Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
19 февраля 2024
Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 2 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 3 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
18 февраля 2024
Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 1 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
Буря мглою что там кроет? Сложный тест на знание стихов Пушкина
Фото |
Буря мглою ___ кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
Небо
Море
Тест полностью
17 февраля 2024
Петергоф -- одна из великолепных достопримечательностей России
Сегодня туристы могут насладиться в Петергофе видами удивительных по красоте каскадов фонтанов, шикарных императорских дворцов. Прогуляться по тенистым парковым аллеям, помнящим шаги Петра-I и Екатерины Великой.
Источник
16 февраля 2024
Маяковский современен
Да еще бы голову.
15 февраля 2024
" Собаки и другие люди". Новая книга Захара Прилепина
Семь собак, рыжий кот и кошечка, попугай и обаятельные деревенские жители — главные герои этой книги: то уморительно смешной, то немного печальной. Но и печаль эта — тепла и человечна.
Невероятно доброе и нежное повествование о любви и преданности. О братьях наших меньших, преподающих нам удивительные уроки.О том, что боль — преодолима, а жизнь — удивительна. Особенно — с такими невероятными друзьями. (Из аннотации на книгу)
Каким было самое первое стихотворение Александра Пушкина??
Источник Детский портрет Пушкина (Ксавье де Местр)
Самые ранние из сохранившихся стихотворений поэта, датированные периодом между 1809 и 1811 годом, известны сегодня как раз благодаря Ольге Пушкиной (в замужестве — Павлищевой). Их записал с ее слов, а позже опубликовал в «Материалах для биографии А.С. Пушкина» историк литературы и литературный критик Павел Анненков:
14 февраля 2024
Что такое "зга" и почему её не видно?
Я говорю, что ночью худо починивать карету, когда ни зги не видно, а ветер задувает свечи даже в каретных фонарях.Николай Бестужев. «Шлиссельбургская станция». 1830–1832
“Спустились к реке, перешли брод, поднимаемся вверх. Ни зги не видно. Подъем крутой, недавно прошел дождь, лошади скользят.
“Отчего же это уже совсем ни зги не видно, и что за темнота в воздухе, что со всех сторон сдавливает, и удушливый запах сажи и золы?Николай Лесков. «Железная воля». 1876
Александр Герасимов. Ночная дорога. 1914 Вятский художественный музей им. В.М. и А.М. Васнецовых, Киров |
13 февраля 2024
Суровый, очень жестокий мир детства в повести Максима Горького
Максим Горький. Повесть "Детство":
Вспоминая эти свинцовые мерзости дикой русской жизни, я минутами спрашиваю себя: да стоит ли говорить об этом? И, с обновленной уверенностью, отвечаю себе – стоит; ибо это – живучая, подлая правда, она не издохла и по сей день. Это та правда, которую необходимо знать до корня, чтобы с корнем же и выдрать ее из памяти, из души человека, из всей жизни нашей, тяжкой и позорной. И есть другая, более положительная причина, понуждающая меня рисовать эти мерзости. Хотя они и противны, хотя и давят нас, до смерти расплющивая множество прекрасных душ, – русский человек все-таки настолько еще здоров и молод душою, что преодолевает и преодолеет их.
Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/books/gorkiy/detstvo
Обучение Алёши грамоте |
Пляски бабушки |
Бабушка на пожаре |
12 февраля 2024
Тест: кто вы из героев «Мастера и Маргариты»?
Михаил Булгаков работал над «Мастером и Маргаритой» более 10 лет, до самой смерти. Он менял сюжет, имена персонажей, добавлял и убирал героев. Закончить роман писатель так и не успел. Черновики собрала воедино и отредактировала его жена — Елена Булгакова. Впервые книга вышла только в 1966 году. С тех пор интерес к «Мастеру и Маргарите» не угасает. Роман изучают в школе, о нем ведут споры литературоведы, о его аллюзиях и сюжетных линиях читают лекции и выпускают подкасты, по нему постоянно ставят спектакли, в том числе мюзиклы, снимают фильмы и сериалы. А мы предлагаем вам пройти тест и узнать, кем бы вы были во вселенной романа — всесильным злом, бездарным поэтом или начинающей ведьмой? Не забудьте поделиться результатом с друзьями.
11 февраля 2024
"Сын полка". Взрослые и дети на войне
В пятом классе в программу по литературе вернули повесть В.П. Катаева "Сын полка". Мы читаем фрагменты из повести. Когда прочитали, я предложила ребятам посмотреть фильм 1946 года. Хороший фильм. Финальные сцены смотреть без слёз невозможно. Такие фильмы надо смотреть взрослым и детям.
Что такое «Нансеновский паспорт» и при чем здесь беженцы?
10 февраля 2024
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире мой прах переживет и тленья убежит...
«В одну минуту погибла сильная, крепкая жизнь, полная гения, светлая надеждами. Россия лишилась своего любимого национального поэта,— писал Василий Жуковский отцу поэта, Сергею Львовичу.
— Первые минуты ужасного горя для тебя прошли; теперь ты можешь меня слушать и плакать. Я опишу тебе всё, что было в последние минуты твоего сына. Что я слышал сам. Что мне рассказывали другие очевидцы…»
Алексей Наумов. Дуэль Пушкина с Дантесом. 1884 г. |
Два чувства дивно близки нам...
09 февраля 2024
Кто придумал паспорт?
08 февраля 2024
Как появилось выражение «вешать всех собак»?
07 февраля 2024
О враждебном разборе "Руслана и Людмилы"
«Андромаха» — трагедия Расина, отрывки из которой были переведены Гнедичем и напечатаны в журнале «Сын отечества» (1820, № 34—37).
«Уже в последний раз приветствовать я мнил» — цитата из стихотворения Гнедича «К провидению», напечатанного в том же номере «Сына отечества».
В., который хвалит мое целомудрие — А. Ф. Воейков, в своих литературных выступлениях отличавшийся крайней наглостью. Был автором враждебного Пушкину разбора «Руслана и Людмилы» в указанном номере «Сына отечества». Употребленные Воейковым эпитеты нежный, чувствительный к Корреджио совершенно не подходят, над чем и иронизирует Пушкин.
Кисти в руки не берет — Орловский писал преимущественно карандашом.
Неизвестный эпиграмматист — баснописец И. А. Крылов, напечатавший эпиграмму на критику Воейкова («Сын отечества», 1820, № 38).
М.В. Добужинский (1875-1957). А.С. Пушкин в Каменке среди декабристов.. |
06 февраля 2024
Международный день отказа от мобильного телефона – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска
Подвиг
Цепь за цепью за ротою рота,
Но в глубоком снегу залегла,
Не дойдя до фашистского дзота.
Мины выли, и злобно в глаза
Дзот хлестал пулеметной чечеткой
– Разрешите, – Матросов сказал, –
Доберусь, чтоб заткнуть ему глотку.
И пополз по-пластунски солдат –
Шапка на брови, смерти навстречу.
Взрыв взметнулся. Но снова, как град
Пули сыпались в огненный вечер.
И тогда, в тот решающий миг,
Когда все мы за павших в ответе,
Прыгнул парень, и…сердцем приник
К чёрной щели, врываясь в бессмертье.
Словно рухнула в снег тишина.
Замер лес возле мёртвого дзота.
И пошла, как стальная стена,
В наступленье родная пехота.
Так в кровавом, жестоком бою
В феврале сорок третьего года
Жизнь отдал комсомолец свою
За свободу и счастье народа.
А наверно, мечталось ему
Прошагать сквозь военное пламя
Или, может, поднять самому
Над рейхстагом победное знамя.
Но начертано было судьбой
Раньше встать на гранит величаво,
В звонкой бронзе над тихой рекой
Увенчанным гвардейскою славой.
Отошла боевая страда,
Отгремели военные пушки.
Но советский народ никогда
Не забудет деревню Чернушки
Жить Матросову! Жить на века
Молодому бойцу-патриоту!
Жить в сердцах у живых,
Жить в колоннах полка,
В списках первой матросовской роты.
В. Калачев
Секрет счастливых учителей
Что такое профессиональное благополучие? Это удовольствие от своей работы, гордость за достижения, желание совершенствоваться и развиваться.Благополучию в профессии педагога можно и нужно учиться. Специалисты НИУ ВШЭ Анастасия Капуза и Полина Осокина изучили этот вопрос с научной точки зрения, а мы делимся их выводами: как именно повысить своё субъективное благополучие в профессии.
Другой способ — в течение дня практиковать «самопроверку». Остановиться и подумать, что чувствуете вы и ваше тело: усталость, грусть, холод, жажду и т.д. Такое внимательное отношение к себе поможет снизить стресс.
2. Установите рабочие границы.
3. Укрепляйте отношения с коллегами.
Исследования показ али, что эмоциональное выгорание «заразно»: учителя, которые контактируют с «перегоревшими» коллегами, сами подвергаются большему риску. Межличностные взаимодействия между педагогами действуют в школе как «каналы распространения выгорания».
4. Постарайтесь выстроить добрые отношения с учениками.
Как это сделать? Во-первых, проявить интерес к их жизни и предпочтениям. Во-вторых, прибегать к позитивному общению, включая похвалу и поддержку, чтобы помочь ребятам почувствовать себя увереннее. В-третьих, использовать игры и коллективные задания, чтобы помочь ученикам улучшить отношения друг с другом и с вами.
5. Развивайте свою креативность.
Подходите к подготовке занятий творчески, используйте разные методики и формы обучения. Это не только поможет сделать уроки более интересными для учеников, но и добавит вам удовольствия от работы. Это подтверждается научными исследованиями.
6. Внедряйте технологии.
Цифровые сервисы могут помочь педагогу реализовать все предыдущие рекомендации. Например, сэкономить время на проверку домашних заданий (https://vk.com/wall-10474189_114169) или работу над ученическими проектами (https://vk.com/wall-10474189_114456).
05 февраля 2024
Бессмертный подвиг Александра Матросова
5 февраля -- 120 лет со дня рождения Валерия Чкалова
Из Москвы до Ванкувера |
"Три Богатыря" -- так называли советских лётчиков. Г.Ф. Байдуков. В.П. Чкалов, И.В. Беляков |
Имя Валерия Чкалова в советские времена носили станции метро и пионерские дружины, пароходы и военные эскадрильи. Даже остров в Охотском море и планета Солнечной системы под номером 2692 были названы в его честь. Улица Чкалова есть во многих городах бывшего СССР и в американском Ванкувере. Есть такая улица и в нашем городе Николаевске-на-Амуре.
Критическое мышление: приёмы его развития на уроках
Этот приём используется в начале изучения темы. Ещё до того, как ученики познакомятся с материалом, учитель читает утверждения. Ребята предполагают, верны они или нет. Ответы фиксируются на доске, а в конце занятия проверяются. Таким образом, во время урока школьники знают, на что обратить внимание, то есть обучение становится более осознанным.
Кластер
Приём помогает выстроить связи между известными понятиями. В центре пишется ключевой термин или тема, а от него в разные стороны отходят ветки-ассоциации. Например, тема: «Здоровый образ жизни». Ответвления: «режим дня», «правильное питание», «физическая активность», «минимальный стресс» и т.д. Приём можно использовать и в начале изучения темы, когда ученики делают предположения, и в завершении. Как вариант, можно дать задание на дом: выстроить кластер по тому, что изучали на уроке.
«Бортовой журнал»
В тетради ученик чертит таблицу из двух колонок: «Что я знаю по теме» и «Что нового я узнал». Первая колонка заполняется в начале урока в течение нескольких минут. Вторая — на протяжении всего занятия. Таким образом, ключевой материал оказывается зафиксирован в тетради, а ребята наглядно видят, как за урок пополняется их багаж знаний.
«Толстые» вопросы
Это условное деление знакомо многим педагогам. На «тонкие» вопросы можно ответить коротко и однозначно. В каком году произошло событие? Кто в нём участвовал? Каков был результат? Ответы на «толстые» вопросы требуют рассуждения. Могло ли это событие не произойти или произойти иначе? Найдите три положительных и три отрицательных последствия этого события для общества/экономики/науки и объясните свою оценку. Для развития критического мышления, конечно, важнее отвечать на «толстые» вопросы. Кроме того, полезно их придумывать и задавать одноклассникам.