Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
15 сентября 2011
Можно ли об одних брюках сказать «пара брюк»?
Словосочетание пара брюк – разговорно-просторечное. Следует говорить: одни брюки (об одном предмете) или двое брюк, две штуки брюк (о двух предметах).
В просторечии выражение пара брюк часто заменяет собой именно общеупотребительноеодни брюки. Это вызвано аналогией с общеупотребительными словосочетаниями, такими, какпара сапог, пара носков, пара перчаток – о двух предметах, используемых в качестве пары.
Употребления словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой – что говорится о двух предметах).
Употребления словосочетания пара брюк также нежелательно в связи с тем, что это словосочетание может быть по-разному понято собеседниками (один будет считать, что речь идет об одном предмете, другой – что говорится о двух предметах).
Употребление слова пара в роли счетного слова нормативно, только когда речь идет о парных предметах (пара ботинок, пара перчаток, пара весел и т. п.). Употребление слова пара в значении 'несколько' (пару лет работать над проектом, отсюда до станции пара километров, выполнить пару заданий, выйти на пару минут, пара пустяков) или 'две штуки чего-либо непарного' (пара яблок, пара мешков) характеризуется словарями русского языка как просторечное.
Источник здесь
Источник здесь
Почему "сорок", а не "четыредесят"?
В словах «пятьдесят» и «шестьдесят» можно увидеть корни «пять» и «шесть». Почему же говорят «сорок», а не «четыредесят»? По своему происхождению слово сорок связано с древнерусской мерой отсчета беличьих и собольих шкурок сороками (мешками определенного объема, отсюда сорочка – первоначально 'мешок'): шесть сороков соболей. Значение единицы счета слово сорок получило в речи охотников, вытеснив более древнее обозначение этого числа – четыредесяте.) Источник здесь
14 сентября 2011
Если правильно говорить «два стола», то почему нельзя сказать «пять стола»?
Числительные два, три, четыре (а также составные числительные, оканчивающиеся на два, три, четыре, например двадцать два) в именительном падеже сочетаются с существительным в форме родительного падежа и единственного числа, например: двадцать два стола, тридцать три несчастья, пятьдесят четыре человека. Числительные пять, шесть, семь, восемь, девять и т. д. и составные числительные, оканчивающиеся на пять, шесть, семь, восемь и т. д., согласуются с существительным, стоящим в форме родительного падежа множественного числа, например: сорок восемь преступников. Однако в косвенных падежах согласование выравнивается: р. п. – двух столов, пяти столов, д. п. – двум столам, пяти столам.
Такая разница в согласовании числительных связана с историей русского языка. Названия чисел 5–9 были существительными женского рода и склонялись как, например, слово кость. Будучи существительными, эти названия управляли родительным падежом существительных, употреблявшихся, разумеется, в форме множественного числа. Отсюда такие сочетания, как пять коров, шесть столов (ср. сочетания с существительными: ножки столов, копыта коров) и т. п.
Сложнее обстояло дело с названиями чисел 2-4, которые были счетными прилагательными и согласовывались в роде, числе и падеже с существительными: три столы, четыре стены, три камене (ср.: красивые столы, высокие стены). При этом название числа 2 согласовывалось с существительными в особой форме двойственного числа (не единственного и не множественного; такая форма применялась для обозначения двух предметов): две стене, два стола, два ножа (не два столы, два ножи). К XVI веку в русском языке происходит разрушение категории двойственного числа, и формы типа два стола начинают восприниматься как родительный падеж единственного числа. Особая соотнесенность чисел 2, 3 и 4 (возможно, и грамматическая принадлежность к одному классу слов) повлияла на выравнивание форм словоизменения всех трех числовых наименований.
Интересно, что такое словоизменение является исключительно великорусской чертой, противопоставляющей русский язык другим восточнославянским. Ученые выдвигают гипотезу, что первоначально такие сочетания формировались как особенность северо-восточного диалекта
Источник здесь
Источник здесь
13 сентября 2011
«Полтора суток» или «полторы сутки»?
Грамматически сочетание полтора суток небезупречно: в именительном падеже количественное числительное полтора управляет существительным в единственном числе (полтора метра, полтора часа). Но в литературном языке выражение полтора суток (но не полторы суток) существует. Так как слово сутки не имеет формы единственного числа, то заданный смысл рекомендуется выражать описательно, например: в течение полутора суток, полтора дня (если точное значение слова сутки не принципиально). С существительными, не имеющими формы единственного числа, следует употреблять слово полутора: Не прошло и полутора суток. Время ожидания приближается уже к полутора суткам. Все ограничилось полутора сутками. Стоит ли так много говорить об этих полутора сутках?
Кстати, полтора – это сращение слов полъ и вътора – «полвтора», «половина второго». После выпадения редуцированных лвт упростилось в лт.
Источник здесь
"Ярославна рано плачет в Путивле-городе на забрале"
"Плач Ярославны передан в духе народной поэзии... Этот удивительный образ стал символом Русской земли, Родины, матери, любви -- так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену... Но Ярославна не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем. Для Ярославны поражение русских воинов -- большое личное несчастье".
(В.П. Адрианова-Перетц)
(В.П. Адрианова-Перетц)
Об идее, об авторе "Слова...", роли пейзажа в нём и понятии Родины
"Призыв к единению слышится в "Слове..." не только в непосредственном обращении его автора к русским князьям или в его осуждениях княжеских крамол; с этим зовом соединено лирическое звучание всего текста "Слова о полку Игореве". (Д.С. Лихачёв).
"Облик автора "Слова..." обозначился в науке уже сто лет тому назад: знатный дружинник, боярин, близкий к княжеским кругам; он образован, знает военное дело и, безусловно, очень талантлив как поэт. От многих современников его отличают широкий кругозор и умение взглянуть на события как бы с большой высоты; его излюбленный символ -- сокол, взлетающий высоко над землёй". (Б.А. Рыбаков)
"Грандиозностью отличается и пейзаж "Слова...", всегда тем не менее конкретный и взятый как бы в движении". (Д.С. Лихачёв)
"Понятие Родины -- Русской земли -- объединяет для автора её историю, города, реки и всю природу. Чем шире охватывает автор Русскую землю, тем конкретнее и жизненне становится её образ, в котором оживают реки, вступающие в беседу с Игорем, наделяются человеческим разумом звери и птицы, принимают участие в судьбе Русской земли стены городов, унывающие при поражении русского войска". (Д.С. Лихачёв)
Размышляем над "Словом о полку Игореве"
Это и последующие высказывания я размещаю здесь к уроку литературы в 9 классе. Завтра предполагаю, что мы обсудим их. Цель наша состоит в том, чтобы понять это произведение и, когда прийдёт пора писать сочинение, интерпретировать текст в соответствии с существующими мнениями. А возможно, и как-то по-своему...
"Академик Б. А. Рыбаков считает "Слово о полку Игореве" произведением, "выходящим далеко за рамки чистой поэзии и являющимся по сути дела политической речью, написанной в жанре политической сатиры и предназначенной для оглашения на княжеском "снеме" (съезде) в Киеве и агитации в пользу действительно состоявшегося впоследствии в 1187 г. общерусского похода на половцев".
Рассматривая "Слово..." в целом, мы убеждаемся в полном и подавляющем преобладании в нём одного только -- лирического начала. Это произведение лирическое по преимуществу. Огромная общественная и эпическая тема разрешена в нём средствами лирики. К Русской земле обращена вся полнота лирических чувств его автора, весь эмоциональный подъём его. Именно эта лирическая взволнованность "Слова..." делает его произведением политическим". (Д.С. Лихачёв)
12 сентября 2011
Подготовка к выполнению задания А 4 (Фонетика. Гласные звуки)
В проекте ДЕМО-2012 появилось задание по фонетике (А4). Задание лёгкое. Но только для тех, кто владеет теоретическим материалом по данной теме. Если же у вас всё-таки имеются пробелы в отношении звуков речи, тогда эта статья вам поможет их устранить. Пост содержит теорию, два практических задания, ссылку на ответы с комментариями, а также на тест в режиме онлайн.
"Богатырская симфония" А. П. Бородина
«Можно, не побывав в России, получить представление о стране и народе, слушая эту музыку», — сказал о Второй симфонии Бородина немецкий дирижер Ф. Вейнгартнер. Такие высокие слова как нельзя более точно и справедливо определяют существо этой симфонии — произведения, единственного в своем роде, в своей национальной самобытности и мощи. Недаром она именуется «Богатырской» — с таким размахом, широтой, с такой необычайной для инструментальной музыки картинностью воссоздан в ней образ русской древности, русского национального характера.У Второй симфонии нет вступления. Сразу, без подготовки раздается громогласный унисон смычковой группы, поддерживаемой медью. Эта тема подобна богатырскому боевому кличу. Что-то есть в ней бесконечно древнее, былинное — в массивных, тяжело раскачивающихся унисонных ходах, в долгих остановках на основном, гулком призывном тоне.Как известно, Бородин не раз рассказывал друзьям (В. В. Стасову — в том числе) о замысле Богатырской, и потому мы знаем, что в первой части её он хотел изобразить собрание русских богатырей.
Источник здесь
"Богатыри" В.М. Васнецова. К сочинению- описанию картины
В.М. Васнецов писал картину "Богатыри"в 1881-1898 гг. Наконец он окончил „Богатырей". Всю ширь огромной стены в Третьяковской галерее занимают "Богатыри", и кажется, что нет уже самой стены, а есть только даль неоглядная, далекий горизонт, холмы, темнеющий вдалеке лес да грозно бегущие тучи, что гонит по небу крепчающий ветер. А еще крохотные елочки, до которых рукой подать... Широко, раздольно простерлось поле. Бескрайнее, неодолимое. Гудит вольный ветер в ковыльной степи. Высоко в летнем полуденном небе неспешно и гордо плывут струги облаков. Орлы сторожат курганы. А на переднем плане этого огромного полотнища -- богатыри на заставе, на защите родной земли. Порывистый вихрь подхватил, развеял гривы могучих коней, принес горький запах полыни. Сверкнул глаз неистового Бурушки, любимого коня Ильи Муромца. Суров богатырь. Изготовлено копье. Вздета тяжкая десница. Глядит далеко-далеко вдаль. Насторожены други его - Добрыня Никитич, Алеша Попович. Грозная сила в этом молчаливом ожидании. Бессонна дружина.Ни одна, даже крылатая тварь не прорвется. Спокойны, дружелюбны богатыри.
И рады бы мирно почивать в домах своих. Но лезет, лезет к нам всякая нечисть. Хотя знает вещие слова, сказанные однажды: „Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет". И ведь не раз сбывалось пророчество. Однако неймется блажным ворогам. Хотят испытать непобедимость богатырскую. Громыхает гортанно гром за увалами. Где-то блеснула зарница. Клубятся тучи над бескрайними далями.
Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне. Но зачем затевают недоброе? Ведь знают, какой лютой бедой может все обернуться... Высоко-высоко в небе парит степной орел.
Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, "картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!"
Источник здесь
Стоит, не дрогнет богатырская застава. Видала всяких гостей земля наша. Сдюжит и ныне. Но зачем затевают недоброе? Ведь знают, какой лютой бедой может все обернуться... Высоко-высоко в небе парит степной орел.
Как писал В. Васнецов в письме к профессору Академии художеств, "картина моя "Богатыри" - Добрыня, Илья и Алеша Попович на богатырском выезде примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого!"
Источник здесь
11 сентября 2011
"ЛИЦО" ПОКА СТАРОЕ...
Поздно ночью вчера-сегодня прикидывала разные шаблоны своего блога. Перепробовала все имеющиеся в наличии. Утомились глаза... а я вернулась к старому шаблону -- наиболее простой его форме из всех. Почему? Прежде всего из-за единственной причины: показалось, что в новом "обрамлении" сообщения плохо читаются, а также либо названия были мелковаты, либо фон режет глаза, либо рисунок его не по теме. В общем, ничего не выбрала и "осталась пока при своих интересах". А всё началось с того, что закачала Гугль хром -- новый браузер. Появилась возможность использовать опцию Документы в почте и закачивать туда свои документы. Активировалась опция Действия внизу сообщения. К новому интерфейсу привыкаю, он мне кажется не совсем удобным, но, надеюсь, что "все премудрости" освою. Так что, друзья, если вы вдруг не узнаете "в лицо" мой блог, не пугайтесь: это я эспериментирую с шаблонами, благо, что на панели инструментов всегда под рукой Design.
10 сентября 2011
Руководство для родителей по безопасности детей в Интернете
Являются ли ваши дети новичками в интернете или уже хорошо ориентируются в Сети, вы всегда можете помочь им в грамотном использовании онлайн-ресурсов.
Посмотрите материалы по этой ссылке, чтобы узнать о различных вариантах использования интернета. В каждом разделе есть ссылка на дополнительные советы по интернет-безопасности, соответствующие возрасту вашего ребенка.
Научись различать однокоренные слова и формы одного слова!
Для того, чтобы увеличить картинку, щёлкни по ней мышкой. Получишь чёткое изображение. Таблица помогает усвоить различия между формой слова и однокоренными словами. Презентация здесь |
КАК ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛА?
Вынесенный в заглавие вопрос стоит перед учеником. Для учителя вопрос звучит иначе.
Например: как заставить выучить правила? Или: как помочь выучить правила? Второй вариант, разумеется, лучше, но требует уточнения. В сущности, учитель должен задаться двумя основными вопросами:
Например: как заставить выучить правила? Или: как помочь выучить правила? Второй вариант, разумеется, лучше, но требует уточнения. В сущности, учитель должен задаться двумя основными вопросами:
как научить детей видеть и понимать те закономерности языка, которые превратились в правила?
как сделать эти закономерности-правила базой для грамотного письма?
Оба вопроса методического характера.
как сделать эти закономерности-правила базой для грамотного письма?
Оба вопроса методического характера.
При адекватной методике преподавания ученик практически избавлен от необходимости заучивать правила. Они сами укладываются в сознании, усваиваются и запоминаются в процессе правильно организованной работы. Заучивать придется только исключения из правил.Тут сразу оговоримся, чтобы не создавать лишних иллюзий: знание правил не дает стопроцентной автоматической гарантии грамотности письма. Но незнание их дает почти стопроцентную гарантию безграмотности.
Алгоритм работы на конкретном примере расписан дальше
Имя числительное -- особая часть речи. Почему?
В современном русском языке числительные, образуя особую, отдельную часть речи, объединяют слова — названия чисел, совершенно разные по своему образованию, по своему исконному характеру, по типам словоизменения. Это объясняется тем, что как особая часть речи числительные сложились в относительно поздний период истории русского языка и до сих пор сохраняют многие особенности, присущие им в древнерусскую эпоху. Эти особенности связаны в первую очередь с тем, что в древнерусском языке слова — названия чисел не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным, или вообще еще не являлись собственно словами, а представляли собой сочетания слов определенного характера.
Прилагательными были названия чисел одинъ (одьна, одьно), дъва, (дъвЪ), три (трье), четыре (четыри). Такой их «прилагательный» характер выражался прежде всего в том, что они согласовывались в роде, числе и падеже с существительными, к которым относились: дъва (м. р.) и дъвЪ (ж. и ср. р.); они также согласовывались с существительными, выступавшими в падежных формах двойственного числа, а трье (м. р.), три (ж. и ср. р.) и четыре (м. р.), четыри (ж. и ср. р.) — с существительными, выступающими в падежных формах множественного числа: дъва стола, дъвЪ рыбЪ, дъвЪ селЪ; трье стали, три рыбы, три окна; четыре столи, четыри рыбы, четыри окна. В современном языке такие отношения не существуют.
Синтаксические признаки прилагательного полностью сохранило только числительное один, которое, сочетаясь с существительными, согласуется с ними в роде, числе и падеже. Следует отметить, что слово один может употребляться также в качестве местоимения и существительного. Например: «...в одном департаменте служил один чиновник» (Н. В. Гоголь); «Все за одного, один за всех» (пословица).
Остальные количественные числительные в им.-вин. пад., сочетаясь с существительными, выступают в роли управляющих слов, причем числительные два — четыре требуют род. пад. ед. ч. (четыре стола), а остальные числительные — род. пад. мн. ч. (пять столов). Во всех косвенных падежах числительные сочетаются с существительными, полностью согласуясь с ними, ср. двух столов, двумя столами. Прилагательные-определения, имеющиеся при существительных, которые сочетаются с числительными два, три, четыре, могут быть и в форме им. пад. мн. ч., и в форме род. пад. мн. ч., например: четыре отважные летчицы и четыре отважных летчик.
Читать полностью
Конкурс мини-рецензий
Вы прочитали книгу о лингвистике, которая вас потрясла до глубины души, и хотите посоветовать её остальным? У вас есть любимая настольная книга — и по странному совпадению она посвящена лингвистике или языкам? Вы можете написать о лингвистической книге так, чтобы другие немедленно кинулись за ней в магазины? Вам кажется, что раздел «Книга месяца» давно не обновлялся?
Тогда примите участие в нашем конкурсе! Мы приглашаем всех школьников — читателей нашего сайта написать мини-рецензию на свою любимую книгу о лингвистике (от 750 до 1500 знаков, включая пробелы). По итогам голосования посетителей сайта авторы самых популярных рецензий получат призы!
Источнике здесь
08 сентября 2011
Широкое и узкое значение термина «имя числительное»
Имя числительное – знаменательная часть речи, называющая отвлечённое число и количество предметов.
Число и количество – категории не только лингвистические, но и математические, астрономические, философские, мифологические и т. д. Возникли они в дописьменный период, и поэтому точно датировать происхождение этих понятий невозможно. Первыми дошедшими до нас математическими текстами считают два египетских папируса и многочисленные глиняные таблички из древнего Вавилона, содержащие формулировки решения задач [Детская энциклопедия в 12 томах. – Т. 2. – М.: Просвещение, с. 501 ] . Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Около 5 тысяч лет назад люди одновременно в разных местах – Вавилоне, Египте, Китае – открыли способ записи чисел по разрядам: отдельно единицы, десятки, сотни. Развивалась математика, астрономия. Число и количество активно использовались как средство, помогающее человеку не только просуществовать физически, активно развивать земледелие, но и открывать новые земли, познавать мир.
Число и количество – категории не только лингвистические, но и математические, астрономические, философские, мифологические и т. д. Возникли они в дописьменный период, и поэтому точно датировать происхождение этих понятий невозможно. Первыми дошедшими до нас математическими текстами считают два египетских папируса и многочисленные глиняные таблички из древнего Вавилона, содержащие формулировки решения задач [Детская энциклопедия в 12 томах. – Т. 2. – М.: Просвещение, с. 501 ] . Первым способом «записи» чисел были зарубки на палке. Около 5 тысяч лет назад люди одновременно в разных местах – Вавилоне, Египте, Китае – открыли способ записи чисел по разрядам: отдельно единицы, десятки, сотни. Развивалась математика, астрономия. Число и количество активно использовались как средство, помогающее человеку не только просуществовать физически, активно развивать земледелие, но и открывать новые земли, познавать мир.
Для называния чисел понадобились новые лексические единицы, они и стали основой новой части речи – имени числительного. Историки языка утверждают, что эта часть речи появилась сравнительно поздно, ибо человек прежде всего назвал предметы, его признаки и лишь значительно позже познал отвлеченное число. Некоторые косвенные доказательства свидетельствуют о том, что homo sapiens трудно отделял число от предмета. Любопытным является свидетельство писателя Семушкина, который в 30-е годы ХХ века побывал в гостях у жителей Севера в одном из стойбищ чукчей и описал следующий случай. Хозяин яранги вместе со своим родственником дважды пересчитали стадо оленей: первый считал их по головам в самом стаде, второй – по памяти на пальцах, при этом для подсчёта не хватило рук и ног своей семьи из пяти человек и пришлось пригласить еще двух человек из соседней яранги. В том и другом случае оленей оказалось 128 [ Цит. по кн.: Депман И. Мир чисел. – Л.: Дет. лит., 1966. – С. 4-5 ] . Для нас в этом факте интересно то, что старик помнил каждого оленя и откладывал на пальцах каждую особь отдельно, то есть в его сознании количественная характеристика была неразрывной с самим предметом.
Источник здесь
Источник здесь
Международный День искоренения неграмотности
Ликвидация неграмотности - массовое обязательное обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков школьного возраста, не охваченных школой. После Октябрьской революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований общественных отношений, народного хозяйства, культуры. Л.н. стала гл. задачей внешкольного отдела Наркомпроса РСФСР (создан в 1917; с 1920 – Главполитпросвет), которым руководила Н.К. Крупская. По декрету СНК "О ликвидации неграмотности" (декабрь 1919) всё население республики в возрасте от 8 до 50, не умевшее читать или писать, обязывалось учиться грамоте на родном или русском языке (по желанию). Предусматривалась также организация обучения детей школьного возраста, не охваченных школами. Были созданы школы для переростков, школы при детских домах, колониях и т.п., входившие в систему Главсоцвоса.
Читать дальше
Читать дальше
Подписаться на:
Сообщения (Atom)