02 октября 2019

Методические рекомендации по итоговому сочинению

 Уточнённые редакции методических документов, рекомендуемых к использования при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2019 -2020 учебном году ссылка https://yadi.sk/d/uyOjtcnoEUCtRQ

30 сентября 2019

Направление "Война и мир". К 150-летию великой книги

ссылка на вебинар на сайте "Могу писать" по направлению "Война и мир". К 150-летию великой книги. Очень интересные материалы о романе-эпопее. Конкретные направления, тематика сочинения. Посмотрите. 

29 сентября 2019

Целевое чтение: к экзаменам. Х.К. Андерсен. "Девочка со спичками"

ЧИТАТЬ РАССКАЗ "ДЕВОЧКА СО СПИЧКАМИ"

Я уже сетовала в одном из своих постов, что в учебное время совсем некогда читать в удовольствие. А некоторые из коллег-блогеров  написали мне в комментариях, что они всегда находят время, чтобы что-то почитать. Мне стало стыдно, и я заставляю себя читать. "По программе" -- не в удовольствие. Для итогового сочинения. Когда перечитывала рассказ "Девочка со спичками", сердце так и щемило от переживаний. Да ещё под песню из кинофильма "Генералы песчаных карьеров". Но не оправдываюсь: эмоциональность и сентиментальность в меру помогают мне на уроках, особенно в старших классах.
Дальше сочинение по этому святочному рассказу. Подходит под направление "Надежда и отчаяние". Сочинение взято с сайта "Рустьюторс". Не шедевр, позволю себе такую оценку. Большую часть работы составляет пересказ текста произведения. Я бы развила тему в направлении поиска ответа на вопрос: почему рушатся человеческие надежды. Как часть сочинения -- литературный аргумент -- материал, несомненно, заслуживает внимания.

Документы по итоговому сочинению 2019-2020 учебного года

Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) от ФИПИ - 2019-2020 учебный год. 
1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.: 1.pdf [432.83 Kb]
 2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 2.pdf [488.5 Kb]  
3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения): 3.zip [222.87 Kb]  
4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 4.pdf [273.99 Kb]
5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 5.pdf [2.44 Mb] 
6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.: 6.pdf [788.23 Kb]  
7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 7.pdf [370.79 Kb] 
8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.: 8.pdf [273.11 Kb] 
9. Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888: pismo.pdf [1.18 Mb] 
Читать далее: https://sochinenie11.ru/novosti/612-dokumenty-po-itogovomu-sochineniyu-2019-2020.html

Критерии оценивания итогового сочинения и изложения 2019-20 учебного года

Официальные критерии на этот учебный год. 
1) Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. 
2) Критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. 
3) Рекомендуемые критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования.

Орфографический анализ. Задание 5 ОГЭ по русскому языку. Теория

  • Источник
  • Орфографический анализ слова подразумевает не только знание всех правил орфографии, но и умение применить правило, найти причину того или иного написания слова.
Помимо орфографических правил необходимо уметь правильно определять части речи и части слова (то есть производить морфологический и морфемный анализ слова)

Формулировка задания 5 ОГЭ 2020:
Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

 1) РАСЦЕНИВАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.
 2) ПОДВЕДЕНЫ (итоги) – в краткой форме имени прилагательного пишется столько же Н, сколько и в полной
 форме этого прилагательного.
 3) РАССТИЛАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.
 4) (решил много) ЗАДАЧ – в форме множественного числа имени существительного 3-го склонения после шипящего буква Ь не пишется.
 5) (говорил) ПО-АНГЛИЙСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

22 сентября 2019

Синтаксический анализ словосочетания. Задание 4 ОГЭ по русскому языку

Источник

 Формулировка задания

Замените словосочетание «цель жизни», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание. 
Ответ: жизненная цель

 Алгоритм выполнения

  1. В задании необходимо заменить словосочетание с какой-либо связью синонимичным словосочетанием с другой связью.
  2. Вид связи в словосочетании определяется а) по зависимому слову и  б) по вопросу.)
  3. Определите главное слово в словосочетании. От него задается вопрос к зависимому. Главное слово оставляем неизменным. А зависимое слово подбираем в соответствии с тем, в какой вид связи необходимо преобразовать словосочетание.
  4. Если нужно преобразовать словосочетание из согласования в управление, то найдите главное слово и оставьте его неизменным, а зависимое измените на однокоренное существительное. При необходимости используйте предлог. (деревянный стол – стол из дерева)
  5. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в согласование, то зависимое существительное нужно будет заменить однокоренным  прилагательным, поставив его в тот же род, число и падеж, что и главное слово. (волнение без причины – беспричинное волнение)
  6. Если нужно преобразовать словосочетание из управления в примыкание, тогда зависимое слово (существительное с предлогом или без) нужно заменить на однокоренное наречие. (сказать с вызовом – вызывающе сказать)
  7. Если нужно преобразовать словосочетание из примыкания в управление, то зависимое слово (как правило, наречие) необходимо заменить на однокоренное существительное с предлогом. Существительное нужно поставить в тот падеж, которого требует главное слово. (грустно посмотрел – посмотрел с грустью)

16 сентября 2019

Пунктуационный анализ. Задание 3 ОГЭ по русскому языку 2019-2020

ссылка

Теория для задания 3 ОГЭ по русскому языку. Пунктуационный анализ.

Содержание:

15 сентября 2019

В Минпросвещения объяснили существование предмета «Русский родной язык»

Источник

Министерство просвещения объяснило дизайнеру Артемию Лебедеву, почему в школе его детей параллельно преподают предметы «Русский язык» и «Русский родной язык». Соответствующее сообщение опубликовано в Facebook ведомства.
В министерстве заявили, что в рамках предмета «Русский родной язык» школьникам рассказывают о различных диалектах, сходствах и различиях между русским и другими языками, а также о правилах речевого этикета языка, его жанрах и стилях. По мнению ведомства, курс необходим для обучения детей навыкам работы с текстом и его анализа. В Минпросвещения добавили, что русский язык заслуживает изучения не только грамматики и пунктуации, но и его истории. Ведомство также предложило Лебедеву присоединиться к проекту «Российская электронная школа».

14 сентября 2019

Разбор новой демоверсии 2020, в которой произошли существенные изменения

ссылка

Направление "Надежда и отчаяние" итогового сочинения 2019-2020

Источник  Направление итогового сочинения 2019-2020 "Надежда и отчаяние".

Примерные темы итогового сочинения к направлению НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ

НАДЕЖДА И ОТЧАЯНИЕ: ОПИСАНИЕ НАПРАВЛЕНИЯ

12 сентября 2019

Направление "Он и она" итогового сочинения 2019-2020

Источник
Направление итогового сочинения "ОН и ОНА" 2019-2020 года.
ЦИТАТЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ОН И ОНА"
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ОН И ОНА"
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К НАПРАВЛЕНИЮ "ОНА И ОНА"

 ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ


ТЕМА 1. Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»? 
ТЕМА 2. Согласны ли вы с мнением М. Булгакова: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит"?
ТЕМА 3. Счастливый брак зависит не от того, насколько вы совместимы, а от того, как вы справляетесь со своими различиями.
ТЕМА 4. Согласны ли вы с утверждением: "У самого злого человека расцветает лицо, когда ему говорят, что его любят. Стало быть, в этом счастье»?
ТЕМА 5. Как вы понимаете смысл высказывания: "Умереть за любовь не сложно. Сложно найти любовь, за которую стоит умереть»?
ТЕМА 6. Согласны ли вы с мыслью, о том, что люди, которых трудно полюбить, как раз больше всего нуждаются в любви?


 СОЧИНЕНИЯ ПО ТЕМАМ


ТЕМА 1. Пример итогового сочинения: Как вы понимаете выражение «неразделенная любовь»?
ТЕМА 2. Пример итогового сочинения: "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит".

Как научиться писать сочинение

ссылка https://webinar.mogu-pisat.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=656c200a6773e561cd0f9fbc52a5c10496af6b0c-1566475850431
Как научиться писать сочинение. Запись вебинара на сайте "Могу писать".

Темы и критерии 2019-2020 года. Логика и композиция сочинения

ссылка https://webinar.mogu-pisat.ru/playback/presentation/2.0/playback.html?meetingId=656c200a6773e561cd0f9fbc52a5c10496af6b0c-1568038194524
Логика и композиция сочинения. Запись вебинара на сайте "Могу писать".

Уроки литературы: Итоговое сочинение. Структура

Уроки литературы: Итоговое сочинение. Структура

05 сентября 2019

Композиция "Слова о полку Игореве"


1 «Слово о полку Игореве» история открытия, историческая основа

Новые направления итогового сочинения

2019-2020 учебный год
Объявлены пять направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год
1. «Война и мир» – к 150-летию великой книги
2. Надежда и отчаяние
3. Добро и зло
4. Гордость и смирение
5. Он и она
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Универсальный список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2019-2020.

ссылка 

Универсальный список литературы для подготовки к итоговому сочинению 2019-2020.

04 сентября 2019

ОГЭ: новая демоверсия. Задание 2. Синтаксический анализ предложения

ссылка

Формулировка задания 2 ОГЭ 2020


Прочитайте текст.

(1)Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том, что на ней живём мы – разумные люди, появление которых стало вершиной эволюции. (2)Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена. (3)Следы жизни были обнаружены в горных породах, возраст которых – около миллиарда лет. (4)Иными словами, около миллиарда лет жизнь на планете уже существовала, имелись атмосфера и гидросфера. (5)А вот другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля, но, в отличие от неё, они безжизненны.

Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) появление стало (предложение 1)
2) проблема возникновения жизни (предложение 2)
3) следы жизни обнаружены (предложение 3)
4) имелись атмосфера (и) гидросфера (предложение 4)
5) они безжизненны (предложение 5)

Ответ: 45
Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку

02 сентября 2019

Ждём!

Сообщение об основных направлениях итогового сочинения появятся в ближайшие дни.
Итоговое сочинение пройдёт 4 декабря 2019 года.

31 августа 2019

Летнее чтение: последний день

Сегодня без комментариев и заметок. Просто фото обложек прочитанных на днях книг. Трагическая жизненная история, "детектив высшего качества" (так сказано на форзаце) и иллюстрированная хронология (репринтное издание).




Всё: закончились золотые деньки, когда можно было читать запоем. Наступили трудовые будни: уроки, конспекты, тетради, отчёты, классные часы, внеурочка... Поставим многоточие. Оно как открытый финал.

29 августа 2019

Региональная августовская педагогическая конференция

Присутствовала на пленарном заседании региональной августовской педагогической конференции "Национальный проект "Образование": формула изменений".
Во-первых, приятное. На совещании врио губернатора Астраханской области И.Ю. Бабушкин вручил моей коллеге учителю русского языка и литературы Алле Ивановне Золотниковой Почётную грамоту министерства просвещения Российской Федерации. 
Во-вторых, то, что услышала на этом собрании астраханских учителей, было интересным (в иных местах просто увлекательным).
https://www.astrobl.ru/news/114338 по ссылке официальное сообщение о совещании.
На нём выступили также представитель издательства "Просвещение", директора областного техноцентра и социальн-педагогического колледжа, студент Астраханского колледжа вычислительной техники.
Что интересного?
О детской организации для учеников 1 - 4 классов "Сентябрята". (Узнаю подробности -- напишу в блоге).
О возрождении шефства старшеклассников над младшими школьниками (возвращение к институту вожатых).
О кванториумах в нашей области -- не только стационарных, но и двух мобильных, которых ждём.
О необходимости формировать функциональную грамотность прежде всего самих учителей и обязательно учеников.
Разумеется, в первых строках говорилось о региональных проектах "Успех каждого ребёнка", "Учитель будущего", "Цифровая бразовательная среда", "Современная школа", "Поддержка семей, имеющих детей". О том, что делается, какие проблемы и перспективы.
Из буклета к конференции.



28 августа 2019

Первая после Пушкина: почему в СССР запрещали любимую писательницу гимназисток

ссылка

Её обожали гимназистки со всей России, но вместе с рухнувшей империей закончилась и слава Чарской. В СССР её повести тут же запретили и вплоть до перестройки не печатали. Рассказываем историю детской писательницы, которая оказалась забытой.


В школе мы сейчас читаем произведения Лидии Чарской на уроках литературы. Есть они и в программе по новому предмету родная (русская) литература.