«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», - утверждал лингвист Г. Степанов.
Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.
Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.
Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.
Автор Кузнецова Наталья. Источник здесь
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
01 апреля 2012
"Чу! Снег по лесу частому..."
Помните слова из новогодней песни про ёлочку: "Чу! Снег по лесу частому / Под полозом скрипит..."? Восклицание чу родственно словам чуять, чутьё и чувство.
Собака чует дичь, у неё превосходно развито чутьё, то есть обоняние, способность улавливать запахи.
У человека тоже может быть развито чутьё, но в другом значении. О человеке, который не знает правил, но пишет без ошибок, мы можем сказать, что у него развито языковое чутьё. Если политик легко ориентируется в международной обстановке, быстро принимает правильные решения, мы скажем, что у него политическое чутьё.
Способность ощущать и воспринимать внешние воздействия называется чувством.
Интересные факты из жизни Гоголя
Гоголь испытывал страсть к рукоделию. Вязал на спицах шарфы, кроил сестрам платья, ткал пояса, к лету шил себе шейные платки.
Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!» Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.
Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения.
Дальше
Писатель обожал миниатюрные издания. Не любя и не зная математики, он выписал математическую энциклопедию только потому, что она была издана в шестнадцатую долю листа (10,5×7,5 см).
Гоголь любил готовить и угощать друзей варениками и галушками. Один из любимых его напитков — козье молоко, которое он варил особым способом, добавляя ром. Эту стряпню он называл гоголем-моголем и часто, смеясь, говорил: «Гоголь любит гоголь-моголь!» Писатель ходил по улицам и аллеям обычно с левой стороны, поэтому постоянно сталкивался с прохожими.
Гоголь очень боялся грозы. По словам современников, непогода плохо действовала на его слабые нервы. Он был крайне застенчив. Как только в компании появлялся незнакомец, Гоголь исчезал из комнаты. Гоголь часто, когда писал, катал шарики из белого хлеба. Друзьям он говорил, что это помогает ему в разрешении самых сложных задач. В карманах у Гоголя всегда лежали сладости. Живя в гостинице, он никогда не позволял прислуге уносить поданный к чаю сахар, собирал его, прятал, а потом грыз куски за работой или разговором.
Вся жизнь Гоголя до сих пор остается неразгаданной загадкой. Его преследовала мистика, и после его смерти осталось больше вопросов, чем ответов. Они позволяют взглянуть на творчество любимого писателя с совершенно другой стороны, попытаться объяснить какие-то противоречия и несоответствия и увидеть его не идолом, а простым, невероятно тонким и талантливым человеком.
Николай Васильевич страстно увлекался всем, что попадало в поле его зрения.
Дальше
31 марта 2012
Белая цапля
Посмотреть на Яндекс.Фотках
Не слишком часто можно увидеть столь удачный кадр. Браво! Кажется, что птица каждой своей клеточкой вытянулась в струну и устремилась вверх.
Слитно или раздельно? А как в сказке?
Наречие -- самая молодая часть речи. Когда существительное, прилагательное, глагол и числительное уже сформировались, наречие только появилось на свет. Появилось , огляделось и увидело, что все корни разобраны старшими.
-- А как же я? -- загрустило наречие.
Первым пришло на помощь прилагательное. Некоторые качественные прилагательные украсили себя суффиксами -о, -е: ласково, искренне. Вскоре подоспели новые прилагательные, которые по-дружески накинули на себя плащи из приставок и суффиксов и стали наречиями. По двое и по трое подходили числительные. Вдогонку им, грудь нараспашку, бежали торопливые глаголы.
Только существительное запоздало. Дальше...
Чередующиеся гласные в корне. Практическое занятие № 2 (подготовка к заданию А5)
Сегодняшнее практическое занятие поможет вам
сориентироваться в классификации корней с чередующимися гласными,
т.к., возможно, вам потребуется знание не только самих корней, но и того, от
чего зависит выбор чередующейся гласной.
Давайте посмотрим этот вариант формулировки задания А5:
Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня".
1) наберут 2) вышивать 3) ровняют 4) закрепить
Давайте посмотрим этот вариант формулировки задания А5:
Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня".
1) наберут 2) вышивать 3) ровняют 4) закрепить
В вариантах ответов есть 2 слова с чередующейся
гласной в корне: наберут и ровняют. Правильным
ответом является слово ровняют, так как именно в этом слове
правописание гласной в корне зависит от лексического значения.
Слово наберут не подходит, так как в нём выбор гласной в корне зависит от суффикса А.
Таким образом, при выполнении подобного задания вам нужно указать НЕ ЛЮБОЕ слово с чередующейся гласной, а только то, в котором правописание гласной зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КОРНЯ.
Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.
Слово наберут не подходит, так как в нём выбор гласной в корне зависит от суффикса А.
Таким образом, при выполнении подобного задания вам нужно указать НЕ ЛЮБОЕ слово с чередующейся гласной, а только то, в котором правописание гласной зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КОРНЯ.
Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.
Поэтому давайте ещё раз
вспомним теорию.
Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы… Дальше
Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы… Дальше
30 марта 2012
Кошки-мышки
Некоторые игрушки связаны Натальей Фадеевой из мохера (пушистые), другие -- текстильные и войлочные. Удивляешься такому умению. Тем более если одна из твоих страстей -- вязание. Другие изделия мастерицы можно посмотреть здесь. |
Электронные задачники
Эта и ещё две тетради с заданиями и ответами по ГИА можно найти по следующей ссылке http://www.docme.ru/doc/52226/gia-9-v-2012g.-russk.-yaz.-rabochaya-tetrad._-a1-a3_kuzne... (задания А1 - А3).Сама выполнила все задания и свидетельствую, что ресурс очень полезный и значительно расширяет рамки тех вариантов, которые имеются сейчас в печатной форме. Суть в том, что в тетрадях предлагаются различные формулировки заданий. Это поможет вам, ребята, лучше подготовиться к экзамену. Желаю успеха!
Ссылка на тетрадь с заданиями А4 - А7.
Ссылка на тетрадь с заданиями В1 - В9.
Ссылка на тетрадь с заданиями А4 - А7.
Ссылка на тетрадь с заданиями В1 - В9.
Академиками не стали, но курс прошли...
Наконец-то, через четыре месяца, мои коллеги и я получили свидетельства о повышении квалификации в Академии АЙТИ. Мы прошли программу "Использование ЭОР в процессе обучения в основной школе по русскому языку". График учёбы был очень напряжённым. Но ничего -- одолели.
Спортивные слова
В конце 19 века Англия была одной из наиболее развитых стран Европы. Профессиональные обязанности значительного числа её жителей не были связаны с тяжёлым физическим трудом. Британцы поняли, что человеку необходимы физические упражнения, и по примеру древних греков начали заниматься спортом. Они разработали спортивную терминологию, которую в основном заимствовали все языки мира.
В России же большая часть населения занималась земледелием, было много промышленных рабочих. Все они так уставали на полях и у станков, что смотрели на спорт как на лёгкую забаву богатых людей.
Занятия спортом становятся актуальными, когда физический труд перестаёт быть для человека основным способом прокормить себя и свою семью. Это возможно только при достаточно высоком развитии технологий.
29 марта 2012
Кошачьи истории про Ламу и Дорофея
История первая, довольно короткая и неинтересная (в отличие от второй). Сегодня одной из самых популярных в твиттере новостей стало известие о пропаже кота президента России Дмитрия Медведева. СМИ сообщили о том, что вся полиция
Одинцовского района Подмосковья ищет кота Дорофея. Однако данная информация, по-видимому, была журналистской
"уткой", поскольку только что в твиттере появилось сообщение Димтрия
Медведева: "По поводу котэ. Из источников, близких к #Дорофею, стало
известно, что он никуда не пропадал. Всем спасибо за беспокойство!".
На этом оканчивается первая, довольно скучная и короткая, история про кота Президента. Но она напомнила мне другую историю, а скорее, сказку про кота Леонида Брежнева. Вот что рассказывают бывалые люди...
На этом оканчивается первая, довольно скучная и короткая, история про кота Президента. Но она напомнила мне другую историю, а скорее, сказку про кота Леонида Брежнева. Вот что рассказывают бывалые люди...
История вторая, мистическая, про любимого кота Брежнева, который трижды спас жизнь Генсеку. Читать дальше по ссылке Весьма любопытно.
Источник здесь
-Н-/-НН- в отымённых прилагательных (А7)
Отымённые прилагательные -- значит прилагательные, образованные от имени существительного. Выполняя задание А7, надо не только знать правило "Н и НН в прилагательных", но и уметь делать словообразовательный разбор слова. Также необходимо знать правописание Н/НН в наречиях и кратких прилагательных, в отглагольных прилагательных и причастиях.. Подготовить этот пост меня заставил вопрос ученика на консультации: а как понять это -- отымённые прилагательные? Поистине заучились.
Где тут подлежащее и где сказуемое?
Экспрессивный вариант образуют только такие предложения, в которых сказуемое имеет качественно характеризующее значение, при этом перед сказуемым часто появляется указательное слово это: Какое это огромное счастье(сказ.) -- любить и быть любимым! Удивительно приятное это занятие(сказ.) -- лежать на спине и смотреть в небо.
Кроме того, в таких случаях именную часть сказуемого, выраженную существительным, можно поставить в творительный падеж: ср.: Удивительное занятие (сказ.) -- лежать на спине и смотреть в небо. -- Лежать на спине и смотреть в небо является занятием удивительным (сказ.).
Ещё раз о главных членах предложения
Найти грамматическую основу безошибочно помогут вам следующие шаги.
Шаг 1. Задай вопрос: о ком или о чём говорится в предложении и обязательно уточняющий вопрос: кто или что? Это будет подлежащее.
Шаг 2. Следующий вопрос: а что говорится о подлежащем? и ВНИМАНИЕ! ряд уточняющих вопросов: что делает? что сделает предмет? каков предмет? что это такое? или кто это такой? Это будет сказуемое.
Важны первые вопросы: их обычно игнорируют и поэтому неправильно находят подлежащее и сказуемое.
Нужно быть внимательными при определении подлежащего, выраженного словосочетанием (лексически и синтаксически неразложимым). Вот несколько примеров.
Географическое название: Северный Ледовитый океан раскинулся на тысячи километров.
Названия учреждений: Министерство иностранных дел находилось рядом.
Фразеологизм: Филькина грамота -- это фразеологизм.
Сочетание слов большинство, меньшинство, множество, часть, ряд и т. п. + сущ. в род. п.: Большинство людей стояли на улице.
Сочетание числительного + сущ. в род. п., местоимения сколько, столько + сущ. в род.п.: В каюте его ждут четыре офицера; Все три всадника ехали молча; Несколько дам шли к дому; Человек десять офицеров обедали у Сильвио; Сбежалось сюда со всех сторон с полсотни собак.
Сочетания с предлогом из (типа один из учеников, лучший из нас, некоторые из присутствующих и т. п.): Лучший из учеников быстро решил задачу.
Сочетание сущ. + сущ. в т. п.: Дед с матерью шли впереди.
Сочетание Н.Ф. гл. + именная ч.р.: Стать художником -- его мечта.
27 марта 2012
Йосемитский пейзаж
«Йосемитский пейзаж» на Яндекс.Фотках
Национальный Парк Йосeмити, площадь которого 3081 кв.км, расположен на востоке центральной части штата Калифорния, в горах Сьерра-Невада, в 365 км от Сан-Франциско и 470 км от Лос-Анджелеса.
Это один из самых
известных природных заповедников в мире. К моменту открытия этой территории
белыми поселенцами в 1851 году, здесь находились 22 поселения индейцев
Йосемити, что в переводе означает "седой медведь".
В 1864 году Йосемити получил статус парка штата, в 1890 году - Национального Парка США, а в 1984 году парк был внесен в список национального наследия Юнеско.
Йосемитский Национальный Парк ежегодно посещают около 3 миллионов туристов.
В 1864 году Йосемити получил статус парка штата, в 1890 году - Национального Парка США, а в 1984 году парк был внесен в список национального наследия Юнеско.
Йосемитский Национальный Парк ежегодно посещают около 3 миллионов туристов.
Источник здесь
Способы выражения сказуемого (В3)
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное.
Простое глагольное сказуемое, способы его выражения
Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.
ПГС — одно слово:
1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим:
Он читал / читает / будет читать / читал бы / пусть читает эту книгу.
2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует:
А шапка бац прямо на пол.
Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.
ПГС — словосочетание:
1. ПГС — фразеологически свободное, но синтаксически связанноесловосочетание — может иметь следующее строение и типовое значение:
1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
Я иду, иду, а до леса еще далеко. Читать дальше
Грамматическая основа предложения (задание В3)
Ошибки в задании В3 возможны из-за неумения видеть грамматическую основу предложения. Вспомни основные способы выражения подлежащего и сказуемого.
Подлежащее может быть выражено:
1. Именем существительным. Лошади шли шагом и скоро встали. Иван Петрович сидел рядом. Не путай! С обращением: Вася, тебя зовут к ужину; с прямым дополнением: Я увидел поле и лес; с приложением: Профессор Анри Лот называл землян марсианами; Апостол Пётр проповедовал учение Христа.
2. Любой частью речи, употреблённой в роли существительного: Сытый голодного не разумеет; Окружающие молчали; Первые будут последними; Семеро одного не ждут; Но -- противительный союз; Всякий это знает; По лесу разносилось громкое ау.
3. Местоимением: Он читал бегло; Кто стучит в окно? и т.д.
4. Именем числительным: Пятнадцать -- нечётное число; субстантивированным числительным: Двое вышли из дома.
5. Неопределённой формой глагола: Жить -- Родине служить; Читать -- это моё любимое занятие; Попасть на такую должность заманчиво.
6. Словосочетанием (лексически и синтаксически неразложимым): Северный Ледовитый океан раскинулся на десятки тысяч километров; Большинство людей стояло на улице; В каюте его ждут четыре офицера; Дед с матерью шли впереди.
О способах выражения сказуемого в следующем сообщении.
О способах выражения сказуемого в следующем сообщении.
А знаем ли мы русский язык?
Трудно безупречно говорить по-русски. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное — стараться их исправлять, постигать логику языка, интересоваться его историей и бесконечно наслаждаться его красотой.
Что означает то или иное слово или выражение?
Как правильно сказать?
Где поставить ударение?
Какие ошибки мы ловим из радио- и телеэфира чаще всего?
Какие слова пришли из игроцкого арго?
Молодежный жаргон — это хорошо или плохо?
Над какими ошибками работал Пушкин?
Что такое гаплология и какие слова образованы с ее помощью?
Как и почему литературное слово переходит в жаргонизм?
С каких казавшихся устаревшими слов пора «стряхнуть пыль»?
Почему 80 % россиян говорят «ложить» вместо «класть»?
Мария Аксенова, Академик РАЕН,
главный редактор «Энциклопедии для детей Аванта+», телеведущая.
С детства увлекается астрономией, математикой и поэзией. Ни-ког-да – не понимала деления людей на «физиков» и «лириков», всегда была и «физиком», и «лириком» одновременно. И вслед за Пифагором считает, что любая гармония строится на математических законах, более того, если внимательно посмотреть на законы физики и математики – можно легко увидеть их красоту и гармонию. Читать дальше
Приходит день...
Катя Недумова,
училась в нашей школе.
Источник здесь
Источник здесь
Сегодня исполнился месяц с того дня, когда обрушился соседний дом и погибли 10 человек. Позже умерла ещё одна женщина, которую извлекли из-под завалов.
26 марта 2012
Готовится новая экранизация романа Д. Оруэлла "1984"
По фантастическому роману-антиутопии Джорджа Оруэлла “1984″ будет снят новый фильм.
Фантастический роман Джорджа Оруэлла “1984″ впервые появился в печати в 1949 году. Роман-антиутопия «1984» считается одним из основных представителей данного жанра наряду с такими произведениями, как «Мы» Евгения Замятина, «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
В 2009 году газета «Таймс» включила роман «1984» в список 60 лучших книг, опубликованных за последние 60 лет, а журнал «Ньюсуик» поставил роман на второе место в списке ста лучших книг всех времён и народов. Название романа, его терминология и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в «1984» тоталитарный режим. Роман неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических странах, так и объектом критики со стороны левых кругов на Западе. Ранее роман Джорджа Оруэлла неоднократно был экранизирован. На его основе были сняты телефильмы, и две кинокартины – в 1956 и 1984 годах. Источник здесь
Ландшафт, маршрут и масштаб
Слова ландшафт, масштаб и маршрут схожи своим звуковым составом: в них всего по две гласные на большое количество согласных, притом мы видим идущие по три подряд буквы, обозначающие согласные звуки. Эти особенности позволяют нам предположить, что слова пришли в русский из одного языка.
Открываем словарь: выделенные слова -- гости из немецкого языка.
В слове ландшафт мы отчётливо слышим корень Land -- "страна". Всё слово в немецком имеет значение "местность".
Масштаб в немецком состоит из двух слов: "мера" и "палка, жезл".
А вот для существительного маршрут немецкий выступил языком-посредником. Оно состоит из двух французских слов marche -- "ход, движение вперёд" и route -- "путь".
На картинке маршрут "Золотой венок Киевской Руси".
Подписаться на:
Сообщения (Atom)