Из спектакля Е. Гришковца "Как я съел собаку"..
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
02 октября 2012
01 октября 2012
Какой современный урок нужен современному учителю?
Различные аспекты современного урока, проблемы взаимодействия ученика и учителя в процессе обучения уже давно являются предметом серьезных дискуссий и темой «круглых столов» и научных конференций.
Вполне серьёзно обсуждаются вопросы: быть
уроку в школе или не быть?
Среди научных оппонентов появились даже
сторонники альтернативных форм передачи знаний. Однако повседневная
педагогическая практика
убедительно доказывает, что
урок еще не исчерпал
всех своих возможностей.
Проблема состоит в том, какой
смысл мы вкладываем в это емкое понятие «УРОК». 30 сентября 2012
Статистика блога
Сегодня впервые в истории моего блога преодолен рубеж в 13 тысяч. просмотров в месяц. До этого рекордной была цифра посещений в мае - 10976 просмотров.
Более всего востребованными оказались сообщения о бессуффиксальном способе словообразования, об интересных фактах из биографии Гоголя, сообщения с рабочими программами по литературе по УМК Меркина и Коровиной, с сочинениями о летних впечатлениях и эссе "Зачем нужно быть грамотным?", написанными моими учениками. Наибольшее количество посетителей -- 1240 человек за месяц-- было на странице "ГИА: образцы сочинений". По 300 с лишним человек просмотрели страницы "Круг чтения", "Готовимся К ЕГЭ", ""Ученические работы". Присоединяйтесь к блогу, кто ещё не присоединился, и станьте его постоянными читателями..
29 сентября 2012
"Скотский хутор" в Британии и в Африке
Перечитала "Скотский хутор" Джорджа Оруелла.
Кратко о содержании для тех, кто ещё не читал этот роман. Это роман-антиутопия. Рассказывается в нём о том, как животные подняли восстание, изгнали своего хозяина с семьёй с фермы и стали сами управлять хозяйством. Им пришлось нелегко, но, объединённые идеей свободы и труда на собственное благо, они сумели обеспечить себе сносное существование и даже задумали построить мельницу, провести электричество, то есть внедрить достижения прогресса и тем облегчить труд и свою жизнь. На стене сарая они начертали справедливые заповеди. Однако... захватившие руководящие должности свиньи, дело повернули на пользу себе. А уж когда вся власть сосредоточилась в руках хряка Наполеона, тут старые заповеди переписали, сделав главной следующую: "Все животные равны, только свиньи равнее всех".
Кратко о содержании для тех, кто ещё не читал этот роман. Это роман-антиутопия. Рассказывается в нём о том, как животные подняли восстание, изгнали своего хозяина с семьёй с фермы и стали сами управлять хозяйством. Им пришлось нелегко, но, объединённые идеей свободы и труда на собственное благо, они сумели обеспечить себе сносное существование и даже задумали построить мельницу, провести электричество, то есть внедрить достижения прогресса и тем облегчить труд и свою жизнь. На стене сарая они начертали справедливые заповеди. Однако... захватившие руководящие должности свиньи, дело повернули на пользу себе. А уж когда вся власть сосредоточилась в руках хряка Наполеона, тут старые заповеди переписали, сделав главной следующую: "Все животные равны, только свиньи равнее всех".
27 сентября 2012
Давайте, я вам расскажу о граффити...
У меня в 8 классе появился новый ученик Владимир. Ш. Вчера он показал мне листы со своими работами в стиле граффити, а сегодня принёс целое сообщение об этом своеобразной виде искусства, согласившись, чтобы я опубликовала это в своём блоге.
"Здравствуйте! Меня зовут Buf, и я из граффити-группы 02 crew. Многие в Астрахани слышали про граффити, но лишь единицы знают, что это такое. Давайте, я расскажу вам об этом..."
26 сентября 2012
"Строительный материал" для предложений
Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).
От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом).
В5: простое осложнённое предложение
Осложнение предложения возникает при наличии членов предложения и не являющихся членами предложения единиц с относительной смысловой и интонационной самостоятельностью. Осложнение предложения вызывают
1) однородные члены,
2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот),
3) вводные слова и предложения, вставные конструкции,
4) обращения,
5) прямая речь.
24 сентября 2012
Сочинение-рассуждение к тесту 14: о местоименных словах
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А. А. Реформатского: «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено».
Термин «местоимение»
произошел от латинского «pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо
существительного, прилагательного и числительного. Прав был лингвист
А.А.Реформатский в том, что «Золотым фондом для местоимений являются
знаменательные слова». Без их существование местоимений бессмысленно. Обратимся
к тексту.
Так, в предложениях 7-8,
19-20 вместо слова «Демосфен» употребляется личное местоимение «он». Эта замена
позволяет авторам книги избежать лексического повтора, делая речь более краткой
и выразительной.
23 сентября 2012
В4: грамматическая основа, способы выражения подлежащего и сказуемого
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". В этом занятии мы начинаем исследовать синтаксис, то есть построение и грамматическое оформление предложений.
Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. Осложнённое простое глагольное сказуемое. Интонационное тире между подлежащим и простым глагольным сказуемым. Некоторые случаи координации подлежащего с простым глагольным сказуемым
1. Мы уже упоминали об основных типовых моделях предложения - "предмет и его действие", "предмет и его признак, качество, состояние", "предмет и его местонахождение", например:
21 сентября 2012
Образец сочинения на ГИА 2013 года по тесту 4
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского
лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным
и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие,
а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Сочинение-рассуждение
Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если
глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально
происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и
повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при
определенных условиях.
Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного
наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение
к действию того, к кому обращаются с речью.
А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения
«пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении
повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их
взгляд, полезны.
Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень
сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
Источник здесь
ГИА: цитаты для сочинения части С1. Они будут в 2013 году разные!
Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский
ГИА: каким будет задание С1?
Ответы ведущего научного сотрудника Федерального института
педагогических измерений
И.П. Цыбулько на вопросы участников августовского
педсовета ФИПИ
# Козулина Мария Вячеславовна (Саратов)
- Будет ли тема сочинения (цитата)
одинаковой для всех вариантов?
- В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата,
соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста.
# Козулина Мария Вячеславовна (Саратов)
- А можно узнать, каким требованиям
должна соответствовать цитата? Будут ли темы, связанные с грамматикой,
орфографией, пунктуацией?
- Требований к цитате много.
Главное - не вообще цитата о языке (о русском языке), а цитата, позволяющая
высказаться на лингвистическую тему и привести конкретные примеры по данному тексту.20 сентября 2012
Что и как читать детям?
А самая главная задача по отношению к читающему ребенку, мне кажется, — учить его делать выбор и этот выбор обосновывать. Это не я придумала, а разработчики международной методики по исследованию образовательных умений и навыков под названием «PISA». Это они определили, что умение читать включает три составляющих: технику, понимание прочитанного и умение высказать к нему свое отношение. Убери последний пункт — и нет никакого образовательного умения под названием «Чтение», даже если ты способен протараторить текст и ответить на вопрос учителя: «Что хотел сказать автор?»
Сочинение С1 на ГИА по демоверсии 2013 года
Вот здесь разные варианты сочинения по заданию С1 на ГИА 2013 года. Спасибо учителю русского языка со Ставрополья Любови Михайловне Бенделевой, которая создала эти образцы.
Есть также образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по демоверсии 2013 года и на сайте "По уши в ГИА" Марины Анатольевны Крюковой. См по ссылке.
Так что учитесь писать сочинения, дорогие наши ученики 9 да и 8-х классов!
19 сентября 2012
В3: типы подчинительной связи в словосочетании
По этой ссылке тестовые задания с комментариями и пояснениями по теме "Подчинительная связь в словосочетании: согласование, управление, примыкание". Тесты не только для 11-классников, которые усиленно готовятся к Единому государственному экзамену, но и для 8-классников, которые сейчас "проходят" эту тему.
Эти задания я беру с образовательного портала по подготовке к ЕГЭ "Решу ЕГЭ РФ" учителя из Петербурга Дмитрия Дмитриевича Гущина. Полюбопытствуйте, загляните туда. Найдёте задания по всем предметам. Удачи.
Новые книги для подростков
Ольга Бухина
В последние годы стали выходить по-русски многочисленные книги для подростков, где героям совсем не так сладко живется. Эту литературу легкой и развлекательной не назовешь. Она жестка, и подчас жестока, как та жизнь, с которой приходится сталкиваться многим реальным подросткам. Во всех тех книгах, о которых пойдет рассказ, подростки оказываются в самом центре схватки с жестоким и неблагополучным миром.
Герой книга Луиса Сашара «Ямы» (пер. с англ. Т. Ивановой) оказался в лагере «Зеленое озеро» не по доброй воле. Там никто не оказывается по доброй воле. Это не летний лагерь, это исправительно-трудовое заведение для детей. И не важно, что Стэнли не совершал того преступления, в котором его обвиняют, все равно в лагере ему приходится каждый день копать ямы. Зачем? Никому не известно. Утверждается, что копание ям воспитывает характер. А на самом деле…? Но не будем раскрывать тайн раньше времени.
«Шоколадная война» Роберта Кормье (пер. с англ. В. Бабкова) – книга о школе, к тому же школе весьма и весьма неприятной. Мало того, что в ней заправляют учителя, каждое столкновение с которыми грозит катастрофой, там еще есть и Стражи, организация, состоящая из подростков, которым хочется думать, что хозяева школы – они. Не так легко противостоять учителям, еще труднее справиться со Стражами. И если кто-то вдруг взбунтовался и отказывается «защищать честь школы», на него сразу же обрушиваются грозные силы, перед которыми совсем не так легко устоять.
В последние годы стали выходить по-русски многочисленные книги для подростков, где героям совсем не так сладко живется. Эту литературу легкой и развлекательной не назовешь. Она жестка, и подчас жестока, как та жизнь, с которой приходится сталкиваться многим реальным подросткам. Во всех тех книгах, о которых пойдет рассказ, подростки оказываются в самом центре схватки с жестоким и неблагополучным миром.
Герой книга Луиса Сашара «Ямы» (пер. с англ. Т. Ивановой) оказался в лагере «Зеленое озеро» не по доброй воле. Там никто не оказывается по доброй воле. Это не летний лагерь, это исправительно-трудовое заведение для детей. И не важно, что Стэнли не совершал того преступления, в котором его обвиняют, все равно в лагере ему приходится каждый день копать ямы. Зачем? Никому не известно. Утверждается, что копание ям воспитывает характер. А на самом деле…? Но не будем раскрывать тайн раньше времени.
«Шоколадная война» Роберта Кормье (пер. с англ. В. Бабкова) – книга о школе, к тому же школе весьма и весьма неприятной. Мало того, что в ней заправляют учителя, каждое столкновение с которыми грозит катастрофой, там еще есть и Стражи, организация, состоящая из подростков, которым хочется думать, что хозяева школы – они. Не так легко противостоять учителям, еще труднее справиться со Стражами. И если кто-то вдруг взбунтовался и отказывается «защищать честь школы», на него сразу же обрушиваются грозные силы, перед которыми совсем не так легко устоять.
17 сентября 2012
Интерактивные схемы по теме "Причастие" для 7 класса
В этом сообщении размещены ссылки на интерактивные учебные пособия по теме "Согласование причастия с определяемым словом". Предлагаю семиклассникам дома потренироваться.
Интерактивная схема "Согласование в падеже"Интерактивная схема "Согласование в роде"
Интерактивная схема "Согласование в числе"
Интерактивная таблица "Прилагательное и причастие"
16 сентября 2012
В1: основные способы словообразования
Морфологические и неморфологические способы словообразования
В
языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на
значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и
словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано
слово, надо:
1)
увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;
2)
определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического
значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.
Возьмём
существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в
сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось
значение предмета как результата этого действия. Следовательно,
существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от
глагола носить.
Внимание! Есть
формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а
не новых слов. К ним относятся:
а)
окончания;
б)
формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола
повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий,
сравнительной степени прилагательных и наречий.
Изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2013 года
Русский язык: принципиально ничего не изменилось.
1. Изменен формат задания А1.
2. Расширен диапазон ответов к заданию А20.
2. Расширен диапазон ответов к заданию А20.
3. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К1).
4. На 30 минут (со 180 до 210) увеличено время выполнения работы.
Источник: http://5-ege.ru/izmeneniya-v-ege-2013/
Задание А1 в КИМах 2013 года:
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) позвонИм 2)рвалА 3)грАжданство 4)давнИшний
Задание А1 в КИМах 2013 года:
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) позвонИм 2)рвалА 3)грАжданство 4)давнИшний
15 сентября 2012
Причастный обормот
Был хорошистом я весь год,
В портфеле жил порядок.
Но вдруг Причастный Обормот
Завёлся средь тетрадок.
Принёс с собою кавардак
И надо мной хохочет.
А с запятыми он никак
Соседствовать не хочет.
Весь класс серьёзен и затих –
Контрольная работа.
Но где набрать мне запятых
Для этого проглота?
В портфеле жил порядок.
Но вдруг Причастный Обормот
Завёлся средь тетрадок.
Принёс с собою кавардак
И надо мной хохочет.
А с запятыми он никак
Соседствовать не хочет.
Весь класс серьёзен и затих –
Контрольная работа.
Но где набрать мне запятых
Для этого проглота?
14 сентября 2012
Зачем учить фонетику в школе?
Что же дает школе изучение фонетики как позиционной системы, то есть как
фонологически организованного целого?
Во-первых, ученик получает полное представление о красоте русской звуковой
системы. Эта красота не только в том, что звучание нашего языка гармонично, что
язык наш музыкален и богат звуками и сочетаниями звуков. Красота его и в том,
что он являет закономерную стройность, кристальную ясность системы. Целые
классы звуков вступают в строгие, разумно-последовательные отношения. У
хорошего учителя эта разумная стройность раскрывается как особая красота языка.
Во-вторых, ученику дается огромный материал для размышления, для оттачиванья
своей мысли. Он вступает в мир интеллектуальной деятельности, в мир мысли — и
материал для размышления (звуки речи), -- легко воспроизводимый, хорошо
наблюдаемый, доступный для многократной проверки. Ученик изучает не мир вещей,
а мир отношений.
13 сентября 2012
А30: лексическое значение слова
А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 5 2) 7 3) 17 4) 4
В заданиях данного типа предлагается помимо фразеологизмов также найти в тексте синонимы и антонимы (прямые и контекстные) и т.д.
В заданиях данного типа предлагается помимо фразеологизмов также найти в тексте синонимы и антонимы (прямые и контекстные) и т.д.
12 сентября 2012
А29: стили и функционально-смысловые типы речи
Продолжаю публиковать консультации по выполнению тестовых заданий ЕГЭ по русскому языку.
А29. Какое из перечисленных утверждений
является ошибочным?
1) Предложение 11 объясняет и подтверждает
суждение, высказанное в предложении 10.
2) Предложение 21 содержит описательный фрагмент.
3) В предложениях 3-6 представлено повествование.
4) В предложениях 15-17 представлено рассуждение.
10 сентября 2012
Забавные предложения со словарными словами
В одном из упражнений под рубрикой "Пиши правильно!" в учебнике для 5 класса предлагается составить забавные предложения со словарными словами (они выделены курсивом). Вот что получилось у моих ребят.
Сели мы на табурет, подавайте нам обед.Вот оно корыто -- и лицо умыто.
Сел на мель -- жуй карамель.
Он солдат -- ему и шоколад.
(Нина Сергеева, 11 лет.)
Я сидел на табурете,
Карамель держал в руках,
Предвкушая удовольствия,
Весь в заоблачных мечтах
О конфетах и пирожных,
Шоколаде и мороженом,
Восхитительных тортах.
Пышный каравай, и пончики,
И батон, и колбасу --
Кушать их уже не хочется
Ни за что и никогда.
Интересные факты о словах русского языка
1. Единственное слово русского языка, не имеющее на поверхностном уровне корня — вынуть (приставка вы- + суффикс -ну- + окончание -ть). Считается, что в этом слове так называемый нулевой корень, находящийся в чередовании с корнем -им-. Раньше, примерно до XVIII века, этот глагол выглядел как выняти, и в нём был материальный корень, такой же как в снять, обнять, понять (ср. снимать, обнимать, понимать), однако впоследствии этот корень был переосмыслен[источник?] как суффикс -ну- (как в сунуть, дунуть).
2. Единственные слова в русском языке с тремя буквами «е» подряд — это длинношеее (и прочие на -шеее, например, криво-, коротко-) и слово змееед.
3. Единственное односложное полное прилагательное в русском языке — злой, а единственное односложное полное причастие — сый.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)