Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
15 августа 2014
14 августа 2014
Памяти первостроителей канала
И снова я возвращаюсь к впечатлениям о своих прогулках по Волгограду.
...Идёшь, идёшь по набережной Волго-Донского канала -- и вдруг пред тобой возникает белый-белый, просто сияющий храм-часовня. Расположен он против арки первого шлюза. Храм носит имя русского флотоводца, адмирала (1799), командующего Черноморским флотом (1790-1792) Фёдора Фёдоровича Ушакова, в 2001 году Русской православной церковью причисленного к лику святых как праведный воин Феодор Ушаков.
Фёдор Ушаков своей жизнью и служением Отечеству является для нас примером: он не проиграл ни одного сражения, не потерял ни одного корабля. Для судоводителей этот храм является своеобразной путеводной звездой.
Храм преподобного Феодора Ушакова воздвигнут в память первостроителей Волго-Донского канала.
Храм преподобного Феодора Ушакова воздвигнут в память первостроителей Волго-Донского канала.
В лицеи и «углублённые» классы будут набирать по конкурсу
Минобрнауки
РФ разработало проект приказа о приёме учащихся в лицеи, гимназии и
«углублённые» классы. Документ, предлагающий позволить производить набор
учеников на конкурсной основе, был размещен на едином портале информации для
открытого обсуждения.
При
этом подготовка вступительных экзаменов и определение результатов будет
доверено руководству школ. Единственными условиями для администраций
образовательных учреждений будут обеспечение возможности апелляции для
поступающих и наличие соотношения преподавателей к числу учеников 1 к 3 и выше
(в случае со школами-интернатами – 1 к 8).
13 августа 2014
Пешком вокруг Волго-Дона... Ну не совсем вокруг, однако всё же...
Неделю провела в Волгограде. В этот раз обошлись только пешеходными прогулками по Красноармейскому району города, где живёт моя замечательная любимая сестра.
От памятника Ленину у входа в Волго-Донской канал начинается длинная набережная. На снимке она выглядит невзрачно. В действительности её заканчивают облагораживать: выложили плиткой, установили бордюры. Наверное, почистят берег, спускающийся откосом к каналу, и посеют какую-нибудь покровную траву. По левую руку вид получше: растут полувековые сосны (а может быть, им даже и больше -- 60 с лишним лет, как каналу). По набережной Волго-Донского канала мы героически прошли пешком, даже там, где нет ещё цивильного покрытия и кучи песка, штабеля плитки и не уложенные на своё законное место бордюры.
На снимке в центре первый шлюз канала. Раньше его можно было рассмотреть вблизи: теперь подход закрыт, можно разглядывать издали, замечательных архитектурных изысков не увидеть (особенно таким малозрячим, как я).
Наконец, на снимке внизу мост через канал и главная артерия города, по которой идёт весь транспорт из южной части города, а дальше из нашей Астрахани, из других сёл и весей к центру Волгограда. Путь, что видать на фото, мы тоже прошли пешком. Оцените наши подвиги с Аллой Васильевной!
12 августа 2014
144 года назад Тютчев написал стихотворение «Я встретил вас…»
Посвященное
таинственной К.Б. стихотворение «Я встретил вас…» Федор Тютчев написал 7
августа 1870 года. За инициалами скрывалась первая любовь поэта Амалия
Лерхенфельд; именно ей Тютчев посвятил свои самые известные строки:
Я
встретил вас – и всё былое
В
отжившем сердце ожило;
Я
вспомнил время золотое –
И
сердцу стало так тепло…
Стихотворение
Фёдор Тютчев писал в Карсбаде (ныне Карловы Вары). На момент создания
произведения поэту было 66 лет, а его первой любви, которая после замужества
стала баронессой Крюднер, — 62 года. Амалия поразила Тютчева образованностью,
красотой, глубиной чувств.
Джим Бэгготт. «Бозон Хиггса»
Писатель,
ученый и популяризатор науки Джим Бэггот в своей новой книге детально
рассматривает процесс предсказания и открытия бозона Хиггса, новой частицы,
обеспечившей современной физике солидный рывок вперед. Попутно автор освещает
фундаментальные вопросы науки – происхождение энергии, массы, строение материи.
Цель
написания книги – показать читателю важность открытия бозона Хиггса, которое
доказывает также существование поля Хиггса, за счет наличия которого
безмассовыми частицами приобретается масса, а это является необходимым условием
возникновения материи.
Итоговые сочинения по литературе школьники напишут в форме эссе
«Мы
не должны сужать возможности для самовыражения выпускников определенным набором
литературных произведений», — комментирует решение чиновник. Наталия Солженицына,
председатель совета по вопросам проведения итогового сочинения, коллегу
поддерживает, отмечая, что итоговую работу обязательно стоит писать на основе
литературного текста, однако литературоведческим она быть не должна, ведь в
этом случае школьник вынужден обкладываться книгами прямо на экзамене. Работая
же над эссе, учащиеся смогут использовать примеры из литературы лишь в качестве
аргументов, а основную часть сочинения создавать, основываясь на собственном
опыте.
«Новости
литературы» напоминают, что итоговое сочинение по литературе российские
11-классники напишут в декабре 2014 года, в конце I полугодия.Как сбываются пророчества по украинскому вопросу автора "Красного колеса"
То, что предвидел еще полвека назад писатель, сегодня поражает. В "Архипелаге ГУЛАГ" он писал: "С Украиной будет чрезвычайно больно". В те глубоко советские годы он пророчески не исключал отделение Украины, но: "может быть, по каждой области понадобится свой плебисцит", учитывая, по каким ленинским лекалам были нарезаны земли, никогда не относившиеся к исторической Украине... И четверть века назад недоумевал: когда в Западной Украине сносят памятники Ленину, почему "украинские националисты броней стоят за эти священные границы, дарованные батюшкой Лениным"...
Читать полностью здесь
Рособрнадзор рассказал об изменениях в ЕГЭ
Рособрнадзор
разъяснил, что изменится для выпускников
2015 года. Новость первая: с 2014-2015
учебного года сочинение станет обязательным. Без него выпускников попросту не
допустят к экзаменам. Ученики с ограниченными возможностями здоровья и дети -
инвалиды могут писать не сочинение, а изложение.
Проводить
сочинение или изложение будет уже в декабре по темам или текстам, если речь
идет об изложении, которые подготовит Рособрнадзор с учетом часовых поясов.
--
Результатом итогового сочинения или
изложения является "зачет" или "незачет". Сочинение или
изложение можно будет пересдать в дополнительные сроки в феврале и апреле-мае, --
пояснили в ведомстве.
Бывает...
В больницу привезли молодую женщину с нервным срывом.
- Муж довел????
- Нет, медленный интернет....!!!!!(((
05 августа 2014
Cамыe пронзительныe рассказы из шести слов
Когда-то Эрнест Хемингуэй — невероятный автор множества замечательных книг и рассказов, основанных на эпизодах его насыщенной жизни, поспорил, что сможет написать самый короткий рассказ, способный растрогать любого.
Спор он выиграл, написав: «Продаются детские ботиночки. Неношеные»(«For sale: baby shoes, never worn»).
С тех времен его опыт не дает покоя многим. Многие пытаются, экспериментируя, заключить целую историю в 6 слов, способную тронуть и удивить читателя. Хотя в переводе может быть на слово больше или меньше, вот 18 самых коротких и пронзительных рассказов:
- Незнакомцы. Друзья. Лучшие друзья. Любовники. Незнакомцы.
04 августа 2014
12 вещей, которые нельзя терпеть ни за что и никогда
Ситуации, которые никогда и ни за что нельзя спокойно терпеть,
если вы когда-либо хотите обрести счастье
Вы хотите войти в лучшую жизнь? Тогда я расскажу вам о 12 ситуациях, которые никогда и ни за что нельзя спокойно терпеть, если вы когда-либо хотите обрести счастье. Пришло время расчистить свою жизнь.
1. Нелюбимая работа
Вы проводите почти
половину жизни на работе. стоит ли жертвовать столь огромной частью вашей
жизни, если это не доставляет вам удовольствия? подумайте, как это повлияет на
ваше эмоциональное состояние, здоровье, личные отношения. подумайте, сколько вы
упустите возможностей заняться чем-то действительно достойным и интересным.
так, может, хватит так жить? найдите работу, которая вам по душе. если вам
нужно для нее дополнительное образование, учитесь. или, по меньшей мере,
измените что-то на вашей нынешней работе так, чтобы она не была вам в тягость.
02 августа 2014
Определены направления тем итогового сочинения в выпускных классах на 2014/2015 учебный год
Минобрнауки
РФ рассматривает возможность снять любые ограничения для сочинений выпускников
российских школ. Речь идёт об объёме работы и наборе литературных произведений.
Этот вопрос обсуждался на состоявшемся в ведомстве 29 июля заседании Совета по
вопросам проведения выпускных сочинений.
Предложение
об отказе от ограничений объёма итоговых сочинений внёс глава министерства
Дмитрий Ливанов. Его инициатива заключается в замене жёстких рамок минимальным
количеством слов, который позволит оценить работу, наряду с некоторыми другими
критериями.
01 августа 2014
У самого синего моря
Вчера вернулась с моря. Объехала всю Абхазию, не добравшись, правда, до Сухума. Побывла в Красной поляне, поднималась по канатной дороге высоко-высоко -- на 2230 метров. Разумеется, посещение Олимпийского парка. Позагорала и покупалась в Чёрном море. Много приятных впечатлений.
Ссылка на картинку
19 июля 2014
25 несерьёзных правил русского языка, к которым следует отнестись серьезно
1. Помните о том, что в большинстве случаев связку «о том» можно исключить.
2. Надо придти к пониманию, что пишется только «прийти».
3. Мягкий знак в неопределённой форме глагола должен определятся по наличию его в вопросе к глаголу, что иногда забываеться.
4. Не ставьте два «не» подряд, если это не необходимо.
5. У слова «нет» нету форм изменения.
6. Заканчивать предложение местоимением — дурной стиль, не для этого оно.
7. Не сокращ.!
8. Если неполные конструкции, — плохо.
9. Никакой самовлюблённый Банк, его Президент и Председатель Совета Директоров не пишутся с заглавной буквы.
17 июля 2014
16 июля 2014
Перечень направлений тем для итогового сочинения на 2014/15 учебный год будет утвержден до сентября
8 июля 2014 г. в Минобрнауки России прошло первое заседание Совета по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах.
По инициативе Минобрнауки к участию в Совете были приглашены президент Русского общественного фонда Александра Солженицына Наталия Солженицына, советник Президента Российской Федерации Владимир Толстой, профессор МГУ имени М.В. Ломоносова Алексей Варламов, учитель русского языка и литературы Центра образования № 57 г. Москвы, член Общественного совета при Минобрнауки РоссииСергей Волков, заведующая кафедрой филологического образования Московского института открытого образованияЛюдмила Дудова, ректор НИУ «Высшая школа экономики»Ярослав Кузьминов, заслуженный деятель искусств РСФСР, ректор Высшего театрального училища (института) им. М.С. Щепкина Борис Любимов, народный учитель России, директор Второй Санкт-Петербургской Гимназии Людмила Мардер, директор Института научной информации по общественным наукам РАН, завкафедрой сравнительной политологии факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова Юрий Пивоваров, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко.
Интересные факты о писателях
Внучка писателя Валентина Катаева рассказывала, как её подружке в школе задали написать сочинение о том, что именно Катаев вложил в образ Вани из повести «Сын полка». Подружка пришла к Катаевым в гости и спросила об этом самого писателя, взяв его слова за основу своей работы. В итоге за сочинение она получила тройку с минусом с комментарием, что Катаев думал совсем о другом.
Источник здесь
11 июля 2014
09 июля 2014
Нужен ли единый учебник по русскому и литературе?
Дмитрий Быков, писатель, учитель литературы:
— Надо разгружать школу от бюрократизации, надо разрешать давать детям интересные диктанты, преподавать русский язык не просто как систему скучных упражнений, которые надо переписывать от руки, а как историю живого, развивающегося организма, изучать историю чрезвычайно богатой русской лексики. В общем русский язык надо изучать с любовью и широко, а не так, как это сейчас делается. Но учебник никогда в учебном процессе ничего, по большому счету, не определяет. Все упирается в фигуру учителя. Совершенно универсальный учебник русского языка давно существует. Если это касается правил орфографии и грамматики, то это несколько учебников Евгении Вигилянской. Если это касается разборов предложений, синтаксиса и прочих замечательных вещей, то это учебник Горшкова, Шанского, Федорова, который еще служил нашим мамам и папам.
— Надо разгружать школу от бюрократизации, надо разрешать давать детям интересные диктанты, преподавать русский язык не просто как систему скучных упражнений, которые надо переписывать от руки, а как историю живого, развивающегося организма, изучать историю чрезвычайно богатой русской лексики. В общем русский язык надо изучать с любовью и широко, а не так, как это сейчас делается. Но учебник никогда в учебном процессе ничего, по большому счету, не определяет. Все упирается в фигуру учителя. Совершенно универсальный учебник русского языка давно существует. Если это касается правил орфографии и грамматики, то это несколько учебников Евгении Вигилянской. Если это касается разборов предложений, синтаксиса и прочих замечательных вещей, то это учебник Горшкова, Шанского, Федорова, который еще служил нашим мамам и папам.
07 июля 2014
Преодолеть порог в 140 символов -- читать большие тексты и понимать их смысл
Александра
Коваль, президент общественной организации "Форум Издателей" тоже не
особо переживает по поводу дальнейшей судьбы бумажных книг. "В первую
очередь потому, что бумажная книга, так или иначе, останется, по крайней мере,
в нашем с вами будущем. То, что часть контента перейдет в интернет, а именно
энциклопедичная и справочная — это мы и так уже видим с Википедии. И это будет
продолжаться. Что же касается художественных книг — они тоже будут", —
полагает эксперт.
"Меня
больше беспокоит чтение. Потому, что ни медицинские, ни юридические книги, ни
наши с вами любимые художественные книги, скоро люди просто не будут в
состоянии воспринимать, если это будет больше, нежели 140 символов. Этот тот
максимум, к которому нас приучают новые технологии. И потому человечество и мы
вместе со всеми, должны немного замедлится в этом смысле. Мы должны приучить
детей читать большие тексты и понимать их смысл", — утверждает Коваль.
Фрэнк Перехрюкин–Заломай «Переводы с собачьего, или Этология собаки в картинках»
Ольга Раудис называет себя переводчиком с собачьего, так как профессионально занимается кинологией несколько десятков лет. Эта книга написана Раудис от имени одной из её собак — ротвейлера Фрэнка. Автор считает, что пес рассказал ей много важного и интересного, а она лишь записала его слова — в переводе с собачьего на человеческий язык. Книга адресована, в первую очередь, юной аудитории, однако и взрослые найдут в ней для себя немало интересного.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)