21 мая 2011

О войне через поколения

7 и 14 мая в Центре русского языка в Нюрнберге состоялись открытые уроки русского языка, посвящённые 66-летию Великой Победы. Участниками уроков были ученики 1, 2, 3, 4 и 5 классов немецких школ.
Подготовленная специально для этого презентация дала детям, родившимся в другое время и в другой стране, редкую возможность поговорить о трагическом, с одной стороны, и героическом, с другой, прошлом. Ребята смогли понять смысл таких русских слов, как «город-герой», «тыл и фронт», «блокада и паёк», «ветеран войны», «цена победы».
Во время беседы дети задавали самые разные вопросы, было видно, что, несмотря на огромную дистанцию во времени и пространстве, тема войны и мира волнует и сегодняшнее подрастающее поколение.
В конце уроков каждый ребёнок объяснил, почему он хочет мира на земле. А прочитанное детям стихотворение Натальи Найдёновой «Пусть будет мир» объединило всё ими сказанное:
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым,
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Не гибнут люди, города...
Мир нужен на земле всегда!
Мы помним и благодарим всех павших и живых героев войны!
Источник здесь

Конгресс МАПРЯЛ

В Шанхае  завершил работу 12-й конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ). В течение четырёх дней более тысячи русистов из 48 стран мира обсуждали проблемы преподавания русского языка как иностранного, популяризации русской культуры и литературы в мире, сообщает ИТАР-ТАСС.
– В последние годы мы наблюдаем рост интереса к русскому языку, – отметила президент МАПРЯЛ, президент Санкт-Петербургского госуниверситета Людмила Вербицкая.
По её словам, имевшие место после распада СССР процессы по снижению использования русского языка в международном общении постепенно поворачиваются вспять.
– По мере укрепления самостоятельности России, роста достижений в политической и экономической сфере, растёт уважение к стране и растут уважение и интерес к языку, – сказала Вербицкая.
Тема проходившего с 11 по 14 мая в Шанхайском университете иностранных языков конгресса МАПРЯЛ – «Русский язык и литература во времени и пространстве».
Читать дальше

КРАСОТА!

РОМАШКИ для НАТАШКИ )))
«РОМАШКИ для НАТАШКИ )))» на Яндекс.Фотках
...и прост цветок, но чувством добрым
в сияньи царственных полей
прекрасен он на сердца троне –
чудесен в простоте своей!

Самое трудное -- это эпитеты

...В стихах и прозе самое трудное -- это эпитеты, прилагательные. Существительное что! Подумаешь! Ну, дом, парус, пирог, дама, базар, закат, площадь...  А вот эпитет -- это, прошу не спорить, самое главное. На эпитете всякое сочинение держится. Попробуйте напишите без эпитетов! Существительное -- это спящий. Прилагательное -- тот, кто его будит. Подойдёт, дёрнет за суффикс и скажет: "Вставай, беспомощное существительное! На работу пора!"
А.А. Грин

Прилагательные и существительные

Существительное -- это изображение. Глагол -- действие. По соотношению количества существительных с количеством глаголов можно судить о качестве прозы. В хорошей прозе изобразительное и повествовательное уравновешено. Боюсь, что я злоупотребляю существительными и прилагательными. Существительное, впрочем, включает в себя часто и эпитет. К слову "брильянт" на надо  придавать слово "сверкающий". Оно уже заключено в самом существительном. Излишество изображений -- болезнь века... Почти всегда  в хорошей современной прозе изобразительное превышает повествовательное.
В.П. Катаев

Как работать с книгой

При чтении текста нужно решить 4 задачи:
-- ознакомиться с содержанием. Уяснить, о чем или о ком идет речь;
-- продумать прочитанное, т. е. разделить учебный материал на смысловые части, найти внутри каждой такой части основную мысль;
-- сделать из текста необходимые выписки для памяти: выяснить значение трудных слов и выражений, составить план, тезисы, конспект;
-- дать себе отчет: чему новому научила прочитанная статья или книга. Сообщила ли какие-нибудь новые знания, научила ли каким-нибудь новым приемам работы, занятий? Вызвала ли новые мысли, настроения, желания.
Источник здесь

Не лишайте детство беспечности

Статья доктора психологических наук Владимира Кудрявцева.
Повод задуматься над тем, что мы делаем.
Недавно в передаче «Минута славы» показали очаровательную и очень способную, невероятно артистичную четырехлетнюю девчушку. С двух лет она занимается гимнастикой и вот уже стоит на руках и одновременно поет в микрофон.
– Тебе нравится то, что ты делаешь? – спросил ведущий, когда номер завершился.
– Нет, – ответила малышка.
А еще до передачи ей задавали такой вопрос:
– Кем бы ты хотела быть?
– Всем! – Ответ был кратким и по-своему точным.
Что же такое ее «всё»? Это и полет под куполом цирка, и съемка в кино (то, что она сама включила), и, допустим, сочинение стихов, рисование. Но такое «всё», с точки зрения взрослых, – журавль в небе. Так не бывает. Лучше синица в руке, то бишь микрофон, в который поешь, одновременно делая акробатическую стойку. Это всех восхищает, на это можно натренировать, это глубоко удовлетворяет родительские амбиции.
Им невдомек, что сами дети удовольствия от жизни получают, увы, все меньше. Без тех «журавлей», которые всегда в небе, – без неспешных сказок, спонтанного художественного творчества, своих игр, с точки зрения взрослых, «глупых» – нормальное детство не случается.
Наша героиня, например, признается: акробатика ей не нравится. А выступать здесь – это да, ей перед аудиторией и кинокамерами очень радостно. Будем считать, что это и есть плата за по-настоящему не прожитое и не пережитое детство. Как психолог скажу: она несоразмерно велика.
Мне часто приходится работать с детьми, которые расплатились своим детством за такие вот «радости», не столько свои, сколько взрослых. На корню убитые учебные интересы, невротическая тревожность, эмоциональная расторможенность, неконтролируемое внимание, неадекватная самооценка – это лишь скромный перечень тех проблем, к которым привели детей амбиции взрослых.
О том, что таковы последствия ранней муштры детишек в садиках с «особыми» образовательными программами, в специализированных студиях и спортивных секциях, результат занятий с репетиторами дома, начиная с полутора лет, – многие даже не подозревают, да и мало кто готов согласиться, что это вредно, ведь побуждения родителей самые благие. Нередко они, начитавшись пособий типа «Математика, не отрываясь от груди», берутся выполнять функцию «дошкольного репетитора».
К тому же и общество одобряет вундеркиндов! Но драгоценное время детства отпущено человеку совсем для другого.
Это время ловить своих «журавлей» в небе, заниматься «всем», играть беззаботно и радоваться беспричинно. Чего и хочется пожелать каждой девочке, каждому мальчику.

20 мая 2011

Вот такие бывают собаки!

Вот такие бывают собаки....
«Вот такие бывают собаки....» на Яндекс.Фотках
Рассматриваешь подобные фотографии -- и удивляешься, и восторгаешься, и стараешься в подробностях всё разгдядеть. Так, случается, и отвлечёшься от суеты каждодневной и время найдёшь свою собаку обиходить: расчесать, когти подрезать, парикмахера к ней пригласить...

Безграмотность и её причины

Лев Владимирович Щерба
В самом деле, ведь совершенно ясно, что если все будут писать по-разному, то мы перестанем понимать друг друга. Значит, смысл и ценность орфографии в ее единстве. Чем идеальнее это единство, тем легче взаимопонимание. Эти общие соображения вполне подтверждаются исследованием процесса чтения. Для полной успешности этого процесса необходимо, чтобы мы как можно легче узнавали графические символы, чтобы как можно легче возникали связанные с ними ассоциации. Все непривычное — непривычные очертания букв, непривычная орфография слов, непривычные сокращения и т. п. — все это замедляет восприятие, останавливая на себе наше внимание. Всем известно, как трудно читать безграмотное письмо: на каждой ошибке спотыкаешься, а иногда и просто не сразу понимаешь написанное. Грамотное, стилистически и композиционно правильно построенное заявление на четырех больших страницах можно прочесть в несколько минут. Столько же времени, если не больше, придется разбирать и небольшую, но безграмотную и стилистически беспомощную расписку.
Писать безграмотно — значит посягать на время людей, к которым мы адресуемся, а потому совершенно недопустимо в правильно организованном обществе.
Полностью статья известного русского лингвиста Л.В. Щербы здесь

Орфографический тренажер «ГРАМОТЕЙ: Класс»

Грамотей-Класс" - это система из нескольких взаимосвязанных программ: орфографического тренажера ученика и двух учительских программ - которые способны работать как автономно на множестве машин, так и в локальной сети. В настоящий момент поддерживается до 99 рабочих мест учеников, каждым из которых может пользоваться большое количество учеников.
Подробно здесь

Если леди покидает экипаж...

Фразеологизмы, по мысли известного русского языковеда Ф.И. Буслаева, своеобразные микромиры, они содержат в себе "и нравственный закон, и здравый смысл..." Эту мысль можно подтвердить множеством примеров. А вот любопытное задание.
Прочитайте английские пословицы и найдите аналог в русском языке. Сделайте выводы.
Почувствовать себя, как вошь у уха. Если леди покидает экипаж, скорость увеличивается. Муха в бальзаме. Не насвистывай, пока не выберешься из лесу. Лучше одна птичка в руках, чем две в кустах. Молчаливые собаки  опасны. Кому суждено быть повешенным, тот не утонет.

Но панталоны, фрак, жилет...

Панталоны -- заимств. в 18 в. из франц.яз, где pantalons из  собст. имени героя итальянской комедии масок  Панталоне, носившего широкие штаны. Хотя одежда претерпела значительные изменения, название осталось.
Жилет -- заимств. в 18 в. из франц. яз., где gillet -- суффиксальное производное от собственного имени  известного шута Gill, начавшего носить такой род одежды.
 По имени ярмарачного паяца -- владельца несуразной безрукавки -- и была названа жилетом вошедшая вскоре в моду мужская одежда без рукавов, которую надевали под сюртук, фрак или пиджак.

19 мая 2011

Сегодня День пионерии

Шум дождя

И дети, и взрослые устали от уроков, от школы,  контрольных диктантов и тестов. Хочется отдохнуть, отвлечься от надоевшей повседневности и... послушать музыку.

КРАСНЫЕ МАКИ

Под Белой горой
«Под Белой горой» на Яндекс.Фотках
Красные маки отвоевывают подножие травертинов Памуккале. Отдельные цветы забираются на сами белые склоны, пробивая известковую корку.

Виды рассуждений: к экзаменам

Существует несколько видов рассуждений.
Рассуждение-доказательство  представляет собой монологические высказывания, имеющие целью доказать истинность или ложность  главного утверждения (тезиса) текста.
Рассуждение-доказательство строится по следующей схеме: экспозиия (подведение к вопросу) -- вопрос -- ответ (тезис) -- доказательство тезиса -- выводы.
В рассуждении-объяснении нет необходимости доказывать истинность или ложность тезиса, так как заранее известно, что главное утверждение текста истинно. Главная задача -- раскрыть содержание тезиса.
Рассуждение -- размышление включает в себя объяснение  и доказательство, в котором необходимо привести примеры, сопоставить или противопоставить, указать причинно-следственные отношения, отграничить или расширить и т.д. Текст-размышление строится по общей для всех видов рассуждения схеме, но в отличие от других видов,  содержит  в себе не один  вопрос и ответ, а систему вопросов и ответов.

И кафтан, и сарафан

Кафтаны молодого Петра I, 1680-90.

Итак, продолжаем говорить об истории слов.
Кафтан  -- заимств в др.-рус. эпоху из тюрк.яз., где кафтан, как полагают некоторые учёные, является сложением  кап "мешок, облочка, футляр" и тон "вид мужской одежды". Кафтан -- старинная  русская мужская длинная верхняя одежда.
Слово кафтан широко  используется в русских  народных пословицах и поговорках: В пашне огрехи, на кафтане -- прорехи. Кафтан золотой, а душка -- полушка. Пошёл в суд в кафтане, а вышел нагишом. И кафтан греет, когда шубы нет. Тришкин кафтан и др.

Сарафан -- др.-рус. заимств. из тюрк. яз., где sarapa из перс. "почётная одежда". В др.-рус. яз. -- "мужской  кафтан".
Сарафан -- основной элемент русского национального костюма центральных и северных областей России. Это любимая женская одежда, которая воспевалась в песнях и романсах. Сарафаны можно увидеть на картинах художников В.М. Васнецова, А.Г. Васнецова, Д.Г. Левицкого.

18 мая 2011

"Попробовали" ГИА...

Наконец-то стали известны результаты пробного ГИА по русскому языку в 9 класее. У нас в школе есть и "пятёрка", и "двойки". Немного "двоек" -- меньше, чем на пробном по математике.  Что же будет на экзамене?  (Мне нынче проще, чем коллегам, которым придется "сдавать экзамен" вместе с учениками, -- у меня нет девятого класса).

"Жизнь слова" в художественном тексте

Все уровни языка (фонетический, лексический, грамматический) "работают" на порождение смысла, рождают асслциации, организуют контекстуальные значения языковых единиц. Прочитайте отрывки из стихотворений, и вы увидите, как различные языковые средства помогают  поэтам создать художественный образ.
В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.
Шёл дождь -- и капли с крыши
Стекали по стене.
                            К.Д. Бальмонт
Отростки ливня грязнут в гроздьях.
И долго, долго до зари
Кропают с кровель свой акростих,
пуская в рифму пузыри.
                                 Б.Л. Пастернак
Когда умирают кони -- дышат,
Когда умирают травы -- сохгут,
Когда умирают солца -- гаснут,
Когда умирают люди -- поют песни.
                                        В. Хлебников
Зову, упрекаю, надеюсь и спорю,
Молю, упрекаю, прощаю, кляну...
В.М. Тушнова

Воздушная войлочная вишня

Войлочная вишня
«Войлочная вишня» на Яндекс.Фотках
К авторскому названию я прибавила слово воздушная. Получился почти оксюморон. Такое у меня нынче лирическое состояние духа.

Ворона, дерево, одуванчики

...
«...» на Яндекс.Фотках
Два одуванчика в траве и ещё один -- дерево, похожее на этот цветок. Посмотрите.

ЦВЕТУЩИЕ НА СКЛОНЕ

Цветущие на склоне
«Цветущие на склоне» на Яндекс.Фотках
Прострел, или сон-трава. Правда, обычно эти цветы бывают жёлтыми, а эти белёсые.
"Нелепо, смешно, безрассудно,
Безумно, ВОЛШЕБНО, НИ ТОЛКУ, НИ ПРОКУ,
Ни в лад, невпопад совершенно"-- строчки из песни на слова Юлия Кима из к\ф "Обыкновенное чудо". Такой комментарий дал к своему снимку автор. Подошло под моё настроение. ...А вообще-то, у меня сегодня день рождения. И кажется, у меня всё наоборот, но цветы  эти очень понравились.

Пословица -- не понятие, а суждение

Национально-культурная семантика присутствует на всех уровнях языка. Однако наиболее ярко она проявляется в словах, фразеологизмах и языковых афоризмах (пословицах, поговорках и крылатых выражениях).
Под пословицами в широком смысле лингвисты понимают краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный  план и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. В основе целостного смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Познавательная ценность языковых афоризмов очень велика: это и свидетельство о далёкой старине, это и неписаные законы народной жизни, это и отражение обычаев, порядков, представлений. Афоризмы отражают народную культуру и национально-культурный компонент языка единицами своего состава.

Эх, лапти мои, лапоточки!..

Лапти носились с портянками (онучами).

 Как и обещала вчера, продолжаю  рассказывать о значении и истории слов, вышедших из употребления или продолжающих употребляться в речи, ставших привычными для носителей языка, но в то же время "знакомыми незнакомцами".
Лапоть -- общеслав. -- короткая плетёная обувь из лыка, коры. Лапти -- самая древняя обувь на Руси. Лапотниками называли крестьян, причём употреблялось это слово с неодобрительным оттенком. Лапти были очень распространённой обувью. Существовало даже выражение "лапотная Россия". Со словом лапоть связано немало пословиц и поговорок: В дорогу идти пять пар лаптей плести. Жениться -- не лапоть надеть. В рай в лаптях не дойдёшь. Бог лаптей не износит. Променял сапоги на лапти. Лаптем щи хлебать и др.

17 мая 2011

Начнём, пожалуй, с пармезана...

Что могут "рассказать" нам следующие слова: лапоть, кафтан, сарафан, панталоны, жилет, макинтош, галифе, френч, пломбир, пармезан, рокфор, тюль,  муслин, кашемир, джерси, батист, полоний, германий, франций, америций, рутений? В сообщениях блога я попытаюсь помочь разобраться в значении этих слов своим ученикам. И всем желающим это сделать, разумеется, тоже. Итак, в дополнение к материалам уроков. И начнём со съедобного...
Сыры пармезан и рокфор наименованы по  итальянскому городу Парма и  французскому местечку  Рокфор. Название по месту получил пломбир -- от французского города Пломбьер, где впервые стали изготовлять сливочное мороженое с добавлением цукатов, орехов, ягод.


Рокфор, Камамбер, Пармезан, Бри и Тет Де Муан.