26 мая 2012

Новейшая сказка о потерянном времени

Каким одним действием можно потерять год своей жизни и разрушить все планы на поступление в вуз? Попыткой выложить в интернет экзаменационные задания единого госэкзамена.
Ранее пойманные нарушители могли пересдать ЕГЭ в этом же году по разрешению государственной экзаменационной комиссии. Теперь же вариантов не будет.
С нарушителями решили бороться более жесткими методами: пойманным грозит аннулирование результатов ЕГЭ без права пересдачи в 2012 году. «Это очень важный момент, который необходимо донести до тех, кто пытается рискнуть и полностью упустить этот год из своей жизни», - подчеркнула руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.
Теперь контрольно-измерительные материалы (КИМ) имеют дополнительную защиту, которая позволяет идентифицировать каждого участника ЕГЭ, разместившего в Интернете все задания или их часть. Эта технология была опробована в ходе досрочной сдачи ЕГЭ, что позволило выявить трех участников, которые распространили КИМ в сети.
«В этом году норма, которая определяет ответственность выпускника за размещение КИМ в Интернете, усилена. Если установлен факт и участник, то государственная экзаменационная комиссия обязана рассматривать аннулирование этих результатов (человека, который выложил решение ЕГЭ в интернет) без права пересдачи (данного конкретного экзамена)», - отмечает Любовь Глебова.
По информации РИА «Новости» 
Источник здесь

Предварительные результаты досрочного этапа проведения ЕГЭ

Досрочный этап ЕГЭ (с 20 апреля по 4 мая 2012 года) проведен в штатном режиме.
В этот период сдавали ЕГЭ свыше 1,6 тыс. человек из 64 субъектов РФ.
ЕГЭ проводился по 12 общеобразовательным предметам (не было участников  экзаменов по французскому и испанскому языкам).
Наиболее популярные предметы по выбору – биология, обществознание, история, английский язык.
Для проведения ЕГЭ были задействованы  109 ППЭ, для обеспечения процедур ЕГЭ привлекались около полутора тысяч человек (руководители и организаторы в ППЭ). 
В соответствии с установленными в 2011 году показателями минимальных тестовых баллов по основным предметам ЕГЭ (русскому языку и математике) произведен перевод в 100-балльную систему. Это позволило выдать аттестаты досрочникам, не дожидаясь основного этапа.
По остальным предметам перевод в 100-балльную систему будет произведен в основной период проведения ЕГЭ.
Результат ниже минимального по русскому языку получили 56 участников из 20 субъектов (3,5%), по математике - 85 участников из 30 субъектов (5,3%)
Высокобалльные результаты (в диапазоне от 90 до 100) по русскому языку получены 57 (3,6 % от общего числа) участниками из 15 субъектов Российской Федерации; по математике - 16 участниками (1% от общего числа) из 7 субъектов Российской Федерации.
На «горячую линию» ФИПИ, ежегодно организуемую для экспертов ЕГЭ, не поступило ни одного замечания по содержанию и структуре заданий. 
Источник здесь 

25 мая 2012

О фразеологизмах. Материалы к сочинению (задание С2.1)

Фраза -- слово, пришедшее из греческого языка, где оно означало "выражение, оборот речи". Логос -- тоже греческое слово со значением "наука".
Когда учёные искали название для лингвистической науки об устойчивых выражениях, в которых целая фраза как бы выступает в роли одного слова, то решили соединить фразу и логос. Получилась фразеология.
Чтобы обозначить одно устойчивое выражение, к названию науки прибавили суффикс -изм. В итоге -- фразеологизм.
Фразеологизмы представляют собой лексическое явление. В  художественном тексте они играют большую роль,  придавая  ему яркость, эмоциональность, выразительность. Фразеологизмы могут выступать в качестве синонимов  "обычных" слов, образно, оценочно характеризовать предметы и явления, душевное состояние человека.

Как в тексте однородные глаголы-сказуемые помогают «оживить» изображаемое?


Материал можно использовать в сочинении на лингвистическую тему.
Однородные члены предложения - распространённое явление художественного стиля. Они используются в нём как краткий и выразительный приём речи. Убедимся в этом на примере однородных глаголов – сказуемых, помогающих «оживить» изображаемое в нашем тексте.
       Во-первых, большое количество однородных сказуемых мы встречаем в предложении 1: «Олеська…выпала из автобуса, удержала равновесие, поправила пальто, кинула взгляд и обмерла…» Все эти глаголы-сказуемые помогают нам ярко представить, что происходило в переполненном людьми автобусе…
       Во-вторых, однородные сказуемые в тексте красочно передают содержание описываемых событий. Так в предложении 44 автор использует нагнетание однородных глаголов-сказуемых: «обида у героини исчезла, улетучилась, показалась совсем незначительной».

      Таким образом, характеризуя богатство мыслей и чувств, однородные глаголы-сказуемые помогли в этом рассказе «оживить» изображаемое.

Прозвенел последний звонок

Сегодня, как и во всех школах  страны, у нас  состоялась торжественная линейка, посвящённая окончанию учебного года. Выпускников приветствовали и напутствовали директор школы, мы -- классные руководители, первая учительница одиннадцатиклассников, родители, малыши.   Было весело и  трогательно-торжественно. В небо улетел большой шар с надписью "Детство". И пели хором песни,  танцевали вальс... И прозвенел последний звонок. Впереди у выпускников экзамены. Удачи вам, друзья!

24 мая 2012

"В них весны очарование"

В них весны очарование
«В них весны очарование» на Яндекс.Фотках

Роль диалога в художественном тексте


Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-- форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности.
       Во-первых, в этом тексте он носит характер вопросно-ответной  формы (предложение 19-20):
-- Я плохо разбираюсь, может, вы поясните?
-- Что именно? - сухо спросила девица.
     Во-вторых, диалог в художественном произведении включает в себя односоставные предложения, отличающиеся богатством и разнообразием интонации (предложение 20-23):
-- Что именно?
-- Название?
     Могу сделать вывод, что без разговоров персонажей книги, представленных в тексте в виде диалогов, не будет самого художественного произведения.
Источник здесь

О сравнениях и других языковых явлениях. Для сочинения

Скачала по этой ссылке  брошюру с материалами для сочинения на лингвистическую тему (С2.1). В них можно найти готовое обоснование роли тех или иных лексических и грамматических явлений языка.
Например, какова роль сравнения в тексте.
       Сравнение – это образное  выражение, построенное  на  сопоставлении  двух  предметов  или  состояний, имеющих общий  признак. Сравнения в художественной  и  публицистической  речи  имеют  большое  значение. Они выделяют, подчеркивают  предмет  или явление, обращают   на  него  особое  внимание. Способы  их  выражения различны. Какие же примеры сравнений   встречаем в  этом  тексте? 
      Во-первых, в  предложении  6  растрепанные  волосы  девочки  сравниваются  с  волосами  мальчишки («как у  мальчишки»). Это  сравнение  выражается оборотом со сравнительным  союзом.
       Во- вторых, в  предложении 7 «Она  покачивалась  на  загорелых  ногах,  как  на стебельках» сравнение  находим  в  той  же  форме, что и  в  первом  примере.  Оно  позволяет нам ярко  представить  весь  облик  тоненькой,  похожей  на цветок девочки.
Таким  образом,  роль  сравнения в  речи  велика: оно  придаёт  ей  образность  и  особую  поэтичность.

Познакомились...

Сегодня была на собрании в 4 а классе (будущем пятом). Представлена там как учитель русского языка и литературы и классный руководитель. Первое впечатление: живые, активные современные мальчишки. Девочки  проявили выдержку и терпение, несмотря на то, что тоже, как и мальчики, устали. Собрание в классе проводилось после общей линейки.
Начало положено -- познакомились.  
Андрюша Ф. подарил мне  сборник своих стихов (!) Вот одно из его стихотворений.
Я железный Самоделкин. Обожаю я скакать.
Ведь пружинки в моих ножках  не дают мне постоять.
Я хотел бы отдохнуть, полежать или уснуть,
Но пружинки звяк да звяк: "Ох! Не любим мы зевак!"
И присел бы на минутку, но пружинки не дают:
Скачут, прыгают, играют
И мне спать не разрешают.

День славянской письменности и культуры

  24 мая во всех странах, где живут славяне, празднуют День славянской письменности и культуры.
Картинка 2 из 17755Этот день посвящен ученым и просветителям, создавшим впервые в мире славянское письмо. Это известные во всех славянских странах получившие сан святых  Кирилл и Мефодий. Именно они стали основоположниками славянской письменности.
День славянской письменности и культуры имеет очень много общего не только с культурой славян, но и с религией. Ведь Кирилл и Мефодий были православными христианами и монахами. Скорее всего, этот уклад жизни позволил им внести столь существенный вклад в историю становления славянской культуры.

24 мая каждый год православная церковь чествует святых апостолов Кирилла и Мефодия. Эти монахи при своей жизни и служении Господу в греческом монастыре разработали и запечатлели на века славянскую азбуку, позволившую нам передавать знания и накопленный опыт из поколения в поколение.
Датой рождения славянской азбуки считают IX век, если быть точнее, то дату 862 года. Созданная Кириллом и Мефодием азбука получила название «кириллица» в честь Кирилла, в мирском мире имевшего имя Константин. Мефодий и Кирилл переработали греческую азбуку и существенно видоизменили ее, чтобы в совершенстве передать славянскую звуковую систему. И на основе своих разработок создали  две азбуки - глаголицу и кириллицу.
Источник здесь

Интерактивные тесты к ГИА

По этой ссылке http://www.saharina.ru/gia/

Всего тестов: 27. Новых тестов: 2. Количество решений: 278501

Думаю, что 9-классникам их надо  "прорешать".обязательно. Взгляните на число решений -- 278501! Пока есть время, следует усиленно тренироваться. Удачи!

23 мая 2012

Образец синтаксического разбора СПП с несколькими придаточными

В бывшем кабинете деда,1/ где даже в самые жаркие дни была могильная сырость,2/сколько бы ни открывали окнавыходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную,3/ что невозможно было сказать,4/ где кончается одна ель,5/где начинается другая,6/ — в этой нежилой комнате,1/ где на голом письменном столестоял бронзовый мальчик со скрипкой,7/ был незапертый книжный шкап,1/ и в немтяжелые тома вымершего иллюстрированного журнала8/ (В. Набоков).
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, с разными видами связи.
1 часть: двусоставное (подлежащее шкап, сказуемое был, ПГС), распространенное, полное, осложнено однородными обстоятельствами;
2 часть: двусоставное (подлежащее сырость, сказуемое была, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;
3 часть: односоставное — неопределенно-личное (сказуемое открывали, ПГС), распространенное, полное, неосложненное;

Сложноподчиненные предложения с придаточными присоединительными

В русском языке представлен еще один тип придаточных предложений, не нашедший отражения ни в одном из учебных комплексов. Это придаточные присоединительные. Их особенность заключается в том, что они не эквивалентны ни одному из членов предложения, к ним не может быть поставлен вопрос от главной части, что является причиной их выделения в отдельную группу.
Средства связи придаточной части с главной в этом типе придаточного — союзные слова что (в форме любого падежа с предлогом или без него), отчего, почему, зачем, вмещающие в себя содержание главной части; средства связи в ПП присоединительных могут быть заменены для диагностики на местоимение это:
И каждый раз в течение семи лет старик хватался за сердце, что (= это) очень всех потешало (И. Ильф и Е. Петров) — средство связи — союзное слово что, являющееся подлежащим.
Я здоров, чего (= этого) и вам желаю — средство связи — союзное слово чего, являющееся дополнением.
Он опаздывал, отчего (= от этого) мы не могли начать представление вовремя — средство связи — союзное слово отчего, являющееся обстоятельством.
Источник здесь

http://astrasosh49.ucoz.ru/

В последние дни занимаюсь наполнением школьного сайта (пришлось всё начинать с нуля -- потеряли все ходы-выходы на  прежнюю школьную веб-страницу), поэтому почти не остаётся времени на блог. 
Сайт "Школа № 49 города Астрахани" находится по этому адресу http://astrasosh49.ucoz.ru/ Загляните, подскажите, что не так,  подбросьте свежие идеи. Приму и советы, и замечания, и пожелания с благодарностью, потому что это мой первый сайт именно в формате сайта (а не блога). Жду!
Сайт находится в стадии наполнения. Не судите слишком строго...

22 мая 2012

Необыкновенная!

•●ღ  Необыкновенная - " Сенсация"  ·•●ღ
«•●ღ Необыкновенная - " Сенсация" ·•●ღ» на Яндекс.Фотках
Порадуйте свои взоры. Не правда ли, совершенно необыкновенная обыкновенная сирень?!

Министром образования и науки назначен Дмитрий Ливанов

Президент Владимир Путин подписал указ о составе нового Правительства. Министерство культуры возглавит Владимир Мединский, а министром образования и науки назначен ректор МИСиС Дмитрий Ливанов. На этом посту он сменил Андрея Фурсенко.
livanovСам Дмитрий Ливанов в своем микроблоге в «Твиттере» уже попрощался с коллективом МИСиС. «Сегодня мой последний день работы в университете. Если бы я знал, что у меня только 5 лет, многое делал бы по-другому. Всем большое спасибо!» - написал он. Дмитрий Викторович Ливанов родился 15 февраля 1967 года в Москве. В 1990 года окончил с отличием физико-химический факультет Московского института стали и сплавов.
Свою карьеру в МИСиС начал в 1992 году. Позже занял должность директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики. С 2005 по 2007 год находился на посту заместителя министра образования. С оптимизмом отнесся к назначению Дмитрия Ливанова главный редактор «Учительской газеты» Пётр Положевец. Об этом он сообщил в интервью «Радио России. Культура».
«Я думаю, что это не неожиданное назначение, потому что новый премьер – министр формирует достаточно молодую команду. Дмитрий Викторович Ливанов как раз принадлежит к молодому поколению. Мне кажется, он человек энергичный, хорошо образованный, у него достаточно неплохой послужной список. У Дмитрия Викторовича есть опыт работы в ВУЗе и в министерстве образования в качестве заместителя министра и статс-секретаря, что очень важно. Поэтому мне кажется, что это человек опытный. Он сможет справиться с теми задачами, которые стоят перед системой образования».
Источник здесь   

Установят видеокамеры и "глушилки"

От вечного к земному -- единому нашему государственному экзамену.
Число регионов, которые используют системы видеонаблюдения и "глушилки" сотовой связи в пунктах сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2012 году выросло, такие средства контроля будут использовать в Ленинградской, Тамбовской и других областях, сообщила в среду руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.
"Некоторые регионы приняли решение об установлении у себя средств выявления и подавления устройств сотовой связи. Среди них Татарстан, Ленинградская, Магаданская, Тамбовская области", - сказала она на пресс-конференции в РИА Новости.
По словам Глебовой, все больше субъектов РФ оборудуют пункты приема экзамена системами видеонаблюдения. "Вновь будут использовать видеонаблюдение в Алтайском крае, Кемеровской, Ленинградской, Магаданской, Тамбовской областях", - отметила она.Число регионов, которые используют системы видеонаблюдения и "глушилки" сотовой связи в пунктах сдачи Единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2012 году выросло, такие средства контроля будут использовать в Ленинградской, Тамбовской и других областях, сообщила в среду руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова.
"Некоторые регионы приняли решение об установлении у себя средств выявления и подавления устройств сотовой связи. Среди них Татарстан, Ленинградская, Магаданская, Тамбовская области", - сказала она на пресс-конференции в РИА Новости.
По словам Глебовой, все больше субъектов РФ оборудуют пункты приема экзамена системами видеонаблюдения. "Вновь будут использовать видеонаблюдение в Алтайском крае, Кемеровской, Ленинградской, Магаданской, Тамбовской областях", -- отметила она.
Источник здесь

Переводы "Сонетов" на русский язык

Об этом я не успела рассказать на уроке литературы, посвящённом сонетам Шекспира, поэтому  пишу в посте.
В России интерес к творчеству Шекспира и его "Сонетам" возникает в первой половине  19 века. Первые попытки художественного перевода отдельных сонетов сделали В. Мамуна и Д. Аверкиев. "По-настоящему"с "Сонетами"  русского  читателя  познакомил Н. Гербель, сделав полный их перевод (1880). Следующим шагом в "освоении" "Сонетов" был полный (без двух сонетов -- 135, 136) перевод М. Чайковского (1914). В советское время наибольшую известность получили переводы С. Маршака. В 1948 г. был опубликован его полный перевод "Сонетов", которые снискали всенародную любовь.
Великолепным примером поэтической точности является перевод 54 сонета Шекспира.
Сравните подстрочный перевод и перевод С.Я. Маршака.
Подстрочный перевод
Перевод С.Я. Маршака
«О, насколько более прекрасной кажется к5расота, // Благодаря тому чудесному  орнаменту, который ей создает правда. // Роза прелестна, но мы считае6м её ещё прелестнее // Благодаря тому чудесному аромату, который в ней живёт»
«Прекрасное прекрасней во сто крат, // Увенчанное правдой драгоценной. // Мы в нежных розах ценим аромат. // В их пурпуре живущий сокровенно».

Смысл передан абсолютно точно, во всех оттенках. Поэтичной английской строфе соответствует при этом поэтичная русская строфа.

Четырнадцать строк сонета...

В  седьмом классе сегодня читали сонеты Шекспира. (Ну невозможно обнять невозможное! Мало времени отводится на литературу  в школе! Так -- галопом по европам ). И всё же...
Некоторые из ребят выучили наизусть один из сонетов и прочитали вслух. (Прав Дмитрий Львович, советуя учителю литературы не заставлять учеников учить наизусть классику, если они читают рэп).  Не совсем выразительно звучали бессмертные строки в устах семиклассников. 
Однако мы пытались разобраться, о чём эти сонеты. Понять, что  поэта восхищает красота и возмущает порок, радует общение с другом и огорчает  измена любимой, потрясает сила подлинного искусства и смешит  ненужное украшательство в стихах. Он объясняется в любви, даёт советы другу, отчаивается в своей беспомощности, верит в свои творческие силы. От волнения он бывает сбивчивым. Когда он погружён в раздумья, речь его медлительна, размерена. Когда он негодует, в сонете слышатся раскаты грома. Четырнадцать строк сонета оказываются необычайно вместительными -- так много могут они заключить в себе чувств и мыслей.

О школе и преподавании литературы

Шли бы вы спать, барин! Дмитрий Быков – о своем учительском опыте. Так называется статья этого известного журналиста, поэта, писателя и школьного учителя, опубликованная в журнале " Медведь". Можно прочитать её по ссылке. Я даже не смогла выбрать из статьи что-то одно и поместить в этом сообщении. Прочитайте -- весьма любопытные размышления о преподавании литературы.

21 мая 2012

Интеллект и эрудиция

Древние римляне очень высоко ценили знания и ещё выше  -- людей, владеющих этими знаниями. Именно в латинском языке  родились слова, которые перешли потом во все европейские языки, интеллект и эрудиция.
Интеллект -- это мыслительная способность, умственное начало у человека. От этого существительного образовались слова интеллектуал и интеллектуальный.
Эрудицией называются глубокие познания человека в какой-нибудь области или сразу в нескольких областях. Однокоренными словам и будут слова эрудит, эрудированный.
Мы говорим обычно о высоких интеллектуальных способностях и широкой эрудиции человека как о качества, к которым надо стремиться.

20 мая 2012

Ещё один совет психолога к экзаменам

Что или кто может быть успешным?

Эпитете "успешный" недавно съездил за границу и вернулся оттуда солидным, пополневшим в смысловом отношении. Вспомним, каким он был "до того": "сопровождающийся успехом, удачный" -- так и только так говорилось о нём в толковых словарях.  Успешным можно было назвать какое-нибудь дело, мероприятие, но не человека. Для характеристики личности использовалось прилагательное "преуспевающий", имевшее, кстати, лёгкий оттенок неодобрительности: недаром в словаре С.И. Ожегова в качестве примера его употребления приведено сочетание "преуспевающий делец".
Но вот наш "успешный"  встретился за рубежом со своим английским коллегой по имени "successful", который живёт гораздо богаче, свободно сочетаясь и с названиями дел, и с наименованиями людей. В англо-русских словарях эти значения до сих пор даются под разными цифрами: 1. "успешный, удачный; 2.  преуспевающий, удачливый". Русский язык в отличие от английского, долгое время упорно отделял труд от труженика, общественное от личного.
Переняв западный опыт, прилагательное "успешный" удвоило свои капиталы на родине.  Не только "успешный проект", но и "успешный бизнесмен", "успешный артист" -- теперь звучит повсюду.

ГИА: задание В9

По  этой ссылке http://www.slideboom.com/presentations/551755/%D0%A1%D0%9F-%D1%81-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BD.-%D0%B2%D0%B8%D0%B4.-%D1%81%D0%B2%D1%8F%D0%B7%D0%B8-%D0%929 презентация учителя русского языка и литературы И.А. Кругловой по заданию В9 (сложное предложение с разными видами связи).

19 мая 2012

19 мая -- День пионерии


Картинка 10 из 17675
Я был когда-то пионером, 
И в то, что будет коммунизм
По-детски искренне я верил,
Поскольку был душою чист.
Я по утрам свой алый галстук
Горячим гладил утюгом, 
В кино переживал за Красных 
И собирал металлолом, 
Маршировал под барабаны, 
Любил, когда играет горн, 
Цветы дарил я ветеранам 
И обожал ночной костёр. 
Картинка 19 из 17675Я помню, как до «синей ночи» 
Мы пели песни у костра 
О том, что «дети мы рабочих», 
Что ждёт нас светлая пора. 
И мы «всегда готовы» были 
Хоть в космос, хоть на целину,   
В забой, чтоб «сказку сделать былью», 
А если надо — на войну... 
Забыт давно и галстук алый 
И пионерский тот салют, 
Теперь другие идеалы 
И песни новые поют. 
Давно уж старый горн в утиле, 
А цель былую — коммунизм, 
Для многих нынче заменили 
Нажива, алчность и цинизм. 
С весёлой грустью вспоминаю 
Времён далёких дребедень, 
А девятнадцатое мая
Теперь простой весенний день!
19 мая -- 90 лет со дня рождения пионерской организации имени Ленина . Это была  детская коммунистическая  организация в Советском Союзе. Мы все были пионерами.