19 июля 2012

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ

НАДЕТЬ и ОДЕТЬ . Эти глаголы безнадёжно путает абсолютное большинство носителей русского языка. Процентов девяносто, наверное.  Даже из уст своих коллег, профессиональных филологов, то и дело слышу безграмотное "я одеваю пальто". Я за них краснею, а им хоть бы что.
Что делать? Изменить норму? Нет, лингвисты в этом вопросе занимают непримиримую позицию. Например, М. Штудинер в своём вышедшем недавно "Словаре образцового русского ударения", который я очень рекомендую читателям, отчётливо прописал: "надеть (что-либо), но: одеть (кого-либо)" и примеры привёл: "надеть костюм" и "одеть ребёнка". И так будет всегда! Эту крепость мы не сдадим ни за что!
Но раз речь идёт о словах, связанных с одеждой, хочу задать такой неожиданный вопрос: каких людей мы видим больше -- хорошо или плохо одетых? Ответ очевиден: во все времена и во всём мире большинство людей одевается безвкусно, причём независимо от материального достатка. Безупречно одетые всегда в меньшинстве. Так же, как и безупречно говорящие. Решайте сами, как одеваться и как говорить. Где вам удобнее находиться -- в некрасивом большинстве или в изящном меньшинстве? (В. Новиков. Словарь модных слов).
Новелла Матвеева:
«Одень», «надень»… Два слова
Мы путаем так бестолково! 
Морозный выдался рассвет, 
Оделся в шубу старый дед. 
А шуба, стало быть, надета. 
«Одень», «надень»… Давай глядеть : 
Когда одеть и что надеть. 
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето. 
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
И ещё  о глаголах надеть и одеть можно почитать здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий