05 марта 2011

Непросто понять друг друга. Но возможно!

За круглым столом.

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

Имена существительные одушевлённые служат названиями живых существ (людей, животных, птиц); отвечают на вопрос кто?
Имена существительные неодушевлённые служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира; отвечают на вопрос что?
Изначально в русском языке категория одушевлённости-неодушевлённости складывалась как семантическая (смысловая). Постепенно, с развитием языка эта категория стала грамматической, поэтому деление существительных на одушевлённые и неодушевлённые не всегда совпадает с делени­ем всего существующего в природе на живое и неживое.
Показателем одушевлённости или неодушевлённости существительного является совпадение ряда грамматических форм. Одушевлённые и неодушевлённые существительные отличаются друг от друга формой винительного падежа множественного числа. У одушевлённых существительных эта форма совпадает с формой родительного падежа, а у неодушевлённых существительных — с формой именительного падежа, например: нет друзей — вижу дру­зей (но: нет столов — вижу столы), нет братьев — вижу братьев (но: нет огней — вижу огни), нет лошадей — ви­жу лошадей (но: нет теней — вижу тени), нет детей — вижу детей (но: нет морей — вижу моря).
У имён существительных мужского рода (кроме существительных на -а, -я) это различие сохраняется и в единственном числе, например: нет друга — вижу друга (но: нет дома — вижу дом).
Читать полностью здесь

Живое/неживое -- одушевлённое/неодушевлённое

Сегодня в 6 б классе изучали грамматические классы одушевлённых и неодушевлённых существительных. Каково же было удивление моих юных питомцев, когда они обнаружили, что слова народ, стадо, стая,  голова относятся к неодушевлённым существительным, а слово мертвец, или (игрушечный) конь, или кукла -- к одушевлённым.. Не все, конечно, сразу усвоили алгоритм определения  этого морфологического признака имени существительного, но проявленный интерес к материалу меня порадовал.

Переправа, переправа... Берег левый, берег правый...

Ссылка

Пушкинская премия -- учителям русского языка и литературы

В Таллине названы лауреаты Пушкинской премии. Вот уже 4-й год эта награда вручается самым талантливым и активным педагогам русского языка и литературы в Эстонии. Не обошлось и без сюрпризов - впервые премией были награждены учащиеся, отличившихся на творческих конкурсах и олимпиадах. Для молодых русистов организаторами была учреждена особая номинация - "Юный Пушкин". 
Максим Гусаров, корреспондент:
- Пушкинская премия в Эстонии - своеобразный "Оскар" для учителей русского языка в этой стране. Ежегодно после тщательного отбора со всей страны съезжаются номинанты на эту высокую награду. Церемония проходит в зимнем саду Национальной оперы, приз вручает Александр Пушкин.
Он не актер и не однофамилец - специально на торжественное мероприятие из Брюсселя в Таллин прилетел последний прямой потомок Александра Сергеевича по мужской линии: праправнук великого поэта, президент Союза русских дворян Бельгии Александр, правда, Александрович Пушкин.
Александр Пушкин, праправнук А.С. Пушкина:
- Носить имя Пушкина - это очень тяжело. Потому что все очень любят Александра Сергеевича, всегда хотят с нами побеседовать, хотят фотографироваться и даже потрогать - это очень смешно, но очень приятно тоже.
Эта премия уже 4-й год вручается Пушкинским институтом Эстонии, чтобы отметить непростой труд наиболее талантливых и активных педагогов русского языка и литературы в стране. Особенно почетной считается номинация "Учитель русского языка как иностранного". В этот раз ее удостоилась преподаватель средней школы из глубинки.
Читать полностью здесь

04 марта 2011

Из копилки ученических ошибок

Миша слепил из снега собачку. Он попросил у Алёны ветку и сделал собачке нос и усики. Потом он распушил хвостик.
Лучи солнца блестят на снегу.
Оба медвежонка были рады купанием.
Нам задали хорошо решить задачу.
Радуешься каждой мелочью.
Птицы бросались камнями и добывали добычу.

Очень эффективная художественная форма письменной рефлексии – эссе

Эссе – это произведение небольшого объема, раскрывающее конкретную тему и имеющее подчеркнуто субъективную трактовку, свободную композицию, ориентацию на разговорную речь, склонность к парадоксам. Если работа проходит на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут (это – время, отведенное на «свободное письмо»). В зависимости от цели написания отбирается автором и содержание. В любом случае эссе – художественная форма размышления, подталкивающая ученика обратиться к собственному, может быть и противоречивому, опыту.
Модель написания эссе
1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т.д.
2. Работа над черновиком.
3. Правка. Может осуществляться в паре.
4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
5. Публикация, т.е. чтение перед аудиторией.
Возможный алгоритм написания эссе
1. Обсуждаемая тема (проблема).
2. Собственная позиция.
3. Краткое обоснование.
4. Возможные возражения, выдвигаемые слушателями.
5. Причина, по которой заявленная позиция остается прежней, объявляется правильной.
6. Заключение.

Научить учеников написанию эссе и других видов письменной рефлексии – довольно трудная задача. Выделим основные правила обучения письменной рефлексии:
1. Регулярная возможность писать.
2. Выбор интересной темы для письма.
3. Наличие образцов.
4. Читательская аудитория. Ученики должны понимать, что написанный ими текст востребован другими.
5. Привычка править – значит понимать, что любой текст в любое время может быть откорректирован пишущим.
6. Помощь друзей. Возможность делиться написанным.
Источник здесь

Хотите стать успешными в учёбе? Легко!

Для этого есть несколько секретов. Выполнение даже одного любого из этих правил принесёт успех в учёбе. Я сам был троечником, и выбрался в отличники, поэтому эти секреты выстраданы и проверены.
Секрет 1. Как избавиться от троек? Чтобы избавиться от троек, надо составить распорядок дня от подъёма до сна, и неукоснительно следовать этому распорядку. Должно быть обязательное правило: не гулять до тех пор, пока не сделаешь домашнее задание и не выучишь уроки.
Конечно, когда тройки исчезнут, строго следовать распорядку дня не обязательно, даже, на мой взгляд, вредно. Но пока не исчезнут тройки – надо следовать этому правилу.
Секрет 2. Как усыпать свой дневник пятёрками? Наверняка у вас есть любимая игрушка (компьютер, велосипед, мотоцикл, кукла и проч.). Заведите себе правило: играть в эту игрушку только в тот день, в который вы получили хотя бы одну пятёрку, и вместе с тем ни одной тройки, и тем более, двойки; если не получили пять в субботу, то не имеете права играть в эту игрушку и в воскресенье. Жёстко следуйте этому правилу. Хотите играть в любимую игрушку – получайте пять ежедневно!
Секрет 3. Как стать отличником по конкретному предмету? Правило очень простое и легко выполнимое – делать домашнее задание по этому предмету в тот же день, когда его задали, не откладывать на потом. Делать домашнее задание не перед уроком, когда тебя спросят, а сразу после того, как его задали. У этого метода масса преимуществ: затрат времени не больше, а скорее меньше, ведь сразу после урока меньше вспоминать; психологически комфортно – сделал, и свободен; и, наконец, если задание очень сложное и сразу не решается – есть время подумать над ним на следующий день.
Хотите стать отличником по всем предметам? Делайте домашнее задание в тот же день, как его задали по всем предметам.
Полностью читать здесь  Однако я постараюсь разместить и остальные секреты, как стать отличником.

03 марта 2011

ПРОЩАЕМСЯ С ЗИМОЙ МЫ...

..ну что сегодня я скажу?..
..а то, что вновь на главное из фото я гляжу...
..оценку дал -- ОГРОМНЕЕ огромного...
..не от того, что настроение сегодня превосходное...
..а потому, что вижу чистый белый снег...
..прощаемся с зимой мы, озираясь в прошлое...
..лучи от солнышка пока ещё холодные...
..и сосны многолетние, добротные...
..природа -- матушка --- красива вновь и вновь...
                                                                  ..лишь к ней питаю чистую, бескрайнюю любовь...
                                                                 ..я благодарен ей за то, что радует наш взор...
                                                      

Ссылка

ОПОРНЫЕ КОНСПЕКТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

В. Ю. Марченко,
учитель русского языка и литературы,
Санкт-Петербург
Предлагаем вниманию учителей и школьников материалы для изучения, повторения и систематизации разделов "Синтаксис и пунктуация". Используя опорные конспекты, учащиеся могут самостоятельно или под руководством учителя повторить основные темы синтаксиса, включенные в ГИА и ЕГЭ по русскому языку. Опорные конспекты отличает компактность, продуманность представления каждой темы, наглядность, уместность примеров и пояснений. Конспекты представляют собой краткий курс синтаксиса в таблицах и схемах, что позволяет оптимизировать изучение и повторение этого раздела.
Здесь можно скачать опорные конспекты по синтаксису. Полезно.

Из книги "Живой как жизнь" К. Чуковского

НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ                  НАДО ГОВОРИТЬ
биография жизни                           биография
вперёд меня                                    раньше меня
заимел машину                               обзавёлся машиной
кто крайний?                                  кто последний?
местов нет                                      нет мест
много делов                                    много дел
одеть пальто                                   надеть пальто
Читать дальше

Воробей больше вороны, или О происхождении грамматического рода

Несмотря на явную наивность, подобные теории происхождения грамматического рода были популярны и принимались всерьёз ещё в 19 веке.
Одну из них изложил в своих "Чтениях о русском языке" (1840) Николай Греч: "Младенствующий человек, придавая именам предметов неодушевлённых или, по крайней мере, неразумных значение рода, поступал не безотчётно, а по внушению таинственного чувства, так сказать, грамматического чутья:
предметам огромным, высоким, сильным придавал значение рода мужского:
кедр, дуб, клён; слон, медведь, верблюд; орёл, сокол, ястреб;
меньшим, слабым -- женского: берёза, ель. лисица, собака, кошка, ворона, сорока, ласточка.
Названия предметов отглагольных, отвлечённых, собирательных получили род средний: деяние, довольство, старьё, мужество, студенчество.Эти различия родов подвержены разным исключениям и прихотям, но везде пробивается первоначальная мысль."
Стоит только это "правило" применить к другим существительным, как становится очевидной несостоятельность такого наблюдения.
Слово воробей мужского рода, а ворона -- женского рода, но первая птица не сильнее и не больше вороны или сороки. А сосна вовсе не ниже клёна.
Главное -- едва ли можно все предметы в окружающем нас мире сравнить по размерам и силе (стена -- потолок. стол -- кровать, арбуз -- дыня, гора -- лес, месяц -- луна и многие другие), да и неизвестно, как их при этом объединять попарно.
В.Г. Ветвицкий. Занимательное языкознание.
Из блога "После уроков".

Диплом за этот блог

Получила подарок и диплом за участие в сетевом конкурсе  "Новые формы образовательной деятельности с использованием современных социальных сервисов и средств сети Интернет (блогов, Интернет-сообществ, сайтов)", который проводило сетевое образовательное сообщество "Открытый класс" совместно с Национальным фондом подготовки кадров. Приятно!

Принимал и поздравлял учителей города мэр

Сегодня  все  (или почти все) учителя и воспитатели дошкольных учреждений  нашего города собрались в  спортивно-зрелищном комплексе "Звёздный" на приём к мэру Астрахани  Сергею Анатольевичу Боженову. Поздравляли с праздником 8 Марта, всем подарили подарки, угощали блинами  и  сладостями. Играл духовой оркестр, и было празднично и мило. Встретилась с коллегами, с которыми  все недосуг было встретиться. Очень хороший концерт показали нам наши прославленные детские и юношеские коллективы -- лауреаты всероссийских и международных конкурсов, солисты -- дети и взрослые. Приятные   чувства вызвало такое внимание  к нам -- учителям.
Выступает детский хореографический ансамбль"Сказка".

02 марта 2011

Удобный способ проверки

Безударные окончания имён существительных нужно проверять по существительным того же склонения, имеющим ударное окончание (1 склонение о воронЕ -- о стенЕ, о рукЕ; 2 склонения  на кранЕ -- на слонЕ, на окнЕ; 3 склонения нет мышИ -- нет ржИ).

Не "родственники" они теперь...

БАБОЧКА
Слово «бабочка» в современном значении – «летающее насекомое, мотылек» – известно в русском языке с начала XVIII в. В словарях встречается с 1780 г. Слово исконно русское. По основным предположениям, «бабочка» является производным от баба («замужняя женщина, жена») или же уменьшительным от бабка, бабушка. Известный русский лингвист Потебня считал, что значение слова «бабочка» возникло в связи с представлением о мотыльке как о «воплощении души предков женского пола».
Однако вопрос о происхождении слова до конца не решен. Есть версии, что существительное «бабочка» произошло от глагола бавить – «гнездо» или от бава«игрушка, забава».
В других славянских языках слово «бабочка» отсутствует либо имеет другие значения, а насекомое называется по-другому: мотыль (белорусское), метелик (украинское) и др.
Источник здесь
БАБА
Это слово пришло во взрослый русский язык из детского, а образовалось путем удвоения изначального ба (точно так же образовалось и слово мама). Это слово значило раньше просто "бабушка", а вторичное его значение – "женщина" свойственно только грубо-просторечному языку
БАБКА
(старуха, бабушка) Это общеславянское слово образовано от существительного баба (в значении "мать отца или матери") с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса, но со временем стало восприниматься как самостоятельное слово, обозначающее родство.
БАБУШКА
Здесь уменьшительно-ласкательный суффикс -ушк- изменил лишь звучание слова баба (в отличие от бабочки, см. >), а изначального его значения не затронул.
БАБОЧКА
В основе этого существительного лежит слово баба, а уменьшительный суффикс изменил не только звучание слова, но и его значение. В старину некоторые животные и насекомые (включая и бабочек) считались колдунами или ведьмами. А слово баба к тому времени приобрело еще и значение – "ведьма", "колдунья". Так что, оказывается, нашим древним предкам это насекомое с красивыми крылышками представлялось маленькой колдуньей.
Источник здесь
Изучение языка можно проводить двумя способами: синхронным (от греч. syn – «совместно» и chronos – «время») и историческим, или диахроническим (от греч. dia – «через» и chronos – «время»).
В первом случае изучается устройство языка, механизм его действия в тот или иной момент времени. Вопрос о том, почему именно так сложился язык, какие изменения в нем происходили, не ставится. Анализируется вопрос как?, а не почему? каков морфемный состав слова в современном языке и можно ли значение слово  через более простое?
При диахроническом подходе изучаются изменения, происходящие в языке на протяжении того или иного периода времени, исследуется, что, каким образом и почему менялось в языке. Этот анализ слова называется этимологическим.
Получается  исторически слова бабочка и бабушка, возможно, были "родственниками", в современном языке они на являются однокоренными, родственными. Слово бабочка нельзя объяснить через слово баба. И корень в нём бабочк-а.

Андроидный коллайдер

ссылка

Алгоритм работы над текстом. Окончание

6. Применить необходимые общеучебные умения, навыки
· Дифференцировать содержание и «шум» (лишнее), вычленить искомую информацию, отделить от «шума».
· Вести поиск информации в разных «местах» - в тексте, в вопросе, в своих знаниях, в своих рассуждениях, в собственном опыте.
· В вопросе выделить собственно вопрос и дополнительную информацию, перестроить вопрос, изменить его форму.
· Вернуться в первоначальному вопросу и уточнить, то ли спрашивают.
· В соответствии с вопросом прицельно отобрать ту информацию, которая может понадобиться.
· Проверить, то ли делается тобой, чтобы получить ответ на вопрос, решить, как использовать отобранную информацию · Проверить, позволяет ли материал совершать выполняемые действия; перевести задачу в стандартную форму.
· Разработать программу решения.
· Вести мониторинг результатов, постоянную проверку хода выполнения действий.
· Постоянно ориентироваться на вопрос как на критерий правильности программы.
· Выполнять действия, понимать, что получается; делать проверку; отбрасывать ненужные результаты.
· Проверять связь «вопрос – результат», преобразовывать результат в ответ.
· Проверить отношение «вопрос-ответ».
· Разработать дизайн ответа, оформить его.
· Учесть адресата вопроса.

Написание с учётом традиции

Написание названий, связанных с религией, подчиняется общим правилам, однако учитываются традиционные способы представления отдельных групп названий, сложившиеся в церковно-религиозных и религиозно-философских текстах.
С прописной буквы пишутся слово Бог (в значении единого верховного существа) и имена богов во всех религиях. Напр.: Иегова, Саваоф , Яхве, Иисус Христос, Аллах, Шива, Брахма, Вишну, имена языческих богов, напр.: Перун, Зевс, Молох, Осирис, Ра, Астарта, Аврора, Вакх, Дионис. Так же пишутся собственные имена основателей религий. Напр.: Будда (но: будда — вероучитель; лицо, достигшее духовного про светления), Мухаммед (Магомет, Магомед), Заратуштра (Заратустра), апостолов, пророков, святых, напр.: Иоанн Предтеча, Иоанн Богослов, Николай Чудотворец, Георгий Победоносец.
С прописной буквы пишутся все имена лиц Святой Троицы (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой) и слово Богородица, а также все слова, употребляющиеся вместо слова Бог (напр.: Господь, Спаситель, Создатель, Всевышний, Вседержитель, Творец, Богочеловек) и слова Богородица (напр.: Царица Небесная, Пречистая Дева, Матерь Божия), а также прилагательные, образованные от слов Бог, Господь, напр.: благодать Божия, Господняя (Господня) воля, на все Божья воля, храм Божий, Божественная Троица, Божественная литургия (но в переносном значении — строчная буква, напр.: божественный голос, божий одуванчик, божья коровка).
Источник здесь
Слово бог пишется со строчной буквы в устойчивых сочетаниях бог его  знает, не бог весть какой, боже упаси, избави бог.
Богатый, звучный, живой, отличающийся  гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в  звуковых подражаниях, спососбный к передаче тончайших оттенков, наделённый подобно греческому, почти безграничной творческой мыслью, русский язык кажется нам созданным для поэзии.
Проспер Мериме,
классик французской литературы.

01 марта 2011

Об алгоритме работы над текстом. Продолжение

2. Выявить информацию, т.е.
· пробежать» текст глазами;
· определить его основные элементы;
· найти необходимые единицы информации;
· найти нужную информацию, выраженную в тексте в иной форме, чем в вопросе, - в синонимичной.
3. Понять текст, т.е.
· сравнить между собой содержащуюся в тексте информацию;
· обнаружить в нем доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
· сделать выводы из сформулированных в тексте посылов;
· сделать заключение о намерении автора или о концепции текста.
4. Осмыслить содержание текста, т.е.
· связать информацию, найденную в этом тексте, с информацией, полученной из других источников;
· оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
· найти доводы в защиту своей точки зрения,
5. Осмыслить форму текста, т.е.
· оценить не только содержание текста, но и его форму, а также качество его исполнения в целом;
· проявить критичность мышления и самостоятельность эстетических суждений;
· определить (выявить) структуру текста;
· обнаружить в тексте иронию, юмор, оттенки мысли;
· слышать авторский голос, различать авторские оценки изображенного;
· критически проанализировать;
· оценить адекватность изображенного замыслу автора;
· оценить соответствие текста его назначению;
· дать стилистический комментарий.

Сегодня -- день кошек

Моя младшая любимая сестрёнка

Ещё одно сочинение нашего ученика в жанре портретного очерка.
У меня есть любимая младшая сестра -- Верочка. В этом году ей исполняется только шесть лет, но в её глазах видна серьёзность, а в действиях -- прилежность. Личико у неё, как и у всех детей её возраста, весёлое. Волосы у Веры русые, прямые. Она обожает нас, своих родственников, как и мы её.
Вера любит ходить в детский сад, у неё там много друзей. Воспитатели учат  детей рисовать, читать, учить стихи, и Вере это очень нравится.
На днях я заметил интересную вещь. Когда я делал алгебру, Вера подсела ко мне и стала переписывать примеры у меня из тетради. Я очень удивился, когда увидел у неё на листе зеркальное отражение страницы из моей тетради. После этого я объяснил ей, как  правильно писать. Веруня поняла свою ошибку и стала усердно и сосредоточенно переписывать, притом правильно.
Так же интересно было наблюдать, с каким упорством Вера обучалась азбуке. Многое ей уже удаётся прочитать, но те слоги, какие ей не даются, она повторяет и повторяет, пока не запомнит.
Вера очень подвижная и любит спортивные игры. Она любит помогать в уборке дома. Ещё она очень любит делать подарки маме, мне, бабушке, дедушке, папе. Она рисует, что-то мастерит, а потом дарит это нам.
В общем, я счастлив, что у меня есть сестрёнка -- такая хорошая, моя любимая сестрёнка.
Максим К.

Как праздновали масленицу... сто лет назад

«Сегодня начинается Масленица…
Разгульная, веселая неделя, когда почему-то всякий обыкновенно весьма умеренный обыватель считает своим священнейшим долгом есть и пить совершенно неумеренным темпом…
Блины и их неизменные спутники: зернистая икра, семга, сметана – вот интересы масленичной недели… Напитки всех сортов и видов – вот ее злобы дня!
Сообразно с усиленным «питанием» идет и усиленное веселье!
Последняя театральная неделя – это какая-то каторжная работа для актеров и какое-то судорожное веселье для публики… Спектакли днем и вечером… Все спешат навеселиться на весь длинный Великий пост…
Кстати, о московском веселье…
Я не знаю почему, но наше московское веселье носит характер довольно тяжелый! [...] Отчасти, я думаю, что немало этому способствует и то, что московская публика любит-таки покушать блинов со всеми необходимыми «прилагательными» к ним… И после пяти-шести десятков блинов – едва ли «легкость» будет у места».
Далее любопытные заметки из книги «Повседневная жизнь Москвы. Очерки городского быта начала ХХ века» (Владимир Руга, Андрей Кокорев. — М.: АСТ: Астрель, 2010).

Очень трудная игра. Из заданий "Русского медвежонка"

Илья и Света придумали игру в города по особым правилам. Оказалось, что игра очень трудная и не на все буквы можно подобрать подходящие названия. Всё-таки на букву Б они смогли придумать город Бердичев, на Д -- Душанбе, на М -- Милан, на П -- Павлодар. Какой город подходит на букву Т?
(А) Тарту; (Б) Торопец; (В) Ташкент; (Г) Тбилиси; (Д) ни один из вариантов (А) --(Г) не подходит.