27 февраля 2017

Пятиклассники пишут сочинение... Как они представляют себе портрет России

Я давно не публиковала в блоге работы своих учеников. Сегодня решилась это сделать, потому что  не могу оставить без внимания того, что написали в сочинениях по данному началу мои пятиклассники.

Если бы мне как художнику предложили написать портрет России, то я бы, скорее всего, передала её красоту в образе человека или, как говорят современные художники, сделала бы её хуманизацию.
Почему же именно в человеческом облике? Мне кажется, что это наиболее подходящий вариант для выражения красоты нашей Родины. Слово "Россия" ведь женского рода.
Моя Россия будет одета в  платье зелёных тонов, чтобы показать её  природную красоту. У неё будут голубые глаза, румяные щёки и распущенные густые русые волосы. Россия будет представлена как молодая девушка.
Я вижу, как сидит она на траве посреди цветочной поляны под ярким солнышком.
                                                                                                                                            Ксения Ч.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Хуманизация - рисунок перевоплощения чего-либо в человеческой форме.  (Я впервые увидела это слово.)
Написать сочинение предлагается в учебнике для 5 класса под ред. А.Д. Шмелёва в разделе "Типы речи: рассуждение".

ТД 2017: занятия продолжаются

Продолжаем подготовку к Тотальному диктанту 2017 года на площадке нашей школы. Кстати, вероятнее всего, что именно у нас, в 49-й школе, будет проводится диктант 8 апреля.
А после второго занятия вот какие заметки. У нас занимаются девочки из пятого и десятого класса, мальчики -- шестиклассник и восьмиклассник. Они приходят со своими мамами, а Сева -- ученик 8 класса -- пришёл со своим учителем русского языка и литературы О.А. Лифановой. Остальные слушатели -- взрослые люди. 
Что меня радует как преподавателя, так это  интерес, я бы сказала углублённый интерес к языку. Почему так пишется, почему есть запятая или её нет в предложении, как составлять схемы предложений -- эти и другие вопросы задают наши слушатели. И это очень хорошо.

23 февраля 2017

Первое занятие курсов к Тотальному диктанту

В прошлую субботу, 18 февраля, в нашей школе состоялось первое занятие по подготовке к Тотальному диктанту 2017. На занятие пришли 16 человек - дети и взрослые,  молодые и старые. Люди разные, одним словом. Однако всех их объединяет интерес к русскому языку, желание повысить свою грамотность, пообщаться с единомышленниками. Мы повторяли/изучали правописание согласных в словах и постановку тире в простом предложении. Правила традиционные, но слушатели, как они признавались, узнали кое-что новое, потому что организаторы диктанта из Новосибирска снабдили преподавателей курсов богатейшим арсеналом примеров, например, конструкций, когда тире ставится, а когда не ставится в простом предложении. Евгений Бикмаев опубликовал в своём блоге фотографии с первого занятия. Вот ещё одна..

15 февраля 2017

Тотальный диктант в 2017 году

  В этом году проверить свою грамотность, приняв участие в образовательной акции «Тотальный диктант», можно будет 8 апреля.
Об этом объявили в Новосибирском государственном университете во время V Международной конференции «Динамические процессы в современном русском языке», организаторами которой стали фонд «Тотальный диктант» и НГУ при поддержке фонда «Русский мир». Организаторы и эксперты диктанта съехались в Новосибирск из 12 стран.
«Тотальный диктант сейчас в полной мере оправдывает свое название, являясь действительно всеобщим, всеохватывающим. Развиваясь как общественный проект, он уже охватил 734 города в 69 странах и продолжает расти. Ежегодная конференция открывает новые возможности для роста координаторов, экспертов диктанта, и, следовательно, самой акции», – сообщила руководитель проекта Ольга Ребковец.

 Организаторы предполагают, что в 2017 году текст, специально подготовленный для диктанта современным российским писателем, напишут более 200 тысяч человек в разных странах мира.

27 января 2017

Как побороть свою лень

Для многих людей лень – это настоящая проблема, мешающая жить. Неспособность вовремя начать что-то делать приводит к проблемам в учебе, на работе, во взаимоотношениях с людьми. Не следует корить себя – ленятся все, просто в разной степени и с разными последствиями. Побороть лень полностью невозможно, поскольку это реакция психики на повышенную сложность задачи, отсутствие эмоциональной привязки к результату, низкую мотивацию. Бороться следует с причинами, а не следствием. Вот несколько советов, как перестать лениться и начать что-то делать без насилия над собой.
Разберитесь в причинах. Чаще всего причины нашей лени – это неудачный прошлый опыт, после которого возникает неуверенность в своих силах и нежелание их тратить: «Зачем мне пытаться сделать это, если у меня не получилось что-то другое?». Помните, что ошибки и неудачи – нормальная часть нашей жизни. Забудьте людей, которые говорили вам, что вы ленивы и не имеете способностей к чему-либо, вы находитесь в плену их мнения и тем самым лишаете себя многих радостей жизни.
Правило одной минуты. Если вы никак не можете себя заставить всерьез заняться спортом или игрой на инструменте,

13 января 2017

Языковые средства выразительности (задание 24)

По указанным ссылкам видео с разбором средств художественной выразительности к заданию 24, подготовленные опытным консультантов Юлией Сергеевной Красовских. На мой взгляд, это хорошее подспорье в подготовке к ЕГЭ

Языковые средства выразительности https://www.youtube.com/watch?v=bs8UsyWqNTU&list=TLGGQ2Obyeay7c0xMzAxMjAxNw&index=5


Метонимия 

Метафора 

Сравнение https://www.youtube.com/watch?v=6Y9I7gQ1KCU&list=TLGGQ2Obyeay7c0xMzAxMjAxNw&index=3

Гипербола https://www.youtube.com/watch?v=oJaXMZtJePU

12 января 2017

Какие изменения будут в сдаче ЕГЭ в 2017 году

Сдача ЕГЭ из года в год меняется – в контрольно-измерительные материалы постоянно вносятся изменения. Это заставляет нервничать и будущих выпускников, и их учителей. К чему готовиться, если еще неизвестно, что и как придется сдавать в конце учебного года? Однако ситуация изменилась к лучшему: к началу учебного года Федеральный институт педагогических измерений озвучил запланированные изменения в сдаче ЕГЭ-2017 по всем предметам. Какими они будут?

Обязательные предметы на ЕГЭ-2017
Тема, которая, пожалуй, больше всего волновала будущих выпускников школ – это возможное введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ. В качестве возможных «кандидатов» назывались самые разные предметы – от истории и до физики.
Однако все существенные нововведения в ЕГЭ-2017 должны были быть анонсированы на официальном сайте ФИПИ до начала учебного года и, безусловно, отразиться в проекте расписания экзаменов. Но никаких официальных известий о «третьем обязательном» на начало учебного года не поступало. Поэтому одиннадцатиклассники могут вздохнуть с облегчением: список обязательных предметов на ЕГЭ-2017 не меняется, их по-прежнему остается два:
русский язык (результаты которого учитываются при поступлении во все без исключения вузы страны);
математика – базовый или профильный уровень на выбор.
Тем не менее вопрос о третьем обязательном экзамене продолжает обсуждаться – но, как уверяли представители Министерства образования, решение будет принято только после общественного обсуждения. И произойдет это не «прямо сейчас».

ЕГЭ по русскому языку - 2017: изменения в отдельных заданиях
Структура задания по русскому языку останется неизменной: блок заданий с краткими ответами и эссе, анализирующее проблемы, поставленные в предложенном экзаменующемуся публицистическом или художественном тексте. О появлении устной части речи пока не идет. В перспективе «говорение» может появиться в ЕГЭ по русскому, однако представители Министерства образования оговаривали, что предварительную «обкатку» эта технология будет проходить на ОГЭ в девятых классах.

  • В 2017 году изменения в ЕГЭ по русскому языку планируются лишь в трех заданиях, и они будут не очень существенными. Во всех случаях речь идет о расширении языкового материала:в задании № 17 (пунктуация в предложениях, включающих обособленные конструкции) будут представлены не только вводные слова, но и обращения;
  • в задании № 22 (лексический анализ слова в контексте) экзаменующимся раньше надо было найти в заданном фрагменте всего лишь одно слово или выражение (например, фразеологический оборот), соответствующее критериям задания. Теперь задача усложняется: из нескольких «подходящих» лексических единиц придется выбирать ту, что наиболее точно отвечает условиям задания;
  • в задании 23 (выписать номера предложений, связанных с предыдущими определенным образом) теперь возможен как один, так и несколько правильных ответов. То есть учащемуся надо найти  в отрывке все такие предложения и вписать в бланк либо одну, либо несколько цифр.

Читать -- надо читать!

Как из копеек составляются рубли, так из крупинок прочитанного составляется знание.
Владимир Даль

07 декабря 2016

Буклеты к итоговому сочинению

Опыт заслуживает нашего внимания. Сколько материала накопилось, пока шла подготовка к сочинению! (ВВ).
Подготовка к итоговому метапредметному сочинению во время непрерывного учебного процесса - дело нелёгкое. Работа со словом – весьма кропотливое занятие. Времени в обрез, а сделать надо многое. Все словари и книги в одиночку не перешерстишь! Одиннадцатиклассники петрозаводского "Лицея №1" знают об этом не понаслышке. 
Вдохновлённые одним из материалов по направлению "Разум и чувство", ребята методом проекта сделали свои буклеты, которые наверняка окажутся полезными тем, кто готовится к экзамену и дорожит временем. 

Выпускное сочинение напишут 625 тысяч человек

"Сочинение напишут более 625 тысяч участников, в том числе 621 тысяча выпускников текущего года и более 3,5 тысяч участников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Около 14,5 тысяч человек будут писать итоговое изложение", - сообщили в Рособрнадзоре. Свои результаты ребята узнают не позднее 21 декабря, подчеркнули в ведомстве.
По мнению главы Рособрнадзора Сергея Кравцова, возвращение итогового сочинения в число выпускных испытаний для школьников себя оправдало. "Мы видим это в улучшении результатов ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также по другим предметам, так как оно прививает школьникам умение рассуждать и излагать свои мысли. Модель проведения сочинения в этом году не менялась, выпускники и учителя знают, к чему готовиться, и мы рассчитываем, что сочинение пройдет в штатном режиме", - отметил Кравцов.

Читать далее: http://sochinenie11.ru/o/554-vypusknoe-sochinenie-napishut-625-tysyach-chelovek.html

Российские школьники по итогам PISA показали рост читательской, математической и естественнонаучной грамотности

Средние результаты российских учащихся 15-летнего возраста в читательской, математической и естественнонаучной грамотности улучшились по всем трем направлениям по сравнению с 2012 годом, свидетельствуют опубликованные сегодня данные последнего международного исследования качества образования PISA.
Результаты российских участников по читательской грамотности продемонстрировали существенный подъем: средний результат вырос на 20 баллов (с 475 до 495 баллов) по сравнению с данными предыдущего исследования. Средний результат по странам ОЭСР составил 493 балла.

04 декабря 2016

О поколении Z. «Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»

Источник 
Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.

Лекция федерального эксперта ЕГЭ М.Г. Павловца об итоговом сочинении


...для снятия стресса...


07 ноября 2016

Замена слов стилистически нейтральными синонимами (из ОБЗ)

Задание. Подберите стилистически нейтральные синонимы к следующим словам. (Задания из Открытого банка заданий ОГЭ).

1.      Парень. (Они стояли, прижавшись друг к другу, -- молоденький парень и девушка).
2.      Разом. (8)Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится. (9)Кажется, чуть дохни на неё – и разом обрушится. (10)Семнадцать лет. (11)Жить хочется. (12)Красивая... уж больно девка-то красивая!)
3.      Окоченев. (Окоченев, он подпрыгивал рядом с лавочкой и растирал ладонями побелевшие щеки)
4.      Облезла. (Сомнений нет, он: старый, потрёпанный, обложка местами покорёжена, а позолота вся облезла,)
5.      Примостясь. (И я рисовал когда-то – давно это было, – примостясь у керосиновой лампы на обеденном столе).

Ещё тексты для сжатого изложения

Ещё тексты для сжатого изложения из Открытого банка заданий ОГЭ ссылка Тексты размещены в разделе "Языковые нормы.

05 ноября 2016

29 аудиозаписей из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения на реальном экзамене в 2017 году

Хотите получить на экзамене за сжатое изложение максимальный балл? Тогда действуйте!

На сайте ФИПИ выложены 29 аудиозаписей текстов для написания сжатого изложения на реальном ОГЭ 2017.

По одной из этих аудиозаписей вам предстоит написать сжатое изложение на реальном экзамене )) 
!!! 10 новых текстов вы найдёте в конце статьи под номерами 21-30.

Поэтому у вас есть возможность как следует подготовиться к данному заданию!

Подборка материалов для подготовки к итоговому сочинению в 2016-2017 учебном году

Данная статья содержит 26 ссылок на материалы, которые можно активно использовать для подготовки к итоговому сочинению в 2016/2017 учебном году.
Ссылки сгруппированы по следующим темам:
1. общие материалы
2. материалы по каждому из направлений итогового сочинения
3. образцы готовых сочинений

Анализ сочинений в соответствии с требованием №2 «Самостоятельность написания итогового сочинения»

В соответствии с требованием №2 итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и/или электронном виде, и др.). Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника. Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания). 
Большинство обучающихся пишут сочинение самостоятельно. Вместе с тем отмечаются случаи списывания текста работ с готовых источников. Наиболее часто в несамостоятельных сочинениях заимствованный материал используется фрагментарно, в разных пропорциях и сочетаниях (чаще во вступлении к работе или в характеристике литературных произведений). 
Помимо разного рода сборников «золотых сочинений» существует огромный сетевой ресурс, изобилующий «конструкторами» сочинений и готовыми работами-матрицами, толкающими учащихся на откровенный подлог вместо необходимой работы по созданию самостоятельного текста. 
Анализ большого количества работ позволяет выделить несколько типов сочинений, написанных несамостоятельно. 
1) Работа списана целиком.

Одна из форм работы над направлением «Дружба и вражда» в 11 классе

Работая над итоговым сочинением, учитель может использовать различные формы: 
- пошаговую работу над сочинением в классе, - коллективное и самостоятельное составление простого или развёрнутого плана сочинения, 
- написание сочинения в классе с помощью учителя и самостоятельная работа над сочинением дома или в классе, 
- рецензирование своей и чужой работы с опорой на критерии. 
Есть ещё одна форма работы над сочинением. Она перед Вами. Ученики учатся формулировать тезис, опираясь на конкретную тему. 
Автор: Ирина Анатольевна Суязова.

12 сентября 2016

Памятка для участников итогового сочинения

1.            Внимательно ознакомьтесь со всеми предложенными темами итогового сочинения. Определите, к какому тематическому направлению относится каждая из них. Выберите из предложенных тем только одну.
2.            Определите, какие фундаментальные понятия помогут вам раскрыть выбранную тему.
3.            Выберите литературный материал, на который вы будете опираться при написании сочинения. Наряду с художественными произведениями отечественной или мировой литературы можно использовать дневники, мемуары, публицистику, произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), другие литературные источники.
4.            В рамках заявленной темы сформулируйте свою позицию и аргументируйте её на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по вашему выбору. Количество привлечённых произведений не так важно, как глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал.
 5.           Напишите сочинение-рассуждение на выбранную вами тему. Рекомендуемый объём сочинения - не менее 350 слов (при подсчёте учитываются все слова, в том числе и служебные). Если в сочинении менее 250 слов, то за работу ставится «незачёт».
 6.           Выполняйте работу самостоятельно. Не допускается списывание сочинения или его отдельных фрагментов из любых источников (работы другого участника, чужого текста, опубликованного в бумажном или электронном виде и др.). Если сочинение признано экспертом несамостоятельным, то за работу в целом выставляется «незачёт».
7.            Допускается использование прямых или косвенных цитат. Не забывайте ссылаться на источник цитаты (ссылка даётся в свободной форме). Следите за тем, чтобы объём цитирования не превышал ваш собственный текст.
8.            Хорошо продумайте композицию сочинения и логику его построения. Выдерживайте соотношение между тезисами и доказательствами.
 9.           Помните, что при оценке сочинения в первую очередь учитывается соответствие выбранной теме и аргументированное привлечение литературных произведений.
10.          Сочинение пишите чётко и разборчиво. Следите за соблюдением речевых и орфографических норм. Используйте разнообразную лексику. Избегайте речевых штампов. Не забывайте, что при написании итогового сочинения участникам разрешается пользоваться орфографическим словарём.