10 марта 2012

Анна Ахматова и Исайя Берлин. Дипломат или шпион?

5 марта 1966 года умерла Анна Ахматова. К этой дате интернет-журнал "Перемены" опубликовал фрагмент книги Светланы Коваленко «Анна Ахматова», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь Замечательных Людей». В предлагаемом отрывке речь идет о встречах Анны Ахматовой с английским дипломатом Исайей Берлином в ноябре 1945 года, что послужило поводом для исключения Ахматовой из Союза писателей. Но действительно ли эти встречи состоялись без ведома властей, или судьбу поэту ломали ради политических игр? 

Ахматова была убеждена, что именно ее, как считалось, несанкционированная встреча с профессором Исайей Берлином, в то время сотрудником английского посольства в СССР, курировавшим литературу и искусство, привела Сталина в ярость и стала причиной Постановления, главной фигуранткой которого она оказалась. Однако возникает вопрос: действительно ли или насколько встреча была несанкционированной. В один из ноябрьских дней 1945 года Ахматовой позвонил известный ленинградский литератор, историк литературы, исследователь жизни и творчества Блока, знаток поэзии Серебряного века Владимир Николаевич Орлов, член правления Союза писателей СССР, один из руководителей ленинградской писательской организации, и сообщил о желании английского профессора, приехавшего в Ленинград, познакомиться с ней. Звонок мог быть воспринят Ахматовой не только как просьба англичанина, но и как рекомендация сановного Орлова принять заморского гостя. Во всяком случае, Ахматова не делала из визита к ней Берлина тайны, рассказывала друзьям о его посещении, и вскоре встреча стала обрастать легендами, чему способствовали ее стихи, явно к нему обращенные, и поздние воспоминания самого Исайи Берлина, не во всем совпадающие с рассказами присутствовавших на встрече людей.
Вот как рассказывает об этом своем неожиданном для него визите, воспринятом как подарок судьбы, сам Берлин почти через три десятилетия, прошедших с тех памятных для него дней. Сам он не раз позже говорил, что встречи с Ахматовой самые яркие и значимые страницы его жизни:
« …я хочу вернуться в 1945 год и описать мои встречи с поэтом (она ненавидела слово «поэтесса») в Ленинграде.

Классификация наречий по значению

Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и обстоятельственные (эти термины не употребляются в школьном учебнике).
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;
— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
— места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
— времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Источник здесь

К чему примыкают наречия?

Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки(существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям — по функции и по значению.
Источник здесь

Мишкин тихий час

Мишкин тихий час!
«Мишкин тихий час!» на Яндекс.Фотках

Готовое сочинение (ГИА С2.1)

По этой ссылке http://draft.blogger.com/blogger.g?blogID=5678148132764287597#editor/target=page;pageID=6234994522174125222 на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений" разместила ещё одно готовое сочинение --  по тексту демоверсии 2012 года. Девятиклассники, по этим образцам учитесь писать сочинение -рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1). 

09 марта 2012

Ученые нашли необычное применение кошкам!


Специалистам, да и широкому кругу людей, давно известно, что коты вызывают у хозяев только самые положительные эмоции. Эти животные имеют способность к исцелению от многих болезней, а также помогают побороть стресс и депрессию.
Поэтому ученые решили проверить на практике, чем же полезны коты. Выяснилось, что дело тут очень простое. Хозяева кошек испытывают радость, чувствуют покой рядом с кошками. Эти эмоции способны снимать стресс и нормализовать работу организма. То есть кошки действуют как плацебо!
Медики выяснили, что кошки могут помочь в излечении таких заболеваний, как инсульт, артрит и атеросклероз. При этом сами они не страдают. Так что заводите кошек и будьте здоровы! Ученые советуют.
Источник здесь

"Сидящий впереди"

Слово президент в буквальном переводе с латинского означает "сидящий впереди".
Сейчас президентом  называют выборного руководителя, главу республиканского государства, а также главу крупного научного учреждения, фирмы, акционерного общества, например: президент республики, президент Российской академии наук.
Президиум -- название руководящего органа собрания, совещания, выборного органа или научного учреждения, например: президиум Государственной думы, занять место в президиуме.

Новая страница-вкладка "ГИА: образцы сочинений"

Итак, попробуем  создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) по фрагменту повести В. Железникова  "Чучело" (примеры лексических явлений из этого текста здесь, грамматических -- здесь). Частью оно будет компилятивным, то есть мы позаимствуем некоторые высказывания из опубликованных работ. Строго говоря, это плагиат, однако если вы на экзамене вспомните и уместно воспроизведёте в своем сочинении  речевые клише и обороты, заучить которые вам предлагал учитель или вы нашли их в многочисленных рекомендациях по подготовке к ГИА и запомнили, эксперты, думаю, во время проверки работы придираться к этому не станут и балл за это не снизят. Главное -- необходимо, чтобы примеры соответствовали вашим тезисам. 
Образец написанного мной сочинения на странице-вкладке к блогу здесь

Грамматика: что это?

Понятие «грамматика» (от греч. «запись») определяется как раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, а также закономерности построения правильных речевых конструкций на этом языке.
Грамматика языка - это стройная система, формировавшаяся на протяжении веков и развивающаяся до сих пор. Свое начало грамматическая наука берет в индийской языковедческой традиции, а после совершенствуется на основе античной языковой традиции. В 19 - 20 вв. грамматика языка существенно преобразилась, развивая все новые и новые направления. Наиболее видными деятелями этого периода в области грамматики русского языка были Ф. Фортунатов, В. Виноградов, А. Шахматов, Л. Щерба и др.
Традиционно грамматика языка представлена морфологией - учением о частях речи и синтаксисом - учением о словосочетании, предложении и их структуре. Морфология дает представление о частеречном составе языка, а также о грамматических категориях каждой части речи. Синтаксис рассматривает словосочетание и предложение с точки зрения их значения, структуры, выполняемой функции, сочетаемости компонентов и др. 
Основными понятиями морфологии являются: словоизменение, формообразование, форма слова, грамматическое значение, грамматическая форма, грамматическая категория и др. Основные понятия синтаксиса - предложение, член предложения, синтаксическая связь и др.
Читать дальше

08 марта 2012

С ПРАЗДНИКОМ!

Функциональный подход к изучению грамматики в школе

Мы много сейчас слышим и говорим о необходимости совершенствовать обучение русскому языку в школе. Предлагаю один из вариантов решения этой проблемы.
Триада языковое образование – языковая культура – языковая личность требует в настоящее время, по-видимому, существенной корректировки: прежде всего нужно говорить о языковом воспитании как основе формирования коммуникативной личности. О необходимости именно воспитания (а не обучения, образования!) писал еще чешский лингвист А.Едличка. На первый план выходит содержательная, коммуникативная доминанта в обучении: учить нужно тому, что прежде всего понадобится в практике речевого общения говорящего и пишущего. Формирование, воспитание коммуникативной личности – вот главная цель лингвистического образования.
Осознанная ориентация на коммуникативное, мотивированное обучение требует иного структурирования системы обучения языку. Очевидно, что насущные проблемы современной школы – это воспитание речевой культуры, создание предпосылок к заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами, формирование умения общаться (не только говорить, но и слушать другого), вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.
Одним из наиболее перспективных путей совершенствования системы языкового воспитания является активное использование в обучении достижений лингвистической науки, применение новых научных данных для повышения эффективности преподавания. Усиление функционального и коммуникативного подходов в обучении связано и с результатами развития этих направлений современной лингвистики.
Читать полностью здесь

ГИА: как правильно написать сочинение С2.1

Как правильно написать сочинение С2.1?
Прочитайте статью И.П. Цыбулько,  помещенную 
 в методическом журнале 
"1 сентября. Русский язык" 2012 ,1

07 марта 2012

Кто такой спонсор?

Слово "спонсор" уже давно не режет ухо и глаз русскоговорящим людям. Александр Масляков на заре 1990-х так настойчиво повторял его в эфире возрожденной программы КВН, что к настоящему моменту мы успели к нему привыкнуть.
      И даже придумали к этому слову однокоренные "спонсорство" и "спонсировать", расширили его узкое определение, данное только в российских экономических словарях (
физическое или юридическое лицо, финансирующее экономический проект, проведение некоторого мероприятия, сооружение объекта и т. п.), до широкого "попечителя", "помощника", "благодетеля". Состоятельных мужчин, берущих в жены симпатичных "золушек", называют спонсорами уже без кавычек и почти не в шутку.
Читать дальше

Югыд - Ва


Югыд - Ва
«Югыд - Ва» на Яндекс.Фотках
Национальный парк Югыд-Ва. Приполярный Урал. Республика Коми.
Просто сказочная красота!

Новый адрес сайта облминобра

Новый адрес  сайта Астраханского регионального министерства образования и науки по этой  ссылке  Старый сайт остается доступным, но обновляться он не будет.

Ледниковый период

Ледниковый период
«Ледниковый период» на Яндекс.Фотках
Уныловато, но любопытно. Поверхность напоминает лунную, только без кратеров.  В унисон с погодой в нашем крае: днём  такой снег сыпал -- зимой не бывало.   К восьмому марта обычно у нас наступает полноправная весна, а нынче снегу по колено.  Наша любимая Ванесса вязнет в нём. Но снежок приятный такой, мягкий, пушистый -- одно удовольствие лепить снежки. Зима, однако. Всё перепуталось в природе... Людям плохо, особенно метеозависимым, к коим, признаюсь, и я принадлежу. Не знаю, как улучшить самочувствие?

Международный литературный конкурс «Русская Премия»


Международный литературный конкурс «Русская Премия», 29 февраля 2012 года объявил «длинный список» претендентов на премию по итогам 2011 года. В него вошли произведения 33 русскоязычных писателей и поэтов из 15 стран мира.“Русская премия” – единственный в России конкурс для писателей, пишущих по-русски, но постоянно проживающих за рубежом
«Длинный список» претендентов на «Русскую Премию» 2011 года:
Номинация «поэзия»:
Бирюков Сергей (Германия) «Полет динозавра»;
Заир Асим (Казахстан) «На языке молчанья»;
Кутик Илья (США) «Эпос»;
Макушинский Алексей (Германия) «Море, сегодня»;
Радашкевич Александр (Франция) «Земные праздники. Лирика»;
Риссенберг Илья (Украина) «Третий из двух»;
Фадин Вадим (Германия) «Поздний час. Стихи прошлых лет»;
Цветков Алексей (США) «Детектор смысла: книга стихов»;
Чечик Феликс (США) «Из жизни фауны и флоры. Стихи»;
Шапиро Борис (Германия) «Ковчежец счастья. Псалмы».

06 марта 2012

Музей Мидделхейм, Антверпен

не уходи!
«не уходи!» на Яндекс.Фотках
Прекрасная скульптура (монументальная), Только с размером ноги что-то не угадали...

Что такое Тотальный диктант, или Писать грамотно -- это модно

Тотальный диктант — ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции — добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса). 
Тотальный диктант — это своеобразный флеш-моб. Незнакомые друг с другом люди узнают об акции в Интернете, собираются в одно время в одном месте, совместно делают нечто странное и расходятся.
Цель Тотального диктанта — заставить людей задуматься, насколько они грамотны, и привить желание эту грамотность повышать.
Если раньше начитанность и навык грамотного письма были связаны с понятием «высокого», «элитного», «уважаемого», то теперь потребительская культура изменила ориентиры: «культурность» и, в частности, грамотность стали принадлежностью образа «неудачника», «зануды» и связаны в представлении молодежи со скукой и школьной «обязаловкой», в частности, с пресловутой формой диктанта.
Тотальный диктант призван разрушить этот стереотип и распространить моду на грамотность. Мы хотим показать, что писать грамотно — круче, чем неграмотно. Что умение правильно расставить запятые — обязательный признак по-настоящему успешного, уверенного в себе человека.
Задачи проекта:

  • привлечь внимание СМИ и общества к проблеме грамотности;
  • дать возможность всем желающим проверить свою грамотность в ходе добровольного диктанта;
  • повысить уровень грамотности участников с помощью «пятиминуток ликбеза» и разбора ошибок;
  • повысить статус владения языковыми навыками, распространить моду на грамотность.
Девиз Тотального диктанта: «писать грамотно – это модно!» 

Источник здесь

Тропы Митраши и Насти из "Кладовой солнца"

Картинка 20 из 30
Пришвин был агрономом, биохимиком, естествоиспытателем, и для него пойти по неизведанной тропинке означало совершить исследовательскую работу, стать открывателем нового. Короткий путь исследователя отнюдь не является лёгким, но требует, действительно, учитывать опыт, накопленный людьми. 
Митраша проявил характер первопроходца, исследователя, когда, вспоминая указания отца, пошёл по тонкой тропинке. Но он пока ещё был только мальчиком, и ему не хватило жизненного опыта, чтобы поверить траве белоус. В этот момент автор жалеет Митрашу, глубоко сочувствует ему. Он пишет о сороках, которые увидели мальчика и стали трещать на весь лес: “И очень умные на всякое поганое дело сороки смекнули о полном бессилии погружённого в болото маленького человечка”. Сочувствие и желание помочь мальчику вызывают такие слова автора: “Маленький человечек с двойным козырьком кричать перестал. По его загорелому лицу, по щекам блестящими ручейками потекли слёзы”. Характерно, что корзинка с едой осталась у Насти. 
Настя пошла по протоптанной тропе, по которой “все люди ходят”, но потом всё же незаметно для себя свернула с неё. Оставшись одна, она увлеклась сбором клюквы и забыла о Митраше. Её охватил азарт собирателя и жадность, и в этой жадности она перестала быть человеком и стала похожа на обыкновенное лесное животное. Этим автор хочет сказать, что человек в жадности теряет истинно человеческие качества.
Источник здесь

Чичиков и помещики из "Мертвых душ"

Картинка 9 из 542

Фильм по поэме Н.В. Гоголя "Мёртвые души"


05 марта 2012

Ты с нами идешь?

ты с нами идешь?
«ты с нами идешь?» на Яндекс.Фотках

Примеры грамматических явлений

В этом сообщении примеры и аргументация  грамматических явлений, которые можно найти в тексте  из повести "Чучело" .
В предложениях 2, 6, 14, 30 употреблено обращение Елена. Так Николай Николаевич называет свою внучку. Однако в данном тексте обращение не просто  выполняет звательную функцию, оно  выражает отношение говорящего к своей собеседнице, то есть выполняет ещё и оценочную функцию. Называя внучку полным именем Елена, а не уменьшительным, как обычно, Лена, Леночка, дедушка разговаривает с ней, как со взрослым человеком, он живо интересуется её мнением, и это свидетельствует о доброжелательных, уважительных отношениях в этой семье.
Таким образом, использование  грамматического явления позволяет автору наглядно продемонстрировать, как люди думают, и становится подтверждением тезиса Г. Степанова.
Другой пример  грамматического явления из анализируемого текста. Предложения 30-37 представляют собой пример парцелляции. Парцелляция -- фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл. Именно такую функцию и выполняет данный приём в тексте В. Железникова.
Ещё примеры грамматических явлений в данном тексте: 1) восклицательные  предложения (служат для передачи душевного состояния героя, его глубоких внутренних переживаний); 2) неполные предложения (выполняют ту же функцию); 3) вопросительные предложения (основная часть фрагмента представляет собой диалог, и вопросительные предложения являются в нём необходимым элементом); 4) вставная конструкция в предложении 39 помогает конкретизировать смысл высказывания; 5) взволнованность, эмоциональность речи героя передает многоточие -- знак экспрессивного синтаксиса. Также одно из грамматических явлений. Все эти примеры служат подтверждением той части тезиса лингвиста Г. Степанова, в которой он утверждает, что грамматика свидетельствует о том, как люди думают, как они связывают понятия в предложения, как выражают свое отношение к тому, о чём говорят.

Примеры и аргументы лексических явлений (подготовка к заданию С2.1)

Я вновь и вновь в своем блоге возвращаюсь к заданию С2.1 КИМов  экзамена по русскому языку в 9 классе. Приняв  в качестве тезиса слова лингвиста Г. Степанова, для аргументации своего ответа при выполнении задания нужно привести  по одному примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления. Какие это могут быть примеры?
В третьем тренировочном варианте экзаменационных заданий ГИА приводится текст из повести В.К. Железникова "Чучело" (фрагмент, в котором описывается, как Николай Николаевич принёс домой картину от бабушки Колкиной).
В предложении 36 в данном тексте употреблено авторское слово жертвенница, которое можно заменить синонимичными общеупотребительными  словосочетаниями пожертвовавшая собой или склонная к самопожертвованию. Эти словосочетания относятся к высокому стилю, и поэтому в разговорной, обиходной речи они были бы неестественны. Более уместно, а также более ярко и выразительно в устах Николая Николаевича, потомственного интеллигента, очень тонкого человека, звучит жертвенница. 
Ещё один пример лексического явления из рассматриваемого текста. В предложении 28  Это же последняя работа прапрадеда  употреблено многозначное слово работа. Решаюшую роль для разграничения значений многозначных слов играет контекст. В данном контексте слово работа употреблено в его прямом значении  произведение.
И наконец пример лексического повтора.  Лексический повтор помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов. Так, в предложениях 23 и 24  повторяются слова с корнем улыб-. Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования. Николай  Николаевич хочет, чтобы его внучка улыбнулась, повеселела после всех пережитых треволнений. Он  её любит всей душой. И его чувства автор удачно передаёт, используя прием лексического повтора. 
Примечание. Вы знаете, что в вашем сочинении-рассуждении достаточно привести один пример лексического явления. О примерах грамматических явлений из  текста В. Железникова в следующем посте.