Меня зовут Барон, мне три года. Я живу в большой клетке. Это мой дом. Мне там очень удобно. Кормят меня хорошо, утром и вечером. Особенно я люблю, когда мне дают колбасу или сосиски. Это моя любимая еда. Выпускают из клетки меня вечером во двор. Я очень люблю играть со своей хозяйкой, особенно в мяч. Она меня очень любит и заботится обо мне.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
10 апреля 2011
ВИШНЯ ЦВЕТЁТ...
«Вишня цветёт» на Яндекс.Фотках
У нас вишня (да и всё другое) пока ещё не цветёт. Ну, уж больно понравился снимок Мальвины Петровны (это автор), что не удержалась и поместила его в свой блог. Столько на свете красоты! И какой восторг у меня всякий раз вызывает умение мастеров запечатлеть прекрасные мгновения.
Юрий Гагарин. Вижу Землю... Документальный рассказ
В этой книге помещен рассказ Юрия Гагарина «Вижу Землю...». Рассказ написан давно, вскоре же после полета — первого в истории Земли полета человека в космос. Гагарин рассказал о своей жизни, о том, как стал космонавтом, как совершил полет. Рассказал просто, скромно, так, как все это он делал, как жил. Сейчас рассказ кажется слишком кратким, и мы стараемся его дополнить, расширить.
Имя Юрия Гагарина теперь известно всем — и детям и взрослым. С полета Юрия Гагарина в космос началась новая глава истории нашей планеты — эра завоеваний человеком околосолнечного пространства.
Рассказывать о Гагарине легко и трудно. Обыкновенный, располагающий, улыбчивый человек. Это так. Но Юра не просто веселый, не просто мужественный, не просто волевой. В нем была скрыта огромная энергия деятельного, очень способного и разносторонне одаренного человека.
Читать полностью здесь
Очень интересно и трогательно! Рекомендую.
Три Е подряд и другие
Сразу вспоминается слово длинношЕЕЕ. А ещё короткошЕЕЕ и змЕЕЕд. А знаете ли вы слова с большим количеством (например, с пятью) гласными или 6-ю согласными подряд? Можно посмотреть здесь
НЕДОЗВОЛЕННОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ
Однажды я сбежал из клетки. Это было ночью. Дверцу забыли закрыть, вот я этим и воспользовался. Дождавшись, когда все уснут, я тихонечко вылез из клетки и обошёл всю квартиру, обследовав каждый уголок. Оставалась одна детская. В кроватке сладко спала моя хозяйка. По ножкам кровати я забрался в постель и от радости стал носиться взад и вперёд. Мало того -- я грыз уголки подушки. Мне так хотелось играть и чтобы хозяйка моя проснулась и разделила со мной веселье. Ведь она тоже маленькая. Потом, набегавшись, я улёгся в её ногах, но не учёл, что ребёнок может проснуться и испугаться. Так и случилось. Девочка открыла глаза и закричала. Вот что случается, если делаешь что-нибудь неположенное.
Сабина М., ученица 6 класса.
09 апреля 2011
Родственники Знайки и Незнайки
Знайка и Незнайка — герои-антиподы нескольких книг замечательного детского писателя Николая Николаевича Носова: первый — во всех отношениях положительный и образованный, второй — симпатичный шалопай с минимальным багажом знаний. Имена героев, как нетрудно догадаться, образованы от глагола знать.
А если заглянуть в словарь Даля? Слово знайка он толкует так: «знатель, знающий о чём, про что-либо, особенно о вине, преступлении; свидетель, видок…», а в комментарии к слову незнайка добавляет: «Всё это относится к обычаю отпираться от всего и не идти в свидетели по делу».
Знайки должны знать и слово знатóчество. Употребляется оно редко, а значение его таково: направление в искусствознании, сложившееся в конце XIX века. Главная цель знаточества — установление подлинности произведений искусства, их авторов и ценности. Иными словами, знаточество — набор знаний, обладая которыми специалист может отличить подлинник от подделки. Надо сказать, что слово это в русских словарях появилось только в конце ХХ века. Словечко профессиональное, настоящих знатоков знаточества не так много, поэтому и употребляется оно редко.
У Знайки и Незнайки есть и другие родственники —Всезнайка, Многознайка, Зазнайка, Полузнайка. Задолго до них было известно другое однокоренное слово — немогузнайка. Это слово ввёл в обиход великий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Генералиссимус образовал его от принятого тогда в армии распространённого выражения «Не могу знать». Так обычно отвечали подчинённые своему начальнику или младшие по званию — старшему. «Немогузнайка — опасный человек», — говорил Суворов. В своей книге «Наука побеждать» он, обращаясь к воинам России, писал о том, что есть неприятель, который опаснее любого противника, — «проклятая немогузнайка. Намёка, загадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка, бестолковка. От немогузнайки было много беды!» А потом добавлял: «За немогузнайку офицеру арест, а штаб-офицеру от старшего штаба квартирный арест».
Вот какие были строгости! И всё из-за шаблонной фразы. Да и правильно. Человек обязан осознавать, что делает, взвешивать всё и сам принимать решения. И не только в армии. Любой должен отвечать за своё дело.
Источник здесь
Итоги конкурса презентаций
Сегодня у нас в школе подведены итоги конкурса презентаций, посвящённых 50-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос. В финал вышли 11 учащихся 6, 8 и 9 классов со своими работами о первом человеке, открывшем для человечества эру космонавтики. Много интересного узнали зрители этого своеобразного шоу. Они же и определили победителей. Ими оказались ученик 9 класса Евгений Бикмаев, восьмиклассник Камран Аббасов, ученица 6 класса Кристина Белюсенко. Ребята также приняли участие в викторине, посвящённой истории освоения космоса.
Он сказал: "Поехали!" Корабль "Восток", на котором Ю.А. Гагарин побывал в космосе. |
Семиотика -- наука о знаках и знаковых системах
Григорий Ефимович Крейдлин и Максим Анисимович Кронгауз — известные лингвисты, авторы монографий, преподаватели Института лингвистики РГГУ. Их «экспериментальное учебное пособие для учащихся 5-7 классов» вот уже который раз переиздается, и вот уже который раз подтверждается успех их эксперимента.
Книга эта, хоть и названа «пособием для школьников», даже отдаленно не напоминает скучный учебник. В ней множество историй (об азбуке Брайля, о том, как составляется икебана, о братьях наших меньших, о черных парусах и известных алмазах и многие другие), а кроме историй, в книге собрано много задач и заданий (для задач в конце книги приводятся ответы).
И, конечно, рисунки: жестикулирующие люди, таинственные пляшущие человечки Шерлока Холмса, регулировщики, жетоны для говорящих обезьян, деньги, эмоции. Немало задач в книге составлено именно по рисункам.
В такой непринужденной манере описываются сложные понятия: что такое знаки, как они создаются, какими они бывают: простыми и сложными, самостоятельными и несамостоятельными, зрительными, слуховыми, переменными и постоянными и т.д.
В каждой главе читатель найдёт ответы на множество интересных вопросов. Например, почему и зачем люди иногда запрещают общение на естественном языке? Что дает человеку «возможность разговаривать как бы с самим собой, но живущим как бы в другом времени»? Какие пять видов смеха выделяют японцы? Какой цвет, по мнению древних греков, защищал от всех опасностей? Какие знаки и почему являются ложными друзьями переводчика? Какой народ в знак приветствия трется носами? Как называются жесты-дразнилки в разных языках? Как числа становятся в культуре знаковыми?
Источник здесь
ВСЕГО ОДИН СЛОГ
Единственное односложное полное прилагательное в русском языке — злой, а единственное односложное полное причастие — сый.
Что означает это слово? В словаре В.И. Даля приводится такая справка: СЫЙ церк.; причастие от глагола быти; сущий, состоящий, находящийся, обретающийся, существующий. Столетен (муж) негде сый, Римлян.
Вечно сущий, вечный, предвечный, вековечный, кто есть, был и будет.
slovari.yandex.ru
08 апреля 2011
О тапёре, шредеровском пианино и...
К завтрашнему уроку литературы в 6 классе. Привожу значение некоторых слов и выражений.
Тапёр (французский tapeur, от taper, буквально — хлопать, стучать) (устар.), музыкант, преимущественно пианист, сопровождавший танцы на вечерах, балах, иллюстрировавший музыкой немые фильмы.
Задеть за живое. Когда в древности клеймили домашний скот, животные вздрагивали от боли, если накалённое тавро задевало за живое мясо. Отсюда и возникла поговорка. У нас поговорка эта означает: задеть человека словом, грубо коснувшись чего-либо дорогого или очень болезненного для него.
Шредеровское пианино. Шредер -- старинная и многочисленная фамилия фортепианных мастеров из Саксонии, родины немецких фортепиано. Там в 1760 году первое пианино в Германии сконструировал и изготовил Кристофер Шредер, клавесинист, органист и композитор.
Облака... Облака... На что они похожи?
Оказывается, это чудо называется "линзообразные облака". |
К 50-летию полёта Ю.А. Гагарина в космос
Семён Кирсанов
ЭТО-НАШ ПЕРВЕНЕЦ
Человек -- в космосе, человек -- в космосе!
В пустоту холода он глядит пристально.
Он глядит молодо -- человек в космосе,
Светит Серп с Молотом на его компасе.
Больше нет робости перед тьмой вечною,
Больше нет пропасти за тропой Млечною.
ЭТО-НАШ ПЕРВЕНЕЦ
Звездолёт вырвался с неземной скоростью.
У него в корпусе каждый винт в целости.
Человек в космосе -- это Пик Смелости!
Не на звон золота, а за мир истинный --В пустоту холода он глядит пристально.
Он глядит молодо -- человек в космосе,
Светит Серп с Молотом на его компасе.
Больше нет робости перед тьмой вечною,
Больше нет пропасти за тропой Млечною.
Наверху-- ждут ещё: мир планет светится,
Скоро им в будущем человек встретится! Из сопла проблески в свет слились полностью.
Как желты тропики! Как белы полюсы!
Океан вылужен чешуёй синею,
А Кавказ выложен вековым инеем.
Человек в космосе -- это смерть косности,
Это жизнь -- каждому с молодой жаждою!
Это путь радугой в голубой области!
Это мир надолго на зелёном глобусе.
Это жизнь в будущем, где нам велено.
Это взгляд юноши из страны Ленина.
Всех сердец сверенность -- на его компасе.
Это -- наш первенец -- человек в космосе!
Кошка выпала из окошка
Меня зовут Маруся. Однажды со мной приключилась забавная история. Всё по порядку. Утром хозяева ушли на работу. Я поела, попила водички. Потом услышала, как мальчишки кричат во дворе, догадалась, что они играют в футбол. Решила за них "поболеть", поэтому забралась на подоконник и стала наблюдать за всем происходящим на улице. Глядела на юных футболистов и вдруг... заметила воробья на ветке. Он так звонко чирикал, что мне захотелось с ним поиграть. Я... запрыгнула на сетку, закрывающую окно. Она не выдержала напора и свалилась в палисадник. Я оказалась на земле. И прямо ко мне бежала собака. От страха я стремительно влетела на дерево и сидела там, боясь шелохнуться. Воробей давно уже улетел. Время подвигалось к вечеру, а я всё сидела и ждала, чтобы кто-нибудь меня снял с дерева. Не понимаю, почему сама не могла слезть с него.. От одиночества, страха и голода я громко мяукала, пока не пришёл хозяин и не снял меня с ветки. От волнения я даже не могла ничего есть и сразу же уснула. Вот в какую историю впутал меня весёлый воробушек под окошком.
Руфина С., ученица 6 класса.
ЧТО ТАКОЕ ИДИОМЫ?
Идиома -- от греч. idioma особенность, своеобразие.
Единица языка, представляющая собой устойчивое сочетание, значение которого не мотивируется составляющими его словами, значение частей не сводится к значению целого. Различаются лексические идиомы (предложение или сочетание слов, характеризующееся слитным значением - кот наплакал, без году неделя), синтаксические идиомы (синтаксическая конструкция, имеющая форму простого или сложноподчиненного предложения или сочетания слов - Ну и жара!), морфологические идиомы (простое или сложное слово, неразложимое с точки зрения современного языка по морфологическому составу, но членимое на форманты, утратившие смысловую функцию в составе целого - вкус, подушка). Идиомы представляют значительную трудность для изучающих иностранный язык и нуждаются в специальном комментировании. Идиомы изучаются обычно на занятиях по лингвострановедению.
Источник здесь
07 апреля 2011
НА ВОЛЮ ПТИЧКУ ВЫПУСКАЮ...
7 апреля течение Великого поста прерывается особым церковным торжеством: наступает двунадесятый праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. По старинной традиции в этот день в России выпускали на свободу птиц.
Александр Пушкин
ПТИЧКА
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
1823
Сколько символов в слове?
Чтобы понять 82% текстов на русском языке, иностранцу достаточно знать 5000 самых употребляемых слов.
Чтобы понять 64% текстов на русском языке, иностранцу достаточно знать 1000 самых употребляемых слов.
Средняя длина русского слова составляет 5,28 символа.
Средняя длина предложения в русском языке составляет 10,38 слова.
Источник здесь
Не жизнь, а одни удовольствия
Я кошка Дарси. Живу в городской квартире. У меня есть своя кроватка, в которой я люблю спать. Хозяйка меня очень балует и покупает мне в магазине всякую еду и разные вкусности. Ещё я люблю вареную рыбку и сухой корм. Люблю лежать на подоконнике и греться на солнышке.У меня есть свои игрушки: мышки, мячики. А ещё заберусь на подоконник и смотрю, как на воле птички летают. Люблю наблюдать за рыбками в аквариуме. И вообще, жизнь у меня барская. Очень повезло мне, что я нашла семью, где меня так любят!
Алёна Т., ученица 6 класса.
06 апреля 2011
И МЕСТОИМЁННОЕ СКЛОНЕНИЕ
Местоимённое склонение отличается от адъективного (см. предыдущее сообщение) только в окончаниях именительного и винительного падежей.
В соответствии с местомённым склонением изменяются следующие группы слов:
-- 13 местоимений: этот, тот, один, сам, сей, весь, наш, ваш, кой, мой, твой, свой, чей, из которых два (кой, сей) устарели. Парадигмами обобщённо-предметных местоимений это, то, сие, все, всё являются части парадигм местоимений этот, тот, сей, весь и весь соответственно.
-- Притяжательные прилагательные с суффиксом [j]: лисий, волчий, заячий и порядковое числительное третий. В формах И.ед.м. выступает беглая гласная и.
-- Прилагательные в краткой форме: весел, красива, легки. Краткие прилагательные в предложении чаще всего выступают в качестве именной части сказуемого в форме именительного падежа. Употребление форм косвенных падежей кратких прилагательных является устаревшим: добра молодца да красну девицу.
-- Притяжательные прилагательные с суффиксами -öв, -ын, -ин (дедов, отцов, медведев, дядин, сестрицын, Машин), а также фамилии, образованные при помощи тех же суффиксов (Иванов, Сычёв, Исаев, Птицын). При этом вместо обычных для местоимённого склонения окончаний Р. и Д. ед. м.р. выступают окончания -а -я и -у -ю соответственно. Для прилагательных на -ын, -ин эта замена является вариативной, с предпочтительными адъективными окончаниями (дядиного брата = дядина брата). Фамилии в П. ед. м.р. имеют окончание -е вместо -öм. Сравните: о кузнецовом сыне – о Николае Кузнецове).
Источник здесь
АДЪЕКТИВНОЕ СКЛОНЕНИЕ
В дополнение к урокам русского языка в 6 классе.
По адъективному склонению изменяются:
По адъективному склонению изменяются:
качественные и относительные прилагательные (красный, кирпичный);
обобщённо-качественные местоимения (местоимения-прилагательные): такой, который, некий;
причастия (делающий, делаемый, делавший, деланный), в том числе субстантивированные (служащий), с учётом аффикса -ся (учащийся);
большинство порядковых числительных (первый, второй... четвёртый, пятый... за исключением третий, которое склоняется по местоимённому типу). Окончание мужского рода -ой всегда ударно, окончания ий/ый всегда безударны. Показательно, что есть слова, в которых с ударением меняется окончание: запаснóй – запáсный, автозаводскóй – автозавóдский.
Источник здесь
ЗАКАТНОЕ НЕБО
Небо, закат -- мои любимые объекты на фотографиях. Кто-то из пользователей назвал этот снимок "Море над рекой". Фото |
КАК Я НАУЧИЛСЯ ПЛАВАТЬ
Как-то раз хозяин взял меня погулять на речку. На берегу его уже ждал друг. Сели они у воды и стали камушки в реку кидать. Увидел я, как камушек в воду плюхнулся, я за ним По песку сначала. Добежал до воды. Лапы помочил, смотрю на хозяина. -- Иди, Малёк, не бойся! -- подбодрил он меня. Полез я воду. Зашёл сперва по животик, потом по шейку, наконец и весь окунулся. Только хвост торчит наружу. Вода мне в нос и в рот попала. Пулей выскочил я на песок. Кашляю, чихаю. А камушка так и не достал.
Хозяин вынул из портфеля мячик -- мою любимую игрушку, бросил в воду. Ну, я вослед ему и побежал. Но теперь нос в воду не сую. Стараюсь задрать его повыше и плыву. Доплыл до мячика, схватил его зубами и к берегу. Вот так я и научился плавать.
Светлана Х., ученица 6 класса.
Анонс. О впечатлениях Малышки от города небоскрёбов и другие сочинения от "лица" животных читайте в следующих наших постах.
...теперь у меня другая мама
Шестиклассники на днях писали сочинение от лица животного. Почти все выполнили это задание. По-разному у них получилось. У некоторых даже забавно и трогательно...
Например, у Ивана Б.
Например, у Ивана Б.
Меня зовут Черчилль. Я собака из семейства английских бульдогов. Мне четыре года. Детство своё я помню плохо. Какие-то обрывки всплывают в памяти... Куча братьев. Мама...
Теперь у меня другая мама. И даже есть папа и братья. Они люди. Все они меня очень любят и балуют. С братьями я хожу гулять во двор. Мы с ними играем с мячом. Я очень люблю свою маму. И папу обожаю. Мне не хотелось бы иметь другую семью. Я сыт, любим и счастлив.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)