09 июня 2014

В Москве открылся музей М.Ю. Лермонтова

 дом-музей М. Ю. Лермонтова, литературные музеи, юбилей Лермонтова, новости литературы
В Москве   на Малой Молчановке после реставрации для посетителей открылся дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова. Особняк, который является одним из немногих памятников старой деревянной Москвы, теперь представляет поклонникам творчества великого русского поэта обновленную коллекцию экспонатов в расширенном экспозиционном пространстве.
По словам администрации, московский дом-музей Лермонтова по количеству экспонатов уступает лишь коллекции, экспонирующейся в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.

Вновь об экзаменах...

Сегодня снова была на экзамене (ЕГЭ). Одиннадцатиклассники  сдавали биологию, информатику и историю. Мне досталось быть организатором в аудитории, где сдавали историю.
Было кое у кого искушение воспользоваться шпаргалками -- но бдительное око камер и наше, слава Богу, отвели соблазн. А в одной из аудиторий нашего пункта, к несчастью, такое случилось...

07 июня 2014

Интерактивные диктанты: тренируйте свою грамотность

Интерактивный диктант по тексту поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" здесь. "Написала" на досуге. Врач говорит, что мне недостаёт положительных эмоций, связанных с работой. Вот восполняю.
Все интерактивные диктанты от Грамоты.ру: http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/

Если набрал 100 баллов на экзаменах...

Вчера, ожидая очереди в региональном центре обработки информации, чтобы сдать материалы ГИА по русскому языку в 9 классе той школы, где я была руководителем пункта, познакомилась с молодым человеком...
Зовут его Владислав. Он пришёл в РЦОИ, чтобы получить подтверждение о своём 100-бальном результате на ЕГЭ по литературе. Влад учится на втором курсе Астраханского государственного университета на факультете "Филология и журналистика". 
Спросила его, насколько труден экзамен по литературе. Ответил, конечно, подготовки на двух курсах по специальности "Русская литература"   достаточно, чтобы выполнить тест на 100 баллов, но "написать пять сочинений -- муторно".
Кстати,  парня просили принести подтверждения о победах в олимпиадах, творческих конкурсах. Сказали, всё это требуется, если получил на экзамене 100 баллов...

Оцените свой словарный запас

По этой ссылке вы можете оценить свой пассивный словарный запас. Любопытно, скажу вам! Увидела ссылку на этот тест сначала в блоге "Оно вам надо", а потом в блоге "Мир глазами человека".

06 июня 2014

6 июня - День русского языка и день рождения А.С.Пушкина

По статистике, в мире около 300 миллионов людей, знающих русский язык. Для 150 миллионов он является родным, а около ста миллионов человек владеют русским как вторым языком. Сегодня в нашей стране отмечают День русского языка. Дата выбрана символичная – 6 июня родился Александр Сергеевич Пушкин, которого принято считать родоначальником современного русского литературного слова. Со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина исполняется 215 лет. 

04 июня 2014

Материал для сочинения по высказыванию Д.Н.Ушакова: " ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".

Ещё раз прочитаем высказывание Д.Н.Ушакова: " ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".
Разберёмся в смысле данного афоризма. Для этого выделим ключевые слова:
пр        правильная речь, правильное письмо, фонетика.
Теперь разберёмся в значении выделенных слов:
под правильной речью подразумевается культура речи;
под правильным письмом - орфография;
фонетика - наука, изучающая звуки речи.
Таким образом, в высказывании говорится о том, что грамотность письменной и устной речи во многом зависит от знания теоретических сведений по фонетике.

ГИА: сочинение о фразеологизмах

Попытаюсь доказать, что все-таки "шаблоны" смогут помочь учащимся. Я взяла сочинение 5 по тексту демоверсии и на его основе написала сочинение по заданию теста 32 из сборника И.П.Цыбулько. На работу потратила пять минут...здесь
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в  повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
                         
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

03 июня 2014

ГИА: 95 образцов сочинений-рассуждений

По этой ссылке  95 образцов сочинений-рассуждений на лингвистическую тему (ГИА: задание С2). 

ГИА А4. Трудные случаи

Цель данной статьи - предостеречь девятиклассников от ошибки при выполнении задания А4. Напомню, что это задание связано с фонетическим анализом слова. Рассмотрим, в каких случаях возможна ошибка. 


Один из предлагаемых вариантов ответа задания А4 может выглядеть таким образом: 

В слове ПРИЖАЛА все согласные звуки твёрдые.
Необходимо определить, является ли данное суждение ошибочным.
В данном случае оно ошибочное, т.к. буква Р обозначает мягкий звук, а смягчает её гласный звук И.
Есть ещё гласные, которые могут смягчать предыдущий согласный: Е, Ё, Ю, Я. Смягчает согласный и мягкий знак - Ь.

Обратите внимание на то, что в некоторых словах гласная Е не смягчает предыдущий согласный, например: ТЕСТ, ЭНЕРГИЯ, ИНТЕРНЕТ, МОДЕЛЬ и т.п.
Некоторые согласные всегда остаются твёрдыми, даже если после них следуют вышеуказанные буквы. Это согласные Ж, Ш, Ц. Запомните их!
По этой причине ошибочным будет такое суждение (Ж - всегда твёрдый):

В слове ЖИЗНЬ все согласные звуки мягкие.

Рассмотрим другую формулировку суждения:

02 июня 2014

ЕГЭ по английскому языку: особенности

Сегодня была на ЕГЭ по английскому языку в качестве организатора. Экзамен проводился в соответствии с новыми правилами: с камерами видеонаблюдения  в аудиториях, проверкой металлоискателями при входе в ППЭ. Ученики воспринимали всё это безо всяких эмоций, по крайней мере, так выглядело внешне. 
Конечно, экзамен по иностранному языку не похож на другие экзамены. Требуется максимальная сосредоточенность от участников при прослушивании текстов и выполнении заданий к ним. Здесь напряжение  было заметно. 
Экзамен прошёл в штатном режиме. Немного недочитали инструкцию, поэтому не упаковали диски вместе с КИМами. Однако это не самое грубое нарушение порядка...
Вторым экзаменом в  нашем ППЭ был экзамен по физике. На него отводится больше времени, чем на экзамен по иностранному языку. Тоже всё прошло  в штатном режиме.

01 июня 2014

ГИА как ЕГЭ

Вчера  впервые экзамен в 9 классе проводился по образцу и подобию ЕГЭ. Я работала руководителем ППЭ (пункта проведения экзамена) в чужой школе. Форма экзамена значительно, на мой взгляд, повысила уровень дисциплины участников. "Перемешанные" в разных аудиториях, девятиклассники заметно присмирели. Подождём, какие будут результаты.
Организация  получения уполномоченными  экзаменационных материалов у нас в Астрахани подкачала (нарушился график), но экзамен (это была математика) обошелся без нарушений.

29 мая 2014

ЕГЭ: 29 мая

Посмотреть изображение в Твиттере
На стене в ситуационном центре Рособрнадзора расположен огромный экран, на котором идет одновременная прямая трансляция примерно из ста аудиторий по всей России, где сдают ЕГЭ. Аудитории на экране сменяют друг друга каждые несколько секунд.
Источник здесь

25 мая 2014

Фразеологизмы: список ссылок

Викисловарь. Список фразеологизмов
Словарь фразеологизмов
Самые известные русские фразеологизмы 
Полный список русских фразеологизмов

ГИА: фразеологизмы (задание А3)

Некоторым 9-классникам трудно даётся задание А3 в КИМах ГИА. В частности, если требуется найти фразеологизм. Предлагаем  материал о фразеологизмах из Краткого теоретического курса  русского языка Е.И. Литневской.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица.
Фразеологизмы изучаются в лексикологии, а не в синтаксисе потому, что во многих отношениях фразеологизмы ближе к слову, чем к словосочетанию: в большинстве случаев фразеологизм равен слову по своему значению, является его эквивалентом (приказать долго жить = умереть), фразеологизмы являются единым членом предложения (Он пришел к шапочному разбору – обстоятельство, ср.: Он пришел поздно), а главное, в составе свободного словосочетания каждое слово сохраняет свое значение, слова в них можно переставить или заменить на другие, фразеологизм же отличается постоянством состава, воспроизводится в речи как готовая единица, значение большинства фразеологизмов не равняется сумме значений составляющих его компонентов.

ЕГЭ: способы выражения сказуемого (задание В8)

Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Далее характеристика каждого вида сказуемого и способы его выражения.Публикуем по просьбе читателя блога.

22 мая 2014

Минобразования хочет вернуть медали для школьников

Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, предлагает поощрять школьников «за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности». Критерии оценки успехов не уточняются, пишет1 «Коммерсантъ».

19 мая 2014

Минобрнауки: ЕГЭ можно будет сдавать три раза

Минобрнауки готовится приказ, допускающий сдачу единого госэкзамена (ЕГЭ) три раза по одному предмету, пишут1 «Известия» со ссылкой на министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Это будет возможно как в случае получения неудовлетворительной оценки, так и при желании выпускника улучшить свой результат.
«Планируемые изменения позволят повысить объективность оценки знаний учащихся и эффективность проведения ЕГЭ, обеспечить непрерывный процесс сдачи», — пояснил он. По словам министра, это позволит «существенно разгрузить, как проверяющих, так и самих учеников».

18 мая 2014

Десять условий успешного обучения ребёнка (памятка для родителей и учителей)

Современные родители часто стараются помочь детям в обучении. Часто делают это неумело, во вред ребёнку. Предлагаю небольшую ПАМЯТКУ для родителей. Подтолкнула меня на составление такой памятки небольшая статья в блоге доктора педагогических наук Милтона Рамиреса (Эквадор).
В принципе многие учителя на первых родительских собраниях убеждают молодых пап и мам, как необходимо организовать домашнюю учебную работу. Надеюсь составленная памятка поможет и родителям, и педагогам.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Успешные ученики не рождаются таковыми. Они могут достигнуть успеха, соблюдая важные условия организации обучения.

17 мая 2014

ГИА: подготовка к заданию В8

Образец формулировки задания:
В8.  Среди предложений 25-27 найдите сложноподчиненное предложение с 
однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Вместо слова "однородным" могут стоять другие слова: последовательным или параллельным.
Что должен знать ученик, выполняя задание В8?
Существует 3 вида соподчинения придаточных предложений к главному:
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное - 2-ому и т.д.

16 мая 2014

36 тем сочинений (цитаты) части С2 (по сборнику типовых заданий под редакцией И.П. Цыбулько)

1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Л. В. Успенский)
2. «Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение». (Л. В. Успенский)
3. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла». (К. А. Федин)
4. «Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего». (А. А. Потебня)

15 мая 2014

Губернаторы больше не будут отвечать за результаты ЕГЭ

Результаты единого государственного экзамена (ЕГЭ) 2014 года не будут использованы для оценки деятельности губернаторов, сообщает РИА Новости со ссылкой на главу Рособрнадзора Сергея Кравцова.
По его словам, недавно был подписан указ, в соответствии с ним этот показатель исключается из числа тех, по которым оценивается деятельность глав регионов. Он заменен на показатель сокращения числа школ, ведущих обучение в две-три смены.
Указ вступает в силу с 1 января 2015 года, оценка 2014 года будет проводиться уже в 2015 году. Соответственно, работа губернаторов в этом году не будет оцениваться по результатам ЕГЭ.
Глава Рособрнадзора добавил, что приветствует такое решение, и отметил, что не очень правильно оценивать работу губернаторов по количеству двоек, полученных выпускниками школ на ЕГЭ.
Источник

О знаках препинания в БСП. Сочинение по тексту из Открытого банка заданий

Здесь предлагается теоретическое обоснование и  примеры из текста для сочинения-рассуждения (С2) на ГИА. Текст из задания  № 8D360A Открытого банка заданий.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Г. Григорян: "В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями".
Возможный фрагмент сочинения-рассуждения.
Бессоюзные сложные предложения  отличаются от союзных тем, что в них менее чётко выражены смысловые отношения между частями. Однако именно смыслом определяются  в письменной речи знаки препинания, а в устной речи -- интонация.

14 мая 2014

Почему дети делают ошибки и как их научить писать грамотно

(Из учебного пособия по правописанию)
Чтобы помочь школьнику не делать ту или иную ошибку, нужно понять, почему он ее делает, то есть установить какие механизмы «не срабатывают» в его сознании в момент письма, а какие «срабатывают», но некстати. А для этого, в свою очередь, нужно знать, каковы эти механизмы, то есть как они работают у человека грамотного, решившего проблемы правописания.

Вслед за А.М.Пешковским мы считаем, что в большинстве случаев орфографические и пунктуационные ошибки имеют свое объяснение в следующем: в языковых навыках пишущего отсутствует способность к членению речевого потока.