Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
09 января 2012
Астрахань. Забег Дедов Морозов. К финишу!
«Забег Дедов Морозов. К финишу!» на Яндекс.Фотках
Были у нас такие соревнования. Во время парада Дедов Морозов.
Запоминаем шаблоны и учимся находить примеры в тексте
Многие учителя и ученики интересуются, возможны ли другие формулировки задания С2.1. На всё том же интернет-портале "ProШколу.ru" я обнаружила высказывание Светланы Петровны Тарасенко от 19.11.2011. Цитирую:
"Задание останется неизменным", - так прокомментировала Г.Т.Егораева 31 октября на фестивале `Учительская книга` своё выступление по этой теме. Данная степановская формулировка останется приложимой АБСОЛЮТНО ко всем текстам на ГИА".
Источник здесь
"Задание останется неизменным", - так прокомментировала Г.Т.Егораева 31 октября на фестивале `Учительская книга` своё выступление по этой теме. Данная степановская формулировка останется приложимой АБСОЛЮТНО ко всем текстам на ГИА".
Ну что ж, в таком случае задача учителя облегчается: даём ученикам шаблоны сочинения, остаётся только научить их приводить примеры из прочитанного текста, иллюстрирующие лексические и грамматические явления.
Источник здесь
Взаимодействие лексических и грамматических значений в слове
Как лексика и грамматика, являясь разными сторонами языка, связаны друг с другом, так и лексическое и грамматическое значения в слове находятся во взаимодействии. Это проявляется, например, в том, что с изменением лексического значения в слове меняются и его грамматические значения и формы. Так, в словосочетании звонкий голос прилагательное звонкий качественное. Оно имеет формы степеней сравнения (звонкий, звонче, самый звонкий). То же прилагательное в словосочетании звонкий согласный, потерявшее значение качественности и ставшее относительным прилагательным (звонкий, т.е. образованный с участием голоса), утратило и формы степеней сравнения, т.е. лишилось ряда грамматических значений и форм. Другой пример. Видовые значения глаголов, т.е. грамматические значения, могут прямо зависеть от их лексических значений. Так, глагол бежать в значении «быстро передвигаться» употребляется только как глагол несовершенного вида: Мальчик поднял кольцо, во весь дух пустился бежать (П.). Иное лексическое значение («совершать побег», «спасаться бегством», «быстро отступать») влечет за собой и другое грамматическое значение — значение совершенного вида: Мальчики собирались бежать куда-то в Америку добывать золото (Ч.). Части речи как основные лексико-грамматические разряды слов в русском языке
Материал взят из: http://bugabooks.com/book/226-sovremennyj-russkij-yazyk/118--107-vzaimodejstvie-leksicheskix-i-grammaticheskix-znachenij-v-slove.html
Ещё примеры сочинений по заданию С2.1 на ГИА по русскому языку в 9 классе
С2.1. Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного писателя К. Паустовского «Богатство русского языка неизмеримо, оно просто ошеломляет».
Трудно не согласиться со словами К.Паустовского. Всеми признано, что русский язык, по словам И.С.Тургенева, «велик и могуч» и с точки зрения лексики, и с точки зрения грамматики.
Прежде всего, в тексте В.Солоухина встречается разговорная лексика («неповадно», «я ему не спущу», «набью морду»). Это говорит о том, что герой текста простой деревенский мальчишка.
Кроме того, в отрывке известного писателя встречается множество восклицательных и вопросительных предложений. Они передают и внутреннюю борьбу в душе героя, и радость от того, что отказался от мести (5, 18, 28, 29, 32, 34).
Таким образом, поистине богат и разнообразен наш русский язык. Это богатство отражается и в лексике, и в грамматике языка.
08 января 2012
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2012)
Если у вас до сих пор туманные представления о том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по афоризму лингвиста Г. Степанова (задание С2.1), тогда эта памятка вам поможет внести ясность в этот вопрос!
Смотрите здесь
Смотрите здесь
07 января 2012
Понедельник начинается в субботу
Возможно, современному подростку название данного сообщения ни о чём не говорит. Людям же моего возраста и около этого очень хорошо известна повесть-сказка "Понедельник начинается в субботу" братьев Андрея и Бориса Стругацких -- о-о-очень известных советских писателей-фантастов (такое пояснение, как мне думается, необходимо для юных).
Вчера перечитала повесть и решила поделиться некоторыми своими соображениями.
Во-первых, описанные чудеса возможны. Мы их зрим каждый день, лёжа на любимом диване в уютной комнате. Особенно много "чудес" случается в новогодние и рождественские дни во время различных телешоу с их превращениями, перемещениями во времени и пространстве, с непременными испытаниями и чудесным избавлением от бед и обретением счастия. Итак, создавая своё произведение в 50-60 годы прошлого века, братья фантасты придумали ту реальность, в которой мы теперь живём.
Во-вторых, учителя, родители сетуют на то, что дети не читают. Я тоже вначале заметила не без сарказма, мол, неведомы вам, ребятишки, такие знаменитые Стругацкие с их культовыми творениями ("Трудно быть богом", "За миллиард лет до конца света", "Второе нашествие марсиан", "Град обреченный" и др.). Однако, может быть, и не стоит нынешним мальчишкам читать про этот самый понедельник, который начинается в субботу (хотя ведь любопытно узнать почему). Гарри Поттер с его магией и приключениями, пожалуй, будет покруче. И "Сталкер" тоже пострашнее, чем...
В-третьих, взрослые читают не так, как дети, и не за тем, за чем читает юное поколение. Взрослые все выискивают в книге что-то философское, пытаясь понять, зачем такая книга создана, что такое она объясняет в твоей собственной жизни. Не всякое, конечно, произведение. Однако (абсолютно убеждена в этом) старые книги были таковыми учебниками жизни, они заставляли тебя прожить жизнь вместе с героями и что-то приобрести, понять, оценить...
Мудрый директор научно-исследовательского института чародейства и волшебства (НИЧАВО) Янус Полуэктович из повести "Понедельник начинается в субботу" заметил: "... не существует единственного для всех будущего. Их много, и каждый ваш поступок творит какое-нибудь из них". Творите свое будущее. И с помощью книг тоже. Удачи вам на этом пути!
Первая рождественская открытка
В 1843 году англичанин Хорслей нарисовал первую рождественскую открытку. 1000 экземпляров открытки были проданы в тот год в Лондоне.
Издатель Луи Пранг популяризовал рождественские открытки в 1875 году. Он провел в Америке общенациональный конкурс на лучший дизайн рождественской открытки.Усовершенствование почтовой системы и удешевление почтовых отправлений позволили рассылать рождественские открытки множеству друзей во всех точках планеты.
Источник здесь
Интересные факты о Рождестве
Рождество Христово — это не только светлый праздник православия. Рождество - праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.
Вы знаете, кто нарисовал первую рождественскую открытку? А зачем в Рождество звонят в колокола, и что символизируют свечи?
Рождественский венок
Рождественский венок имеет Лютеранское происхождение.
Это вечнозеленый венок с четырьмя свечками. Первую свечу зажигают в воскресенье за четыре недели до Рождества как символ света, который придет в мир с рождением Христа. Каждое следующее воскресенье зажигают еще одну свечу.В последнее воскресенье перед Рождеством зажигают все четыре свечи, чтобы осветить место, где находится венок (это может быть алтарь церкви или обеденный стол).
Колокольчики
Колокольный звон в Святки пришел к нам из зимних языческих праздников. Когда Земля была холодна, считалось, что солнце умерло, а злой дух очень силен. Чтобы изгнать злого духа, нужно было сильно шуметь.
До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом люди приветствуют пришествие Христа.
В Скандинавии колокольный звон означает конец работы и начало праздника, в Англии - погребальный звон на похоронах дьявола и приветствие Христа.
До наших дней сохранилась рождественская традиция звенеть колокольчиками, одновременно петь и кричать. На Святках в церквях всего мира раздается колокольный звон. Но не для изгнания злых духов. Таким образом люди приветствуют пришествие Христа.
В Скандинавии колокольный звон означает конец работы и начало праздника, в Англии - погребальный звон на похоронах дьявола и приветствие Христа.
Рождественские свечи
Свет был важной составляющей зимних языческих праздников. С помощью свечей и костров изгоняли силы тьмы и холода. Восковые свечи раздавались римлянам в праздник Сатурналии.
В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. В викторианской Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи.
Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.
Источник здесь
В христианстве свечи считаются дополнительным символом значимости Иисуса как Света мира. В викторианской Англии торговцы каждый год дарили своим постоянным покупателям свечи.
Во многих странах рождественские свечи означают победу света над тьмой. Свечи на райском дереве породили всеми нами любимую рождественскую елку.
Источник здесь
06 января 2012
Новый роман Мишеля Уэльбека «Карта и территория"
Лицо Мишеля Уэльбека немолодо, утомленно, печально и, пожалуй, испито… Это –
лицо дряхлой Европы. Хотя оно и помято, но все-таки аристократично и холено. В
своих предыдущих работах Уэльбек предупреждал, что дело пахнет керосином, и
прогнило «что-то» не только в Датском, но и в Германском, Испанском, Французском
и других благополучных королевствах западнее такой-то параллели. Но, видимо,
публику не слишком проняло. Одиночество, главный герой «Элементарных частиц»,
«Возможности острова», «Платформы» и его родные братья – гедонизм с эгоизмом –
не очень впечатлили читателей.
Рецензия полностью здесь
05 января 2012
О романе Елены Колядиной «Потешная ракета»
Два ядра в одну воронку, как известно, редко попадают. А когда второй снаряд
вовсе не ядро, а залп фейерверка или, скажем, потешная ракета, вероятность этого
трюка сводится к нулю. Праздничный карнавальный салют не то что в воронку, а
даже в царский терем не угодит, зато зрелище ротозеям подарит прелепое.
Как же, должно быть, обрадовались те, кто проклинал Елену Колядину за ее
«богохульный» и «кощунственный» «Цветочный крест», якобы поставленный на русской
литературе! Точнее не за сам роман, а за премию, которой его удостоили. Почти
целый год они бегали, схватившись за голову и за сердце, вопя: «Конец ‘Русского
Букера’! Конец литературы! Конец культуры! Афедрон! О, ужас!». А теперь, когда
впопыхах вышло неожиданно-предсказуемое продолжение скандального романа, вроде и
успокоиться можно и, может быть, даже похвалить его. Самое страшное миновало:
вспышка успеха померкла, начался мейнстрим… Продолжение рецензии здесь
ВЕЧНЫЙ ТИНЕЙДЖЕР
1 января 1919 года родился Джером Дэвид Сэлинджер
Сэлинджеровский бум в Америке начался в 1953 году, после того как роман «Над
пропастью во ржи» (1951) был переиздан в дешевом издании. Тогда же вышла его
книга «Девять рассказов». И тогда же писатель покинул Нью-Йорк и поселился в
Корнише (штат Нью-Хэмпшир), в хижине у ручья, о которой мечтал Холден
Колфилд.
Американские 1950-е – это время, когда натуры утонченные и чувствительные
изнемогали под тяжестью конформизма, расцветающего в «массовом обществе
потребления». Они видели разверстую пропасть между собой и теми, кого они
считали «одномерными людьми» (по-русски говоря – быдлом). В моду входили
аутсайдеры – битники, странники, хипстеры, «белые негры», просто негры и
сэлинджеровские freaks (чудики).
Читать дальше
04 января 2012
Юное дарование -- мой земляк
Совершенно неожиданно попали на концерт вокальной и органной музыки в лютеранской церкви в Сарепте. Выступали Наталья Фомичева (орган) и 15-летний Костя Скляров. Кстати, наши астраханцы. Константин является лауреатом нескольких солидных международных конкурсов. У него очень сильный голос (как бы не сглазили). Подросток исполняет сложные взрослые партии и справляется с этим технично и красиво. Получили истинное удовольствие. На ютубе нашла видео с записью Костиного выступления. Вероятно, еще в школе. Он не так давно с отличием закончил одну из астраханских музыкальных школ. О мастерстве Натальи Фомичевой требуется отдельный разговор. Известная органистка помогает юным дарованиям стать знаменитыми.
Историко-архитектурный заповедник "Старая Сарепта"
Вот она - Старая Сарепта.
Посетили сегодня историко-архитектурный музей-заповедник "Старая Сарепта", который находится на юге Волгограда. Это комплекс зданий, экскурсии, сменные выставки, культурный центр для взрослых и детей. Мы познакомились с бытом, занятиями немецких поселенцев, их ремеслами, спускались в винный погреб...
Сарепта - единственная в России колония религиозного братства гернгутеров
(течение лютеранского толка). Ее основали в 1765 году. В мире насчитывалось
всего несколько десятков таких поселений. Гернгутеры считали себя
последователями учения Яна Гуса, поэтому их еще называют Моравскими или Чешскими
братьями. Название Сарепта, как и многих других гернгутских колоний, было взято
из Библии. Оно символизировало беззаветную веру в Бога и дарованное за это
изобилие. Поселок имел крестообразную планировку, его центр и кладбище были
оформлены в виде цветущего райского сада. Таким образом, гернгутер,, жил на
земле в «Граде Небесном», а уходя в мир иной, попадал прямо к престолу Иисуса
Христа.
Читать дальше
|
03 января 2012
Толкин оказался "недостаточно хорош" для Нобелевской премии
В день 120-летия Джона Толкина были опубликованы секретные протоколы Нобелевского комитета, согласно которым, Толкин был номинирован на Нобелевскую премию по литературе в 1961 году, за эпопею «Властелин Колец» и за многочисленные стихотворения. Вердикт Нобелевского комитета может показаться высокомерным: академики посчитали, что книги Толкина «ни в коей мере нельзя назвать прозой высшего класса».
Среди прочих отвергнутых авторов в 1961 году были такие классики как Михаил Шолохов (который в другой раз всё же получил эту премию), Фридрих Дюрренматт, Роберт Фрост, Альберто Моравиа и другие именитые авторы. Премию в итоге получил югославский писатель Иво Андрич. Интересно, чьей репутации больше повредил этот отказ: Толкина или премии?
Источнике здесь
| |
О драконах... пока реальных
По этой ссылке http://mirglazamicheloveka.blogspot.com/2012/01/blog-post_02.html из блога "Мир глазами человека" интересный материал о реальных драконах. Полюбопытствуйте -- ведь как-никак ожидается наступление года дракона.
Это, к примеру, василиск -- летучий дракон. |
А здесь на снимке комодский дракон. |
ГИА: типовые экзаменационные варианты
Сегодня купили несколько книжек по ГИА -- о подготовке к экзаменам по русскому языку. Непосвященный может запутаться и выбрать совсем не то. При выборе пособия нужно помнить об изменениях, которые внесены в КИМы в текущем году. Брать следует книжку с грифом "Федеральный институт педагогических измерений". Это, во-первых. Во-вторых, она должна быть под редакцией Ирины Петровны Цыбулько.
Этот сборник с типовыми экзаменационными вариантами прошел текстологическую экспертизу ФИПИ и полностью соответствует контрольным измерительным материалам 2012 года, в которые внесены существенные правки по сравнению с предыдущим годом: изменены количество заданий с выбором ответа с 3 до 7, количество заданий с кратким ответом с 14 до 9. Изменена формулировка задания С2.1.
На обложке купленной нами книжки еще значится: "Новые задания! Учтены изменения демоверсии ГИА-2012". Будьте внимательны!
В Волгограде на каникулах
М.В. Панов. Как преподавать лексику в школе
Все в языке либо
синонимично, либо омонимично. А синонимы и омонимы – это ведь
отношения. Ну, вот я привожу такие примеры из школьного преподавания. Детям
можно сказать: вы знаете, что такое близнецы? А чем близнецы похожи на
синонимы? Нельзя говорить: Я единственный ребенок у моих родителей, но зато близнец.
Близнецы – это всегда двое по крайней мере, а иногда, изредка, трое. Близнецы –
это означает, что есть один ребенок и другой ребенок, они родились
одновременно, и только по отношению друг к другу они близнецы.
Вот я задаю детишкам вопрос: «А чем близнецы
похожи на синонимы? Вот может ли быть так: один ребенок, но близнец? А может
быть так: одно слово с таким значением, но синоним?». Нет, раз синоним, должно
быть другое слово с тем же значением. Можно ли сказать – это я читаю упражнение
из учебника – можно ли сказать: это слово среди всех других – единственный
синоним? Спрашиваем учеников: как вы понимаете выражение Синоним есть там,
где есть определенное отношение одного слова к другому?
Упражнение такое: «Сидят слова,
беседуют. Вдруг появляется среди них еще одно слово. Его учтиво спрашивают,
этого пришельца: “А вы какое слово? Что вы обозначаете?” А пришелец отвечает:
“Я все обозначаю”. – “Как так все?” Слово качели говорит: “Вот я слово качели.
Я обозначаю такое устройство, на котором можно качаться. А вы что?” – “А я
все!” Другое слово говорит: “Вот я слово молоко. Я обозначаю такое
вкусное вещество, которое очень полезно и детям, и взрослым. А вы?” – “Да что
хочешь, то и обозначаю”. Тут как бросятся слова на пришельца, как начнут его
колотить: “Да что ты, самозванец какой, все-то обозначаешь, ты что, весь
словарь, что ли?”»
Ответьте на такой вопрос: какое это
было слово? Дети должны догадаться, что это слово все, или это,
или он, оно, она. Значит, слово может многое обозначать и
могут быть слова, которые являются синонимами ко всем остальным словам,
– это местоимения.
Что значит синонимы? Они заменяют
все другие слова, но они синонимы только в определенном контексте. Ведь эти
слова могли бы не броситься колотить слово все или он, она,
оно, а сказать: «Да ты ничего не обозначаешь, ты только в контексте
можешь то и другое обозначать».
Полностью статью можно прочитать здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)