Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
10 января 2011
09 января 2011
ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИНГВИСТИКЕ. Лекция академика А. А. Зализняка
Лингвистике, и в особенности исторической лингвистике, к сожалению, не учат в школе. Школьное обучение в этой сфере сводится к знанию определенных правил для родного языка и элементов иностранного языка. Лучше или хуже вам удается всё это выучить, зависит уже от индивидуальных ситуаций. Но о том, какова история языков, откуда взялось и как развилось то положение в современном русском языке или в современном английском, которое вы изучаете, — об этом практически никогда не идет никакой речи. А между тем простое наблюдение, чем интересуются люди, какие вопросы они задают, показывает, что очень многих людей, даже большинство, я бы сказал, интересует, откуда что в языке произошло.
Очень часто, например, люди спрашивают: «Откуда взялось мое имя?» Или просто, откуда взялось то или иное слово. Нередко об этом спорят. Еще один часто задаваемый вопрос: «Какой язык самый древний? Правда ли, что русский язык самый древний? Вот я читал где-то (или слышал), что русский язык древнее всех остальных, это правда или нет?» Такие вопросы возникают у очень многих людей. И это всё на фоне того, что школа никаких, даже самых первичных сведений о том, как современная наука на эти вопросы отвечает, к сожалению, обычно не дает.
Вот я попробую чуть-чуть на вашем примере это положение улучшить, кое-что вам рассказать, чтобы такого рода недостачу в школьном образовании — в очень маленькой, конечно, степени — восполнить.
Сперва, пожалуй, остановимся на вопросе о том, какой язык самый древний. Мне его непосредственно много раз задавали, и неоднократно приходилось слышать, как другие люди об этом говорят. Сейчас об этом можно и почитать. На эти темы много и говорится и пишется. Количество публикаций, книг, журналов выросло во много раз по сравнению с тем, что было 15 лет назад. Прочитать можно самые разные вещи, в том числе и про слова, про то, что с ними происходит, про языки, какой древний, а какой нет. К большому сожалению, я должен вам сказать совершенно откровенно, что большинство этих писаний представляет собой личные фантазии авторов, а к науке лингвистике отношения не имеет — увы! Больше того, как раз популярность приобретают вот такие дешевые сочинения, которые изображают всё это дело как очень легкое: подумал немножко и догадался, ничего изучать особенно глубоко не надо. Это многим нравится. И по телевидению иной раз такое увидишь — я сам наблюдал несколько таких сеансов в недавнее время, когда подобного рода совершеннейшая чепуха с точки зрения лингвистической науки преподносится так, как если бы это действительно были какие-то серьезные соображения.
Полностью читать здесь
Очень часто, например, люди спрашивают: «Откуда взялось мое имя?» Или просто, откуда взялось то или иное слово. Нередко об этом спорят. Еще один часто задаваемый вопрос: «Какой язык самый древний? Правда ли, что русский язык самый древний? Вот я читал где-то (или слышал), что русский язык древнее всех остальных, это правда или нет?» Такие вопросы возникают у очень многих людей. И это всё на фоне того, что школа никаких, даже самых первичных сведений о том, как современная наука на эти вопросы отвечает, к сожалению, обычно не дает.
Вот я попробую чуть-чуть на вашем примере это положение улучшить, кое-что вам рассказать, чтобы такого рода недостачу в школьном образовании — в очень маленькой, конечно, степени — восполнить.
Сперва, пожалуй, остановимся на вопросе о том, какой язык самый древний. Мне его непосредственно много раз задавали, и неоднократно приходилось слышать, как другие люди об этом говорят. Сейчас об этом можно и почитать. На эти темы много и говорится и пишется. Количество публикаций, книг, журналов выросло во много раз по сравнению с тем, что было 15 лет назад. Прочитать можно самые разные вещи, в том числе и про слова, про то, что с ними происходит, про языки, какой древний, а какой нет. К большому сожалению, я должен вам сказать совершенно откровенно, что большинство этих писаний представляет собой личные фантазии авторов, а к науке лингвистике отношения не имеет — увы! Больше того, как раз популярность приобретают вот такие дешевые сочинения, которые изображают всё это дело как очень легкое: подумал немножко и догадался, ничего изучать особенно глубоко не надо. Это многим нравится. И по телевидению иной раз такое увидишь — я сам наблюдал несколько таких сеансов в недавнее время, когда подобного рода совершеннейшая чепуха с точки зрения лингвистической науки преподносится так, как если бы это действительно были какие-то серьезные соображения.
Полностью читать здесь
08 января 2011
10 запретов для читателей книг
Эти "заповеди книголюба" были опубликованы сто лет назад в одном из русских книжных журналов того времени - "Известиях книжных магазинов товарищества М. О. Вольф". Журнал выходил с 1897 по 1917 год, печатал списки книжных новинок, рецензии, биографии авторов, статьи по истории книги, любопытные заметки из жизни литературы и книгоиздания.
Итак, десять запретов:
1) Не бери книг у других для прочтения, если имеешь возможность сам покупать книги.
2) Не разрезывай страниц книги пальцами, даже в том случае, если ты уверен, что твои пальцы чисты.
3) Не слюни пальцев при перелистывании книги, ибо это неприлично и опасно для здоровья.
4) Не израсходуй всех ассигнованных на приданое дочери денег, не купив ей предварительно хотя бы небольшую библиотеку.
5) Не уезжай в деревню, на воды или в курорт, не положив предварительно в чемодан несколько книг.
6) Не одевайся изящно и не считай себя джентльменом, если читаешь грязные и запачканные книги.
7) Не покупай никогда заведомо краденых книг, ибо этим приносишь ущерб и автору и издателю и роняешь достоинство самой книги.
8) Не составляй суждения о книге на основании только одной прочитанной тобою рецензии.
9) Не заботься, чтоб у тебя был подвал, полный вин, а старайся, чтоб у тебя была возможно полная библиотека.
10) Не говори, что у тебя нет средств на покупку книг, раз у тебя хватает средств на многие лишние расходы.
Добавила бы от себя:
11) Всегда отдавай книги владельцу, если взял почитать.
Итак, десять запретов:
1) Не бери книг у других для прочтения, если имеешь возможность сам покупать книги.
2) Не разрезывай страниц книги пальцами, даже в том случае, если ты уверен, что твои пальцы чисты.
3) Не слюни пальцев при перелистывании книги, ибо это неприлично и опасно для здоровья.
4) Не израсходуй всех ассигнованных на приданое дочери денег, не купив ей предварительно хотя бы небольшую библиотеку.
5) Не уезжай в деревню, на воды или в курорт, не положив предварительно в чемодан несколько книг.
6) Не одевайся изящно и не считай себя джентльменом, если читаешь грязные и запачканные книги.
7) Не покупай никогда заведомо краденых книг, ибо этим приносишь ущерб и автору и издателю и роняешь достоинство самой книги.
8) Не составляй суждения о книге на основании только одной прочитанной тобою рецензии.
9) Не заботься, чтоб у тебя был подвал, полный вин, а старайся, чтоб у тебя была возможно полная библиотека.
10) Не говори, что у тебя нет средств на покупку книг, раз у тебя хватает средств на многие лишние расходы.
Добавила бы от себя:
11) Всегда отдавай книги владельцу, если взял почитать.
Елена Ребец.
Источник здесь
КАК ОДНАЖДЫ Я БАБУШЕК ВЫРУЧИЛ
Иду я как-то раз по улице и вижу бабушки в колясках малышей баюкают. Песенки поют им про ладушки и серого козлика, а они всё плачут и никак не успокоятся. Прямо оркестр какой-то: на все лады вопят. Вопят как заводные. Плачут Дашенька с Наташенькой, плачут Коленька с Оленькой, и Маришка с Гришкой всхлипывают. На всю округу слышно крикунов.
Решил я тогда подсобить бабушкам - старушкам. Подхожу к бабулям и говорю: «Давайте я успокою малышей». Они удивлённо посмотрели на меня, переглянулись меж собой, но всё же согласились на мою помощь.
Встал я рядом с колясками и запел, пританцовывая: «Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки!..» Руками прихлопываю, ногами притоптываю. Малыши удивились: «Как это мальчишка вместо бабушек поёт им песенки?» Потом разом все вместе взяли и рассмеялись. Глазки у них повеселели, щёчки порозовели, начали карапузы сами в ладошки хлопать. А я пляшу и пляшу на дорожке, напевая про ладушки.
Радуются бабушки, мол, какой славный помощник выдался. «Спасибо»,- говорят. Ведь старушки не могли бы так притоптывать да прихлопывать, как я. Намаялись наши крикуны, глазоньки стали потирать, потом и вовсе заснули. Сладко посапывали носики- курносики.
Решил я тогда подсобить бабушкам - старушкам. Подхожу к бабулям и говорю: «Давайте я успокою малышей». Они удивлённо посмотрели на меня, переглянулись меж собой, но всё же согласились на мою помощь.
Встал я рядом с колясками и запел, пританцовывая: «Ладушки, ладушки, где были? - У бабушки!..» Руками прихлопываю, ногами притоптываю. Малыши удивились: «Как это мальчишка вместо бабушек поёт им песенки?» Потом разом все вместе взяли и рассмеялись. Глазки у них повеселели, щёчки порозовели, начали карапузы сами в ладошки хлопать. А я пляшу и пляшу на дорожке, напевая про ладушки.
Радуются бабушки, мол, какой славный помощник выдался. «Спасибо»,- говорят. Ведь старушки не могли бы так притоптывать да прихлопывать, как я. Намаялись наши крикуны, глазоньки стали потирать, потом и вовсе заснули. Сладко посапывали носики- курносики.
Евгений Гавриленко, 11 лет,
ученик 5 класса гимназии № 6
города Волгограда.
КАК ЦАРЬ СВОИХ СЫНОВЕЙ ПРОУЧИЛ
Жил – был царь со своею царицею. Было у них три сына. Старшего звали Федот, по кличке Анекдот (любил он анекдоты рассказывать), среднего нарекли Богданом, по кличке Барабаном (он целыми днями бил палочками по барабану) и, наконец, младшего ласково величали Митрофанушкой, понятное дело -- по прозвищу Дурафанушкой.
Растели – матерели молодцы. А когда и вовсе выросли, тогда решил батюшка отдать сыновьям полцарства своего: пусть сами распоряжаются отцовским достоянием да приумножают его. Год проходит, другой, третий… Видит отец: не идут дела на лад у детей. Один, как говорится, в лес, другой – по дрова, а третий вовсе лежит на печи и в ус не дует.
Тогда решил царь проучить своих детинушек. Созывает он их к себе в палаты и речь такую молвит: «Детушки, вы мои родные, смотрите – в руках у меня целая пачка контрольных акций – наш семейный капитал. Кто порвёт её, тот получит полцарства в придачу». Глаза у сыновей загорелись: каждому вмиг захотелось быть богаче, чем он есть.
Сначала пытался разорвать ценные бумаги старший сын – не вышло, потом - средний, дошла очередь до младшего. Но как ни старались молодцы разорвать пачку – ничего у них не получилось. Тут развязал отец её и предложил своим отпрыскам разорвать акции по листочкам. Заспорилась «работа» у сыновей. Вскоре от пачки остались мелкие кусочки да и те разлетелись в разные стороны. Царь начал поучать детинушек: « Запомните три истины, сыновья мои: что не выходит сразу – делайте постепенно, что не получается в одиночку – попробуйте выполнить сообща, что не берёте силой – возьмите хитростью или смекалкою. Поняли?» - спрашивает отец.
– Поняли!- отвечают хором сыновья.
- Ничего вы не поняли. Только пакет контрольных акций разорвали, дуралеи, и теперь ваше полцарства стало моим. Голову надо иметь на плечах", -- всего – то и сказал отец.
В сказке ложь, да в ней намёк, всем нам, молодцам, урок.
Александр Немов, 11 лет, ученик 5 класса гимназии № 6 города Волгограда.
Растели – матерели молодцы. А когда и вовсе выросли, тогда решил батюшка отдать сыновьям полцарства своего: пусть сами распоряжаются отцовским достоянием да приумножают его. Год проходит, другой, третий… Видит отец: не идут дела на лад у детей. Один, как говорится, в лес, другой – по дрова, а третий вовсе лежит на печи и в ус не дует.
Тогда решил царь проучить своих детинушек. Созывает он их к себе в палаты и речь такую молвит: «Детушки, вы мои родные, смотрите – в руках у меня целая пачка контрольных акций – наш семейный капитал. Кто порвёт её, тот получит полцарства в придачу». Глаза у сыновей загорелись: каждому вмиг захотелось быть богаче, чем он есть.
Сначала пытался разорвать ценные бумаги старший сын – не вышло, потом - средний, дошла очередь до младшего. Но как ни старались молодцы разорвать пачку – ничего у них не получилось. Тут развязал отец её и предложил своим отпрыскам разорвать акции по листочкам. Заспорилась «работа» у сыновей. Вскоре от пачки остались мелкие кусочки да и те разлетелись в разные стороны. Царь начал поучать детинушек: « Запомните три истины, сыновья мои: что не выходит сразу – делайте постепенно, что не получается в одиночку – попробуйте выполнить сообща, что не берёте силой – возьмите хитростью или смекалкою. Поняли?» - спрашивает отец.
– Поняли!- отвечают хором сыновья.
- Ничего вы не поняли. Только пакет контрольных акций разорвали, дуралеи, и теперь ваше полцарства стало моим. Голову надо иметь на плечах", -- всего – то и сказал отец.
В сказке ложь, да в ней намёк, всем нам, молодцам, урок.
Александр Немов, 11 лет, ученик 5 класса гимназии № 6 города Волгограда.
КАК ИВАНУШКА ЦАРСКУЮ ЗАГАДКУ ОТГАДАЛ
У нас в гостях пятиклассники из гимназии № 6 города Волгограда. Здесь я размещаю работу Ангелины Рудневой.
Жил - был царь. Собрал он как - то раз своих подданных и говорит им: «Сейчас я загадаю вам загадку, и кто отгадает её, тому мешок золота пожалую». А загадка вот какая была: «Кто появится на царском дворе ни днём - ни ночью, ни пешком - ни на коне, ни голый - ни одетый?» Призадумались мужики. День проходит, другой на закате.
Вот уж и десять минуло, но так никто и не отгадал загадку. Наступил день одиннадцатый, а точнее двенадцать пробило по полуночи. Во дворец верхом на зайце, окутанный в рыбацкую сеть, въехал Иванушка, мальчонка от вершка два горшка, да прямо в царские палаты пожаловал. Поклонился Ванюша царю-батюшке, как по этикету положено, и молвил мальчуган слово этакое: «Отгадал я твою загадку, царь. Полночь – ни день, ни ночь, на зайце - ни пешком, ни на коне, а сеть – ни одет, ни гол. Давай мешок золота, как обещал». Царь, конечно, удивился тому, что мальчишка смекнул. Однако своё царское слово всё же сдержал – пожаловал ему аж целый пуд драгоценностей!
07 января 2011
Елена Шварц. Сочельник
I
Сестра, достань из сундука
Одежду Рождества,
Где серебром по рукаву
Замерзшая трава.
Ту, синюю, с подбоем алым,
Сестра, достань из сундука,
Накинь Сочельнику на плечи.
Не велика ль? Не велика.
Сестра, из проруби достань,
Из вымерзшей реки
Свеченьем тронутую ткань –
Где наши сундуки.
Не коротка ль? Не коротка.
Сестра, надрай-ка бубенцы,
Звезда вращается, кротка,
Воловьим глазом иль овцы.
II
Пускай войдет Сочельник
Младенцем в пеленах,
Оленем в снежный ельник
Со свечками в глазах.
Приди хотя бы дедом,
Проснувшимся в гробу,
А мы тебя оденем
В ночь со звездой во лбу.
Сестра, достань из сундука
Одежду Рождества,
Где серебром по рукаву
Замерзшая трава.
Ту, синюю, с подбоем алым,
Сестра, достань из сундука,
Накинь Сочельнику на плечи.
Не велика ль? Не велика.
Сестра, из проруби достань,
Из вымерзшей реки
Свеченьем тронутую ткань –
Где наши сундуки.
Не коротка ль? Не коротка.
Сестра, надрай-ка бубенцы,
Звезда вращается, кротка,
Воловьим глазом иль овцы.
II
Пускай войдет Сочельник
Младенцем в пеленах,
Оленем в снежный ельник
Со свечками в глазах.
Приди хотя бы дедом,
Проснувшимся в гробу,
А мы тебя оденем
В ночь со звездой во лбу.
Иконография Рождества Христова
В композиции иконы «Рождество Христово» обычно изображается несколько разновременных событий. В центре иконы – Богородица и Младенец, луч Вифлеемской звезды нисходит на Них сверху, указывая «великую благочестия тайну – Бог явился во плоти». Над лежащим в яслях Младенцем склонились осел и вол (по преданию, находившиеся в пещере вол и осел стояли около яслей и своим дыханием согревали лежавшего в яслях Божественного Младенца). Справа традиционно изображаются пастухи (пастыри), получившие от ангелов Благую весть о Рождестве Спасителя мира и поспешившие поклониться Богомладенцу. Слева – волхвы, «со звездою путешествующие» с дарами к Предвечному Богу.
На Руси образы Рождества были чрезвычайно популярны. Русские иконописцы следовали византийской традиции, но дополняли её различными подробностями: славословящие Христа ангелы, омовение Младенца, бегство Святого семейства в Египет. Преподобный Андрей Рублёв, Феофан Грек, Дионисий – знаменитые иконописцы не только Русской Церкви, но и всего Православия, оставили замечательные примеры иконографии Рождества Христова, которые ныне мы можем увидеть в Третьяковской галерее, Ферапонтовом монастыре и Троице-Сергиевой лавре.
Источник здесь
Мира и радости всем в светлый праздник Рождества Христова!
Рождество Христово - удивительное время, когда сердце наполняется ожиданием чуда... И это чудо происходит!..
«Христос рождается, славьте!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».
Читать дальше
«Христос рождается, славьте!» - несётся над Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род - вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».
Читать дальше
05 января 2011
Можно, наверное, поспорить с классиком
В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.
Из афоризмов
русского историка.
04 января 2011
Как кот устраивался на работу
Пришло время, когда я совсем остался без работы. Повылавливал всех мышей в хозяйском амбаре. Разогнал воробьёв в нашем саду, теперь некому было склёвывать семечки в желтоглазых подсолнухах. Не забегали в наш двор соседские коты, даже побоище не с кем было устроить и почесать свои коготки. Скукотища да и только.
Тогда решил я прогуляться по городу, может, найду приключение какое. Вижу: на столбе висит белый листок, а на нём объявление написано. Читаю: «Фирма ищет секретаря, который умеет печатать на машинке, разбирается в компьютерах и знает иностранный язык». Смекнул – так это же про меня.Отыскал нужный офис. Захожу в него, меня встречает миловидная барышня и спрашивает удивлённо, мол, зачем, Котофей Иванович, пожаловали. « Как зачем – на работу устраиваться»,-- отвечаю. Тут она вовсе обомлема, но всё же предложила войти в кабинет генерального директора. Сажусь в кожаное кресло, ногу на ногу, простите,точнее лапу на лапу, напускаю важный вид.
-- Извините, мы не можем вас принять на работу,-- говорит директор. --Нам нужен секретарь, который умеет печатать на машинке.
Недолго думая, вскакиваю,лапами по клавиатуре и отпечатываю отличное письмо. Генеральный в недоумении.
-- Но мы всё равно не можем вас взять. Вы же не умеете работать с компьютером.
И тут я не оплошал. Выдал такую программу, что директор стал даже заикаться.
-- Но секретарь должен знать иностранный язык…
-- Гав! Гав!- сразил наповал я генерального директора.
Вот такая история случилась со мной, Котофеем Ивановичем Брыскиным. Хотите -- верьте, хотите -- нет.
Это сочинение написала ученица 5 класса Вика Н.
03 января 2011
Что такое кусудама?
Очень красивые и оригинальные ёлочные украшения можно сделать из бумаги. Источник здесь
А что такое кусудама и почему я вспомнила об этом слове сейчас?
Кусудама (яп. 薬玉?, букв. «лекарственный шар») — бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка. В древней Японии кусудамы использовались для целебных сборов и благовоний.
Подробно можно прочитать здесь
О футбольном мяче и математике
"Оказывается, обычные мячи, которые появились на соревнованиях за кубок FIFA ещё в 1970 году, можно достаточно долго и увлекательно модифицировать. И дело тут совсем не в улучшении материалов или использовании каких-то современных технологий, а в полёте фантазии. Математической фантазии.
Слева — усечённый икосаэдр,
справа – футбольный мяч обыкновенный (иллюстрация с сайта en.wikipedia.org)
Согласно довольно строгим правилам, покрышка обыкновенного спортивного мяча состоит из 32 кусочков в форме правильных выпуклых фигур – 12 пятиугольников и 20 шестиугольников, расположенных рядом друг с другом так, что они образовывают закрытую пространственную фигуру, которая напоминает сферу. Это, так сказать, спортивное определение футбольного мяча.
А теперь выясняется, что в порядок этой строго заданной фигуры можно вносить самые разнообразные изменения. И от кого бы вы думали исходит этот анархистский импульс? Ни за что не поверите – всё от тех же людей, обожающих точные определения – от математиков.
Как утверждает Иварc Петерсон (Ivars Peterson) в своей статье о матэкспериментах с футбольными мячами, модели этих спортивных снарядов вполне могут быть преобразованы в другие мячи сферической и даже тороидальной формы."
Так начинается статья "Опыты математиков превращают мяч в футбольный пончик", которую я советую почитать не только тем, кто интересуется математикой, но и тем, кто вместо занятий ею усердно играет в футбол.
Из блога Натальи Владимировны Львовой "Такая разная математика".
01 января 2011
Вай-фай фри, или Запретить нельзя разрешить
За чистотой рекламы у нас следит Федеральная антимонопольная служба. Каждый запрет рекламы вызывает в обществе бурление и споры. Вот только недавно произошло два таких события. ФАС предупредила сеть кофеен «Кофе Хауз», что размещённое в их витринах сообщение «Wi-Fi Free» нарушает законодательство, предписывающее не использовать иностранные слова в рекламе. А ещё внимание членов Экспертного совета по рекламе при Московском УФАС «привлёк рекламный ролик напитка Crazy Cola со звучащим слоганом “Замочи эту СкУку!”». Членами совета было подмечено, что настолько яркий слоган является своего рода провокацией, а не творческим посылом и вносит в общество агрессивное настроение. «Реакция на подобную рекламу очевидна – созвучие, в данном контексте, слов скука и бранного слова неоспорима, – отметил председатель cовета Тархов Александр. – Такая реклама, во-первых, противоречит законодательству о рекламе, а во-вторых, нормам и правам общества, а значит, должна прекратить своё существование».
Полностью статья Максима Кронгауза здесь
Почитаем на досуге
Екатерина Мурашова говорит с подростками на самые трудные темы.
Ее повесть "Класс коррекции" очень сильно выделяется в общем потоке современной отечественной литературы для подростков. Тема детей - отбросов общества, зачастую умственно неполноценных, инвалидов, социально запущенных слишком неудобна и некрасива, трудно решиться говорить об этом, но еще труднее говорить так, чтоб не осталось от разговора осадка отвращения, мрака и безысходности. Ксения Мансурова.
О книге Г.А. Мантурова "Берлога". Мне понравился сюжет. Напомнило школу бизнеса "Сколково". Мне понравились педагогические принципы, изложенные в нём. Полностью поддерживаю. Очень понравилась сцена, когда вытурили представителей "золотой молодёжи". Понравился тест с нищим. Запомнилась система обучения, здесь много современных тенденций, которые мне тоже нравятся. Мне понравился главный герой и его девушка. Понравилась семья героя.
Много культурологических понятий. Это тоже по мне. Причём не навязчиво. Очень ценно. А обращение к Лагину и Булгакову - просто блеск. Без преувеличения - раскрыла рот.
Можно ознакомиться:
Л.А. Воропаева.
А я читаю "Тайну бессолнечного мира" Мак-Апп Колина.
Вам, мои читатели!
Наступил новый, 2011 год, -- год в череде других лет. И нужно, наверное, остановиться и оглянуться назад. Но с другой стороны -- зачем останавливаться? Прошло время -- и ладно. И снова на языке противопоставление -- но вель надо это сделать, чтобы подвести итоги, оценить, что достигнуто и что ещё впереди. В прошедшем году я приобрела много заочных друзей, благодаря тому, что волею судеб оказалась в "Открытом классе" и завела этот блог. Совсем незнакомые люди стали даже вроде бы близкими. Мы обмениваемся посланиями, делаем комментарии к сообщениям в блогах, перенимаем интересное, используем подходящее в работе. Привет Вам, Светлана Георгиевна, Наталья Владимирована, Юлия Владимировна... Ваши блоги, как говорится, у меня на слуху -- на виду, так будет правильнее. С Новым годом вас, дорогие мои!
Я приветствую всех читателей моего блога. Примите мои поздравления с Новым годом и искреннюю благодарность за то внимание, которое вы оказываете мне, просматривая, читая сообщения. Будьте здоровы, счастливы и удачливы! С уважением, Валентина Саблина.
31 декабря 2010
30 декабря 2010
"Покой" -- так называлась буква "П"
В одном из сочинений писателя 19 века М.Н. Загоскина читаем:
"Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем обеденный стол."
Что означает здесь слово покоем?
(А) без спешки; (Б) чтобы всем было уютно и удобно;
(В) для поминок; (Г) в виде буквы "П"; (Д) длинной скатертью
Ответ. Слово покоем в данном предложении означает в виде буквы "П". Это частый способ, каким принято сдвигать три стола для угощения многих гостей. Покой -- старое название буквы "П", которое использовалось до реформы графики и орфографии 1917-1918 гг. Ответ: (Г).
"Он вошёл из гостиной в длинный зал в два света. В нём накрыт был покоем обеденный стол."
Что означает здесь слово покоем?
(А) без спешки; (Б) чтобы всем было уютно и удобно;
(В) для поминок; (Г) в виде буквы "П"; (Д) длинной скатертью
Ответ. Слово покоем в данном предложении означает в виде буквы "П". Это частый способ, каким принято сдвигать три стола для угощения многих гостей. Покой -- старое название буквы "П", которое использовалось до реформы графики и орфографии 1917-1918 гг. Ответ: (Г).
Самые популярные книги десятилетия:
1. Паоло Коэльо «Алхимик» (31 395 экз.)
2. Джоан Ролинг «Гарри Поттер и философский камень» (23 738 экз.)
3. Дэн Браун «Код да Винчи» (23 479 экз.)
4. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом» (20 762 экз.)
5. Джоан Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана» (19 608 экз.)
6. Борис Акунин «Алмазная колесница» (19 161 экз.)
7. Джоан Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната» (18 613 экз.)
8. Борис Акунин «Любовник смерти» (17 561 экз.)
9. Борис Акунин «Любовница смерти» (16 786 экз.)
10. Паоло Коэльо «Вероника решает умереть» (16 511 экз.)
11. Анна Гавальда «Просто вместе» (15 761 экз.)
12. Паоло Коэльо «Одиннадцать минут» (14 918 экз.)
13. Сергей Минаев «Духless:Повесть о ненастоящем человеке» (14 375 экз.)
14. Паоло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» (14 315 экз.)
15. Дэн Браун «Ангелы и демоны» (13 890 экз.)
16. Борис Акунин «Нефритовые четки» (13 315 экз.)
17. Патрик Зюскинд «Парфюмер: История одного убийцы» (13 059 экз.)
18. Борис Акунин «Смерть на брудершафт.Странный человек» (13 010 экз.)
19. Евгений Гришковец «Рубашка» (12 980 экз.)
20. Паоло Коэльо «Книга воина света» (12 964 экз.)
Источник здесь
2. Джоан Ролинг «Гарри Поттер и философский камень» (23 738 экз.)
3. Дэн Браун «Код да Винчи» (23 479 экз.)
4. Павел Санаев «Похороните меня за плинтусом» (20 762 экз.)
5. Джоан Ролинг «Гарри Поттер и узник Азкабана» (19 608 экз.)
6. Борис Акунин «Алмазная колесница» (19 161 экз.)
7. Джоан Ролинг «Гарри Поттер и тайная комната» (18 613 экз.)
8. Борис Акунин «Любовник смерти» (17 561 экз.)
9. Борис Акунин «Любовница смерти» (16 786 экз.)
10. Паоло Коэльо «Вероника решает умереть» (16 511 экз.)
11. Анна Гавальда «Просто вместе» (15 761 экз.)
12. Паоло Коэльо «Одиннадцать минут» (14 918 экз.)
13. Сергей Минаев «Духless:Повесть о ненастоящем человеке» (14 375 экз.)
14. Паоло Коэльо «Дьявол и сеньорита Прим» (14 315 экз.)
15. Дэн Браун «Ангелы и демоны» (13 890 экз.)
16. Борис Акунин «Нефритовые четки» (13 315 экз.)
17. Патрик Зюскинд «Парфюмер: История одного убийцы» (13 059 экз.)
18. Борис Акунин «Смерть на брудершафт.Странный человек» (13 010 экз.)
19. Евгений Гришковец «Рубашка» (12 980 экз.)
20. Паоло Коэльо «Книга воина света» (12 964 экз.)
Источник здесь
Эссе или рассуждение? О жанре школьного сочинения
Учителя постарше хорошо помнят момент, когда загадочно-манящее жанровое определение «эссе» вторглось в рутинную школьную жизнь – разумеется, это было на перестроечной волне восьмидесятых и, разумеется, это воспринималось как один из знаков и способов преодоления опостылевшей рутины.
Лично мне запомнилось, как коллега, официально числившаяся учителем-методистом и новатором, читала нуднейший доклад о жанрах школьных сочинений, настоятельно рекомендуя в этом качестве эссе и при этом жестко ударяя на первый слог новоявленного в школьном контексте слова.
С тех пор незаметно пролетело почти четверть века, и эссе в школе вполне легитимизировалось, прижилось, учителя и ученики произносят это слово правильно и нисколько не смущаются одни правом задать, другие необходимостью написать эссе.
Однако при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит вовсе не так благостно-безмятежно, как это представляется вчуже.
Чтобы в этом убедиться, достаточно задаться простым вопросом: а что это такое – эссе? Иными словами – что должен написать ученик? чего ждет от него и по каким критериям будет оценивать работу учитель?
Первое, что приходит на ум в качестве объяснения природы эссе, – это формула грибоедовского Репетилова:
Вчитаемся, однако, в научные размышления на интересующую нас тему.
Читать дальше Галина Ребель
Лично мне запомнилось, как коллега, официально числившаяся учителем-методистом и новатором, читала нуднейший доклад о жанрах школьных сочинений, настоятельно рекомендуя в этом качестве эссе и при этом жестко ударяя на первый слог новоявленного в школьном контексте слова.
С тех пор незаметно пролетело почти четверть века, и эссе в школе вполне легитимизировалось, прижилось, учителя и ученики произносят это слово правильно и нисколько не смущаются одни правом задать, другие необходимостью написать эссе.
Однако при ближайшем рассмотрении ситуация выглядит вовсе не так благостно-безмятежно, как это представляется вчуже.
Чтобы в этом убедиться, достаточно задаться простым вопросом: а что это такое – эссе? Иными словами – что должен написать ученик? чего ждет от него и по каким критериям будет оценивать работу учитель?
Первое, что приходит на ум в качестве объяснения природы эссе, – это формула грибоедовского Репетилова:
…взгляд и нечто.
Об чем бишь нечто? – обо всем.
Разумеется, это пародийная формула, и вроде бы вовсе не эссе подразумевающая.Вчитаемся, однако, в научные размышления на интересующую нас тему.
Читать дальше Галина Ребель
29 декабря 2010
О пользе школьного сочинения
...Тем временем классическое сочинение по литературе как обязательный выпускной и вступительный экзамен было вообще отменено, соответственно его практически перестали писать и проверять, а урок литературы все более и далее дрейфовал в сторону классного часа. Так что прозвучавшее недавно на страницах газеты «Литература» предложение заменить литературоведение в школе человековедением – вполне логичный этап уничтожения предмета.
Между тем надоевшие учителям традиционные сочинения по литературе были совершенно необходимым и чрезвычайно полезным интеллектуальным тренингом, в ходе которого дисциплинировалась, оформлялась, обретала логическую стройность и доказательность мысль, а это имело огромное значение для интеллектуального развития ребенка в целом.
Напомним, что такое классическое сочинение по литературе.
Это рассуждение на заданную тему по определенному плану на конкретном материале.
Чтобы написать такую работу, ученик должен был:
1. Выбрать из нескольких предложенных тем одну, а для этого сравнить темы между собой с точки зрения того, какая из них ему понятнее, ближе, по какой теме у него больше материала и – обязательно! – есть собственное мнение.
2. Вникнуть в выбранную тему, то есть очертить круг проблем, которые в рамках этой темы следует осветить, подобрать материал (художественный и литературно-критический), который следует привлечь для раскрытия темы.
3. Составить план – сначала черновой его вариант, который в процессе написания сочинения как правило корректируется и обретает окончательную форму.
Это едва ли не самая трудная, но совершенно обязательная часть работы, ибо план задает логику сочинения, то есть предопределяет стройность и убедительность окончательного высказывания.
Очень полезно и эффективно коллективное составление плана под руководством учителя, когда участники этого процесса начинают лучше понимать его суть и смысл.
Именно в плане обозначаются обязательные для любого рассуждения композиционные элементы:
•Введение.
•Основная часть, состоящая из нескольких подпунктов-аргументов.
•Заключение.
4. Выполнить черновой вариант работы, проверить его, скорректировать, сократить, дополнить и т.д. и т.п. – и выдать окончательный результат.
Очевидно, что оценка сочинения-рассуждения осуществляется по тем же внятным параметрам, которыми оно задается: соответствие теме, полнота раскрытия темы, доказательность, логичность и т.д. Субъективность оценки тут сведена к возможному минимуму.
Обязательным и очень важным моментом в этом многоступенчатом процессе был в свое время коллективный анализ сочинений (на самых удачных примерах демонстрировалось, что именно следовало, можно было, желательно было сделать в рамках предложенной темы), а затем осуществлялась индивидуальная работа над ошибками – орфографическим, пунктуационными, грамматическими, речевыми, логическими, фактическими… Иными словами, сочинение аналитического характера (рас-суждение) в свою очередь подвергалось тщательному разностороннему анализу.
Все это в своей последовательности и совокупности – не рутина и не шаблон, а необходимая интеллектуальная работа, которая учит осмысленно и ответственно выбирать направление исследования (тему), осуществлять содержательный отбор материала, следовать определенной логике или обосновывать ее нарушение, доказывать, спорить, сомневаться, формулировать свои мысли – то есть делать все то, что сегодняшние выпускники школ в абсолютном своем большинстве не умеют – об этом не просто свидетельствуют, а вопиют тексты сочинений, написанных в рамках ЕГЭ! – и без чего они обречены на несостоятельность как в профессиональной деятельности любой специализации, так и в гражданской, общественной жизни. Галина Ребель.
Источник здесь
Между тем надоевшие учителям традиционные сочинения по литературе были совершенно необходимым и чрезвычайно полезным интеллектуальным тренингом, в ходе которого дисциплинировалась, оформлялась, обретала логическую стройность и доказательность мысль, а это имело огромное значение для интеллектуального развития ребенка в целом.
Напомним, что такое классическое сочинение по литературе.
Это рассуждение на заданную тему по определенному плану на конкретном материале.
Чтобы написать такую работу, ученик должен был:
1. Выбрать из нескольких предложенных тем одну, а для этого сравнить темы между собой с точки зрения того, какая из них ему понятнее, ближе, по какой теме у него больше материала и – обязательно! – есть собственное мнение.
2. Вникнуть в выбранную тему, то есть очертить круг проблем, которые в рамках этой темы следует осветить, подобрать материал (художественный и литературно-критический), который следует привлечь для раскрытия темы.
3. Составить план – сначала черновой его вариант, который в процессе написания сочинения как правило корректируется и обретает окончательную форму.
Это едва ли не самая трудная, но совершенно обязательная часть работы, ибо план задает логику сочинения, то есть предопределяет стройность и убедительность окончательного высказывания.
Очень полезно и эффективно коллективное составление плана под руководством учителя, когда участники этого процесса начинают лучше понимать его суть и смысл.
Именно в плане обозначаются обязательные для любого рассуждения композиционные элементы:
•Введение.
•Основная часть, состоящая из нескольких подпунктов-аргументов.
•Заключение.
4. Выполнить черновой вариант работы, проверить его, скорректировать, сократить, дополнить и т.д. и т.п. – и выдать окончательный результат.
Очевидно, что оценка сочинения-рассуждения осуществляется по тем же внятным параметрам, которыми оно задается: соответствие теме, полнота раскрытия темы, доказательность, логичность и т.д. Субъективность оценки тут сведена к возможному минимуму.
Обязательным и очень важным моментом в этом многоступенчатом процессе был в свое время коллективный анализ сочинений (на самых удачных примерах демонстрировалось, что именно следовало, можно было, желательно было сделать в рамках предложенной темы), а затем осуществлялась индивидуальная работа над ошибками – орфографическим, пунктуационными, грамматическими, речевыми, логическими, фактическими… Иными словами, сочинение аналитического характера (рас-суждение) в свою очередь подвергалось тщательному разностороннему анализу.
Все это в своей последовательности и совокупности – не рутина и не шаблон, а необходимая интеллектуальная работа, которая учит осмысленно и ответственно выбирать направление исследования (тему), осуществлять содержательный отбор материала, следовать определенной логике или обосновывать ее нарушение, доказывать, спорить, сомневаться, формулировать свои мысли – то есть делать все то, что сегодняшние выпускники школ в абсолютном своем большинстве не умеют – об этом не просто свидетельствуют, а вопиют тексты сочинений, написанных в рамках ЕГЭ! – и без чего они обречены на несостоятельность как в профессиональной деятельности любой специализации, так и в гражданской, общественной жизни. Галина Ребель.
Источник здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)