Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Литературная премия «Ясная Поляна» поддерживает традиции классической и актуальные тенденции современной русской литературы.
В состав жюри премии, которое возглавляет праправнук писателя Владимир Ильич Толстой, входят известные российские писатели, литературные критики и общественные деятели. Лауреатами премии в различных номинациях в разное время становились Дмитрий Данилов, Мария Степанова, Ольга Славникова, Наринэ Абгарян, Александр Григоренко, Гузель Яхина, Евгений Водолазкин, Алексей Иванов, Михаил Тарковский, Роман Сенчин и другие.
Премия «Ясная Поляна» учреждена в 2003 году музеем-усадьбой Л. Н. Толстого и компанией Samsung Electronics.
Можно ли говорить о том, что в актуальной русскоязычной литературе есть четкий образ «современной женщины», какими когда-то была наполнена наша классика? И да, и нет, считает Мария Нестеренко. Новые типажи героинь, появившиеся в последнее время в русской литературе, а также позицию пишущих женщин «Горький» анализирует вместе с книжным сервисом «Строки» от МТС.
Сегодня на полках книжных магазинов нетрудно заметить множество женских имен. В 2023 году совсем не очевидно, что женское писательство проделало огромный путь, шаг за шагом отвоевывая право на свободу выбора тем и метода, но это именно так. В современной русской литературе предостаточно талантливых авторок со своим узнаваемым стилем и специфическим кругом проблем, которые они исследуют. Можно ли выделить какую-то общую черту, которая их объединяет?
В первую очередь писательницы, чьи детство и юность пришлись на 1990-е, размышляют об этом времени и его последствиях для поколения, пытаясь ответить на вопросы о собственной идентичности: гендерной, сексуальной, религиозной. Из их поисков закономерно выводится новый тип, а точнее — множество типов героинь современной эпохи, вполне узнаваемых, но прежде не описанных в полной мере.
Коллега подсказала: попробуйте составить с помощью Chat GPT текст контрольного диктанта. Получится ли у ИИ уникальный текст? Смогут ученики найти его в Интернете и списать? Сказано -- сделано. Повелела нейросети: "Напиши
текст диктанта для 9 класса на тему "Знаки препинания в сложном предложении". 145 слов. Получила учебно-научный текст о сложном предложении. Уточнила: "Художественный текст" -- есть! Ещё одно уточнение: "С разными знаками препинания". Предложений с двоеточием, тире, точкой с запятой в тексте нет. Видимо, нейросеть "не проходила" ещё эти темы школьной программы 9 класса.
Далее приведены сгенерированные нейросетью тексты. Проверила их на плагиат. Уникальность обоих художественных текстов составила 100 процентов. Ошибки отметила после текстов.
Попробовала найти тексты по первым предложениям в поисковике -- не получилось найти.
На запрос "Текст со сложносочинёнными, сложноподчинёнными и бессоюзными предложениями" был ответ Unknown error -- неизвестная ошибка.
Что означает «мотив глухоты» в знаменитой пьесе Грибоедова? Как выглядел костюм Онегина и чем женское образование в начале XIX века отличалось от мужского? Два великих текста русской литературы по-новому открываются перед читателем-подростком в двух познавательных комиксах, придуманных поэтом, писателем и преподавателем Алексеем Олейниковым и проиллюстрированных художницами Натальей Аверьяновой и Натальей Яскиной. Разбираемся, зачем нужны такие книги о классике.
ССЫЛКА По этой ссылке Рабочая тетрадь для подготовки к ОГЭ по русскому языку. Мне прислала документ коллега по экспертной комиссии. Пытались найти автора -- не получилось. Очень полезный документ.
17 июня в парке 300-летия Санкт-Петербурга в акватории Финского залива на высоту 179,5 метров были подняты флаги Российской Империи, Советского Союза и Государственный флаг Российской Федерации. Данное событие ознаменовало преемственность поколений, символизируя неразрывность исторических эпох и значимость великих традиций. В свое время каждый из флагов являлся государственным символом России, под каждым из них совершались свои победы, достижения и подвиги, но их триединство чествует многовековую историю.
Поднятие флагов приурочено к знаменательным датам, связанным с учреждением каждого из них: 165 лет флагу Российской империи, 100 лет Красному знамени и 330 лет триколору Императора Петра I. Каждый из флагов имеет уникальную историю. Под флагом Российской Империи совершались грандиозные реформы Императора Александра II, было отменено крепостное право и одержана победа в русско-турецкой войне. Это время, когда русская культура обрела еще большую значимость на международном уровне. Красное знамя Советского Союза связано с Великой Победой. Именно в эту историческую эпоху проходила индустриализация страны, покорение космоса, развитие отечественной науки, культуры и спорта, их широкое признание во всем мире. История российского триколора не менее богата. Она берет свое начало в 1693 году, когда Петр I сделал его личным штандартом. 31 января (20 января по старому стилю) 1705 года царь издал указ, согласно которому "на торговых всяких судах" на внутренних речных артериях должны были поднимать бело-сине-красный флаг. В 1720 году триколор был зафиксирован в Морском уставе в качестве знамени торгового флота. Ансамбль из трех флагштоков такой высоты является поистине уникальным, ему нет аналогов в мире. Проект реализован ПАО "Газпром". Развевающиеся на огромной высоте флаги станут отныне новой достопримечательностью Санкт-Петербурга, частью исторического парка, знаменуя гордость за Родину и уважение к ее истории.
Пресс-релиз предоставлен пресс-службой Insight People
Флаги поистине гигантские. Государственный флаг России, флаг СССР и флаг Российской Империи были сегодня подняты в Санкт-Петербурге на самые высокие флагштоки в Европе. Высота каждого флагштока составляет рекордные 179,5 м, а размеры полотнищ приблизительно равны половине футбольного поля и весят около полутонны.ИСТОЧНИК
Вчера вновь плела маскировочную сеть для фронта. На базе регионального общества рыболовов и охотников. Общество располагается в одноэтажном, похожем на деревенский домике. Комнатки маленькие, но стильные, в них всё по-охотничьему. И в одной располагается небольшой музей с фотографиями и чучелами представителей нашей астраханской фауны. Некоторые из них я сфотографировала. Таксидермисты у нас в городе -- профессионалы, поэтому головы зверей и птицы как живые. Не могла не поделиться такой прелестью. Это не картинки, а чучела. Не сумела я на своих фото схватить объёмность фигур. Жаль.
А это сеть, которую мы сплели, точнее заплели рыбацкую сетку лентами из спанбонда -- это такая подкладочная ткань. Она прочная и не портится под дождём, что очень важно на боевых позициях. Мы оплели её пять женщин. Когда делаешь богоугодное дело, то ощущения бывают особые -- просветлённые, умиротворённые, испытываешь радость за свой маленький вклад в победу и за то, что помогаешь нашим ребятам на передовой выжить. Именно туда отправляются наши сети. В Астрахани и области -- везде плетут маскировочные сети. Это одна из групп в общей большой группе МобилизацияАстрахань. Бойцы о волонтёрских делах моих земляков отзываются с большой благодарностью.
Поступление в вуз — основная задача большинства выпускников, окончивших 11 классов. Готовиться к этому школьники начинают задолго до выпуска, стремясь занять бюджетное место. В таком случае обучение студенту оплачивает государство или регион. Основным критерием при зачислении абитуриента являются результаты ЕГЭ, но есть и другие способы набрать заветные баллы. «Известия» рассказывают, какие льготы есть при поступлении в российские вузы в 2023 году.
Нарушение требования правильности передачи фактического материала вызывает фактические ошибки.
Фактические ошибки представляют собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей, например: "В зимнем лесу звонко куковала кукушка". или "Входят купцы Бобчинский и Добчинский".
Фактические ошибки могут быть обнаружены в том случае, если читающему работу известна фактическая сторона дела и он может оценить каждый факт с позиции его достоверности. Причина фактических ошибок - недостаточное знание описываемых событий, бедность жизненного опыта, неверная оценка поступков и характеров героев.
В изложении к фактическим ошибкам можно отнести различного рода неточности:
1) ошибки в обозначении места и времени события ;
2) в передаче последовательности действий, причинно-следственных отношений и т. д., например: вместо "Кировский проспект" - в работе "Киевский проспект" или "Кировский поселок".
В сочинении фактические ошибки - это
1) искажение жизненной правды;
2) неточное воспроизведение книжных источников;
3) имен собственных;
4) дат;
5) мест событий,
например: "Чадский", "у Нагульного и Разметного".
Примеры типичных фактических ошибок.
"Образом Онегина Пушкин в русской литературе открыл галерею "лишних людей": Обломов, Печорин, Базаров. Лишний человек должен обладать двумя качествами: отвергать идеалы общества и не видеть смысла своего существования". В приведенном примере Обломов и Базаров явно выпадают из предложенной цепочки.
"Литература классицизма (Ломоносов, Державин, Фонвизин, Карамзин и др.) оказала большое влияние на творчество А. С. Грибоедова". Здесь сразу две ошибки. Первая: Фонвизин действительно "оказал большое влияние" на "Горе от ума", говорить же о влиянии Ломоносова и Державина вряд ли возможно. Автор путает факты и роды художественной литературы. Вторая фактическая неточность заключается в том, что Карамзин - представитель культуры сентиментализма.
Вчера на досуге, к слову сказать, послушала вебинар "Нейросети для всех" в
Понятно, что такие вебинары проводятся для привлечения людей на курсы. Кстати, курсы полезные дизайнеру, копирайтеру, маркетологу, человеку с творческой жилкой, IT-шнику, инженеру, аналитику и учителю тоже -- в этом я убедилась, прослушав/просмотрев вебинар, зайдя в чат.
Можно работать на износ, вымучивая задачи, только вряд от этого будет прок, говорят создатели этого университета. А можно воспользоваться помощью нейросети -- и за пару минут получить план статьи, идею для дизайна, готовую картинку, систематизировать данные или кусочек кода. Например, приручить новейшие технологии можно всего за 1,5 месяца на курсе «Нейросети: от принципов к практике». (Исподволь занялась рекламой, простите). Правда, курсы эти страшно дорогие -- от 30 до 190 тысяч рублей.
Цифровые гиганты – от западных Google и Amazon до китайских платформ Alibaba и Baidu – не только используют достижения машинного обучения, но и вкладывают огромные средства в исследования и приобретение перспективных стартапов.
С 2006 года Google инвестировал более $3,9 млрд в искусственный интеллект, из них $3,2 млрд было потрачено на приобретение стартапа Nest Labs (технологии для «умного дома»).
Uber вложил в нейронные сети уже $680 млн, Facebook. $60 млн!
Организаторы призывают: прямо сейчас ты тоже можешь научиться оптимизировать рутинные и сложные задачи и делать на этом кратный рост.
Искусственный интеллект развивается семимильными шагами. Что будет вследствие этого процесса, говорят, трудно себе представить. Как быть нам, сирым и убогим, простым людям? Попытаться узнать "врага"/друга в лицо, в чём-то разобраться, что-то понять, использовать по мере сил и возможностей новейшие технологии в своей работе. Сначала, может, как игрушки для создания текстов сочинений и других документов, разных картинок и пр.
ИСТОЧНИК «2»: 0-14 «3»: 15-22 «4»: 23 - 28, из них не менее 4 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 4 баллов, выставляется отметка «3». «5»: 29-33, из них не менее 6 баллов за грамотность (по критериям ГК1-ГК4). Если по критериям ГК1-ГК4 обучающийся набрал менее 6 баллов, выставляется отметка «4».
Рекомендуемый минимальный первичный балл для отбора обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования - 26 баллов.
Официальной информации об изменениях в ОГЭ по русскому языку пока нет, но разговоры в "околофипишных" кругах ходят. Как говорится, нет дыма без огня. Если разговоры ходят, значит, следует вскоре ждать перемен.
На чем я основываюсь, говоря об изменениях в экзамене?
Во-первых, об этом на апрельском вебинаре сказала Наталья Аркадьевна Сенина, кандидат филологических наук, доцент, руководитель отдела русского языка и литературы издательства «Легион». Запись вебинара можно посмотретьздесь. Во-вторых, на возможные изменения намекали на курсах ФИПИ по подготовке экспертов ОГЭ, которые я проходила в феврале 2023 года. В-третьих, среди коллег уже ходят материалы для апробации нового формата заданий ОГЭ по русскому языку. Ко мне попала такая апробационная работа, и я хочу поделиться ею в этой публикации. Сразу оговорюсь: это еще НЕ окончательная модель, никем НЕ утвержденная. Будут ли на самом деле такие задания в ОГЭ 2024 года или нет, пока неизвестно. Я просто предлагаю ознакомиться и принять к сведению.
Необычно, однако. Пугающе. Привычнее, когда Данко молодой, красивый, рисковый, неразумный в какой-то мере... Не защищённый латами от агрессивности окружающих и их чёрной неблагодарности.
Дмитрий Буторин написал миниатюру «Данко» в 1934 году. Он создал ее по мотивам легенды о юноше Данко из рассказа Максима Горького «Старуха Изергиль». Предание гласит, что герой вырвал из груди пылающее сердце, чтобы осветить путь сородичам. Они плутали в непроходимом лесу и погибали в болотах, постепенно теряя веру в спасение. Но сила любви Данко к людям была так велика, что её свет победил неверие толпы.
Читала первые главы "Детства" Л.Н. Толстого и ловила себя на мысли: ничего не изменилось с тех пор, когда писалась эта необыкновенная книга о детстве. И нынче мальчишки в возрасте Николеньки так же бывают чувствительны и слезливы. Потому, что душа у них ещё не испорчена влиянием окружения, потому, что они очень-очень близки со своими близкими и разлука с ними как безвозвратная потеря. Наблюдала такое буквально накануне того, как взяла повесть в руки. И знаете, мне стало и больно, и горько видеть страдания маленького человека, которого (как он посчитал) несправедливо во второй или третий раз назначили дежурным по команде. А самое страшное: любимый тренер уехал тренировать другую команду... Как в "Детстве", однако.
Ещё один спектакль Ульяновского театра драмы имени И.А. Гончарова посмотрела вчера в нашем драматическом театре -- "Кукольный дом" по пьесе норвежского писателя, драматурга Генрика Ибсена.
Пьеса "Кукольный дом" поднимает ряд важных проблем, которые не перестают быть актуальными и в наши дни: любовь, доверие, предательство, отношения внутри семьи. Семейная драма открывает Норе глаза на мир, и она решает круто изменить собственную жизнь. Злободневность пьесе придали современные предметы антуража: сотовый телефон, ТВ-панель, электронная сигарета, легко угадываемый интерьер квартиры... А страсти... они такие же, как сто с лишним лет назад -- неизменны, горячи, безудержны. Когда в пылу сильных чувств могут вырваться обидные слова, ставящие крест на ранее счастливых отношениях. Актёры вчера сыграли всё это весьма убедительно. Просто, реалистично, как в жизни. Нам понравился спектакль.
Что же касается идеи произведения, то вот несколько цитат из пьесы.
Иной павший может вновь подняться нравственно, если откровенно признается в своей вине и понесет наказание.
Некоторых людей любишь больше всего на свете, а с другими как-то больше всего хочется бывать.
На домашний очаг, основанный на займах, на долгах, ложится какая-то некрасивая тень зависимости.
Наш дом был не чем иным, как игровой комнатой. Я была твоей кукольной женой, как дома, я была папиной куколкой; а здесь дети были моими куклами.
Отравленная ложью атмосфера заражает, разлагает всю домашнюю жизнь. Дети с каждым глотком воздуха воспринимают зародыши зла.
Конечно, не надо забывать, что в пьесе Генрика Ибсена отразились нравы и проблемы викторианской эпохи. Однако, согласитесь, некоторые вещи звучат весьма современно...