07 февраля 2011

...а теперь без ответов

•Укажите слова, в которых есть звук [к]
Кто, Бог, оккупация, акустический, парикмахер, четверг, смог бы, тягчайший, крепче, мягче, полегчало, ягдташ, постригся.

•Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова:
яр, люк, сад, лен, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.
Какие новые слова у вас получатся?

Вот вам фонетическая задача с ответом

•В книге «Правильно ли мы говорим?» писатель Борис Николаевич Тимо­феев посвящает отдельную небольшую главу скоплениям гласных и согласных, знакомя читателя с некоторыми любопытными примерами. Вот один из них:
«- А может быть, вам желательно услыхать фразу, в которой бы стояли рядом девять(!) гласных?
- Извольте!
-Я знаю ее и ее июльское увлечение…»
Верен ли этот пример?

Ответ: Здесь идут подряд девять гласных букв, но не звуков. Из них шесть пе­редают сочетание с согласным [ j ].

Вот в лес бы сейчас к этой сказочной белочке. А тут хвораешь и пьёшь таблетки.
Фото

04 февраля 2011

КОТ ЧЕРНЫШ ЛЮБИТ ИГРАТЬ С КУРСОРОМ

В газете  "Комсомольская правда" есть рубрика "Живой уголок", и  под ней публикуются очень забавные материалы читателей. Вот  я не удержалась, с котом Чернышом захотела вас познакомить.
Пишет Елена Строганова из Аксая:
«Нашему Чернышу 5 лет, он очень любознательный и шкодливый. Целыми днями, пока хозяева на работе, он спит. Как только я прихожу домой и сажусь за компьютер, Черныш тут как тут. Наш кот очень любит следить за тем, как я работаю. Иногда котяра пытается поймать курсор. Со стороны это выглядит очень забавно. Но чаще всего Черныш просто лежит на кровати, лениво развалившись и дремая. По характеру наш котяра ревнивец. Он терпеть не может, когда ему уделяют мало внимания. Иногда, когда я сажусь вязать, он запрыгивает ко мне на колени и начинает слегка покусывать за руки. Мол, отложи все свои дела и просто приласкай меня. Приходится откладывать вязание в сторону и гладить Черныша по животику, как он любит».
Источник здесь 

Карантин продлён

Карантин в школах города продлён до 10 февраля включительно. Так что не хворайте и, если здоровы, не забывайте об уроках.

03 февраля 2011

Ренессанс Стивена Кинга: возвращение Короля

Стивен Кинг по праву считается одним из самых экранизируемых писателей в мире — на его счету более сотни киноадаптаций рассказов, повестей, романов и несколько оригинальных сценариев. Но ввиду того, что короткие рассказы, раздутые до полного метра, мало походили на первоисточник, а романы, напротив, были слишком толсты и нуждались в кастрации, то, как итог, нормальные экранизации Короля Ужасов можно пересчитать по пальцам.
Сам автор с этим фактом давно смирился, как и его преданные читатели, но в последние дни из Голливуда приходят новости одна бодрей другой: уже целый ряд старых фильмов по Кингу обещано перелицевать и осовременить. Перековке подвергнутся "Оно", "Порождающая огонь", "Максимальное ускорение", "Противостояние", а теперь этот список пополнил еще и ремейк "Кладбища домашних животных". Надо отдать должное, о своем желании снять новую киноверсию сего хоррор-бестселлера представители Paramount заикались еще несколько лет назад, но никаких дополнительных новостей не последовало, и об этом заявлении все быстро забыли. Но события последних недель заставили проект восстать из небытия. Как сообщил один из сотрудников "Парамаунта", студия поручила Мэттью Гринбергу ("1408") подновить сценарий ремейка, еще с середины "нулевых" дожидающийся своего часа, и "приступила к поиску высококлассного режиссера".
Читать далее

А вы какие подарки предпочитаете получать?

Прочитайте текст и выполните задание.
Печкин говорит:
-- Надо день рождения к осеннему или зимнему сезону подгадать. Тогда тебе как раз вовремя тёплые валенки подарят или сапоги непромокаемые.
-- Тёплые валенки или сапоги непромокаемые я и сам себе могу  купить безо всякого дня рождения, -- отвечает Матроскин. -- А в день рождения особые подарки дарят, неправильные. Может быть, совсем даже ненужные.
-- Не надо нам ненужных подарков, -- обиделся Печкин. -- Нам нужны подарки хозяйственные: лопаты там, грабли всякие или дрова для зимы. (Э. Успенский.)
Найдите существительные в форме множественного числа. Распределите их на две группы: имеющие формы обоих чисел и имеющие форму только множественного числа. считаемыми или несчитаемыми являются существительные во второй группе? Поясните свою позицию.

Учимся дома: считаемые и несчитаемые предметы

Продолжите подбор существительных, являющихся  несчитаемыми предметами, с заданными лексическими значениями.
1. Действие: лай, катание,...
2. Названия игр: футбол, теннис,...
3. Собирательное значение: крестьянство, офицерство,...
4. Названия качеств или  признаков: прямота, злрсть, слепота,....
Докажите, что этим предметам нельзя дать количественную характеристику.
Только ли форму единственного числа могут иметь несчитаемые предметы?

Ищите на сайте школы -- и выполняйте!

На сайте школы school49.furendso.ru  размещены домашние задания по предметам, в том числе и по русскому языку. Если вы здоровы, то, не откладывая, приступайте к их выполнению.

01 февраля 2011

Поздравляем!

Сегодня ученицы 8 а класса  Мартина Соколова и Татьяна Шапошникова получили Грамоты за участие во Всероссийском детском творческом конкурсе "Святые заступники Руси". Поздравляем!

Сейчас много говорят об эпидемии гриппа...

Спасение утопающего -- дело рук самого утопающего.

31 января 2011

ПРИСОСЕДИЛСЯ....

фото

Было пОром -- стало пАром

Ответ на задачу из "Русского медвежонка" для 10-11 классов.
В каком из следующих слов в ходе истории русского языка произошло орфографическое изменение -- замена безударного о на а?
(А) народ; (Б) староватый; (В) прародитель; (Г) пароход; (Д) паром.
 
Ответ. Никаких формальных признаков, отличающих одно слово от всех остальных, не видно.  Значит, единственный способ решить задачу -- попытаться проверить безударное  а в каждом из них. В слове народ явно выделяется приставка на-.  Приставки но- в русском языке нет, к тому же на- бывает и ударным (натиск). Слово староватый легко проверить словом старый, слово прародитель -- словами типа прадед, правнук (не перепутав при этом приставку пра- с притавкой про-!), слово пароход -- словом пар. Остаётся слово паром, в котором а является непроверяемым: таким образом, ничто не мешает предположить, что раньше  это слово выглядело как пором. Ответ: (Д).

На фото:  паром Finnstar Паромная компания Finnlines.

От сессии до сессии живут студенты весело....

Так как мы учимся с вами дома, вот новое домашнее задание. Прочитайте текст. Что нового вы узнали? Спросите у своих родителей, бабушек и дедушек, какие стипендии они получали во время учёбы. Напишите об этом.
Есть  в нашей жизни явление, значение которого быдо чрезвычайно высоко ещё двадцать лет назад. Тогдашние студенты с грустью вспоминают прошедшие, уже почти легендарные времена, когда во время обучения в училищах, техникумах и институтах студентам ежемесячно выплачивалась стипендия.
Сравните: буханка хлеба стоила 20 копеек. Столько же вы заплатили бы за полноценный завтрак в  студенческой столовой. Средняя стипендия в восьмидесятых годах 20 века составляла 50 рублей в месяц. Если ты сдавал сессию на "хорошо", то получал на 25 процентов больше; если на "отлично" -- больше на 50 процентов. Студент мог прожить  на эти деньги даже без помощи родителей, не тратя время на попытки где-то подработать.
Сейчас стипендия в большинстве учебных заведений -- явление чисто символическое. Однако опыт других стран показывает, что государство должно стремиться к появлению нужных ему специалистов, обучение которых оно готово поддерживать с помощью достойных стипендий.

30 января 2011

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЧИСЛА

В дополнение к учебнику: какие подвохи может таить в себе форма единственного числа?
Пусть в тексте выступает форма единственного числа существительного. Прежде чем решить, что она обозначает один предмет, надо проверить, не стоит ли за ней какой-нибудь подвох.
А подвохи могут быть вот какие.
Во-первых, для некоторых существительных в единственном числе вопрос о числе обозначенных ими предметов вообще не имеет смысла. Например, мёд, гордость, студенчество.
Во-вторых, могут быть существительные в единственном числе, обозначающие совсем не единичность называемого предмета. Когда мы, например, видим на упаковке товара надпись Подарок школьнику (новосёлу, садоводу) или Завтрак туриста, то речь, разумеется, идёт не об одном-единственном школьнике, новосёле, садоводе, туристе. Имеется в виду  любой, всякий, каждый, а следовательно, все школьники, новосёлы, садоводы, туристы.
Или когда мы читаем мудрые слова М. Горького Любите книгу -- источник знания, то прекрасно понимаем, что речь идёт не об одной-единственной книге, а о любой книге, то есть о книгах вообще.
И в известной строке из пушкинской "Полтавы" Швед, русский колет, рубит, режет, конечно, речь идёт не об одном шведе или русском, а обо всех шведах и русских, участвующих в сражении. Сравните то же самое явление в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино": И слышно было до рассвета, как ликовал француз. Не один же француз ликовал так громко!
                                                                                                 (И. Милославский.)

29 января 2011

Кто кому кем приходится?

В очередную рубрику "Пиши правильно!" собраны слова, которые называют людей, находящихся в тех или иных родственных отношениях. Немного помогу вам, ребята, приведя толкования значений некоторых слов из этого списка.
Золовка -- сестра мужа.
Свояк --  муж свояченницы, а также (разг.) вообще свойственник.
Свояченница -- сестра жены.
Сноха -- женщина по отношению к отцу и матери её мужа, невестка.
Чета -- муж и жена или двое влюблённых.


Источник: "Толковый словарь русского языка" С.И Ожегова  и Н.Ю. Шведовой. (Давно, наверное, держали в руках этот словарь?!)

Считаемые и несчитаемые предметы

Учимся дома. 6-классникам надо освоить категорию числа имён существительных. Изучите параграф и выполните задание.
Можно ли сказать съел пять медов, у него семь гордостей, приехало десять студенчеств? Почему? А съел пять булочек, у него семь рублей, приехало десять студентов? Сделайте вывод о считаемых и несчитаемых предметах как грамматических классах слов.

У нас карантин. Будем учиться дома

С сегодняшнего дня в нашей школе объявлен карантин по заболеваемости простудными заболеваниями.  Порог для установления карантина -- более  20 процентов заболевших  детей.

28 января 2011

«S. T. A. L. K. E. R» и «Том Сойер»

Вот результаты небольшого исследования, проведённого в одной из лучших московских школ. Детям 5–6-х классов было предложено назвать три книги, которые они взяли бы с собой на необитаемый остров.
Родители! Если вы не знаете, что читают под одеялом с фонариком ваши дети, то этот список для вас. Вот что они выбирают (за ответы им не ставили отметок и даже позволили не писать своё имя на листке):
Дж. Роулинг «Гарри Поттер» (все семь томов), «S. T. A. L. K. E. R» (сборники «Чистое небо», «Тени Чернобыля», «Зов Припяти»), К. Льюис «Хроники Нарнии», Д. Глуховский «Метро 2033», С. Майер «Сумерки», Собрание энциклопедий, В. Скотт «Айвенго», Ф. Купер «Последний из могикан», А. Тор «Остров в море», Ж. Уилсон «Разрисованная мама», У. Старк «Пусть танцуют белые медведи», Ч. Диккенс «Оливер Твист», Жюль Верн «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой», Марк Твен «Том Сойер», Д. Толкиен «Властелин колец», Дж. Крюс «Тим Талер, или Проданный смех», К. Паолини «Эрагон», А. Конан Дойл «Приключения Шерлока Холмса», Б. Акунин «Квест», С. Сухинов «Клад и крест», Е. Санин «Тайна рубинового креста», Д. Емец «Таня Гроттер», С. Лукьяненко «Чистовик», «Черновик», А. Линдгрен «Эмиль из Лённеберги», «Ронни – дочь разбойника», «Пеппи Длинныйчулок», Э. Портер «Полианна», Д.  Пеннак «Глаз волка», Дж. Кервуд «Казан – благородный волк», К. Кротова «Сахара, или Мифический друг», С. Коллинз «Голодные игры», Н. Садур «Лунный волк», Ф. Пулман «Золотой компас», Л. Пантелеев, Г. Белых «Республика Шкид», Н. Перумов, А. Коул «Армагеддон», «Большая книга ужасов», С. Кинг «Оно», книги по истории древней Москвы, А. Грин «Алые паруса», В. Алексеенко, М. Никольский «Тайны вселенной», «Истребители Лавочкина», А. Ященко «Книга страхов, ужасов и ночных кошмаров», «Хруп. Воспоминания крысы-натуралиста», «100 самых знаменитых людей мира". 
Читать полностью http://www.lgz.ru/article/14905/  Очень интересные заметки о круге чтения современных подростков.

ИЗВИНИТЕ или ИЗВИНЯЮСЬ

Извините, вы выходите на следующей? Извините, пожалуйста, вы не скажете, где метро?… Извините, извините, извините
Это становится чем-то вроде универсального обращения – вместо «товарища», «гражданина» и «гражданки», «девушки», «сударя» и всего того, с чем мы никак не можем разобраться.
Однако есть и просто «извините» – то самое «извините», которое мы произносим именно тогда, когда хотим попросить прощения, извиниться, принести извинения. Казалось бы – чего проще? Но не тут-то было. У «извините» есть соперник, странное такое слово – «извиняюсь».
«Извиняюсь». Наверняка вы сотни раз слышали, как говорят «извиняюсь». Вроде бы очень похоже на «извините», да что там, это практически то же самое… Однако человек, чуткий к слову, смутно ощущает в этом «извиняюсь» какую-то подмену. Когда вам говорят «извините», вы понимаете, что у вас действительно просят прощения, а когда бросают (именно бросают) «извиняюсь», трудно не уловить в этом пренебрежение, если не издёвку. В чем же дело?
Оказывается, языковеды наши смутные ощущения давно перевели в научную плоскость. Вот что сообщает нам по этому поводу «Словарь русского речевого этикета». Если «извините» – это широкоупотребительная форма вежливого извинения, то «извиняюсь» – это просторечное слово, которое, извините, находится вообще за рамками литературной нормы. Считается, что это самое «извиняюсь» вошло в оборот со времен первой мировой войны, с 1914 года.
«Кому не известна формула большевистской вежливости – “извиняюсь”? – писал не без горечи знаменитый русский языковед Селищев о языке революционной эпохи. – Сколько прекрасных русских слов есть для того же самого. “Виноват”. Но разве можно признать себя виноватым? “Простите”. Да наплевать мне, прощаете вы меня или нет. А я сам “извиняюсь” и будет с вас. Ужаснейшее слово и ужаснейшее с ним поведение: прежде вам наступали на ногу и говорили: “Простите”, а теперь вам говорят “Извиняюсь” – и наступают вам на ногу…»
«Извините», «извините» и еще раз «извините» – только это можно считать извинением настоящим. «Извиняюсь» – в лучшем случае отговорка. А о худшем, извините, лучше не задумываться.
Источник здесь

Про школу и озорника Петю

Учили существительные общего рода. В рубрику "Пиши правильно!" на этот раз были включены  такие слова: егоза, невежа, забияка, невежда, ханжа, а ещё озорник, подхалим и симулянт. По желанию можно было попробовать сочинить юмористический рассказ. Вот что получилось у Виктории В.  Мне понравилось, как Вика написала, удачно использовав  предложенные авторами учебника  слова..
Прозвенел звонок, ученики зашли в класс. Все, кроме озорника Пети. Войдя в класс и испросив разрешение на посадку, он несколько раз пересел с места на место, пока не угнездился на последней парте. Учитель назвал его егозой.
Начали проверять домашнюю работу, а Петя  её не выполнил. Пришлось ему выкручиваться. И так и эдак уговаривал он учителя не ставить ему двойку. Клялся, что и педагог, и предмет этот у него самые  любимые. Одноклассники только посмеивались. Кто-то даже выкрикнул: "Подлиза!" Петя начал оговариваться, и его назвали забиякой. Он покраснел, закрыл лицо руками. За этим последовал лжеприступ, на который ребята, хорошо знавшие Петины выходки, отреагировали репликой: "Симулянт!" ... Урок был сорван. Обидно, что не только Петя, но и его одноклассники из-за этого останутся невеждами.

25 января 2011

Владимир Высоцкий. Педагогу

                               Е. Ф. Саричевой

Вы обращались с нами строго,
Порою так, что не дыши,
Но ведь за строгостью так много
Большой и преданной души.
Вы научили нас, молчащих,
Хотя бы сносно говорить,
Но слов не хватит настоящих,
Чтоб Вас за все благодарить.
1960
Фото

Эффективные стратегии обучению чтению в основной школе

 Галина Ковалёва, национальный координатор исследования PISA в России/
"Учительская газета", 2011, № 1, с.20

Последние результаты PISA - 2009 показали, что по читательской грамотности 27 % российских учащихся не достигли 2-го (базового) уровня из 6. Они не демонстрируют способность применять текст как основу для активного функционирования в современном мире. Что делать?
Менять стратегии обучения чтению. PISA подтверждает, что самая эффективная - стратегия краткого изложения содержания текста и стратегия чтения текста с пониманием и последующим его обсуждением.
Но в России доминируют стратегии на запоминание. Возможно, система обучения в основной школе, наши учебники не поддерживают развитие учащихся и их умений работать с информацией, обобщать, анализировать, вычленять позицию автора, соотносить со своей. Чаще всего задания в учебниках направлены на нахождение ответов в тексте по ключевым словам. А это имитация понимания текста. Учителя-предметники целенаправленно не учат работать с текстом. А ведь необходимо научиться перерабатывать информацию. Если мы переориентируем школу на другой стиль работы с информацией, то ситуация изменится.
Из блога Светланы Ясинской.

Астрахань зимой

На катке.
Источник здесь

Род названий лиц женского пола по профессии, должности -- мужской

В 6 классе по учебнику М.В. Панова начали изучать имя существительное. Трудности вызвал вопрос, к какому роду отнести слова врач, педагог -- к общему, а может быть, к женскому. Как сказать: Врач пришла или Врач пришёл; Наш директор или Наша директор? Привожу  в дополнение к учебнику справки из авторитетных источников.
Слова без парных образований. Многие имена существительные мужского рода, обозначающие лицо по профессии, занимаемой должности, выполняемой работе, занятию, ученому или почетному званию и т.д., в официально-деловом стиле сохраняют свою форму и в тех случаях, когда относятся к лицам женского пола, например: педагог, техник, токарь, геолог, физик, металлург, конструктор, оператор, новатор, судья, адвокат, доцент, кандидат наук, депутат, ветеран труда, лауреат международного конкурса, мастер спорта, полковник, лейтенант.
Литературное редактирование. Справочник Д.Э. Розенталя

Нельзя относить к существительным общего рода слова типа врач, адвокат, математик, брокер, директор, менеджер, геолог, педагог и др., используемые для обозначения лиц женского пола. Согласно норме, эти слова в любом контексте остаются существительными мужского рода: выдающийся физик Кюри-Склодовская, опытный врач Смирнова и т. п. В разговорной речи сказуемое при таких словах чаще всего употребляется в форме женского рода: Исследователь Филимонова поехала в Ярославский музей-заповедник; Опытный адвокат выступила с речью в защиту подсудимого.
Источник здесь