“
Писатель — самое широкое понятие, которое можно применять к любым сочинителям, вне зависимости от того, что они создают.
Поэт — человек, который пишет только или преимущественно стихотворения.
Прозаик — автор неритмизованных текстов.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Писатель — самое широкое понятие, которое можно применять к любым сочинителям, вне зависимости от того, что они создают.
Поэт — человек, который пишет только или преимущественно стихотворения.
Прозаик — автор неритмизованных текстов.
15 августа в истории литературы.
Из литературных произведений разных народов известно что воины с уважением и любовью относились к своим помощникам.
У богатырей из былин помощниками были конь и меч. Конь и меч – это не только помощники, постоянные спутники походов, но еще и друзья воинов. Своим мечам они давали прозвища. Так, название меча Роланда – «Дюрандаль» указывает на необыкновенную твердость металла.
Зачем Роланду (и рыцарям) нужен был рожок? Чтобы передать какой-то сигнал, позвать на помощь.
И стал призывно Роланд звать на помощь,Одоевский является одним из выдающихся наших музыкальных деятелей. Ему принадлежит ряд музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т.д.) Занимаясь теорией и историей нашего церковного пения, Одоевский собрал много старинных церковных нотных рукописей. Большой любитель органной музыки вообще и музыки ИоганаСебастьяна Баха в частности, Одоевский соорудил для себя компактный орган чистого (не темперированного строя), названный им в честь Баха "Себастьянон" и впоследствии подаренный им московской консерватории. Им было построено также такое фортепиано "натурального", то есть чистого строя. Одоевский не был лишен и композиторского дарования. Ряд пьес для органа и другие музыкальные рукописи Одоевского находятся в библиотеке московской консерватории.
По ссылке можно прочитать об Одоевском подробную статью.
Поистине поражает такое многообразное наследие этого выдающегося деятеля эпохи русского романтизма. А мы-то знали его только как автора замечательной повести для детей -- "Городок в табакерке".
Слушать "Сентиментальный вальс" и другие музыкальные произведения В.Ф. Одоевского ссылка
Лето скоро закончится. Какое уж тут чтение в удовольствие. Произведения из обязательной программы прочитать бы -- думают ученики. Тем не менее я публикую этот список на нескольких страницах, чтобы показать, какие книги есть в мире и какие из них полезно прочитать. Ну, пусть хотя бы увидеть автора и название. По ссылке литература для 9-классников от Гильдии словесников.
О Гильдии словесников. В конце ноября 2015 года в Москве состоялось учредительное собрание Гильдии словесников – новой ассоциации, которая объединяет всех, кто творчески работает со словом: учителей, преподавателей, учёных-филологов, библиотекарей, писателей, музейщиков, журналистов.
О войне, тоталитаризме, нетерпимости, человеческих отношениях, предубеждениях и других серьезных социальных вопросах12 августа 1824 — из-за сложных отношений с графом Воронцовым, под началом которого состоял, Александр Пушкин выдворен из Одессы, уволен с государственной службы и выслан в родовое псковское имение Михайловское «под надзор местного начальства». Михайловская ссылка Пушкина длилась долгих два года. «Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», - пишет поэт, приехав в Михайловское В пору Михайловского затвора он создал лучшие свои произведения. В 1826 году Николай I вызвал его в Москву и снял с него опалу.
Репродукция картины "А. С. Пушкин в селе Михайловском". Холст, масло, 1875 год. Художник Николай Николаевич Ге. Всесоюзный музей А.С. Пушкина в Ленинграде. ...я от милых южных дам, От жирных устриц черноморских, От оперы, от темных лож, И, слава Богу, от вельмож Уехал в тень лесов Тригорских, В далекий северный уезд, И был печален мой приезд (VI, 505). Из черновиков к "Евгению Онегину" Жизнь в Михайловском стала воплощенным контрастом со всем, что до сих пор было Пушкину привычно. Вместо толпы знакомцев и рассеяния одиночество и сосредоточенность. Быт бедный, но не кочевой, а прочный, сложившийся, подчиненный издавна заведенному распорядку. События мерятся совсем иными, домашними, комнатными масштабами: получение письма, поездка в Тригорское становятся происшествиями и окрашивают настроения дней, а иногда и недель. Главное событие, основная сфера деятельности в этот период - творчество. Деятельность переносится внутрь души. В этой концентрации поэта на себе сошлись воедино внешние и вынужденные обстоятельства биографии с внутренними и органическими потребностями творчества, и все это окрасилось в особые, специфические тона, благодаря неожиданной смене впечатлений от окружающей природы (Пушкин покинул Одессу в самый разгар южного лета, а первое ощущение от природы Севера, после четырехлетнего перерыва, было связано с осенью). Народный быт и народная поэзия, атмосфера милых и тихих культурных гнезд провинциального дворянского мира, столь далеких от чиновной чопорности "милордов Уоронцовых"1, охватили его по приезде и создали совершенно особый тон его михайловской ссылки. В развитии Пушкина-писателя многое было связано с впечатлениями от каждодневной окружающей жизни, и вместе с тем сам пейзаж, быт, ежедневные впечатления выглядели по-иному потому, что Пушкин смотрел на них глазами реалиста. Причины и следствия здесь постоянно менялись местами. Из книги Ю. Лотмана "Пушкин" ссылка Какие произведения написал Пушкин в Михайловском? В Михайловском Пушкин завершил поэму "Цыганы", начатую ещё на юге, создал трагедию «Борис Годунов» , сатирическую поэму "Граф Нулин» , а также известные автобиографические «Записки» , «деревенские» главы «Евгения Онегина» (с третьей по шестую) , такие шедевры лирики, как "К морю", «Я помню чудное мгновенье» , «Андрей Шенье» , «Разговор книгопродавца с поэтом» , «Сожженное письмо» , «Талисман» , «19 октября» (1825), «Зимний вечер» , «Признание» , "Подражания Корану", "Цветы последние милей", "Сцена из Фауста", "Под небом голубым", "Пророк", "Вакхическая песня"," Всё в жертву памяти твоей... ", "Сожжённое письмо", "Желание славы", "Прозерпина", "Если жизнь тебя обманет... ", "Издревле сладостный союз... " (Языкову) , "Зимний вечер", "Песни о Стеньке Разине", "Фонтану Бахчисарайского дворца" и другие, - в общей сложности более ста произведений. Список произведений можно найти в любом полном собрании сочинений, даты написания с 9 августа 1824 по 3 сентября 1826 (старого стиля). .Николай I был мстителен: он желал уничтожить участников восстания лишь за то, что они заставили его испытать унизительный страх. Он не мог забыть и простить декабристам личную обиду. О пушкинских размышлениях над казнью декабристов свидетельствует один из его рисунков. Пугающая приписка рядом: «И я бы мог, как...» И. И. Пущин Художник Н. А. Бестужев В «19 октября» (1825) Пушкин вспомнит эту последнюю встречу с Пущиным, испытав настоящий взрыв радости и признательности своему другу: И ныне здесь, в забытой сей глуши, В обители пустынных вьюг и хлада, Мне сладкая готовилась отрада: Троих из вас, друзей моей души, Здесь обнял я. Поэта дом опальный, О Пущин мой, ты первый посетил; Ты усладил изгнанья день печальный, Ты в день его лицея превратил. Он вспомнит и Горчакова, к которому относился куда более холодно и даже был готов попрекнуть его в «карьеризме» («Мы расстались довольно холодно, по крайней мере, с моей стороны»). Но в «19 октября» звучит совершенно иное отношение к, казалось бы, чуждому Пушкину типу человека: Нам разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись. Горчаков — потомственный аристократ, молодой дипломат, сделавший блестящую карьеру, будущий министр иностранных дел, канцлер России в эпоху правления Александра II. И неудивительно, что былые школьные привязанности становятся всё слабее: «Нам разный путь судьбой назначен строгой»; «мы быстро разошлись» — конечно, всё так. Но Горчаков не побоится «братски» обнять ссыльного Пушкина посреди дороги, отчаянно рискуя своей карьерой, репутацией и даже свободой. На другой день после восстания декабристов он отправится к дожидающемуся неминуемого ареста Пущину и предложит заграничный паспорт для бегства из России. Тот поблагодарит лицейского товарища, но откажется от его предложения, потому что будет убежден в том, что обязан разделить участь своих самых близких друзей: будь то эшафот, каторга в Сибири, пули горцев на Кавказе. |
Jorge Leal Amado de Faria [ˈʒɔʁʒi lɛˈaw ɐˈmadu dʒi fɐˈɾi. ɐ]; 10 августа 1912, Итабуна, Баия — 6 августа 2001, Салвадор) — бразильский писатель, журналист, общественный и политический деятель. Один из наиболее известных бразильских профессиональных писателей. Объёмом тиражей уступает только Пауло Коэльо. Нет человека, который не знал бы бразильского писателя Жоржи Амаду (1912 – 2001). Хотя бы благодаря фильму «Генералы песчаных карьеров», снятому по его роману «Капитаны песка». А ведь у Амаду множество других знаменитых произведений: «Дона Флор и два ее мужа», «Тереза Батиста, уставшая воевать»... Активист компартии, лауреат Международной сталинской премии (1951), поклонник соцреализма и приверженец магического реализма, Жоржи Амаду стал «визитной карточкой» бразильской литературы. И оставался ею до появления Паоло Коэльо. Елена Белякова, доцент Череповецкого государственного университета, написала в книге «Русский» Амаду и бразильская литература в России» (М., 2010): «Поэтому и были приняты у нас книги Амаду с такой теплотой, потому и вошли они так органично в контекст русской литературы, что русский человек нашел там то, что свойственно и дорого ему: любовь к свободе, великодушие, бескорыстие – но еще он нашел в них то, чего ему так недостает: радостного восприятия жизни». «Вечерка» предлагает вспомнить самые интересные факты о Жоржи Амаду и о восприятии его творчества в нашей стране. 1. Иногда про Амаду пишут, будто он был жрецом культа вуду. На самом деле это не так. Амаду в бытность депутатом бразильского парламента от Бразильской коммунистической партии внес законопроект о легализации местного культа кандомблэ (до этого он был запрещен, его сторонники жестоко преследовались). В знак уважения сторонники культа присвоили Амаду титул «оба» – что-то вроде «старейшины» или «министра». 2. Впервые в Советском Союзе имя Амаду было упомянуто в 1934 г. в июньском номере «Интернациональная литература» (существовал в 1934 – 1943 гг., в 1955 г. возрожден под названием «Иностранная литература»). В статье под названием «Революционная книга завоевывает читателя» было сказано, что в Бразилии пользуется популярностью роман Амаду «Пот» (1934), описание жизни пролетариев с окраин города Баия. Это было второе произведение 22-летнего писателя. Первый роман «Какао», про жизнь батраков на плантациях, он опубликовал за год до этого. 3. Первая книга Амаду в Советском Союзе была издана в 1948 г., это был роман «Земля золотых плодов». Однако книга прошла незамеченной. А вот «Красные всходы», изданные через год, завоевала огромную популярность. «Роман переиздавался в 1954-м году тем же издательством, а в 1963-м году – вологодским книжным издательством массовыми тиражами, – пишет Елена Белякова. – Но самое главное то, что томик «Красных всходов», имевшийся в то время в любой сельской библиотеке, был самым «зачитанным» среди его книг, предшествовавших «Габриэле» (этот роман впервые был издан в 1961 г.). Впервые за всю историю русско-бразильских литературных связей перевод был сделан непосредственно с португальского языка (до этого бразильскую литературу переводили с испанского) человеком, который этим языком владел. Это был Юрий Калугин, первый советский корреспондент в Бразилии, личный друг Жоржи Амаду. 4. Самая известная в нашей стране экранизация Амаду – фильм Холла Бартлета «Генералы песчаных карьеров» (США, 1971 г.) г. «Генералы…» получили премию в конкурсной программе Московского международного кинофестиваля в 1971 г., но в широкий советский прокат картина вышла в 1974 г. Зрители бросились в книжные магазины и библиотеки искать роман-первоисточник "Генералы песчаных карьеров". The Sandpit Generals. США, 1971. Режиссер и сценарист Холл Бартлетт (по роману Жоржи Амаду "Капитаны песка"). Актеры: Кент Лейн, Тиша Стерлинг, Алехандро Рей, Бутч Патрик и др. Прокат в СССР – 1973. 43,2 млн. зрителей за первый год демонстрации. Песня из кинофильма "Генералы песчаных карьеров" https://ru.drivemusic.me/pop_music/39327-neschastnyjj-sluchajj-generaly-peschanykh-karerov.html |
Михаил Зощенко в окружении родителей и сестёр Елены и Валентины. Санкт-Петербург. 1903 |