Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
14 марта 2012
Пишем сценарный план
Попробовали написать сценарный план для нескольких кадров новой серии об Электронике. У Ефима Г. из 7 б это получилось вот так.
Сцена 5. Дубль 1.
Электроник входит в класс.
Э.: -- Здравствуйте! Можно войти?
У.: -- Да, заходи, Серёжа.
Электроник садится за парту.
У.: -- открываем тетради, записываем число, классная работа. Серёжа Сыроежкин с домашним заданием к доске!
Электроник выходит к доске.
Э.: --А Вы не могли бы напомнить мне условие задачи?
У.: -- Задача 228.
Через считанные секунды Электроник решает задачу и записывает её на доске.
Учитель с большим удивлением:
-- Так быстро! Как ты сумел? Мы ведь ещё и тему такую не проходили, с помощью которой ты решил задачу.
Электроник неожиданно просит разрешить ему выйти из класса и быстро выходит в коридор.
Через несколько минут в дверях появляется настоящий Серёжа Сыроежкин.
У.: -- О-о-о, Серёжа! Так ты расскажещь нам, как ты решил задачу?
Серёжа: -- Что? Какую задачу? Я же только вошёл в класс.
(Все застывают в недоумении)
-- Сцена снята,-- объявляет режиссер.
Сцена 5. Дубль 1.
Электроник входит в класс.
Э.: -- Здравствуйте! Можно войти?
У.: -- Да, заходи, Серёжа.
Электроник садится за парту.
У.: -- открываем тетради, записываем число, классная работа. Серёжа Сыроежкин с домашним заданием к доске!
Электроник выходит к доске.
Э.: --А Вы не могли бы напомнить мне условие задачи?
У.: -- Задача 228.
Через считанные секунды Электроник решает задачу и записывает её на доске.
Учитель с большим удивлением:
-- Так быстро! Как ты сумел? Мы ведь ещё и тему такую не проходили, с помощью которой ты решил задачу.
Электроник неожиданно просит разрешить ему выйти из класса и быстро выходит в коридор.
Через несколько минут в дверях появляется настоящий Серёжа Сыроежкин.
У.: -- О-о-о, Серёжа! Так ты расскажещь нам, как ты решил задачу?
Серёжа: -- Что? Какую задачу? Я же только вошёл в класс.
(Все застывают в недоумении)
-- Сцена снята,-- объявляет режиссер.
13 марта 2012
Сегодня День рождения у Аллы
Этот букет из весенних цветов
я дарю моей родной сестрёнке.
С Днём рождения тебя, моя дорогая!
Как неразгаданная тайна,
Святая прелесть дышит в ней. Мы смотрим с добрым ожиданьем На тихий свет ее очей. Земное ль в ней очарованье, Иль неземная благодать? Душа открылась ей признаньем,
И сердце рвется обожать...
|
12 марта 2012
Сочинение: тезис о единстве содержания и формы языка
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст. Читать дальше
Образец № 4 сочинения по заданию С2.1 интересен своей лаконичностью и легко запоминающимся тезисом, с которого начинается сочинение. Итак, смотрите страницу-вкладку "ГИА: образцы сочинений".
Читаем рассказ Куприна "Allez!"
Французское слово "аllez", ставшее лейтмотивом рассказа, было одним из распространённых в старой цирковой терминологии. Оно обычно произносилось перед осуществлением наиболее опасного и эффектного трюка.
Почему Нора первый раз в жизни сама себе приказала: "Allez!"?
Это слово героиня слышала много раз, всегда испытывая страх перед неизвестностью. Когда трюк заканчивался -- становилось нестрашно.
И теперь Нора должна была выполнить этот трюк, чтобы преодолеть страх и боль обиды и одиночества.
Холодное и колючее слово "аllez" вполне созвучно миру жестокости, подлости, равнодушия, в котором живёт беззащитная Нора. В рассказе вся горькая судьба героини и её смерть сопровождаются словом "аllez", и это придаёт удивительную цельность произведению. Оно как бы заключено в рамки этого слова, выполняющего, таким образом, важную композиционную функцию.
А.И. Куприн и цирк
"...Всех нас в ранней юности цирк восхищал, волновал и радовал. Кто из нас избежал его чудесной, здоровой, крепящей магии? Кто из нас забыл этот яркий свет, этот приятный запах конюшни, духов, пудры и лайковых перчаток, этого шёлка и атласа блестящих цироковых костюмов, щёлканье бича, холёных, рослых, прекрасных лошадей, выпуклые мускулы артистов?..И возвращались мы из цирка домой широкими и упругими шагами, круто выпятив грудь, напрягая все мускулы. Лёгкие бывали у нас расширены от беззаботного, громкого, доброго хохота, и как ловко мы перепрыгивали через лужи!"
Так писал А.И. Куприн, с детства хорошо знавший и любивший цирк. Девятилетним мальчиком он познакомился с будущим знаменитым клоуном и дрессировщиком Анатолием Леонидовичем Дуровым (Дурову было тогда четырнадцать лет). Куприн был дружен и с его братом, также знаменитым дрессировщиком Владимиром Леонидовичем Дуровым. Очень любил замечательного клоуна и акробата-прыгуна Джакомо Чирени (Жакомино), который стал другом семьи Куприных. Писатель посвятил ему рассказ "Мария Ивановна" Большим приятелем Куприна был клоун Танти Джеретти.
Обо всем этом он написал в своих рассказах, посвящённых цирку: "Лолли", "Allez!", В цирке", "Дочь великого Барнума", "Ольга Сур" и "Блондель" -- о знаменитом французском канатоходце и укротителе зверей. Куприн объяснял свою любовь к цирку тем, что там человек выявляет свои возможности, демонстрируя мужество , истинную ловкость и силу духа.
11 марта 2012
Сначала комментарий, потом примеры
Язык -- это сложная многоуровневая система, но в то же время взаимосвязанная система. Так, лексика (словарный состав языка) отображает представления человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна. Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста...
Я продолжаю аккумулировать образцы сочинений на лингвистическую тему (С2.1) на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений" . Здесь приведено начало сочинения (образец № 3). Читать дальше. Кстати, предлагаю вам, ребята, обратить внимание на комментарий высказывания Г. Степанова. Он весьма краток, но точен и вполне уместен в сочинении. Притом сначала дано объяснение тезиса известного лингвиста, а потом приведены соответствующие тезису примеры.
Я продолжаю аккумулировать образцы сочинений на лингвистическую тему (С2.1) на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений" . Здесь приведено начало сочинения (образец № 3). Читать дальше. Кстати, предлагаю вам, ребята, обратить внимание на комментарий высказывания Г. Степанова. Он весьма краток, но точен и вполне уместен в сочинении. Притом сначала дано объяснение тезиса известного лингвиста, а потом приведены соответствующие тезису примеры.
10 марта 2012
Новые варианты диагностической работы по ГИА
По этой ссылке http://mirege.ru/video/d12rus92.pdf 4 варианта диагностической работы по русскому языку.
Методические рекомендации ФИПИ для экспертов
По этой ссылке http://krukovapolina.webasyst.net/files/896204c8 можно скачать методические материалы ФИПИ для экспертов по проверке заданий С1, С2.1 и С2.2. После знакомства с этими материалами становится понятно, как учителю организовать работу по подготовке к выполнению указанных заданий.
...держалась с необыкновенным достоинством
Анна Андреевна Ахматова держалась с необыкновенным достоинством, ее движения были неторопливы, благородная голова, прекрасные, немного суровые черты, выражение безмерной скорби. Я поклонился, это казалось уместным, поскольку она выглядела и двигалась, как королева в трагедии, – поблагодарил ее за то, что она согласилась принять меня, и сказал, что на Западе будут рады узнать, что она в добром здравии, поскольку в течение многих лет о ней ничего не было слышно. «Однако же статья обо мне была напечатана в «Дублин Ревю», – сказала она, – а о моих стихах пишется, как мне сказали, диссертация в Болонье». С ней была ее знакомая, принадлежавшая, по-видимому, к академическим кругам, и несколько минут мы все вели светский разговор. Затем Ахматова спросила меня об испытаниях, пережитых лондонцами во время бомбежек. Я отвечал как мог, чувствуя себя очень неловко, – веяло холодком от ее сдержанной, в чем-то царственной манеры себя держать. (Из воспоминаний И. Берлина). Источник здесь
Анна Ахматова и Исайя Берлин. Дипломат или шпион?
5 марта 1966 года умерла Анна Ахматова. К этой дате интернет-журнал "Перемены" опубликовал фрагмент книги Светланы Коваленко «Анна Ахматова», вышедшей в издательстве «Молодая гвардия» в серии «Жизнь Замечательных Людей». В предлагаемом отрывке речь идет о встречах Анны Ахматовой с английским дипломатом Исайей Берлином в ноябре 1945 года, что послужило поводом для исключения Ахматовой из Союза писателей. Но действительно ли эти встречи состоялись без ведома властей, или судьбу поэту ломали ради политических игр?
Ахматова была убеждена, что именно ее, как считалось, несанкционированная встреча с профессором Исайей Берлином, в то время сотрудником английского посольства в СССР, курировавшим литературу и искусство, привела Сталина в ярость и стала причиной Постановления, главной фигуранткой которого она оказалась. Однако возникает вопрос: действительно ли или насколько встреча была несанкционированной. В один из ноябрьских дней 1945 года Ахматовой позвонил известный ленинградский литератор, историк литературы, исследователь жизни и творчества Блока, знаток поэзии Серебряного века Владимир Николаевич Орлов, член правления Союза писателей СССР, один из руководителей ленинградской писательской организации, и сообщил о желании английского профессора, приехавшего в Ленинград, познакомиться с ней. Звонок мог быть воспринят Ахматовой не только как просьба англичанина, но и как рекомендация сановного Орлова принять заморского гостя. Во всяком случае, Ахматова не делала из визита к ней Берлина тайны, рассказывала друзьям о его посещении, и вскоре встреча стала обрастать легендами, чему способствовали ее стихи, явно к нему обращенные, и поздние воспоминания самого Исайи Берлина, не во всем совпадающие с рассказами присутствовавших на встрече людей.
Вот как рассказывает об этом своем неожиданном для него визите, воспринятом как подарок судьбы, сам Берлин почти через три десятилетия, прошедших с тех памятных для него дней. Сам он не раз позже говорил, что встречи с Ахматовой самые яркие и значимые страницы его жизни:
« …я хочу вернуться в 1945 год и описать мои встречи с поэтом (она ненавидела слово «поэтесса») в Ленинграде.
Классификация наречий по значению
Выделяют два разряда наречий по значению — определительные и обстоятельственные (эти термины не употребляются в школьном учебнике).
Определительные наречия характеризуют само действие, сам признак — его качество, количество, способ совершения (очень, красиво, весело, по-моему, пешком) и подразделяются на следующие разряды:
— качественные, или образа действия (как? каким образом?): быстро, так, вдвоем;
— количественные, или меры и степени (в какой мере? насколько?): очень, нисколько, втрое.
Обстоятельственные наречия называют внешние по отношению к действию обстоятельства и подразделяются на следующие разряды:
— места (где? куда? откуда?): справа, там, наверху;
— времени (когда? как долго?): вчера, тогда, весной, когда;
— причины (почему?): сгоряча, почему, потому;
— цели (зачем? для чего?): назло, зачем, затем.
Источник здесь
К чему примыкают наречия?
Наречие — это самостоятельная часть речи, обозначающая признак действия, признака, состояния, редко — предмета. Наречия неизменяемы (за исключение качественных наречий на -о / -е) и примыкают к глаголу, прилагательному, другому наречию (быстро бежать, очень быстрый, очень быстро). В предложении наречие обычно бывает обстоятельством.
В редких случаях наречие может примыкать к существительному: бег наперегонки(существительное имеет значение действия), яйцо всмятку, кофе по-варшавски. В этих случаях наречие выступает как несогласованное определение.
Классификация наречий осуществляется по двум основаниям — по функции и по значению.
Источник здесь
Готовое сочинение (ГИА С2.1)
По этой ссылке http://draft.blogger.com/blogger.g?blogID=5678148132764287597#editor/target=page;pageID=6234994522174125222 на странице-вкладке "ГИА: образцы сочинений" разместила ещё одно готовое сочинение -- по тексту демоверсии 2012 года. Девятиклассники, по этим образцам учитесь писать сочинение -рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1).
09 марта 2012
Ученые нашли необычное применение кошкам!
Специалистам, да и широкому кругу людей, давно известно, что коты вызывают у хозяев только самые положительные эмоции. Эти животные имеют способность к исцелению от многих болезней, а также помогают побороть стресс и депрессию.
Поэтому ученые решили проверить на практике, чем же полезны коты. Выяснилось, что дело тут очень простое. Хозяева кошек испытывают радость, чувствуют покой рядом с кошками. Эти эмоции способны снимать стресс и нормализовать работу организма. То есть кошки действуют как плацебо!
Медики выяснили, что кошки могут помочь в излечении таких заболеваний, как инсульт, артрит и атеросклероз. При этом сами они не страдают. Так что заводите кошек и будьте здоровы! Ученые советуют.
Источник здесь
"Сидящий впереди"
Слово президент в буквальном переводе с латинского означает "сидящий впереди".
Сейчас президентом называют выборного руководителя, главу республиканского государства, а также главу крупного научного учреждения, фирмы, акционерного общества, например: президент республики, президент Российской академии наук.
Президиум -- название руководящего органа собрания, совещания, выборного органа или научного учреждения, например: президиум Государственной думы, занять место в президиуме.
Новая страница-вкладка "ГИА: образцы сочинений"
Итак, попробуем создать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1) по фрагменту повести В. Железникова "Чучело" (примеры лексических явлений из этого текста здесь, грамматических -- здесь). Частью оно будет компилятивным, то есть мы позаимствуем некоторые высказывания из опубликованных работ. Строго говоря, это плагиат, однако если вы на экзамене вспомните и уместно воспроизведёте в своем сочинении речевые клише и обороты, заучить которые вам предлагал учитель или вы нашли их в многочисленных рекомендациях по подготовке к ГИА и запомнили, эксперты, думаю, во время проверки работы придираться к этому не станут и балл за это не снизят. Главное -- необходимо, чтобы примеры соответствовали вашим тезисам.
Образец написанного мной сочинения на странице-вкладке к блогу здесь
Образец написанного мной сочинения на странице-вкладке к блогу здесь
Грамматика: что это?
Понятие «грамматика» (от греч.
«запись») определяется как раздел языкознания, который изучает грамматический
строй языка, а также закономерности построения правильных речевых конструкций
на этом языке.
Грамматика языка - это стройная система, формировавшаяся на
протяжении веков и развивающаяся до сих пор. Свое начало грамматическая наука
берет в индийской языковедческой традиции, а после совершенствуется на основе
античной языковой традиции. В 19 - 20 вв. грамматика языка существенно
преобразилась, развивая все новые и новые направления. Наиболее видными деятелями
этого периода в области грамматики русского языка были Ф. Фортунатов, В. Виноградов, А.
Шахматов, Л. Щерба и др.
Традиционно грамматика языка представлена морфологией - учением о
частях речи и синтаксисом - учением о
словосочетании, предложении и их структуре. Морфология дает представление о
частеречном составе языка, а также о грамматических категориях каждой части
речи. Синтаксис рассматривает словосочетание и предложение с точки зрения их
значения, структуры, выполняемой функции, сочетаемости компонентов и др.
Основными понятиями морфологии являются: словоизменение,
формообразование, форма слова, грамматическое значение, грамматическая форма,
грамматическая категория и др. Основные понятия синтаксиса - предложение, член предложения, синтаксическая
связь и др.
Читать дальше
08 марта 2012
Функциональный подход к изучению грамматики в школе
Мы много сейчас слышим и говорим о необходимости совершенствовать обучение русскому языку в школе. Предлагаю один из вариантов решения этой проблемы.
Триада языковое образование – языковая культура – языковая личность требует в настоящее время, по-видимому, существенной корректировки: прежде всего нужно говорить о языковом воспитании как основе формирования коммуникативной личности. О необходимости именно воспитания (а не обучения, образования!) писал еще чешский лингвист А.Едличка. На первый план выходит содержательная, коммуникативная доминанта в обучении: учить нужно тому, что прежде всего понадобится в практике речевого общения говорящего и пишущего. Формирование, воспитание коммуникативной личности – вот главная цель лингвистического образования.
Осознанная ориентация на коммуникативное, мотивированное обучение требует иного структурирования системы обучения языку. Очевидно, что насущные проблемы современной школы – это воспитание речевой культуры, создание предпосылок к заинтересованности учеников в свободном владении языком и его ресурсами, формирование умения общаться (не только говорить, но и слушать другого), вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и действенными средствами.
Одним из наиболее перспективных путей совершенствования системы языкового воспитания является активное использование в обучении достижений лингвистической науки, применение новых научных данных для повышения эффективности преподавания. Усиление функционального и коммуникативного подходов в обучении связано и с результатами развития этих направлений современной лингвистики.
Читать полностью здесь
Читать полностью здесь
Подписаться на:
Сообщения (Atom)