22 сентября 2019

Синтаксический анализ словосочетания. Задание 4 ОГЭ по русскому языку

Источник

 Формулировка задания

Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 
Ответ: жизненная цель

 Алгоритм выполнения

  1. В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
  2. Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и  б) по вопросу.)
  3. Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
  4. Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)
  5. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным  прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)
  6. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)
  7. Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью)

16 сентября 2019

Пунктуационный анализ. Задание 3 ОГЭ по русскому языку 2019-2020

ссылка

Теория для задания 3 ОГЭ по русскому языку. Пунктуационный анализ.

Содержание:

15 сентября 2019

В Минпросвещения объяснили существование предмета «Русский родной язык»

Источник

Министерство просвещения объяснило дизайнеру Артемию Лебедеву, почему в школе его детей параллельно преподают предметы «Русский язык» и «Русский родной язык». Соответствующее сообщение опубликовано в Facebook ведомства.
В министерстве заявили, что в рамках предмета «Русский родной язык» школьникам рассказывают о различных диалектах, сходствах и различиях между русским и другими языками, а также о правилах речевого этикета языка, его жанрах и стилях. По мнению ведомства, курс необходим для обучения детей навыкам работы с текстом и его анализа. В Минпросвещения добавили, что русский язык заслуживает изучения не только грамматики и пунктуации, но и его истории. Ведомство также предложило Лебедеву присоединиться к проекту «Российская электронная школа».

14 сентября 2019

Разбор новой демоверсии 2020, в которой произошли существенные изменения

ссылка

Направление "Надежда и отчаяние" итогового сочинения 2019-2020

Источник  Направление итогового сочинения 2019-2020 "Надежда и отчаяние".

Примерные темы итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ: ОПИСАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

12 сентября 2019

Направление "Он и она" итогового сочинения 2019-2020

Источник
Направление итогового сочинения "ОН и ОНА" 2019-2020 года.
ЦИТАТЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ОН И ОНА"
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ОН И ОНА"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ОНА И ОНА"

 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ


ТЕМА 1. Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»? 
ТЕМА 2. Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?
ТЕМА 3. Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
ТЕМА 4. Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
ТЕМА 5. Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
ТЕМА 6. Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?


 СОЧИНЕНИЯ ПО ТЕМАМ


ТЕМА 1. Пример итогового сочинения: Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
ТЕМА 2. Пример итогового сочинения: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит".

Как научиться писать сочинение

ссылка https://webinar.mogu-pisat.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=656c200a6773e561cd0f9fbc52a5c10496af6b0c-1566475850431
Как научиться писать сочинение. Запись вебинара на сайте "Могу писать".

Темы и критерии 2019-2020 года. Логика и композиция сочинения

ссылка https://webinar.mogu-pisat.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=656c200a6773e561cd0f9fbc52a5c10496af6b0c-1568038194524
Логика и композиция сочинения. Запись вебинара на сайте "Могу писать".

Уроки литературы: Итоговое сочинение. Структура

Уроки литературы: Итоговое сочинение. Структура

05 сентября 2019

Композиция "Слова о полку Игореве"


1 «Слово о полку Игореве» история открытия, историческая основа

Новые направления итогового сочинения

2019-2020 учебный год
Объявлены пять направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Универсальный список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2019-2020.

ссылка 

Универсальный список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2019-2020.

04 сентября 2019

ОГЭ: новая демоверсия. Задание 2. Синтаксический анализ предложения

ссылка

Формулировка задания 2 ОГЭ 2020


Прочитайте текст.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)

Ответ: 45
Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку

02 сентября 2019

Ждём!

Сообщение об основных направлениях итогового сочинения появятся в ближайшие дни.
Итоговое сочинение пройдёт 4 декабря 2019 года.

31 августа 2019

Летнее чтение: последний день

Сегодня без комментариев и заметок. Просто фото обложек прочитанных на днях книг. Трагическая жизненная история, "детектив высшего качества" (так сказано на форзаце) и иллюстрированная хронология (репринтное издание).




Всё: закончились золотые деньки, когда можно было читать запоем. Наступили трудовые будни: уроки, конспекты, тетради, отчёты, классные часы, внеурочка... Поставим многоточие. Оно как открытый финал.

29 августа 2019

Региональная августовская педагогическая конференция

Присутствовала на пленарном заседании региональной августовской педагогической конференции "Национальный проект "Образование": формула изменений".
Во-первых, приятное. На совещании врио губернатора Астраханской области И.Ю. Бабушкин вручил моей коллеге учителю русского языка и литературы Алле Ивановне Золотниковой Почётную грамоту министерства просвещения Российской Федерации. 
Во-вторых, то, что услышала на этом собрании астраханских учителей, было интересным (в иных местах просто увлекательным).
https://www.astrobl.ru/news/114338 по ссылке официальное сообщение о совещании.
На нём выступили также представитель издательства "Просвещение", директора областного техноцентра и социальн-педагогического колледжа, студент Астраханского колледжа вычислительной техники.
Что интересного?
О детской организации для учеников 1 - 4 классов "Сентябрята". (Узнаю подробности -- напишу в блоге).
О возрождении шефства старшеклассников над младшими школьниками (возвращение к институту вожатых).
О кванториумах в нашей области -- не только стационарных, но и двух мобильных, которых ждём.
О необходимости формировать функциональную грамотность прежде всего самих учителей и обязательно учеников.
Разумеется, в первых строках говорилось о региональных проектах "Успех каждого ребёнка", "Учитель будущего", "Цифровая бразовательная среда", "Современная школа", "Поддержка семей, имеющих детей". О том, что делается, какие проблемы и перспективы.
Из буклета к конференции.



28 августа 2019

Первая после Пушкина: почему в СССР запрещали любимую писательницу гимназисток

ссылка

Её обожали гимназистки со всей России, но вместе с рухнувшей империей закончилась и слава Чарской. В СССР её повести тут же запретили и вплоть до перестройки не печатали. Рассказываем историю детской писательницы, которая оказалась забытой.


В школе мы сейчас читаем произведения Лидии Чарской на уроках литературы. Есть они и в программе по новому предмету родная (русская) литература.

26 августа 2019

Как научить ребенка пересказывать текст?


ВСЕ САМОЕ ВАЖНОЕ О ВИДАХ ПЕРЕСКАЗА И СПОСОБАХ ОБУЧЕНИЯ ПЕРЕСКАЗУ

Сын приходит с прогулки и начинает взахлеб рассказывать… Торопится, эмоционально дирижирует руками, чуть ли не подпрыгивает от переизбытка чувств. В его повествовании местоимения и междометия идут плотными вагончиками: "А я!... А он того… А мы хотели! А она взяла и так сказала!" Уловить суть представляется невозможным.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
  • Живая речь. Никаких заучиваний и зубрежки!
  • Использование в пересказе синтаксических конструкций, образных выражений, лексики, взятых из текста.
  • Соблюдение последовательности, логики изложения, установление причинно-следственных факторов.
  • Полнота текста. Важно не упускать каких-то фактов, основных описаний. Особенно этот пункт касается пересказа научных текстов.
  • Выразительность. Самый тягостный недостаток пересказа — монотонность. Конечно, пересказывать параграф о строении лягушки весело и озорно трудно. Но вот пересказ художественного произведения обязан быть эмоциональным. Здесь хорошим помощником послужит выразительное чтение или чтение по ролям.
«Чтобы научиться пересказывать текст, дети должны уметь работать с ним: выделять самое главное, конспектировать, обращать внимание на богатство языка», — говорит Шатханова Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы с 30-летним стажем работы из МБОУ "Ново-Ленинская СОШ" Осинского района Иркутской области, Россия.
Виды пересказа
Вид пересказа
Возможные проблемы
Как это исправить

Подробный, близко к тексту.
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ

Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Обеднение языка
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис

Скучность пересказа
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный.
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый.
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью

25 августа 2019

Актуальные аспекты преподавания русского языка и литературы

В минувшую пятницу приняла участие в семинаре на тему "Актуальные аспекты преподавания русского языка и литературы для развития творческих способностей учащихся". Провела его для нас (учителей собралось очень много -- дополнительные стулья вносили в лекционный зал "Аквариум") методист издательства "Русское слово" Елена Алексеевна Виноградова.
Кратко об этих самых аспектах.
Мотивация учащихся.
Проектная деятельность.
Проблема формирующего оценивания.
Рефлексия в конце урока.
Елена Алексеевна -- замечательный лектор. Она представила всё это подробно, с примерами, лекцию можно было спокойно законспектировать (манера речи у спикера этому способствовала в полной мере).
Что произвело особое впечатление на меня?
"Летучая" оценка в форме письменной рефлексии.
Учащимся предлагается в течение 5-7 минут на отдельном листке письменно ответить на следующие вопросы:
1. Что лично мне дало изучение этой темы?
2. Какую оценку ты хотел получить? Объясни свой результат.
Работа проводится после контрольной по теме. По  результатам рефлексии учитель проводит коррекцию знаний. Листки с ответами учащихся сохраняются в их портфолио, чтобы в конце года можно было подвести итоги изучения курса.
И ещё одно.
На итоговом занятии в 9-11 классах учитель предлагает из написанных за год сочинений выбрать три самых лучших. Объяснить свой выбор.
Последнее.
Об электронной форме учебника (ЭФУ). К сожалению, в нашей школе пока таких учебников нет.
Разумеется, на семинаре не обошлось и без разговора об устном собеседовании в 9 классе и введении курсов русского (родного) языка и родной (русской) литературы.

23 августа 2019

Поэзия андеграунда в школе

Вчера написала заметку о концептуализме, а сегодня попала на лекцию кандидата филологических наук, доцента факультета филологии и журналистики Астраханского государственного университета А.А. Журбина. Его лекция называлась "Поэзия андеграунда в школьном курсе литературы". Потрясающая лекция, потрясающий спикер! Почти два часа Андрей Алексеевич рассказывал о поэтах альтернативного (нонконформистского) искусства и... читал их стихи наизусть. Я не такая уж рьяная поклонница Алика Ривина или Николая Глазкова, Роальда Мандельштама или Глеба Горбовского, но теперь найду их стихи и прочитаю. Дополню список для тех, кто заинтересуется поэзией андеграунда: Леонид Чертков, Николай Шатров, Валентин Соколов, Сергей Чудаков, Леонид Аронзон, разумеется, Иосиф Бродский.
Из теории (самое главное). Идентификаторы андеграунда:
-- социально-политическая критика советского режима;
-- эротика (порнография);
-- религиозная пропаганда;
-- "формалистская" эстетика.
Фото с семинара в нашем институте повышения квалификации учителей "Платформа". Выступает А.А. Журбин.
Стихотворение про некрасивого кота Иосифа Бродского (где-то в блоге я уже обмолвилась: мной не любимого).

Он был тощим, облезлым, рыжим,
Грязь помоек его покрывала.
Он скитался по ржавым крышам,
А ночами сидел в подвалах.

Он был старым и очень слабым,
А морозы порой жестоки.
У него замерзали лапы,
Точно так же, как стынут ноги.

Но его никогда не грели,
Не ласкали и не кормили. 
Потому что его не жалели.
Потому что его не любили.

Потому что выпали зубы.
Потому что в ушах нарывы.
Почему некрасивых не любят.
Кто-то должен любить некрасивых.
<Иосиф Бродский> 
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/170516/29587/

Очень понравилось это стихотворение. Говорят, что лучше воспринимается ранняя лирика Бродского.