24 июля 2012

Словари иностранных слов

Первым словарем иностранных слов был рукописный «Лексикон вокабулам новым по алфавиту», составленный в начале XVIII в. На протяжении XVIII в. издавались разнообразные словари иностранных слов и близкие к ним терминологические словари.
В 1803-1806 гг. вышел трехтомный «Новый словотолкователь, расположенный по алфавиту...» Н.М. Яновского, содержавший большое количество слов из различных языков и послуживший образцом для последующих словарей иностранных слов Ф. Кравчуновского (1817), Н. Кирилова (1840-е годы) и др.
Ряд словарей иностранных слов был издан в советскую эпоху. В 1926 г. вышел «Полный иллюстрированный словарь иностранных слов с указанием их происхождения, ударений и научного значения» Н. Вайсблита, в 1939 г. - «Словарь иностранных слов» под редакцией Ф.Н. Петрова.
Наиболее полным является «Словарь иностранных слов» под редакцией И.В. Лехина, Ф.Н. Петрова и др. (1941; 13-е изд. М., 1986; 19-е изд. М., 1990). В словаре дается краткое объяснение слов и терминов иноязычного происхождения, встречающихся в различных стилях речи, указывается происхождение слова, в необходимых случаях отмечается путь заимствования. В 1966 г. вышли «Словарь иноязычных выражений и слов» А.М. Бабкина и В.В. Шендецова (2-е изд. Л., 1981) и «Краткий словарь иностранных слов» (8-е изд. М., 1985),

Отзыв о книге "Радуга для Друга"


Книга мне очень понравилась. Это не просто повествование о дружбе лабрадора и слепого мальчика, это повесть о нас и о тех, кто в нашей жизни оказывается бок о бок с нами и на кого мы часто не обращаем внимания.
Книга называется "Радуга для друга". Её написал тринадцатилетний мальчик Миша Самарский. Рассказ ведётся от "лица" собаки лабрадора Трисона. Его прежний хозяин Иван Савельевич умер, и теперь  у Трисона новый хозяин -- мальчик Саша. Трисон -- собака-поводырь.
...Как-то Саша, Трисон, бабушка и мама пошли в супермаркет, но собаку туда не впустили, и её пришлось привязать  у входа. Трисона украли, бросили в какой-то гараж, чтобы потом продать. Но он прорыл лаз и убежал. У разных людей он побывал, даже попал в милицию, но сбежал и оттуда -- всё искал свой дом. И, конечно же, нашёл его. Трисона искали хозяева, а он сам нашёлся.
Это добрая книга о взаимоотношениях человека и собаки. Читать без слёз её невозможно. 
Книга к тому же познавательная. Имя у собаки не простое -- так звали когда-то  тибетского царя, отличающегося умом и добротой. Я узнала о версиях происхождения породы  лабрадоров, когда они появились в России, какими особенностями они обладают. Однако всё-таки самое главное -- это трогательное повествование о дружбе человека и собаки. Прочитайте, не пожалеете.
Лера Б., ученица 6 б класса.

23 июля 2012

Розы и листья хмеля

"Хмельные" розы (с листьями хмеля)
«"Хмельные" розы (с листьями хмеля)» на Яндекс.Фотках
Великая цель всякого человеческого существа — осознать любовь. Любовь — не в другом, а в нас самих, и мы сами ее в себе пробуждаем. А вот для того, чтобы ее пробудить, и нужен этот другой. Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться нашими чувствами...
                                                                                                     Пауло Коэльо

Родной Дом -- как гостиница...

Картинка 24 из 204927Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. Пришли из школы или университета, умылись, переоделись, пообедали -- и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если пришла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо.. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми её проблемами. Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики...

Фишка: заглянем в словарь модных слов

Картинка 2 из 169533Кто не помнит детских настольных игр с карточным полем и четырьмя разноцветными маленькими фигурками, упорно шагающими к цели -- в соответствии с количеством очков, выпавших на кубике! Потом начинаются игры взрослые, где слово "фишка" используется в самом широком спектре: фишками называют и шашки-шахматы, и кости, и карты, и жетоны в казино.
А дальше? Прослушав арию Германа из "Пиковой дамы", мы убеждаемся, что наша жизнь - игра, что всё зависит от того, как фишка ляжет. Главное --  просекать, рубить, "рюхать" фишку, чтобы не лажануться, как тот оперный персонаж.
В последнее время понятие "фишка" вышло за пределы игрового пространства, стало обозначать "событие", "новость", а затем сделалось чуть ли не местоимением вроде "что-то", "нечто": "В этом есть своя фишка", "расскажу тебе одну фишку".  Так, впрочем, говорят те, чей личный словарь не отличается  разнообразием и красочностью.

А9. Предложение. Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Ошибки в задании А9 возможны из-за  неумения видеть грамматическую основу предложения. Её  ещё называют предикативной основой предложения. Что вам нужно знать?
Вспомните основные способы выражения подлежащего и сказуемого.
Подлежащее может быть выражено именем существительным, а также любой частью речи, употреблённой в роли  существительного (субстантивированные прилагательные, причастия, числительные, союзы, междометия), местоимением, неопределённой формой глагола, словосочетанием (лексически и грамматически неразложимым).
О подлежащем и сказуемом здесь
Способы выражения подлежащего различными частями речи.
Типы сказуемого и способы его выражения.  См далее параграфы, в которых конкретизируется, чем может быть выражено сказуемое.
По этой ссылке тестирование по задачам задания А9.
Подсказка. Для того, чтобы правильно найти грамматическую основу предложения, нужно
  • 1) задать общий вопрос: о ком или о чём говорится в предложении?
  • 2) задать уточняющий вопрос кто это? или что это? -- так вы найдёте подлежащее;
  • 3) задать общий вопрос: а что говорится о подлежащем?
  • 4) задать один из уточняющих вопросов: что делает предмет? каков он? кто это такой? что это такое? -- это будет сказуемое.
И только тогда вы  не ошибётесь и  верно определите грамматическую основу предложения.

22 июля 2012

Виртуальное путешествие. На улицах старого Дубровника

Центральная улица Старого Дубровника — Страдун (ранее называлась Плаца). 
В XII веке протока, отделявшая остров, на котором расположился Старый Дубровник, от берега, была засыпана, остров стал полуостровом, а на месте засыпанной протоки образовалась эта улица, которая была замощена в 1468 году.
В хорватских городках удивительные мостовые. Камни отполированы до блеска, за столько веков!
Источник здесь
Крыши и улочки старого Дубровника
«Крыши и улочки старого Дубровника» на Яндекс.Фотках

Готовимся к сочинению: типы информации в тексте

Комментирование предполагает умение работать с различными типами информации текста. Информация,  содержащаяся в тексте, неодинакова  по значимости и способу выражения. Обычно выделяют три типа текстовой информации: фактуальную, концептуальную и подтекстовую.
Фактуальная информация -- это сообщение о фактах, событиях, процессах, которые происходили, происходят или будут происходить в действительности.
Концептуальная информация -- это субъективное авторское понимание

А8: средства связи предложений в тексте

Задание А8 тесно связано с задание А7: оно основывается на  одном и том же теоретическом материале. Думаю, что гораздо  продуктивнее при подготовке к выполнению  этого задания выполнить практическую работу, а именно решить тесты. На  образовательном портале для подготовки к ЕГЭ в 2012 году "Решу ЕГЭ РФ" можно пройти тест по данной теме, получить пояснения к каждой задаче и сделать комментарий. Вот ссылка
О ПОРТАЛЕ. Дистанционная обучающая система для подготовки к экзамену «РЕШУ ЕГЭ» (http://rus.reshuege.ru/about ) создана творческим объединением «Центр интеллектуальных инициатив». Руководитель — учитель математики гимназии № 261 Санкт-Петербурга, Почетный работник общего образования РФ, Учитель года России — 2007, член Федеральной комиссии по разработке контрольно-измерительных материалов по математике для проведения единого государственного экзамена по математике Гущин Д. Д.
"Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» — мой  личный благотворительный проект. Он не финансируется ни частными лицами, ни организациями, ни государством.", -- написал Дмитрий Гущин.

Знаете, каким он парнем был!..

Сегодня у моего племянника день рождения. 
Сердца разрываются от боли. 
Вот и с ним так случилось, потому что 
через своё сердце он  пропускал боль других...

21 июля 2012

"Время всегда хорошее" -- это книга такая

Я недавно прочитал книгу Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак "Время всегда хорошее". Это очень классное произведение, которое после прочтения нескольких страниц сильно затягивает.  Мой отзыв об этой книге -- в форме пирамиды.
1. (О чём книга?) -- книга о девочке Синичке, которая живёт в 2018 году, и мальчике Вите из 1980 года.
2. (Характер книги) -- проза, фантастика; в форме дневника, поэтому читается очень легко.
3. (Место, время действия) -- в городе, в школе, в больнице; весна и лето.
4. (Главные события книги) -- девочка вдруг переносится из 2018 года в 1980 год, а мальчик оказывается в её времени. Что важнее: свобода и раскованность в чате или умение разговаривать, глядя в глаза друг другу? И самое главное -- правда ли, что время было другое? Или время всегда хорошее: просто это зависит от тебя.
5. (Главные герои: какие они?) -- Синичка -- закрепощённая компом  и всякими ИКТ, Витя -- смелый.
6. (Ваши ощущения при чтении) -- книга классная, захватывающая, затягивающая, фантастическая, неожиданная.
7. (Реклама книга) -- это произведение о том, как дети попали в необыкновенную историю. Оно заставляет задуматься о том, Что лучше -- личное  общение, пионерский отряд, собрания и слёты или  "висеть" на форуме и  общаться только виртуально; решать задачки с помощью "комика" или простой ручкойй писать на листочке...
В общем, хорошая фантастическая поучительная повесть. Я посоветовал прочитать её своим одноклассникам. 
Сергей П., ученик 6 б класса.

Мостар -- значит "страж моста"

Без авто хоть утопись!
«Без авто хоть утопись!» на Яндекс.Фотках
Мо́стар (босн. Mostar, серб. Мостар, хорв. Mostar) — город и община в Боснии и Герцеговине, административный центр Герцеговино-Неретвенского кантона в Федерации Боснии и Герцеговины (одной из составных частей страны). Город считается неофициальным центром исторической области Герцеговина, находится на реке Неретве и является четвертым по количеству населения городом страны. 
Название города означает «страж моста» и связано со «Старым Мостом», построенным в 1566 году и входящим в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Разрушенный в ходе Боснийской войны 1992–1995 и восстановленный в 2004 году, мост теперь символизирует и возврат страны к мирной жизни.
Местные экстремалы за деньги, собранные со зрителей, устраивают прыжки в реку с этого моста.
Источник здесь

А7: текст, смысловая и композиционная целостность текста, последовательность предложений в тексте

Чтобы разбирать способы и средства связи предложений в тексте, рассуждать о последовательной и параллельной связи предложений, у вас на экзамене может не оказаться времени. Воспользуйтесь советом:
Внимательно прочитайте текст, обдумайте его, а потом подставьте все предложенные варианты ответов на место пропусков. Какой ответ связан с другими предложениями по смыслу и грамматически, тот и правильный.Не спешите с его выбором, все проверьте! Это -- если  на скорую руку. 
Если же подходить к подготовке к экзамену серьёзно, то для выполнения  задания А7, нужно знать: 
  • что такое текст, 
  • стили речи, 
  • типы речи, 
  • способы и средства связи предложений в тексте.
Очень компактно изложена вся эта информация на сайте Мультиредактор. Ру
См. также ссылку

ЕГЭ: готовимся к сочинению

Существует мнение, что использование в сочинении  типовых конструкций, или клише, свидетельствует о шаблонности, ограниченности мышления автора сочинения. Однако тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации.
Что такое штампы и клише?
"Штампы -- это примелькавшиеся, "надоевшие" выражения. В них в результате частого употребления слов, выражений значение стёрто. Сравните: "проходит красной нитью", "при голосовании поднялся лес рук", "свет души", "развернуть широким фронтом", "целиком и полностью"...
Клише -- это совсем  иное, это органическая единица любого языка.

Библиотека -- это система книг

Библиотека -- это не сумма книг, а система книг. Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги  надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.
 Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. Раз прочитанная  книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса -- из деревьев, травы и грибов:  они живут в сознании человека. И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. Библиотеки -- это  лаборатории, в которых проектируется мир. Литература открывает мир!                                             (Б. Шкловский).

20 июля 2012

"Республика ШКИД"

Картинка 64 из 3408Перечитала повесть Г. Белых и Л. Пантелеева  "Республика ШКИД" -- о жизни беспризорников, собранных в школе имени Достоевского для "дефективных". Увлеклась  не на шутку. 
Как мне показалось, произведение, написанное в 1927 году, по-прежнему может заинтересовать подростков. Потому что повесть о том,  как выбраться из трясины порока и стать человеком. Рискую сравнить её с прочитанным недавно романом С. Кинга "Низкие люди в жёлтых плащах" -- та же идея  трудного взросления и становления  подростка.
 "Республика ШКИД", по словам  известного писателя С. Михалкова, "стала основанием, фундаментом советской литературы для подростков".  Замечательную силу этой книги Михалков видит в том, что она объясняет подростку его собственный мир и его самого. Вот почему, продолжает он, "каждому поколению, как воздух, как хлеб, нужны и своё "Отрочество", и своё "В людях", и своя "Республика ШКИД", и свой "Дневник Коли Рябцева"...
Думаю, что не зря включила  повесть "Республика ШКИД" в список для летнего чтения своим 7-классникам.
На рисунке  плакат к фильму по повести с Сергеем Юрским в главной роли Викниксора -- директора школы Виктора Николаевича Сороки-Росинского, известного  педагога и  учёного.

Река Тара. Виртуальное путешествие

Река Тара
«Река Тара» на Яндекс.Фотках
Река Тара -- одна из жемчужин Черногории. Протекает по живописнейшему глубочайшему в Европе (до 1600 метров от уровня воды до высшей точки берега) каньону. В мире уступает только Большому американскому каньону. С чистейшей зеленовато-голубой водой, с большими и малыми порогами. Для туристов организуются сплавы (рафтинг), во время одного из которых и сделаны эти снимки.
Источник здесь
Я тоже однажды сплавлялась по горной реке на Кавказе. Впечатляющее путешествие! И опять-таки новое слово -- рафтинг. Для любознательных знатоков русского языка.

Замена придаточного определительного причастным оборотом (подготовка к заданию А6)

После прочтения этой статьи задание А6 покажется вам очень простым!
Формулировка задания А6
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?
1) Московское училище живописи и ваяния, которое было основано в 1933году, называли иногда "второй Академией художеств".
2) Благодаря своей цепкой памяти на лица Александров мог вспомнить любого человека, которого когда-то видел.
3) А.И.Куинджи был из тех мастеров, которые умели схватить, запечатлеть моменты проявления наивысшей красоты природы.
4) В.И.Даль - человек удивительной судьбы, который много сделал для прогресса российской науки и культуры.
В случае, когда замена возможна, это выглядит так:
до замены: 
[ Существуют три основные проблемы ], ( которые определяют практическую значимость проекта)- СПП с придаточным определительным.
после замены:
  Существуют три основные проблемы, определяющие практическую значимость проекта ]- простое предложение, осложнённое причастным оборотом.
Как произвели замену?
Шаг 1. В главном предложении находим существительное, от которого задаётся вопрос к придаточному.
Это слово "проблемы"
Проблемы (какие?) которые определяют практическую значимость проекта.
Шаг 2. Убираем из придаточного союзное слово "которые".
Шаг 3. Находим в придаточном глагол-сказуемое и заменяем его причастием, согласуя с вопросом:
определяют - (проблемы) какие? определяющие
Напоминаю, что по заданию А6 надо найти такое предложение, в котором нельзя произвести замену придаточного причастным оборотом!
Рассмотрим случаи, когда замена невозможна.

Фразеологические словари

Попытка собрать и систематизировать в отдельной работе фразеологию русского языка нашла свое выражение в издании ряда фразеологических сборников.
В 1890 г. вышел сборник С.В. Максимова «Крылатые слова». В нем даны толкования 129 слов и выражений (устойчивых сочетаний слов, поговорок и т.д.). Многие из них толкуются произвольно, однако богатый фразеологический материал и интересные объяснения, содержащиеся в книге, делают ее небесполезной и в наши дни (последний раз переиздана в 1955 г.).
Содержательнее и разнообразнее по материалу фразеологический сборник М.И. Михельсона «Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний» (1902-1904). В книге собран значительный материал, в нее включены фразы и словосочетания не только из русского языка, но и из других языков.
В 1955 г. был издан сборник «Крылатые слова» Н.С. Ашукина и М.Г. Ашукиной (3-е изд. М., 1966). В книге собрано большое количество литературных цитат и образных выражений, расположенных в алфавитном порядке. Наличие алфавитного указателя в конце книги облетает пользование ею как справочником.
С большой полнотой представлена русская фразеология в вышедшем в 1967 г. под редакцией А.И. Молоткова «Фразеологическом словаре русского языка», содержащем свыше 4000 словарных статей (3-е изд. 1978; 4-е изд. 1986).

19 июля 2012

С высоты птичьего полёта

С высоты птичьего полёта
«С высоты птичьего полёта» на Яндекс.Фотках
Снимок сделан с парашюта, буксируемого катером (парасаллинг). Здорово! И кстати, новое слово -- парасаллинг.

Интерактивные тесты по русскому языку

По этой ссылке  http://www.gramma.ru/RUS/?id=12.0 тесты по русскому языку. Я сейчас, например, прошла четыре задания по теме "Паронимы". Справилась, понятное дело. Думаю, что и вы захотите проверить свои знания   разных разделов русского языка и найти пробелы в вашей подготовке. 

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ . Эти глаголы безнадёжно путает абсолютное большинство носителей русского языка. Процентов девяносто, наверное.  Даже из уст своих коллег, профессиональных филологов, то и дело слышу безграмотное "я одеваю пальто". Я за них краснею, а им хоть бы что.
Что делать? Изменить норму? Нет, лингвисты в этом вопросе занимают непримиримую позицию. Например, М. Штудинер в своём вышедшем недавно "Словаре образцового русского ударения", который я очень рекомендую читателям, отчётливо прописал: "надеть (что-либо), но: одеть (кого-либо)" и примеры привёл: "надеть костюм" и "одеть ребёнка". И так будет всегда! Эту крепость мы не сдадим ни за что!
Но раз речь идёт о словах, связанных с одеждой, хочу задать такой неожиданный вопрос: каких людей мы видим больше -- хорошо или плохо одетых? Ответ очевиден: во все времена и во всём мире большинство людей одевается безвкусно, причём независимо от материального достатка. Безупречно одетые всегда в меньшинстве. Так же, как и безупречно говорящие. Решайте сами, как одеваться и как говорить. Где вам удобнее находиться -- в некрасивом большинстве или в изящном меньшинстве? (В. Новиков. Словарь модных слов).
Новелла Матвеева:
«Одень», «надень»… Два слова
Мы путаем так бестолково! 
Морозный выдался рассвет, 
Оделся в шубу старый дед. 
А шуба, стало быть, надета. 
«Одень», «надень»… Давай глядеть : 
Когда одеть и что надеть. 
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето. 
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
И ещё  о глаголах надеть и одеть можно почитать здесь

Словари сокращений и частотные словари


А 5: ошибки при употреблении конструкций с прямой и косвенной речью

Напомним, что КОСВЕННАЯ РЕЧЬ -- это способ передачи чужой речи в виде придаточного предложения.
Пушкин писал, что "в свой жестокий век восславил я свободу".Фактически создание косвенной речи является преобразованием прямой речи.  В приведённом предложении перевод прямой речи в косвенную неграмотный. В КОСВЕННОЙ РЕЧИ МЕНЯЕТСЯ ФОРМА МЕСТОИМЕНИЯ: Пушкин писал: "В свой жестокий век восславил я свободу"  (предложение с прямой речью). -- Пушкин писал, что в "жестокий век восславил" он  свободу (предложение с косвенной речью).
Подведём итоги. Таким образом, выполняя задание А5,  необходимо знать нормы согласования причастий с определяемым словом,  подлежащего со сказуемым,  употребления форм несогласованных приложений, нормы управления (выбор правильного падежа и предлога),  нормы управления  в предложениях с однородными членами и построения предложений с косвенной речью. А  также следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими  различного управления (разных падежей): уплатить за что-либо (уплатить за проезд) -- оплатить что-либо (оплатить проезд); удивляться чему-либо (удивляться работоспособности друга) -- удивлён чем-либо (удивлён трудолюбием); президент остановился о проблеме -- президент остановился на проблеме; преимущество  над врагом  -- преимущество перед врагом и т.д. 

А5: ошибки при употреблении предложений с однородными членами

Напомним, что однородные члены предложения должны отвечать на один и тот же вопрос, связываться друг с другом сочинительной связью и относиться к одному члену предложения. Нормы при употреблении однородных членов обычно нарушаются в следующих случаях:
а) ошибки при употреблении однородных членов предложения с парными союзами КАК... ТАК и...; НЕ ТОЛЬКО...НО И...

  • нельзя составлять неправильные пары сопоставительных союзов: не только...но и.. (не только... а также), как... так и...(как... а также) и т.п.: Учитель не только сам должен двигаться вперёд, но и вести за собой своих учеников.Учитель не только сам должен двигаться вперёд, но  вести за собой своих учеников. Учитель не только сам должен двигаться вперёд, а также вести за собой своих учеников. В школе дают  не только  знания, а воспитывают личность.

б) нельзя связывать в качестве однородных членов слова, выраженные разными частями речи, например, им. существительным  и неопределённой формой глагола: Главный герой полюбил войну и рисковать жизнью -- или глаголом и им. прилагательным: Набережная тянется вдоль Волги и очень красивая.