20 ноября 2011

Ответы к заданию 2, опубликованному 17 ноября

1б [с'т'эп']





7б (притяжательное в значении качественного)
8а (нечто имеет форму вин. п.)
9д (одной тысячью пятьюстами шестьюдесятью восемью)
10б
11д
12в (примыкание)
13г (обстоятельственный оттенок)
14а
15д

Особые формы глаголов

Знакомились на уроке русского языка в 7 классе с особыми формами прошедшего времени  у глаголов совершенного вида. В учебнике есть задание: придумать рассказ, употребив в нём  эти самые особые формы. Хватило фантазии, например, на такое.
Заяц прыг на пенёк. Не рассчитал -- и бух в траву. Тут ему на голову  кузнечик шмыг, а зайчишка хвать его. Да промахнулся -- и  бац себе по уху.  Роман Н. (Выделенные словоформы являются краткими формами  прошедшего времени глаголов совершенного вида.)
Отец с сыном охотились в лесу. Тут возьми да выйди  из кустов кто-то большой-пребольшой и хлоп лапой по дереву. В то время заяц прыг прямо перед носом чудища. Еле-еле увернулся и прочь во всю прыть. Отец с сыном, испугавшись, застыли на месте.. Отец, опомнившись, в сердцах  и  говорит: "Провались я на этом месте. Расскажи кому -- не поверят!" Зухра Ш(И в этих предложениях тоже особые формы глаголов совершенного вида.)

17 ноября 2011

Если завтра ... пожар, взрыв, землетрясение...

Любопытное событие произошло сегодня в нашей школе. Вообще-то, мы к нему готовились. У нас были "показательные выступления" в прошлые годы, репетиции в нынешнем. И тем не менее. Наша школа является сборным эвакопунктом на случай чрезвычайной ситуации. Мы должны эвакуировать жителей своего микрорайона. Для этого создаются специальные группы по регистрации эвакуируемых, формированию их в колонны для отправки в загородные пункты. Учителя -- члены этих групп. Сегодня нашу работу  оценивал  представитель МЧС России. Говорят, сказал спасибо. Старшеклассники, исполнявшие роль статистов, понравились проверяющим своей серьёзностью. А  учителя действовали чётко по инструкции. Боже, чем мы только не занимаемся!

Задание 2 по русскому языку к экзаменам и просто для тренировки

1 В каком слове при произнесении наблюдается смягчение твердого согласного?
а) деревня                     г) плёнка
б) степь                       д) весна
в) радостный              е) крошечный
В какой глагольной форме ударение падает не на последний слог?
а) (она) начала                  г) (он) отдал
б) (он) повторит             д) (он) облегчит
в) (уроки) перенесены      е) (она) поняла
3 В каком словосочетании неправильно употреблено слово жилищный!
а) жилищная норма                        г) жилищная комиссия
б) жилищный массив                      д) жилищные условия 
в) жилищное строительство       
е) жилищный вопрос

4 Какое слово имеет одно лексическое значение?
а) окно                              г) подвал
б) стена                           д) коридор
в) потолок                        е) лимит
5 Какая из выделенных падежных форм существительных не допускает вариантного окончания?
а) наломать дров..                  г) задать перц...
б) стакан горячего ча..          д) сбить с толк..  
в) беситься с жир..                е) в стог.. сена
6. В какой из данных кратких форм прилагательных возможно двоякое ударение?
а) вздорна                    г) крепка
б) вкусны                     д) молодо
в) голоден                    е) бела
Какое прилагательное не относится к разряду притяжательных?
а) дедов взгляд                   г) сестрин платок
б) волчий аппетит            д) лисий хвост 
в) папин галстук                е) барсучья нора
8 В каком утверждении допущена неточность?
а) Местоимения некто, нечто имеют форму только именительного падежа.
б) Местоимения мой, твой, наш, ваш, свой изменяются по родам, числам и падежам.
в) Местоимения некого, нечего не имеют формы именительного падежа.
г) Местоимение столько не имеет рода и числа.
д) Местоимение себя изменяется по падежам.
е) Местоимения какой, чей, который изменяются по родам, числам и падежам.
9 Найдите ошибку в склонении числительного одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь.
а) И. одна тысяча пятьсот шестьдесят восемь 
б) Р. одной тысячи пятисот шестидесяти восьми
в) Д. одной тысяче пятистам шестидесяти восьми
г) В. одну тысячу пятьсот шестьдесят восемь
д) Т. одной тысячью пятьсот шестидесяти восемью 
е) П. (об) одной тысяче пятистах шестидесяти восьми
10 В каком предложении изъявительное наклонение глагола употреблено в значении повелительного наклонения?
а) Приятели обнялись. (И.С. Тургенев.)
б) «Идём быстрей». — «Идёмте, мой друг!» (А.П. Чехов.)
в) Я к вам пишу... (А.С. Пушкин.)
г) Завтра меня уже не будет здесь, я ухожу от отца. (А.П. Чехов.)
д) Мой отец никогда ничего не скажет, вот сами увидите. (Н.Островский.)
е) С зари кукушка за рекою кукует звучно вдалеке. (И.А. Бунин.)
11 В каком слове нужно писать одно н?
а) избран..ые сочинения                  г) считанные дни
б) балован..ый ребёнок                   д) назван..ый брат  
в) подлинный документ                  е) обетова..ая земля
12 Какое словосочетание по способу связи главного и зависимого слов «выпадает» из данной группы?
а) лодка с парусом                          г) банка с вареньем
б) гоняться за бабочкой                д) рисовать красками
в) продавать в розницу                  е) довольный подарком 
13 Расставьте знаки препинания. В каком предложении причастный оборот не отделяется запятой?
а) Поражённый страхом я иду за матушкой в спальню. (А.С.Пушкин.)
б) Сплошь покрытое осенними тучами небо отразилось вводе. (М.Горький.)
в) Однажды ночью все проснулись от далёкого грохота похожего на гром. 
(А.Н. Толстой.)
г) Проводимые с друзьями часы оставались для меня самым лучшим отдыхом от каждодневных забот. (А. Серов.)
д) Взволнованный и раздражённый этими мыслями князь Андрей пошёл в свою комнату, чтобы написать отцу. (Л.Н. Толстой.)
е) Утомлённый долгой речью я закрыл глаза и зевнул. (М.Ю.Лермонтов.)
14 Расставьте знаки препинания. В каком предложении постановка запятой перед союзом и обязательна?
а) В саду было тихо, прохладно и тёмные покойные тени лежали на земле. (А.П. Чехов.)
б) Пели петухи и было уже светло, как достигли они Жадрина. (А.С.Пушкин.)
в) Из окошка далеко блестят горы и виден Днепр. (Н.В. Гоголь.)
г) Что такое эта болезнь и что сказал доктор? (А.П. Чехов.)
д) Но и в этой комнате, посередине, стояла пустая ванная и была пролита вода по ковру. (Л.Н. Толстой.)
е) Что ж они там собирались и что им нужно от меня ? (И.А.Гончаров.)
15 В данных предложениях, за исключением одного, следует поставить тире или запятую. В каком предложении знак препинания не нужен?
а) Здесь не житьё им рай. (И.А. Крылов.)
б) Один с сошкой семеро с ложкой. (Пословица.)
в) Было бы здоровье остальное будет. (Пословица.)
г) Добро творить себя веселить. (Пословица.)
д) На поляне той гора вся из чистого серебра. (П.П. Ершов.) 
е) Я умираю мне нечего лгать. (А. К. Толстой.)
Ответы опубликую в воскресенье, 20 ноября. 

Комментарий к ответу на задание 15

По просьбе Евгения, нашего постоянного читателя,  публикую этот комментарий к ответу на задание 15 (13 ноября). 
Суть -- сущность, существо, самость, основанье, самое главное, важное в деле; зерно, ядро, нутро. Дойти до сути. Самая суть бытия от нас сокрыта.

16 ноября 2011

Ответы к заданиям за 13 ноября

1 в    2 е   3 б   4 г  5 е  6 б   7 е  8 в (прилагательное в переносном значении)  9 а   10 в   11 д   12 в (управление)  13 д    14 д     15 а

15 ноября 2011

Грибоедов -- пианист. Два его вальса


Грибоедов – пианист часто выступал в кругу друзей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и аккомпаниатор. Его партнерами по совместному музицированию были певцы-любители, артисты итальянской оперной труппы, композиторы. Так, например, под его аккомпанемент впервые Верстовский исполнил только что сочиненный им романс «Черная шаль». К великому огорчению, большинство сочиненных Грибоедовым пьес не было им записано на нотную бумагу и для нас безвозвратно потеряно. Сохранились лишь два вальса. Они не имеют названий, поэтому будем именовать их музыкальными терминами: Вальс ля-бемоль мажор и Вальс ми минор. Первый из них написан в течение зимы 1823/24 года. Об этом рассказывает Е.П. Соковнина, племянница С.И. Бегичева, лучшего друга Грибоедова: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию «Горе от ума» и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. У меня сохранился сочиненный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он передал мне в руки». Это была первая редакция вальса e-moll. Соковнина переслала его рукопись в редакцию «Исторического вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие». Итак, свидетельство Соковниной устанавливает, что сочинение одного из вальсов относится к периоду окончательной отделки «Горя от ума». Другой вальс, As-dur, был написан, по-видимому, тогда же.
Однако музыкальное творчество Грибоедова не ограничивалось дошедшими до нас вальсами. Дочь П.Н.Ахвердовой, у которой воспитывалась будущая жена Грибоедова, рассказывала исследователю Н.В. Шаламытову, что в первую поездку в Персию (1818 г.) Грибоедов, посещая дом ее матери в Тифлисе, часто «садился за инструмент и играл большей частью вещи своего сочинения. Она же вспоминает, что Грибоедов, во время второй поездки в Персию в качестве полномочного министра (1828 г.), снова останавливалась у П.Н. Ахвердовой и здесь часто играл для детей «танцы своего сочинения», мелодии которых, - продолжает она, - я еще ясно помню, не очень красивые и несложные».
Читать полностью здесь

Грибоедовская Хмелита


Жёлуди

Желуди
«Желуди» на Яндекс.Фотках
 Люди проводят специальные акции. Собирают жёлуди , чтобы  посадить их и возобновить  загубленные пожарами леса.  А для тех, кто не знает (ест ь-есть такие!), жёдуди -- это плоды дуба.

Как поставить вопрос от главного к придаточному предложению?

По ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/90472af4-179e-47c7-8015-b5009b0ce241/%5BRUS9_208%5D_%5BIM_260%5D.swf интерактивная таблица в продолжение к предыдущему посту -- "К чему относится придаточная часть в сложноподчинённом предложении?"
И ещё одна таблица здесь Посмотрите и  и запомните  метод определения связи между придаточной и главной  предикативными частями в сложноподчинённом предложении.

От чего задавать вопрос к придаточному предложению?

По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d48da927-608f-4667-9a80-43b67b6a22c1/%5BRUS9_208%5D_%5BIA_258%5D.swf интерактивная таблица "От чего задавать вопрос к придаточному предложению?" Объясняет  тему об особенностях присоединения придаточной части  к главной в сложноподчинённом предложении.

14 ноября 2011

Контрольное сообщение из-за неувязки с датой

Какая-то путаница с датами выхода сообщений. Публикую сейчас -- а дата вчерашняя. Нет, кажется, всё нормально. Это сообщение контрольное.

13 ноября 2011

Сложноподчинённые предложения с придаточным места

Придаточные места указывают на место или направление движения, отвечают на вопросыгде? куда? откуда? Они относятся не ко всей главной части, а к одному слову в ней — обстоятельству места, выраженному местоименным наречием (там, туда, оттуда, нигде, везде, всюду). Средством связи в СПП с придаточными места являются союзные слова где, куда, откуда, выступающие в синтаксической функции обстоятельств:
А там, в сознании, где еще вчера было столько звуков, осталась одна пустота(К. Г. Паустовский).
В разговорной речи соотносительное наречие в главной части может опускаться, и эта часть становится неполной, придаточная часть относится к этому пропущенному наречию, например: Он пошёл, куда ему захотелось, где в главной части пропущено слово туда.
Обычно придаточные места стоят после указательного слова в главной части. Расположение придаточной части перед главной представлено только в разговорной речи, преимущественно в пословицах и поговорках:
Где тонко, там и рвется.
Источник здесь

Сложноподчиненные предложения с придаточными времени

В дополнение к учебнику 9 класса
Придаточное времени относится ко всей главной части, указывает на время протекания действия в главной части, отвечает на вопросы когда? как долго? с каких пор? до каких пор? и присоединяется к главной части при помощи подчинительных союзов когда, как, пока, едва, только, прежде чем, в то время как, до тех пор пока, с тех пор как, как вдруг и др.:
С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий(М. Ю. Лермонтов).
Только что вы остановитесь, он начинает длинную тираду (М. Ю. Лермонтов).
При наличии в главной части слова со значением времени, в том числе указательного слова тогда, придаточная присоединяется союзным словом когда, стоит после этого слова в главной части и относится именно к нему:
Нынчекогда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике (М. Ю. Лермонтов) — придаточное относится к наречию нынче и присоединяется союзным словом когда, являющимся обстоятельством.
От предложений с соотносительным наречием в главной части нужно отличать предложения со сложными союзами, которые могут быть разбиты на две части запятой. Такие союзы встречаются не только в СПП с придаточными временными, но в других их типах. Разбиение союза запятой не изменяет его частеречной принадлежности и типа придаточного предложения. Например, предложения Дождь идет, с тех пор как мы вернулись и Дождь идет с тех поркак мы вернулись имеют в своем составе один и тот же союз с тех пор как.
 Читать дальше

Придаточные обстоятельственные

Придаточные обстоятельственные замещают позицию обстоятельств разного рода и отвечают на вопросы, характерные для обстоятельств. В русском языке представлены следующие виды обстоятельственных придаточных предложений: времени, места, причины, следствия, условия, уступки, сравнения, образа действия, меры и степени. Во всех трех учебных комплексах выделены эти виды придаточных предложений, но придаточные образа действия и степени объединены в них в одну группу.
Источник здесь


Задания по русскому языку. Тренировка к экзамену и не только

С сегодняшнего дня начинаю публиковать задания по русскому языку в качестве гимнастики для ума. решите их, обязательно запишите ответы. В среду напечатаю ответы.      Задание 1
1 В каком слове количество букв и звуков не совпадает?
а) подъём г) гостья
б) паяльник д) балалайка
в) мороженое е) якорь
В каком слове допущена ошибка в транскрипции?
а) [с'н'эк] г) [п'эс'инка]
б) [б'эр'ик] д) [учин'ик]
в) [б'ир'ига] е) [йожик]
3 В каком слове есть непроизносимый согласный?
а) я?ства г) уча?ствовать
б) редкос?ный д) ровес?ник
в) искус?ный е) опасность
4 Какое слово не является родственным?
а) излагать г) налаживать
б) положение д) полагать
в) прилагательное е) предложить
5 Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
а) заколка г) безграмотность
б) рассказчик д) подъёмник
в) расстройство е) подберёзовик
6 Какое слово неправильно разобрано по составу?


7 Какое существительное не относится ко II склонению?
а) студень г) монастырь
б) олень д) лунь
в) туш е) бронь
8 В каком словосочетании относительное прилагательное употреблено в значении качественного?
а) волчий хвост
б) розовое варенье
в) золотой характер
г) эмалированная кастрюля
д) цветная картинка 
е) шоколадная конфета
9 Какой глагол не относится к I спряжению?
а) гореть  г) брить
б) бороться д) веять
в) реветь е) топтать
10 Чем является выделенное слово?
Всё хорошо под сиянием лунным! (Н.А. Некрасов.) Выбери ответ:
а) наречие
б) полная форма прилагательного
в) краткая форма прилагательного
г) частица
д) слово категории состояния
е) форма сравнительной степени прилагательного
11 Какой предлог оканчивается на -ии?
а) вследств.. г) наподоб..
б) в заключен.. д) в отношен..
в) в продолжен.. е) в течен..
12 В каком словосочетании слова связаны не способом примыкания?
а) яйцо всмятку
б) говорить громко
в) управлять лодкой
г) идти пешком
д) бег трусцой 
е) ехать верхом
13 В каком предложении употреблено составное глагольное сказуемое?
а) Буду петь я и радость и горе. (И.С. Никитин.)
б) Сергей Михайлович был человек уже немолодой, высокий, плотный. (Л.Н. Толстой.)
в) Окунь сорвался с крючка и... бултых в воду. (А.П. Чехов.)
г) Ветер показался мне не силён. (А.С. Пушкин.)
д) Шутить и он горазд. (А.С. Грибоедов.)
е) Главное в литературе — написать. (П. Загребельный.)
14 Какого вида выделенное придаточное предложение? Я был горд тем, что у меня такой замечательный ни на кого не похожий батя, что у него вольная, независимая жизнь, и я мечтал, что, как только вырасту, батя обучит меня плотничать. (А. Варламов.) Выбери ответ:
а) определительное
б) изъяснительное
в) следствия
г) образа действия и степени
д) времени
е) причины
15 Какое словосочетание считается нормативным?
а) главная суть
б) тёмный мрак
в) ценные сокровища
г) ведущий лидер
д) масляное масло 
е) вновь возобновить

12 ноября 2011

Спят усталые игрушки, мишки (коалы) спят...

Спят усталые игрушки, мишки (коалы) спят....
«Спят усталые игрушки, мишки (коалы) спят....» на Яндекс.Фотках
Коала – одно из самых очаровательных и трогательных животных. Многие зоопарки мечтают иметь у себя в коллекции этого «плюшевого мишку», но основная проблема содержания этих зверей в неволе – их привередливость в плане еды. Коалы питаются только листьями эвкалипта, причем только определенного вида. Я давно мечтала увидеть коалу живьем, но до Австралии слишком далеко, да и слишком дорого. И вот в этом году мне посчастливилось, причем, дважды. В феврале в Чиангмайском зоопарке в Таиланде я имела счастье подержать эту живую игрушку на руках. Посмотреть можно здесь http://fotki.yandex.ru/users/ptachka1/view/334296?page=1 А это вторая встреча в Бёвале во Франции. Это лучший зоопарк, который я видела. Там есть даже ламантины. 
Источник здесь

Слабо создать виртуальную экскурсию!

Михаил Юрьевич Лермонтов, его стихи и картины занимают мои мысли вот уже два месяца, наверное. Дело в том, что я учусь всё это время в мастер-классе по созданию виртуальной экскурсии с помощью POWER POINT. на портале "Сеть творческих учителей". Мне показалось это учение таким сложным, что  я чуть его не бросила на полдороге. Тема моей ВЭ "Лермонтов-художник". 
 Хотите -- загляните на страницу нашей творческой группы по ссылке http://www.it-n.ru/Board.aspx?cat_no=107408&Tmpl=Themes&BoardId=262878. (Если я всё-таки дойду до финала, экскурсию покажу).

Путешественница

Сегодня брала из ремонта свои принтеры. И в сервисном центре, в котором я постоянный клиент (заправляю картриджи, он и называется незамысловато "Заправский"), познакомилась с девчушкой (иначе я её назвать не могу)... из Кореи! Мой вопрос: из Северной или Южной показался  ей почти что бестактным. Из Южной, разумеется. Но самое удивительное, что эта 21-однолетняя девушка путешествует одна из своей страны в Иран и далее в Турцию. В Актау она неделю ждала паром в Баку, однако паромы перестали ходить: на Каспии штормит. Добралась до Астрахани на поезде, отсюда поедет в столицу Азербайджана. И дальше... Одета  просто: куртка, кроссовки, рюкзак за плечами, пакет. "Холодно у  вас," -- посетовала на погоду.  По-русски понимает и прилично говорит. Вспомнилось лермонтовское о листьях: куда вас гонит. Интересно -- зачем.

11 ноября 2011

Нашей маме, бабушке и прабабушке посвящается

АНГЕЛ
По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
 Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов;
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
 Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался — без слов, но живой.
 И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна;
 И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

10 ноября 2011

«ИМЕНА ЗЕМЛИ АСТРАХАНСКОЙ»: ИТОГИ ПОДВЕДЕНЫ

31 октября завершилось голосование по кандидатурам в «Имена Земли Астраханской». Последней площадкой, на которой желающие могли выразить свою поддержку тому или иному историческому персонажу или современнику, оставался интернет. И вот сайт votename.ru принял последние голоса за номинантов.
Еще раньше, как уже сообщалось, было завершено голосование посредством заполнения анкет. Сотни волонтеров-добровольцев проекта «Имена Земли Астраханской» обошли всех горожан и селян, пожелавших принять участие в выборе людей - символов края.
Настало время подводить итоги.
Всего в голосовании приняли участие более 200 тысяч человек. Иными словами, примерно каждый пятый житель области выразил свое отношение к кандидатам в «Имена».
В городе Астрахани было заполнено почти 37 тысяч анкет. Их обработка дала следующие результаты:
В номинации «Лица истории» с большим перевесом на первом месте оказался основатель Астраханской губернии император Петр I. Второе и третье места заняли, соответственно, бывший губернатор Анатолий Гужвин и казахский поэт и просветитель Курмангазы. Помимо них, в десятку лидеров вошли художник Борис Кустодиев, оперная певица Мария Максакова, нефтепромышленник Альфред Нобель, купец и меценат Иван Варваций, историк и губернатор Василий Татищев, купцы братья Губины и ногайский просветитель Абдул-Хамид Джанибеков.
Номинацию «Общественное признание», посвященную нашим современникам, возглавил ректор АГТУ профессор Юрий Пименов. На втором и третьем местах, соответственно – архиепископ Астраханский и Енотаевский Иона и певица Надежда Бабкина.
Наконец, больше сотни тысяч человек предпочли отдать свои голоса за великих земляков в интернете. Здесь ситуация выглядит следующим образом:
На первом месте в номинации «Лица истории» – Петр I. Второе и третье места заняли Анатолий Гужвин и Мария Максакова. В десятку лидеров вошли также герой войны 1812 года Серебджаб Тюмень, Абдул-Хамид Джанибеков, Курмангазы, Альфред Нобель, татарский поэт Габдулла Тукай, Василий Татищев и Борис Кустодиев.
Лидером номинации «Общественное признание» является Юрий Пименов. За ним следуют архиепископ Иона и Надежда Бабкина. Также в первой десятке – Ринат Дасаев, писатель и краевед Александр Марков, режиссер и актер Владимир Меньшов, Мария Максакова-Игенбергс, актеры Дмитрий Дюжев и Анастасия Заворотнюк, депутат областной Думы, лидер татарского культурного общества «Дуслык» Анвер Алмаев. 
Таким образом, на первое место по общим результатам голосования в номинации «Лица истории» и анкетным путем, и через всемирную паутину выходит Петр I. На втором месте – Анатолий Гужвин, третье место занимает Курмангазы.
А вот как выглядят предпочтения астраханцев в номинации «Общественное признание». На первом месте – Юрий Пименов, на втором и третьем, соответственно – архиепископ Иона и Надежда Бабкина. 
В ближайшее время будут подведены итоги конкурса сочинений, эссе и рисунков, посвященного «Именам Земли Астраханской».
Источник здесь