06 апреля 2011

И МЕСТОИМЁННОЕ СКЛОНЕНИЕ

Местоимённое склонение отличается от адъективного (см. предыдущее сообщение) только в окончаниях именительного и винительного падежей.
В соответствии с местомённым склонением изменяются следующие группы слов:
-- 13 местоимений: этот, тот, один, сам, сей, весь, наш, ваш, кой, мой, твой, свой, чей, из которых два (кой, сей) устарели. Парадигмами обобщённо-предметных местоимений это, то, сие, все, всё являются части парадигм местоимений этот, тот, сей, весь и весь соответственно. 
-- Притяжательные прилагательные с суффиксом [j]: лисий, волчий, заячий и порядковое числительное третий. В формах И.ед.м. выступает беглая гласная и.
-- Прилагательные в краткой форме: весел, красива, легки. Краткие прилагательные в предложении чаще всего выступают в качестве именной части сказуемого в форме именительного падежа. Употребление форм косвенных падежей кратких прилагательных является устаревшим: добра молодца да красну девицу.
-- Притяжательные прилагательные с суффиксами -öв, -ын, -ин (дедов, отцов, медведев, дядин, сестрицын, Машин), а также фамилии, образованные при помощи тех же суффиксов (Иванов, Сычёв, Исаев, Птицын). При этом вместо обычных для местоимённого склонения окончаний Р. и Д. ед. м.р. выступают окончания -а -я и -у -ю соответственно. Для прилагательных на -ын, -ин эта замена является вариативной, с предпочтительными адъективными окончаниями (дядиного брата = дядина брата). Фамилии в П. ед. м.р. имеют окончание -е вместо -öм. Сравните: о кузнецовом сыне – о Николае Кузнецове).
Источник здесь

АДЪЕКТИВНОЕ СКЛОНЕНИЕ

В дополнение к урокам русского языка в 6 классе.
По адъективному склонению изменяются:
качественные и относительные прилагательные (красный, кирпичный);
обобщённо-качественные местоимения (местоимения-прилагательные): такой, который, некий;
причастия (делающий, делаемый, делавший, деланный), в том числе субстантивированные (служащий), с учётом аффикса -ся (учащийся);
большинство порядковых числительных (первый, второй... четвёртый, пятый... за исключением третий, которое склоняется по местоимённому типу). Окончание мужского рода -ой всегда ударно, окончания ий/ый всегда безударны. Показательно, что есть слова, в которых с ударением меняется окончание: запаснóй – запáсный, автозаводскóй – автозавóдский.
Источник здесь

ЗАКАТНОЕ НЕБО

Небо, закат -- мои любимые объекты на фотографиях.
Кто-то из  пользователей назвал этот снимок "Море над рекой". Фото

КАК Я НАУЧИЛСЯ ПЛАВАТЬ

У меня кличка Малёк. Опишу, как я выгляжу. Уши длинные, а хвост короткий. Других особых примет нет.
Как-то раз хозяин взял меня погулять на речку. На берегу его уже ждал друг. Сели они у воды и стали камушки в реку кидать. Увидел я, как камушек в воду плюхнулся, я за ним  По песку сначала. Добежал до воды. Лапы  помочил, смотрю на хозяина. -- Иди, Малёк, не бойся! -- подбодрил он меня. Полез я воду. Зашёл сперва по животик, потом по шейку, наконец  и весь окунулся. Только хвост торчит наружу. Вода мне в нос и в рот попала. Пулей выскочил я на песок. Кашляю, чихаю. А камушка так и не достал.
Хозяин вынул из портфеля  мячик -- мою любимую игрушку,  бросил в воду. Ну, я вослед ему и побежал. Но теперь нос в воду не сую. Стараюсь задрать его повыше и плыву. Доплыл до мячика, схватил его зубами  и к берегу. Вот так я и научился плавать.
Светлана Х., ученица 6 класса.
Анонс. О впечатлениях Малышки от города небоскрёбов и другие сочинения от "лица" животных читайте в следующих наших постах.

...теперь у меня другая мама

Шестиклассники на днях писали сочинение от лица животного. Почти все выполнили это задание. По-разному у них получилось. У некоторых даже забавно и трогательно...
Например, у Ивана Б.
Меня зовут Черчилль. Я собака из семейства английских бульдогов. Мне четыре года. Детство своё я помню плохо. Какие-то обрывки всплывают в памяти... Куча братьев. Мама...
Теперь у меня другая мама. И даже есть папа и братья. Они люди. Все они меня очень любят и балуют. С братьями я хожу гулять во двор. Мы с ними играем с мячом. Я очень люблю свою маму. И папу обожаю. Мне не хотелось бы иметь другую семью. Я сыт, любим и счастлив.

05 апреля 2011

Пыльная буря у нас, конечно, не круче, чем в Техасе, но всё же...

Серости и  неприятных ощущений добавила пыльная буря, разыгравшаяся в наших краях. В городе ещё можно было  различить, что там вдали, а за городом, в степи, говорят, мгла висит и видимость никудышная. Только что на днях вымыла окна после зимы -- опять занесло. У нас такое бывает. Правда, совсем  нехорошая весна... А про Техас я вспомнила, потому что попадалась как-то на глаза фотка -- действительно крутая пыльная буря на ней запечатлена.
Фото

"Короткий список" премии "Книгуру" за лучшие книги для детей

Шорт-лист выглядит следующим образом:
1 Ая эН, Москва, «Библия в SMSках»
2 Веркин Эдуард, Иваново, «Друг-апрель».
3 Жвалевский Андрей, Пастернак Евгения, Беларусь, «Время всегда хорошее».
4 Кошель Петр, Москва, «Как люди научились понимать время».
5 Кравченко Ася, Москва, «Перелетные дети».
6 Лаврова Светлана, Екатеринбург, «Занимательная медицина».
7 Мазурова Анна, США, «Филя».
8 Назаркин Николай, Нидерланды, «Голландские рассказки».
9 Нечипоренко Юрий, Москва, «Пенки».
10 Пасечник Владислав, Барнаул, «Модэ».
11 Петрова Ася, Санкт-Петербург, «Жирафы на парашютах»
12 Понорицкая Илга, Чебоксары, «Сто лет, или Цепочка из рукопожатий».
13 Попова Елена, Беларусь, «Удивительные приключения мальчика, который не называл своего имени».
14 Салтуп Григорий, Петрозаводск, «Ныкалка».
Интересно, что два произведения финалистов вызвали разногласия в экспертном совете конкурса. Один из них – роман Аи эН «Библия в SMS-ках» – вошел в короткий список без согласия председателя экспертов. Вторым спорным произведением стала повесть «Ныкалка» Григория Салтупа. А самую высокую возможную оценку экспертов – 30 баллов – набрала повесть «Время всегда хорошее» Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак.

АНОНС

Шестиклассники писали сочинение-рассказ от лица животного. Не успела проверить, но напечатать что будет, точно знаю.

ЧТО ТАКОЕ "БОНУС"?

«Думаю, топ-менеджмент в столь трудное для страны время даже от премий и бонусов не отказывается.» Газета.ru

Топ-менеджмент — это ладно, неологизм уже вошёл в язык. К тому, же это понятие не так легко передать 1-2 словами. Но вот слово «бонус» переводится как «премия» и другого значения для этого контекста не имеет. Так что «не отказываются от премий и… премий».
Источник здесь

"Занимательная орфография" -- книга месяца

«Занимательная орфография» М.В. Панова стала книгой месяца. (М. В. Панов. Занимательная орфография. Москва, «Просвещение», 2010. Серия «Твой кругозор»).
В этой много раз переиздававшейся книге объясняется, как устроено русское письмо, как связано правописание с фонетикой.
Это — не пособие для отстающих и малограмотных, не научный трактат, но и не сборник увлекательных задач и головоломок. Эта книга — увлекательный рассказ, почти детектив с тайной, которую надо раскрыть: как устроено наше письмо? На каких принципах и основаниях? Почему мы пишем корова, а не карова? Почему, если мы пишем мог и возможность, не написать хлеба и хлеп, а не хлеб?
Постепенно в книге выясняется, что русское письмо основано не на следовании буквы за звуком не на точном воспроизведении морфемы в неизменном виде в любой позиции, а на... А на чём — вы сможете узнать, прочитав книгу. Оказывается, что правописание в основе своей разумно и целостно, и, поняв принципы, на которых оно строится, легко научиться грамотно писать.
Читать полностью здесь

04 апреля 2011

Когда весна придёт -- не знаю...

Тепла, солнца хочется. Чтобы на деревьях начали лопаться почки и распускаться листочки. И цветы я поторопилась разместить в своём блоге  недели две назад -- такие цветы у нас только на рынке да ещё в теплицах. Холодный для наших мест апрель нынче. Серо и голо кругом. Взгляду не на чем задержаться. А на Волге шторм -- объявили сегодня вечером. И проход судов по каналу в море запрещён -- волна трёхметровая, опасно, лучше поостеречься. Вот такая у нас на южном форпосте России  погода. Совсем не южная.
Если язык человека вял, тяжел, сбивчив, бессилен, не определён, необразован, то таков, наверное, и ум этого человека, ибо мыслит он только при посредстве языка.
Иоганн Готфрид Гердер,
выдающийся немецкий историк культуры,
создатель исторического
понимания искусства (18 век) 

Различай паронимы

Информативный - несущий информацию, насыщенный информацией, содержательный (информативная статья, лекция).
Информационный - относящийся к информации, содержащий, распространяющий информацию (информационное сообщение, информационный бюллетень). 

Будний - не праздничный (будний день).
Будничный - прозаичный, однообразный (будничная работа).

Искусный - м'астерский.
Искусственный - неестественный, фальшивый.

Командированный - лицо, находящееся в командировке (командированный специалист).
Командировочный - относящийся к командированному (командировочные расходы).
Источник здесь

03 апреля 2011

Интернет-зависимость, или Интернетомания

Сегодняшний мир уже практически невозможен без всемирной паутины. Даже бабушки на лавочке знают, что такое Интернет. У кого-то внук играет в онлайн-игры, у кого-то сын имеет свой сайт, а у кого-то дочь вышла замуж за иностранца, познакомившись в сети. Интернет всегда на слуху, у каждой даже маленькой фирмешки есть свой сайт, мой сын в 7 лет зарегистрирован в социальных сетях, а кто-то заказывает товары и пиццу в интернет-магазинах.
Конечно интернет вносит в нашу жизнь развлечения и удобство, НО! интернетом можно заболеть! Что же это такое интернет-зависимость?
Интернет-зависимость - это постоянное желание войти в сеть и невозможность из нее выйти. Причем эта "болезнь" (пока в кавычках) настолько стала распространена, что в Китае ее уже официально признали заболеванием. Одним из толчков к распространению интернет-зависимости стал безлимитный интернет - сиди не хочу...
Казалось бы, что хорошего в виртуальном мире? Ведь настоящая жизнь вокруг так прекрасна! Детки, жена, солнышко, пестики-тычинки... У меня свой смысл выходить в сеть - я тут работу работаю... А другие? Почему они и с рабочего места выходят в интернет и утром, еще не умывшись, первым делом включают компьютер? Да потому что в виртуальном мире все так просто: тут ты можешь найти любую информацию, пообщаться со знакомыми, тут нет комплексов и обязательств... Никто не знает,что у тебя нет денег или что ты поправился на 20 кг.. Ты такой, каким ты себя нарисуешь...
Хотите узнать,зависите вы от интернета или нет? Если у вас есть хотя бы два признака, то поздравляю, всемирная паутина начала окутывать и вас...скоро вы из нее не выберитесь;
* в выходной день с самого утра вы выходите в сеть;
* когда рядом нет компьютера, вам "срочно" нужно проверить почту или зайти в одноклассники, хоть с мобильника;
* жалобы родных и близких на то, что вы постоянно сидите в интернете и не обращаете ни на что внимание.
Если эти признаки к вам относятся, то пора избавляться от интернет-зависисмости. Решать проблему нужно так же, как и в случаях курения, алкоголизма, наркомании, игромании, обжорства и т.п. - нужно найти другое занятие. Главное, увлечь себя чем-то другим. Мужчины могут заняться тенисом или рыбалкой, женщины - вышиванием или аэробикой. Главное, найти такое занятие, которое будет вам нравится. Возьмите за привычку гулять каждый день по часу-два, почините мебель или уберитесь на антресоли...
Сокращайте время в интернете постепенно, каждый день на полчасика-час. Постепенно вы избавитесь от этой виртуальной зависимости. Будьте интернет-независимы!
Источник здесь

Новый музыкальный театр. Обустраивается территория вокруг...


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Это тоже в Астрахани


Посмотреть на Яндекс.Фотках

На улицах Астрахани. В ожидании седоков


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Как научить дитя грамоте?

Вопрос: -- Как научить дитя, переведенное в 8 класс, грамоте? В школе почему-то ни в одно ухо ничего не залетает, ужас просто.
Посоветуй, пожалуйста, какую-нибудь хорошую книжку по теме (или несколько). В идеале - что-нибудь типа грамматики.
Сергей Слепов: -- Признанные лидеры в области русской грамматики – это Розенталь и Грамматика РАН, но сомневаюсь, что ими удастся увлечь твою восьмиклассницу. На мой взгляд, основные факторы, мотивирующие ученика, это:
-- личность преподавателя, насколько он умеет интересно излагать и «заражать» своим предметом; насколько он симпатичен ученику и вызывает желание понравиться. Тут либо менять школу, либо брать репетитора;
-- конкуренция с одноклассниками, особенно с друзьями. Если есть подруга, которая лучше учится, попробуй невзначай поинтересоваться, а что она получила за ту же контрольную. Если грамотно капать на мозги, не перебарщивая, может сработать;
-- влияние родителей, сколько они занимаются с ребенком. Разгадывай с ребенком ребусы, задавай лингвистические загадки типа «одна кочерга, две кочерги, пять…?» Пускай ищет ответы в интернете.
Меня когда-то было за уши не оттащить от книжек (в основном фантастики). Кстати, очень способствует развитию грамотности. Узнай, какой Гарри Поттер нынче котируется среди молодежи. Опять же, если подружка что-то читает, это может оказаться более заразным, чем если мама книжку подсунет.
Здесь и другие советы родителям.

Что такое «Морфер»?

«Морфер» (от слов «морф», «морфология») – это компьютерная программа для склонения по падежам слов и словосочетаний на русском языке. Для любого слова или словосочетания в именительном падеже программа строит все падежные формы единственного и множественного числа, а также определяет род и число исходного словосочетания (а для ФИО – пол названного лица).
Источник здесь
"Прогуливаясь" по Интернету, наткнулась на этот сайт. Решила, что информация о нём может оказаться полезной для моих юных читателей, а также и для взрослых, поэтому и разместила аннотацию и ссылку. Протестировала программу автоматического склонения -- совпадает с правилами русского языка. (Почему я так? Потому, что там есть вопрос, нет ли ошибки). Ещё нашла, как записать числа прописью.
Любопытно: при попытке просклонять принципиально несклоняемое слово (например, глагол) программа не выдает ошибку, а пытается просклонять его, как сможет: например, глагол давать будет склоняться подобно существительному кровать. Это, по словам разработчика, пока является одним из ограничений  действия программы. Использовать её  для справки могут  люди сомневающиеся, и для неучей она хорошее подспорье.

"Cобаку съел". Почему мы так говорим7

По поводу непонятного "собаку съел" академик Н. М. Шанский писал: "Скорее всего, это выражение является одной из многих идиом, родившихся в результате сокращения полной формы... И истоком его является поговорка, зафиксированная В. И. Далем, -- Собаку съел, а хвостом подавился. Эта поговорка употребляется по отношению к человеку, который сделал что-то очень и очень трудное и споткнулся на пустяке... ".
Современное же значение ("мастер на что-либо") возникло уже у сокращенной формы собаку съел: тот, кто сделал или может сделать что-либо очень и очень трудное, является, вне всякого сомнения, мастером своего дела.

02 апреля 2011

ЧИТАЕТ ЛИ РОССИЯ? Яндекс отвечает вопросом на вопрос

Миллионы иностранцев, приезжающих ежегодно в нашу столицу, стараются выделить целый день, чтобы насладиться многообразием выбора и оставить целое состояние в обмен на шедевры, собранные в крупнейших книжных магазинах Москвы.
...Почему сейчас, если сказать, что все выходные выкладывал фотографии в альбом популярной социальной сети, друзья это воспримут как норму, а вот если поведаешь, что двое суток читал Кафку, на тебя посмотрят как на полного идиота, да еще и спросят: "Что это?". Раньше была своеобразная мода на чтение: человеку, который претендовал на то, чтобы его считали образованным, было невозможно признать, что он, например, не читал сонетов Шекспира. Если ты был знаком с творчеством Хаксли, это поднимало твой авторитет в глазах окружающих. Сейчас же критерии резко сменились. Вот если ты не знаком с твиттером и фэйсбуком, то да, ты не в теме. А если из стихотворений Пушкина помнишь только одно и то первые две строчки, это не страшно. Если классику раньше читали хотя бы школьники и студенты филологических факультетов, то, с появлением огромного количества сайтов с кратким содержанием, большинство школяров окончательно перестало это делать. А что как не литература развивает в нас образность мышления и формирует правильное отношение к происходящему вокруг?
Финальной точкой моего разочарования стал "Яндекс". На мой запрос "Россия читает" он ответил вопросом: "читает ли Россия?". Если в компьютеризованной современности даже поисковая система отвечает вопросом по данному тезису, это совсем страшно.
Полностью читать здесь

П.И. Чайковский. Интродукция. Квартет "Сказ"


Неделя закончилась. Дела переделаны. Можно послушать музыку. Она успокаивает и бодрит одновременно, снимает усталость и расслабляет, завораживает и умиляет...

"Лепите статую, пока позирую"

Фото

Интерактивная таблица "НЕ и НИ в местоимениях"

К урокам русского языка в 6 классе. Интерактивная таблица "Правописание отрицательных местоимений" здесь  Нажми на ссылку -- откроется таблица. Тренируйся на здоровье!

КАК ВАС НАЗЫВАТЬ? Ковровец? Ковровка?

Как называть жителей этих известных городов: Бологое, Брянск, Воронеж, Вятка, Ельня, Ковров, Лондон, Баку, Курск, Вологда, Смоленск, Пенза, Иркутск, Архангельск?
Ответ здесь