11 июня 2014

Правильный, но вынужденный шаг

Представители экспертного сообщества в целом положительно оценили данный шаг Рособрнадзора, но отмечают при этом недостаточное качество преподавания русского языка в школах. Коррекция минимального балла, по их мнению, необходима, чтоб предупредить социальное напряжение, если большое количество выпускников школ не получат аттестаты.
Президент Российской академии образования Людмила Вербицкая считает, что понижение балла ЕГЭ по русскому языку иллюстрирует ситуацию, сложившуюся вокруг преподавания предмета.
"Содержание учебников и подготовка преподавателей остаются одной из проблем. В такой ситуации, мне кажется, что у Рособрнадзора нет другого выхода - снизить минимальный порог, но из этого надо сделать очень серьезные выводы", - отметила Вербицкая.
По мнению научного руководителя Центра мониторинга качества образования Высшей школы экономики Виктора Болотова, практика установления минимального балла в ходе проведения ЕГЭ оправдана объективными факторами: статистическими данными, спецификой предмета, аналитическими выкладками профильных экспертов.
"Поддерживаю это решение, если оно подтверждено статистикой. Статистику надо смотреть каждый раз, при этом нельзя делать баллы слишком высокими, потому что большое количество детей не получат аттестаты, что может повлечь социальное напряжение", - сказал Болотов.
Источник здесь

Единый минимум в 24 балла установлен на ЕГЭ по русскому и математике

Минимальный порог ЕГЭ по русскому языку в 2014 году установлен на уровне 24 баллов, соответствующее распоряжение Рособрнадзора подписано во вторник.
ЕГЭ в России служит одновременно выпускным экзаменом в школе и вступительным экзаменом в вуз.
ЕГЭ по математике и русскому языку являются обязательными экзаменами, которые необходимо сдать, преодолев минимальный порог, для получения аттестата о среднем общем образовании. Ранее он был установлен на уровне 24 баллов для математики и 36 баллов для русского языка.
Средний балл выпускников на ЕГЭ по русскому в 2014 году составил 62,5.
"По обязательным для выпускников текущего года предметам ЕГЭ - русскому языку и математике, влияющим на получение аттестата, - определен единый минимальный порог 24 балла", - сообщили РИА Новости в ведомстве.
В Рособрнадзоре пояснили, что новые правила будут действовать при выдаче аттестатов выпускникам в этом году. По другим предметам минимальные пороги остались прежними.
Источник здесь 

10 июня 2014

Ученые доказали: cон после учебы улучшает память

Сон после учебы улучшает память. 
Сон после учебы улучшает память, фото fedpress.ruВ результате совместных китайско-американских исследований был выявлен механизм, доказавший, что хороший качественный сон приводит к улучшению усвоения знаний.
Новое исследование, которое проводилось неврологами из Медицинского центра имени Лэнгона (США) и Пекинского университета (Китай), подтверждает, что после длительного заучивания новой информации человеку требуется хорошо выспаться.

10 правил этикета в семье с детьми

Этикет – своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения людей дома, на работе, в транспорте, принятых в данном обществе. А правила этикета предназначены для того, чтобы показать наличие внутренней этики и красоты человека.
 Фотобанк ЛориРаньше воспитанием у детей хороших манер и поведения занимались в кадетских корпусах, в институтах благородных девиц. Теперь эти функции почти полностью (если у вас нет гувернанток) перешли на родителей.

09 июня 2014

Интернет, книги и читатели: опыт классификации

В интернет-журнале  "Русский журнал" размещена статья Юлии Щербининой "Чтение в эпоху Web 2.0" Основательная и, на мой взгляд, любопытная классификация  разных типов читателей. Не всем из нас, правда, она будет интересна, однако читающим людям советую её посмотреть.
Привожу заключительную цитату (она мне понравилась своей фигуральностью) из статьи Ю. Щербининой:  "Считается, что судьбу книг вершит не читатель, а время. Именно оно выступает адвокатом или прокурором, реставратором или вандалом. Это справедливо, но лишь отчасти. Немало зависит и от самого человека — его веры, преданности и вполне конкретных усилий. Знали бы мы Сократа, не будь Платона? Или Уильяма Блейка, чье имя не кануло в Лету лишь благодаря усилиям жены поэта?
В эпоху развитых информационных технологий мы не превращаемся в роботов и продолжаем оставаться людьми, но нам катастрофически не хватает общения и понимания. Литературные жанры можно сравнить с человеческими отношениями: рассказ — это приятельство, повесть — дружба, роман — любовь. И эпопея — как высшая форма взаимного приятия: быть вместе и до конца. Объединившись в диалоге, в усилии любви, Писатель и Читатель могут выиграть у времени со счетом 2:0".
Я не читатель-фанат, не читатель-библиофил, не читатель-спорщик, не читатель-прокурор, не читатель-экзекутор, не читатель-учитель, не читатель-исправитель -- я просто читатель, которому нравится или не нравится сюжет, герои, как книга написана. Мне нравятся произведения, в которых есть  правдивые факты и описания тех или иных явлений, событий, предметов... В последнее время меня увлекает именно наличие этого общего  знания... И замечательно, что есть Интернет и книги (как теперь принято говорить, тексты) на его просторах. 

В Москве открылся музей М.Ю. Лермонтова

 дом-музей М. Ю. Лермонтова, литературные музеи, юбилей Лермонтова, новости литературы
В Москве   на Малой Молчановке после реставрации для посетителей открылся дом-музей Михаила Юрьевича Лермонтова. Особняк, который является одним из немногих памятников старой деревянной Москвы, теперь представляет поклонникам творчества великого русского поэта обновленную коллекцию экспонатов в расширенном экспозиционном пространстве.
По словам администрации, московский дом-музей Лермонтова по количеству экспонатов уступает лишь коллекции, экспонирующейся в Пушкинском доме в Санкт-Петербурге.

Вновь об экзаменах...

Сегодня снова была на экзамене (ЕГЭ). Одиннадцатиклассники  сдавали биологию, информатику и историю. Мне досталось быть организатором в аудитории, где сдавали историю.
Было кое у кого искушение воспользоваться шпаргалками -- но бдительное око камер и наше, слава Богу, отвели соблазн. А в одной из аудиторий нашего пункта, к несчастью, такое случилось...

07 июня 2014

Интерактивные диктанты: тренируйте свою грамотность

Интерактивный диктант по тексту поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила" здесь. "Написала" на досуге. Врач говорит, что мне недостаёт положительных эмоций, связанных с работой. Вот восполняю.
Все интерактивные диктанты от Грамоты.ру: http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/

Если набрал 100 баллов на экзаменах...

Вчера, ожидая очереди в региональном центре обработки информации, чтобы сдать материалы ГИА по русскому языку в 9 классе той школы, где я была руководителем пункта, познакомилась с молодым человеком...
Зовут его Владислав. Он пришёл в РЦОИ, чтобы получить подтверждение о своём 100-бальном результате на ЕГЭ по литературе. Влад учится на втором курсе Астраханского государственного университета на факультете "Филология и журналистика". 
Спросила его, насколько труден экзамен по литературе. Ответил, конечно, подготовки на двух курсах по специальности "Русская литература"   достаточно, чтобы выполнить тест на 100 баллов, но "написать пять сочинений -- муторно".
Кстати,  парня просили принести подтверждения о победах в олимпиадах, творческих конкурсах. Сказали, всё это требуется, если получил на экзамене 100 баллов...

Оцените свой словарный запас

По этой ссылке вы можете оценить свой пассивный словарный запас. Любопытно, скажу вам! Увидела ссылку на этот тест сначала в блоге "Оно вам надо", а потом в блоге "Мир глазами человека".

06 июня 2014

6 июня - День русского языка и день рождения А.С.Пушкина

По статистике, в мире около 300 миллионов людей, знающих русский язык. Для 150 миллионов он является родным, а около ста миллионов человек владеют русским как вторым языком. Сегодня в нашей стране отмечают День русского языка. Дата выбрана символичная – 6 июня родился Александр Сергеевич Пушкин, которого принято считать родоначальником современного русского литературного слова. Со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина исполняется 215 лет. 

04 июня 2014

Материал для сочинения по высказыванию Д.Н.Ушакова: " ...для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".

Ещё раз прочитаем высказывание Д.Н.Ушакова: " ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать... и фонетику".
Разберёмся в смысле данного афоризма. Для этого выделим ключевые слова:
пр        правильная речь, правильное письмо, фонетика.
Теперь разберёмся в значении выделенных слов:
под правильной речью подразумевается культура речи;
под правильным письмом - орфография;
фонетика - наука, изучающая звуки речи.
Таким образом, в высказывании говорится о том, что грамотность письменной и устной речи во многом зависит от знания теоретических сведений по фонетике.

ГИА: сочинение о фразеологизмах

Попытаюсь доказать, что все-таки "шаблоны" смогут помочь учащимся. Я взяла сочинение 5 по тексту демоверсии и на его основе написала сочинение по заданию теста 32 из сборника И.П.Цыбулько. На работу потратила пять минут...здесь
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания, взятого из учебника русского языка: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в  повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
                         
Эту фразу из учебника русского языка я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

03 июня 2014

ГИА: 95 образцов сочинений-рассуждений

По этой ссылке  95 образцов сочинений-рассуждений на лингвистическую тему (ГИА: задание С2). 

ГИА А4. Трудные случаи

Цель данной статьи - предостеречь девятиклассников от ошибки при выполнении задания А4. Напомню, что это задание связано с фонетическим анализом слова. Рассмотрим, в каких случаях возможна ошибка. 


Один из предлагаемых вариантов ответа задания А4 может выглядеть таким образом: 

В слове ПРИЖАЛА все согласные звуки твёрдые.
Необходимо определить, является ли данное суждение ошибочным.
В данном случае оно ошибочное, т.к. буква Р обозначает мягкий звук, а смягчает её гласный звук И.
Есть ещё гласные, которые могут смягчать предыдущий согласный: Е, Ё, Ю, Я. Смягчает согласный и мягкий знак - Ь.

Обратите внимание на то, что в некоторых словах гласная Е не смягчает предыдущий согласный, например: ТЕСТ, ЭНЕРГИЯ, ИНТЕРНЕТ, МОДЕЛЬ и т.п.
Некоторые согласные всегда остаются твёрдыми, даже если после них следуют вышеуказанные буквы. Это согласные Ж, Ш, Ц. Запомните их!
По этой причине ошибочным будет такое суждение (Ж - всегда твёрдый):

В слове ЖИЗНЬ все согласные звуки мягкие.

Рассмотрим другую формулировку суждения:

02 июня 2014

ЕГЭ по английскому языку: особенности

Сегодня была на ЕГЭ по английскому языку в качестве организатора. Экзамен проводился в соответствии с новыми правилами: с камерами видеонаблюдения  в аудиториях, проверкой металлоискателями при входе в ППЭ. Ученики воспринимали всё это безо всяких эмоций, по крайней мере, так выглядело внешне. 
Конечно, экзамен по иностранному языку не похож на другие экзамены. Требуется максимальная сосредоточенность от участников при прослушивании текстов и выполнении заданий к ним. Здесь напряжение  было заметно. 
Экзамен прошёл в штатном режиме. Немного недочитали инструкцию, поэтому не упаковали диски вместе с КИМами. Однако это не самое грубое нарушение порядка...
Вторым экзаменом в  нашем ППЭ был экзамен по физике. На него отводится больше времени, чем на экзамен по иностранному языку. Тоже всё прошло  в штатном режиме.

01 июня 2014

ГИА как ЕГЭ

Вчера  впервые экзамен в 9 классе проводился по образцу и подобию ЕГЭ. Я работала руководителем ППЭ (пункта проведения экзамена) в чужой школе. Форма экзамена значительно, на мой взгляд, повысила уровень дисциплины участников. "Перемешанные" в разных аудиториях, девятиклассники заметно присмирели. Подождём, какие будут результаты.
Организация  получения уполномоченными  экзаменационных материалов у нас в Астрахани подкачала (нарушился график), но экзамен (это была математика) обошелся без нарушений.

29 мая 2014

ЕГЭ: 29 мая

Посмотреть изображение в Твиттере
На стене в ситуационном центре Рособрнадзора расположен огромный экран, на котором идет одновременная прямая трансляция примерно из ста аудиторий по всей России, где сдают ЕГЭ. Аудитории на экране сменяют друг друга каждые несколько секунд.
Источник здесь

25 мая 2014

Фразеологизмы: список ссылок

Викисловарь. Список фразеологизмов
Словарь фразеологизмов
Самые известные русские фразеологизмы 
Полный список русских фразеологизмов

ГИА: фразеологизмы (задание А3)

Некоторым 9-классникам трудно даётся задание А3 в КИМах ГИА. В частности, если требуется найти фразеологизм. Предлагаем  материал о фразеологизмах из Краткого теоретического курса  русского языка Е.И. Литневской.
Фразеологизм – устойчивое сочетание слов, постоянное по своему составу и значению, воспроизводимое в речи как готовая единица.
Фразеологизмы изучаются в лексикологии, а не в синтаксисе потому, что во многих отношениях фразеологизмы ближе к слову, чем к словосочетанию: в большинстве случаев фразеологизм равен слову по своему значению, является его эквивалентом (приказать долго жить = умереть), фразеологизмы являются единым членом предложения (Он пришел к шапочному разбору – обстоятельство, ср.: Он пришел поздно), а главное, в составе свободного словосочетания каждое слово сохраняет свое значение, слова в них можно переставить или заменить на другие, фразеологизм же отличается постоянством состава, воспроизводится в речи как готовая единица, значение большинства фразеологизмов не равняется сумме значений составляющих его компонентов.

ЕГЭ: способы выражения сказуемого (задание В8)

Сказуемое — главный член двусоставного предложения, обозначающий действие или признак того, что выражено подлежащим.
Сказуемое имеет лексическое значение (именует то, что сообщается о реалии, названной в подлежащем) и грамматическое значение (характеризует высказывание с точки зрения реальности или ирреальности и соотнесенности высказывания с моментом речи, что выражается формами наклонения глагола, а в изъявительном наклонении — и времени).
Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное. Далее характеристика каждого вида сказуемого и способы его выражения.Публикуем по просьбе читателя блога.

22 мая 2014

Минобразования хочет вернуть медали для школьников

Законопроект Минобрнауки, опубликованный на едином портале раскрытия информации, предлагает поощрять школьников «за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности». Критерии оценки успехов не уточняются, пишет1 «Коммерсантъ».

19 мая 2014

Минобрнауки: ЕГЭ можно будет сдавать три раза

Минобрнауки готовится приказ, допускающий сдачу единого госэкзамена (ЕГЭ) три раза по одному предмету, пишут1 «Известия» со ссылкой на министра образования и науки Дмитрия Ливанова. Это будет возможно как в случае получения неудовлетворительной оценки, так и при желании выпускника улучшить свой результат.
«Планируемые изменения позволят повысить объективность оценки знаний учащихся и эффективность проведения ЕГЭ, обеспечить непрерывный процесс сдачи», — пояснил он. По словам министра, это позволит «существенно разгрузить, как проверяющих, так и самих учеников».

18 мая 2014

Десять условий успешного обучения ребёнка (памятка для родителей и учителей)

Современные родители часто стараются помочь детям в обучении. Часто делают это неумело, во вред ребёнку. Предлагаю небольшую ПАМЯТКУ для родителей. Подтолкнула меня на составление такой памятки небольшая статья в блоге доктора педагогических наук Милтона Рамиреса (Эквадор).
В принципе многие учителя на первых родительских собраниях убеждают молодых пап и мам, как необходимо организовать домашнюю учебную работу. Надеюсь составленная памятка поможет и родителям, и педагогам.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Успешные ученики не рождаются таковыми. Они могут достигнуть успеха, соблюдая важные условия организации обучения.