среда, 1 августа 2012 г.

А15: правописание приставок

 Продолжаем нашу подготовку к экзамену. Следующая несложная орфограмма, которую нужно освоить – правописание приставок. Она известна выпускникам с 5-6 классов и обычно не вызывает больших трудностей. В части А этот вопрос стоит под номером 15. 
    В русском языке существует 3 типа приставок: 
 приставки, написание которых традиционно – то есть они всегда пишутся одинаково. Это знакомые с детства приставки на-, над-, под-, за-, в- и многие другие. Обратите внимание, что в русском языке есть приставки о- и а-, про- и пра-, имеющие разные значения и разное происхождение: греческая приставка а- равна русской приставке не-(асимметрия), приставка пра- означает "изначальный, древний; дальний родственник"(прародина; прадедушка). 
    На различение этих приставок есть в задании A15 довольно много примеров. Вы можете увидеть это в вашем упражнении. Ну и конечно, не забывайте, что приставки З- в русском языке нет. Есть неколько слов, начинающихся на З, их мы знаем с начальной школы: здесь, здоровье, здание. Начальная З входит у них в корень.

 приставки, написание которых зависит от качества последующего согласного.Каждый второй ученик хоть раз спрашивал учителя: "Ну почему мы не можем писать так, как слышим?" Эта орфограмма – ответ на моления. Приставки на з-/с- пишутся так, как слышатся, то есть по фонетическому принципу. Из этого принципа выведено правило:если после приставки звонкий согласный, пишется на конце з-, если глухой – с-: бескрайний, взрастить. Вот и все правило. Несложное, но нужна практика. Многие рeжутся на незнании глухих и звонких согласных. Помните: Ч, Щ, Ц – всегда глухие. Проверяйте себя произношением – чересчур и другие подобные слова пишутся так, как слышатся! 
 любимые всеми приставки пре-/при-, написание которых зависит от значения. 
  Запомнить значения приставок несложно:если приставка близка значению приставкепере- (препятствие) или имеет значение "очень" (премудрый), то пишется пристака пре-.При других значениях 
("приближение" 
– прилуниться, 
"присоединение" 
– пришить, "неполнота действия" – присесть, "законченное действие" – придумать) пишется приставка при-. 
   Сложность написания приставок пре-/при- не только в том, что нужно определить значение приставки, а в том, что в современном русском языке значение приставок в большинстве случаев не является прозрачным. Например, в таких словах, как предатель, преломление, преображение, преступник значение приставки пере- еще осознается, а вот в словах прекратить, преданность, прелестный значение приставок практически стерлость. Еще добавляют проблем иноязычные слова типа презумпция, президент и слова, в которых произошло сращение приставки и корня, как в словах природа, прекрасный. Утешение одно – подобных слов не было ни в одном известном мне демонстрационном варианте. Есть надежда, что и дальше подобных слов в ЕГЭ не будет. 
    А вот что в задании А15 есть – так это различение лексических пар типа преклонить – приклонить, предел – придел. С такими словами нужно быть особенно внимательным и смотреть на контекст (словесное окружение), которое всегда дается, и определять значение приставки, которое обычно прозрачно: НЕПРИСТУПНАЯ крепость – "нельзя подойти близко", ПРЕСТУПИТЬ закон – "переступить через закон". 

    В задание А15 включаются обычно еще два правила, имеющие косвенное отношение к приставкам: 
 правило "Гласная И после приставок на соглaсный". Оно тоже подчиняется фонетическому принципу написания – гласная пишется такая, какая слышится. Суть правила в том, что после приставок на согласный гласная И корня или другой приставки меняется на ЫИГРАТЬ – С-ЫГРАТЬ, ИСКАТЬ – ПОД-ЫСКАТЬ.Исключение – ВЗИМАТЬ. Это слово, кстати, тоже пишется так, как слышится.
    Правило не "работает" с иноязычными приставками (супер-, контр-, суб-, пан-, дез- и др.), в сложных и сложносокращенных словах (спортигра) и после приставок меж- и сверх-.
 Правописание Ъ и Ь разделительных. Правило здесь одно: Ъ разделительный пишется только после приставок, оканчивающихся на согласный перед гласными Е, Ё, Ю, Я, а также в словах АДЪЮТАНТ, ОБЪЕКТ, СУБЪЕКТ. Некоторые ученые выделяют в этих словах приставку, поэтому в них тоже пишется Ъ. В школьных учебниках эти слова обычно даются как исключения. 
    Все это, к сожалению, надо держать в голове. А чтобы голова не треснула, надо потренироваться! 

Источник здесь
Тест по теме

1. В каком ряду во всех трёх словах пропущена
одна и та же буква?
1) пр...увеличивать, пр...одолеть, пр...града
2) бе...дарно, бе...пристрастный, ра...шифровать
3) о...далённый, на...треснутый, на...пиленный
4) из...мать, дез...нформация, от...граться

2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена    одна и та же буква?
1) в …дании театра, не…доровый вид,           бе…жизненный
2) пр…сутствовать, пр…сечь, пр…ступление
3) спорт....нвентарь, контр....гра, без…звестный
4) в....южный, с....ёмка, от…явленный

3.В каком ряду во всех трёх словах пропущена  одна и та же буква?
1) пр…одолевать, пр…лежание, пр....беречь
2) с…митировать, без…мянный, с…грать
3) нера…чётливый, ра…плескать, бе…дельник
4) об…ективный, под....ем, интер…ер

4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) грузопод....ёмность, из…явить, в....юга
2) переи…дание, во…главил, ра…четливый
3) пр…рвать, пр…ступить закон,  
    пр…образиться
4) чере…чур, бе…жалостный, ра…мешать

5. В каком ряду во всех трёх словах пропущена   одна и та же буква?
1) и…подлобья, ра…мечтался, ра…жаловать
2) на пр…еме, пр…небрегать, пр…обладание
3) меж…нститутский, без…мянный, из…скать
4) кинос...емка, раз...яренный, суб…ективный

6.  В каком ряду во всех трёх словах пропущена
     одна и та же буква?
1) вз…мать налоги, без…нерционный,
   раз…скать
2) из…бличить, от…гнать, пр…дедушка
3) пр…мерить, пр…обрести, пр…дать форму
4) в …дании вокзала, ра…биратья,
     бе…комромиссный

7. В каком ряду во всех трёх словах пропущена  
     одна и та же буква?
1) пр....игрыватель, нед…ступный, пр…родина
2) под…емник, пред…экзаменационный,
    об…емный
3) пр…бежище, пр…ступник, пр…образились
4) во…препятствовать, бе…трепетный,
    бе… чувственный


8. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) под…скать, небез…звестный,  
меж…нститутский
2) пред…ставить, пр…дедушка, п…строить
3) пр…вратить, пр…ступить к занятиям, пр…образить
4) ра…четливый, бе…перспективный,
ему не…добровать

9. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) ад…ютант, об…ективный , в…ющийся
2) без…мянный, без…сходное, супер…гра
3) непр…метный, воспр…имчивый, пр…обрести
4) бе…покойство, …дешние жители, …добная булка

10. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) распр…дажа, нед…стижимый, пр…бабушка
2) меж…нститутский, без…мянный, из…скать
3) пр…рвать заседание, пр…ступить закон,
пр…образиться
4) во…главить, во…никнуть, бе…чувственный

11. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) из…бразить, от…гнать, пр…дедушка
2) вз…мать налоги, без…дейность, раз…скать
3) пр…грозить, пр…вратник, пр…дать суду
4) в …дании театра, не…доровый вид, бе…жизненный

12. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) роз…ск, без…мянный, с…митировать
2) пред…пределять, п…ддержка, н…дкусить
3) пр…грозить, пр…ступить закон,
пр…образиться
4) ра…четливость, бе…вкусный, ему не…добровать

13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) преп…давать, от…звать , подн…дзорный
2) небез…нтересный, без…сходное,
меж…нститутский
3) непр…ступная крепость, невоспр…имчив,
пр…обрести
4) бе…вкусие, …десь холодно, …добная булка