04 июня 2015

Иннополис -- первый российский город, построенный в ХХI веке


9 июня 2015 года в Республике Татарстан пройдет официальное открытие Иннополиса: первого российского города, построенного в XXI веке, города высоких технологий и возможностей.
Также 9 июня стартует выездной Российский Интернет Форум — РИФ.Иннополис 2015 и конференция разработчиков системного и инструментального ПО OS Day 2015. 

Шкала пересчета баллов ОГЭ 2015 в оценки - русский язык

Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всех заданий экзаменационной работы, - 39.
    •  0—14 баллов — отметка «2»
    • 15—24 баллов — отметка «3»
    • 25—33 баллов (из них не менее 4 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «4»
    • 34—39 баллов (из них не менее 6 баллов по критериям ГК1-ГК4) — отметка «5»
Рекомендуемый минимальный балл для отбора учащихся в профильные классы средней (полной) школы - 31 (не менее 80% от общей суммы первичных баллов).

03 июня 2015

ОГЭ по русскому языку -- задания из Открытого банка заданий. А вы не верили!

Экзамен сдан. С какими результатами -- второй вопрос. Пока важен сам факт, что  испытание пройдено, что действительно задания взяты из Открытого банка заданий. Значит, можно было основательно подготовиться. 
Астраханским школьникам достался  блок "Что такое настоящее искусство?" В нём было четыре варианта КИМов и текст для изложения о значении искусства в жизни человека. Соответственно можно было взять  задание 15.3 и написать сочинение, объяснив, что означает выражение  настоящее искусство. Я считаю, что это по силам выпускникам.
Конечно,  наряду со знанием элементарных правил по орфографии о правописании приставок и суффиксов, надо уметь находить грамматическую основу предложения (задания 8 и 11). К примеру, основа предложения  в одном из вариантов понимать надо, а не это понимать надо, гасят, а не гасят свет -- в другом варианте. Нужно, конечно, больше читать, и тогда не будет проблемы с загвоздкой (синонимом слова проблема),  с трепетом (синонимы: волнение, восхищение), ничто не будет  внушать ужас (пугать, страшить). 
Я прошлась по заданиям навскидку. Тестов у меня под рукой нет. Но всему этому мы вас, друзья, учили...

02 июня 2015

Все задания тестов из Открытого банка заданий (59 вариантов)

Говорят, перед смертью не надышишься... Тем не менее даю 9-классникам ещё одну ССЫЛКУ. Здесь собраны все задания к 59 вариантам из Открытого банка заданий. Распределены они по порядку: задание 2, 3, 4 и т.д. Конечно, слабым ученикам надо решать их с  учителем. Но всё же посмотрите.

01 июня 2015

С Днём защиты детей... и родителей! Сегодня два этих праздника



ОГЭ: советы по написанию сжатого изложения


1. Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.
 2. Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.
3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

Ещё о сочинении на ОГЭ

По этой ссылке  мои рекомендации по написанию сочинения на ОГЭ.

Как выполнить задание 15.3?

Замечательный урок-консультацию о том, как написать сочинение по заданию 15.3., дает по этой ССЫЛКЕ учитель русского языка и литературы Ирина Львовна Власова. Здесь есть также презентация. 
(Замечу в скобках: успешно справляется с любой задачей тот, кто обладает информацией. Спешите побольше её набрать к экзамену.)

31 мая 2015

Всероссийский конкурс сочинений


По этой ссылке  материалы о Всероссийском конкурсе сочинений, который будет проходить в сентябре 2015 года.

Родной русский язык как иностранный, или Читать или не читать?

Илья Цейтлин:
Каждый словесник знает, что дети, изучая в школе Пушкина, с трудом понимают его поэтическую речь, словно это речь иностранца, а не основа современного русского литературного языка. При этом в обыденной жизни говорят между собой и с родителями, как правило, односложными и однотипными фразами, с бесконечным повторением одних и тех же слов. А те, кто работал в школе еще в советские времена, помнят, что речь Пушкина не вызывала на уроках вопросов, сложности были, чаще всего, с разъяснением мыслей и образов поэта. И говорили между собой в жизни хоть и смешными конструкциями, но богатыми разнообразной, порой придумываемой на ходу (по законам языка) лексикой. Отчего это? От того, что правильная русская речь появляется не сама по себе, а только при погружении в среду общения читающих людей. В советское время дети, читающие "дюдюктивы" и приключенческие романы, считались в школе "неначитанными".

ОГЭ: образцы сочинений


На этом сайте образцы сочинений заданий 15.1 - 15.3. Советую 9-классникам посмотреть их перед экзаменом.

ОГЭ: критерии оценивания задания 15.3

Критерии оценивания задания 15.3 по ссылке

ОГЭ: критерии оценивания задания 15.2

Критерии оценивания задания 15.2 можно посмотреть по ссылке

ОГЭ: критерии оценивания задания 15.1

Посмотрите критерии оценивания  задания 15.1.

ОГЭ: критерии оценивания сжатого изложения

Посмотрите ещё раз, как оценивается сжатое изложение. Критериев оценивания три. Максимальное количество баллов -- 7.

Перед экзаменом по русскому языку в 9 классе

В этом году я не захотела (да и времени не было) систематически публиковать материалы по ОГЭ. Информации в открытом доступе  в избытке. В блоге у меня тоже есть  всё необходимое для подготовки к экзамену.  Все ссылки, советы и рекомендации для учащихся нашей школы есть также на официальном сайте. Ещё раз, ребята, сообщаю адрес http://astrasosh49.ucoz.ru/index/oge/0-25  С этой страницы удобно обнаружить нужный материал.

Майские заботы... и блог без внимания

Месяц не писала ничего в блог. Много разных дел: окончание учебного года, подготовка к ОГЭ, участие в ГИА в качестве  организатора. В последние три дня освоение новой "роли" -- организатора ЕГЭ по иностранному языку "Говорение". Вчера была ролевая игра в этой ипостаси. И так -- почти каждый день в течение всего мая.
Кстати, прошла очередную аттестацию на высшую квалификационную категорию -- пришёл соответствующий приказ министерства образования и науки.
Итоги Тотального диктанта не просто подвели -- вручили  благодарственные письма организаторам и спонсорам. Сертификаты участников находятся у меня в школе. Вручаю их по требованию писавших диктант. Адрес СОШ №  49: улица Звёздная, 41, корп.4. Это в 3-ем Юго-Востоке, в районе спортивного комплекса "Звёздный".
Ещё предстоит также написать всякие  отчёты за год. Так что  извини, мой дорогой блог, если не сумею уделить тебе  достаточно внимания.,.

28 апреля 2015

Тексты для сжатого изложения и ссылки на аудиозаписи

На странице блога "ОГЭ" тексты для  сжатого изложения из Открытого банка заданий ФИПИ, а также ссылки на аудиозаписи. Можно основательно подготовиться к выполнению этого задания на экзамене.

О морфемном разборе и критерии Винокура

В некоторых учебных пособиях (в частности, в комплексе 2) для этого предлагается следующая процедура: в слове выделяется корень как общая часть родственных слов, затем то, что осталось в слове, выделяется как приставка (приставки) и суффикс (суффиксы) в соответствии с нашими представлениями о том, есть ли в русском языке такой суффикс или такая приставка. Но такой разбор может повлечь за собой ошибки, в его процедуре недостаточно обоснованности. Чтобы избежать ошибок, морфемный разбор основы надо связать с разбором словообразовательным.
Алгоритм морфемного разбора основы, связанный с его словообразовательным разбором, был обоснован русским ученым-лингвистом Григорием Осиповичем Винокуром (1896 — 1947).
Что такое производность основы?

26 апреля 2015

Во время досрочного ЕГЭ были аннулированы 63 работы

Во время досрочного периода сдачи Единого госэкзамена-2015 были аннулированы 63 работы, сообщает пресс-центр Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. 
Из них 26 – за наличие мобильных телефонов, 24 – за использование шпаргалок, 3 – за вынос контрольных измерительных материалов, 10 – по итогам просмотра записей видео наблюдения. 

Тексты на ОГЭ 2015 по русскому языку и темы сочинений задания 15.3

В Открытом банке экзаменационных заданий на сайте  ФИПИ выложены тексты КИМов по русскому языку для ОГЭ. Именно из материалов Открытого банка будут формироваться индивидуальные экзаменационные комплекты. Выпускники 9 классов могут изучить тексты и написать сочинения. Я публикую перечень тем задания 15.3.
1. Что такое настоящее искусство.
2. Что такое дружба.
3. Что такое материнская любовь.
4. Что такое жизненные ценности.
5. Что такое неуверенность в себе.
6. Что такое взаимовыручка.
7. Что такое нравственный выбор.
8. Что такое внутренний мир человека.
9. Что такое доброта.
10. Что такое драгоценные книги.
11. Что такое сила духа.
12. Что такое любовь

Скачать тексты

22 апреля 2015

Подведены итоги Тотального диктанта


Международная акция по проверке грамотности «Тотальный диктант» прошла 18 апреля. Более 100 тысяч человек, 58 стран и 549 городов приняли участие в ней.
По всей России текст Евгения Водолазкина «Волшебный фонарь» написали  и сдали на проверку 83 653 человека, еще несколько тысяч предпочли оставить себе свою работу. За рубежом в 152 городах проверили свои знания по русскому языку 9 459 человек. Число участников проекта с каждым годом увеличивается: в 2013 году текст написали 32 280 человек, а в 2014 уже более 64 тысяч.

19 апреля 2015

Диктант написан: первые впечатления

Диктант написали. Очень позитивная была обстановка в аудитории. Как и водится, на всяком флешмобе. В Астрахани диктант писали на 10 площадках. (Кстати, в Казани было столько же площадок). Кроме, университетов, у нас, к примеру, была площадка в торгово-развлекательном комплексе "Ярмарка". Мы с Женей Бикмаевым (он у нас основатель и организатор самый первый этой акции в городе и области) остались верны (и благодарны тоже за приют) Астраханскому государственному техническому университету.
Текст, по всеобщему признанию, сложный. Однако диктовался легко -- и не только благодаря разметке для "диктаторов". Видимо, секрет ещё кроется в построении фразы...
Мне показалось, что  публика на этот раз была более подготовленная. Пришли те люди, которые ходили на занятия. А программа занятий была сориентирована  на особенности текста. Например, мы много занимались наречиями, разбирали знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, в предложениях с присоединительными, вставными  конструкциями, обособленными членами. 
Очень хочется надеяться на то, что кому-то Тотальный диктант помог стать чуточку грамотнее и эта акция повысит интерес я русскому языку...

13 апреля 2015

Интервью с писателем Е. Водолазкиным -- автором текста Тотального диктанта 2015

Фото Артема Кострова
Фото Артема Кострова
Евгений Водолазкин: "И ценность грамотности не в том, что какие-то волшебные вещи вдруг она вносит в язык, и язык от этого расцветает, нет. Роль грамотности, прежде всего, маркирующая. То есть она социально маркирует человека. Человек грамотный – это человек определенного круга, определенных интересов. Читающий человек, потому что грамотность к нам приходит преимущественно с чтением".
Полный текст интервью здесь
В интервью немного о тексте диктанта, о сложностях, в нём содержащихся, о грамотности в Интернете, ответ на вопрос: так ли уж всё плохо с русским языком? Интервью большое и интересное. Почитайте.

12 апреля 2015

Проведены все восемь подготовительных занятий

Вчера провела последнее подготовительное занятие к Тотальному диктанту со своей группой. Могу сказать: со своей. Потому что люди ходили постоянно, стараясь не пропустить ни одного занятия. Некоторых я запомнила по именам, визуально -- практически всех. 
Мне было интересно с ними общаться, потому что   слушатели  проявили живой интерес к тому, о чём я толковала на этих уроках-консультациях, задавали вопросы, не стеснялись ошибок, пытались найти причины их. Многие очень свободно держались перед камерой (нас раз шесть снимало ТВ) и хорошо говорили о своём отношении к Тотальному диктанту, участии в  курсах по подготовке к нему, о своей любви к русскому языку. Это не было пафосно -- это  звучало искренно, что, конечно, приятно грело мою учительскую душу словесника.
Суббота у меня трудный день:  уроки, потом эти  более чем двухчасовые занятия с детьми и взрослыми. Однако все мы выдержали и вышли на финишную прямую.
Я процитирую здесь Евгения Водолазкина (чтобы не забыть хорошее высказывание, может, и ещё в своих постах что-нибудь из его произведений вставлю):
"Ангелы не устают, потому что они не экономят сил. Если ты не будешь думать о конечности своих сил, ты тоже не будешь уставать. По воде способен идти лишь тот, кто не боится утонуть". (Из романа Е. Водолазкина "Лавр").