Мое советское детство на этапе начальной школы было расцвечено сказками о грядущем коммунизме. При этом строе, дети, внушали мне и моим одноклассникам учителя, денег не будет. Зайдете в магазин и выберете все, что вам нужно. Мы зачарованно слушали наставников (они, кстати, искренне верили в то, что говорили), а на переменках обсуждали, чего будем хватать с полок нашего сельского магазина. Коммунизм, по прогнозам тех же педагогов, был не за горами.
Наверное, понятно, что никаких представлений о финансовой грамотности ни я, ни мои сверстники в нежном возрасте не получали. И это очень-очень грустно. Потому что обучение в этой части намного раньше облегчило бы нам жизнь. Сегодня я живу не в СССР, коммунизм не случился - капитализм вроде бы, но детей по-прежнему системно не учат обращаться с деньгами. В школе точно.
Я искренне надеюсь, что есть семьи, где вечерами папа или мама, призвав к себе чадо, берут книжки и начинают вести примерно такой разговор.
«Ну, что ж, зайка, возьмем "Муху-цокотуху". Муха по полю пошла, денежку нашла. Как она распорядилась находкой? Купила на базаре самовар, позвала друзей на чай. То есть, вложила деньги (в таких случаях еще говорят "инвестировала") в друзей, в отношения. Хорошо? Отлично. Только френды-то оказались ненастоящими. Как только появилась опасность в виде злого паука, все гости дружно разбежались. Ничего хорошего. Слава богу, спаситель подоспел. Лучше, видимо, было бы вложиться во что-нибудь другое. В бензопилу "Дружба", которая помогла бы разрезать паутину. А то что было бы, если комарик опоздал бы с помощью?
Открываем "Буратино". Папа Карло продал свою куртку и купил деревянному сыну"Азбуку". Правильное вложение? Абсолютно! Деньги на образование детей - это один лучших видов инвестиций. Непутевый Буратино обменял учебник на билет в театр. Неверно, знания на кратковременное удовольствие - это неравноценный "чендж".
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
17 июня 2012
Слово -- это связь между душой и телом
Хочется вспомнить слова замечательного знатока русского языка В.И. Даля: "С языком шутить нельзя: словесная речь человека -- это видимая связь, звено между душою и телом, духом и плотью", Задуматься над этим высказыванием полезно каждому из нас.
Всё мгновенно, всё пройдёт...
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живёт;
Настоящее уныло:
Всё мгновенно, всё пройдёт;
Что пройдёт, то будет мило.
У Пушкина есть стихи буквально на все случаи жизни. Но к нему привыкаешь, как к воздуху, ещё в раннем детстве и потом долго как бы не замечаешь его. Да и кто замечал чистый целебный воздух до того, пока не дохнул вонючей и тяжкой горечи? Лишь в зрелые годы приходит осознанное восприятие родного, ничем не заменяемого пушкинского слова. И тогда, если ты преодолел собственную самонадеянность, если нашёл время вновь спокойно полистать Пушкина, приходят тысячи запоздалых открытий. (В. Белов.)
Заглянем в словарь модных слов: кто такой промоутер
Проходя мимо рыночной палатки, вижу стройную девушку в короткой красной маечке. "Удивит приятно вас вкус изысканных колбас", -- соблазняет юная гурия народ своим звонким голоском. Как тут не зайти в лавочку и не купить хотя бы из вежливости кусок докторской или любительской в натуральной оболочке! Но вот в следующий раз на том самом месте девушки уже нет, а к двери колбасного заведения приклеена бумажка"Требуется промоутер". А, так вот как называются те, кто подносят на в супермаркетах пластмассовые мини-стаканчики с заморскими винами, потчуют кубиками сыра и даже пытаются на улице всучить некурящему прохожему халявную сигарету!. Что ж, есть профессия -- есть и название для неё. Всякий труд достоин уважения, а иностранное слово прибавляет солидности: "промоутер" звучит гораздо лучше, чем, скажем, "зазывала".
16 июня 2012
"Наша маленькая жизнь"
Прочитала рассказы Марии Метлицкой. Авторский сборник «Наша маленькая жизнь» – это непритязательные женские рассказы «за жизнь», примерно как разговор с подружками о жизни своей или знакомых, с радостями и горестями. В общем, ничего особенного.
Читается, как написано в аннотации, «на одном дыхании», и на одном же дыхании забывается.
Читается, как написано в аннотации, «на одном дыхании», и на одном же дыхании забывается.
Хочется порой читать и такие незамысловатые книжки. Потому что, мне кажется, я соскучилась по чтению. Обычно бывает недосуг: работа, планы и тетради, обязательные произведения и методички... А тут рассказы "за жизнь". Рискну порекомендовать прочитать "Нашу маленькую жизнь" милым дамам, которые заглядывают ко мне в блог. А что читаете Вы?
Резервный день для экзаменов
Сегодня был резервный день сдачи экзаменов в формате ГИА по русскому языку и биологии. Текст для изложения был более приемлемый и по содержанию и по речевому оформлению, нежели чем на основном экзамене. Тема -- о дружбе. Дети, думаю, смогли без особых затруднений выделить и сформулировать микротемы и сжать текст в соответствии с требованиями. Разумеется, если у них выработан навык такой работы..
Обмениваясь впечатлениями, учителя высказывают замечания по поводу нервозной обстановки на экзаменах, некорректности КИМов, а также по поводу досадных организационных проколов.
Все признали, что, судя по поведению девятиклассников и по их отзывам, экзамены стали для них большим испытанием. Первые шаги к ЕГЭ сделаны. И это хорошая школа.
15 июня 2012
Победы в конкурсах "Интеллект-экспресс"
Вот такие дипломы за второе место во Всероссийском открытом конкурсе "Мир русского языка" получили ученики 6 в класса Кирилл Гороховский, Илья Михайлов и Екатерина Ротанова. |
А это диплом лауреата конкурса "Загадочный русский язык" для учащихся 9-11 классов. Таких дипломов удостоены ученицы 9 а класса Татьяна Шапошникова и Ксения Карячкина. |
Результаты принесли удовлетворение
Наконец-то, после десятидневной выдержки и нервного испытания мы узнали результаты ГИА по русскому языку. Хорошие результаты получились. "Пятёрок" восемь, "четвёрок" -- 15, "троек" -- пять. Средний балл -- 4,1, качество -- 82 процента. И дело даже не в цифрах. Порадовало то, что 10 моих девятиклассников получили высший балл (9) за задание третьей части и восемь -- по 8 баллов. Не стал писать сочинение только один ученик.
В принципе можно похвалить ребят и похвалиться. Молодцы!
14 июня 2012
Прохладительные напитки от А до Я
Сок, минералка, квас, морс — наше спасение, когда жаркий градус на улице зашкаливает. И все же, как ни крути, эти напитки рано или поздно приедаются. Иной раз хочется выпить чего-нибудь эдакого, да подводит фантазия. А между тем прохладительных напитков так много, что на каждую букву алфавита найдется! Вкусные названия скрывают не менее приятное содержимое. Воспользуйтесь нашей азбукой жажды и прохлаждаетесь на здоровье. Это здесь
Жарко! Очень жарко!
Ездила и ходила нынче по городу много. Жарко. Говорят, было 44 градуса ещё до обеда. В то самое время, когда девятиклассники сдавали ГИА по физике, химии, обществознанию. Ребята говорили, что в классах было просто невыносимо. Слава Богу, что это последний экзамен. Правда, завтра другие ученики нашего класса будут сдавать практическую часть экзамена по физкультуре. Тоже придётся выложиться по полной.
ЕГЭ по-китайски
По этой ссылке http://news.mail.ru/foto/86008/#photo6 любопытное слайд-шоу о том, как сдают вступительные экзамены китайские абитуриенты. Посмотрите и сравните с нашим единым государственным экзаменом.
13 июня 2012
Поспела шелковица, или тутовник по-простонародному
Плоды шелковицы могут быть ягодами белого, желтого, розового и черного цветов, но все они обладают сладким приятным вкусом. В этих ягодах содержится каротин, витамины группы В, РР, Р, значительное количество микроэлементов железа, органические кислоты, сахара, пектины, белки, эфирные масла.
Плоды черной шелковицы имеют сильный краситель.
Ягоды шелковицы представляют собой кисть сочных зерен, имеющих кожицу, мякоть и мелкое зернышко. Но и кожица, и зернышко являются очень мягкими, и даже не заметно, что у этих плодов такая сложная структура. Сладкие ягоды шелковицы являются питательными для человека.
"Муранча" из "Метро 2033"
Новый роман из серии "Вселенная Метро 2033". События романа разворачиваются в постъядерном Ростове. Главный герой Илья, из-за предательства потерявший всю свою семью при нашествии чудовищ, оказывается один на один с новым страшным бедствием, которое грозит уничтожить весь город, стерев с лица Земли и вырвав из ее недр не только людей, но и вообще все живое... С этой самой муранчой -- гибридом муравья и саранчи, мутирующим до гигантских размеров и с ужасающе развитым пожирательным инстинктом.
И мне ничто человеческое не чуждо: с удовольствием читаю фантастику. Конечно, это не братья Стругацкие и не романы Станислава Лема и Александра Беляева. И особых размышлений не вызывает -- будем объективны в оценках: чтиво оно и есть чтиво -- тем не менее увлекает и на досуге прочитать можно.
Скачать роман бесплатно можно здесь
Дети рисуют план моего рассказа
Глава из книги "Школа в стиле ЭКШН". Вот способ запомнить всё с первого раза и на всю жизнь. Да ещё на основе образного мышления, опираясь на «правое полушарие головного мозга». Способ лёгкий, радостный, более того — весёлый! Причём, способ хорош и для первого, и для одиннадцатого класса. Особенно хорош он для запоминания историй на уроках истории. Дети рисуют план моего рассказа. Вот и всё. Но это не просто рассказ. Каждый раз, каждый урок...
Ссылка
И снова ГИА: об изложении
Второй год на голом энтузиазме работаю экспертом ГИА по русскому языку. По сравнению с прошлым годом маразм значительно покрепчал. Я сейчас не про детские работы: очень хочется взглянуть в светлые глаза того человека, который подбирал текст для изложения.
Да, здесь всё крайне отвратительно видно, ибо снималось в обстановке строжайшей секретности. Поэтому просто цитирую первый абзац.
«Когда мне было лет десять, чья-то заботливая рука подложила мне томик «Животные-герои». Я считаю её своим «будильником». От других людей знаю, что для них «будильником» чувства природы был месяц, проведённый в деревне, прогулка в лесу с человеком, который «на всё открыл глаза», первое путешествие с рюкзаком, с ночёвкой в лесу...»
Скажите мне, дуре необразованной, как девятиклассники могут понять на слух смысл многочисленных кавычек? И почему текст вменяемого, в общем-то, Василия Пескова был столь безжалостно кастрирован? Откуда взялось ЕЁ во втором предложении? Это должно относиться к руке?
Естественно, многогневные мои вопросы повисли в воздухе.
12 июня 2012
Приёмы запоминания: метод Цицерона
Блестящий оратор Римской республики Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э. ) приводил в восторг своих слушателей, т.к. излагал множество интересных фактов, но никогда не пользовался записями). Секрет его успеха был не только в феноменальной памяти, но и в умении пользоваться приемами запоминания. Перед своими выступлениями в римском сенате он тренировался в произнесении речи у себя дома, переходя из одной комнаты в другую, соединяя новую мысль с определенным уголком своего дома. Затем при произнесении речи в сенате Цицерон мысленно повторял свой путь по дому и таким образом мог произнести речь, не прибегая ни к каким записям.
Ссылка
Стандарт индивидуальных образовательных маршрутов
По этой ссылке на официальном сайте Министерства образования и науки России размещён Федеральный государственный стандарт для старшей школы.
С 1 сентября 2011 года все российские первоклассники начали учиться по федеральным государственным образовательным стандартам начального общего образования. В 2015 году, когда эти ребята перейдут в 5 класс, все школы начнут работать по новому стандарту основной школы. Его апробация начинается уже с сентября 2012 года.
Разработан и ФГОС старшей школы. После общественного обсуждения в течение года, с учетом замечаний и предложений, поступивших на сайт, а также от группы по доработке стандарта под руководством М.В. Ковальчука, ФГОС среднего (полного) общего образования был утвержден 17 мая 2012 года приказом Минобрнауки России и 7 июня 2012 года зарегистрирован Минюстом России. Дальше...
Тесто замешено в солнечном свете
«Тесто замешано в солнечном свете» на Яндекс.Фотках
Тесто замешено в солнечном свете, милая бабушка душу вложила...счасть е для каждого в мире свое... Это фото не что иное, как то самое дорогое, что у нас есть или было. Это фото напоминает нам о наших дорогих бабушках и мамах, оно есть сама жизнь. У нормального человека обязательно защемит в душе, если он всмотрится в этот снимок.
На фото Магерко Параска, она дожила почти до ста лет и ее нет сейчас уже с нами, но видели бы вы, как она радовалась этим фотографиям. Она прожила в бедной избушке, но все у нее было чисто и опрятно. В ее доме не было даже электричества, а пенсию она добросовестно собирала и отдавала внукам соседки, так как своих не было. Земля ей пухом...
"Лень добра не деет"
В.И. Даль в своём "Толковом словаре живого великорусского языка" говорит, что родственные глаголы деять и делать имеют общее значение: работать, трудиться, заниматься, действовать. Глагол деять звучит более архаично, чаще встречается в диалектах.
Даль включил в словарь такие поговорки и выражения: "Добра желаешь, добро и дей", "Лень добра не деет", "Что мужику деется? Бежит да греется!" (о ямщике, который зимой слез с саней, чтобы лошади было легче поднимать груз в гору).
С точки зрения современного языка дел- -- корень. Заглянем в историю.
Шить (гл.) -- шило (сущ.).
Мыть -- мыло.
Рыть --рыло.
Крыть -- крыло.
Деть, деять -- дело.
Значит, -л- -- это суффикс со значением предметности.
С развитием языка существительное дело стало общеупотребительным. Корень дей- стал признаком высокого стиля.
Так, например, деяние -- не просто поступок, но доблестный поступок, подвиг.
Человек, любящий труд, стремящийся приносить пользу, живой и энергичный, -- деятельный человек.
Деятельность -- занятие, труд; работа каких-нибудь органов, сил природы. Примеры: научная деятельность, деятельность сердца, деятельность вулканов.
Деятелем мы называем человека, проявившего себя в государственной, общественной иои культурной сфере.
О пользе изучения слов
Вы, должно быть, заметили, что время от времени я пишу о словарных словах, их значении, истории возникновения или проникновения в наш язык. У таких постов свой ярлык: "история слов". Зачем? Какие результаты мы с вами надеемся увидеть?
Если вы написали контрольное упражнение на "отлично", будет ли это пределом наших мечтаний? Вряд ли. Но почему? Ведь это то, к чему мы стремились! (Блог-то у нас образовательный!)
Поэт Владимир Ланцберг писал: "Дело не в том, что отыщешь потом, а в том, что подарит дорога". Особенность работы со словом заключается в том, что главный её результат очень сложно измерить, да и виден он не сразу: этот результат -- развитие нашей чуткости к языку, восприимчивости к явлениям мира, в итоге -- рост духовного потенциала личности.
Если вы читая книгу или слушая речь телеведущего, словно бы выцепляете из речевого потока отдельные слова, задумываетесь об их значении, происхождении, уместности в данной ситуации; если вы стали ответственнее относиться к подбору слов в собственных высказываниях; если язык для вас перестал быть плоским бесцветным потоком, но обрёл объём и краски, зазвучал и даже стал как будто бы ощутим на вкус; если вы поняли, что язык -- это хранитель "генетической памяти" народа, если осознали серьёзность работы над сохранением его чистоты и звучности, тогда вы можете считать свою работу результативной.
О суверенитете
Суверенитет -- это полная независимость государства от других государств в его внутренних делах и внешних отношениях.
Суверенный -- обладающий суверенитетом.
Никакие страны не могут вмешиваться в дела суверенного государства. Потеря суверенитета обычно происходит в результате завоевания одной страны другой. Страна-завоеватель считается агрессором.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)