06 февраля 2024

Подвиг

Это было суровой зимой,
Возле леса, на снежной опушке,
Где над стылой, замерзшей рекой
Притаилась деревня Чернушки.

 

Небольшое такое сельцо –
Ряд избушек за белым пригорком,
Окрещенных горячим свинцом
И оплаканных долею горькой.
Здесь в атаку пехота пошла –

Цепь за цепью за ротою рота,

Но в глубоком снегу залегла,

Не дойдя до фашистского дзота.

 

Мины выли, и злобно в глаза

Дзот хлестал пулеметной чечеткой

– Разрешите, – Матросов сказал, –

Доберусь, чтоб заткнуть ему глотку.

 

И пополз по-пластунски солдат –

Шапка на брови, смерти навстречу.

Взрыв взметнулся. Но снова, как град

Пули сыпались в огненный вечер.

 

И тогда, в тот решающий миг,

Когда все мы за павших в ответе,

Прыгнул парень, и…сердцем приник

К чёрной щели, врываясь в бессмертье.

 

Словно рухнула в снег тишина.

Замер лес возле мёртвого дзота.

И пошла, как стальная стена,

В наступленье родная пехота.

 

Так в кровавом, жестоком бою

В феврале сорок третьего года

Жизнь отдал комсомолец свою

За свободу и счастье народа.

 

А наверно, мечталось ему

Прошагать сквозь военное пламя

Или, может, поднять самому

Над рейхстагом победное знамя.

 

Но начертано было судьбой

Раньше встать на гранит величаво,

В звонкой бронзе над тихой рекой

Увенчанным гвардейскою славой.

 

Отошла боевая страда,

Отгремели военные пушки.

Но советский народ никогда

Не забудет деревню Чернушки

 

Жить Матросову! Жить на века

Молодому бойцу-патриоту!

Жить в сердцах у живых,

Жить в колоннах полка,

В списках первой матросовской роты.

В. Калачев

35 стихотворений и поэм и 7 песен об Александре Матросове можно прочитать в блоге "ВО!круг книг"

 

Секрет счастливых учителей

 Что такое профессиональное благополучие? Это удовольствие от своей работы, гордость за достижения, желание совершенствоваться и развиваться.Благополучию в профессии педагога можно и нужно учиться. Специалисты НИУ ВШЭ Анастасия Капуза и Полина Осокина изучили этот вопрос с научной точки зрения, а мы делимся их выводами: как именно повысить своё субъективное благополучие в профессии.

1. Повышайте «эмоциональную квалификацию».
Метаанализ двадцати девяти исследований показал, что программы, специально разработанные для повышения социальной и эмоциональной компетентности учителей, повышают благополучие участников, помогают снижать психологический стресс и улучшают атмосферу в классе.
Например, можно учиться успокаивать тело и разум с помощью дыхания. Сосредоточить внимание на дыхании — это простой способ перевести тело из состояния стресса в состояние расслабления. Проследив за дыханием даже на протяжении 30 секунд, можно уберечь себя от поспешных выводов и поступков.
Другой способ — в течение дня практиковать «самопроверку». Остановиться и подумать, что чувствуете вы и ваше тело: усталость, грусть, холод, жажду и т.д. Такое внимательное отношение к себе поможет снизить стресс.

2. Установите рабочие границы.
Определите для себя время работы и время на остальную жизнь, когда вы не будете не только выполнять рабочие дела, но и отвечать на рабочие сообщения или звонки. Постарайтесь выделить полноценный перерыв на обед, не совмещая его с решением рабочих задач. Кроме того, важно не забывать о своих интересах и хобби. Специалисты советуют записаться на регулярные занятия, будь то спорт или творчество, чтобы отдых был отмечен в календаре наравне с работой.

3. Укрепляйте отношения с коллегами.
Исследования показ али, что эмоциональное выгорание «заразно»: учителя, которые контактируют с «перегоревшими» коллегами, сами подвергаются большему риску. Межличностные взаимодействия между педагогами действуют в школе как «каналы распространения выгорания».
Для учителей важны три группы поддержки. Руководство школ может создавать благоприятную рабочую среду. Коллеги способны поддерживать друг друга, работать сообща и помогать регулировать эмоции. Наконец, ученики могут стать «эмоциональным вознаграждением» за работу и придавать смысл профессии.

4. Постарайтесь выстроить добрые отношения с учениками.
Как это сделать? Во-первых, проявить интерес к их жизни и предпочтениям. Во-вторых, прибегать к позитивному общению, включая похвалу и поддержку, чтобы помочь ребятам почувствовать себя увереннее. В-третьих, использовать игры и коллективные задания, чтобы помочь ученикам улучшить отношения друг с другом и с вами.

5. Развивайте свою креативность.
Подходите к подготовке занятий творчески, используйте разные методики и формы обучения. Это не только поможет сделать уроки более интересными для учеников, но и добавит вам удовольствия от работы. Это подтверждается научными исследованиями.

6. Внедряйте технологии.
Цифровые сервисы могут помочь педагогу реализовать все предыдущие рекомендации. Например, сэкономить время на проверку домашних заданий (https://vk.com/wall-10474189_114169) или работу над ученическими проектами (https://vk.com/wall-10474189_114456).

05 февраля 2024

Бессмертный подвиг Александра Матросова

Сегодня отмечается сто лет со дня рождения Александра Матросова. Торжественные мероприятия пройдут на юге Псковской области, где 19-летний стрелок-автоматчик в годы Великой Отечественной войны совершил свой легендарный подвиг – закрыл собой амбразуру немецкого дзота, за что получил звание Героя Советского Союза.

5 февраля -- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова

2 февраля исполнилось 120 лет со дня рождения Героя Советского Союза, лётчика-испытателя Валерия Чкалова. В этот день в международном мультимедийном пресс-центре «Россия сегодня» состоялась пресс-конференция, посвящённая юбилею летчика.
18 июня 1937 г. АНТ-25 с экипажем Чкалов – Байдуков – Беляков взлетел с аэродрома в Щелково и через 63 часа 16 минут приземлился в Ванкувере, штат Вашингтон, на границе с Канадой, преодолев 9130 км. Встречный ветер и обледенение вызвали повышенный расход топлива и рекорд дальности установить не удалось.
Из Москвы до Ванкувера 
"Три Богатыря" -- так называли советских лётчиков. Г.Ф. Байдуков. В.П. Чкалов, И.В. Беляков
Валерий Павлович Чкалов
Валерий Чкалов прожил, к сожалению, короткую жизнь. Он погиб при испытании нового самолета, когда ему было всего 34 года. Но даже за этот короткий срок вошел в историю авиации нашей страны, в мировую историю авиации. Так много он успел.

Имя Валерия Чкалова в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь. Улица Чкалова есть во многих городах бывшего СССР и в американском Ванкувере. Есть такая улица и в нашем городе Николаевске-на-Амуре.

И все же очень обидно, что нынешняя молодежь мало интересуется прошлым нашей страны и знает о Валерии Чкалове совсем немного, а некоторые и вовсе не слышали его имя. Человеку без памяти не дано быть крылатым...

Критическое мышление: приёмы его развития на уроках

Критическое мышление — это способность осознавать, что ты знаешь, а что нет, задавать вопросы, приводить аргументы, сравнивать, давать оценки, делать выводы. Как развить эти полезные навыки у школьников? Делимся приёмами, которые можно использовать на уроках.

Верные и неверные утверждения
Этот приём используется в начале изучения темы. Ещё до того, как ученики познакомятся с материалом, учитель читает утверждения. Ребята предполагают, верны они или нет. Ответы фиксируются на доске, а в конце занятия проверяются. Таким образом, во время урока школьники знают, на что обратить внимание, то есть обучение становится более осознанным.

Кластер
Приём помогает выстроить связи между известными понятиями. В центре пишется ключевой термин или тема, а от него в разные стороны отходят ветки-ассоциации. Например, тема: «Здоровый образ жизни». Ответвления: «режим дня», «правильное питание», «физическая активность», «минимальный стресс» и т.д. Приём можно использовать и в начале изучения темы, когда ученики делают предположения, и в завершении. Как вариант, можно дать задание на дом: выстроить кластер по тому, что изучали на уроке.

«Бортовой журнал»
В тетради ученик чертит таблицу из двух колонок: «Что я знаю по теме» и «Что нового я узнал». Первая колонка заполняется в начале урока в течение нескольких минут. Вторая — на протяжении всего занятия. Таким образом, ключевой материал оказывается зафиксирован в тетради, а ребята наглядно видят, как за урок пополняется их багаж знаний.

«Толстые» вопросы
Это условное деление знакомо многим педагогам. На «тонкие» вопросы можно ответить коротко и однозначно. В каком году произошло событие? Кто в нём участвовал? Каков был результат? Ответы на «толстые» вопросы требуют рассуждения. Могло ли это событие не произойти или произойти иначе? Найдите три положительных и три отрицательных последствия этого события для общества/экономики/науки и объясните свою оценку. Для развития критического мышления, конечно, важнее отвечать на «толстые» вопросы. Кроме того, полезно их придумывать и задавать одноклассникам.

04 февраля 2024

В Волгоградской области прошла историческая реконструкция Сталинградской битвы

Сегодня, 4 февраля, в Среднеахтубинском районе Волгоградской области состоялся показ исторической реконструкции «За Сталинград!». Мероприятие посвящено 81-й годовщине Сталинградской победы.
Организаторы считают, что реконструкция – это живой урок истории, собирательный образ легендарной Сталинградской битвы. Она отражает все самые яркие подвиги героев сражения за город на Волге, а главный акцент реконструкции сделан на операции «Кольцо».

Какие слова чаще всего употреблял Пушкин?

 Источник

Советские ученые активно изучали наследие Александра Пушкина. Одним из результатов этой многогранной работы стала публикация «Словаря языка Пушкина». Филолог Светлана Борунова, участница группы составителей второго издания, назвала это издание «первым полным словарем языка писателя и одновременно культурно-историческим словарем пушкинского времени и предшествующей эпохи».

Впервые ученые предложили изучить лексику Пушкина на рубеже XIX и XX веков. Юрист и литератор князь Александр Урусов выдвинул подобную идею в 1898 году. К тому моменту в России были известны словари языка Уильяма Шекспира и Перси Биши Шелли. Поэты Константин Бальмонт и Валерий Брюсов начали составлять перечни, но работу не продолжили. Советские ученые вернулись к этой идее в 1930-е годы. Великая Отечественная война прервала их труд, но систематизация пушкинского языка возобновилась в 1940−50-х годах.

Первый вариант «Словаря языка Пушкина» выходил с 1956 по 1961 год. Второе, дополненное издание ученые подготовили через 50 лет, в 2000 году. Этот четырехтомник содержит более 21 тысячи слов. Их анализировали на основе текстов, которые вошли в Полное собрание сочинений поэта в 16 томах — его подготовили специалисты Академии наук СССР в 1930-е годы, к 100-летию со дня смерти Пушкина. Языковеды исследовали как литературные тексты, так и черновые выписки, деловые документы, неопубликованные рукописи поэта.

Благодаря изданию можно многое узнать о языке первой трети XIX века. Например, ученые подсчитали, что слова, пришедшие из западноевропейских языков, занимали около 7% лексикона. Чаще всего Пушкин использовал понятия из французского (они составляют почти половину заимствований) и немецкого (около 40%).

Частотный словарь языка Пушкина, дополнение к основному изданию, изначально выглядел как каталог. Каждое слово получало свою карточку, в которой ученые отмечали, сколько раз и в произведениях какого жанра оно встретилось. Чаще всего появляется союз «и» — больше 25 тысяч раз. Любимое существительное — «день» — Александр Пушкин написал 1163 раза. Также одним из самых часто употребляемых оказался корень «царь». Производные от него встречаются в произведениях и бумагах поэта более 1000 раз.

Чуть реже Пушкин вспоминал «друга» — 788 раз, «душу» — 774 раза, «сердце» — 698 раз, и «любовь» — 630 раз. Слово «милый», которое можно считать и прилагательным, и существительным, стало главным эпитетом в творчестве поэта. Его можно найти в текстах 698 раз, из них только 21 — в поэме «Руслан Людмила». Также писатель и его герои «любили» 641 раз, а вот «ненавидели» — всего 32. Страсти в пушкинских текстах нередко кипели на застольях, которые не обходились без вина: этот напиток появляется в произведениях 176 раз.

А лингвист Ревекка Фрумкина на основе «Словаря языка Пушкина» подсчитала, что 48% слов, которые встречаются в текстах, поэт использовал не больше двух раз. Это говорит о невероятном разнообразии пушкинского лексикона.

Подпись  под картинойЛев Нецветаев. «Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний». Портрет Александра Пушкина. 1982. Государственный музей А.С. Пушкина, Москва

03 февраля 2024

"...В Европу прорубить окно..." Строки из поэмы А.С. Пушкина в учебнике для 1 класса...

Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твердой стать при море.
Сюда по новым им волнам
Все флаги в гости будут к нам,
И запируем на просторе.
А.С. Пушкин. "Медный всадник"

Эти стихи помещены в учебнике для 1 класса "Литературное чтение". Разумеется, первоклассник вряд ли что тут поймёт. Требуется историко-литературный комментарий, понятный 7-8 летним детям.
В данных строчках описывается решение Петра Первого основать новую столицу, Санкт-Петербург. Поскольку император уважал опыт иностранных государств и хотел реформировать Россию по их образцу, он выбирает место, близкое к Европе. Через свою новую столицу и вся страна должна увидеть, как живут иностранцы, поэтому автор образно именует ее "окном в Европу". Также важной целью Петра было основать собственный флот. Санкт-Петербург находится у Балтики, и император хотел закрепить там морские позиции страны (как пишет поэт, "Ногою твердой стать при море").
Как это пересказать ученикам 1 класса, решит сам учитель. Нужно ли говорить в первом классе о том, что "прорубить окно", "стать при море", "все флаги..."-- это выражения, употреблённые в переносно смысле, и называются они метафорами, учитель тоже решит сам.
"Все флаги в гости будут к нам" - пример поэтического иносказания, которое может подразумевать и то, что купцы разных стран привезут на кораблях товары в новый российский порт, и то, что корабли разных государств (под разными флагами) будут подходить к русским берегам в самых разных мирных целях.
И конечно, надо обязательно сказать ученикам о том, что эти строки из поэмы А.С. Пушкина "Медный всадник". И о том, что  Александру Сергеевичу Пушкину в 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения.
А.И. Бенуа..«Петр Великий, думающий о строительстве Санкт-Петербурга» 
Александр Николаевич Бенуа -- не только один из одарённых художников 20-го века, но и активный деятель театра и кино, декоратор, художественный критик, автор литературных трудов об искусстве, организатор выставок для художников, сценограф, издатель. Перечень его занятий можно еще продолжать и продолжать. Прочитать о нём можно здесь

Как в СССР появились Даздраперма и другие новые имена?

До революции детей в России часто называли по святцам — книге с церковным календарем, в котором были перечислены православные праздники, дни памяти святых.
После Октябрьской революции традиции в стране изменились. Советское правительство хотело перестроить быт и воспитать «человека нового типа» — свободного от пережитков прошлого. Так появились дома-коммуны, фабрики-кухни, жилкомбинаты и рабочие клубы. А еще в СССР была объявлена антирелигиозная кампания. Как писал Лев Троцкий, один из главных идеологов пропаганды атеизма, власти стремились заменить старые обряды — крещение, венчание, поминки — на новые. Так, в декабре 1922 года впервые отмечалось «комсомольское рождество». По всей стране прошли карнавальные шествия, участники которых переодевались в попов, нэпманов, офицеров, пели частушки и выкрикивали лозунги. Такие агитационные песенки приведены в сборнике «Песня в комсомольском строю» под редакцией Надежды Миронец.
...............................................................................................................................
В 1920-х годах возникла мода на аббревиатуры и сокращения. Так появились имена Даздраперма — от лозунга «Да здравствует Первое мая!»; Ким — Коммунистический интернационал молодежи; Мэлс — Маркс, Энгельс, Ленин, Сталин; Владлен — Владимир Ленин; Челнальдин — челюскинцы на льдине.

02 февраля 2024

2 февраля 1943 года завершилась Сталинградская битва

 Сталинградская битва – одно из самых значимых событий Великой Отечественной войны. Она началась 17 июля 1942 года, закончилась полной победой советских войск 2 февраля 1943 года. В ней приняло участие свыше 2 миллионов солдат.

Опера́ция «Кольцо́» (10 января — 2 февраля 1943 года) — фронтовая военная операция Рабоче-крестьянской Красной армии против немецких войск в ходе Великой Отечественной войны, заключительная часть Сталинградской битвы.

Цепь операций вермахта, начало которой положил «План Блау», состояла из ряда тактических побед с глубоким продвижением на кавказском направлении, но закончилась крупным стратегическим поражением Германии и разгромом Шестой немецкой армии Паулюса под Сталинградом в начале 1943 года.
«План Блау»,

1 129 619 советских солдат и офицеров погибли в Сталинградской битве

Всего в Сталинградской битве, включая стратегическую оборону 17 июля — 18 ноября 1942 года, немцы и их союзники потеряли около 1,5 млн солдат и офицеров. Потери Красной Армии составили 1 129 619 человек.
Мамаев курган -- героический курган как символ Сталинградской битвы

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ


 По ссылке доступны теория, практика и презентация к заданию 12 ОГЭ по русскому языку "Лексический анализ https://teletype.in/@vsablina/9kVsUGREZyJ

Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)

По ссылке теория и практика к 11 заданию "Анализ средств выразительности"  https://teletype.in/@vsablina/dzsWs17XX4W

В алгоритме выполнения задания прописано, как не спутать метафору, сравнение и сравнительный оборот, как  найти фразеологизм, отличить эпитет от обычного прилагательного, на какие внешние признаки смотреть, чтобы найти сравнение и сравнительный оборот. Приведены примеры всех средств выразительности.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 10. Анализ содержания текста

По ссылке https://teletype.in/@vsablina/OEXtQ36nqtW  теория и практика к заданию 10 "Анаализ содержания текста"

Задание 10 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию

Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные. Анализ художественного текста представляет собой особую сложность. Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор. Следовательно, необходимо обратить внимание на средства выразительности речи.

В материале даны характеристики разных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, сканирования, поискового, изучающего и быстрого.

01 февраля 2024

1 февраля -- 140 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина

Евгений Иванович Замятин — прозаик, драматург, литературный критик, публицист, переводчик, редактор, киносценарист, литературно-общественный деятель; инженер-судостроитель, участвовавший в создании первых русских ледоколов, преподаватель Политехнического института.
Писатель Евгений Замятин прожил интересную творческую жизнь, полную великих достижений и неприятных провалов. Евгений Замятин был опытным морским инженером. Он много путешествовал, постоянно ездил по России в соответствии со служебным планом. В 1915 году была написана повесть «Север». Наиболее популярной книгой Замятина остается роман «Мы», относимый к «классическим» антиутопиям, и на основе этого формата и идей, в него заложенных, впоследствии появились другие антиутопии, такие как «О дивный новый мир» и «1984». В нем сосредоточены все взгляды Замятина на государство, на технический прогресс, боязнь обесценения личности и уничтожения индивидуальности и человечности.

— Замятин не был белым, почему же он пошел на разрыв с советской властью?

— Все из-за романа «Мы», который Замятин закончил в 1920 году и обратился, немножко с наивными надеждами, в советские издательства. Он верил в свое творчество, в то, что молодую советскую литературу поднимет на новую высоту этой книгой, когда обратился с рукописью к Горькому, Чуковскому и Пришвину. Но все трое были в ужасе. Каждому произведение показалось необыкновенно опасным, антисоветским.

— Давайте вернемся к роману «Мы». Что там не так с будущим, которое ждет человечество?

— События там происходят в неопределенном далеком будущем, где женщины и мужчины носят одинаковую униформу, где за всеми осуществляется контроль, где с противоположным полом можно общаться только по талонам и за специальными розовыми шторами. Где родить ребенка может не каждая женщина, а только соответствующая «Материнской норме»...

Читать полностью статью "Замятин и его «бомба»: как написанный в 1920-м роман-антиутопия разрушил СССР"

Стилистический анализ текста. Задание 3 ЕГЭ по русскому языку

 По ссылке теория и практика к заданию 3 ЕГЭ по русскому языку https://teletype.in/@vsablina/BVCZJtiDvAM  размещены теория и практика к заданию 3.

Задание 3 ЕГЭ по русскому языку посвящено стилистическому анализу текстов различных функциональных разновидностей языка.Чтобы выполнить задание 3, необходимо — уметь: различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
— определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи;— анализировать структуру и языковые особенности текста;
— опознавать языковые единицы в тексте, проводить различные виды их анализа;
— адекватно понимать информацию текста: цель, основную и дополнительную темы, явную и скрытую информацию;
— проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка..

Лексическое значение слова. Задание 2 ЕГЭ по русскому языку

По ссылке презентация ко второму заданию ЕГЭ по русскому языку "Лексическое значение слова" https://teletype.in/@vsablina/knCDx5Y-hXb
На странице имеется теория, практика и презентация к заданию.

Лексическое значение слова — это закрепленная в сознании говорящих соотнесенность слова, или звукового комплекса, с определенным явлением действительности, то есть то, что собственно обозначает слово.

Лексическое значение отражает представление о предмете, признаке, действии или явлении. Слово может иметь одно или несколько значений. Значения могут быть прямыми и переносными. Слова могут быть однозначными и многозначными.

Во втором задании нет никакой статистики о трудностях, потому что это новое задание в 2023 году. Раньше надо было найти только один правильный ответ, сейчас от двух до четырёх ответов. Угадать правильный ответ не получится. Поэтому нужно уметь анализировать значение каждого слова.

Логико-семантические связи между предложениями. Задание 1 ЕГЭ по русскому языку

По ссылке теория и практика, а также презентация на тему  задания ЕГЭ по русскому языку "Логико-семантические отношения между предложениями"    https://teletype.in/@vsablina/hWFOAVfAgfz

Задание 1 ЕГЭ по русскому языку посвящено логико-смысловым отношениям между предложениями (фрагментами) текста.

В тексте соединяются между собой не только соседние предложения, но и предложения, отделенные другими предложениями.
Между предложениями в тексте существуют различные смысловые отношения: предложения могут быть сопоставлены, противопоставлены, содержание второго предложения может раскрывать смысл первого, пояснять его и т.д.В качестве средств связи предложений в тексте могут выступать лексические, синтаксические и морфологические средства, например, порядок слов, синонимы, антонимы, местоимения, союзы, синтаксический параллелизм и др.

НУЖНО ЗНАТЬ

следующие части речи: союзы, частицы (их смысловые значения), местоимения (все разряды), средствами связи предложений в тексте могут выступать также числительные и наречия (в КИМах редко), вводные слова и словосочетания, предлоги.

Подробно см.материалы по ссылке выше

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

 По ссылке материалы для подготовки к заданию 9 "Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание) https://teletype.in/@vsablina/WzRwvhsFGWZ

Представлены формулировка задания 9, алгоритм его выполнения, теория и практика выполнения задания.

Трактир, двор и меблирашка: гостиницы из прошлого

В Российской империи люди путешествовали гораздо реже, чем сейчас. Поездки занимали много времени, требовали изрядных трат, а паспорта были далеко не у всех. Однако жилье для туристов существовало всегда. «Культура.РФ» рассказывает, где можно было остановиться до революции​ и чем отличались постоялые дворы, гостиницы​ и меблирашки.

Постоялый двор
Рудольф Ференц. На постоялом дворе. Около 1880 г.

На Руси​ гостиниц в европейском понимании не существовало. C XI–XIII веков путешественники селились в специальных частных домах. Их называли по-разному: постоялые, стоялые, заезжие, выезжие дворы. Не существовало закрепленного списка услуг, которые они бы предоставляли, — каждый хозяин по-своему обеспечивал комфорт постояльцам. От более поздних постоялых дворов допетровские отличались тем, что в них могли не кормить гостей, не всегда держали двор для повозок. Неизменной была одна услуга — комната с кроватью. Удобства, ванная и туалет были не везде.

31 января 2024

30 января исполнилось 100 лет киностудии "Мосфильм"

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы

По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3

Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.


В материалах представлены нормативные формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. В презентации 85 кадров, и она даёт наглядное представление обо всех морфологических нормах русского языка.

Итоговое сочинение. Рабочая тетрадь по подготовке к итоговому сочинению

 по ссылке материалы по подготовке к итоговому сочинению  https://teletype.in/@vsablina/2C6qjA5C3xC

Рабочая тетрадь предназначена для подготовки к итоговому сочинению «Этапы работы над итоговым сочинением 2022-2023 - 2024 г.г.». Пособие содержит систематизированный теоретический материал (что включает в себя алгоритм работы над сочинением, образец комплекта тем, название раздела и подраздела, критерии оценивания, какие произведения литературы подойдут для аргументов, практические советы в написании итогового сочинения). Рабочая тетрадь будет полезна учащимся 11 класса общеобразовательных учреждений и поможет успешно подготовиться к итоговому сочинению.

30 января 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)


  Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку  "Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)

Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.
Теория и практика к заданию 6 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/uTQU-UaLS00

Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.

Правила рассматриваются нами в теории к ЗАДАНИЮ 7. Здесь же мы рассмотрим некоторые аспекты Фонетики, Морфологии, Морфемики и Словообразования, которые следует учитывать, проводя орфографический анализ.

"Я был рождён... для деревенской тишины"

Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины;
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны.
Досугам посвятясь невинным,
Брожу над озером пустынным,
И far nientе1 мой закон.
Я каждым утром пробужден
Для сладкой неги и свободы:
Читаю мало, долго сплю,
Летучей славы не ловлю.
Не так ли я в былые годы
Провел в бездействии, в тени
Мои счастливейшие дни?
Роман "Евгений Онегин"
К.Е. Гашко. "Посещение Захарово. Встреча Пушкина с захаровскими крестьянами".2011
В.П. Иванов. Пушкин в Болдино