03 мая 2024

Почему вес бриллиантов измеряют в каратах, а не в граммах?

История измерения веса драгоценных камней, в том числе и бриллиантов, берет свое начало в глубокой древности. Давайте узнаем, что такое карат и почему ими измеряют вес бриллиантов?
Вес бриллиантов измеряли в каратах еще много веков назад. Слово "карат" происходит от итальянского "carato", которое в свою очередь происходит от арабского "qīrāṭ", заимствованного из греческого "kerátion" (κεράτιον), что означает "семя рожкового дерева".
В древности, в особенности в Римской империи, семена рожкового дерева использовались как единица измерения веса и были известны как "карат". Эти семена имели стабильный вес, примерно 0,19—0,20 граммов, что делало их удобным инструментом для измерения веса. Благодаря своей стабильности и долговечности, семена рожкового дерева использовались в различных культурах для точного измерения веса.
Со временем, карат стал стандартной единицей измерения массы драгоценных камней, включая бриллианты. Официальное метрическое определение карата было принято во Франции в 1907 году, а затем в Соединенных Штатах в 1913 году, установив его равным 0,2 грамма. Это стало международным стандартом для измерения массы бриллиантов и других драгоценных камней.

02 мая 2024

Сталинград. Старая мельница и дом Павлова

 Источник

Руины старой мельницы посреди города словно здание призрак.
После завершения Великой Отечественной войны здание не было восстановлено. И сейчас находится на территории музея панорамы "Сталинградская битва".
Мельница была построена в начале 20 века, а если быть точным – в 1903 году немцем Гергардтом. После революции 1917 года здание приняло имя секретаря коммунистической партии и стало называться мельницей Грудинина. Вплоть до начала войны в здании функционировала паровая мельница. 14 сентября 1942 года мельница понесла весомые потери: две фугасные бомбы полностью проломили крышу мельницы, погибло несколько человек. Часть рабочих была эвакуирована из Сталинграда, другие же остались защищать от врага выход к реке.
Стоит отметить, что старая мельница в Волгограде максимально приближена к реке – именно этот факт заставлял советских солдат оборонять здание до последнего. Впоследствии, когда немецкие войска подошли вплотную к реке, мельница была преобразована в пункт-узел обороны 42-го гвардейского стрелкового полка 13-й гвардейской стрелковой дивизии.
Став неприступной для врага крепостью, мельница позволила солдатам отвоевать дом Павлова.
Дом расположен через улицу от мельницы. Дом Павлова был после войны восстановлен.
По окончании войны Дом Павлова выглядел так

В течение 58 дней 25 человек отражали ожесточенные атаки гитлеровцев, удерживая сопротивление врага до последнего. Каковы были потери немцев до сих пор неизвестно. Но Чуйков в свое время отметил, что немецкая армия при взятии дома Павлова в Сталинграде понесла в несколько раз больше потерь, чем при взятии Парижа.

01 мая 2024

С 1 Мая: советские открытки с Днем трудящихся, ретроплакаты времен СССР

«Известия» подготовили подборку советских открыток и плакатов к 1 Мая
В России 1 мая отмечают праздник Весны и Труда. Он пришел на смену Международному дню солидарности трудящихся, который праздновали в советское время. Сегодня для многих россиян это просто весенний праздник и дополнительный выходной. «Известия» рассказывают, какие традиции связаны с Первомаем и как его отмечали раньше.

Аудиокнига "Прокляты и убиты"

Аудиокнига по ссылке  https://audio-books.club/book.php?book=%D0%A7%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D1%8F%D0%BC%D0%B0&ID=8762

"Прокляты и убиты": анализ романа В.П. Астафьева

Роман «Прокляты и убиты» был задуман в трех книгах, в свое время опубликованы две, предполагалось, что в третей будет рассказано о сегодняшнем дне фронтовиков, но в последнее время писатель все чаще говорил о тем, что силы на исходе и третья книга так и не была написана.

Первая книга романа «Чертова яма» (1992) — это метафорическое обозначение казармы, а точнее, полутемных землянок, срубленных из неокоренных сосновых бревен, где в течение двух месяцев обитает карантин. Один из новобранцев, увидев все это, приходит к грустному выводу: «И здесь бардак!»

Время действия романа — поздняя осень 1942 г., место действия — казармы в военном городке, расположенном под Бердском, в Сибири, где призывники 24-го года рождения (ровесники В-Астафьева) должны пройти политическую и боевую подготовку и отправиться на фронт. Но это намерения, а реальность совсем другая. В 21-м стрелковом полку много больных, драки, истязания и даже безнаказанное убийство красноармейца Попцова, совершенное ротным командиром Пшенным, и ответное нападение взбунтовавшегося взвода, чуть было не поднявшею на штыки виновника-офицера. Вершина ужасов — грозный приказ № 227 и начавшиеся показательные расстрелы солдат, невинных братьев Снегиревых.

В. Астафьев не ищет (во всяком случае в первой книге) истоков и мотивов будущей победы, а погружает своих героев в военный быт — писатель вправе выбрать свой, наиболее адекватный его замыслу, творческой индивидуальности ракурс изображения. Он стремится показать то, что еще не было объектом внимания «военной» прозы — страшную изнанку армейской жизни, ее «тягучий, изморный ход», когда за неполных два месяца призывники превращались в доходяг, согбенных старичков с пожухшими глазами, равнодушных ко всему, кроме спанья и еды.

Главный пафос первой книги — обличительный, здесь писатель выступает продолжателем традиций Л.И. Солженицына («Архипелаг ГУЛАГ»). Астафьев не жалеет сатирических красок для изображения политработников армии, с сарказмом повествует об активистах 20-30-х годов. Автор высмеивает показательный суд над отпетым человеком, картежником, пронырой Зеленцовым, едва не убившим добрейшего капитана Дубельта. Но сатирическое острие направлено не на Зеленцова, а на судей, членов военного трибунала, в разоблачении которых автор использует значащую деталь. На сцене зала, где разыгрывается судебное действо и восседают двое солидных мужчин с малиновыми петлицами, — барельеф («упряжка с вождями мирового пролетариата»). Когда на суде разразился скандал (Зеленцов требовал отправить на фронт жирных судей и его поддержали красноармейцы, согнанные на показательный процесс), «полковник вместе с судебной обслугой поскорее ретировался за сцену, скрылся за упряжку из четырех вождей».

Во второй книге романа под названием «Плацдарм» (1994) обличительный тон так же силен. Здесь описывается сражение за один из двадцати семи плацдармов на правом берегу при форсировании Великой реки (Днепра) осенью 1943 г. По убеждению писателя, это та же чертова яма, только вынесенная на линию фронта. Боеприпасов нет! Продуктов нет! То же равнодушное отношение к солдату, издевательства отцов-командиров, предпочитающих «руководить» операцией с безопасного левого берега реки. Во второй книге достается не только политотдельцам, но и Александру Васильевичу Суворову.

Правда войны — проблема наиважнейшая для каждого писателя-фронтовика. В. Астафьев в разные годы по-разному оценивал то, что и как писалось о войне. В начале 70-х ему казалось, что слишком много создано хороших книг о войне, в 1988 г. он говорил обратное ("Я был на другой войне"). Автор поставил перед собой, можно сказать, амбициозную цель рассказать о своей войне. Действительно, до Астафьева никто не писал так обнаженно о войне с точки зрения солдата.

Источник: Зайцев В.А. и др. История русской литературы второй половины XX века. М.: Высшая школа, 2004

100 лет со дня рождения Виктора Петровича Астафьева

Виктор Астафьев (1924-2001), советский и российский писатель, Герой Социалистического Труда.

Какая основная тема произведений Астафьева?
Важные темы творчества Астафьева — военная-патриотическая и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро».

Чем знаменит Виктор Астафьев?
В 1976 году была опубликована книга «Царь-рыба» о вмешательстве цивилизации в жизнь провинции. Именно «Царь-рыба» принесла Астафьеву всесоюзную известность.

Какие произведения написал Виктор Астафьев?

Астафьевым создано: 3 романа ("Тают снега" (1958), "Печальный детектив" (1982-1985), "Прокляты и убиты" (1992-1994)); повествование в рассказах "Царь-рыба" (1972-1975); 10 повестей ("Перевал" (1958-1959), "Стародуб" (1959-1960), "Звездопад" (1960-1972), "Кража" (1961-1965), "Последний поклон" (1963-1991), "Пастух и пастушка" и др.

Кем был на фронте Астафьев?
Астафьев ушел на фронт добровольцем в октябре 1942 г. На фронте был шофером, артиллерийским разведчиком, связистом, форсировал Днепр, участвовал в боях на Курской дуге, в Корсунь-Шевченковской операции, в боях за освобождение Польши. Трижды был ранен. Демобилизовался в 1945 г.

30 апреля 2024

История советских пластинок: 8 альбомов-бестселлеров

Источник

В апреле 2024 года отметила свое 60-летие «Мелодия» — единственный лейбл звукозаписи в Советском Союзе. К этой дате музыкальный журналист Денис Бояринов и автор просветительских курсов о музыке Ляля Кандаурова выпустили книгу «Фирма. 100 пластинок «Мелодии». «Культура.РФ» с некоторыми сокращениями публикует истории восьми знаковых пластинок, которые были популярны у советских слушателей.

«КлАла» или «клалА»? Тест по самым сложным ударениям из ЕГЭ по русскому. Сможете пройти?

До ЕГЭ остался  месяц: начинается пора стресса и паники. Лучшее, чем можно себе помочь, — это размеренное повторение правил. «Мел» составил тест по самым сложным ударениям из четвертого задания ЕГЭ по русскому. А если вы не сдаете экзамен, просто проверьте свои знания. Наверняка будете удивлены.

ВОПРОС 1 ИЗ 10

Начнем с рекордсменов по ошибкам. Итак, найдите слово, в котором неверно поставлено ударение:

ГазопровОд

КрасивЕе

Верно! Правильно говорить «красИвее».

ВключИшь

СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/4958126-klala-ili-klala-test-po-samym-slozhnym-udareniyam-iz-yege-po-russkomu-smozhete-proyti

29 апреля 2024

Кто придумал балаклаву?

Балаклава - нечто среднее между головным убором и теплой маской для лица с отверстиями для глаз и носа. Откуда же взялась эта странная, но очень эффективная штука, и какие события спровоцировали её появление?
История балаклавы тесно связана с Крымской войной 1854–1855 годов. Зима этого года была невероятно суровой и холодной, сильнейшие ледяные ветра, снег и мороз застали британских солдат врасплох и они, столкнувшись с суровыми зимними условиями, стали искать способы защиты от холода. Именно в этот период и была создана первая балаклава - вязаная шапка с отверстиями для глаз и носа. Название этого головного убора произошло от названия города, где он впервые использовался - Балаклавы, расположенной на юге Крыма.
Существует теория, что первые балаклав были сделаны чуть ли не из теплых носков, в которых солдаты просто делали прорези для глаз и носа.
в любом случае военные быстро поняли, что балаклава является эффективным средством защиты от мороза, снега и ветра и она стала неотъемлемой частью их зимнего обмундирования. Однако балаклава стала популярной не только среди военнослужащих. С течением времени она также нашла широкое применение в гражданской жизни, особенно в зимних видов спорта и активном отдыхе.
Также сегодня балаклава стала не только символом защиты от холода, но и неотъемлемым элементом экипировки служащих силовых структур и спецслужб. Её популярность и удобство делают её незаменимой во многих сферах жизни. Её надевают под военные каски и шлемы, применяют в снаряжении для военно-тактических игр. К сожалению, ею так же пользуются и нарушители закона, когда хотят скрыть свою личность от окружающих.
Таким образом, балаклава - это не просто предмет одежды, это часть истории и культуры, которая продолжает жить и развиваться в современном мире.

28 апреля 2024

«Много мандарин» или «мандаринов»? Сложный тест для тех, кто считает себя знатоком русского языка

 Источник

Килограммы, мандарины, грабли и чулки с носками — все они время от времени подкидывают нам поводы для размышлений. Особенно когда дело касается множественного числа и родительного падежа. Но вам, мы уверены, будет совсем не сложно с ними разобраться.

ВОПРОС 1 ИЗ 8

Начнем с простого. Как правильно?  

ТрЕнеры

ТренерА

СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/testy/gramotnost/9753461-mnogo-mandarin-ili-mandarinov-test

Всё ли во Вселенной состоит из атомов?

На школьных уроках физики и химии нам говорили, что все во вселенной состоит из атомов. Однако это - неправда!
Из атомов состоит лишь небольшая часть Вселенной, а именно только вещество. Кроме того, атомы — всего лишь одна из форм вещества. Вещество может существовать также в виде плазмы, которая образуется при распаде атомов на составляющие частицы. А в сверхплотных нейтронных звездах атомные ядра сливаются в сплошную ядерную материю.
Чем же заполнена Вселенная помимо вещества? Пространство Вселенной наполнено различными излучениями — гравитационными, электромагнитными, нейтринными. Все космические объекты окружены гравитационными полями, а черные дыры фактически из них состоят.
Наконец, большая часть массы Вселенной приходится на темную материю и темную энергию, о которых мало что известно, за исключением того, что они точно не состоят из атомов.
Согласно данным наблюдений космической обсерватории «Планк», общая масса-энергия наблюдаемой Вселенной состоит на 4,9 % из обычной материи, на 26,8 % из тёмной материи и на 68,3 % из тёмной энергии. Таким образом, Вселенная на 95,1 % состоит из тёмной материи и тёмной энергии. Делайте выводы, насколько мало во Вселенной вещества и уж тем более - атомов.

Источник 

26 апреля 2024

Чем кафе отличается от ресторана?


Ресторан и кафе оба предлагают услуги по подаче пищи и напитков, однако они имеют несколько отличий. Даже по этимологии слов можно ощутить различие. "Кафе" - это буквально от слова "кофе", а "ресторан" же происходит от французского слова "restaurant", которое в свою очередь происходит от понятий "восстановление" и "отдых".
Меню и тип кухни. Рестораны обычно специализируются на предложении широкого ассортимента блюд, часто имеющих более сложные рецепты и высокий уровень кулинарного искусства. В ресторанах чаще можно встретить более формальные блюда и более изысканные меню, а также блюда, которые подаются в несколько заходов. В то время как в кафе меню может быть более простым и ориентированным на простые блюда, закуски, сэндвичи, десерты и напитки.
Атмосфера и обслуживание. Рестораны обычно имеют более формальную и утонченную атмосферу с дорогостоящими мебелью и декором, а также профессиональным обслуживанием официантами. Клиенты могут ожидать более высокого уровня сервиса, включая резервирование столов и более длительное время на прием пищи. В кафе атмосфера обычно более неформальная, с более простым декором и самообслуживанием или быстрым обслуживанием за стойкой. В ресторанах как правило есть несколько залов для клиентов, отдельные банкетные залы, зоны отдыха и всё это может быть расположено в помещениях с большой площадью, часто даже в несколько этажей.
Цены. Рестораны часто имеют более высокие цены на блюда и напитки, отражая более высокий уровень кулинарной подготовки и обслуживания, а также более роскошную атмосферу. Кафе, напротив, обычно предлагают более доступные цены, подходящие для более казуальной обстановки и меню.
Расположение. Рестораны часто расположены в центре города или в престижных районах, где клиенты могут наслаждаться видами или обстановкой. Кафе часто располагаются в более проходимых местах, таких как торговые улицы, бизнес-центры или кварталы с большим скоплением людей.
Хотя границы между ресторанами и кафе могут быть размытыми, эти отличия помогают определить общую атмосферу, тип кухни и ожидаемый уровень обслуживания для каждого заведения.

25 апреля 2024

Почему Пизанская башня до сих пор не упала?

Пизанская башня - один из самых известных иконических памятников в мире. Несмотря на ее наклон, ко всеобщему удивлению, она стоит уже более 800 лет и даже пережила несколько землетрясений. Но почему по прошествии стольких лет она до сих пор не упала?
Известно, что башня наклонилась из-за неправильного фундамента-основания, которое было выбрано во время строительства. Пизанская башня начала наклоняться вскоре после начала строительства в XII веке из-за неустойчивого грунта, на котором она была построена.
Однако, несмотря на свой существенный наклон, башня не падает благодаря ряду инженерных мероприятий, предпринятых для ее стабилизации. В течение веков проводились различные работы по укреплению фундамента и снижению наклона, чтобы предотвратить ее падение.
В 1990-х годах были предприняты серьезные усилия по стабилизации башни, включая удаление земли под ее наклоненной стороной и установку контрвесов. Эти усилия позволили снизить наклон и защитить башню от возможного обрушения.
В ходе оценки состояния Пизанской башни в настоящее время было выяснено, что она стоит намного прочнее, чем раньше. Кроме того, по расчетам специалистов, в таком состоянии Пизанская башня может простоять около 300 лет или даже больше. Более того, есть надежда на то, что благодаря новым технологиям, когда-нибудь Пизанская башня полностью выпрямится! Существует предположение, что слабая почва под башней наоборот, защищает ее от падения — во время землетрясений сооружение шатается меньше, что уже несколько раз и спасало его от разрушения.

24 апреля 2024

8 мнемонических правил, которые помогут сдать ЕГЭ по русскому на 100 баллов


Даже элементарные правила, выученные в средней школе, быстро забываются. Но есть эффективный способ покрепче зафиксировать их в памяти. Эта подборка несложных мнемонических техник поможет вам больше не допускать досадных ошибок и (при необходимости) написать ЕГЭ по русскому языку на 100 баллов.

1. «Что бы съесть, чтобы похудеть?»
Союз «чтобы» и сочетание местоимения «что» с частицей «бы» звучат одинаково, но пишутся по-разному и используются в различных ситуациях. «Чтобы» — союз цели, а «что бы» чаще всего используется в условных предложениях или в размышлении о возможности совершения чего-либо. Проще говоря, если «бы» можно убрать из предложения без потери смысла, то пишем раздельно, а если нет — слитно. А еще можно запомнить простое предложение и проверять написание через него: «Что бы съесть, чтобы похудеть?»

2. Одевать Надежду, надевать одежду
«Мне нечего одеть» — грубая ошибка. При этом невозможно хотя бы однажды не перепутать слова «одевать» и «надевать». Казалось бы, они почти одинаковые, но смысл кардинально разный. Поэтому запоминаем: надеть что-то на кого-то и одеть кого-то во что-то. А чтобы выучить было проще, используем предложение с игрой слов: одевать Надежду, надевать одежду.

3. «ПечЕнье» — не «обеспечЕние»
Несмотря на то что оба варианта постановки ударения в слове «обеспечение» уже считаются нормой, вопрос все еще попадается на ЕГЭ по русскому языку, на него все еще можно ответить неправильно и потерять баллы. Так вот, чтобы запомнить норму, рекомендуемую для ведущих радио и телевидения (а также для школьников, сдающих государственный экзамен), — достаньте из чертогов разума «печенье» и поставьте ударение не так, как в этом слове. То есть «печЕнье»/«обеспечЕние» — это неправильный ответ.

4. Черточку не позабудь
Как только мы не коверкаем слова «кое-что», «кое-как», «что-либо», «где-нибудь», которые требуют дефисного написания: пишем их то слитно, то раздельно, забывая поставить «черточку». Чтобы выучить правило, снова запоминаем стишок:
Кое, либо, то, нибудь
— черточку не позабудь.

5. «Гнать, дышать, держать и видеть» — правило первого и второго спряжения
Как и в любом правиле русского языка, в правописании окончаний глаголов есть исключения. Существует целый список слов, которые по общему правилу должны относиться к первому спряжению, но относятся ко второму. Чтобы запомнить их, можно выучить стишок:
Гнать, дышать, держать и видеть,
Смотреть, слышать, ненавидеть,
И обидеть, и вертеть,
И зависеть, и терпеть.

6. «Стеклянный», «оловянный», «деревянный» и «ветреный» — это окно
Продолжаем запоминать исключения — на этот раз в написании «н» и «нн» в прилагательных. По общему правилу в суффиксах «-ан-» и «-ян-» пишется «н», а в суффиксах «-енн-» и «-онн-» пишем «нн».
Чтобы запомнить исключения, можно вспомнить, как выглядит старое окно. Рама сделана из дерева, ручка — из металла, а само окно — из стекла. Так и запоминаем исключения — деревянный, оловянный, стеклянный.
А еще через окно видно, как от ветра качаются деревья. Так можно запомнить исключение для суффикса «-енн-» — ветреный.

7. Длинная форма коротких носков, короткая форма длинных чулок
Запомнить правильное склонение существительных действительно очень сложно. В обычной речи все говорят по-разному, и трудно определить, что именно является нормой. Составители ЕГЭ как раз любят путать учеников, давая задание со словами, в которых легко ошибиться, — «носки» и «чулки». Составляем ассоциативный ряд и запоминаем: носки короткие, значит, форма у них будет длинная — носков. А вот у длинных чулок форма родительного падежа будет, наоборот, короткой.

8. «Е» в алфавите перед «и» — значит, в первом спряжении пишем «е», во втором — «и»
Клеет или клеит? Колет или колит? Строит или строет? Правописание окончаний глаголов путает и пугает даже выпускников с врожденной грамотностью. Но как ни крути, учить правила, ставить глаголы в начальную форму и определять их спряжение на ЕГЭ придется всем. Облегчаем себе задачу и запоминаем: в единственном числе первого спряжения пишем «е», а в единственном числе второго — «и», так как в алфавите «е» стоит перед «и». Поэтому правильный ответ на поставленный в начале вопрос: клеит, колет и строит.

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/yege/5729318-8-mnemonicheskikh-pravil-kotoryye-pomogut-sdat-yege-po-russkomu-na-100-ballov

22 апреля 2024

22 апреля -- 125 лет со дня рождения Владимира Набокова

Владимир Набоков (1899-1977), русский и американский писатель, поэт, переводчик, литературовед и учёный-энтомолог.

7 лучших произведений Владимира Набокова
  1. «Машенька», 1926 г.
В книге описана история утраченной любви, рассказанная с пронзительной искренностью. Это удивительный роман, развивающийся с подлинной, нежной осторожностью.
Свой первый роман «Машенька» Владимир Набоков опубликовал в 1926 году в Берлине под псевдонимом Сирин. По убеждению читателей и критиков — это самая русская из его книг.

2. « Дар»,1938 г.

Это последний русский роман Владимира Набокова, который можно по праву назвать вершиной русскоязычного периода его творчества и одним из шедевров литературы ХХ века. Набоков потрясающе пишет, он будто бы художник, прорисовывающий каждый элемент на своей картине. Роман повествует о творческом становлении Федора Годунова-Чердынцева – молодого писателя эмигранта. Он чувствует свою склонность к литературной деятельности, ему скучно проводить время в кругу эмигрантов, единственный человек, который интересен Федору – это поэт Кончеев. С ним он и ведет внутренний диалог «на языке воображения».

3. « Король, дама, валет», 1928 г.

Один из первых романов Набокова. В произведении он мастерски изображает атмосферу. Во время чтения всплывают какие-то неясные образы: размытые, цветные, появляется ощущение безумия и даже какой-то горячки. В хитросплетениях любовно-криминальной интриги перетасовываются, как игральные карты, судьбы скучающей женщины, ее мужа – удачливого берлинского коммерсанта и его провинциального полунищего племянника.

4. «Пнин»,1957 г.

Читатель, взяв в руки книгу «Пнин», познакомится с Тимофеем Павловичем Пниным – профессором-эмигрантом из России. Главный герой книги – чудаковатый, нелепый, трогательный – этакий Дон Кихот, проживающий в Вэйнделе – университетском городке. Постепенно перед читателями он раскрывается как многогранная и сложная личность. В его судьбе соединились самые разнообразные мгновения: трагичные, счастливые. Его жизнь, подобно жизни любого человека, образует причудливую смесь невообразимого очарования и вечной грусти…

5. «Лолита», 1955 г.

Это самое известное скандальное произведение Владимира Набокова, принесшее автору мировую славу и материальное благосостояние. Он считал свое произведение вершинным достижением – серьезной книгой, написанной с серьезными целями. «Лолита» рассказывает историю о печальной судьбе ребенка – обыкновенная маленькая девочка захвачена бессердечным человеком. Для большинства читателей Гумберт так и остался сомнительным героем, а Лолита – прелестной нимфеткой.

6. «Защита Лужина», 1929-1930 гг.

Защита Лужина» – один из самых известных романов В. Набокова. В центре истории – жизнь Лужина, мальчика аутиста, который мастерки играет в шахматы. Его жизнь в школе – настоящий ад, и мальчик находит свое спасение в шахматной игре. Он становится сильнейшим шахматистом и живет от турнира до турнира. Конец у истории очень печальный…

7. « Приглашение на казнь», около 1935-1936 гг.

30-летний учитель Цинцинат Ц. обвинен в «гносеологической глупости», за что его приговорили к смертной казни. 19 дней он ведет дневник, окруженный стенами тюрьмы, палачей, адвоката и своих близких. Для него день казни становится освобождением от морока: Цинцинат сходит с эшафота и, наблюдая за разрушением насквозь фиктивного мира, направляется в сторону, «где, судя по голосам, находились существа, подобные ему»…
Материал подготовила библиотекарь 1 категории Демидова О.А.

21 апреля 2024

Действительно ли осёл будет следовать за морковкой, подвешенной перед ним?

Существует распространенное утверждение о том, что осёл, как и многие другие животные, будет следовать за морковкой, подвешенной перед ним. Так ли это на самом деле?В первую очередь давайте обратим внимание на анатомию осла. Глаза осла расположены по бокам его головы, что обеспечивает широкое поле зрения для обнаружения хищников с флангов. Однако это также означает, что ослу сложно заметить предмет, находящийся прямо перед ним, особенно если он находится на небольшом расстоянии или на уровне его морды. Осел всегда видит свои передние ноги при любом положении головы, но чтобы посмотреть непосредственно перед собой, ему нужно остановиться и повернуть голову налево или направо.
Даже если морковка находится в поле зрения осла, его реакция может быть неоднозначной. Ослы, как и многие другие животные, могут проявлять независимость и не поддаваться на манипуляции, особенно если они чувствуют, что их пытаются обмануть или заставить сделать что-то против их воли. И если ваша уловка сработает один или даже пару раз, осел очень быстро сообразит, что его дурят и перестанет следовать за морковкой.
Ученые доказали, что ослы обладают немалыми интеллектуальными способностями и адаптивностью. В ряде исследований было показано, что они способны учиться также быстро, как и собаки, а иногда даже быстрее. Это означает, что осел может быстро осознать, что морковка может быть использована для манипуляции и перестать реагировать на этот прием.
Хотя идея использования морковки для манипуляции ослом может показаться забавной или привлекательной, на практике она, как правило, не работает.

Сколько ты можешь выиграть в «Кто хочет стать миллионером?»

 «Кто хочет стать миллионером?» — это популярная телеигра, в которой каждый участник может заработать 3 миллиона рублей, ответив на 15 вопросов из различных областей знаний. Это вы и так знаете, но не всем выпадает шанс оказаться в студии. Мы предлагаем вам пройти этот тест, чтобы проверить свои шансы на победу. И узнать размер вашего выигрыша. Удачи!

Варианты ответов:

  • Выпиливают
  • Вырезают
  • Вышивают
  • Плетут

Дальше

20 апреля 2024

От блудного сына до придуманных сюжетов: картины в русской классике

 «Братья Карамазовы»

В своем последнем романе Федор Достоевский упомянул картину Ивана Крамского
«Созерцатель». Художник написал ее, когда увлекался народными мотивами. В центре полотна изображен задумчивый крестьянин в шапке-ушанке, потрепанном армяке и ветхих лаптях. На дворе зима, его лицо обветрилось и покраснело от мороза.
Крестьянин стоит на заснеженной тропинке, скрестив руки на груди, и смотрит вдаль. Автор описал его: «…стоит один-одинешенек мужичонка, стоит и как бы задумался, но он не думает, а что-то «созерцает». Если бы его толкнуть, он вздрогнул бы и посмотрел на вас точно проснувшись, но ничего не понимая».
Описание картины дополнило образ лакея Павла Смердякова, незаконнорожденного сына Федора Карамазова, который, по мнению писателя, может все бросить и уйти в Иерусалим, спасаться и скитаться, «… а может, и село родное вдруг спалит, а может быть, случится и то и другое вместе. Созерцателей в народе довольно. Вот одним из таких созерцателей был наверно и Смердяков». Долгие годы Смердяков лелеял в груди презрение к юродивой матери и хранил обиду на отца, который отдал его на воспитание своему слуге Григорию. Достоевский подчеркнул, что в герое таилась зловещая разрушительная сила, которая позже вырвалась наружу и привела к трагическим событиям.
Автор: Зинаида Ненаглядкина

18 апреля 2024

От блудного сына до придуманных сюжетов: картины в русской классике

 «Идиот»

Сюжетным и смысловым центром романа Федора Достоевского «Идиот» стала картина «Мертвый Христос в гробу». Ее автор, немецкий художник Ганс Гольбейн Младший, стал первым живописцем, изобразившим Иисуса в реалистичной манере: израненного, которого только что сняли с креста.
Федор Достоевский впервые увидел работу Гольбейна в 1867 году в швейцарском Базеле. В это время он как раз работал над романом о князе Мышкине. Анна Сниткина, жена Достоевского, записала в мемуарах: «Картина произвела на Федора Михайловича подавляющее впечатление, и он остановился перед ней как бы пораженный. В его взволнованном лице было то испуганное выражение, которое мне не раз случалось замечать в первые минуты приступа эпилепсии».
На это полотно, которое висело в доме Рогожина, обратил внимание главный герой романа — Лев Мышкин: «…это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки еще до креста, раны, истязания, битье от стражи, битье от народа, когда он нес на себе крест и упал под крестом, и наконец крестную муку в продолжении шести часов». Осмотрев работу, князь воскликнул: «Да от этой картины у иного вера может пропасть!»
Сомнения всех героев романа и самого Достоевского воплотились в полной мере и в монологе умирающего юноши Ипполита Терентьева: «Когда смотришь на этот труп измученного человека, то рождается один любопытный вопрос: если такой точно труп (а он непременно должен был быть точно такой) видели все ученики его, его главные будущие апостолы, видели все веровавшие в него и обожавшие его, то каким образом могли они поверить, что если так ужасна смерть и так сильны законы природы, то как же одолеть их?»

17 апреля 2024

Гандбол в Астрахани: Россия и Беларусь

 Вернулась с матча  сборных России и Белоруссии по гандболу. Встреча была вчера и сегодня. Оба раза выиграли наши. В сборной команде России были и гандболистки из "Астраханочки".

Я небольшая поклонница этого вида спорта. Сильные броски по воротам -- да. Молниеносные передачи точно в руки своим тоже. Однако особого разнообразия нет. Хотя девочки издали смотрятся красиво.

В нашем спортивно-развлекательном комплексе "Звёздный" постоянно проходят международные матчи.

Фото "Новости Астрахани"

"19 октября". 1825

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
 
Пушкин вспоминает о самых близких друзьях. Сначала он говорит о тех, кто точно не смог попасть на встречу. Их имена заменяются красноречивыми перифразами: «кудрявый наш певец», который теперь в Италии «тихо спит» (о Корсакове), «чужих небес любовник беспокойный» (о путешественнике Матюшкине). Чтобы узнать, кто скрывается за этими описаниями, недостаточно разбора произведения, нужно знать биографию поэта и его товарищей.
Несколько строф стихотворения посвящены трем бывшим лицеистам, которые рискнули проведать поэта в Михайловском: Пущину, Дельвигу и Горчакову. О каждом из них поэт пишет с любовью и уважением. Образы этих людей выписаны детально, особое внимание автор обращает на достижения друзей.
В последних строфах прославляется Лицей и царь. Царя Пушкин славит за то, что он «взял Париж и основал лицей». В эти дифирамбы поэт добавляет и несколько резких слов: «он раб молвы, сомнений и страстей». Напоследок автор с горечью представляет, как в далёком будущем из его курса на встречу придет лишь кто-то один. Он проводит параллель между собой и этим человеком, желает провести «сей день за чашей».
Главная мысль произведения: настоящая дружба не боится расстояний и преград, все тяготы судьбы нужно встречать с достоинством.
                     

16 апреля 2024

От блудного сына до придуманных сюжетов: картины в русской классике

 «Мертвые души»

В «Мертвых душах» Николай Гоголь описал похождения авантюриста Павла Чичикова. Писатель тщательно проработал характеры героев и дополнил «говорящими» деталями: описаниями внешности, усадеб и даже предметов интерьера.

Коробочка. Первое, что попадается Чичикову на глаза в доме Настасьи Коробочки, — это «картины с какими-то птицами». Елена Смирнова, которая изучала творчество Николая Гоголя, писала: «Все упоминаемые в связи с Коробочкой птицы (индюк, куры, сороки, воробьи) прочно связаны в фольклорной традиции с обозначением глупости, бессмысленной хлопотливости или, попросту говоря, безмозглости — качеств, персонифицированных Гоголем в личности его героини».

Собакевич. В усадьбе степенного помещика Михаила Собакевича «на картинах все были молодцы, все греческие полководцы, гравированные во весь рост: Маврокордато, Колокотрони, Миаули, Канари. Все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Потом следовала героиня греческая Бобелина, которой одна нога казалась больше всего туловища тех щеголей, которые наполняют нынешние гостиные». Полководцы словно иллюстрируют личность самого Собакевича: его нога обута «в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри». В его образе Гоголь показывал свое отношение к «ложным» богатырям, чья физическая сила не соответствует уровню интеллектуального развития. Писатель добавил, что крепкий и здоровый помещик «казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые».

Ноздрев. У азартного кутилы Ноздрева в доме хранится множество ненужных покупок, которые помещик сделал, не подумав: «он накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках: хомутов, курительных свечек, платков для няньки, жеребца, изюму, серебряный рукомойник, голландского холста, крупичатой муки, табаку, пистолетов, селедок, картин…» Картины здесь упоминаются в одном ряду с изюмом и рукомойником неслучайно: Ноздрев совершенно равнодушен к искусству.

Плюшкин. В доме старика Плюшкина картин много, но все они покрыты пылью и преданы забвению. Чичиков видит и потускневшие гравюры, и изображения старинных сражений, и даже натюрморт. Полстены занимала «огромная почерневшая картина, писанная масляными красками, изображавшая цветы, фрукты, разрезанный арбуз, кабанью морду и висевшую головою вниз утку». По описанию полотно могло принадлежать художнику голландской школы живописи. Стол Плюшкина, каким его изображает Николай Гоголь, стал бы настоящей находкой для художника той эпохи: на нем «лежало множество всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным обрезом, лимон, весь высохший, отломленная ручка кресел, рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами…»

Почему говорят, что «все дороги ведут в Рим»?

 Источник

Фраза "все дороги ведут в Рим" - это пословица, которая происходит из времен Древнего Рима и имеет несколько возможных интерпретаций.
Географический смысл. В Древнем Риме действительно существовала обширная дорожная сеть, которая была активно использована для коммуникации между различными областями империи и самим городом Римом, который был ее центром. В этом контексте фраза означает, что независимо от того, откуда вы отправляетесь, в конечном итоге ваш путь приведет вас в Рим.
Метафорический смысл. Фраза также может быть использована в переносном смысле, означая, что существует множество путей или способов достичь конкретной цели или решить определенную проблему. В этом контексте она подчеркивает универсальность и всеобщность определенной конечной цели или результата.
Исторический смысл. Рим был центром древней цивилизации, и его культура, юриспруденция, архитектура и другие аспекты оказали значительное влияние на Западную Европу и всю мировую историю. В этом контексте фраза может отсылать к важности и влиянию Рима как культурного, политического и цивилизационного центра.
Таким образом, фраза "все дороги ведут в Рим" имеет разные толкования и может быть использована в различных контекстах для выражения различных идей или концепций.