29 марта 2012

Ещё раз о главных членах предложения

Найти грамматическую основу безошибочно помогут вам следующие шаги.
Шаг 1. Задай вопрос: о ком или о чём говорится в предложении и обязательно уточняющий вопрос: кто или что? Это  будет подлежащее.
Шаг 2. Следующий вопрос:  а что говорится о подлежащем? и ВНИМАНИЕ! ряд уточняющих вопросов: что делает? что сделает предмет?  каков предмет? что это такое? или кто это такой? Это будет сказуемое.
Важны первые вопросы: их обычно игнорируют и поэтому неправильно находят  подлежащее и сказуемое.
Нужно быть внимательными при определении подлежащего, выраженного словосочетанием (лексически и синтаксически неразложимым). Вот несколько примеров.
Географическое название: Северный Ледовитый океан раскинулся на тысячи километров.
Названия учреждений: Министерство иностранных дел находилось рядом.
Фразеологизм:  Филькина грамота -- это фразеологизм.
Сочетание слов большинство, меньшинство, множество, часть, ряд и т. п. + сущ. в род. п.: Большинство людей стояли на улице.
Сочетание числительного + сущ. в род. п., местоимения сколько, столько + сущ. в род.п.: В каюте его ждут четыре офицера; Все три всадника ехали молча; Несколько дам шли к дому; Человек десять офицеров обедали у Сильвио; Сбежалось сюда со всех сторон с полсотни собак.
Сочетания с предлогом из (типа один из учеников, лучший из нас, некоторые из присутствующих и т. п.): Лучший из учеников быстро решил задачу
Сочетание сущ. + сущ. в т. п.: Дед с матерью шли впереди.
Сочетание Н.Ф. гл. + именная ч.р.: Стать художником -- его мечта.

27 марта 2012

Йосемитский пейзаж

Йосемитский пейзаж
«Йосемитский пейзаж» на Яндекс.Фотках
Национальный Парк Йосeмити, площадь которого 3081 кв.км, расположен на востоке центральной части штата Калифорния, в горах Сьерра-Невада, в 365 км от Сан-Франциско и 470 км от Лос-Анджелеса.
Это один из самых известных природных заповедников в мире. К моменту открытия этой территории белыми поселенцами в 1851 году, здесь находились 22 поселения индейцев Йосемити, что в переводе означает "седой медведь". 
В 1864 году Йосемити получил статус парка штата, в 1890 году - Национального Парка США, а в 1984 году парк был внесен в список национального наследия Юнеско. 
Йосемитский Национальный Парк ежегодно посещают около 3 миллионов туристов.
Источник здесь

Способы выражения сказуемого (В3)

Существуют три основных типа сказуемых: простое глагольное, составное глагольное и составное именное
Простое глагольное сказуемое, способы его выражения

Простое глагольное сказуемое (ПГС) может выражаться однословно и неоднословно.

ПГС — одно слово:
1) глагол в спрягаемой форме, то есть форме одного из наклонений; в этих случаях сказуемое согласуется с подлежащим:
Он читал / читает / будет читать / читал бы / пусть читает эту книгу.
2) глагольное междометие или инфинитив; согласование сказуемого с подлежащим отсутствует:
А шапка бац прямо на пол.
Как заиграет музыка, мальчонка сразу плясать.
ПГС — словосочетание:
1. ПГС — фразеологически свободное, но синтаксически связанноесловосочетание — может иметь следующее строение и типовое значение:
1) повторение глагольной формы для указания на длительность действия:
Я иду, иду, а до леса еще далеко. Читать дальше

Грамматическая основа предложения (задание В3)


Ошибки в задании В3 возможны из-за неумения видеть грамматическую основу предложения. Вспомни основные способы выражения подлежащего и сказуемого.
Подлежащее может быть выражено:
1. Именем существительным. Лошади шли шагом и скоро встали. Иван Петрович сидел рядом. Не путай! С обращением: Вася, тебя зовут к ужину; с прямым дополнением: Я увидел поле и лес; с приложением: Профессор Анри Лот называл землян марсианами; Апостол Пётр проповедовал учение Христа.
2. Любой частью речи, употреблённой в роли  существительного: Сытый голодного не разумеет; Окружающие молчали;  Первые будут последними; Семеро одного не ждут; Но -- противительный союз; Всякий это знает; По лесу разносилось громкое ау.
3.  Местоимением: Он читал бегло; Кто стучит в окно? и т.д.
4. Именем числительным: Пятнадцать -- нечётное число; субстантивированным числительным: Двое вышли из дома.
5. Неопределённой формой глагола: Жить -- Родине служить;  Читать -- это моё  любимое занятие; Попасть на такую должность заманчиво.
6. Словосочетанием (лексически и синтаксически неразложимым): Северный Ледовитый океан раскинулся на десятки тысяч километров; Большинство людей стояло на улице; В каюте его ждут четыре офицера;  Дед с матерью шли  впереди.
 
О способах выражения сказуемого в следующем сообщении.

А знаем ли мы русский язык?


Трудно безупречно говорить по-русски. Ошибки допускают самые грамотные люди. Главное — стараться их исправлять, постигать логику языка, интересоваться его историей и бесконечно наслаждаться его красотой.
Что означает то или иное слово или выражение?
Как правильно сказать?
Где поставить ударение?
Какие ошибки мы ловим из радио- и телеэфира чаще всего?
Какие слова пришли из игроцкого арго?
Молодежный жаргон — это хорошо или плохо?
Над какими ошибками работал Пушкин?
Что такое гаплология и какие слова образованы с ее помощью?
Как и почему литературное слово переходит в жаргонизм?
С каких казавшихся устаревшими слов пора «стряхнуть пыль»?
Почему 80 % россиян говорят «ложить» вместо «класть»?
Мария Аксенова, Академик РАЕН,
главный редактор «Энциклопедии для детей Аванта+», телеведущая.
С детства увлекается астрономией, математикой и поэзией. Ни-ког-да – не понимала деления людей на «физиков» и «лириков», всегда была и «физиком», и «лириком» одновременно. И вслед за Пифагором считает, что любая гармония строится на математических законах, более того, если внимательно посмотреть на законы физики и математики – можно легко увидеть их красоту и гармонию. Читать дальше

Приходит день...

Приходит день, приходит час и понимаешь: всё не вечно. Жизнь бессердечно учит нас тому, что время быстротечно. Тому, что нужно всё ценить, беречь всё то, что нам даётся. Ведь жизнь, как тоненькая нить, она порой внезапно рвётся. 
Катя Недумова, 
училась в нашей школе.
Источник здесь
Сегодня исполнился месяц с того дня, когда  обрушился соседний дом и погибли 10 человек. Позже умерла ещё одна женщина, которую извлекли из-под завалов.

26 марта 2012

Готовится новая экранизация романа Д. Оруэлла "1984"

По фантастическому роману-антиутопии  Джорджа Оруэлла “1984″ будет снят новый фильм. 

Фантастический роман Джорджа Оруэлла “1984″ впервые появился в печати  в 1949 году. Роман-антиутопия  «1984»  считается одним из основных представителей данного жанра наряду с такими произведениями, как «Мы» Евгения Замятина, «О, дивный новый мир» Олдоса Хаксли и «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери.
В 2009 году газета «Таймс» включила роман «1984» в список 60 лучших книг, опубликованных за последние 60 лет, а журнал «Ньюсуик» поставил роман на второе место в списке ста лучших книг всех времён и народов. Название романа, его терминология и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в «1984» тоталитарный режим. Роман неоднократно становился как жертвой цензуры в социалистических странах, так и объектом критики со стороны левых кругов на Западе. Ранее роман Джорджа Оруэлла неоднократно был экранизирован. На его основе были сняты телефильмы, и две кинокартины – в 1956 и 1984 годах.   Источник здесь

Ландшафт, маршрут и масштаб

Картинка 2 из 108504Слова ландшафт, масштаб и маршрут схожи своим звуковым составом: в них всего по две гласные на большое количество согласных, притом мы видим идущие по три подряд буквы, обозначающие согласные звуки. Эти особенности позволяют нам предположить,  что слова пришли в русский из одного языка.
 Открываем словарь: выделенные слова -- гости из немецкого языка.
В слове ландшафт мы отчётливо слышим корень Land -- "страна". Всё слово в немецком имеет значение "местность".
Масштаб в немецком состоит из двух слов: "мера" и "палка, жезл".
А вот для существительного маршрут немецкий выступил  языком-посредником. Оно состоит из двух французских слов marche -- "ход, движение вперёд" и  route -- "путь".
На картинке маршрут "Золотой венок Киевской Руси".

25 марта 2012

Микро-щенок по кличке Чудо



 
2. Крохотный щенок, метко названный Чудом, выжил один со всего выводка.Посмотрите на Чудо, крошечного щеночка весом в пару сотен граммов, ростом с монетку в 50 пенсов, который запросто может уместится на ладошке. Эта прелестная собачка – помесь чихуахуа и джек-рассела – единственная, кто выжила из выводка в 5 щенков. Её хозяйка, 10-летняя Кейли-Мей Коулз, через шприц кормила щенка специальным собачьим молоком в течение девяти дней после того, как от собачки при рождении отказалась мать. При рождении Чудо весила 60 граммов, а в длину была всего 5 см. Отец Кейли-Мей Джеймс говорит, что все были очень удивлены, когда собака родила в их отсутствие. К сожалению, когда они вернулись, то четверо щенят уже умерли, но Чудо выжила и без проблем прошла ветеринарную проверку. «Мы и не думали что она выживет, но со времени рождения она подросла и окрепла», -- говорит Джеймс.
Источник здесь

Когда весна придёт, не знаю...

15 марта в  Астрахани
«15 марта в Астрахани» на Яндекс.Фотках
15 марта 2012  года в Астрахани. На канале имени 1 Мая (по-старому Канаве) ещё лёд. Земля голая, деревья голые. Утром молочник Михаил, что привозит нам со своей фермы молоко, жаловался: "Сено кончается. Скотину надо бы на  волю выгонять. А трава никак не пробьётся. То ли саранча её в прошлом году побила...." "Холодно, -- говорю, -- вон лужи  ледком затянуло". "Да, поздняя нынче весна. Беда для нас просто",--  горько вздохнул фермер. 
А мы живём, не ведая  забот ни о скотине, ни о  кормах -- ни о чём насущном, и сетуем на жизнь. Зря.

Видеоурок "Фонетический анализ слова"


По этой ссылке   видеоурок "Фонетический анализ слова". Хотя он был  подготовлен  в помощь 11-классникам (к ЕГЭ), однако сейчас задания по фонетике в КИМах единого государственного экзамена нет, зато оно появилось в контрольно-измерительных материалах  ГИА  (задание А4).

Озвончение и оглушение согласных (А4)


ГИА: повторяем фонетику (задание А4)





Смыкати ся -- значит "ползать"

Картинка 12 из 102785Смычок, сомкнуть, пресмыкающееся... Перед нами -- однокоренные слова. Как они образовались?
В древнерусском языке глагол смыкати ся означал "ползать", в других славянских языках однокоренные этому глаголу слова имеют  значения "тащить", "волочить", "ползать".
Исходя из этого смычок --  предмет, который словно бы ползает по струнам. Сомкнуть -- очень прочно соединить, так, как соединяется т ело с землёй при ползаньи. Пресмыкающиеся -- класс позвоночных животных, передвигающихся преимущественно ползком, волоча брюхо по земле (змеи, ящерицы, крокодилы, черепахи).

24 марта 2012

Сюрреализм -- это...

СЮРРЕАЛИ́ЗМ (франц. surréalisme, от sur — "над, сверх"; см. реализм) — течение в европейском и американском искусстве, главным образом в поэзии и живописи первой половины XX в.
slovari.yandex.ru
Можно посмотреть здесь

«Сон разума рождает чудовищ»

Любопытные вещи прочитала о Сальвадоре Дали и сюрреализме. Социолог Ю. Давыдов оценил его  разыгрываемую на публику жизнь и произведения как яркое воплощение «мистики потребительского сознания» с его культом денег и эротики, жестокости и иррациональности. Значение работ С. Дали состоит прежде всего в том, считает составитель альбома Е. В. Завадская,  что он с поразительной силой показал господствующие в современной культуре химеры. И ещё. Искусство сюрреализма утверждало примат сновидений и бессознательного над разумом и познанием. (Поистине «Сон разума рождает чудовищ». Гойя). Искусство Сальвадора Дали – яркое свидетельство тому, что мир болен, болен жестокостью и извращенной чувственностью, лишь война и эротика волнуют людей. (Сильно сказано о современном мире).

Монстр №2

Монстр №2 - 7296.jpg
«Монстр №2 - 7296.jpg» на Яндекс.Фотках
Это не музей концлагеря Освенцима, а главная площадь Астрахани, с ее скульптурными "шедеврами" от дарителей из Питера...Все астраханцы безумно "рады", что их город "украшают" такие работы... Отношение к ним вы все видите...

Воротца из прежней жизни


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Астрахань. Центр города. Ворота по улице Коммунистической. Март 2012.

Авторы, которые пишут книги для детей

Артур Гиваргизов - стихи, юмористические рассказы;

Олег Кургузов - рассказы для детей;
Светлана Лаврова - детский нейрохирург, пишет прекрасные сказки, занимательные научно-популярные книги для детей по химии и медицине (её книги у меня зачитывают до дыр);
Григорий Кружков - стихи и сказки;
Сергей Махотин - рассказы;
Марина Москвина - смешные, остросюжетные и фантастические рассказы для маленьких и повести для детей среднего возраста;
Сергей Седов - сказки;
Андрей Усачёв - из произведений последних лет;
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак - средний школьный возраст (у меня дети в очередь записываются); 
Олег Раин - фантастические рассказы для младшего возраста и социальные повести о современной молодёжи для среднего и старшего возраста (пьянство и наркомания в школе); 
Екатерина Мурашова - повести и рассказы для детей разного возраста, а также книги для взрослых (практикующий детский психолог)...
Дальше Список приводится на 4 странице форума "Как вернуть интерес к чтению" на портале "Сеть творческих учителей.

Слова категории состояния, или предикативные наречия

Комплексы 1 и 2 выделяют особую группу слов — неизменяемые слова, выступающие как сказуемые безличных односоставных предложений. В комплексе 1 эти слова выделены в самостоятельную часть речи — категорию состояния. В комплексе 2 эти слова называются «словами состояния» и описаны в разделе, посвященном наречиям. Комплекс 3 об этом явлении не упоминает.
Слова категории состояния обозначают состояние природы (Было холодно), человека (У меня на душе радостно. Мне жарко), оценку действий (Можно пойти в кино).
Слова категории состояния с суффиксом -о, образованные от прилагательных, могут иметь степени сравнения (С каждым днем становилось все холоднее / более холодно).
В лингвистике, действительно, иногда выделяют эти слова в самостоятельную часть речи, называемую словами категории состояния (предикативными наречиями, безлично-предикативными словами). Слова этой группы делятся на слова, которые могут употребляться и в других синтаксических позициях (ср.: Море тихо (прил.) — Он сидел тихо (нар.) — В классе тихо (кат. сост.)), и слова, которые могут употребляться только в функции сказуемых безличных предложений: можно, нельзя, боязно, совестно, стыдно, пора, жаль и др. Отличительной особенностью этих слов является то, что они не сочетаются с подлежащим и теряют способность обозначать признак действия (весело) или предмет (лень). Однако в лингвистике также широко распространена точка зрения, согласно которой слова категории состояния считаются подгруппой наречий. При таком описании в наречие объединяются неизменяемые (или имеющие только степени сравнения) слова, которые могут выступать только в функции обстоятельства (пешком, направо, куда), в функции обстоятельства и сказуемого безличного предложения (хорошо, холодно) или только в функции сказуемого безличного предложения (стыдно, жаль, нельзя).
Источник здесь

Как научить детей читать?

По этой ссылке http://www.it-n.ru/board.aspx?cat_no=29504&tmpl=Thread&BoardId=29507&ThreadId=490848&page=0 обсуждение  интересного материала "Презентаций по коррекции нарушений чтения" со ссылкой. Презентации, на мой взгляд,   могут оказаться полезными не только для учителей, но и для родителей, потому что проблема отсутствия интереса  школьников к чтению является сейчас  очень больной и важной не только для школы, но и для семьи.  Автор  создала не просто презентацию, проиллюстрировав соответствующие теоретические материалы, а   ещё и тренажёр, позволяющий  оценивать результаты выполнения заданий детьми. Посмотрите.

Электроник на уроке пения

Электроник согласился пойти в школу вместо Сергея. Тот отдал ему свою одежду -- и готово.
Мальчик-робот шёл медленно, обращая внимание на каждую мелочь: на то, как летают птицы, на мальчика на скамейке, на солнце в небе. Он не заметил камня на дороге, оступился... и упал... Ударился головой. Очнувшись, Электроник встал, пощупал голову,  вроде всё было в порядке. Вспомнил, что опаздывает в школу, вскочил и побежал.
Увидев друзей Серёжи (а теперь и его, значит), помахал им издали и вошёл в школу. Встретив  кого-то из учителей, вежливо произнес: "Етйувтсвардз!" 

22 марта 2012

Март. Снегопад

 Март  Снегопад
« Март Снегопад» на Яндекс.Фотках
Заворожена, запорошена...
В виртуал ты с Алтая заброшена..
Ты короною снежной увенчана,
Драгоценная кошечка - женщина.
Источник здесь

Храм Пещера Тигра

День 2-ой. 1-ый выезд в свет. Храм Пещера Тигра.
«День 2-ой. 1-ый выезд в свет. Храм Пещера Тигра.» на Яндекс.Фотках

Средства речевой выразительности (А3)


Помните известную русскую пословицу:"Без труда не выловишь и рыбку из пруда"? 
Как вы думаете, почему я её цитирую?
Да потому что невозможно подготовиться к заданию А3, не прилагая к этому никаких усилий! 
Всё дело в том, что для правильного выполнения этого задания в первую очередь необходимо знать определения следующих средств речевой выразительности:
1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.