19 апреля 2012

Весеннее настроение


Текст для Тотального диктанта-2012 написал Захар Прилепин

Картинка 5 из 3167
Автором текста Тотального диктанта-2012 стал знаменитый писатель и журналист Захар Прилепин. По традиции автор приедет в Новосибирск — «столицу диктанта» — и продиктует текст на одной из площадок города. На других площадках участники акции смогут увидеть авторское прочтение текста в видеозаписи.
Также в рамках Тотального диктанта в Новосибирске состоится творческий вечер Захара Прилепина и встреча с читателями.
Захар Прилепин — лауреат 12 литературных премий, журналист, автор 10 книг, в том числе четырех романов («Патологии», «Санькя», «Грех», «Чёрная обезьяна») и биографии Леонида Леонова (вышла в серии «Жизнь замечательных людей»), отец четверых детей.
Известные современные писатели готовят тексты для Тотального диктанта уже третий год. В 2010 году автором текста стал Борис Стругацкий, а в 2011 году участникам продиктовал свое эссе Дмитрий Быков.
Источник здесь

Ааам!

Ааам!
«Ааам!» на Яндекс.Фотках
А птица вроде бы безобидная. Пеликан. Деток собственной кровью в крайних условиях может выкормить и спасти...

Онлайн-трансляцию Тотального диктанта организует Компания ТТК

Компания ТТК, один из крупнейших операторов связи в России, стала генеральным спонсором всероссийской акции по проверке грамотности «Тотальный диктант». В 2012 году принять участие в диктанте, который состоится 21 апреля, смогут жители 85 городов России и других стран мира. Ожидается, что количество участников «Тотального диктанта» в 2012 году составит порядка 25 тыс. человек.
Текст диктанта будет разделен на три части. Первую часть диктанта одновременно напишут в Новой Зеландии, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири в 9:00 (МСК), вторую часть диктанта напишут жители Западной Сибири, Казахстана и Урала в 12:00 (МСК), третью часть – жители центральной части России и городов Европы в 15:00 (МСК). Автором текста «Тотального диктанта-2012» стал известный писатель и журналист Захар Прилепин.
Компания ТТК организует интернет-трансляцию диктанта с главных площадок акции в Новосибирске, Москве и Иркутске.

Тотальный диктант в Астрахани

Приглашаю всех желающих для участия в общероссийской акции "Тотальный диктант"!
Тотальный диктант-2012 в Астрахани состоится 21 апреля в 15:00 в стенах АГТУ (ул. Татищева, 16). Для регулирования численности участников организаторам необходимо получить заявку от каждого желающего принять участие на djevgen2@mail.ru. В теме письма  написать "Заявка на ТД". В письме ФИО, возраст, обратную связь. Проверь свою грамотность!
Тотальный диктант — ежегодная образовательная акция, призванная привлечь внимание к вопросам грамотности и развить культуру грамотного письма. Суть акции — добровольный бесплатный диктант для всех желающих, который проходит одновременно в десятках городов России и мира (с поправкой на часовые пояса). Тотальный диктант — это своеобразный флеш-моб. Незнакомые друг с другом люди узнают об акции в Интернете, собираются в одно время в одном месте, совместно делают нечто странное и расходятся. Б

Жду всех, кто хочет проверить свою грамотность от 3 до 99 лет))) 
Страница нашего города по "Тотальному диктанту" здесь. Следите за информацией, она обновляется! Организатор Тотального диктанта в нашем городе Евгений Бикмаев -- ученик 10  класса нашей школы.

Цветёт рододендрон даурский

рододендрон даурский
«рододендрон даурский» на Яндекс.Фотках

Эксперты, проверяющие тесты ЕГЭ и ГИА 2012 года, сами пройдут сертификацию


Эксперты, проверяющие тесты ЕГЭ и ГИА 2012 года, сами пройдут сертификациюУже завтра – 20 апреля состоит первый досрочный госэкзамен по русскому языку, а вслед за ним пройдут все остальные тестирования. А по окончанию проведения досрочного ЕГЭ, в указанные сроки начнется самая большая волна сдачи единых госэкзаменов. Процедура сдачи ЕГЭ и сами бланки текущего года претерпели серьезные изменения, которые должны свести до минимума число нарушений. Нововведения коснулись и проверяющих, и контролирующих единый государственный экзамен. Теперь для того, чтобы проверить работы с ЕГЭ экспертам нужно пройти сертификацию. Такая процедура сертификации экспертов, проверяющих работы ЕГЭ 2012 года началась в Томске на прошлой неделе. Данная работа проводится впервые.
Подобную аттестацию будут проходить не только эксперты ЕГЭ, но и эксперты государственной итоговой аттестации (ГИА), которую сдают девятиклассники. Положение о сертификации экспертов ЕГЭ и ГИА было принято еще в январе текущего года.

Паронимы в русском языке


      Паронимы (гр. para - возле + onima - имя) - это однокорневые слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях: подпись - роспись, одеть - надеть, главный - заглавный. Паронимы, как правило, относятся к одной части речи и выполняют в предложении аналогичные синтаксические функции.
      Учитывая особенности словообразования паронимов, можно выделить следующие группы.
1.     Паронимы, различающиеся приставкамиопечатки - отпечатки, уплатить - оплатить;
2.     Паронимы, различающиеся суффиксамибезответный - безответственный, существо - сущность; командированный - командировочный;
3.     Паронимы, различающиеся характером основы: один имеет непроизводную основу, другой - производную. При этом в паре могут быть:
a.     слова с непроизводной основой и приставочные образования: рост - возраст;
b.     слова с непроизводной основой и бесприставочные слова с суффиксами: тормоз - торможение;
c.     слова с непроизводной основой и слова с приставкой и суффиксом: груз - нагрузка.
      В семантическом отношении среди паронимов обнаруживаются две группы.
1.     Паронимы, различающиеся тонкими смысловыми оттенками:

Снова о речевых ошибках

Неправильное употребление паронимов.
Пример:
Человек ведет праздничную жизнь. У меня сегодня праздное настроение.
Праздный и праздничный - очень похожие слова, однокоренные. Но значение имеют разное: праздничный - прилагательное к праздник (праздничный ужин, праздничное настроение); праздный - не заполненный, не занятый делом, работой (праздная жизнь). Чтобы восстановить смысл высказываний в примере, нужно поменять слова местами. Подробнее о паронимах...Подробнее

18 апреля 2012

Кен Робинсон. Новый взгляд на систему образования


Гоголевский "Вий" предстанет в 3D


Завершились съемки российского фильма “Вий: Возвращение” в формате 3D, поставленного по мотивам  повести Николая Гоголя. По словам авторов фильма, основой для него послужил первый,  неотредактированный вариант рукописи Гоголя. Фактически же сюжет картины имеет мало общего с известной повестью Гоголя.
Чтобы разобраться с тем, что же все-таки произошло с Панночкой-ведьмой и бурсаком Хомой Брутом, в фильм был введен новый персонаж – ученый-материалист Джонатан Грин, прототипом которого стал реальный путешественник и картограф Гийом Левассер де Боплан, который в 40-х годах 17-го века долгое время жил на территории Малороссии, изучая эту страну. Итогом его исследований стало собрание карт Малороссии того времени и книга «Описание окраин Королевства Польши, простирающихся от пределов Московии, вплоть до границ Трансильвании». Согласно сюжету фильма, Грин заблудился в Карпатах во время своего путешествия через Трансильванию. Поплутав в тумане, он оказывается в небольшом казацком поселении. Народ живет здесь в затворничестве, оградив себя от любых контактов с остальным миром. Что скрывают жители хутора? Чего боятся и почему прячутся?

Ф. Шопен. Весенний вальс


ДОСИЗ-А и ВНАЗА-О

Изучаем правописание наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом.. Предлагаю запомнить два слова: ДОСИЗ-А и ВНАЗА-О. Как вы догадались, в них зашифровано правило: "В наречиях с приставками до-, с-, из- пишется суффикс -а. В наречиях с приставками в-, на-, за- пишется суффикс -о".

Кто такие эфаналитики?

Прогноз -- это не просто предсказание, не результата гадания на кофейной гуще. Умение прогнозировать события опирается на статистический анализ  необходимых данных, на учёт ресурсов, на сопоставление задач с возможностями и потребностями общества.
Писатели-фантасты считают, что в будущем обществе колоссальную роль  при планировании каких-либо событий или изменений станут эфаналитики -- люди, занимающиеся футур-прогнозом.

Издательство "Русское слово" и школа


Картинка 2 из 4047Вчера мы, учителя, принимающие участие в апробации учебников издательства "Русское слово", встретились с заведующим  редакцией литературы издательства, кандидатом филологических наук А.В. Фёдоровым. Алексей Владимирович рассказал нам о продукции издательства и прочитал интереснейшую лекцию о современном прочтении классики. Учителя в свою очередь поделились опытом работы по новым учебникам,  высказали замечания по их содержанию и методическому обеспечению. Одним словом, состоялся весьма конструктивный и полезный разговор о  том, как учить детей русскому языку и литературе. Семинар проводила кафедра гуманитарных дисциплин Астраханского института повышения квалификации и переподготовки  кадров.

Употребление слова в несвойственном ему значении


Я продолжаю публиковать посты о речевых  ошибках.
Употребление слова в несвойственном ему значении.
Пример:
Костер все больше и больше распалялся, пылал.
 Ошибка заключается в неверном выборе слова:
Распаляться - 1. Нагреться до очень высокой температуры, раскалиться. 2. (перен.) Прийти в сильное возбуждение, стать охваченным каким-либо сильным чувством.
Разгораться - начинать сильно или хорошо, ровно гореть.
Употребление знаменательных и служебных слов без учета их семантики.
Пример:
Благодаря пожару, вспыхнувшему от костра, сгорел большой участок леса.

В современном русском языке предлог благодаря сохраняет известную смысловую связь с глаголом благодарить и употребляется обычно лишь в тех случаях, когда говорится о причинах, вызывающих желательный результат: благодаря чьей-нибудь помощи, поддержке. Ошибка возникает в связи со смысловым отвлечением предлога от исходного глагола благодарить. В этом предложении предлог благодаря следует заменить на один из следующих: из-за, в результате, вследствие.

17 апреля 2012

В Астрахани после реконструкции открылся краеведческий музей

Сегодня открыли после реконструкции Астраханский краеведческий музей. В этом году, кстати, ему исполняется 175 лет. Открыт он был по инициативе моего коллеги Губернатора Ивана Семеновича Тимирязева в 1837 году. Собрание музея насчитывает 300 тысяч единиц хранения. Мне кажется, получилось очень даже хорошо, особенно экспозиции «Палеонтология» и «Золото кочевников». Уникальным экспонатом пополнилась экспозиция «Золотая кладовая», который в прошлом году в одном из дельтовых районов выловили астраханские рыбаки  и передали государству, естественно, за вознаграждение (денежное).


Источник Блог губернатора Астраханской области

Про цветы и просто так..

Про цветы и просто так...
«Про цветы и просто так...» на Яндекс.Фотках

Корысть

 В "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина есть такие строки: 
Воротился старик ко старухе,
У старухи новое корыто.
Еще пуще старуха бранится:
"Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, дурачина, корыто!
В корыте много ль корысти?"
Слово корысть употреблено здесь в бытовом значении: польза, толк, прок.
      В современном русском языке слово корысть обычно означает "выгоду, материальную пользу", как в пушкинской сказке, или вообще "стремление к наживе, к обогащению". 
      Однако это значение не было первоначальным, исконным. В русском языке слово корысть (старые формы: користь и корист) имеет очень давнюю историю, впрочем, как и в других славянских языках. Общеславянское значение этого слова было просто "добыча". То же означало слово корысть и в древнерусском языке.

Речевые ошибки

Второе сообщение на тему о типичных ошибках в изложениях и сочинениях.
Слово — важнейшая единица языка, самая многообразная и объемная. Именно слово отражает все изменения, происходящие в жизни общества. Слово не только называет предмет или явление, но и выполняет эмоционально-экспрессивную функцию.
И, выбирая слова, мы должны обращать внимание на их значение, стилистическую окраску, употребительность, сочетаемость с другими словами. Так как нарушение хоть одного из этих критериев может привести к речевой ошибке.
Основные причины речевых ошибок:
  1. Непонимание значения слова
  2. Лексическая сочетаемость
  3. Употребление синонимов
  4. Употребление омонимов
  5. Употребление многозначных слов
  6. Многословие

16 апреля 2012

Травка зазеленела

У нас на дворе только-только появилась травка.  Затяжная весна. Хотя сегодня было 25 градусов.

Типичные ошибки в сочинениях и изложениях

С этого сообщения начинаю рассказывать вам о типичных ошибках в сочинениях и изложениях.
Под коммуникативной грамотностью понимается умение создавать тексты разных функционально-смысловых типов речи в форме разных функциональных стилей.
Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли в соответствии с темой и замыслом, проверки уровня речевой подготовки. Они используются одновременно для проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков и оцениваются, во-первых, со стороны содержания и структуры (последовательности изложения) и, во-вторых, со стороны языкового оформления.
Большинство ошибок, возникающих при выполнении письменных работ учащихся, являются характерными и для письменной деятельности другого рода, будь то написание деловой бумаги (заявления, приказа, договора и т. п.), подготовка доклада, статьи или текстового материала для WEB-страниц. Поэтому анализ ошибок такого рода имеет большое значение и для повседневной деятельности.
Среди типичных ошибок можно выделить следующие группы:
·         Речевые ошибки
                 Синтаксические ошибки
Источник здесь  Продолжение следует

ФЛЭШ-МОБ, или толпы умные и безумные

Flash Mob (в переводе с английского что-то вроде "мгновенного столпотворения") -
 новое развлечение, приобретающее все большую популярность во всем мире..

Родилось это слово в июне 2003 года, когда в одном из магазинов Манхэттена прошла первая акция движения. Около полутора сотен человек одновременно вошли в здание, окружили огромный восточный ковер и стали вразнобой уверять озадаченных продавцов, что им всем срочно требуется "коврик любви" за 10 тысяч долларов. Через пару минут они успокоились и мирно разошлись, оставив персонал в полном недоумении, а случайных зрителей – в восторге от нежданного развлечения. 
      В американской прессе уже на следующий день это собрание окрестили "флэш-моб", мгновенной толпой. А вскоре на публикацию откликнулись и организаторы действа, заявив, что предпочитают другое название, "смарт-моб", то есть умная толпа. Ведь создаваемые ими ситуации, как правило, подчеркнуто комичны и безобидны, а действия участников скоординированы и спланированы заранее: все, кто хочет побыть частью мгновенной толпы, получают инструкции на специальном сайте. Поэтому флэш-мобберами становятся в основном молодые офисные служащие. 
      Вы спросите о цели таких мероприятий? Никаких, кроме веселья. "Нам нравится придумывать нестандартные обстоятельства, привлекать внимание окружающих и наслаждаться их реакцией", - говорят активисты движения. 
      К сожалению, в России основные принципы флэш-моба – бесцельность и безопасность – уже нарушаются.

Дурак дураку рознь

Знаменитый (культовый, как теперь любят говорить) роман Саши Соколова носит название "Школа для дураков". А мы предлагаем вам сегодня урок в "Школе про дураков".
      Слово дурак - самое, пожалуй, невинное из бранных обозначений глупого, тупого человека - породило массу крылатых фраз, пословиц и поговорок, устойчивых сочетаний, фразеологизмов, широко распространенных в разговорной речи.
      Дурак бывает и 
набитый , и отпетый, и стоеросовый, и круглый, и законченный... Дурака можно валять, а можно и оставить кого-то в дураках, и самому в дураках остаться, когда случается не на дурака напасть, говорят также и без дураков, ищи дурака и нашел дурака... Когда среди общего разговора внезапно наступает глубокое молчание, то замечают: "Дурак родился"... Желая подчеркнуть, что некий факт известен всем, мы восклицаем: "Да это и дурак знает!". 
      Смысл этих фразеологических оборотов в целом понятен, но происхождение некоторых сочетаний требует специального экскурса в их историю.

      Начнем с дурацкой этимологии. "Историко-этимологический словарь современного русского языка" П.Я. Черных указывает на не вполне ясное происхождение общеславянского корня -дур-, отмечая при этом, что само слово дурак как нарицательное существительное появилось в письменных памятниках не ранее XVII века, а прозвище дурак известно с XV. При всем многообразии предположений о родстве славянского дурака с греческими, литовскими, древнеиндийскими и проч. корнями, наиболее убедительной выглядит точка зрения о связи общеславянского дурь с дути (дуть) (Ср. русское диалектное дутик - спесивый, надменный человек; просторечное дуться - сердиться, в говорах - пыжиться). "Этимологический словарь русского языка" М. Фасмера дает только одно, диалектное, значение слова дурак – тыква, возможно, появившееся в результате контаминации слов дыня и бурак. 
      Теперь о фразеологизмах. Выражение 
без дураков обычно принято относить к «бильярдному» языку. Источник здесь

Языковые и поэтические метафоры

Что же такое метафора и как она возникает? 
Слово (или выражение), которое употребляется в переносном значении, основанном на сходстве, называетсяметафоройМетафора – от греческого слова metaphora, что значит «перенос». Следует различать языковые и поэтические метафоры.
Метафора – средство называния (номинации) новых предметов, для которых в языке еще нет названия. Сделать это легче путем сравнения, найти какое-либо сходство со знакомым предметом или явлением и использовать знакомое слово.
Например, сакхара (наш сахар) в переводе с древнеиндийского означает «щебень», «крупный песок». Значит, древние индийцы заметили внешнее сходство сладкого кристаллического вещества, которое они употребляли в пищу, с крупным песком и назвали песком и это любимое всеми лакомство.
Подобная же история произошла со словом апельсин. Этот удивительный фрукт привезли в Голландию из Китая. Внешне он напоминал привычное европейцам яблоко, поэтому они и назвали его «китайским яблоком»:appel + sien, дословно повторив название, придуманное раньше французами.
Итак, в основе метафоры лежит «скрытое сравнение», которое помогает нам представить незнакомую вещь. Я думаю, вам известно изречение китайского философа Конфуция: «Все познается в сравнении». Так оно и есть.
– Назовите слова из нашего речевого обихода, в основе которых лежит метафора.
Ребята назовут слова: крутой, челнок, ручка (перодержатель), ножка (стола), крыло (самолета, автомобиля) и др.
– Это языковые метафоры. С течением времени метафоры входят в постоянное употребление, их либо перестают замечать (дождь идет – часы идут – человек идет), либо они становятся прямыми обозначениями(сахар, апельсин).
А вот серебряные слезыароматные цветы роняют слезы и ярче нега их (цветов, роз) огня – метафоры поэтические. В поэзии метафоры ощущаются как новые названия признаков, действий и самих предметов. Они делают художественное произведение ярче, выразительнее, создают художественный образ. «Тропы, а метафора – это троп, имеют свойство пробуждать эмоциональное отношение к теме, внушать те или иные чувства, имеют чувственно-оценочный характер». (Б.Томашевский. Теория литературы. Поэтика. М.: Госиздат, 1928)

Источник здесь