Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
Можно назвать несколько «горячих точек» русского правописания. Это написание одной и двух буквнв причастиях и прилагательных, написание двойных согласных в русских и заимствованных словах, написаниеи/ыпосле приставок, употребление твердого и мягкого знаков, особенно в глаголах на -тся/-ться, слитное/дефисное/раздельное написание сложных слов, употребление прописных и строчных букв.
Точное число назвать сложно, потому что непонятно, как считать: где проходит граница между правилами и подпунктами правил? Но какие-то цифры можно назвать. Подготовленный Орфографической комиссией РАН полный академический справочник «Правила русской орфографии и пунктуации» под редакцией В. В. Лопатина (М., 2006) содержит 219 параграфов в части «Орфография» и 167 параграфов в части «Пунктуация». Если считать каждый параграф (независимо от его объема) отдельным правилом, тогда можно сказать, что в русском языке около 400 правил правописания.
По ссылке ниже можно пройти тест и определить, какой ты читатель. Я прошла и вот что получила.
Ты – читатель вдумчивый!
Чтение для тебя совершенно особенный мир! Ты обожаешь погружаться с головой в интересную книгу, представлять себя на месте героев, помечать что-то на полях, выписывать самые яркие цитаты, долго думать о смысле книги. Возможно, ты ведешь читательский дневник, или оставляешь рецензии на прочитанное на книжных форумах. Практически всегда ты что-то читаешь, а иногда и не одну книгу. Особенно тебе нравится читать в дороге или перед сном, в кровати. Ты не можешь воспринимать книгу на ходу, быстро, с экрана ноутбука или смартфона. Ты ярая сторонница бумажных книг, хотя и признаешь, что новомодные электронные книги очень удобны и позволяют сэкономить. Быть такой прилежной читательницей очень хорошо, так как регулярное чтение развивает воображение, укрепляет грамотность и наполняет тебя новой информацией.
Я хотел бы порекомендовать Вам AnyDesk - отличное приложение для удалённого управления компьютером. Мой адрес в AnyDesk '...........". Вы можете скачать AnyDesk здесь:
На страстной неделе у меня всё были больше страсти компьютерные. В среду возникли затруднения со вставкой баннера на школьный сайт.. Никак не получалась у меня в принципе знакомая и понятная операция. (Причина оказалась, как потом выяснилось, в большом размере присланного файла). Пришлось воспользоваться помощью системного администратора и приложением AnyDesk. Алексей вошёл в мой комп со своего компьютера (откуда -- я даже не знаю) и вуаля... проблема была решена. Не моментально, правда, но в конце концов директор был доволен.
Так я впервые воспользовалась возможностями удалённого управления компьютером. Не я сама, конечно, а другой моим компьютером, но всё же -- какой-никакой опыт. Век живи, век учись, как говорится.
Всем учителям и ученикам школы (и не только нашей, но нескольким другим из областного центра и области) приказано зарегистрироваться на информационно-коммуникационной образовательной платформе "Сферум". С целью её апробации. Что это за зверь такой, пока не разобрались. Зачем регистрируемся -- спрашивают дети и родители. Нас вполне устраивает Дневник.ру. К нему привыкли. Он функционален и оказался весьма полезным в пору пандемии и дистанта.
Но наш регион по всем проектам и новшествам в образовании впереди планеты всей, поэтому слушаемся начальство и регистрируемся. В видеоролике, правда, всё так цивильно .и обоснованно.
Когда во вторник у меня отказался работать ноутбук, я испытала, мягко говоря, определённый дискомфорт. А если -- прямым текстом, то шок, места себе не находила. Пока не взялась читать книжку Е. Пастернак и А. Жвалевского "Я хочу в школу".
О чём она? О школе будущего, придуманной, как они говорят, самими авторами... после которой (этой особой школы) ученикам тяжело, порой непосильно адаптироваться к школе обычной, нашей, современной.
Восьмиклассники ещё не прочитали книгу, поэтому не могу сказать о их реакции. (Повесть в программе по родной литературе для 8 класса). Сама же я пока не определилась: что это -- карикатура на современную школу или сигнал нам, учителям, как надо учить и воспитывать детей?
Однако над нами есть начальники, которые определяют стратегию и тактику школьной деятельности...Хочу ли я в школу?!
В последнее время я стараюсь как можно реже делать репосты в своём блоге. Но сегодня не удержалась. Мне нравятся стихи советской поэтессы Вероники Тушновой. "Набрела" в Яндексе на хорошую статью о ней. Смотрите ссылку. Надеюсь, что и вам она понравится. И стихи тоже двух наших замечательных поэтов -- Вероники Тушновой (Вертушинки) и Александра Яшина.
Если совсем точно, то 2004. Столько просмотров главной страницы моего блога было вчера. Это рекорд за последнй год. Обычно бывает 200-300. Образовательный блог всё-таки не кулинарный и не про тигров с собаками. Поэтому делюсь с читателями такой приятной новостью.
В новом интерфейсе я не нахожу сведений о трафике и географии просмотров. Интересно, кто заинтересовался моими опусами и откуда.
Однако для меня смысл ведения блога заключается отнюдь не в погоне за популярностью (хотя это весьма существенно), а в возможности выразить себя, запечатлеть свои мысли "на бумаге". Желание писать периодически посещает меня на протяжении всей жизни.
Как-нибудь надо поразмышлять над тем, до какой степени можно быть открытым и искренним на просторах Интернета.
Это проектная работа ученика 5 класса Александра М. к уроку родной (русской) литературы. Понятно, что только начало знакомства юного литературоведа с историей литературной Астрахани. Посоветовали ему продолжить увлекательное путешествие по этому маршруту.
Готовилась к Школе молодого учителя и заседанию методического объединения словесников и сделала вот такую презентацию. Публикую, чтобы сохранить в "надёжном" месте и на случай иметь всегда под рукой.
В этом году в нашей школе впервые за более чем 10 лет нет очной площадки для написания Тотального диктанта. Прежде всего из-за ограничений в связи с пандемией. А ещё и потому, что нет с нами Евгения Бикмаева -- организатора этой международной акции в Астрахани в самом её в начале. Каждый год он организовывал курсы подготовки к диктанту, был нашим связным со штабом ТД, экспертом городской комиссии, консультантом по правилам русского языка. Женя умер в прошлом году. У него остановилось сердце...
Кстати. Вчера на уроке родной литературы в 9 классе, когда размышляли над рассказом "Белый квадрат" Захара Прилепина, несколько ребят, не сговариваясь, сказали, что это произведение ещё и о том, что уходят от нас лучшие, такие, как герой рассказа солнечный пацан Сашка...
и у нас есть совсем немного времени, чтобы рассказать, что будет ждать вас 10 апреля.
Что еще можно успеть:
Написать Тотальный диктант
очно
10 апреля почти 3000 очных площадок в 60 странах откроют свои двери для Тотального диктанта от Дмитрия Глуховского.
Актеры, музыканты, телеведущие, писатели, журналисты, филологи, учителя, библиотекари, преподаватели вузов будут ждать участников акции.
Места на площадках в вашем городе еще есть, и есть время зарегистрироваться на сайтеtotaldict.ru.
Время начало мероприятия уточняйте на городской странице сайта в социальных сетях.
Написать Тотальный диктант
онлайн
10 апреля с 7:00 до 24:00 (МСК) по ссылке можно будет написать диктант онлайн.
Прочитает его автор, Дмитрий Глуховский, а проверит алгоритм автоматической проверки, который максимально приближен к проверке филологами.
#пишем дома
Смотрим трансляции с площадок Тотального диктанта из разных часовых поясов: в 8:00, 11:00, 14:00 и 23:00 (МСК) ― и пишем на бланке, который нужно скачать с сайта заранее.
Проверить работу можно будет самостоятельно или отнести в городской пункт проверки.
10 апреля в 34 городах России впервые пройдет английский диктант в партнерстве с EF Education first.
Текст для него тоже написал Дмитрий Глуховский. На сайте totaldict.ru участники смогут выбрать диктатора по душе: диктовать будут как известные личности, так и преподаватели, филологи и лингвисты.
Места еще есть ― успейте зарегистрироваться.
Время начало мероприятия уточняйте на городской странице сайта или в социальных сетях.
Написать тест для иностранцев
TruD
Тест для тех, кто изучает русский язык как иностранный, можно будет написать как очно в 46 странах, так и онлайн по ссылке.
Места на площадках в вашем городе еще есть, и есть время зарегистрироваться на сайтеtotaldict.ru .
Время начало мероприятия уточняйте на городской странице сайта в социальных сетях.
10 апреля с 7:00 до 24:00 (МСК) онлайн-марафон объединит трансляции с площадок диктанта для всех часовых зон, лекции экспертов в области лингвистики и литературы, включения из разных точек мира с приветствиями участникам диктанта и общение с гостями — друзьями проекта.
Так представила характеристику Шарикова (мы "проходим" в 9 классе "Собачье сердце") Анна З. Вчера фото было в другом формате и никак не вставлялось в блог. Мне кажется, что весьма наглядное представление образа героя.
Позавчера я разместила пост о том, что на уроке литературы мы будем создавать веб-страницу о поэте, писателе, своих литературных и других интересах. Сказано -- сделано. Ученики одного моего класса увлеклись этим заданием и к вечеру засыпали меня ссылками на свои ресурсы. В параллельном классе ажиотаж не наблюдался. Исполнительные и увлечённые литературой дети, конечно же, создали свои страницы. Однако что есть то есть.
Есть ещё о Пушкине, Блоке, Маяковском, о знаниях и учении... Все страницы на Яндекс. Дзене. Один юноша попытался создать блог на Blogger. За урок не успел, и результата пока я не получила.
Первую попытку своих учеников создать нечто вроде блога считаю вполне успешной. Ребята приобрели какой-никакой опыт, получили "пятёрки" и "четвёрки". Кстати, этот урок проходил после сочинения с традиционным анализом стихотворения "Над поэтической строкой" (по стихам Блока, Есенина, Маяковского).
Вот такую презентацию подготовили к уроку русского родного языка 9-классницы Валерия Г. и Дарья Р. (§ 17. Разговорная речь. Анекдот, шутка. № 164. Учебник для 9 класса).
Это отрывок из экранизации повести "Собачье сердце" режиссёра Бортко для просмотра на уроке литратуры в 9 классе. Подходит, когда время ограничено, а "живая иллюстрация" текста отличная.
Эти ссылки даю к уроку литературы в 9 классе, на котором мы завтра попробуем создать
страницу/блог в Интернете. Например, о книгах, о современной литературе, о
своих увлечениях.
Удобные платформы для
этого Blogger и ucoz (мои ресурсы размещены на них).