман.
Как сообщает «Росбалт», назначенные на должность ученые будут занимать ее от полугода  до года. Вакансия будет финансироваться в течение пяти лет из призового фонда. Видимо, пока не кончатся деньги, предназначавшиеся Перельману, а это, как сообщалось ранее, $1 млн.
Напомним, что на днях математик-отшельник Григорий Перельман был выдвинут в академики Российской академии наук на заседании ученого совета Санкт-Петербургского отделения Математического института РАН. Сам ученый в этом не участвовал.
Источник здесь 

23 сентября 2011

Собор святой Софии в Киеве. Виртуальное путешествие

Собор Святой Софии (София Киевская)
«Собор Святой Софии (София Киевская)» на Яндекс.Фотках
Собор Святой Софии, премудрости Божьей, митрополия (София Киевская), общерусская святыня, главное церковное и общественное здание Древней Руси, выдающийся памятник русского зодчества.
Собор был заложена Ярославом Мудрым в 1017 или 1037 г. (дата основания собора уже много лет является предметом острых споров исследователей). Считают, что 40 мастеров и 80 их помощников могли завершить строительство за 2-2,5 года. Это большой пятинефный крестово-купольный храм с пятью апсидами, к которому примыкали два пояса аркад-галерей. Внутренние галереи — двухэтажные, более узкие, а наружные — одноэтажные и более широкие. Объем храма в целом был ступенчатым, а аркады наружных галерей связывали его с окружающей средой. Завершали собор тринадцать куполов, образовывавших пирамидальную композицию. Могучие лестничные башни, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали торжественность храма.
Читать дальше

УЧИТЕЛЬ -- НАСТАВНИК, А НЕ ПРИСЛУГА

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил, что Россия сделала ошибку, превратив образование в сферу услуг. «Мы должны реанимировать то правильное отношение к образованию, которое существовало в России, в том числе и до революции», - сказал патриарх в Воронежском государственном университете на церемонии присуждения ему степени почетного доктора. Это отношение он описал так: «Преподаватель - не продавец, который предлагает купить у него некоторые знания, это наставник, который помогает молодым найти свой путь в жизни». Предстоятель Русской Церкви отметил, что образование, как и оборона, могут быть «только общенациональным делом», отметив кстати, что не может процветать экономически страна с безграмотным населением.
По мнению патриарха, уровень трудовой дисциплины, трудовой культуры, знаний сегодня в России "находится не на той высоте, на которой все это должно находиться", и в совокупности с отсутствием нравственной ответственности "мы имеем перед собой проблему человеческого фактора - и на воде, и в воздухе, и на земле, где совершаются техногенные катастрофы". 
Источник здесь

ИНТЕРНЕТ - ВИКТОРИНА "Я ЗНАЮ О ЛОМОНОСОВЕ"

Интернет-викторина «Я знаю о Ломоносове» проходит на нашем сайте в 2011 году празднования 
300-летия со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
Приглашаем всех желающих принять участие в Викторине, попробовать свои силы в ответах на интересные вопросы и, став победителем, выиграть призы!
Призовой фонд Викторины:
          1 место: iPad;
           2 место: нетбук;
           3 место: устройство для чтения электронных книг;
           4-300 места: по 300 рублей на мобильный телефон, указанный при регистрации. 

Выставка картин, посвящённых М.В. Ломоносову


К 300-летию Михаила Васильевича Ломоносова

Снова с нами – очередная осень - время подведения итогов, когда можно считать цыплят.
Но нынче – в 2011 году – с нами особая осень - Ломоносовская юбилейная осень, когда исполняется 300 лет со дня рождения одной из самых удивительных фигур в отечественной истории – Михаила Васильевича Ломоносова.
Историки до сих пор спорят, когда именно в осеннюю пору 1711 года родился на острове в дельте Северной Двины в нескольких десятках километров от её впадения в Белое море – на Курострове - будущий первый русский академик. 
По одной версии, это мог быть интервал между 1 и 4 сентября (по старому стилю). Более затверждённой считается дата – 8 ноября 1711 года - по старому стилю или 19 ноября 1711 г. – по новому. 
Именно 19 ноября 2011 года мы отмечаем 300-летний юбилей со дня рождения самого известного помора всех времён и поколений по имени Михайло, родившегося в семье черносошного крестьянина, морехода и добытчика рыбы Ломоносова Василия Дорофеевича и его жены, дочери дьякона Елены Ивановны (в девичестве – Сивковой).
Читать дальше

Грамматические признаки порядковых числительных

Грамматически порядковые числительные сходны с относительными прилагательными. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам и во всех формах согласуются с существительными, к которым относятся. Склоняются порядковые числительные по адъективному склонению (слово третий — по смешанному: третий-,треть-его, треть-ему, треть-им, треть-ем). В составных порядковых числительных склоняется только последняя часть:
И. п. две тысячи второй год
Р. п. две тысячи второго года
Д. п. две тысячи второму году
В. п. две тысячи второй год
Т. п. две тысячи вторым годом
П. п. (одве тысячи втором годе.
Источник здесь

22 сентября 2011

На лугу пасутся ко...

На лугу пасутся ко...
«На лугу пасутся ко...» на Яндекс.Фотках

"Балда" на Грамоте.ru

Игра "Балда" на Грамоте.Ru по ссылке здесь . Там есть описание правил. Можно играть вдвоём, можно -- с компьютером. Попробуйте.

Грамматические признаки местоимений-числительных

Местоимения-числительные немногочисленны. Это слова сколькостолько и образованные от них местоимения несколько, сколько-то, сколько-нибудь.
Как и знаменательные числительные, эти слова не имеют морфологических признаков рода и числа, изменяются по падежам и особым образом сочетаются с существительными: управляют Р. п. мн. числа существительного в И. п. и В. п. и согласуются с существительным в косвенных падежах. Склоняются эти слова одинаково:
И. п. сколько
Р. п. скольких
Д. п. скольким
В. п. сколько
Т. п. сколькими
П. п. скольких
(Ударение в этом местоимении на первом слоге).
Слово нисколько обычно относят не к местоимениям, а к наречиям, так как оно неизменяемо.
Источник здесь

"Путешествие Гулливера" в кино

Завтра на уроке искусства будем говорить о Д. Свифте и его "Путешествии Гулливера". Отрывок из кинофильма "Дом, который построил Свифт" (реж. М. Захаров, Доктор -- А. Абдулов).

21 сентября 2011

Море. Небо. Парус

Белеет парус одинокий...
«Белеет парус одинокий...» на Яндекс.Фотках

"Белеет парус одинокий"

Известно, что хорошая музыка благотворно влияет на человека.  Давайте послушаем романс "Белеет парус одинокий"  в исполнении знаменитого русского певца С. Лемешева.  Вы, конечно, знаете, что слова этого стихотворения, положенного на музыку, написал М.  Ю. Лермонтов.

Несклоняемые существительные

В русском языке есть так называемые несклоняемые существительные. К ним относятся многие нарицательные и собственные заимствования (пальто, Токио), некоторые аббревиатуры (см. о роде аббревиатур), русские фамилии на -ых, -их, -во(Петровых, Долгих, Дурново). Их принято описывать как слова без окончаний. Однако не следует думать, что эти слова не могут стоять в форме определенного числа и падежа. Число и падеж этих существительных выражается внесловно, его можно определить по окончанию согласуемых с этим существительным определений: красив-ого пальто (Р. п. ед. число), красив-ыми пальто (Т. п. мн. числа). Иногда такое склонение называют нулевым.
Источник здесь

Когда используются собирательные числительные?

Собирательные числительные используются:
1) в сочетании с существительными мужского и общего рода, называющими лицпятеро друзей, встретил пятерых друзей; на улице стояло семеро зевак. В подобных конструкциях допускается также использование количественных числительных: пять друзей, пяти друзей;семь зевак;
2) в сочетании с существительными дети, ребята, люди, лица в значении 'люди': у Марии Николаевны пятеро детей, встретил троих ребят, в спектакле шестеро действующих лиц. Допускается также использование количественных числительных: пять детей, встретил трех ребят, шесть действующих лиц;
3) в роли субстантивированных числительных и в сочетании с личными местоимениями:пятеро в серых шинелях, нас пятеро;
4) в сочетании с неодушевленными существительными pluralia tantum (т. е. употребляющимися только в форме множественного числа) и с названиями парных предметов: пятеро ножниц, пятеро щипцов, двое носков. В косвенных падежах используется количественное числительное: пяти ножниц, пятью щипцами, двумя носками.
Источник здесь

20 сентября 2011

Где-то в Таиланде. Виртуальное путешествие

Тапу
А представляете, официальное название столицы Таиланда Бангкока 
переводится как «Город ангелов, великий город, город — вечное сокровище, неприступный город Бога Индры, величественная столица мира, одарённая девятью драгоценными камнями, счастливый город, полный изобилия грандиозный Королевский Дворец, напоминающий божественную обитель, где царствует перевоплощённый бог, город, подаренный Индрой и построенный Вишнукарном».И почему интересно у нас нет таких романтических названий городов?
«Тапу» на Яндекс.Фотках  Источник здесь

"Стонет сизый голубочек". Романс на стихи И.И. Дмитриева

К уроку литературы в 6 классе. Завтра будем читать басню Ивана Ивановича Дмитриева  "Муха" и, разумеется, о знаменитом русском баснописце, которого современники называли "русским Лафонтеном". Написавший около 80 басен, Дмитриев был известен и как лирик. Большой популярностью пользовались (и дожили до наших дней) его лирические песни, раскрывающие внутренний мир человека.

Какие бывают числительные?


  • Количественные числительные – обозначают собственно количество или число: один, два, пять, пятнадцать, тридцать, семьдесят, двести, пятьдесят два и т. д. 
  • Собирательные числительные – обозначают количество как совокупность: двое, трое, шестеро, оба, обе и др. 
  • Порядковые числительные (счетные прилагательные) – числительные со счетно-порядковым значением: пятый, шестой, двадцатый, семьдесят пятое, тридцать вторая.

    Количественные числительные могут быть определенными и неопределенными (ср.: пятьи несколько); по своему строению – простыми (с одним корнем: пять, девять), сложными (с основой, состоящей из двух частей: пятьдесят, пятьсот, девяносто, девятьсот) и составными(состоящими из нескольких слов: двадцать пять, девяносто шесть).
    Источник здесь

Стихотворение про ВРЕМЯ, ПЛАМЯ, СТРЕМЯ


Выполняя задание учебника, попытались сочинить стихотворение с разносклоняемыми существительными. Вот что получилось у Алёны Т. (она тогда училась в 6 классе, сейчас -- семиклассница).
Если нам прикажет ВРЕМЯ,
То, засунув ногу в СТРЕМЯ,
Разведя большое ПЛАМЯ,
Поведём народ за нами.
Станем все директорами,
Например, в колхозе "ПЛАМЯ".
Если нам прикажет ВРЕМЯ,
Разведём такое ПЛЕМЯ.
Наперегонки со всеми
По новаторской системе
Выведем такое В...
И своё прославим ИМЯ.

Разносклоняемые существительные. Почему они так называются?

Эта картинка для 6-классников. Завтра они будут знакомится с разносклоняемыми существительными.  Ребятам надо найти ответ  на вопрос, почему эти существительные так называются. И конечно, запомнить  их: 10 существительных на -мя и существительное путь.