В этом сообщении примеры и аргументация грамматических явлений, которые можно найти в тексте из повести "Чучело" .
В предложениях 2, 6, 14, 30 употреблено обращение Елена. Так Николай Николаевич называет свою внучку. Однако в данном тексте обращение не просто выполняет звательную функцию, оно выражает отношение говорящего к своей собеседнице, то есть выполняет ещё и оценочную функцию. Называя внучку полным именем Елена, а не уменьшительным, как обычно, Лена, Леночка, дедушка разговаривает с ней, как со взрослым человеком, он живо интересуется её мнением, и это свидетельствует о доброжелательных, уважительных отношениях в этой семье.
Таким образом, использование грамматического явления позволяет автору наглядно продемонстрировать, как люди думают, и становится подтверждением тезиса Г. Степанова.
Другой пример грамматического явления из анализируемого текста. Предложения 30-37 представляют собой пример парцелляции. Парцелляция -- фигура речи, состоящая в том, что предложение интонационно делится на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. С помощью таких конструкций выделяются наиболее важные моменты в предложении, они приобретают более весомый смысл. Именно такую функцию и выполняет данный приём в тексте В. Железникова.
Ещё примеры грамматических явлений в данном тексте: 1) восклицательные предложения (служат для передачи душевного состояния героя, его глубоких внутренних переживаний); 2) неполные предложения (выполняют ту же функцию); 3) вопросительные предложения (основная часть фрагмента представляет собой диалог, и вопросительные предложения являются в нём необходимым элементом); 4) вставная конструкция в предложении 39 помогает конкретизировать смысл высказывания; 5) взволнованность, эмоциональность речи героя передает многоточие -- знак экспрессивного синтаксиса. Также одно из грамматических явлений. Все эти примеры служат подтверждением той части тезиса лингвиста Г. Степанова, в которой он утверждает, что грамматика свидетельствует о том, как люди думают, как они связывают понятия в предложения, как выражают свое отношение к тому, о чём говорят.