1. Я пишу иначе, чем говорю, говорю иначе, чем думаю, думаю иначе, чем должен думать, и так до самых темных глубин.
Читать далее
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Шаблоны остальных предметов будут загружены в Конструктор после утверждения новой версии ФООП.
Посмотреть номинантов и отдать свой голос наидостойнейшему можно здесь. Если у вас уже есть фавориты — вперед! Если нет и вы не уверены, с какой книги начать знакомство, загляните в наш гид по «Большой книге». Кстати, до 30 октября книги финалистов можно приобрести на Литрес по промокоду BIGBOOK23 со скидкой 20%.
Победители читательского голосования будут объявлены в конце 2023 года.
P.S. Мы всегда за осознанное голосование, поэтому те, кто прочитает и отрецензирует 10 и более книг номинантов в период до 30.11.2023, получит в профиль значок «Член литературного жюри». Для получения значка нужно прислать ссылки на свои рецензии в ЛС takatalvi . Если вы успели отрецензировать какие-то из книг ранее, это тоже считается! А вот что не считается, так это рецензии, отправленные в неформат.
Кроме плана подготовки к сочинению, в документе материалы к сочинению о семейных ценностях. Сгенерированные нейросетью и из Интернета.
Не только тем изумительна жизнь наша, что в ней так плодовит и жирен пласт всякой скотской дряни, но тем, что сквозь этот пласт все-таки победно прорастает яркое, здоровое и творческое, растет доброе – человечье, возбуждая несокрушимую надежду на возрождение наше к жизни светлой, человеческой.
Героиня рассказа «Фро» — молодая работница Фрося так же, как и Фома Пухов, живет по «законам естества». Она недавно вышла замуж, ей близки радости семьи, домашнего очага. Само имя Ефросиния в переводе на русский язык означает «радость». В отличие от Фроси, интересы ее мужа Федора выходят за рамки быта и личной жизни: он уехал на Дальний Восток — «направлять» какие-то электрические машины. В его далеких планах — осуществление мировой революции, уверенность в том, что с помощью технических достижений можно преобразить мир, в ближних планах — оказание помощи Китаю в освободительном движении. Фрося далека от подобных дерзаний, живет личной жизнью.
Проводив мужа, героиня рассказа не находит себе места. Ходит по поселку, помогает незнакомым женщинам убирать угольный шпак. Потом попадает в клуб. В этом эпизоде особенно заметно, насколько далека живущая по «законам естества» Фрося от политизированной, коллективизированной жизни окружающего ее общества.
Фрося — «иностранка» в этой стране, где нет места ее мечте и любви, где «производство — наша цель».
С иностранными же фамилиями мы вообще творим, что хотим, переделывая их в соответствии со своими представлениями и удобством. Ни Шекспир, ни Гейне, ни Голсуорси ни за что не узнали бы своих фамилий в том виде, в котором они знакомы нам. Но зато ни одному европейскому языку, за исключением славянских и балтийских, не свойственны родовые окончания фамилий, и вот здесь-то и берется реванш.
Было задано нейросети Kandinsky 2.1 нарисовать героев "Вишнёвого сада", как бы они выглядели в современном обличье в стилях "Студийное фото" и "Цифровая живопись". Вот что получилось у искусственного интеллекта.
Предыдущий пост я закончила красавцами -- артистами. Героини были побледнее, я бы сказала, своих партнёров, кроме, пожалуй, Дуняши. В этом тоже есть свой резон. Ну, что хорошего ждёт Варю, старшую дочь Любови Андреевны. Вечная труженица, озабоченная, чем бы накормить семейство, как сохранить остатки былого великолепия, да какого там великолепия! -- просто сохранить имение, а точнее, продлить его агонию. Страстный поцелуй, в котором она сливается с Лопахиным, не говорит наверняка о том, что счастье для неё ещё возможно. Впрочем, как знать. Может быть, эта мизансцена и даёт надежду. Ведь по словам режиссёра, их постановка актуальна потому, что она заставляет зрителя (и персонажей тоже) поверить в себя. Так что Варя такая замученная трудами и заботами пчёлка -- какая уж тут красота! Однако хочется надеяться на благоприятные изменения в её сульбе.
И Любовь Андреевна со своим слабым и больным любовником растеряла былой шарм, хотя ведёт себя как богатая барыня, швыряя налево и направо остатки былой роскоши, совсем скудные сбережения. Аня со своей верой в светлое будущее молода, привлекательна, романтически наивна. Дуняша -- на фото со своим женихом Семёном Епиходовым, "двадцать два несчастья" -- живая, активная, что называется "палец в рот не клади". Она, Епиходов и Яша, молодой лакей Любови Андреевны, непременно вызывали смех зрителей, когда появлялись на сцене. Яша в исполнении актёра непревзойдённый комический персонаж в спектакле алтайцев. Шарлотта Ивановна -- гувернантка -- одновременно и комический, и трагический персонаж. Натура одинокая, никому не нужная, со своей куклой-дитём и фокусами, которые вовсе не смешные. Так талантливо артисты из Барнаула сыграли вчера своих героев. Убедительно, с полной отдачей, узнаваемо, если сравнивать с пьесой Чехова.
"Вишнёвый сад", по определению драматурга, комедия по жанру. 20 октября 1903 года К. С. Станиславский, прочитав «Вишневый сад», писал Чехову: «Это не комедия... это трагедия, какой бы исход к лучшей жизни Вы ни открывали в последнем акте... я боялся, что при вторичном чтении пьеса не захватит меня. Куда тут!! Я плакал, как женщина, хотел, но не мог сдержаться» (Источник). Почему? Трагическое звучание тоже "прозвучало" (простите мою ошибку) в постановке наших гостей -- и в монологах героев, и в их бесприютности и неприкаянности, и в образе забытого всеми и запертого в заколоченном доме Фирса. Он весь спектакль что-то бормотал про себя на заднем плане -- внимательному зрителю, знакомому с пьесой Чехова, это шевеление губ актёра могло сказать о многом. Это образ старого слуги, сжившегося с помещичьей усадьбой и не представлявшего себе другого существования, умирающего вместе с садом и имением.
Зрители наградили артистов бурными долгими аплодисментами, овациями и криками "Браво!" Алтайцы показали спектакль классический в классической постановке по сравнению с первым своим спектаклем на нашей сцене -- мюзиклом "Фауст" -- и подарили нам ещё один праздник и триумф высокого искусства, "усилив впечатление от нашей собственной жизни" и дав тот "магический заряд, который помогает людям поверить в себя", -- как сказал режиссер спектакля Сергей Афанасьев.
Дуняша и Семён Епиходов -- "двадцать два несчастья". |
"Ведь, по сути, зачем нам дано искусство? Затем, чтобы усилить впечатление от собственной жизни», -- сказал о постановке "Вишнёвого сада" и вообще об искусстве режиссёр спектакля, заслуженный деятель искусств России Сергей Афанасьев. Ещё он отметил, что каждая постановка классики -- это новая история, а "Вишнёвый сад" остаётся актуальным потому, что "сопереживает всем тем, кто живёт в эпоху перемен". И вот вчера мы опять были в театре, смотрели чеховскую комедию в Астраханском ТЮЗе в исполнении Алтайского молодёжного театра имени Валерия Золотухина.
Если с самого начала, то, войдя в зрительный зал, мы могли лицезреть открытую всем взорам сцену, а на ней пять... кроватей, с панцирными сетками, как в каком-нибудь интернате или другом общественном спальном заведении советских времён -- бедном, если не сказать убогом. Ещё на сцене стояло несколько старомодных венских стульев, низенький доморощенный столик, а задник представлял собой то ли стену внутри дома, то ли снаружи -- обшарпанную, давно не белённую. У зрителя вопрос: что это такое, что за символ? Ведь действие в пьесе А.П. Чехова развёртывается в помещичьем имении, далеко не бедном, с уникальным садом, описанном в энциклопедии. Да, ещё был там шкаф -- тот самый "Дорогой, многоуважаемый шкаф! Приветствую твое существование, которое вот уже больше ста лет было направлено к светлым идеалам добра и справедливости...", к которому обрашаются Раневская и Гаев.
Так, с помощью декорации бывшей детской комнаты в доме Раневской с самого первого акта (кстати, декорация не менялась в продолжение всего спектакля) создатели постановки, как мне кажется, овеществили идею пьесы о разрушении дворянских гнёзд в эпоху перемен. Вообще, в спектакле озвучено и обыграно много таких проблем: о рабстве и свободе, о недовольстве жизнью и желании ее изменить, о разрушении гармонии между людьми, их взаимной отчужденности, одиночестве, ослаблении родственных связей и утрате духовных корней. о необходимости трудиться (только о последнем почему-то говорит "вечный студент", "облезлый барин"... настоящий бездельник Петя Трофимов). Я ничего не имею против этого персонажа -- мне его даже жалко. Кстати заметим, в жизни так часто и бывает: тот, кто за что-то агитирует, сам оказывается человеком несостоятельным.
Мои симпатии, вопреки традиционным школьным трактовкам пьесы, на стороне Ермолая Лопахина -- работяги, деятеля, пассионария (если хотите)... Да и просто...красивого брутального мужчины. Кстати, они все в труппе красавцы -- исполнители мужских ролей...
Продолжение следует.
Заключительная сцена спектакля. |
Школьные сочинения часто пишутся по шаблону. В девятом классе шаблон радует. Писать 9.1, 9.2 или 9.3 по готовой схеме удобно и спокойно. В одиннадцатом шаблон начинает раздражать. Может быть, учителю проще заставить вас выучить десяток предложений, чем научить формулировать свои мысли. Возможно, ему так спокойнее. Или его самого так учили. Или он в вас не верит. Но эксперт, который читает сочинения, начинает лезть на стенку после пятой работы, которая начинается со слов «Я неслучайно выбрал(а) эту тему, поскольку она волнует меня как представителя своего поколения». Другие поколения не волнуются, только твоё? И с чего такое волнение, если тема «Как искусство влияет на мир?» А злой эксперт снижает баллы и лишает выпускника будущего.
Шаблоны и речевые клише нужны. Мы не хотим сказать, что все шаблоны - зло. Без клише не написать сочинение быстро. Использование клише в сочинении на ЕГЭ помогает не только существенно сэкономить время на экзамене, но и не забыть про требования ФИПИ, ведь по клише многие вспоминают о необходимых частях сочинения. И что делать? Либо учитесь писать полностью самостоятельно, либо придумайте собственные заготовки. Можно найти что-то незаезженное, но пусть ваш учитель или репетитор (взрослый!) одобрит выбранные фразы, а то набираете по всему интернету что попало, а потом теряете баллы.Спросите любого, и вам каждый первый ответит, что «Фауста» написал Гете. Это так, да не вполне точно. Оказывается, легенды о человеке, продавшем душу дьяволу, известны уже с ХIII века. А первый известный печатный рассказ о Фаусте появился в 1587 году, 435 лет назад. Юбилей.
В 2000 году Виктор Астафьев составил список «самых важных книг», которые, по его мнению, следовало прочитать каждому. Перечень опубликовал в своем сборнике «Заветный список» филолог Михаил Пряхин. В одной книге он решил собрать списки любимых произведений известных писателей, актеров, музыкантов, общественных деятелей.
Сам Астафьев вспоминал, что полюбил чтение еще в школе. Он писал: «Рассказы, услышанные в школе, я никогда не перечитывал, чтобы сохранить в сердце всю первозданность открытия и не испортить взрослым умом святого детского счастья соприкосновения со словом, с литературой».
Портал «Культура.РФ» публикует список любимых книг Виктора Астафьева. Чтобы вам было проще разобраться в нем, мы разделили перечень на несколько разделов — «Русская классика», «Зарубежная литература» и «Советская литература». А еще выбрали интересные комментарии писателя о некоторых произведениях.
Пришла пора школьных выпускных! Даже если вы уже не помните, как складывать дроби и какой ручкой нужно заполнять ЕГЭ, пройдите наш тест по ссылке. С его помощью вы узнаете, кто вы на тусовке выпускников! А разве не это самое важное в последние дни школы?
Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/testy/prover/2864375-krash-vsey-paralleli-tikhonya-ili-chey-to-batya-test-kto-vy-na-shkolnom-vypusknom
Подарок называется "Педагогическая мастерская "Организация учебного исследования на уроке"
Праздничные мероприятия в честь Дня молодёжи вчера состоялись и оказались грандиозными.
Из официального источника: "На празднике работали восемь тематических точек и около 100 развлекательных и образовательных площадок. Астрахань вошла в число 15 регионов страны, где День молодежи отметили на федеральном уровне при поддержке правительства региона и Росмолодежи. Почетным гостем мероприятия стал губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.
Площадка празднования протяженностью более километра развернулась от Центральной набережной до центра зимних видов спорта. Для участников организовали мастер-классы, образовательные лекции, ярмарку вакансий, спортивные и танцевальные состязания, батлы барабанщиков и бариста. В завершении праздника для астраханцев выступил дуэт Bahh Tee & Turken.
Игорь Бабушкин рассказал, что в Астрахани появится областной молодежный центр, концепция проекта которого стала одной из лучших в России и выиграла федеральный грант - 80 млн рублей. В планах - создать точку притяжения для всех молодых талантливых астраханцев."
Праздник проходил на центральной набережной города вокруг Петровского фонтана и далее -- действовало около ста различных тематических площадок. Патриотических, творческих, спортивных, карьерных, добровольческих. Это был настоящий парад волонтёрских объединений -- волонтёров Победы, комсомола, медиков, спортсменов, военно-патриотических клубов, творческих коллективов. Волонтёры рассказывали об истории нашей страны, проводили различные интерактивные игры со зрителями, демонстрировали оружие и военную экипировку, организовали мастер-классы разнообразной направленности -- от рукоделия до плетения маскировочных сетей. Именно в последней номинации я и отметилась. Вместе с единомышленниками из группы МасксетиАстраханьМобилизация мы сплели две маскировочные сети. Буквально на днях их отвезут в конкретное воинское подразделение на фронт.
У нас талантливая, творческая, добрая и открытая (я убедилась в этом, беседуя неформально с ребятами-волонтёрами) молодёжь. У нас добрый, трудолюбивый, самоотверженный народ. И мы, несомненно, победим любого врага. Мы -- вместе! Это было главным на вчерашнем празднике... Празднике не только молодого поколения, но и всех астраханцев любого возраста и статуса.
Литературная премия «Ясная Поляна» поддерживает традиции классической и актуальные тенденции современной русской литературы.
В состав жюри премии, которое возглавляет праправнук писателя Владимир Ильич Толстой, входят известные российские писатели, литературные критики и общественные деятели. Лауреатами премии в различных номинациях в разное время становились Дмитрий Данилов, Мария Степанова, Ольга Славникова, Наринэ Абгарян, Александр Григоренко, Гузель Яхина, Евгений Водолазкин, Алексей Иванов, Михаил Тарковский, Роман Сенчин и другие.
Премия «Ясная Поляна» учреждена в 2003 году музеем-усадьбой Л. Н. Толстого и компанией Samsung Electronics.