02 мая 2021

А сколько всего правил правописания в русском языке?

 Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.

Источник

К какому типу читателей ты относишься?

По ссылке ниже можно пройти тест и определить, какой ты читатель. Я прошла и вот что получила.

 

Ты – читатель вдумчивый!
Чтение для тебя совершенно особенный мир! Ты обожаешь погружаться с головой в интересную книгу, представлять себя на месте героев, помечать что-то на полях, выписывать самые яркие цитаты, долго думать о смысле книги. Возможно, ты ведешь читательский дневник, или оставляешь рецензии на прочитанное на книжных форумах. Практически всегда ты что-то читаешь, а иногда и не одну книгу. Особенно тебе нравится читать в дороге или перед сном, в кровати. Ты не можешь воспринимать книгу на ходу, быстро, с экрана ноутбука или смартфона. Ты ярая сторонница бумажных книг, хотя и признаешь, что новомодные электронные книги очень удобны и позволяют сэкономить. Быть такой прилежной читательницей очень хорошо, так как регулярное чтение развивает воображение, укрепляет грамотность и наполняет тебя новой информацией.

30 апреля 2021

Удалённое рабочее место

 Я хотел бы порекомендовать Вам AnyDesk - отличное приложение для удалённого управления компьютером. Мой адрес в AnyDesk '...........". Вы можете скачать AnyDesk здесь:

На страстной неделе у меня всё были больше страсти компьютерные. В среду возникли затруднения со вставкой баннера на школьный сайт.. Никак не получалась у меня в принципе знакомая и понятная операция. (Причина оказалась, как потом выяснилось, в  большом размере присланного файла). Пришлось воспользоваться помощью системного администратора и приложением AnyDesk. Алексей вошёл в мой комп со своего компьютера (откуда -- я даже не знаю) и вуаля... проблема была решена. Не моментально, правда, но в конце концов директор был доволен.

Так я впервые воспользовалась возможностями удалённого управления компьютером. Не я сама, конечно, а другой моим компьютером, но всё же -- какой-никакой опыт. Век живи, век учись, как говорится.

О "СФЕРУМЕ". Что это за зверь такой?

 Всем учителям и ученикам школы (и не только нашей, но нескольким другим из областного центра и области) приказано зарегистрироваться на информационно-коммуникационной образовательной платформе "Сферум". С целью её апробации. Что это за зверь такой, пока не разобрались. Зачем регистрируемся -- спрашивают дети и родители. Нас вполне устраивает Дневник.ру. К нему привыкли. Он функционален и оказался весьма полезным в пору пандемии и дистанта. 

Но наш регион по всем проектам и новшествам в образовании впереди планеты всей, поэтому слушаемся начальство и регистрируемся. В видеоролике, правда,  всё так цивильно .и обоснованно.

Хочу ли я в школу?!

 Когда во вторник у меня отказался работать ноутбук, я испытала, мягко говоря, определённый дискомфорт. А если -- прямым текстом, то шок, места себе не находила. Пока не взялась читать книжку Е. Пастернак и А. Жвалевского "Я хочу в школу". 

О чём она? О школе будущего, придуманной, как они говорят, самими авторами... после которой (этой особой школы) ученикам тяжело, порой непосильно адаптироваться к школе обычной, нашей, современной. 

Восьмиклассники ещё не прочитали книгу, поэтому не могу сказать о их реакции. (Повесть в программе по родной литературе для 8 класса). Сама же я пока не определилась: что это -- карикатура на современную школу или сигнал нам, учителям, как надо учить и воспитывать детей?

Однако над нами есть начальники, которые определяют стратегию и тактику школьной деятельности...Хочу ли я в школу?!

25 апреля 2021

Вероника Тушнова: горькое счастье поэтессы, чьё самое известное стихотворение часто приписывают Алле Пугачёвой

 Источник

В последнее время я стараюсь как можно реже делать репосты в своём блоге. Но сегодня не удержалась. Мне нравятся стихи советской поэтессы Вероники Тушновой. "Набрела" в Яндексе на хорошую статью о ней. Смотрите ссылку. Надеюсь, что и вам она понравится. И стихи тоже двух наших замечательных поэтов -- Вероники Тушновой (Вертушинки) и Александра Яшина.

23 апреля 2021

Из камня и бронзы. Памятники в Астрахани

Некоторые  из необычных памятников на улицах и площадях нашего города представил в своей презентации к уроку окружающего мира четвероклассник Артём Т. 

22 апреля 2021

Об употреблении деепричастий

 Роберт Саути. "Лодорский водопад". Дидактический материал

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
  
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Взвиваясь, вертясь, грохоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре,-
 
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре.
• Что в этом стихотворении показалось необычным?

-- Да-да, здесь употреблено 52 деепричастия. И ещё, не правда ли, что стихотворение похоже на водопад?

Две тысячи просмотров главной страницы за день!

Если совсем точно, то 2004. Столько просмотров главной страницы моего блога было вчера. Это рекорд за последнй год. Обычно бывает 200-300. Образовательный  блог всё-таки не кулинарный и не про тигров с собаками. Поэтому делюсь с читателями такой приятной новостью.

В новом интерфейсе я не нахожу сведений о трафике и географии просмотров. Интересно, кто заинтересовался моими опусами и откуда.

Однако для меня смысл ведения блога заключается отнюдь не в погоне за популярностью (хотя это весьма существенно),  а в возможности выразить себя, запечатлеть свои мысли "на бумаге".   Желание писать периодически посещает меня на протяжении всей жизни.

Как-нибудь надо поразмышлять над тем, до какой степени можно быть открытым и искренним на просторах Интернета. 

21 апреля 2021

Астрахань литературная

 ая

Это проектная работа ученика 5 класса Александра М. к уроку родной (русской) литературы. Понятно, что только начало знакомства юного литературоведа с историей литературной Астрахани. Посоветовали ему продолжить увлекательное путешествие по этому маршруту.

19 апреля 2021

Методические основы современного урока

 Готовилась к Школе молодого учителя и заседанию методического объединения словесников и сделала вот такую презентацию. Публикую, чтобы сохранить в "надёжном" месте и на случай иметь всегда под рукой.

ссылка https://disk.yandex.ru/i/9m1GwY9F04pCLw  Презентацию придётся скачать

Объяснение нового  материала на уроке русского языка. Презентация подготовлена также к занятию в школе молодого учителя. 


Сочинение на ЕГЭ по русскому языку: ещё раз о комментарии


 

17 апреля 2021

Буктрейлер к уроку родной литературы


 Буктрейлер к уроку родной русской литературы в 7 классе по повести "Время всегда хорошее"

Об использовании нецензурной лексики

Проектная работа учеников 8 а класса. Результаты опроса старшеклассников об использовании нецензурной лексики.

ссылка на видеофильм о мате, о том, что во все времена на Руси запрещалось употреблять матерные слова   https://www.youtube.com/watch?v=ebwYyFh4gF0&t=10s

11 апреля 2021

Тотальный диктант 2021

 ТД. Ч.1. Текст с разметкой для проверяющих ссылка 

ТД. Ч.2. Текст с разметкой для проверяющих ссылка 

ТД. Ч.3.  Текст с разметкой для проверяющих ссылка

ТД. Ч.4.  Текст с разметкой для проверяющих   ссылка

ТД-2021. Комментарий к некторым написаниям ссылка

ТД-2021. Памятка для проверяющего ссылка 

Опубликовала в надежде, что материалы могут пригодиться коллегам.

10 апреля 2021

Он был организатором Тотального диктанта в Астрахани

 В этом году в нашей школе впервые за более чем 10 лет нет очной площадки для написания Тотального диктанта. Прежде всего из-за ограничений в связи с пандемией. А ещё и потому, что нет с нами Евгения Бикмаева -- организатора этой международной акции в Астрахани  в самом её  в начале.  Каждый год он организовывал курсы подготовки к диктанту, был нашим связным со штабом ТД, экспертом городской комиссии, консультантом по правилам русского языка. Женя умер в прошлом году. У него остановилось сердце... 

Кстати. Вчера на уроке родной литературы в 9 классе, когда размышляли над рассказом "Белый квадрат" Захара Прилепина, несколько ребят, не сговариваясь, сказали, что это произведение ещё и о том, что уходят от нас лучшие, такие, как герой рассказа солнечный пацан Сашка...

Женя Бикмаев был таким.

Тотальный диктант. Впервые без нас...




Раз в год. Для всех, кто умеет писать.

Дорогие друзья!

Тотальный диктант уже сегодня,

и у нас есть совсем немного времени, чтобы рассказать,
что будет ждать вас 10 апреля.

Что еще можно успеть:

Написать
Тотальный диктант

очно

10 апреля почти 3000 очных площадок в 60 странах откроют свои двери для Тотального диктанта от Дмитрия Глуховского.

Актеры, музыканты, телеведущие, писатели, журналисты, филологи, учителя, библиотекари, преподаватели вузов будут ждать участников акции.

Места на площадках в вашем городе еще есть, и есть время зарегистрироваться на сайтеtotaldict.ru.

Время начало мероприятия уточняйте на городской странице сайта в социальных сетях.

Написать Тотальный диктант

онлайн

10 апреля с 7:00 до 24:00 (МСК) по ссылке можно будет написать диктант онлайн.


Прочитает его автор, Дмитрий Глуховский,
а проверит алгоритм автоматической проверки, который максимально приближен к проверке филологами.

#пишем
дома

Смотрим трансляции с площадок Тотального диктанта из разных часовых поясов: в 8:00, 11:00, 14:00 и 23:00 (МСК) ― и пишем на бланке, который нужно скачать с сайта заранее.


Проверить работу можно будет самостоятельно или отнести в городской пункт проверки.


Трансляции будут доступны на сайтеtotaldict.ru .

Написать
английский диктант

очно

10 апреля в 34 городах России впервые пройдет английский диктант в партнерстве с EF Education first.


Текст для него тоже написал Дмитрий Глуховский.
На сайте totaldict.ru участники смогут выбрать диктатора по душе: диктовать будут как известные личности, так и преподаватели, филологи и лингвисты.


Места еще есть ― успейте зарегистрироваться.

Время начало мероприятия уточняйте на городской странице сайта или в социальных сетях.

Написать тест для иностранцев

TruD

Тест для тех, кто изучает русский язык как иностранный, можно будет написать как очно в 46 странах,
так и онлайн по ссылке.


Места на площадках в вашем городе еще есть, и есть время зарегистрироваться на сайтеtotaldict.ru .

Время начало мероприятия уточняйте на городской странице сайта в социальных сетях.


17-часовой

онлайн-марафон

Смотреть 17-часовой онлайн-марафон,
узнавать новое и выигрывать призы и подарки.

10 апреля с 7:00 до 24:00 (МСК) онлайн-марафон объединит трансляции с площадок диктанта для всех часовых зон, лекции экспертов в области лингвистики и литературы, включения из разных точек мира с приветствиями участникам диктанта и общение с гостями — друзьями проекта.

09 апреля 2021

Характеристика образа героя

Так представила характеристику Шарикова (мы "проходим" в 9 классе "Собачье сердце") Анна З. Вчера фото было в другом формате и никак не вставлялось в блог.  Мне кажется, что весьма наглядное представление образа героя.

07 апреля 2021

Создание веб-страниц о поэтах и не только о них

 Позавчера я разместила пост о том, что на уроке литературы мы будем создавать веб-страницу о поэте, писателе, своих литературных и других интересах. Сказано -- сделано. Ученики одного моего класса увлеклись этим заданием и к вечеру засыпали меня ссылками на свои ресурсы. В параллельном классе ажиотаж не наблюдался. Исполнительные и увлечённые литературой дети, конечно же, создали свои страницы. Однако что есть то есть.

Далее ссылки на наиболее интересные страницы. 

О Мусе Джалиле Ильфина А. 

10 главных мемов классической литературы  Алина Р. 

Александр Сергеевич Пушкин  Владислава М.

В. Маяковский. Хорошее отношение к лошадям. На португальском Анна З.

И немного не в тему. Жизнь Роксоланы во дворце султана Рената М.

Есть ещё о Пушкине, Блоке, Маяковском, о знаниях и учении... Все страницы на Яндекс. Дзене. Один юноша попытался  создать блог на Blogger. За урок не успел, и результата пока я не получила. 

Первую попытку своих учеников создать нечто вроде блога считаю вполне успешной. Ребята  приобрели какой-никакой опыт, получили "пятёрки" и "четвёрки". Кстати, этот урок  проходил после сочинения с традиционным анализом стихотворения "Над поэтической строкой" (по стихам Блока, Есенина, Маяковского).

06 апреля 2021

Домашнее задание по русскому родному языку

 Вот такую презентацию подготовили к уроку русского родного языка 9-классницы Валерия Г. и Дарья Р. (§ 17. Разговорная речь. Анекдот, шутка. № 164. Учебник для 9 класса).

К уроку по "Собачьему сердцу" М. Булгакова

Это отрывок из экранизации повести "Собачье сердце" режиссёра Бортко для просмотра на уроке литратуры в 9 классе. Подходит, когда время ограничено, а "живая иллюстрация" текста отличная.

05 апреля 2021

Блоги моих учеников

https://chitatel2007.ucoz.net/ -- Блог юного читателя

https://dominovmyfavoritebook.blogspot.com/  -- Мои любимые книги

https://ardato8.blogspot.com/  Мой читательский дневник

Эти ссылки даю к уроку литературы в 9 классе, на котором мы завтра попробуем создать страницу/блог в Интернете. Например, о книгах, о современной литературе, о своих увлечениях.

Удобные платформы для этого Blogger и ucoz (мои ресурсы размещены на них).

Ссылка  https://www.inetgramotnost.ru/sajt/sozdat-blog-na-blogger-besplatnaya-platforma.html -- как создать блог на первой платформе и 

Бесплатный конструктор сайтов ссылка на юкозе https://www.ucoz.ru/

Слоганы в языке современной рекламы

 Это проектная работа ученика 5 класса Александра М. по русскому родному языку.

04 апреля 2021

О подготовке к экзаменам

Думаю, учителя русского языка настолько  свыклись  со своей участью, что уже и не сетуют на недостаток времени, запредельную загруженность, дамоклов меч ответственности. Я имею в виду то, что мы должны подготовить абсолютно ВСЕХ учеников к ОГЭ, ЕГЭ, итоговому сочинению, собеседованию по руссккому языку. У остальных наших коллег-предметников всё-таки подобных обязанностей поменьше.

О трудностях во  время подготовки к ОГЭ в 9 классе. Совершенно провальные тестовые задания 2, 3 и 5. И не только потому, что ученики не умеют находить грамматическую основу, обособленные члены предложения, обращения и вводные слова, определять вид предложения, вид сказуемого, не знают правил орфографии и пунктуации, а потому, что, не укажут они один из ответов из возможных девяти, -- результат обнуляется. Приговор -- не умеют ваши ребята делать синтаксический, пунктуационный, орфографический анализ. В результате набирают максимум 4 тестовых балла.

Несомненно, что у каждого из нас  сложилась своя система подготовки учеников к экзамену. Традиционной является методика обобщения и систематизации теории в виде блоков, таблиц, схем, а затем практика, решение тестовых заданий. Мне в помощь  в этом РУСТЬЮТОРС 

На инфоурок.ру я нашла   Памятку для выпускника