Сегодня в городском велокроссе наша школа заняла 3 место. Получены соответствующие дипломы, грамоты и премия в размере 30 тысяч рублей. Героем дня стал ученик 9 а класса В. Котельников. Он финишировал третьим. Всего в кроссе участвовало около 2 тысяч человек.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
15 мая 2011
14 мая 2011
Зачем ИКТ на уроках русского языка?
Использование новых информационных технологий, как показывает наш опыт, позволяет решать очень важные задачи. И среди первых следует назвать повышение интереса к русскому языку (в компьютерный класс не надо приглашать дважды). Разумеется, решается и главная задача – выработка устойчивых орфографических и пунктуационных навыков. Кроме того, расширяются рамки школьной программы по русскому языку, обогащаются лексикон учащихся, их кругозор. У ребят формируются навыки пользования мультимедийными предметными программами, уверенность в работе с ними, умение вести диалог с компьютером (иначе говоря, они смогут «разобраться» с интерфейсом любой учебной программы).
Источник здесь
Подробное или сжатое изложение: что легче?
Восьмиклассники писали подробное изложение (в соответствии с календарно-тематическим планом) художественного текста, в котором есть и диалог, и прямая речь (мысленный разговор героя), и немного описания внешности героя, и главное -- его размышления. Детям это показалось сначала очень трудным, но с заданием: подробно, с сохранением стиля и языковых особенностей пересказать текст -- они справились неплохо. Выполнение творческого задания меня, однако, совсем не устроило. Большинство учеников не сумело дать развёрнутый ответ на вопрос. Учить этому надо. Как, впрочем, и многому другому. В преддверии девятого класса это ощущается очень остро.
13 мая 2011
Blogger "тормозил" целый день
Так как я в блогосфере не так давно -- года ещё нет, с подобной ситуацией я столкнулась впервые. Сегодня не было возможности войти в Панель управления и разместить посты. Оказалось, что на Блоггере велись технические работы, и там что-то пошло не так. В результате в блогах пропали вчерашние сообщения, и некоторые блогеры немножко попаниковали. Как быстро, однако, привыкаешь к хорошему, удобствам телекоммуникации, например, и совсем забываешь, что всякое может случиться... и однажды мир может полететь вверх тормашками...
Удачи всем! Возвращаемся на круги своя, то есть на страницы блогов, и продолжаем там самовыражаться в меру своих сил.
12 мая 2011
НЕЗАПЛАНИРОВАННЫЙ ОБЗОР
А всё-таки это здорово, что мы ведём блоги и читаем их друг у друга. Сегодня Светлана Георгиевна Ясинская в своём блоге "Учитель словесности" представляет хит-парад Тотального диктанта (кстати, занятную форму контроля грамотности кто-то придумал). В блоге Аллы Соколовой рассуждают и доказывают, разбирают и собирают слова (хорошее подспорье для учеников блог "После уроков"). Французская домохозяйка Nadya Pommier любуется закатом и наступающей ночью и спасает от поедания ужом лягушонка (очень мне нравится читать про жизнь заграничную!). Марина Курвитс на своей волне даёт ссылки на сервисы, с помощью которых можно создать карты для самоконтроля (полезный блог у неё для начинающих и продвинутых блогеров и учителей, которые пытаются внедрить на своих уроках ИКТ). Из блога "Такая разная математика" Натальи Львовой узнала о математических способностях обезьян. Как всегда, интересно в блоге "Читать -- это круто!" Успела узнать все новости, а у себя разместить, кроме этого сообщения, ничего не смогла. Уже поздно. Но день заканчиваю с чувством исполненного долга. Пролистала свои любимые блоги...
10 мая 2011
Морфологический разбор относительного прилагательного
http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3962ad-0a01-0355-01f3-b53692d078c1/%5BRUS67_03-107%5D_%5BML_122A%5D.swf -- Пошаговая мультимедиа демонстрация разбора относительного прилагательного. Предназначена для поддержки темы "Имя прилагательное". В дополнение к материалам урока.
Морфологический разбор качественного прилагательного
По этой ссылке http://imc.rkc-74.ru/dlrstore/7/7a3962a0-0a01-0355-00d6-6725a4d6929b/%5BRUS67_03-107%5D_%5BML_121%5D.swf озвученная мультимедиа демонстрация разбора качественного прилагательного. Предназначена для поддержки темы "Имя прилагательное". В дополнение к материалам урока.
Пробный экзамен
В числе других экспертов проверяла работы 9-классников на пробном экзамене по русскому языку. О результатах в целом по городу сказать не могу. Мне же, к сожалению, пришлось проверять очень слабые работы, и я поставила 8 двоек в классе, в котором всего 21 ученик. Ребята не справились с заданием части 1 (сжатое изложение) и части 3 (сочинение-рассуждение), показали низкий уровень грамотности. Я согласна с коллегами, что предпочтительнее ориентировать учеников, особенно тех, кто посредственно усвоил программу, на написание сочинения на лингвистическую тему.
О советских поэтах, которые не дожили до дня Победы
Поэты, погибшие на Великой Отечественной войне, были в чести и моде в 1960-е годы. Их имена были высечены на мемориальной доске в Центральном доме литераторов, их стихи читали там 9 мая… И это было не только официальное признание. Известный собиратель и хранитель андеграунда Константин Кузьминский писал в 1-м томе «Голубой лагуны»: «Символом нашего времени стало поколение погибших. Коган, Всеволод Багрицкий, Михаил Кульчицкий, Николай Отрада – три выпуска Литинститута погибло в первые два месяца войны».
Слева направо: Николай Майоров, Павел Коган, Всеволод Багрицкий, Николай Отрада, Михаил Кульчинский |
…Сейчас наступит мой черед.
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год
и вмерзшая в снега пехота.
Мне кажется, что я магнит,
что я притягиваю мины.
Разрыв. И лейтенант хрипит.
И смерть опять проходит мимо…
Заканчивалось стихотворение страшной и точной подробностью, восхитившей когда-то Эренбурга: «…и выковыривал ножом из-под ногтей я кровь чужую».
Гудзенко принадлежит и знаменитое:
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
(«Мое поколение», 1945)
Читать полностью здесь
09 мая 2011
И выйду я из боя невредим
...красавицы просились на войну
На этой фотографии моя красавица мама, Нина Ивановна Халяпина. Она сфотографировалась 28 января 1944 года в Днепропетровске. Шёл ей тогда 21 год, и на фронте она была уже больше двух лет. Деревенских девчат с началом войны направили рыть окопы под Сталинградом. Хоть и привычными они были к крестьянской нелёгкой работе, но здесь было очень трудно. Мучили холод, слякоть, хотелось есть и спать. Попробуй покидай неподъёмную мокрую глину из ямы на бруствер. Готовились укрытия для наших войск. Фронт катился к Волге. ...Они с подружками попросились в действующую армию, и их взяли. Мама попала в авиационный полк, который осуществлял прикрытие наших войск. Это было время, когда наши отступали. Через Днепр на чём придётся, в сторону Ростова, потом на Кавказ. Горели нефтяные промыслы в Грозном и окрестностях. Паника и неразбериха, но в полку всегда порядок и строгость в соблюдении дисциплины. Элита армии, лётчики, перед ними благоговели, но и они держали высоко марку офицеров военно-воздушного флота. Молоденькие девушки, как моя мама, обеспечивали аэродромное обслуживание. Мама подвешивала бомбы к самолётам, потом служила на КП, следя за показаниями радара и отмечая на карте курсы самолётов. ...От предгорий Кавказа она со своей частью дошла, долетела. добралась до границы Западной Украины, до Львова и здесь встретила Победу. Помню, она рассказывала об этом дне. Было яркое солнечное утро, будто в праздник, на Пасху. Весна. Буйствуют в цвету сады. Кругом всё зелёное. Запах сирени... И беспорядочная стрельба, шум, крики: "Победа! Победа! Победа!" С войны мама привезла"трофей" -- вычурный тончайшей выделки фарфоровый кувшин-чайник, который, как драгоценную реликвию, бережёт нынче моя сестра. И душу моей мамы упокоил Господь... Спасибо вам, дорогие наши родители, что уберегли отчую землю и дали нам жизнь. И пусть в том, вашем теперешнем мире, тоже сегодня будет праздник -- День Победы!
Рядовой Саблин Василий Фёдорович
Мои родители участвовали в Великой Отечественной войне. Папа, Саблин Василий Фёдорович, ушёл на фронт в 41-м. Ему тогда исполнилось только семнадцать лет. Тяжёлые испытания выпали на его долю. Пришлось ему пережить ужасы немецкого концлагеря. После возвращения в Советский Союз на родину, в большое богатое село Старица в Астраханской области, он попал не сразу, потому что был лагерь уже свой, советский. У отца осталось с тех времён святое отношение к хлебу -- он крошки одной со стола никогда не сметал. Соберёт в горсточку и отправит в рот, потому что навечно остался страх перед голодом, который пришлось испытать в плену. Он любил "Землянку" и "Напрасно старушка ждёт сына домой"... Делал много орфографических ошибок, но писал готическим стилем с наклоном влево. Почему -- не сообразила расспросить. Простой рабочий человек и грамоты маловато, но знаете, он умел так подсказать нам с сестрой и братом, как решить задачу, что она решалась сама собой. И без этого нынешнего натаскивания и записи современным дитятей под диктовку родителя, а дать толчок, найти в условии то, на что ты и внимания не обратила. ...Он умер в начале перестройки. И на его могиле поставили небольшой обелиск, какие ставили солдатам, со звездой на шпиле. Скромный памятник скромному человеку -- воину. Пусть земля ему будет пухом.
08 мая 2011
Русское слово ПОБЕДА
Русское слово ПОБЕДА образовано от существительного беда. Победить -- значит превозмочь, преодолеть беду. Это значение подобно украинскому перемога, которое переводится как "победа".
Победители. Солдаты великой войны
Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным.
Вечная слава победителям!
Здесь мультимедийная карта хода Великой Отечественной войны 1941 -- 1945 года
День святых жен-мироносиц
Лик мертвой степи заалел;
Заснул шакал, проснулась птица...
Пришли взглянуть — гроб опустел!..
И мироносицы бежали
Заснул шакал, проснулась птица...
Пришли взглянуть — гроб опустел!..
И мироносицы бежали
Поведать чудо из чудес:
Что нет Его, чтобы искали!
Сказал: «Воскресну!» — и воскрес!
«Воскрес!»
К. Случевский
В этот день вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы. Кто они, святые жены-мироносицы — Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа, Мария, Сусанна? Почему Русская Православная Церковь чтит память этих женщин во второе воскресенье после Пасхи? В нынешнем году 8 мая.
Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес. Впервые после своей крестной смерти Спаситель явился женщине — Марии Магдалине.
Этот праздник издревле чтился на Руси особо...
Читать дальше
07 мая 2011
МУЗЫКА ДОЖДЕВЫХ КАПЕЛЬ
Нажмите мышкой на любую из капель, и зазвучит мелодия. Щёлкая по другим каплям, вы наполните музыку дождя их перестуком. И дождливая мелодия станет красивой и очень весенней.
Утащить весенний дождь в свой блог.
Признание в любви весеннему дождю
Лингвистический анализ произведения
Здесь нашла любопытную вещь -- "Лингвистический анализ произведения". Признаться, такого до сих пор не встречала. В данном случае приводится языковая статистика романа Р. Злотникова "2012. Точка перехода". Привожу общие данные.
Длина текста, знаков: 571357
Слов в произведении (СВП): 87991
Приблизительно страниц: 303 Средняя длина слова, знаков: 5.2
Средняя длина предложения (СДП), знаков: 86.43
СДП авторского текста, знаков: 100.17
СДП диалога, знаков: 70.6
Доля диалогов в тексте: 37.97%
Доля авторского текста в диалогах: 10.85%
А ещё статистика активного словарного запаса в произведении, частей речи, частей речи на позиции в предложении, знаков препинания... Боже мой, какой статистики только не существует! Хотя с помощью современных технических средств чего не сосчитаешь!
Подписаться на:
Сообщения (Atom)