22 февраля 2012

Игрушечная армия

Авиаотряд своими руками
«Авиаотряд своими руками» на Яндекс.Фотках
Игрушечная армия
«Игрушечная армия» на Яндекс.Фотках

Метонимия -- "переименование"

Среди олимпиадных заданий по русскому языку встретилось задание по определению вида метонимии. Помещаю  ту таблицу, а также справку о метонимии.
Метонимия (от греч. metonymia – 'переименование') – это перенос названия по смежности, а также само переносное значение, которое возникло благодаря такому переносу. В отличие от переноса метафорического, который обязательно предполагает сходство предметов, действий, свойств, метонимия основана на соположении, смежности предметов, понятий, действий, ничем друг на друга не похожих. Например, такие разные "предметы", как промышленное предприятие и работники этого предприятия, могут быть названы одним и тем же словом завод (ср.: "строится новый завод" и "завод выполнил план "); одним словом мы именуем страну, государство и правительство страны, государства (ср.: "народ Франции" и "Франция заключила договор") и т.д.
В зависимости от того, какой именно смежностью связаны предметы (понятия), действия, различают метонимию пространственную, временную и логическую*.
Источник здесь

Существенные изменения в КИМах ГИА по литературе 2012 года


1.      Сокращено число заданий в части 1 базового уровня сложности (с 3-х до 2-х) при сохранении продолжительности экзамена.
2.      Сокращено число альтернативных заданий в части 2 (с 5 до 4); расширен диапазон их формулировок (констатирующие темы, темы в форме вопросов).
3.      Уточнены инструкции для выпускников ко всей работе и к отдельным заданиям. В большей степени, чем в предыдущей версии, акцентировано внимание участников экзамена на определенных аспектах качества развернутых ответов, которые отражены в критериях оценивания.
4.      Усовершенствована система оценивания отдельных заданий и экзаменационной работы в целом:
·        принципиально переработаны формулировки, описывающие требования к выставлению того или иного балла;
·        изменена глубина некоторых критериев;
·        для заданий части 1 снято требование обязательного привлечения теоретико-литературных понятий;
·        для оценивания выполнения заданий 1.1.3 и 1.2.3 изменена последовательность критериев (на первое место вынесен критерий «Умение сопоставлять художественные произведения»);
·        уточнены названия критериев: название «Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе» заменено на название «Глубина приводимых суждений и убедительность аргументов»; название «Последовательность и логичность изложения» –  на «Композиционная цельность и логичность изложения» и т.п.
·        Внесенные изменения привели к сокращению максимального балла за экзаменационную работу в целом с 30 до 23 и уточнению шкалы пересчета первичного балла, полученного за выполнение экзаменационной работы, в отметку по  пятибалльной шкале.
Источник здесь

К 75-летию В.Г. Распутина

По этой ссылке 
https://docs.google.com/document/d/143adkzaJ2Bp6u-3z2kudiGt5aqgNrCA6H2Fyw6YI7k0/edit?pli=1 методические рекомендации к открытому  уроку  по  литературе  по  творчеству В.Г.Распутина (к 75-летию писателя) «Прощание с Матерой».

21 февраля 2012

Берлин весной. Виртуальное путешествие

Берлин весной
«Берлин весной» на Яндекс.Фотках

Об образовании деепричастий

Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
— от глаголов на -чь: печь — *пекя(печа);
— от глаголов на -нуть: вянуть — *вяня,;
— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут —*пиша, лижут — *лижа (но наречие лёжа);
— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -*пья.
У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).
Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,
-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевшипоглядевши и т. д.): умы-вши-сь,
-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.
У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.
Глаголы прочестьобрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:
обещатьобеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,
женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.
Источник здесь

20 февраля 2012

Подснежник. Апрель


Весна. Ожидание счастья


Завтра на уроке литературы в 7 классе будем читать стихотворение И.А. Бунина "Догорел  апрельский светлый вечер". Это стихотворение и картину И.И. Левитана  "Весна. Большая вода" объединяет настроение ожидания грядущего обновления, счастья.
Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далекий шум потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозем,
И струится чище над полями
Звездный свет в молчании ночном.
По лощинам, звезды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой.
А Весна в зазеленевшей роще
Ждет зари, дыханье затая, -
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в темные поля.
1892
Ссылка

Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзное сложное предложение (БСП) противопоставлено союзным предложениям по отсутствию союзных средств. Части БСП связаны по смыслу и интонационно.
В русском языке представлены следующие типы бессоюзных предложений:
1. Между частями наблюдается смысловое равноправие, части соединены перечислительной интонацией, порядок следования частей свободный:
Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (А. С. Пушкин).
Справа от меня шел овраг, изгибаясь, как змея; слева петляла неширокая, но глубокая речка. Части БСП разделяются запятой или точкой с запятой.

2. Части БСП неравноправны: вторая часть поясняет первую (или отдельные слова в ней) в каком-либо отношении, части соединены пояснительной интонацией, порядок следования частей фиксированный:
а) вторая часть раскрывает содержание первой (= а именно):
Всё было необычно и страшно: в комнате слышны какие-то шорохи.
б) вторая часть дополняет смысл первой (= что):
Я выглянул в окно (и увидел): над лесом занимался рассвет.
в) вторая часть раскрывает причину того, о чем сказано в первой (= потому что):
Я удивился: в двери торчала записка.
Как правило, в предложениях этого типа в первой части заключена основная часть высказывания, а вторая часть поясняет, дополняет содержание первой (является функциональным эквивалентом придаточного предложения). Между частями БСП ставится двоеточие

3. Части БСП неравноправны и соединены особой контрастной интонацией (первая часть предложения характеризуется высоким тоном, вторая — резким понижением тона), порядок следования частей фиксированный:
а) в первой части содержится указание на условие или время совершения действия:
Тише едешь — дальше будешь.
Прихожу к колодцу — никого уже нет (М. Ю. Лермонтов).
В этом случае первая часть БСП является функциональным эквивалентом придаточного условия или времени, а вторая часть — аналогом главной части.
б) во второй части содержится указание на неожиданный результат действия или быструю смену событий:
Не успел я моргнуть — мяч уже в воротах.
в) вторая часть заключает в себе сравнение с тем, о чём сказано в первой части:
Молвит слово — соловей поет.
г) вторая часть содержит противопоставление:
Семь раз примерь — один раз отрежь. Между частями БСП ставится тире.
Источник здесь 

НЕ с глаголами и деепричастиями


Повторим деепричастие


Награда и эстафета "Чудо-блог"

Мой блог удостоен награды "Чудо-блог", которая передается от блогера блогеру благодаря акции-эстафете "Чудо-блог".
Благодарю за награду и передачу эстафеты Валентину Викторовну Шуруто!

По правилам награждения нужно:
• Поблагодарить того, кто наградил, на словах и размещением активной ссылки на его блог.
• Разместить на своем блоге изображение награды.
• Наградить другие блоги (в количестве 7), которые вы считаете достойными.
• Известить номинантов о награде в комментариях.
• Написать 7 вещей о себе.

7 блогов, которым я с удовольствием передаю награду и эстафету!
После уроков
Самотлорики
Мир глазами человека
К экзамену РуЛи
По уши в ГИА
Такая разная математика
Жизнь французской домохозяйки
7 пунктов - о себе
• Не ощущаю своего возраста. И слава Богу!

• Мама взрослого сына, счастливая бабушка и  жена!
• В прошлом году отметили 30-летие супружеской жизни!
• Учу 77  ребятишек разного возраста русскому языку и литературе.
• Сама учусь!
• Увлеклась блогом.
• Отпустите меня в Гималаи!

19 февраля 2012

... и пища насущная

Жареные карасики
«Жареные карасики» на Яндекс.Фотках

Прочитайте это обязательно!

Получила эстетическое удовольствие, пролистав, прочитав, просмотрев сегодня несколько детских (и недетских) рассказов, две повести и одну пьесу. Сколько в них заложено умного, доброго, патриотического  и поучительного! Предлагаю список для чтения со ссылками.

Лидия Чарская. Начало жизни
А. Лиханов. Последние холода
Ф.А. Абрамов. Собачья гордость
В. Крапивин. Брат, которому семь
В.М. Шукшин. Экзамен
Г. Мало.  Без семьи 
Е.И. Носов. Лоскутное одеяло
А. Рыбаков. Кортик
А.И. Куприн. Изумруд
Ю. Яковлев. Багульник
Е. Шварц. Два клена

Ещё о значении имени ДАНКО

Это цыганское  сокращение имени Даниил (Даниэль),  слав. сокращение Даньслав. Др.-евр. "Бог --  мой судья", нем. "благодарность".
 Интерпретация значения букв имени Данко.
Д в имени Данко -- это размышление, обдумывание перед началом дела, готовность помочь.
А -- это символ начала, желание начинать и осуществлять, стремление к физическому и духовному комфорту.
Н -- это знак протеста, внутренняя сила не принимать все подряд, без разбора, острый критичный ум, интерес к здоровью.
К -- это выносливость, происходящая от силы духа, умение хранить секреты, проницательность, жизненное кредо "всё или ничего".
О -- это использование своей богатой интуиции. для того чтобы выделит её из суеты существования.
Нашла материал ученица 7 класса Зухра Ш.

Правописание приставок

По этой ссылке http://draft.blogger.com/blogger.g?blogID=5678148132764287597#editor/target=page;pageID=4845195588261275652 на странице ГИА правила о правописании приставок (о трех типах приставок в русском языке, гласная Ы после приставок на согласный, разделительный Ъ после приставок на согласный). Очень удобно -- весь материал собран в одном месте.
Первоисточник здесь

18 февраля 2012

Мам! А он добрый или злой?!

Мам! А он добрый или злой?!
«Мам! А он добрый или злой?!» на Яндекс.Фотках

Список наиболее часто встречающихся в тестах ГИА слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова

Апелляция, аномалия, антагонизм, апартаменты,авантюра, адвокат, аплодисменты, бойкот, вакансия, ватрушка, ветеринар, горизонт, габариты, гарнизон, дезертир, дефицит, декларация, интеллигентный, иждивенец, коварный, меридиан, реабилитация, поролон, катастрофа, комбинезон, корифей, компоновать, каморка, карнавал, конфорка, линолеум, меценат, мотивировать, ностальгия, наваждение, примитивный, панорама, парадокс, привилегия, палисадник, предварительный, привередливый пессимист, реставрировать, сертификат, стипендия, эксперимент.

Драбкина С. В., Субботин Д. И. "Русский язык 2012"
Источник здесь

17 февраля 2012

День спонтанного проявления доброты


День спонтанного проявления доброты
17 февраля все люди планеты отмечают "День спонтанного проявления доброты" (Random Acts of Kindness Day). Он появился сравнительно недавно по инициативе международных благотворительных организаций и относится к международным праздникам, имеющим общемировое значение, поскольку их празднуют всем миром, вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных убеждений.
В России этот праздник, такой прекрасный по своей сути, практически вообще неизвестен. Предполагается, что в это день людям следует стараться быть не просто добрыми, что само собой разумеется, а добрыми беспредельно и бескорыстно…
Немногие в наше неспокойное время способны на такой "подвиг" – в состоянии усталости и раздражения от насущных забот мы все чаще равнодушно проходим мимо чужих проблем, пока они не коснуться нас самих. И тогда мы ищем поддержку и участие у людей, для которых "бескорыстная помощь", "милосердие" и "отзывчивость" не просто слова, а смысл жизни, ставший призванием и профессией. 

Из «Молитвы человека пожилого возраста»

Из «Молитвы  человека пожилого возраста» Алексея Германа («Мой друг Иван Лапшин», «Двадцать лет без войны», «Проверки на дорогах», «Хрусталёв, машину!», «Трудно быть богом»): «Господи, ты знаешь лучше меня, что я скоро состарюсь. Удержи меня от рокового обыкновения думать, что я обязан по любому поводу что-то сказать.
…Спаси меня от стремления вмешиваться в дела каждого, чтобы что-то улучшить.  Пусть я буду размышляющим, но не занудой. Полезным, но не деспотом. Охрани меня от соблазна детально излагать  бесконечные подробности. Дай мне крылья, чтобы я в немощи достигал цели. Опечатай мои уста, если я хочу повести  речь о болезнях. Их становится всё больше, а удовольствие без конца рассказывать о них – всё слаще.
…Не осмеливаюсь просить тебя улучшить мою память, но приумножь моё человеколюбие, усмири мою самоуверенность, когда случится моей памятливости столкнуться с памятью других.
…Об одном прошу, Господи, не щади меня когда у тебя будет случай преподать мне блистательный  урок, доказав, что и я могу ошибаться.
…Если я умел бывать радушным, сбереги во мне эту способность. Право, я не собираюсь превращаться в святого: иные из них невыносимы в близком общении. Однако и люди кислого нрава -- вершинные  творения самого дьявола. Научи меня открывать хорошее там, где его не ждут, и распознать неожиданные таланты в других людях. Аминь».

Посылка для вашего мальчика

Посылка для вашего мальчика!!!
«Посылка для вашего мальчика!!!» на Яндекс.Фотках
Источник здесь

О символическом значении красного цвета

Символические значения красного цвета многообразны и порой противоречивы. Красное -- это радость, красота, любовь и полнота жизни, а с другой стороны -- вражда, месть, война. Имя Адам (человек) происходит от еврейского adaman -- красная земля.
Что подчеркнуто сравнением цвета реки и цвета крови, бьющей из груди Данко?
Благодаря подвигу Данко люди будут жить полнокровной, "горячей" жизнью, как будет жить и сама земля, "продолжая" своего героя.

Об именах Изергиль и Данко

Римляне говорили: "Nomo est omen" -- "имя есть предзнаменование".
Предполагают, что имя Изергиль составлено из аккерманского топонима -- Исерлия и имени героини легенды Мамина-Сибиряка, гордой и страстно любящей Кара-Нингиль.
Фонетически слово "Изергиль" близко к слову "игграззиль" ("иггдразиль"). Так в скандинавских мифах называется гигантский ясень - структурная основа мира, древо жизни. Этот ясень во многом аналогичен библейскому древу познания добра и зла. Три корня Игграззиль простирались в царство мертвых, к богам и людям.
Имя Данко связано с однокоренными словами «дань», «дам», «дающий». В легенде важнейшие слова гордого человека: "Что сделаю я для людей?!"
Это можно понимать так: "Что я дам людям?". Его образ перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие муки ради близких людей.. В славянской мифологии имя светоносного божества Даждьбога образовано сочетанием слов "дать" и "бог". Возникают также  и ассоциации с образом Иисуса Христа, который тоже отдал себя людям, взял на себя грехи мира.