54% россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеют высшее образование, констатировала Международная организация экономического сотрудничества и развития в своем докладе. Второе место в рейтинге самых образованных стран досталось Канаде, третье - Израилю.
Подробно здесь
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
05 октября 2012
С Днём учителя, дорогие коллеги!
Учительство - не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать.
Учительство - когда в глазах холодных
Зажжется понимания
заря,
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!
Источник здесь
И ты поймешь: старался не бесплодно
И знания разбрасывал не зря.
Осыпанный цветным дождем букетов
И озаренный блеском сотен глаз,
Прими, учитель, не слова привета,
А часть души от благодарных нас!
Источник здесь
03 октября 2012
"Русский Букер" назвал фаворитов премии 2012 года
В так называемый короткий лист вошли произведения:
1. "Дневник смертницы. Хадижа". Автор Марина Ахмедова (М.: АСТ-Астрель, 2011);
2. "Крестьянин и тинейджер". Автор Андрей Дмитриев Андрей (М.: Время, 2012);
3. "Арбайт, или Широкое полотно". Автор Евгений Попов (М.: Астрель, 2012);
4. "Легкая голова". Автор Ольга Славникова (М.: ж-л "Знамя", № 9–10, 2010);
5. "Женщины Лазаря". Автор Мария Степнова (М.: Астрель, 2011);
6. "Немцы". Автор Александр Терехов (М.: Астрель, 2012).
2. "Крестьянин и тинейджер". Автор Андрей Дмитриев Андрей (М.: Время, 2012);
3. "Арбайт, или Широкое полотно". Автор Евгений Попов (М.: Астрель, 2012);
4. "Легкая голова". Автор Ольга Славникова (М.: ж-л "Знамя", № 9–10, 2010);
5. "Женщины Лазаря". Автор Мария Степнова (М.: Астрель, 2011);
6. "Немцы". Автор Александр Терехов (М.: Астрель, 2012).
02 октября 2012
01 октября 2012
Какой современный урок нужен современному учителю?
Вполне серьёзно обсуждаются вопросы: быть
уроку в школе или не быть?
Среди научных оппонентов появились даже
сторонники альтернативных форм передачи знаний. Однако повседневная
педагогическая практика
убедительно доказывает, что
урок еще не исчерпал
всех своих возможностей.
Проблема состоит в том, какой
смысл мы вкладываем в это емкое понятие «УРОК». 30 сентября 2012
Статистика блога

Более всего востребованными оказались сообщения о бессуффиксальном способе словообразования, об интересных фактах из биографии Гоголя, сообщения с рабочими программами по литературе по УМК Меркина и Коровиной, с сочинениями о летних впечатлениях и эссе "Зачем нужно быть грамотным?", написанными моими учениками. Наибольшее количество посетителей -- 1240 человек за месяц-- было на странице "ГИА: образцы сочинений". По 300 с лишним человек просмотрели страницы "Круг чтения", "Готовимся К ЕГЭ", ""Ученические работы". Присоединяйтесь к блогу, кто ещё не присоединился, и станьте его постоянными читателями..
29 сентября 2012
"Скотский хутор" в Британии и в Африке
Перечитала "Скотский хутор" Джорджа Оруелла.
Кратко о содержании для тех, кто ещё не читал этот роман. Это роман-антиутопия. Рассказывается в нём о том, как животные подняли восстание, изгнали своего хозяина с семьёй с фермы и стали сами управлять хозяйством. Им пришлось нелегко, но, объединённые идеей свободы и труда на собственное благо, они сумели обеспечить себе сносное существование и даже задумали построить мельницу, провести электричество, то есть внедрить достижения прогресса и тем облегчить труд и свою жизнь. На стене сарая они начертали справедливые заповеди. Однако... захватившие руководящие должности свиньи, дело повернули на пользу себе. А уж когда вся власть сосредоточилась в руках хряка Наполеона, тут старые заповеди переписали, сделав главной следующую: "Все животные равны, только свиньи равнее всех".
Кратко о содержании для тех, кто ещё не читал этот роман. Это роман-антиутопия. Рассказывается в нём о том, как животные подняли восстание, изгнали своего хозяина с семьёй с фермы и стали сами управлять хозяйством. Им пришлось нелегко, но, объединённые идеей свободы и труда на собственное благо, они сумели обеспечить себе сносное существование и даже задумали построить мельницу, провести электричество, то есть внедрить достижения прогресса и тем облегчить труд и свою жизнь. На стене сарая они начертали справедливые заповеди. Однако... захватившие руководящие должности свиньи, дело повернули на пользу себе. А уж когда вся власть сосредоточилась в руках хряка Наполеона, тут старые заповеди переписали, сделав главной следующую: "Все животные равны, только свиньи равнее всех".
27 сентября 2012
Давайте, я вам расскажу о граффити...
У меня в 8 классе появился новый ученик Владимир. Ш. Вчера он показал мне листы со своими работами в стиле граффити, а сегодня принёс целое сообщение об этом своеобразной виде искусства, согласившись, чтобы я опубликовала это в своём блоге.
"Здравствуйте! Меня зовут Buf, и я из граффити-группы 02 crew. Многие в Астрахани слышали про граффити, но лишь единицы знают, что это такое. Давайте, я расскажу вам об этом..."
26 сентября 2012
"Строительный материал" для предложений

Словосочетание — это соединение двух самостоятельных слов, связанных подчинительной связью. Подчинительной называется связь, которая связывает неравноправные компоненты, один из которых является главным, а другой — зависимым; от главного слова к зависимому можно поставить вопрос.
Функция словосочетания, как и функция слова, состоит в назывании реалий действительности (номинативная функция), но словосочетание делает это более точно, детально по сравнению со словом (ср.: домик — деревянный домик).
От слова словосочетание отличается раздельнооформленностью (состоит из двух и более самостоятельных слов) и производимостью в речи (слово и фразеологизм мы не производим, а воспроизводим как готовую единицу с постоянным составом).
В5: простое осложнённое предложение

1) однородные члены,
2) обособленные члены (в том числе уточняющие, пояснительные, присоединительные, причастный, деепричастный, сравнительный оборот),
3) вводные слова и предложения, вставные конструкции,
4) обращения,
5) прямая речь.
24 сентября 2012
Сочинение-рассуждение к тесту 14: о местоименных словах
.jpg)
Термин «местоимение»
произошел от латинского «pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо
существительного, прилагательного и числительного. Прав был лингвист
А.А.Реформатский в том, что «Золотым фондом для местоимений являются
знаменательные слова». Без их существование местоимений бессмысленно. Обратимся
к тексту.
Так, в предложениях 7-8,
19-20 вместо слова «Демосфен» употребляется личное местоимение «он». Эта замена
позволяет авторам книги избежать лексического повтора, делая речь более краткой
и выразительной.
23 сентября 2012
В4: грамматическая основа, способы выражения подлежащего и сказуемого
Мы продолжаем исследовать уровни языковой системы, опираясь на книгу "Русский язык: понимаю - пишу - проверяю". В этом занятии мы начинаем исследовать синтаксис, то есть построение и грамматическое оформление предложений.
Подлежащее и сказуемое - грамматическая основа двусоставного предложения. Простое глагольное сказуемое. Осложнённое простое глагольное сказуемое. Интонационное тире между подлежащим и простым глагольным сказуемым. Некоторые случаи координации подлежащего с простым глагольным сказуемым
1. Мы уже упоминали об основных типовых моделях предложения - "предмет и его действие", "предмет и его признак, качество, состояние", "предмет и его местонахождение", например:
21 сентября 2012
Образец сочинения на ГИА 2013 года по тесту 4
Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося русского
лингвиста Александра Афанасьевича Потебни: «Сходство между наклонением условным
и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие,
а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Сочинение-рассуждение
Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если
глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально
происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и
повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при
определенных условиях.
Так, в предложении 11 нахожу глагол повелительного
наклонения, вошедший во фразеологизм «имейте в виду». Он обозначает побуждение
к действию того, к кому обращаются с речью.
А в предложениях 13 и 26 встречаю глаголы условного наклонения
«пожалели бы» и «видел бы», которые, на мой взгляд, употребляются в значении
повелительного наклонения. Собеседники дают друг другу советы, которые, на их
взгляд, полезны.
Таким образом, сослагательное и повелительное наклонение очень
сходны, так как выражают действия желаемые, а не действительные.
Источник здесь
ГИА: цитаты для сочинения части С1. Они будут в 2013 году разные!
Цитаты, положенные в основу заданий части С. (По сборнику типовых экзаменационных вариантов под редакцией И.П.Цыбулько)
Тест 1
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский
Тест 2
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский
«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский
ГИА: каким будет задание С1?
Ответы ведущего научного сотрудника Федерального института
педагогических измерений
И.П. Цыбулько на вопросы участников августовского
педсовета ФИПИ
# Козулина Мария Вячеславовна (Саратов)
- Будет ли тема сочинения (цитата)
одинаковой для всех вариантов?
- В каждом варианте экзаменационной работы будет дана отдельная цитата,
соответствующая определённым требованиям и специфике конкретного текста.
# Козулина Мария Вячеславовна (Саратов)
- А можно узнать, каким требованиям
должна соответствовать цитата? Будут ли темы, связанные с грамматикой,
орфографией, пунктуацией?
- Требований к цитате много.
Главное - не вообще цитата о языке (о русском языке), а цитата, позволяющая
высказаться на лингвистическую тему и привести конкретные примеры по данному тексту.20 сентября 2012
Что и как читать детям?
А самая главная задача по отношению к читающему ребенку, мне кажется, — учить его делать выбор и этот выбор обосновывать. Это не я придумала, а разработчики международной методики по исследованию образовательных умений и навыков под названием «PISA». Это они определили, что умение читать включает три составляющих: технику, понимание прочитанного и умение высказать к нему свое отношение. Убери последний пункт — и нет никакого образовательного умения под названием «Чтение», даже если ты способен протараторить текст и ответить на вопрос учителя: «Что хотел сказать автор?»
Сочинение С1 на ГИА по демоверсии 2013 года
.jpg)
Есть также образец сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по демоверсии 2013 года и на сайте "По уши в ГИА" Марины Анатольевны Крюковой. См по ссылке.
Так что учитесь писать сочинения, дорогие наши ученики 9 да и 8-х классов!
19 сентября 2012
В3: типы подчинительной связи в словосочетании
По этой ссылке тестовые задания с комментариями и пояснениями по теме "Подчинительная связь в словосочетании: согласование, управление, примыкание". Тесты не только для 11-классников, которые усиленно готовятся к Единому государственному экзамену, но и для 8-классников, которые сейчас "проходят" эту тему.
Эти задания я беру с образовательного портала по подготовке к ЕГЭ "Решу ЕГЭ РФ" учителя из Петербурга Дмитрия Дмитриевича Гущина. Полюбопытствуйте, загляните туда. Найдёте задания по всем предметам. Удачи.
Новые книги для подростков
Ольга Бухина
В последние годы стали выходить по-русски многочисленные книги для подростков, где героям совсем не так сладко живется. Эту литературу легкой и развлекательной не назовешь. Она жестка, и подчас жестока, как та жизнь, с которой приходится сталкиваться многим реальным подросткам. Во всех тех книгах, о которых пойдет рассказ, подростки оказываются в самом центре схватки с жестоким и неблагополучным миром.
Герой книга Луиса Сашара «Ямы» (пер. с англ. Т. Ивановой) оказался в лагере «Зеленое озеро» не по доброй воле. Там никто не оказывается по доброй воле. Это не летний лагерь, это исправительно-трудовое заведение для детей. И не важно, что Стэнли не совершал того преступления, в котором его обвиняют, все равно в лагере ему приходится каждый день копать ямы. Зачем? Никому не известно. Утверждается, что копание ям воспитывает характер. А на самом деле…? Но не будем раскрывать тайн раньше времени.
«Шоколадная война» Роберта Кормье (пер. с англ. В. Бабкова) – книга о школе, к тому же школе весьма и весьма неприятной. Мало того, что в ней заправляют учителя, каждое столкновение с которыми грозит катастрофой, там еще есть и Стражи, организация, состоящая из подростков, которым хочется думать, что хозяева школы – они. Не так легко противостоять учителям, еще труднее справиться со Стражами. И если кто-то вдруг взбунтовался и отказывается «защищать честь школы», на него сразу же обрушиваются грозные силы, перед которыми совсем не так легко устоять.
В последние годы стали выходить по-русски многочисленные книги для подростков, где героям совсем не так сладко живется. Эту литературу легкой и развлекательной не назовешь. Она жестка, и подчас жестока, как та жизнь, с которой приходится сталкиваться многим реальным подросткам. Во всех тех книгах, о которых пойдет рассказ, подростки оказываются в самом центре схватки с жестоким и неблагополучным миром.
Герой книга Луиса Сашара «Ямы» (пер. с англ. Т. Ивановой) оказался в лагере «Зеленое озеро» не по доброй воле. Там никто не оказывается по доброй воле. Это не летний лагерь, это исправительно-трудовое заведение для детей. И не важно, что Стэнли не совершал того преступления, в котором его обвиняют, все равно в лагере ему приходится каждый день копать ямы. Зачем? Никому не известно. Утверждается, что копание ям воспитывает характер. А на самом деле…? Но не будем раскрывать тайн раньше времени.
17 сентября 2012
Интерактивные схемы по теме "Причастие" для 7 класса
В этом сообщении размещены ссылки на интерактивные учебные пособия по теме "Согласование причастия с определяемым словом". Предлагаю семиклассникам дома потренироваться.
Интерактивная схема "Согласование в падеже"Интерактивная схема "Согласование в роде"
Интерактивная схема "Согласование в числе"
Интерактивная таблица "Прилагательное и причастие"
16 сентября 2012
В1: основные способы словообразования
Морфологические и неморфологические способы словообразования
В
языковую систему вместе с морфемным уровнем (деление слова по составу на
значимые части приставку, корень, суффикс и окончание) входит и
словообразовательный уровень. Чтобы определить, каким способом образовано
слово, надо:
1)
увидеть, есть ли в слове кроме корня ещё значимые части;
2)
определить лексическое значение искомого слова в зависимости от лексического
значения производящего слова, то есть того, от которого образовано искомое.
Возьмём
существительное ноша. Ноша это то, что носят, то есть изначально в
сознании людей было зафиксировано значение действия, а затем сформировалось
значение предмета как результата этого действия. Следовательно,
существительное ноша образовалось путём усечения суффикса от
глагола носить.
Внимание! Есть
формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а
не новых слов. К ним относятся:
а)
окончания;
б)
формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола
повелительного наклонения, глагольных форм причастий и деепричастий,
сравнительной степени прилагательных и наречий.
Изменения в КИМах ЕГЭ по русскому языку 2013 года
Русский язык: принципиально ничего не изменилось.

1. Изменен формат задания А1.
2. Расширен диапазон ответов к заданию А20.
2. Расширен диапазон ответов к заданию А20.
3. Уточнены критерии проверки и оценки выполнения заданий с развернутым ответом (критерий К1).
4. На 30 минут (со 180 до 210) увеличено время выполнения работы.
Источник: http://5-ege.ru/izmeneniya-v-ege-2013/
Задание А1 в КИМах 2013 года:
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) позвонИм 2)рвалА 3)грАжданство 4)давнИшний
Задание А1 в КИМах 2013 года:
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) позвонИм 2)рвалА 3)грАжданство 4)давнИшний
15 сентября 2012
Причастный обормот
Был хорошистом я весь год,
В портфеле жил порядок.
Но вдруг Причастный Обормот
Завёлся средь тетрадок.
Принёс с собою кавардак
И надо мной хохочет.
А с запятыми он никак
Соседствовать не хочет.
Весь класс серьёзен и затих –
Контрольная работа.
Но где набрать мне запятых
Для этого проглота?
В портфеле жил порядок.
Но вдруг Причастный Обормот
Завёлся средь тетрадок.
Принёс с собою кавардак
И надо мной хохочет.
А с запятыми он никак
Соседствовать не хочет.
Весь класс серьёзен и затих –
Контрольная работа.
Но где набрать мне запятых
Для этого проглота?
14 сентября 2012
Зачем учить фонетику в школе?

Во-первых, ученик получает полное представление о красоте русской звуковой
системы. Эта красота не только в том, что звучание нашего языка гармонично, что
язык наш музыкален и богат звуками и сочетаниями звуков. Красота его и в том,
что он являет закономерную стройность, кристальную ясность системы. Целые
классы звуков вступают в строгие, разумно-последовательные отношения. У
хорошего учителя эта разумная стройность раскрывается как особая красота языка.
Во-вторых, ученику дается огромный материал для размышления, для оттачиванья
своей мысли. Он вступает в мир интеллектуальной деятельности, в мир мысли — и
материал для размышления (звуки речи), -- легко воспроизводимый, хорошо
наблюдаемый, доступный для многократной проверки. Ученик изучает не мир вещей,
а мир отношений.
13 сентября 2012
А30: лексическое значение слова
А30. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.
1) 5 2) 7 3) 17 4) 4
В заданиях данного типа предлагается помимо фразеологизмов также найти в тексте синонимы и антонимы (прямые и контекстные) и т.д.
В заданиях данного типа предлагается помимо фразеологизмов также найти в тексте синонимы и антонимы (прямые и контекстные) и т.д.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)