08 июня 2024

Откуда пошло выражение «остатки сладки»?

Выражение "Остатки сладки" имеет богатую историю, окутанную легендами и повседневными обычаями. Узнаем, как она появилась.
Согласно словарю разговорных выражений, фраза «остатки сладки» говорит нам о «достоинствах пищи, которая предлагается гостю, опоздавшему к началу застолья». Это выражение также встречается в книге «Пословицы русского народа» Владимира Даля.
Позднее этим выражением часто пользовались родители, бабушки и дедушки, чтобы уговорить ребенка доесть содержимое тарелки до конца. Так говорят и про последний на тарелке кусочек или глоток чего-то вкусного.
Одна из версий появления этого выражения гласит, что поговорка появилась на Руси в голодные времена. Предположительно, это произошло в период Великого голода в начале XVII века. В старину выражение "остатки сладки" означало, что голодному человеку последний кусок пищи кажется самым вкусным.
Вторая теория связывает возникновение этого выражения с торговлей в дореволюционной России. Бывало, что торговцы под конец дня предлагали своим клиентам последние остатки товара по сниженной цене, чтобы избавиться от них поскорей. Иногда это сопровождалось убедительными словами, напоминающими о вкусности и ценности товара.
Постепенно, с течением времени выражение "остатки сладки" прочно поселилось в разговорной речи. Таким образом, фраза "Остатки сладки" стала не просто понятием, а отражением наших традиций, культурных норм и повседневных обычаев. Она звучит как напоминание о том, что ценность не всегда зависит от количества, а последние капли удовольствия могут быть так же ценны, как и первые.

06 июня 2024

"Капитанская дочка" в Астраханском ТЮЗе

 Вчера была на общественном просмотре спектакля "Капитанская дочка" в Астраханском ТЮЗе. Поставила спектакль московско-питерская творческая группа. Актёры наши. Текст в точности по роману А.С. Пушкина. А вот интерпретация новая. Перед зрителями предстают фантасмагорические образы, где каждый персонаж, каждый характер является носителем маски. К этому я никак не могла привыкнуть и не смотрела на сцену -- просто слушала пушкинский текст. Однако когда актёр снимал маску, то это был Петруша Гринёв  из "настоящей" "Капитанской дочки".  Личина же  Емельяна Пугачёва, по-моему, очень соответствовала образу этого персонажа из романа. 

Восьмиклассников я бы не повела на эту постановку. Из-за её "оригинальности". Может, 10-классники смогли бы понять замысел постановщиков с масками и фантасмагоричностью... Всё-таки надо сначала прочитать роман.

Премьерные спектакли "Капитанской дочки" в театре сегодня, завтра и послезавтра.

Фото из Интернета.

Международный день русского языка

 

День русского языка отмечается 6 июня — в день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. У этого праздника, как и у любого другого, есть своя история и традиции. В России в день рождения поэта Александра Пушкина — 6 июня — отмечается День русского языка. Великий поэт, драматург и прозаик Александр Сергеевич Пушкин, можно сказать, создал наш современный русский язык. Если бы не он, возможно, мы бы говорили сейчас как-то иначе. 6 июня в России отмечается Пушкинский день России — день рождения Пушкина. Пушкинский день России раньше, в советское время, назывался Пушкинским праздником поэзии.

«Пушкинский день», посвященный 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина

 


05 июня 2024

Почему у светоча русской поэзии Пушкина были постоянные проблемы с финансами

 Источник

Это нам Александр Сергеевич оставил великое литературное наследие, а для своей семьи – огромные долги. Почему признанный уже при жизни гений, к тому же не лишенный коммерческой жилки к концу жизни оказался на грани банкротства? Поэт отлично зарабатывал, но этого все равно не было достаточно для того чтобы покрыть расходы его семьи. На что же они тратили деньги?


Оказалось, что «солнце русской поэзии» в общей сложности оставило долгов почти 140 тысяч рублей, около 90 тысяч рублей – это долги перед друзьями и приятелями, а остальное он был должен казне. При этом, его средне годовой заработок составлял 30000 рублей, а за 17 творческих лет он заработал только половину суммы от того, что успел набрать долгами. При этом уровень дохода поэта считался высоким, а значит в перерасчете на деньги тех лет его долги были просто катастрофическими…
Где деньги?

Читать полностью: //kulturologia.ru/blogs/130823/57120/

04 июня 2024

Психологический аспект модниц и любителей рваной одежды

Почему люди так любят следовать модным тенденциям? Как вариант – это стадный рефлекс, который задается сверху. Сначала одежду придумывают, потом затрачивают средства на производство, и кто-то же должен остаться с прибылью. Она запускается в рекламу, показывается на подиумах моделями, ее покупают знаменитости, а дальше как снежный ком. Кто-то хочет быть похожим на кого-то, и покупает себе такую же вещь. Механизм запустился. Но не все стремятся ходить в одном и том же, и это объясняется психологией человека.
Рваная одежда может являться маскировкой скрытых проблем. Для кого-то, например, дырявый свитер как теплый кокон, чтобы укутаться и спрятаться от проблем. Рваные джинсы с откровенными или большими дырами – вызов обществу, но в первую очередь желание спрятать свое слабое состояние, неуверенность.
Психиатр Ирина Медведева заметила, что новый тренд – неряшливость в одежде и прическе – в больничном анамнезе является признаком психического расстройства. В истории больного указывается его внешний вид и опрятность как показатель его состояния. Немытые, не расчесанные волосы, рваная одежда, пуговицы, застегнутые невпопад и многое другое, что создает неряшливый вид – симптом болезни. Как ни странно, но мода навязывает его молодежи как способ выделиться. Но настолько ли он безвредный? Копируя чужие идеи, можно оказаться не в своей тарелке.
Но быть крутым хочется всегда и каждому. В 2024 году мода как будто специально предоставляет такую возможность для всех, причем не нужно будет даже перешивать вещи. Главное – новый подход к их употреблению и сочетанию. Итак, бюджетная мода нового года.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/020624/59405/

Как «рваная одежда» стала супермодной и что означает это течение

 Источник

Странная штука мода, которая заставляет по-иному смотреть на вещи, и даже немыслимые наряды становятся последним ее писком. Так случилось со рваной одеждой, которая кажется неприличной, если только это не дань модным веяниям. За ее создание благодарить нужно военных наемников – ландскнехтов, которые не просто вычурно одевались, а ввели моду на ношение одежды с прорезями и дырами. Через века модники ее использовали в своих нарядах и красуются в рваных джинсах. Но если, по их мнению, это красиво, то психологи считают, что у таких людей есть проблемы.

Воины-ландскнехты как законодатели новой моды

Военные наемники - ландскнехты. / Фото: no.pinterest.com
Одежда с прорезями эпохи Возрождения



Читать полностью https://kulturologia.ru/blogs/020624/59405/

03 июня 2024

Кто она - настоящая Татьяна Ларина, жизнь которой была гораздо увлекательнее плода фантазии Пушкина

 Источник

Александр Сергеевич говорил, что у героини его произведения «Евгений Онегин» был реальный прототип. Именно поэтому литературоведы до сих пор спорят о том, кто это мог быть. Версий существует очень много. Говорят, что это могли быть: княгиня Щербатова, Евпраксия и Анна Вульф, Мария Волконская, Наталья Фонвизина. В последнее время исследователи всё больше склоняются к тому, что это была жена генерала Фонвизина. Что говорит внимательное изучение всех материалов и, что столь необычного было в этой женщине, образ которой вдохновлял не только Пушкина?
Поиск прототипа Татьяны
Этот вопрос не давал покоя не одному поколению исследователей. Многие из них и вовсе считают, что образ Татьяны Лариной стал собирательным. Сам Александр Сергеевич при жизни говорил, что у героини есть реальный прототип. Значит он имел в виду одну женщину? И если так, кто же это был? По разным причинам некоторые литературоведы склоняются к кандидатуре Натальи Фонвизиной-Пущиной, в девичестве Апухтиной.

                                                    Наталья Дмитриевна Апухтина
Читать далееhttps://kulturologia.ru/blogs/241222/55058/
Изображение Татьяны Лариной
Михаил Александрович и Наталья Дмитриевна
Наталья Дмитриевна Фонвизина и памятник ей
Такой Татьяна Ларина была в фильме «Евгений Онегин» 1958 года
Источник: https://kulturologia.ru/blogs/241222/55058/

02 июня 2024

ЧАСТЬ 3. Сочинение ОГЭ по русскому языку

 Источник

13.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина: «Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Приведите в сочинении два примера-аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры-аргументы, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Я воюю уже третий год. Неужто и прежде годы были такие длинные?..»
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

13.3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое жизненные ценности?». Дайте определение выражению ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а другой – из Вашего жизненного опыта. Приводя пример-аргумент из прочитанного текста, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Практика задания 4 ОГЭ (на основе ОБЗ ФИПИ)

Задание: установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 12. Лексический анализ

 По ссылке доступны теория, практика и презентация к заданию 12 ОГЭ по русскому языку "Лексический анализ https://teletype.in/@vsablina/9kVsUGREZyJ

Теория для задания 12 ОГЭ по русскому языку. Лексический анализ. Определение лексического значения слова, значений многозначного слова, стилистической окраски слова, сферы употребления; подбор синонимов, антонимов.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 11. Анализ средств выразительности (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение и др.)

 По ссылке теория и практика к 11 заданию "Анализ средств выразительности"  https://teletype.in/@vsablina/dzsWs17XX4W

В алгоритме выполнения задания прописано, как не спутать метафору, сравнение и сравнительный оборот, как  найти фразеологизм, отличить эпитет от обычного прилагательного, на какие внешние признаки смотреть, чтобы найти сравнение и сравнительный оборот. Приведены примеры всех средств выразительности.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 10. Анализ содержания текста

 По ссылке https://teletype.in/@vsablina/OEXtQ36nqtW  теория и практика к заданию 10 "Анаализ содержания текста"

Задание 10 ОГЭ по русскому языку относится к типу послетекстовых заданий, которые предназначены для проверки глубины и точности понимания прочитанного, умения анализировать полученную информацию

Тексты, представленные для анализа в тесте ОГЭ, как правило, художественные. Анализ художественного текста представляет собой особую сложность. Необходимо учитывать приемы и средства, которые может использовать автор. Следовательно, необходимо обратить внимание на средства выразительности речи.

В материале даны характеристики разных видов чтения: просмотрового, ознакомительного, сканирования, поискового, изучающего и быстрого.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 9. Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание)

 По ссылке материалы для подготовки к заданию 9 "Грамматическая синонимия словосочетаний (согласование, управление, примыкание) https://teletype.in/@vsablina/WzRwvhsFGWZ

Представлены формулировка задания 9, алгоритм его выполнения, теория и практика выполнения задания.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 8. Морфологические нормы

 По ссылке теория, практика и презентация к заданию 8 https://teletype.in/@vsablina/Ry-ZYWZFsR3

Задание 8 ОГЭ по русскому языку нацелено на проверку владения морфологическими нормами. Необходимо знать правила образования и употребления форм существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

В материалах представлены нормативные формы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, деепричастий, местоимений и др. В презентации 85 кадров, и она даёт наглядное представление обо всех морфологических нормах русского языка.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 7. Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)

  Теория и практика а заданию 7 ОГЭ по русскому языку  "Орфографический анализ (вставьте пропущенные буквы)" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/_PONbAnGa-_

Задание 7 ОГЭ по русскому языку нацелено на применение правил написания слов с различными орфограммами.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 6. Орфографический анализ (верное объяснение написания выделенного слова)

 Все типы написаний в русской орфографии разделяются на два класса: морфемное написание и традиционное написание. Т.е. написание слова зависит от фонетических, морфологических, морфемных характеристик. В некоторых случаях может играть роль способ словообразования. Потому Орфография не существует сама по себе, она тесно связана с остальными разделами русского языка. Правила орфографии всегда содержат указание на частеречную принадлежность слова и/или часть слова (морфему), фонетический состав и другие характеристики.

Теория и практика к заданию 6 ОГЭ по русскому языку "Орфографический анализ" по ссылке https://teletype.in/@vsablina/uTQU-UaLS00

Сложность задания на орфографический анализ заключается в том, что необходимо не только уметь на практике применять орфографические правила, но и владеть навыками других видов анализа слова.
Орфограммой называется одно из нескольких (двух или более) графически возможных написаний букв, сочетаний букв, морфем, слов и сочетаний слов, избранное в качестве нормативного, а также контакт, пробел, дефис.

Правила рассматриваются нами в теории к ЗАДАНИЮ 7. Здесь же мы рассмотрим некоторые аспекты Фонетики, Морфологии, Морфемики и Словообразования, которые следует учитывать, проводя орфографический анализ.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 5. Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)

 По ссылке все материалы (теория, практика видео) к заданию 5 ОГЭ по русскому языку "Пунктуационный анализ (расстановка знаков препинания)" https://teletype.in/@vsablina/o8DOvaJRBd7

В задании 5 ОГЭ по русскому языку проверяется практический навык расстановки знаков препинания.
Формулировка задания 5 ОГЭ по русскому языку
Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять тире.
По мнению психологов (1) чувство (2) это внутреннее отношение человека к окружающему миру. Любовь и ненависть (3) страх и радость (4) эти и многие другие состояния человека (6) сформированы миллионами лет эволюции.
ОТВЕТ:24
В видео рассказано о трудных случаях постановки знаков препинания и алгоритме подготовки к выполнению задания 5.

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Синтаксический анализ предложения (характеристика предложения)

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/2vnzKl0mv-9 все материалы к заданию 3 ОГЭ по русскому языку "Синтаксический анализ (характеристика предложения)".

Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию главных членов, распространённые и нераспространённые).

• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

01 июня 2024

1 июня – День защиты детей


Дорогие ребята, родители, педагоги! От всей души поздравляем вас с Международным днем защиты детей! Этот праздник напоминает о том, что дети – наше будущее, надежда и богатство любого народа. Астраханские власти прикладывают максимум усилий для гармоничного развития подрастающего
покаления. В прошлом году благодаря нацпроекту «Демография» в областном центре было введено в эксплуатацию два детских сада по 140 мест каждый: в поселках Новолесное и Янго-Аул. В настоящее время на территории города ведется строительство еще двух детских садов и двух школ. В таких объемах образовательные учреждения в Астрахани не строились многие годы. Масштабная работа по организации досуга юных астраханцев ведется в отремонтированном в 2023 году муниципальном подростковом центре «Контакт». В этот праздничный день хотим выразить благодарность всем тем, кто посвятил свою жизнь работе с подрастающим поколением: воспитателям, учителям, наставникам! Ребятам от души желаем отличного отдыха во время летних каникул, радости общения с родителями и друзьями, новых открытий и ярких впечатлений! Взрослым - терпения и веры в своих детей. Берегите и защищайте их. Пусть каждый ребёнок живёт в любви и гармонии, чувствует заботу и ласку.
 Администрация МО "Городской округ город Астрахань"
В Астрахани к празднику подготовлена обширная программа. Всего и не охватить.

Мы отметили Международный день соседей

 Вчера у нас в микрорайоне Юго-Восток 3 состоялся яркий  и душевный  праздник -- мы отметили Международный день соседей. Спортивные соревнования, цирковое шоу,  мастер-классы по современным танцам, выставка умельцев, мороженое и сладкая вата, детские площадки. Центром притяжения стал концерт, на котором выступали профессиональные артисты и самодеятельные коллективы. А самой радостной, особенно для детей, оказалась пенная вечеринка. Выступление рок-ансамбля "Колибри", вообще, было слышно во всём микрорайоне. Мы же могли видеть сцену рок-певцов  прямо со своего балкона, а слушать их до самого вечера.

Организовала праздник для жителей наших многоквартирных домов Администрация города.


30 мая 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Синтаксический анализ предложения (характеристика предложения)

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/2vnzKl0mv-9 все материалы к заданию 3 ОГЭ по русскому языку "Синтаксический анализ (характеристика предложения)".

Синтаксический анализ предложений (характеристика предложения)
• Характеристика простого предложения (по цели высказывания, эмоциональной окраске, наличию главных членов, распространённые и нераспространённые).

• Главные и второстепенные члены предложения.
• Односоставное предложение.
• Осложнение простого предложения.
• Классификация сложных предложений (сложносочинённое, сложноподчинённое и бессоюзное предложения).
• Прямая и косвенная речь, диалог, цитирование

29 мая 2024

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Задание 2. Синтаксический анализ предложения (грамматическая основа)

 По ссылке все материалы к заданию 2 по ОГЭ (теория, видео, практика).    https://teletype.in/@vsablina/V3oiMwlNNP3

Задание 2. Синтаксический анализ предложения (выделение грамматической основы предложения).

• Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
• Способы выражения подлежащего.
• Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное, составное именное) и способы его выражения.

Лайфхак

Как найти подлежащее и сказуемое?

Во-первых, нужно задать общий вопрос: о чём или о ком говорится в предложении? и конкретные вопросы: кто/что это? Это будет подлежащее.

Во-вторых, задать общий вопрос: а что говорится о подлежащем? и конкретные вопросы: что он делает,/сделает? кто он такой, что это такое, каков предмет,, что сделано. Это будет сказуемое.

А впрочем, не поленитесь -- прочитайте теорию и закрепите знания, просмотрев видео.

Используя эти материалы, можно заниматься самостоятельно, можно консультироваться со своим учителем или со мной. Готова помочь.

Для сбора коллекции веб-ресурсов по теме  в одном месте я использую отличный бесплатный сервис Teletype. Это конструктор быстрых веб-страниц для дистанционного обучения. О том, как пользоваться им можно прочитать по ссылке в блоге Дидактор.

Как писать сжатое изложение? Подготовка к ОГЭ

 По ссылке   https://teletype.in/@vsablina/FLUNfMOZmLw презентации "Как писать сжатое изложение" и "Способы сжатия текста". Необходимо изучить эти презентации. Сохранить а папке с материалами по подготовке к экзаменам.

Краткая история карусели

 Источник

Современная история каруселей насчитывает несколько веков и имеют корни, уходящие в глубокую древность.
Первые упоминания о подобных аттракционах можно найти в античных текстах! Одним из ранних примеров является "трехтанцевальная машина" (также известная как "трехсекторное колесо"), которая была описана александрийским инженером и философом Героном Александрийским около 15 года до нашей эры. Этот механизм включал круглую платформу с радиальными отделениями, в которых люди могли садиться и вращаться.
В средние века на смену рыцарским турнирам пришли праздники, включавшие в себя конные балеты и показательные выступления всадников, называвшиеся "каруселями" (в русском языке изначально это слово употреблялось в мужском роде).
Пародируя такие "парады", французы в 18 веке стали сооружать вращающиеся платформы, где живых лошадей заменили деревянные, а посетители садились на них и старались копьями поражать мишени, либо снимать кольца со столбов.
Карусели использовались также для военных тренировок, в частности, для обучения рыцарей управлению своими лошадьми и совершенствованию навыков в бою. Рыцари садились на специальные деревянные конструкции, которые вращались, тренируя их равновесие и координацию.
Постепенно аттракцион лишился боевой составляющей и превратился в привычную нам карусель.