Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Стали
известны результаты голосования по премии“РосКон
– 2012″,присуждаемой на одноименной конференции писателей
фантастов путем демократического голосования в два тура. Основные премии
«РосКон» вручаются в трех номинациях:«Роман»,«Повесть, рассказ»,«Фантастиковедение».
Победителям в этих номинациях вручаются памятные призы:«Золотой
РОСКОН»за
первое,«Серебряный РОСКОН»за второе и«Бронзовый РОСКОН»за 3-е место.
Также на конференции проходит вручение ежегодных литературных
премий за достижения в области фантастики
«Большой РосКон»(за многолетний вклад в отечественную
фантастику)
«Алиса»(за лучшую
фантастическую книгу для детей и юношества),
«Фантаст года»(с 2003
года, за наибольший коммерческий успех),
«Час Быка»(с 2010
года, за «самое социально ориентированное произведение»)
Итоги голосования:
Роман:
Золотой РосКон –Генри
Лайон Олди «Urbi et Оrbi, или Городу и Миру»
Серебряный РосКон –Александр
Громов «Запруда из песка»
Cписок 20 лучших книг XXI века представил читателям американский журнал «The Millions». Были составлены два списка книг. Один – по результатам голосования читателей журнала в созданной для этого группе в Facebook, над вторым же работали 56 экспертов – журналисты, критики и писатели. В половине случаев мнение читателей и экспертов по поводу оцениваемых ими книг оказалось сходным: 10 книг оказались и в читательском рейтинге, и в двадцатке книг, предложенных экспертами. 14 книг из 30, вошедших в оба списка, переведены на русский язык и изданы в России.
“2666″ Роберто Боланьо Роман состоит из пяти частей, которые автор собирался опубликовать как пять независимых книг, чтобы таким образом обеспечить жизнь своих детей после его смерти. Однако после смерти Роберто Боланьо в 2003 году, его наследники оценили литературную ценность произведения, решив издать его не разделяя на части, в одном томе. Издан на русском языке. Источник здесь
Бесплатная Школа "Успех в Internet PRO100" позволит Вам отказаться от метода "Научного тыка"и построить своё представительство в Интернете и заявить всему миру о себе!
Главный
футуролог «Cisco» Дэйв Эванс (Dave Evans) озвучил прогнозы по развитию высоких технологий.
По его мнению,
-- через 20
лет можно будет купить жесткий диск на 11 петабайт,
-- через 10
лет появится первый квантовый компьютер,
-- в течение ближайших двух лет объём информации
в интернете будет удваиваться каждые 11 часов,
-- в предстоящие 10 лет скорость передачи данных в
домашних сетях увеличится в 20 раз.
В связи с этим, все чаще упоминаются новые компетенции, позволяющие быть
успешным человеком 21 века. Одна из них - визуальная беглость (visual fluency).
То есть сегодня нужно уметь визуализировать и сокращать информацию, акцентируя
внимание на самом главном.
К чему столь пространная цитата в моём эссе? Приведённое высказывание, как
мне кажется, является убедительным аргументом в пользу того,
что учителю надо осваивать информационно-коммуникативные
технологии, притом осваивать быстро и по всем направлениям. Молодому
поколению это сделать намного проще, чем старшему. "Отцы",
как всегда, не успевают за семимильными шагами прогресса и вступают с
ним в конфликт из-за неосведомлённости, боязни сделать
ошибку, нежелания отказаться ради нового от чего-то привычного. Кажущаяся
незыблемой мудрость "На наш век хватит" нынче не актуальна в силу того, что может не
хватить... Не хватить информации во всём её разнообразии, не хватить навыка
добыть её оперативно и всякий раз новую, нужную именно сегодня... Не
хватить более технологичного приёма в передаче знания и освоении информации
теми, для кого она предназначена... Не хватить важной составляющей в
имидже – ИКТ-продвинутости, владения современными технологиями. И
тут не столько о тех людях, которые просто не хотят этим заниматься, дело
в другом -- в возможностях и условиях информального
образования. Понятно, что, говоря об этом, я имею в виду
учителя, педагога, который, чтобы научить других, всю
жизнь учится сам.
Создала первый в своей жизни видеоролик. Он, правда, учебный, но тем не менее почин сделан. Учиться всегда пригодится. Можно посмотреть мою новую работу здесь.
Учусь в Международной школе "Успех в Internet PRO100". Есть простые задания, есть сложные. Напрягает то, что каждый день надо выполнить новое задание. Вот и приходится откладывать другие дела, не "отмечаться" ежедневно в блоге, к примеру. В Школе формируют компьютерную грамотность, знакомят с разными программами и сервисами. Учат тому, как завести почтовый ящик, создать собственный сайт, канал на YouTube. Дают профессиональные советы, как сделать презентацию, видеоролик... Разумеется, всё это создается каждым на практике и потом оценивается. Используется не просто дистанционное обучение. Ориентировано оно на практический конечный результат. Такой вот интерактивный деятельностный подход с учётом всех премудростей педагогики и психологии. Освоишь всё -- получишь сертификат. И в жизни эти знания могут пригодится. Вот ссылка, пройдя по которой можно узнать подробности
На воскресение перед Страстной седмицей приходится праздник Входа Господня в Иерусалим, называемый также Вербным воскресением. "И я нюхаю вербу: горьковато-душисто пахнет, лесовой горечью живою, дремуче-дремучим духом, пушинками по лицу щекочет, так приятно. Какие пушинки нежные, в золотой пыльце… Впереди, там, где верба, загораются огоньки свечей. … Текут огоньки по церкви, и вот - все с вербами. … Тычутся отовсюду вербы, пахнет горьким вербным дымком… Светятся ясные лица через вербы, все огоньки, огоньки за прутьями, и в глазах огоньки мигают, светятся и на лбах, и на щеках, и в окнах, и в образах на ризах. По стенам и вверху, под сводом, ходят темные тени верб".
По этой ссылке http://russkiy-na-5.ru/articles/219 интерактивное упражнение по разбору слова по составу. Только сразу не подглядывать в ответы! Сначала разберите слово, а потом себя проверьте. Желаю успеха!
Список грамматик, словарей и справочников, содержащих нормы современного русского литературного языка при его использовании в качестве государственного языка Российской Федерации:
1.Орфографический словарь русского языка. Букчина Б.З., Сазонова И.К., Чельцова Л.К. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 1288 с.
2. Грамматический словарь русского языка: Словоизменение. Зализняк А.А. — М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 794 с.
3. Словарь ударений русского языка. Резниченко И.Л.— М.: «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 943 с.
4. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий. Телия В.Н. — М. : «АСТ-ПРЕСС», 2008. — 782 с.
Тихонов А. Н.Морфемно-орфографический словарь: Около 100 000 слов / А. Н. Тихонов. — М.: АСТ: Астрель, 2002. — 704 с. Морфемно-орфографический словарь А. Н. Тихонова – один из самых востребованных словарей в школьной практике изучения русского языка. Слова в этом словаре разделены на значимые части – морфемы, то есть разобраны по составу. В сложных случаях преподаватели и школьники могут проверять по Словарю результаты проведенного ими самими морфемного анализа. В Словаре впервые интерпретируется морфемное строение значительного массива русской лексики – около 95 тыс. слов. Словник Словаря построен на базе словника 29-го издания "Орфографического словаря русского языка" (М., 1991). Словарь рассчитан на учителей, учащихся, широкий круг читателей.
Ссылка , пройдя по которой, вы можете узнать морфемный состав любого слова. У словаря очень удобная навигация. Попробуйте!
Например, сегодня в 7 классе мы разбирали наречия мгновенно, неприязненно, бездейственно. Разумеется, используя критерий Винокура. С н и нн разобрались, а дальше... Как, к примеру, разобрать слово мгновенный? Согласно словарю, мгновен/н/ый (если имеющий отношение к мигу, то корень мг-) -- мгновен/н/о; без/дей/ств/енн/ый -- без/дей/ств/енн/о (без/дей/ств/и/е).
По этой ссылке http://www.gramota.ru/class/coach/tbgramota/45_118 правила слитного, раздельного и дефисного написания наречий. Его полезно повторить. А самое главное здесь размещено интерактивное упражнение на эти правила. Нужно выбрать вариант правильного написания наречия, а потом можно проверить и прочитать комментарий к орфограмме.
Суффикс -а, -о, -е образует наречия со значением оценки действия ( певуче, сильно, стремительно, снова, умоляюще, растроганно, смягчающе, взволнованно).
Суффикс -и образует наречия от основ прилагательных, имеющих суффикс -ск- ( дружески, логически, систематически).
Суффикс -жды образует наречия от количественных числительных ( однажды, дважды).
Суффикс -учи (-ючи) образует наречия от основ глаголов (играючи, крадучись).
Постфиксы -то, -либо, -нибудь образуют наречия, в которых при самом обобщенном указании на место, время, образ действия они остаются неопредёленными( где-то, где-либо, куда-нибудь, когда-то, как-нибудь).
Отнесение конечных букв суффикса к окончанию. Особенно часто это происходит с суффиксами -ений(влад-ени[й-э]), -тий- (взя-ти[й-э]), -ий- (самолюб-и[й-э], арм-и[й-а]), -й- (счасть-[й-э], старь-[й-о]), -аций- (делег-аци[й-а]). Во всех этих случаях ий или й относятся к суффиксу, а не к окончанию.
Отнесение к суффиксу части корня или части предыдущего суффикса (обычно при наличии в конце слова одинаковых звуков и букв). Ср.:юбоч-к-а(корень юбоч- — юбк-а и суффикс -к(а)) —пил-оч-к-а(корень пил- — пил-а и суффиксы-оч- и-к: а)-оч-(здесь есть беглая гласная и чередование к/ч) — пил-к-а, пил-ок; б) -к(а) — пил-оч-к-а, тёл-оч-к-а).
Неразличение отдельных суффиксов и суммы суффиксов. Ср.: косн-ость (от косный, где косн- — корень),готов-ность (от готовый, где готов- — корень), грамот-н-ость (ср.: грамот-а → грамот-н-ый → грамот-н-ость).
Выделение в качестве суффикса части корня или основы: любл-ю (корень любл- с чередованием б/бл); бесед-уй-те(в данном суффиксе наблюдается чередование -ова-/-уй-, причем обычно [й] не получает специального графического выражения (перед гласной буквой) — бесед-у[й-у], а в повелительном наклонении (перед согласной буквой) такое графическое выражение есть — бесед-уй-те). Источник здесь
В целом при выделении суффиксов и комплексов суффиксов необходимо ориентироваться на слова, от которых образовано данное слово, и их лексическое значение.
Образец рассуждения:
Сравним морфемный состав имён существительных:Сашенька, вишенка, горошинка.
В слове Сашенька (Саш-еньк-а) выделяется корень Саш- (Саш-а) и суффикс -еньк-: «Сашенька — уменьшительно-ласкательное к Саша».
В слове вишенка (вишен-к-а) выделяется корень вишен- с беглой гласной (вишн-я) и суффикс -к-: «Вишенка— маленькая вишня».
В слове горошинка (горош-ин-к-а) выделяется корень горош- с чередующимися согласными х/ш (горох) и два суффикса: суффикс -ин- (горош-ин-а): «Горошина — единичная составляющая гороха»; суффикс -к-: «Горошинка— маленькая горошина».
Сравним морфемный состав имён прилагательных:мечтательныйисознательный.
В слове мечтательный(мечт-а-тель-н-ый) выделяется корень мечт- (мечт-а) и три суффикса: суффикс глагола -а- (мечт-а-ть): «Мечтать — предаваться мечтам»; суффикс -тель со значением «деятель» (мечт-а-тель): «Мечтатель — тот, кто любит мечтать»; суффикс прилагательного -н(ый): «Мечтательный — такой, как мечтатель; свойственный мечтателю».
В слове сознательный(со-зна-тельн-ый) выделяется корень зна- (зна-ть) с приставкой со- (со-зна-ть), а также один суффикс -тельн(ый): «Сознательный — такой, который правильно сознаёт, понимает окружающую действительность». Суффикс -тель в данном случае не выделяется, поскольку в русском языке нет существительного сознатель.
Эта книга адресована учащимся, изучающим родной язык по любому из действующих учебников. Она соответствует программе средней школы и будет незаменимым помощником при выполнении домашних заданий и контрольных работ. Словник пособия (более 8500 слов) включает не только все слова из школьных учебников, предлагаемые в них для морфологического разбора, но и однокоренные к ним слова, и слова современного русскоголитературного языка, культура использования которых повышает уровень речевой и орфографической грамотности.
И улыбались люди где-то.
Вселял он в души доброту.
За это я его люблю.