26 декабря 2011

Как различить причастия и прилагательные?

В нашем языке на вопрос “какой?” отвечают многие разряды частей речи: например, порядковые числительные (третий - какой по счету?), некоторые разряды местоимений (некоторый, такой, никакой и т.д.), первообразные прилагательные (юный, синий), отыменные прилагательные (озерный, ветреный), отглагольные прилагательные (кошеный, веяный) и причастия (скошенный, посеянный).
Наибольшие трудности встречаются в разграничении разрядов прилагательных и причастий. По вопросу их не различить: вопрос одинаков - «какой?» или «каков?» Разница между прилагательными первообразными и отыменными (в дальнейшем мы их будем называть прилагательными) и отглагольными прилагательными и причастиями (в дальнейшем - причастия)* определяется так:
причастия допускают замену на оборот “тот, который + однокоренной глагол” или “тот, которого + однокоренной глагол”; прилагательные такую замену не допускают.
Примечания:
1.Оборот предполагает существование вариантов: не только "тот, который...”, но и “та, которая...”, “те, которые...”, “того, которого...” и т.п.
2.Обратите особое внимание, чтобы в обороте, заменяющем причастие, был именно глагол. Встречаются ошибочные замены: покрашенный - “тот, который покрашен”. Покрашенный – причастие (тот, который покрасили), но покрашен - не глагол, это краткая форма слова покрашенный. Если продолжить аналогию, то и словабелый (...который бел), Борис(...который Боря) и многие другие будут казаться причастиями.
Например: летящий - тот, который летит, окрашенный - тот, который окрасили, обучаемый - тот, которого обучают. Слова белый, соломенный, зеленый такую замену не допускают.
Источник здесь

Семиклассники в тупике, или Трудности в освоении причастия

По учебнику М.В. Панова изучаем сейчас в 7 классе тему "Причастие". Когда объяснишь материал, вроде бы всё понятно. Как только дело доходит до практического применения полученного знания,  появляются ошибки либо обнаруживается вообще полное непонимание того, что "прошли". 
Например, учились "узнавать  причастие в лицо".Так, забывали, что оно обозначает процессуальный признак (проще -- образуется от глагола) и относили к причастиям прилагательные в словосочетаниях блестящий шарик, следующий ученик, мотивируя тем, что есть же в этих словах суффикс -ящ- и -ющ-.
Трудности возникли  и при определении границ причастного оборота. Худо-бедно причастие находили и подчёркивали как определение, а зависимые слова не видели. Дала схему: от причастия могут зависеть разные обстоятельства, дополнение, записали вопросы, на которые они отвечают. Стало понятнее -- уже только  человека три-четыре из класса допускают ошибки. И тем не менее если причастный оборот  достаточно распространённый и в предложении он встречается не один, то  ошибаются  многие из ребят.
У современных детей возникают трудности в установлении логико-смысловых связей между словами в высказывании. Видимо, это является следствием издержек смс-мышления, привычки выражать мысли отдельными словами, не связывая их  и не устанавливая причинно-смысловых отношений между ними.  

22 декабря 2011

Это похоже на любовь

Интереснейший материал о Пушкине по этой ссылке http://comilfo11.blogspot.com/2011/12/blog-post_5435.html в блоге "После уроков". Рекомендую девятиклассникам.

Аудиозапись текста для сжатого изложения

Пройдя по этой ссылке  http://krukovapolina.webasyst.net/files/3e1066af , можно скачать текст для сжатого изложения  в формате ГИА. Как известно, в 2011-2012 учебном году на экзамене будет использовано электронное прочтение текста. Есть возможность потренироваться, если вы воспользуетесь моим советом

21 декабря 2011

Малой академии наук "Интеллект будущего" выделены премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году

В соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 20 октября  2011 г. N 2502  "Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2012 году", в данный перечень включены следующие конкурсы Общероссийской Малой академии наук «ИНТЕЛЛЕКТ БУДУЩЕГО»:
Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся «ЮНОСТЬ, НАУКА, КУЛЬТУРА»;
Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся и студенческой молодежи «Научный потенциал-XXI»;
Всероссийский конкурс «Интеллектуально-творческий потенциал России»;
Всероссийский конкурс по социальному проектированию «Интеллектуальная инициатива-XXI»;
Всероссийский литературно-творческий конкурс «Созвездие талантов»;
Всероссийский конкурс педагогов «Образование: взгляд в будущее».
Победители и призёры этих конкурсов получат премии в размере 60 000 и 30 000 рублей соответственно.
Источник здесь

Шкала перевода баллов в отметки (ГИА - 2012)

По этой ссылке  http://www.fipi.ru/binaries/1253/perbal2012.pdf рекомендации о переводе баллов за экзамен ГИА в школьную пятибалльную систему.

На шагающих утят...

 
Всё болею и болею и никак не могу выздороветь. Может, этот задорный танец поможет?! А "вышла" на него я, благодаря Наде. У неё в блоге есть ещё французская версия этой швейцарской песенки 1950 годов.

18 декабря 2011

ЗОЖ: алкоголь -- минус

Вчера в нашей школе прошло мероприятие под девизом "За здоровый образ жизни". Нашему классу досталась одна из вредных привычек - а именно алкоголь. То есть по сценарию  ребята должны показать, насколько вредно потребление алкоголя. Мы выбрали форму  телевизионной программы с названием "Алкоголь минус", в которой "историки" представили, как появился алкоголь,  "врач" прокомментировал вред, который наносит употребление алкоголя человеческим органам, "аналитик" презентовала результаты исследования отношения к алкоголю учащихся 5-7 классов нашей школы. Не обошлось без накладок: парень в роли "маски откровения" опоздал на "передачу" -- пришлось срочно менять его, Саша Е. справился с задачей. Как и Сергей С,  Мартина С, Елена А., Таня Ш,  Парвана А., Ксения К.--  участники нашей   творческой группы. Далее видеоиллюстрация к их выступлению.

Наглый пассажир

Наглый пассажир
«Наглый пассажир» на Яндекс.Фотках

Пять шагов написания сжатого изложения


ГИА 9 класс. Аудиозапись для изложения


Вопросы к устному экзамену по русскому языку

По этой ссылке https://docs.google.com/document/d/16vcOQX7D63XYRIbEZLLJo_uDbeenLBF7yCzZ5lL1rlo/edit?hl=ru экзаменационные вопросы для устного экзамена по русскому языку в 9 классе. Правда, пока окончательно не определено, будут ли девятиклассники сдавать этот экзамен, как прежде, в традиционной форме или нет. Однако иметь вопросы, как говорится, под рукой, думаю, что не вредно. Это как программа подготовки к экзамену, повторения курса русского языка. 

17 декабря 2011

Мальчишки заняли 3 место

Стало известно, что два моих 6-классника Кирилл Гороховский и Илья Михайлов  заняли 3 место в российском конкурсе "Любимый русский язык", став его лауреатами. Будем ждать теперь документального подтверждения. Результаты опубликованы на сайте "Интеллектуально-творческий потенциал России". 

14 декабря 2011

Фурсенко назвал страшилками слухи о планах сделать образование платным

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко в категоричной форме вновь опровергает информацию о планах по переводу системы общего образования полностью на платную основу. "Это исключено, это - страшилка, я рассматриваю это как чистую провокацию", - заявил Фурсенко в понедельник журналистам в Мехико. 
По словам министра, человек, который попытается это сделать, закончит свою политическую карьеру. "Вы можете себе представить хоть одного политика, вводящего платное образование? Человек, попытавшийся реализовать эту идею, - конченый человек", - подчеркнул глава Минобрнауки.
Фурсенко отметил, что в этих слухах определенно присутствует политическая составляющая, так как эта тема очень благодатная. "Мы гарантируем в полном объеме финансирование из федерального бюджета всего государственного образовательного стандарта", - сказал министр. При этом в новом законе впервые прописаны условия обучения, что является законодательной основой для вложения бюджетных средств в систему общего образования, добавил он. "Этим людям (говорящим об отмене бесплатного образования) нужно просто лечиться", - подытожил Фурсенко.

Источник здесь


За участие в национальной образовательной программе

Вчера получила эту книгу. Огромное спасибо Валентине Викторовне Шуруто, которая мне её прислала. В книге на  120 странице значится моя фамилия как победителя Российского конкурса "Педагогическое наследие", посвящённого С.Т. Шацкому. 

Из истории допечатной книги. Книги на дереве


В музеях древней истории Китая часто можно встретить бамбуковые или деревянные дощечки с написанными кистью иероглифами. Это самые ранние книги в Китае. Их называют «цзянь». Возможно, что дощечки использовали уже с XVII в. до н.э. в течение 1600-1700 лет.
Процесс изготовления бамбуковых дощечек был нелёгким. Бамбук – растение, стебель которого (одревесневшая соломина) достигает высоты 40 метров и диаметра до 30 см. Стебель разрезали на коленца, а потом на полоски, которые сушили на костре, чтобы в древесине не заводились черви и полоска не сгнила. Готовые бамбуковые дощечки получались длиной от 20 до 70 см. Для нанесения записей чаще всего использовали деревянные палочки, обмакивая их в лак, сделанный из сока дерева. В случае ошибки неверный иероглиф соскребали маленьким ножом.
Читать дальше

Какие тут придаточные обстоятельственные?

По этой ссылке http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/5440b855-2f75-4cff-9182-7ec5cad43d52/61578/?interface=pupil&class=51&subject=8 несколько вариантов электронных заданий по теме "Придаточные обстоятельственные". В них необходимо расставить знаки препинания, поставить вопрос к придаточной части, определить вид придаточной части. Как и в любом интерактивном задании, ответы проверяются сразу, и если неправильно ответил, можно поискать и найти правильный ответ. Дерзайте, девятиклассники!

13 декабря 2011

Астрахань. Телебашня

Телебашня
«Телебашня» на Яндекс.Фотках

Понятие о причастиях. История изучения вопроса

Язык так же древен, как и сознание. Как и все в природе, он эволюционирует, подвергается изменениям. Изменяется количественный и качественный состав частей речи. Одним из интересных, дискуссионных лексико-грамматических классов слов, имеющих своеобразную историю, являются причастия. Приведем определения причастий.
«Причастия обозначают процесс как признак предмета и обладают общими с глаголами и прилагательными свойствами» [Шанский, Тихонов, 1981, с. 212].
В.В. Виноградов считает, что в причастиях «глагольность выражается как окачествлённое действие, приписанное предмету и определяющее его наподобие имени прилагательного… со стороны глагола в грамматическое строение причастий входят категории вида, залога и времени. Со стороны же имен прилагательных присоединяются сюда формы согласования в роде, числе и падеже, выражаемые аффиксами - ый, -ий, -ая, -яя, -ое, -ее и связанной с ними системой склонения» [Виноградов, 1972, с. 221].
Вывод: во всех определениях подчеркиваются многосторонние связи причастий одновременно с двумя частями речи: глаголами и прилагательными. В связи с этим возникает вопрос о грамматическом статусе причастий, их месте в системе частей речи. Читать дальше

12 декабря 2011

Эти неуступчивые придаточные уступительные

1. Вопросы: придаточные уступки отвечают на вопросы несмотря на что? вопреки чему?
2. Средства связи: придаточные уступки прикрепляются к главному предложению при помощи:
  • союзовхотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пускай (в значении «хотя»),пусть (в значении «хотя»), даром что (в значении «хотя») и др.;
  • союзных словкак, сколько, что, где, куда, кто и др. – с обязательной частицей ни.
Составные союзы несмотря на то что, невзирая на то что обычно, но не всегда, разбиваются на две части, первая из которых (несмотря на то; невзирая на то) отходит в главное предложение и становится указательным словом – обособленным обстоятельством уступки:
Он выглядит опрятным, чистымнесмотря на то, что одежда его изрядно поношена(Федосеев).
3. Место в предложении: придаточные уступки могут стоять после главного предложения, перед главным предложением, в середине главного предложения.
    Например:
  1. Было уже совсем тепло [несмотря на что?], хотя кругом лежал рыхлый, тяжёлый снег (Семушкин).
    [   ], (хотя – союз).
    2. [Несмотря на что?] Как бы ни говорили девушки по всему белому свету, всё становится милым в их устах (Фадеев).
    (как ни – союз. слово), [   ].
    3.  У него ничего не клеилось [несмотря на что?], что бы он ни предпринимал (Фадеев).
    [   ], (что ни – союз. слово).
    Источник здесь

Дмитрий Быков. "Календарь-2"


Издательство Астрель выпускает тиражом 7 000 экземпляров книгу Дмитрия Быкова «Календарь-2. Споры о бесспорном".
«Календарь-2″ – это публицистическое произведение, в котором автор пишет о том, что происходит сегодня и сейчас в России, и одновременно – о давно минувшем. Книга наполнена рассказами о диссидентах и декадентах, о «понаехавших» и о «невыездных», о братьях Стругацких и братьях «Серапионовых», о Джеке Лондоне, Владимире Набокове, Артуре Конан Дойле и Агате Кристи, о Джамбуле Джамбаеве и о генерале Корнилове – о многих других и многом другом, объединенном волей писателя под одной обложкой. Источник здесь