Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
20 июня 2011
Основа повествования -- развитие действия
Повествование-расказ относится к той разновидности монологической речи, в которой повествуется о том или ином событии, эпизоде, факте жизни. Основой повествования-рассказа является развитие действия в определённой временной последовательности.
В предыстории к рассказу можно дать историю события: кратко охарактеризовать время, место и основных героев повествования. Рассказ можно дополнить (там, где это необходимо) комментариями, пояснениями, оценками, сведениями в виде авторских отступлений. Обязательным элементом вашего рассказа должно быть заключение.
Е.В. Любичева.
Описание: структурные части
При создании текста, ядром которого является описание природы, следует придерживаться следующих структурно-композиционных частей: общее впечатление от увиденного, пережитого; собственно описание природы; обобщение.
При описании внешности героя используйте соответствующие тематически объединённые слова: внешний облик, возраст, лицо, волосы, рост, телосложение, походка...; однородные члены предложения, требующие интонации перечисления (удивительные карие глаза, пушистые загнутые ресницы, крупный рот и ослепительно белые зубы); составные именные сказуемые (Он был среднего роста... Его походка была небрежна и ленива. -- М.Ю. Лермонтов); оценочные слова (необычно внимательные, добрые глаза).
Если в портретном описании перечисляются внешние признаки человека, то в описании-характеристике называются черты характера, приводятся биографические данные, описываются наклонности, интересы человека: выделялся блестящими способностями, сосредоточенно слушал, всегда обдумывал свои поступки, увлекательно рассказывал...
Е.В. Любичева.
Русский язык. Методические материалы
для проведения уроков. 10-11 классы.
М., Эксмо, 2007.
19 июня 2011
Ад кромешный и тьма кромешная
Слово кромешный в наше время употребляется только со строго определёнными существительными. Ад кромешный означает невыносимую обстановку, кромешная тьма -- беспросветную темноту. Как же возникли эти значения?
В современном русском языке слово кроме -- это предлог, который употребляется с существительными в родительном падеже. Кроме бабушки в доме никого не оставалось. Кроме смородины в лесу было много других ягод: малины, черники, голубики.
В древнерусском языке кроме было наречием и имело значение "вне, снаружи". Вспомним историю: когда Иван Грозный разделил русскую землю на две части -- земщину и опричнину, то опричные (иные) земли он раздал во владение своим приближённым -- опричникам. Эти земли были как бы вне остальных земель, а опричники были вне существующего закона. Они подчинялись только царю. В народе они получили название кромешников.
Кромешный -- это такой, который находится снаружи, вовне: вне закона, вне обжитого, освещённого, согретого теплом пространства. Когда мы сейчас говорим о полной темноте, в которой нам мерещатся всякие страхи, мы называем её тьма кромешная.
Нынче с самолёта такого не увидишь...
Перечитываю "Планету людей" Антуана де Сент-Экзюпери. Из списка произведений для летнего чтения своим ученикам и погружаюсь в замечательный мир. Сколько доброго, вечного и, уверена, значимого для каждого могут дать такие книги. Вот, к примеру, отрывок.
Никогда не забуду мой первый ночной полёт над Аргентиной, ночь настала тёмная, лишь мерцали, точно звёзды, рассеянные по равнине редкие огоньки.
В этом море тьмы каждый огонёк возвещал о чуде человеческого духа. При свете вон той лампы кто-то читает, или погружён в раздумье, или поверяет другу самое сокровенное. А здесь, быть может, кто-то пытается охватить просторы Вселенной или бьётся над вычислениями, измеряя туманность Андромеды. А там любят. Разбросаны в полях одинокие огоньки, и каждому нужна пища. Даже самым скромным -- тем, что светят поэту, учителю, плотнику. Горят живые звёзды, а сколько ещё там закрытых окон, сколько погасших звёзд, сколько уснувших людей...
Подать бы друг другу весть. Позвать бы вас, огоньки, разбросанные в полях, -- может быть, иные и отзовутся. (Перевод Норы Галь).
Её глаза -- как два тумана
ПОРТРЕТУ ЛОПУХИНОЙ
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Я.Полонский
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали,
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд, и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.
Я.Полонский
ПОРТРЕТ
Ее глаза – как два тумана,
Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок,Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,Предвосхищенье смертных мук.
Н.Заболоцкий
Глагол с редким суффиксом -вова-
Глагол чествовать связан с существительным честь в значении "почёт, уважение".
Чествовать -- значит оказывать уважение, почёт; устраивать празднество в честь какого-то выдающегося человека.
У этого глагола редкий суффикс -вова-. От глагола суффиксальным способом можно образовать существительное чествование.
Развлечения для всех
http://fun.ucoz.ru/ "Развлечения для всех" -- так называется сайт по приведённой в начале сообщения ссылке. На нём можно найти подборку самых смешных анекдотов. Нет повторений! Афоризмы в коллекции разбиты на категории. Цитаты из различных источников, собранные в одном месте, тоже тут. А ещё "Тайна имени", "Крылатые выражения", "Кулинарные рецепты", "Обои для рабочего стола". Советую заглянуть.
18 июня 2011
Алфавит. Запоминалки
ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Рейтинг городов, доброжелательных к детям
По ссылке http://rian.ru/social_ratings/children/ можно найти результаты рейтинга городов, доброжелательных к детям. На первом месте по индексам "Жизненная среда", "Возможности индивидуального развития", "Забота о здоровье" стоит город Петрозаводск, за ним следует Москва, Волгоград -- на пятом месте, Астрахань -- на седьмом. Районные центры нашей области расположились в таблице таким образом: 12 место -- Ахтубинск, 13 -- Камызяк, 15 -- Харабали, 16 -- город Нариманов.
По мнению авторов исследования, город, доброжелательный к детям, это тот, в котором учитываются нужды и приоритеты детей; бюджет формируется в соответствии с их потребностями; дети и молодежь участвуют в разработке политики и принятии решений; все дети, независимо от состояния здоровья, возраста, национальности и социальной принадлежности, могут жить полноценной счастливой жизнью.
Источник здесь
Калькулятор баллов ЕГЭ
Зная, сколько баллов вы набрали по разным предметам в рамках Единого государственного экзамена, вы можете узнать, каковы ваши шансы поступить в тот или иной российский государственный вуз на:
•бюджетное место;
•платное место.
Эта вероятность оценивается путем сопоставления Вашего среднего балла ЕГЭ (в расчете на один предмет) со средним и проходным баллами в вузах, в которых ведется обучение по выбранному Вами направлению подготовки.
Здесь можно воспользоваться этим калькулятором.
"Компьютерные" болезни
Полученные данные вызывают опасения за будущее подрастающего поколения и вынуждают настоятельно ставить вопрос о защите людей от излучения ПК.
Нельзя также забывать о компьютерной усталости. Психологи утверждают: ежедневное общение с компьютером портит характер. «Запойный» пользователь становится замкнутым, раздражительным, его не интересует окружающая жизнь. Медики считают среди профессиональных «компьютерных» заболеваний — ТПН (травма повторяющихся нагрузок). Когда затекают руки, ноют суставы пальцев, беспокоит боль в позвоночнике. Заболевания, обусловленные ТПН, поражают нервы, мышцы и сухожилия рук. Люди, работающие за компьютером чаще всего страдают тендовагинитом, травматическим эпикондилитом (теннисный локоть), болезнью де Кервина, тендосиновитом, синдромом канала запястья.
Источник здесь
Слово, словосочетание, предложение: чем они отличаются
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).
От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом). Значение словосочетания складывается из значений составляющих его слов, в отличие от значения фразеологизма, значение которого не является суммой значений составляющих его компонентов. Ср.: фразеологизм водить за нос (‘обманывать’) — свободное словосочетание водить за руку.
От предложения словосочетание отличается тем, что не является коммуникативной единицей: мы общаемся не словосочетаниями, а предложениями, а словосочетания являются для предложений «строительным материалом». Кроме того, предложение может состоять из одного слова (Светает), а словосочетание — нет.
Источник здесь
17 июня 2011
УЧЕБНИКИ
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
Часть 2. Морфемика и словообразование
Часть 3. Лексикология и лексикография
Часть 4. Морфология. Части речи и образцы их морфологического разбора
Часть 5. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Образцы синтаксического разбора
Здесь
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Фонетика. Орфоэпия. Графика и орфография
Часть 2. Морфемика и словообразование
Часть 3. Лексикология и лексикография
Часть 4. Морфология. Части речи и образцы их морфологического разбора
Часть 5. Синтаксис. Словосочетание. Предложение. Образцы синтаксического разбора
Здесь
Я приду к тебе ранним рассветом
«Я приду к тебе ранним рассветом...» на Яндекс.Фотках
Я приду к тебе ранним рассветом,
Как забрезжит небесная просинь.
И в окошко с лучом, безответно,
Сквозняком просочусь в твою осень.
Ну а в стужу, поджав свои ноги.
Стану вороном мчащим сквозь вьюгу,
И хоть снег закружил все дороги.
Разыщу свою зиму-подругу.
А весною лучом, вновь разбужен.
Я найду, точно птицу манок.
И капелью, брызгами жемчужными,
Расцелую ступни твоих ног!
Летом звёздною пылью я буду,
Лунным светом к тебе прикасаться.
От меня не уйдешь: я- повсюду,
Чтоб в объятьях твоих просыпаться.
Леонид Степаненков
Источник здесь
Я всё-таки -- за ЕГЭ!
Каждый день просматриваю блог ЕГЭ на официальном сайте Единого государственного экзамена. Пользователи горячо обсуждают вопрос о ЕГЭ и других формах итоговой аттестации выпускников. Одни безапелляционно заявляют, что ЕГЭ -- это бред. Другие.... Не пересказываю -- привожу дословно.
Полный бред - это возвращение к предыдущим экзаменам, где все зависит от взяток, произвола учителей и прочего. ЕГЭ же остается объективной оценкой, очень плохо, что Глебова не привела такой аргумент в пользу именно независимого ЕГЭ. Ведь раньше не было никаких новостей насчет задержания списывавших, взяточников по экзаменов - а их было очень много, сейчас, когда введена такая система мы видим именно объективную ситуацию знаний ученика.
И ещё комментарий:
-- Конечно, ЕГЭ не во всём совершенен. А критиковать - всегда проще. Но где же дельные советы, предложения? Госпожа Глебова, как я поняла, всех приглашает к сотрудничеству. В ответ - опять только критика и ничего дельного! И дорабатывать ЕГЭ должны только специалисты-практики. Но возврат к прежним экзаменам - это сразу поставить преграду малоимущим, но талантливым детям. А способные дети и ЕГЭ смогут сдать, и как личности всегда себя проявят. Уж я, как учитель с 30-летним стажем, могу об этом с уверенностью сказать.
Источник здесь
О размещении КИМов в Интернете
В период проведения ЕГЭ в 2011 году, начиная с досрочной сдачи, специальной группой мониторинга Рособрнадзора проводится анализ Интернет и социальных сетей на предмет выявления образцов, частей и отдельных заданий КИМ, а также упоминания номеров участниками ЕГЭ до и во время проведения экзаменов.
Специалисты отмечают, что основными сайтами, которые занимались незаконной деятельностью в период государственной (итоговой) аттестации, были 4ege.ru, postupim.ru, Abiturient.pro, группы в социальных сетях Мой мир на mail.ru, ВКонтакте и др.
Было установлено, что на этих сайтах в дни экзаменов появлялись части заданий КИМ ЕГЭ, то есть отдельные вопросы или блоки вопросов. Общее количество размещенных частей вариантов КИМ по всем предметам – около 300 единиц. В основном, в этом замечены участники ЕГЭ II зоны (Урал, Сибирь).
Далее опубликована справка по сути проблемы. Источник здесь
16 июня 2011
Читатели могут выбрать лучшую книгу года
Стартовало читательское голосование самой крупной литературной премии в России – "Большая книга". Оценить произведения-финалисты по 10-балльной шкале можно на сайте Bigbook.imhonet.ru. Голосовать за каждого участника разрешено один раз. На этом же ресурсе есть цифровые копии текстов, которые можно читать на мониторе или с помощью мобильных устройств.
Финалистов - 10. Среди них - "Орлеан" Юрия Арабова, "Синяя кровь" Юрия Буйды, "Осторомов, или Ученик чародея" Дмитрия Быкова, "Горизонтальное положение" Дмитрия Данилова, "Хоровод воды" Сергея Кузнецова, "Легкая голова" Ольги Славинской, "Большая книга перемен" Алексея Слаповского, "Игра в ящик" Сергея Солоуха, "Метель" Владимира Сорокина, "Письмовник" Михаила Шишкина.
Голосование завершится в конце ноября, незадолго до оглашения решения жюри премии. Список финалистов "Большой книги" был объявлен в конце мая Советом экспертов премии. И, по мнению критиков, получился самым сильным за всю историю существования конкурса, который проходит уже 6 лет. Все это время призовой фонд остается неизменным - 5,5 миллиона рублей.
Народное голосование будет идти параллельно с рассмотрением произведений членами жюри, в состав которого входят писатели, издатели, журналисты, редакторы, учёные, государственные деятели. К ноябрю они выберут трёх лауреатов.
Источник здесь
МАГИЯ КОСТРА
«Магия костра...» на Яндекс.Фотках
Хочу немного рассказать вам про древесный уголь. Ведь это очень необыкновенное вещество! В Перу, на месте древней цивилизации инков, есть участки черной почвы, которую все называют TERRA PRETA. Эта земля уникальна тем, что совершенно не требует никаких удобрений и урожай приносит в несколько раз больший, чем если бы обычная удобренная почва. Причем, даже если снимать верхний слой земли, эта почва восстанавливается САМА СОБОЙ. А добавленная в другую почву, превращает ее в такую же TERRA PRETA. И это позволило просуществовать той древней цивилизации целых 4000 лет на очень неблагоприятных тропических почвах. А весь секрет был в том, что индейцы использовали вместо удобрений полученный особым образом ДРЕВЕСНЫЙ УГОЛЬ.
Источник здесь
Речевые недочёты
Речевой недочёт может быть определён как: 1) неточно употреблённое слово или устойчивое выражение; 2) слово или предложение, нарушающее стилевое единство и выразительность текста; сюда же включается однообразие словаря и грамматического строя речи. Речевые недочёты подразделяются на лексические, морфологические, синтаксические.
Среди лексических недочётов можно выделить: а) неточности словоупотребления; б) нарушение лексической сочетаемости слов; в) ошибки в употреблении фразеологизмов; г) нарушение стилевого единства; д) погрешности, ослабляющие выразительность текста; е) однообразие словаря, нарушение благозвучия.
Для учителей: аттестация по новым правилам
http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic=8143 -- это ссылка на сообщение Михаила Васильева на сайте Педсовет.org.
-- Наверное, все в курсе, что с нового аттестационного периода (октябрь 2011), -- пишет М. Васильев, -- действуют новые правила получения/подтверждения первой или высшей квалификационной категории.
Новый порядок регламентируется приказом Минобрнауки от 26.03.2010. В самом приказе, собственно, о этом «новом порядке» ничего толком не сказано, там только одни красивые и общие слова. Видимо, поэтому процедуру прохождения аттестации определяют местные органы (областное министерство/РОНО, не знаю, кто там еще), и, по-видимому, им в этом дана полная свобода. Как иначе объяснить появление очень странной бумаги, которую на днях мы все получили в школе. Эта «писуля» распространяется как «памятка» для учителей, собирающихся проходить аттестацию в период, начиная с осени 2011.
Теперь для прохождения аттестации надо набрать определенное кол-во баллов.
Для первой категории: от 890 до 1650 баллов.
Для высшей : от 1651 баллов.
За что начисляются баллы?
Читать дальше
-- Наверное, все в курсе, что с нового аттестационного периода (октябрь 2011), -- пишет М. Васильев, -- действуют новые правила получения/подтверждения первой или высшей квалификационной категории.
Новый порядок регламентируется приказом Минобрнауки от 26.03.2010. В самом приказе, собственно, о этом «новом порядке» ничего толком не сказано, там только одни красивые и общие слова. Видимо, поэтому процедуру прохождения аттестации определяют местные органы (областное министерство/РОНО, не знаю, кто там еще), и, по-видимому, им в этом дана полная свобода. Как иначе объяснить появление очень странной бумаги, которую на днях мы все получили в школе. Эта «писуля» распространяется как «памятка» для учителей, собирающихся проходить аттестацию в период, начиная с осени 2011.
Теперь для прохождения аттестации надо набрать определенное кол-во баллов.
Для первой категории: от 890 до 1650 баллов.
Для высшей : от 1651 баллов.
За что начисляются баллы?
Читать дальше
Зачем нужны знаки препинания?
Образец сочинения на лингвистическую тему (задание С 2.1) "Зачем нужны знаки препинания?" здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)