Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
07 января 2012
06 января 2012
Новый роман Мишеля Уэльбека «Карта и территория"
Лицо Мишеля Уэльбека немолодо, утомленно, печально и, пожалуй, испито… Это –
лицо дряхлой Европы. Хотя оно и помято, но все-таки аристократично и холено. В
своих предыдущих работах Уэльбек предупреждал, что дело пахнет керосином, и
прогнило «что-то» не только в Датском, но и в Германском, Испанском, Французском
и других благополучных королевствах западнее такой-то параллели. Но, видимо,
публику не слишком проняло. Одиночество, главный герой «Элементарных частиц»,
«Возможности острова», «Платформы» и его родные братья – гедонизм с эгоизмом –
не очень впечатлили читателей.
Рецензия полностью здесь
05 января 2012
О романе Елены Колядиной «Потешная ракета»
Два ядра в одну воронку, как известно, редко попадают. А когда второй снаряд
вовсе не ядро, а залп фейерверка или, скажем, потешная ракета, вероятность этого
трюка сводится к нулю. Праздничный карнавальный салют не то что в воронку, а
даже в царский терем не угодит, зато зрелище ротозеям подарит прелепое.
Как же, должно быть, обрадовались те, кто проклинал Елену Колядину за ее
«богохульный» и «кощунственный» «Цветочный крест», якобы поставленный на русской
литературе! Точнее не за сам роман, а за премию, которой его удостоили. Почти
целый год они бегали, схватившись за голову и за сердце, вопя: «Конец ‘Русского
Букера’! Конец литературы! Конец культуры! Афедрон! О, ужас!». А теперь, когда
впопыхах вышло неожиданно-предсказуемое продолжение скандального романа, вроде и
успокоиться можно и, может быть, даже похвалить его. Самое страшное миновало:
вспышка успеха померкла, начался мейнстрим… Продолжение рецензии здесь
ВЕЧНЫЙ ТИНЕЙДЖЕР
1 января 1919 года родился Джером Дэвид Сэлинджер
Сэлинджеровский бум в Америке начался в 1953 году, после того как роман «Над
пропастью во ржи» (1951) был переиздан в дешевом издании. Тогда же вышла его
книга «Девять рассказов». И тогда же писатель покинул Нью-Йорк и поселился в
Корнише (штат Нью-Хэмпшир), в хижине у ручья, о которой мечтал Холден
Колфилд.
Американские 1950-е – это время, когда натуры утонченные и чувствительные
изнемогали под тяжестью конформизма, расцветающего в «массовом обществе
потребления». Они видели разверстую пропасть между собой и теми, кого они
считали «одномерными людьми» (по-русски говоря – быдлом). В моду входили
аутсайдеры – битники, странники, хипстеры, «белые негры», просто негры и
сэлинджеровские freaks (чудики).
Читать дальше
04 января 2012
Юное дарование -- мой земляк
Совершенно неожиданно попали на концерт вокальной и органной музыки в лютеранской церкви в Сарепте. Выступали Наталья Фомичева (орган) и 15-летний Костя Скляров. Кстати, наши астраханцы. Константин является лауреатом нескольких солидных международных конкурсов. У него очень сильный голос (как бы не сглазили). Подросток исполняет сложные взрослые партии и справляется с этим технично и красиво. Получили истинное удовольствие. На ютубе нашла видео с записью Костиного выступления. Вероятно, еще в школе. Он не так давно с отличием закончил одну из астраханских музыкальных школ. О мастерстве Натальи Фомичевой требуется отдельный разговор. Известная органистка помогает юным дарованиям стать знаменитыми.
Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта"
Вот она - Старая Сарепта.
Посетили сегодня историко-архитектурный музей-заповедник "Старая Сарепта", который находится на юге Волгограда. Это комплекс зданий, экскурсии, сменные выставки, культурный центр для взрослых и детей. Мы познакомились с бытом, занятиями немецких поселенцев, их ремеслами, спускались в винный погреб...
Сарепта - единственная в России колония религиозного братства гернгутеров
(течение лютеранского толка). Ее основали в 1765 году. В мире насчитывалось
всего несколько десятков таких поселений. Гернгутеры считали себя
последователями учения Яна Гуса, поэтому их еще называют Моравскими или Чешскими
братьями. Название Сарепта, как и многих других гернгутских колоний, было взято
из Библии. Оно символизировало беззаветную веру в Бога и дарованное за это
изобилие. Поселок имел крестообразную планировку, его центр и кладбище были
оформлены в виде цветущего райского сада. Таким образом, гернгутер,, жил на
земле в «Граде Небесном», а уходя в мир иной, попадал прямо к престолу Иисуса
Христа.
Читать дальше
|
03 января 2012
Толкин оказался "недостаточно хорош" для Нобелевской премии
В день 120-летия Джона Толкина были опубликованы секретные протоколы Нобелевского комитета, согласно которым, Толкин был номинирован на Нобелевскую премию по литературе в 1961 году, за эпопею «Властелин Колец» и за многочисленные стихотворения. Вердикт Нобелевского комитета может показаться высокомерным: академики посчитали, что книги Толкина «ни в коей мере нельзя назвать прозой высшего класса».
Среди прочих отвергнутых авторов в 1961 году были такие классики как Михаил Шолохов (который в другой раз всё же получил эту премию), Фридрих Дюрренматт, Роберт Фрост, Альберто Моравиа и другие именитые авторы. Премию в итоге получил югославский писатель Иво Андрич. Интересно, чьей репутации больше повредил этот отказ: Толкина или премии?
Источнике здесь
| |
О драконах... пока реальных
По этой ссылке http://mirglazamicheloveka.blogspot.com/2012/01/blog-post_02.html из блога "Мир глазами человека" интересный материал о реальных драконах. Полюбопытствуйте -- ведь как-никак ожидается наступление года дракона.
Это, к примеру, василиск -- летучий дракон. |
А здесь на снимке комодский дракон. |
ГИА: типовые экзаменационные варианты
Сегодня купили несколько книжек по ГИА -- о подготовке к экзаменам по русскому языку. Непосвященный может запутаться и выбрать совсем не то. При выборе пособия нужно помнить об изменениях, которые внесены в КИМы в текущем году. Брать следует книжку с грифом "Федеральный институт педагогических измерений". Это, во-первых. Во-вторых, она должна быть под редакцией Ирины Петровны Цыбулько.
Этот сборник с типовыми экзаменационными вариантами прошел текстологическую экспертизу ФИПИ и полностью соответствует контрольным измерительным материалам 2012 года, в которые внесены существенные правки по сравнению с предыдущим годом: изменены количество заданий с выбором ответа с 3 до 7, количество заданий с кратким ответом с 14 до 9. Изменена формулировка задания С2.1.
На обложке купленной нами книжки еще значится: "Новые задания! Учтены изменения демоверсии ГИА-2012". Будьте внимательны!
В Волгограде на каникулах
М.В. Панов. Как преподавать лексику в школе
Все в языке либо
синонимично, либо омонимично. А синонимы и омонимы – это ведь
отношения. Ну, вот я привожу такие примеры из школьного преподавания. Детям
можно сказать: вы знаете, что такое близнецы? А чем близнецы похожи на
синонимы? Нельзя говорить: Я единственный ребенок у моих родителей, но зато близнец.
Близнецы – это всегда двое по крайней мере, а иногда, изредка, трое. Близнецы –
это означает, что есть один ребенок и другой ребенок, они родились
одновременно, и только по отношению друг к другу они близнецы.
Вот я задаю детишкам вопрос: «А чем близнецы
похожи на синонимы? Вот может ли быть так: один ребенок, но близнец? А может
быть так: одно слово с таким значением, но синоним?». Нет, раз синоним, должно
быть другое слово с тем же значением. Можно ли сказать – это я читаю упражнение
из учебника – можно ли сказать: это слово среди всех других – единственный
синоним? Спрашиваем учеников: как вы понимаете выражение Синоним есть там,
где есть определенное отношение одного слова к другому?
Упражнение такое: «Сидят слова,
беседуют. Вдруг появляется среди них еще одно слово. Его учтиво спрашивают,
этого пришельца: “А вы какое слово? Что вы обозначаете?” А пришелец отвечает:
“Я все обозначаю”. – “Как так все?” Слово качели говорит: “Вот я слово качели.
Я обозначаю такое устройство, на котором можно качаться. А вы что?” – “А я
все!” Другое слово говорит: “Вот я слово молоко. Я обозначаю такое
вкусное вещество, которое очень полезно и детям, и взрослым. А вы?” – “Да что
хочешь, то и обозначаю”. Тут как бросятся слова на пришельца, как начнут его
колотить: “Да что ты, самозванец какой, все-то обозначаешь, ты что, весь
словарь, что ли?”»
Ответьте на такой вопрос: какое это
было слово? Дети должны догадаться, что это слово все, или это,
или он, оно, она. Значит, слово может многое обозначать и
могут быть слова, которые являются синонимами ко всем остальным словам,
– это местоимения.
Что значит синонимы? Они заменяют
все другие слова, но они синонимы только в определенном контексте. Ведь эти
слова могли бы не броситься колотить слово все или он, она,
оно, а сказать: «Да ты ничего не обозначаешь, ты только в контексте
можешь то и другое обозначать».
Полностью статью можно прочитать здесь
02 января 2012
Классический пансион при МГУ. Витруальная экскурсия
По этой ссылке интересная виртуальная экскурсия по классическому пансиону МГУ имени М.В. Ломоносова http://www.pansionmsu.ru/virtx.html?PHPSESSID=d5d6e1cd8b6a301d4fd4ed7a702613a7 Почему в этом учебном заведении стремятся работать лучшие учителя? И что в нем получают дети? И что такое идеальная школа?
Лицеи, гимназии и школы здоровья могут исчезнуть
Под конец года на коллегии в Минобрнауки все-таки утвердили третий вариант нового закона «Об образовании». Он, по мнению министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, учел все адекватные замечания. Законопроект «Об образовании в Российской Федерации» должен заменить два закона - «Об образовании» (принят в 1992 году) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год). В нем должны быть прописаны нормы по всем уровням образования, включая дошкольное, профессиональное - начальное, среднее, высшее и дополнительное.
- Невозможно всю жизнь обсуждать документ, надо взять на себя ответственность принять его, - заметил он. - Если мы хотим, чтобы закон заработал с 1 января 2013 года, он должен быть рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию.
Основной претензией к первому варианту было введение платного образования. Многих обеспокоило, что в законопроекте прописано лишь 10 бесплатных предметов и вводится термин «образовательные услуги».
Как пояснил замминистра Игорь Реморенко, ответственный за разработку документа, сам закон не имеет отношения к платности образования, он лишь вводит новый стандарт. А по нему бесплатных часов в школе предусмотрено даже больше, чем в прежние годы.
Во-вторых, критиков смутило отсутствие в документе понятия лицеев, гимназий, школ здоровья и других типов образовательных учреждений. Неужели закроют?
Читать дальше
- Невозможно всю жизнь обсуждать документ, надо взять на себя ответственность принять его, - заметил он. - Если мы хотим, чтобы закон заработал с 1 января 2013 года, он должен быть рассмотрен Госдумой в весеннюю сессию.
Основной претензией к первому варианту было введение платного образования. Многих обеспокоило, что в законопроекте прописано лишь 10 бесплатных предметов и вводится термин «образовательные услуги».
Как пояснил замминистра Игорь Реморенко, ответственный за разработку документа, сам закон не имеет отношения к платности образования, он лишь вводит новый стандарт. А по нему бесплатных часов в школе предусмотрено даже больше, чем в прежние годы.
Во-вторых, критиков смутило отсутствие в документе понятия лицеев, гимназий, школ здоровья и других типов образовательных учреждений. Неужели закроют?
Читать дальше
Праздничные и выходные дни в 2012 году
Согласно статье 112 Трудового кодекса России, а также постановлению правительства РФ, в 2012 году россиян ждет ряд нерабочих праздничных дней.
Последняя рабочая неделя 2011 года началась в понедельник: впереди у россиян 10-дневные новогодние каникулы.
Новогодние каникулы в 2012 году продлятся с 31 декабря по 9 января включительно, сообщили в Роструде. В соответствии с Трудовым кодексом РФ нерабочими праздничными днями являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы, а также 7 января - Рождество Христово. Поскольку в 2012 году 1 января выпадает на воскресенье, а 7 - на субботу, нерабочими автоматически становятся 6 и 9 января.
Кроме того, согласно постановлению правительства россиян в 2012 году ждут несколько циклов трехдневных выходных. Так, в 2012 году выходные дни переносятся с воскресенья, 11 марта, на пятницу, 9 марта; с субботы, 28 апреля, на понедельник, 30 апреля; с субботы, 9 июня, на понедельник, 11 июня; с субботы, 29 декабря, на понедельник, 31 декабря.
Источник здесь
Новогодние каникулы в 2012 году продлятся с 31 декабря по 9 января включительно, сообщили в Роструде. В соответствии с Трудовым кодексом РФ нерабочими праздничными днями являются: 1, 2, 3, 4 и 5 января - Новогодние каникулы, а также 7 января - Рождество Христово. Поскольку в 2012 году 1 января выпадает на воскресенье, а 7 - на субботу, нерабочими автоматически становятся 6 и 9 января.
Кроме того, согласно постановлению правительства россиян в 2012 году ждут несколько циклов трехдневных выходных. Так, в 2012 году выходные дни переносятся с воскресенья, 11 марта, на пятницу, 9 марта; с субботы, 28 апреля, на понедельник, 30 апреля; с субботы, 9 июня, на понедельник, 11 июня; с субботы, 29 декабря, на понедельник, 31 декабря.
Источник здесь
Морфологическое строение русского слова
Объектом
морфологии являются минимальные значимые единицы языка – морфемы. В отличие от
фонемы, морфема обладает значением.
Морфема выделяется (т.е. существует
как морфема) в том случае, если есть ряд слов, у которых встречается один и тот
же звуковой отрезок («тот же» с учетом фонетических и закономерных
грамматических чередований) и которые имеют смысловую общность. Сопоставление домом
– дом – дому выделяет морфему дом; сопоставление ломом – хлебом –
отцом выделяет морфему -ом.
Русское слово может состоять из одной или нескольких морфем (т.е. мельчайших единиц языка, имеющих значение). Одноморфемных слов в русском языке немного: да, нет, ах (междометие), ого, я, ты, вот, только, как, когда, где, пальто, шимпанзе и под. Слова он, дом, ах (глагольная форма: Татьяна ах!.. Медведь за нею), режь и под. не являются одноморфемными (см. дальше).
Русское слово может состоять из одной или нескольких морфем (т.е. мельчайших единиц языка, имеющих значение). Одноморфемных слов в русском языке немного: да, нет, ах (междометие), ого, я, ты, вот, только, как, когда, где, пальто, шимпанзе и под. Слова он, дом, ах (глагольная форма: Татьяна ах!.. Медведь за нею), режь и под. не являются одноморфемными (см. дальше).
В огромном большинстве русские слова
многоморфемны: по-на-вы-черк-ива-ль-и, рас-сеч-(е)-ний-ами, пре-глупь-еньк-ому
и т.д. М.В. Панов.
ЗИМА. СНЕГ С ДОЖДЕМ
Я сейчас в Волгограде. Здесь идет снег... с дождем. Чуть-чуть похоже на то, как на этой старой фотографии. |
01 января 2012
Сочинение С2.1 по-новому
По этой ссылке http://uchimcauchitca.blogspot.com/2 презентация о том, как написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 согласно демоверсии ГИА 2012 года.
В.М. Панов: «Все основные орфографические правила имеют широко фонематический характер»
В основе современной русской графики и орфографии лежит фонематический
принцип: система букв и орфографические правила их использования
обеспечивают передачу на письме фонем русского языка.
1.Безударные
гласные проверяются ударными: голова, так как головы и головушка;
домом, так как орлом, трудом и т.д. Это означает, что фонемы в
слабых позициях возводятся к сильной позиции и обозначаются в соответствии со
своей основной разновидностью.
2. Глухие и звонкие согласные на
конце слова и перед другими глухими или звонкими проверяются положением перед
гласными, сонорными и [в] – [в’]: косьба, так как косить; трубка,
так как трубок; отбросить, так как отрезать; сбить, так как свить.
Здесь также фонемы в слабых позициях определяются и обозначаются по сильной.
3. Мягкость согласных перед другими
согласными обозначается мягким знаком лишь в том случае, если она сохраняется и
перед твердым согласным или в конце слова (т.е. является фонематической
непозиционной: снова фонема в слабой позиции проверяется сильной позицией: бросьте,
так как брось – но мостик, кости; встаньте, так как встань,
ванька-встанька – но бантик, о гиганте. Эти основные правила (а
также фонематический характер правил графики, в частности, правописание жи,
ши, ча, ща, чу, щу, т.е. необозначенность твердости-мягкости согласных
фонем, если она нефонематична) обусловливают достаточно последовательный
фонематический характер нашей орфографии. По подсчетам, около 90% всех
написаний в текстах являются фонематически обоснованными.
Отступления от этого принципа
единичны. Нефонематичны такие написания (указываются типы орфограмм): 1) черт,
шелк, желудь (но фонематичны: врачом, межой, девчонка, медвежонок,
чокнуться, трущоба и пр.); 2) дочь, мышь, отрежь, не плачь; стричь,
беречь; сидишь, идешь и пр.; 3) адъютант, объем и пр., при рожью,
мышью, семья и пр.; 4) все написания с ы после ц: отцы,
сестрицын и пр.; 5) орфограммы заря (при зори), пловчиха
(при плавать), гореть, загорелый (при гарь, загар) и
некоторые другие написания, касающиеся отдельных слов или отдельных морфем.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)