Иезуитский костёл Девы Марии. |
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
09 августа 2015
Костёлы Варшавы
Пани Варшава... панночка Варшава
Варшава -- столица Польши с 1596 года. Это большой и оживлённый город, расположенный в центральной части страны на Висле, крупнейшей польской реке. Население -- около 1 млн.800 тысяч человек. Площадь -- около 480 кв. км. Во время Второй мировой войны город был разрушен до основания. Сегодня здесь немало уголков, где можно увидеть город таким, каким он был когда-то: реставраторы знают своё дело.
Тут же шарманщик со своей вечной шарманкой. Посреди Рынка установлена статуя Сиренки, символ Варшавы. Здесь красивая легенда о панночке Сиренке. Теперь эта русалочка изображена на гербе Варшавы. (Я на переднем плане. Утвердилось мнение, что в путешествиях надо "фоткаться" всё больше самому на фоне достопримечательностей -- иначе не поверят, что ты там был. Для меня же важнее то, что я увидела своими глазами и сфотографировала. В отчёте о путешествии все снимки мои собственные.) |
08 августа 2015
Первая остановка в Польше. Поджеро
07 августа 2015
Пока ехали до заграницы
06 августа 2015
Из дальних странствий возвратясь...
Не писала в блог потому, что путешествовала. И не много не мало -- по Европе. А начало было в Волгограде. До Москвы -- места сбора группы-- мы ехали на таком вот комфортабельном автобусе. С двумя водителями, стюардессой, угощением, кинофильмом.
Просторы из окна открывались необозримые. Через всю срединную Россию, считай, проехали. От Волгограда до Москвы -- 1000 километров. Удивительно, но на одной из остановок встретила автобус с паломниками из моего города -- из Астрахани. Они направлялись в Дивеево.
07 июля 2015
"Господа Головлёвы": аргументы к сочинению
Проблема деградации человеческой личности. На страницах романа "Господа Головлёвы" (роман опубликован в 1880 году) писатель развернул трагическую историю семьи Головлёвых, историю деградации человеческой личности. Эгоистичные, жадные, злые, выворачивающие наизнанку самые добрые человеческие чувства -- такими представлены Головлёвы. Все пороки этой семьи воплощены в Порфирии Головлёве, по прозвищу Иудушка. Для него в жизни нет ничего, через что он не смог бы переступить.
К какому типу читателей ты относишься?
Ты – читатель вдумчивый!
Чтение для тебя совершенно особенный мир! Ты обожаешь погружаться с головой в интересную книгу, представлять себя на месте героев, помечать что-то на полях, выписывать самые яркие цитаты, долго думать о смысле книги. Возможно, ты ведешь читательский дневник, или оставляешь рецензии на прочитанное на книжных форумах. Практически всегда ты что-то читаешь, а иногда и не одну книгу. Особенно тебе нравится читать в дороге или перед сном, в кровати. Ты не можешь воспринимать книгу на ходу, быстро, с экрана ноутбука или смартфона. Ты ярая сторонница бумажных книг, хотя и признаешь, что новомодные электронные книги очень удобны и позволяют сэкономить. Быть такой прилежной читательницей очень хорошо, так как регулярное чтение развивает воображение, укрепляет грамотность и наполняет тебя новой информацией.Пройти тест: «К какому типа читателей ты относишься?
06 июля 2015
"Отцы и дети": материалы для аргументов в сочинении
Проблема спора поколений, конфликта отцов и детей. Со времени появления романа И.С. Тургенева любой конфликт поколений в России стали называть конфликтом отцов и детей. Роман о том времени, когда "обдумывались и решались судьбы будущих поколений, будущие судьбы всей России, становившиеся в зависимость от того или другого разрешения реформ. Эта заманчивая работа потянула к себе всех более даровитых людей и выдвинула массу молодых публицистов, литераторов, учёных". (Публицист Н.В. Шелгунов).
Образованная молодёжь, всегда иронически относившаяся к официальной народности и имперскому самолюбованию почувствовала себя обманутой. Он отрицала сложившиеся основы российской жизни, отрицала официальную демагогию, противопоставляя всему этому прогресс, науку, демократизм, философский материализм.
Не суетитесь!
Почти все, что мы называем жизнью, — это не более, чем бессонница, предсмертная агония, ибо мы утратили привычку отходить ко сну. Мы разучились отключаться, разучились пускать всё на самотек. Мы как попрыгнучики на пружинках – чем больше мечемся, тем труднее снова забраться в коробочку.
Генри Миллер. "Тропик Козерога"
04 июля 2015
Достопримечательности родного края
03 июля 2015
А.Н. Островский. "Гроза": аргументы к сочинению
Проблема самодурства, подавления всякого проявления свободы. Персонажи драмы Кабаниха и Дикой -- невежественные злобные люди, которые противостоят всякому проявлению свободы и появлению духовно свободных людей. Никто не может противоречить самодурам -- они властвуют в жизни, попирая традиции, закон. Кабаниха "исповедует" домострой в самых реакционных его проявлениях. Косность как отрицание всего нового, жизнь, регламентированная до самых подробных мелочей, -- всё это держится властью Кабанихи.
02 июля 2015
Из интервью с Евгением Водолазкиным: о детских книгах и их влиянии на человека
– Каждого из нас определяют и формируют книги, прочитанные в детстве. Печально, если таких книг и такого важного литературного багажа нет. Что определило вас как человека, как личность, как писателя?
– Это были самые разные книги. Одним из самых важных был и, как ни странно, остаётся роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Это такая маленькая модель жизни.
– Это были самые разные книги. Одним из самых важных был и, как ни странно, остаётся роман «Робинзон Крузо» Даниэля Дефо. Это такая маленькая модель жизни.
– Вы имеет в виду вселенское одиночество главного героя?
– Во-первых, одиночество. Во-вторых, это ведь своего рода история блудного сына. Эта книга подчёркивает, что наш путь к истине, если угодно, к Богу и к самому себе очень сложен. В детстве я не понимал всех смыслов «Робинзона Крузо», но интуитивно чувствовал глубину этой книги. Вы знаете, есть такой закон перехода взрослых книг в детскую литературу: «Робинзон Крузо», «Три мушкетёра», «Остров сокровищ» были написаны для взрослых, а стали достоянием детей.
Что такое "литературные дудлы"?
Зарисовки, наброски, почеркушки, словом, дудлы — популярная сегодня
форма самовыражения. Рисуя бездумно, мы открываем простор для своего
воображения, не ограничивая его ничем.
В альбоме, который авторы посвятили произведениям мировой классики,
очень удобно и рисовать, и создавать тексты, проявляя в процессе всю свою
фантазию и творческое начало. Издание адресовано, в первую очередь, девочкам
8-12 лет, однако и взрослым любителям играть со словами оно будет интересно.
Под обложкой книги собрались действительно великие мастера - Марк Твен
и Редьярд Киплинг, Лев Толстой и Герман Мелвилл, Уильям Шекспир и Льюис Кэрролл, Джейн Остин и
Шарлотта Бронте, Артур Конан Дойль и Брэм Стокер. Все они непременно вдохновят
вас на творчество!
Подумайте, что могла бы увидеть в кроличьей норе Алиса и как бы на
самом деле выглядел легендарный Моби Дик?
01 июля 2015
И.А. Гончаров. "Обломов": материал для аргументов
Иван Александрович Гончаров. Роман "Обломов".
Проблема поисков смысла жизни, насколько важно иметь жизненную цель. Обломов, несомненно, лучше и благороднее своих "деятельных" друзей и знакомых. Он не видит цели жизни, не может согласиться с её раздробленностью, с ничтожностью интересов окружающих его людей и страдает от этого. Его волнуют вопросы: куда бежать? Зачем? К чему стремиться? Для чего мучиться всю жизнь? Все эти вопросы возникают и перед Ольгой, и перед Штольцем. Они тоже не могут ответить на них. Светская жизнь бессмысленна и несчастна.
Известный критик 19 века Н.А. Добролюбов писал: "И всё же обломовщина -- не только черты апатии, лени, инертности, безволия. Прежде всего обломовщина -- это отсутствие высокой цели жизни, обрекающее человека либо на праздное существование, либо на бессмысленную суету".
30 июня 2015
"Берег" Юрия Бондарева: проблема нравственного выбора
Один из самых ярких представителей «прозы лейтенантов» и едва ли не
родоначальник этого направления, Ю. Бондарев предельно честен в изображении
войны. Он не скрывает ее ужасов, он знает им цену, ибо на фронте не раз сам
смотрел в глаза смерти.
Но вопросы нравственного самочувствия для писателя куда важнее «правды
войны». Бондарев стремится понять правду о человеке, убедиться в том, что
любовь сильнее ненависти. В числе лучших его произведений роман «Берег»,
ставший культовым едва ли не на следующий день после выхода.
Герои Бондарева всегда находятся между двумя берегами: жизни и смерти,
любви и ненависти, порядочности и подлости. Они должны выбирать. Автор не
делает выбора за них. Но всегда понятно, на чьей он стороне.
(Думаю, что данное произведение
можно использовать в сочинении на ЕГЭ по русскому языку и в выпускном
сочинении по проблемам: нравственный выбор человека, истинный и мнимый
патриотизм, жестокая правда войны... Советую вам, ребята, прочитать этот роман.
И наверное, не только с практической целью -- подготовиться к экзамену.
Произведение интересно написано и захватывает буквально с первых страниц.)
Аргументы к сочинению: анонс рубрики
В следующем посте будет информация о романе Ю. Бондарева "Берег". Попробую сделать в своём блоге подборку аргументов-ссылок на произведения русской, советской и современной литературы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку и выпускного сочинения. Ярлык к таким материалам: аргументы к сочинению. (Дал бы Бог, чтобы у меня это получилось!)
Человек. Мир. Гнозис
Обнаружила, как мне даже на первый взгляд показалось, интересный ресурс "Человек. Мир. Гнозис".
"Цель проекта предоставить всем ищущим и стремящимся возможность прикоснуться к многовековой мудрости, вновь и вновь приходящей к человечеству в разные периоды и в разных уголках Земли," -- сказано в верхнем посте.
Добавлю этот сайт в список сайтов, которые я читаю. "Я знаю, что ничего не знаю". Так Сократ сказал, имея в виду ограниченность человеческого познания. Что ж продолжу самообразовываться и самосовершенствоваться с помощью обнаруженного ресурса.
PS. К сожалению, добавить сайт в список не удалось.
PS. К сожалению, добавить сайт в список не удалось.
29 июня 2015
Пять лет я с вами. Пять лет моему блогу
Я пропустила очень важную дату в жизни моего блога - 21 июня. Пять лет назад именно 21 июня была сделана первая запись в "Учебнике нашего времени". Изменились первоначальные цель и задачи блога, значительно расширилось его содержание, увеличилось количество просмотров -- оно движется к полуторамиллионному рубежу. Но блог по-прежнему остаётся образовательным, блогом педагога. А это означает, что я хочу поделиться с читателями тем, что считаю важным прежде всего как учитель.
Будьте со мной и дальше!
О романе "Марсианин" и ... школьном образовании
Это не отзыв о прочитанной книге. Это скорее рефлексия (!) по поводу романа Энди Вейера "Марсианин" и... всяких школьных экзаменов и того, чему в школе учат. Признаюсь, у меня не так уж много внешних раздражителей: слава Богу, спокойное существование, взвешенное состояние духа, человек я не конфликтный и простой, есть работа. Так вот с ней, работой, связаны основные моменты-раздражители. И не в последнюю очередь, как можно предположить, экзамены, школа. Причем здесь роман "Марсианин"? Притом, что главная мысль в нём заключается в том, что школа (понятно, что в более широком смысле -- образование, навык, тренировка) учит основам всего того, что может пригодиться в жизни. Как выжить в совершенно немыслимых условиях, вспомнив и применив, к примеру, реакцию разложения воды на кислород и водород, как создать плодородную почву из марсианской совершенно безжизненной пыли, чтобы не умереть с голоду... Это не фантастика, а реальная жизнь... я имела в виду реальную математику, ботанику с физикой и химией, которые порой кажутся ненужными в школьном обиходе. Как тут не вспомнить о целесообразности советской системы образования, когда молодое поколение постигало основы всех наук. Беда была другая: не учили нас и не умели мы по большей части эти знания применить на практике... (Написала, бог весть что! Другой бы учитель литературы сочинил рецензию по форме и плану. Всё-таки опубликую сей опус: такие вот мысли меня посетили по прочтении этой "сенсации года"). |
27 июня 2015
Литературная Россия: музей Н.А. Некрасова в Санкт-Петербурге
Год литературы шагает по стране, а я продолжаю блог литературных путешествий по России. Приглашаю вас, читатели, в Санкт-Петербург, в музей Н.А. Некрасова на пр. Литейном, 36. Музей потрясает... Атмосфера 19 века! Не зря в нём часто снимают кино. В этой квартире Николай Алексеевич Некрасов прожил последние 20 лет – с 1857 по 1877 год.
25 июня 2015
Жара. Фонтаны. Астрахань
Самый большой фонтан в Астрахани -- Петровский. |
Фонтан "Свадебный вальс" на Красной набережной. |
24 июня 2015
Обществознание: из ответов на ЕГЭ
Обществознание по-прежнему остается одним из самых популярных предметов, которые учащиеся выбирают для сдачи итоговых тестов. Всего же в Иркутской области ЕГЭ проводится по 14 предметам. Самыми массовыми являются экзамены по русскому языку, математике, обществознанию, физике и истории. 21 июня подведены итоги сдачи ЕГЭ по обществознанию.
По традиции, Телеинформ представляет подборку курьезных высказываний, собранных доцентом кафедры мировой истории и международных отношений ИГУ Сергеем Шмидтом и его коллегами в ходе проверки выпускных работ по обществознанию в 2015 году.
О КОНСТИТУЦИИ РФ: ЕСЛИ БЫ ДАНИЛА БАГРОВ ДОЖИЛ, ОН ПОНЯЛ БЫ, ЧТО ПРАВДА В НЕЙ
«Жизни не хватит для того, чтобы прочитать Конституцию России целиком».
«Право на священную неприкосновенность интимной жизни гарантировано российским гражданам Конституцией Российской Федерации».
«Вся правда написана в нашей Конституции. Если бы Данила Багров дожил до наших дней, он сказал бы, что сила не в деньгах, а в Конституции РФ».
Праздник Ивана Купалы у славян
24 июня. Праздник Ивана Купалы у славян - праздник летнего солнцеворота - солнцестояния. Из участников праздника, людей знающих обрядовые правила, выбирается «урядник», который займется подготовкой и проведением праздника. Славления и различные обрядовые заклинания по ходу праздника читают - священники (волхвы, жрецы), урядник, старейшина. Традиционно Иван Купала начинался так: с утра девушки собирают травы и цветы, плетут венки и припасают травы-обереги (полынь, зверобой, крапива) для всех участников праздника.
Обережные травы обычно крепятся на поясе. Парни загодя срубают деревце (березку, вербу, черноклен) высотой в полтора, два человеческих роста. Его устанавливают на месте, выбранном для проведения гуляний (чистое ровное поле, холмик, берег реки, озера). Девушки украшают дерево цветами и цветными лоскутами ткани.
23 июня 2015
Литературная Россия: музей-квартира Александра Блока
Смотреть дальше
22 июня 2015
Видеолекции о русском языке для учеников и учителей. И не только для них
Сайт называется "Глазарий языка" (видимо, от слова глаз). На нём представлены видеолекции по русскому языку. Полезная информация для учителей, учеников, родителей, студентов и всех, кто интересуется родным языком, хочет узнать о нём больше, совершенствовать свои знания и умения. Девиз этого ресурса, созданного энтузиастами из Петербурга, -- "Образование для всех".
Спасибо моему заочному другу Светлане Георгиевне Ясинской, которая сообщила об этом сайте в своём блоге "Учитель словесности".
Вот ссылка на "Глазарий".
Подписаться на:
Сообщения (Atom)