Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
16 января 2012
"Соборный вход светилом освещён..."
«Соборный вход светилом освещён...» на Яндекс.Фотках
Ярославская область.Толга. Введенский Толгский женский монастырь. Крыльцо Введенского собора.
Как различать причастия и отглагольные прилагательные
От одного и того же глагола могут быть образованы как формы причастий, так и отглагольные прилагательные. Если для образования причастий и прилагательных используются разные по звуковому (буквенному) составу суффиксы, различить их несложно: от глагола гореть с помощью суффикса -ящ- образуется причастие горящий, а с помощью суффикса -юч- — прилагательное горючий. Если же и причастия, и прилагательные образуются с помощью суффиксов, имеющих одинаковый звуковой (буквенный) состав (например, -енн- или -им-), различить их труднее.
Однако различия между причастиями и прилагательными есть и в этом случае.
1. Причастия обозначают временный признак предмета, связанный с его участием (активным или пассивным) в действии, а прилагательные обозначают постоянный признак предмета (например, ‘возникший в результате осуществления действия’, ‘способный участвовать в действии’), ср.:
Она была воспитана в строгих правилах (=Ее воспитали в строгих правилах) — причастие;
Она была воспитанна, образованна (=Она была воспитанная, образованная).
2. Слово в полной форме с суффиксом -н-(-нн-), -ен-(-енн)- является отглагольным прилагательным, если оно образовано от глагола НСВ и не имеет зависимых слов, и является причастием, если образовано от глагола СВ и/или имеет зависимые слова, ср.:
некошеные луга (прилагательное),
не кошенные косой луга (причастие, т.к. есть зависимое слово),
скошенные луга (причастие, т.к. СВ).
3. Поскольку страдательные причастия настоящего времени могут быть только у переходных глаголов НСВ, слова с суффиксами -им-, -ем- являются прилагательными, если они образованы от глагола СВ или непереходного глагола:
непромокаемые сапоги (прилагательное, т.к. глагол промокать в значении ‘пропускать воду’ непереходный),
непобедимая армия (прилагательное, т.к. глагол победить СВ).
Источник здесь
Электронные задания "Правописание НН и Н"
По этой ссылке http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/97d0dd95-84ff-44f8-80f6-7d2e04f4f912/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_303%5D.html электронное задание "Правописание НН и Н". Вариант 1. Оно предназначено прежде всего для 7-классников, которые сейчас изучают эту тему. Потренироваться могут и ученики других классов.
Вариант 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dd983d8d-b007-4dfa-b860-704f07f336e1/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_304%5D.html
Вариант 3
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f2d200b-3dd7-4c95-9381-5f0523e8e5f2/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_305%5D.html
Вариант 4 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/109b5db5-3b86-4a08-80d9-e8fdd7112187/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_306%5D.html
Вариант 2 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/dd983d8d-b007-4dfa-b860-704f07f336e1/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_304%5D.html
Вариант 3
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f2d200b-3dd7-4c95-9381-5f0523e8e5f2/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_305%5D.html
Вариант 4 http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/109b5db5-3b86-4a08-80d9-e8fdd7112187/%5BRUS7_139%5D_%5BQS_306%5D.html
Математика - это поэзия
Математика
— это поэзия.
Я об этом давно говорил.
На Васильевском спуске в железе я
Или в бронзе её бы отлил.
Так бывает: одной теоремою
Обессмертил себя человек,
А иных, с ежегодной поэмою,
Кроме близких, не вспомнят вовек.
Как придирчиво в крупных издательствах
Проверяют рифмованный слог,
Так строги и слова в доказательствах.
Их не всякий бы выстроить смог.
Всё в учебник вошло, из которого
Заставляют (и правильно, пусть!)
Теорему штанов пифагоровых,
Словно Блока, учить наизусть.
Дело тут не в одних хрестоматиях.
Не открою, наверно, секрет:
Кто влюблён без ума в математику,
Тот уже прирождённый поэт.
А вот Гильберт сказал с сожалением:
Аспиранту Всевышний не дал
В математике воображения,
Он поэтом поэтому стал.
Я об этом давно говорил.
На Васильевском спуске в железе я
Или в бронзе её бы отлил.
Так бывает: одной теоремою
Обессмертил себя человек,
А иных, с ежегодной поэмою,
Кроме близких, не вспомнят вовек.
Как придирчиво в крупных издательствах
Проверяют рифмованный слог,
Так строги и слова в доказательствах.
Их не всякий бы выстроить смог.
Всё в учебник вошло, из которого
Заставляют (и правильно, пусть!)
Теорему штанов пифагоровых,
Словно Блока, учить наизусть.
Дело тут не в одних хрестоматиях.
Не открою, наверно, секрет:
Кто влюблён без ума в математику,
Тот уже прирождённый поэт.
А вот Гильберт сказал с сожалением:
Аспиранту Всевышний не дал
В математике воображения,
Он поэтом поэтому стал.
Павел Кикоть
Источник здесь Просто я люблю математику. Стихи эти прочитала в блоге "Такая разная математика".
15 января 2012
Подробная презентация об изменениях в ГИА
Это ссылка http://krukovapolina.webasyst.net/files/65892a4f, по которой можно скачать презентацию Егораевой Г.Т. "Изменения в демоверсии ГИА 2012 по русскому языку".
Наивысший балл за правильно выполненную работу -- 42.
14 января 2012
Книги на ткани
Еще пять тыс. лет назад египетские жрецы наносили свои священные тексты на холсты, в которые заворачивали мумии. Одна из полотняных книг датируется I в. н.э. и содержит более 1500 слов. Текст написан красной краской, разделён на части – на шести льняных бинтах. Предполагают, что это текст из «Книги мёртвых» – сборника заупокойных ритуальных текстов (см. подробнее об этой книге в описании книг папирусных).
В Древнем Китае наряду с бамбуковыми дощечками материалом для письма служил шелк.
По сравнению с дощечками шелк имел ряд преимуществ: он был значительно легче, из него можно было вырезать любую форму, его было проще хранить и транспортировать. Но из-за высокой стоимости шелк не был распространен в качестве письменного материала в такой степени, как дощечки.
В 1973 году в гробнице в Мавандуй (провинция Хунань) были найдены ценнейшие экземпляры «шелковых книг». На более чем 30 отрезах шелка было свыше 120 тысяч иероглифов. На шелке записаны труды древних ученых, достоверность исследований которых не вызывает сомнений. Например, «Усинчжань» описывает орбиты пяти планет (Венеры, Юпитера, Меркурия, Марса и Сатурна) и их расположение точнее, чем это сделано в более поздних трудах по астрономии.
В старом Китае шелк считался роскошным материалом для письма. Иногда его даже красили в ярко-красный цвет.
Источник здесь
Источник здесь
"Лиза ждёт автобуса"
Свен Нурдквист, создавший замечательную детскую серию «Петсон и Финдус», написал (и нарисовал!) новую историю, которая получила название Лиза ждет автобуса.
…Принято считать, что ожидание автобуса – одно из самых скучных дел в мире. Но те, кто так думает, просто не представляют себе, сколько интересного придумывается на автобусной остановке! Ведь порой самое удивительное находится совсем рядом, нужно только отвлечься от повседневного. Хорошо, что иногда автобус опаздывает!
Источник здесь
Источник здесь
13 января 2012
Пропой таблицу Менделеева!
Есть простой способ запомнить все 112 элементов? Да, есть. Вы можете составить мелодию и петь их. Это не совсем по теме моего блога. Однако запись показалась мне любопытной, поэтому я и размещаю её здесь.
12 января 2012
Если ребёнок не хочет учиться
Почему
приходится сталкиваться со случаями, когда ребенок не желает учиться? Он готов
на любую хитрость, лишь бы не делать уроки. У таких детей учебный материал запущен до такой степени, что кратковременное
усилие не может вывести их из возникшего тупика. Но к концу четверти они после
дополнительных опросов и заданий получают удовлетворительные оценки.
Как реагируют родители на складывающуюся
ситуацию? Таких
реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку
созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из
понимания безвыходности положения. Сколько-нибудь последовательной линии
поведения в этом состоянии у родителей, как правило, не бывает. Они или ругают,
наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей
вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же
знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах
переродится.
Как в этом разобраться? Для этого нам необходимо обратиться к некоторым положениям
психологии. Многообразие человеческой деятельности психологи сводят к трем основным видам: игре, учебе, общению. Ведущим из них является
тот, в ходе которого происходит в данный период основное развитие психических функций и способностей. Для дошкольного возраста ведущим видом
деятельности является игра, для ребят школьного возраста - учеба, для подростков – общение.
Почему в 7
классе подростки не хотят учиться?
Происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки
ходят не учиться, а общаться. Это закономерное ослабление желания учиться, если
нет четко поставленной цели.
По этой ссылке http://pedmir.ru/viewdoc.php?id=15691 конспект родительского собрания "Если ребёнок не хочет учиться".
Закономерности образования причастий
Причастия образуются от глагольных основ. На образование причастий влияет вид глагола и переходность. Выявлена следующая закономерность: от глаголов несовершенного вида образуются причастия настоящего и прошедшего времени; от глаголов совершенного вида – причастия прошедшего времени (глаголы совершенного вида, как известно, не имеют настоящего времени). Все причастия не имеют форм будущего времени.
Вторая закономерность: от переходных глаголов образуются причастия действительного и страдательного залога; от непереходных глаголов – причастия только действительного залога.
Эти закономерности четко прослеживаются в таблице.
Действительный залог | Страдательный залог | ||||
наст. вр. | прош. вр. | наст. вр. | прош. вр. | ||
НСВ | перех. | читающий | читавший | читаемый | читанный |
неперех. | пахнущий | пахнувший | – | – | |
СВ | перех. | – | прочитавший | – | прочитанный |
неперех. | – | наступивший | – | – |
Кроме отмеченных общих закономерностей, в образовании причастий имеют место случаи отсутствия некоторых форм, то есть лексические лакуны, например:
отсутствуют или употребляются крайне редко страдательные причастия настоящего времени у глаголов беречь, бить, благодарить, брить, вить, гнуть, греть, держать, дуть, жарить, жать, жевать, иметь, класть, ковать, колоть, коптить кормить, красить, крахмалить, крыть, лепить, лить, мести, молоть, мыть, петь, печь, пилить, писать, пить, сушить, тереть, топить, чинить, шить, штукатурить и др.;
причастия прошедшего времени ( спрашивать, переделывать, раздувать (у глаголов с суффиксами – ива- , - ва -), носить, водить и под. (со значением неоднонаправленного движения) и др.
Небольшое количество страдательных причастий образовано от непереходных глаголов, управляющих косвенным падежом с объектным значением: руководить – руководимый, управлять – управляемый, командовать – командуемый и др.
Источник здесь
Сочинение на лингвистическую тему
По этой ссылке http://krukovapolina.webasyst.net/files/df3d59b3 новая презентация -- методическая разработка о подготовке к написанию сочинения С2.1 на ГИА по русскому языку.
11 января 2012
О легенде про Левшу и стальную блоху
Впервые напечатано в журнале «Русь», 1881, № 49, 50 и 51 под заглавием «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе (Цеховая легенда)». Отдельным изданием впервые напечатана 1882 году.[2]
При публикации в «Руси», а также в отдельном издании повесть сопровождалась предисловием:
Я не могу сказать, где именно родилась первая заводка баснословия о стальной блохе, то есть завелась ли она в Туле, на Ижме или в Сестрорецке, но, очевидно, она пошла из одного из этих мест. Во всяком случае сказ о стальной блохе есть специально оружейничья легенда, и она выражает собою гордость русских мастеров ружейного дела. В ней изображается борьба наших мастеров с английскими мастерами, из которой наши вышли победоносно и англичан совершенно посрамили и унизили. Здесь же выясняется некоторая секретная причина военных неудач в Крыму. Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника, тульского выходца, переселившегося на Сестру-реку в царствование императора Александра Первого. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и в свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича, жил «по старой вере», читал божественные книги и разводил канареек. Люди к нему относились с почтением.
Источник здесь
Выиграла путёвку в "Орлёнок"
Ученица нашего 9 а класса Татьяна Ш. приняла участие в конкурсе на лучшего школьника и победила в номинации "Искусство". Татьяна в прошлом году окончила художественную школу и очень хорошо рисует. Представляя свои работы на различные конкурсы и выставки, она постоянно становилась победителем или призёром. Жюри конкурса, рассмотрев её дипломы, грамоты и свидетельства, наградило Татьяну путёвкой в детский лагерь "Орлёнок", куда наша одноклассница в составе отряда астраханских ребят вчера и отбыла. Заслуженная награда.
О книге Романа Сенчина «Информация»
- Ой-ё! Ой-ё! Ой-ё! Никто не услышит!»Группа «Чайф»
Сенчин обрушивает на своих героев такую лавину житейских и внутренних проблем, что даже самые толстокожие люди, читая его произведения, покачивают головами: «Ну, зачем же, зачем же он так? Ради чего такая удушающая беспросветная картина изображена? Чтобы еще больше настроение нам испортить? Или наоборот поднять, демонстрируя, что у читателя еще не все так плохо, как могло бы быть?».
«Депрессняк» Романа Сенчина засасывает, обволакивает трясиной безысходности. Затягивает, как болото. Уносит так сильно, что от текста невозможно оторваться до тех пор, пока не будет дочитано последнее слово. Самый тягучий и глубокий омут, созданный пером Сенчина – это, конечно, семейная сага «Елтышевы». Роман получился несуетливым и очень гармоничным.
«Информация» – совсем другой коленкор. Здесь на передний план сенчинского паноптикума выходит активный, хваткий, преуспевающий, обеспеченный человек, не изнывающий, подобно иным персонажам Сенчина, от тоски и безделья. Всё в его жизни складывается удачно и бессмысленно, все идет гладко и легко, пока однажды он не спотыкается и наворачивается «всем прикладом фейсом об тэйбл». Вот так в жизни и происходит. И пример, продемонстрированный Сенчиным, замечателен, хоть и избит.
Читать дальше
10 января 2012
2012 год -- год российской истории
Д. Медведев объявил 2012 годом российской истории
Президент России Дмитрий Медведев 9 января объявил наступивший год годом российской истории, чтобы привлечь общественный интерес к истории России и ее роли в мировом историческом процессе.
Соответствующим указом президент постановил образовать оргкомитет и разработать план мероприятий по проведению в стране года российской истории, передает РИА «Новости». «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации года российской истории», — говорится в указе.
Соответствующим указом президент постановил образовать оргкомитет и разработать план мероприятий по проведению в стране года российской истории, передает РИА «Новости». «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществлять необходимые мероприятия в рамках проводимого в Российской Федерации года российской истории», — говорится в указе.
Презентация к уроку литературы по роману "Евгений Онегин"
По этой ссылке http://xn----gtbeanijd5di8b2f.xn--p1ai/post-4.html нашла отличную презентацию "Сонет и онегинская строфа" к уроку литературы в 9 классе
Об остальном интересном и нужном грамотному выпускнику -- в презентации.
Что вы знаете о сонете? -- Сонет -- поэтический жанр, 14-строчное стихотворение с особой системой рифмовки.
Назовите известных вам авторов сонетов в мировой литературе. -- Вильям Шекспир, Франческо Петрарка, Александр Пушкин.
Почему тип строфы называется "онегинской"? -- Это строфы, из которых состоит роман "Евгений Онегин".
Что общего между онегинской строфой и сонетом? -- Состоят из 14 строк.
В чём отличие на первый взгляд между ними? -- Онегинская строфа целостна, не распадается на катрены и терцет.
В чём основной принцип композиции романа "Евгений Онегин"? -- Характер повествования свободный, лёгкие, неожиданные переходы от стиля к стилю, от темы к теме, от интонации к интонации. "Отсутствие" композиции внутри глав.Об остальном интересном и нужном грамотному выпускнику -- в презентации.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)