08 марта 2024

Тест: известные женщины в отечественной истории

8 марта во всем мире отмечают Международный женский день. Этот праздник был учрежден в ХХ веке как день солидарности женщин в борьбе за эмансипацию и равные права. Многие женщины вписали свои достижения в историю России, и в честь праздника мы предлагаем вспомнить факты из жизни тех, кто прославился в самых разных сферах — от искусства и спорта до политики и покорения космоса.
  1. Екатерина Дашкова
    • Учительница Александра Пушкина
    • Основательница Московского университета
    • Один из организаторов государственного переворота в пользу Екатерины II 

07 марта 2024

Фёдор Иванович Тютчев. «Silentium» — подлинник и перевод

 Источник

SILENTIUM

Молчи, скрывайся и таи
И чувства, и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
Встают и заходя́т оне,
Как звезды ясные в ночи:

Любуйся ими и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь;
Взрывая — возмутишь ключи:
Питайся ими и молчи.

Лишь жить в самом себе умей!
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум:
Их заглушит наружный шум,
Дневные ослепят лучи, —
Внимай их пенью — и молчи.
Начало 1830-х

Даже в академических словарях (например, «Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений»), хрестоматиях и на рекомендованных для школьников порталах («Библиотекарь.ру», «Академия.ру») встречаем информацию о том, что «Silentium» Ф. Тютчева — перевод стихотворения «Молчи» немецкого поэта Людвига Пфау. И стихотворение такое действительно есть.

МОЛЧИ


Таи от всех свою любовь
И мир ее не возмутится;
Ты видишь в чашечках цветов
Глубоко сладкий сок таится.
Пусть чувства нежные твои,
Как серна, будут боязливы
И что живет в твоей груди

Да будет скрыто в ней ревниво.
Сноси печали в тишине,
Не выдавай их даже взглядом
И пусть замрут во тьме оне,
Не отравляемые ядом.
Пускай, как солнце в лоне вод,
Они померкнут молчаливо
И что в груди твоей живет
Да будет скрыто в ней ревниво.

Скрой скорбь и радости свои,
Чтоб злоба их не осквернила,
Начнет ли сердце ныть в груди, —
Молчи: от гнета крепнет сила.
Знай: от дыхания людей
Сердечный пламень гаснет живо
И потому в груди своей,
Все, что живет в ней, скрой ревниво.
Перевод с нем. А. Шеллера, 1890-е гг.

Перевод этот появляется в нескольких русских изданиях в начале XX-го в. Однако Л. Пфау родился в 1821-м году. На момент сочинения Тютчевым «Silentium» ему было около девяти лет. Но прочитав даже в переводном виде стихотворение «Молчи», сложно не согласиться, что один текст является вольным переводом другого.

Немецкий поэт написал свое произведение в 1870-е годы, когда Федора Ивановича уже не было в живых. До этого оба поэта жили в Германии, оба бывали в Париже, оба писали для французских периодических изданий, но тютчевский текст на иностранные языки еще переведен не был, а русского немецкий поэт не знал. Загадка того, как «Silentium» попал к Пфау, остается открытой.

В этом же стихотворении содержится и одна из самых известных и загадочных крылатых фраз Тютчева: «Мысль изреченная есть ложь». Учитывая приверженность автора классической философии, мы невольно вспоминаем парадоксальное изречение Сократа: «Я знаю лишь то, что я ничего не знаю». Все образы, все идеи реально существуют лишь в нашем сознании, а между тем есть то, что невозможно выразить словами при всем разнообразии слов. Скрыта в этой фразе и одна из основных проблем передачи знания от одного человека к другому. Представление, понятие, образ в воображении двух людей не могут выглядеть одинаково, потому что каждый преломляет их через свой жизненный опыт.

Есть в этом стихотворении и еще одна менее распространенная, но всем знакомая фраза: «Молчи, скрывайся и таи…» Как для русской, так и для европейской культуры, всегда направленных на взаимодействие одного человека с другими, она звучит как вызов, разрыв шаблонов. От проговаривания происходит растрачивание чувства. При этом сложно надеяться, что люди действительно поймут то, что ты им хочешь сказать. «Поймет ли он, чем ты живешь?» — вопрошает Тютчев. Оба поэта сомневаются в способности эмпатии окружающего их общества, но уверены в том, что именно сильные чувства, впечатления со всеми их переливами, особенностями, даже отчаянием, болью важны для внутреннего мира человека, именно они ценны.

«Молчи, скрывайся и таи…» — автор не только призывал к этому, он так жил. Меланхоличным, чувствительным, рассеянным, не любящим рассказывать о себе, склонным к апатии поэт был на протяжении всей своей жизни. Это и привело к тому, что многие его стихотворения оказались потерянными, а многие факты жизни остались неизвестны. «Его не привлекали ни богатства, ни почести, ни даже слава…» — вспоминал о Тютчеве его сослуживец по дипломатической миссии князь И. С. Гагарин, привезший тетрадь с тютчевскими стихами из Мюнхена, в котором жил Федор Иванович в те годы, в Петербург А. С. Пушкину.

Результатом стало то, что Пушкин напечатал «Silentium» в числе нескольких других стихотворений Тютчева в журнале «Современник» в 1836-м году. Это была первая значительная публикация творчества поэта, которую тогда никто не заметил.

06 марта 2024

Фазиль Искандер (1929-2016), русский и абхазский писатель и поэт.

.

Фазиль Искандер (1929-2016), русский и абхазский писатель и поэт. 6 марта его день рождения
 Как называется знаменитая книга Фазиля Искандера?

Подобно Вальтеру Скотту, Фазиль Искандер начинал как поэт, но после пяти стихотворных сборников опубликовал повесть «Созвездие Козлотура», которая и принесла ему настоящую славу.

Чем творчество Фазиля Искандера уникально?

Оно уникально своей самобытностью, особенным подходом писателя к выбору тем и проблем и способам их воплощения; стилем создания неповторимых, многогранных характеров, синтезом русской и абхазской культур, контаминацией романтизма и реалистичности. Своеобразие творчества Искандера состоит также в выборе им жанра.

Как переводится слово Искандер на русский?

Имя Искандер — в исламе царь, воздвигший стену, защищающую от
злобных народов; отождествлялся с Александром Македонским («Искандером Двурогим»).

Что почитать у Искандера?

Фазиль Искандер – лучшие книги
4,4. Фазиль Искандер Сандро из Чегема (сборник) ...4,2. Фазиль Искандер Кролики и удавы ...
4,4. Фазиль Искандер Софичка (сборник) ...
4,2. Фазиль Искандер Тринадцатый подвиг Геракла ...
4,5. Фазиль Искандер Детство Чика (сборник) ...
4,2. Фазиль Искандер Созвездие Козлотура (сборник) ...

Пушкин о своём отношении к писанию писем

Я <не> люблю писать писем. Язык и голос едва ли достаточны для наших мыслей — а перо так глупо, так медленно — письмо не может заменить разговора.

Пушкин -- Н. И. Кривцову. Вторая половина июля -- начало августа 1819 г. Михайловское (Черновое)
Николай Иванович Кривцов (1791--1843) -- дипломат, брат декабриста С. И. Кривцова, в середине 1820-х годов губернатор тульский, воронежский и затем нижегородский; с 1827 года в отставке.
   По словам Вяземского, Кривцов "не был записан в арзамасском штате, но был приятелем всех арзамасцев". Ставший близким другом поэта.
Вот что весьма откровенно писал Пушкин Кривцову о своей женитьбе:     

ПУШКИН -- H. И. КРИВЦОВУ

  10 февраля 1831 г. Москва

     Посылаю тебе, милый друг, любимое мое сочинение1. Ты некогда баловал первые мои опыты -- будь благосклонен и к произведениям более зрелым. Что ты делаешь в своем уединении? Нынешней осенью был я недалеко от тебя. Мне брюхом хотелось с тобою увидеться и поболтать о старине -- карантины мне помешали. Таким образом, бог ведает, когда и где судьба сведет нас опять. Мы не так-то легки на подъем. Ты без ноги, а я женат.
   Женат -- или почти. Все, что бы ты мог сказать мне в пользу холостой жизни и противу женитьбы, все уже мною передумано. Я хладнокровно взвесил выгоды и невыгоды состояния, мною избираемого. Молодость моя прошла шумно и бесплодно. До сих пор я жил иначе, как обыкновенно живут. Счастья мне не было. Il n'est de bonheur que dans les voies communes {Счастье можно найти лишь на проторенных дорогах (фр.).}2. Мне за 30 лет. В тридцать лет люди обыкновенно женятся -- я поступаю как люди и, вероятно, не буду в том раскаиваться. К тому же я женюсь без упоения, без ребяческого очарования. Будущность является мне не в розах, но в строгой наготе своей 3. Горести не удивят меня: они входят в мои домашние расчеты. Всякая радость будет мне неожиданностию.
   У меня сегодня spleen {тоска (англ.)} -- прерываю письмо мое, чтоб тебе не передать моей тоски; тебе и своей довольно. Пиши мне на Арбат в дом Хитровой. На днях получил я чрез Вяземского твое письмо, писанное в 1824 4. Благодарю, но не отвечаю.
Источник

05 марта 2024

Сибирский город стал столицей Тотального диктанта

 

В Новосибирске 1 февраля прошел финал конкурса «Столица Тотального диктанта» — главным городом этого сезона стал Томск.

Город-победитель объявили в новосибирском Академпарке, где собрались организаторы, филологи и участники традиционной научно-практической конференции Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке».

Город-столица Тотального диктанта не только получит официальный статус, но и примет на главной площадке автора текста — российскую писательницу Анну Матвееву, а также проведет онлайн-марафон в день акции и серию научно-популярных мероприятий, сопровождающих проект.

Напомним, что до 2018 года бессменным городом, в котором автор читал свой текст, был Новосибирск. Чтобы придать новый толчок акции, организаторы решили ежегодно проводить конкурс по выбору столицы Тотального диктанта. Этот статус город получал ровно на один год. В разное время это были Владивосток, Таллин, Санкт-Петербург, Якутск, Ярославль и Нижний Тагил. Именно в эти города приезжали авторы читать тексты, написанные специально для Тотального диктанта.

Напоминаем, что Тотальный диктант пройдет 20 апреля 2024 года.

04 марта 2024

"Смерть поэта" - история одного стихотворения

Источник

4 марта (по другим данным 2 марта) 1837 года за стихотворение "Смерть поэта" был арестован и сослан на Кавказ Михаил Юрьевич Лермонтов.
Стихотворение было написано спустя несколько часов после первого известия о смертельном ранении Пушкина на дуэли.

Трагическая гибель великого поэта потрясла Лермонтова, который относился к Пушкину как к учителю и наставнику. Так в конце первой части стихотворения существует прямая аналогия между поэтом и Христом, принявшим мучительную смерть - «венец терновый… надели на него». К Дантесу же Лермонтов относится с презрением, пишет что он не представлял себе «на что он руку поднимал!…». Однако при этом считает его слепым орудием в руках истинных убийц. На них-то Лермонтов и направляет весь свой гнев.

Дуэль раскола общество на 2 лагеря - высшая аристократия во всем обвиняла Пушкина и оправдывала Дантеса, люди менее высокопоставленные восприняли гибель поэта как национальное бедствие. Доподлинно известно, что император с пренебрежением относились и к самому Александру Сергеевичу, и к его творчеству. Поэт постоянно подвергался насмешкам и унижениям.

Через некоторое время после похорон Пушкина стало очевидным, что высшее общество и государственные чиновники защищают Дантеса и клевещут на Пушкина, совершенно не принимая во внимание значение его таланта для России.

Разгневанный Лермонтов добавляет к стихотворению еще 16 строф ("А вы, надменные потомки..."), наполненных резкой критикой против осквернителей памяти Пушкина. Лермонтов переходит к прямому обращению к виновникам смерти поэта и называет их своими именами («Вы, жадною толпой стоящие у трона»). Перечисляются и другие преступления «наперсников разврата»: обман для достижения богатства и высокого положения, подавление всех проявлений свободы и правды, использование власти в личных интересах. Очень эффектна концовка произведения, основанная на резком противопоставлении: «черная кровь» преступников — «праведная кровь» поэта.

Всё это приводит к тому, что произведение получает резкий антиправительственный характер. Николай I получил его от анонима с надписью «Воззвание к революции». Заключительные строки были квалифицированы как «вольнодумство, более чем преступное». 4 марта 1837 года Лермонтов был арестован и после семидневного расследования дела о «непозволительных стихах» отправлен в ссылку на Кавказ.

Фёдор Тютчев: главные стихи с комментариями

 Источник

Поэтический язык Тютчева, законсервированный долгой жизнью в Европе, позволил перекинуть мостик между Золотым и Серебряным веками русской поэзии.
В июле 1822 года, восемнадцатилетний Федор Иванович покинул России и поступил на дипломатическую службу в Баварии. Следующие 22 года он был почти полностью оторван от русской культуры, но был дружен и тесно общался с видными представителями немецкого романтизма — Шеллингом, Гейне, глубоко увлекался развитием философской и научной мысли в Европе той эпохи.

Как писал его первый биограф — литератор и муж старшей дочери поэта Иван Аксаков — Федор Иванович не говорил на русском в обычной жизни, по его предположению, даже не думал на нем, а пользовался им исключительно для сочинения поэтических строчек. В доме Тютчевых говорили на французском или немецком языке.

По рассказам того же Аксакова, большая часть критиков не восприняла поэта радушно и в 1860-е годы, о которых принято говорить, что к поэту пришла литературная слава. Тютчева обвиняли в том, что язык его еще из допушкинской эпохи. Слишком много в нем было отвлеченных понятий, церковнославянской лексики, архаизмов, неровных стилистических фраз — искусство того времени было куда более стройным, реалистичным. Вследствие этого и темы, которые волновали Тютчева (жизнь и смерть, рок и судьба, отношения природы, Бога и человека), представлялись выходцами из конца XVIII-го века. Вопросы у современников вызывал и возраст новообъявившегося властителя муз. Тогда уже сложился стереотип, что поэзия — удел молодых, а Федору Ивановичу было за пятьдесят.

Несмотря на деятельное желание родных увековечить память поэта, Тютчев, вполне возможно, был бы забыт, не случись в России волны декадентства и символизма, а в ней мессии и идола символистской эпохи В. Соловьева, который в своей статье в журнале «Современник» в 1900-м г. определил лирическую поэзию Тютчева «самым главным кладом русской словесности». И внезапно то, что выглядело устаревшим в XIX-м веке, оказалось ультрамодным в XX-м. Цитатами из Тютчева пестрят статьи В. Иванова, В. Брюсова, А. Блока... Для них он становится не тем, кто опоздал, а тем, кто шагнул много дальше своей эпохи.

Комментируя десять хрестоматийных стихотворений поэта, я стремилась прежде всего раскрыть неоднозначность и диалектичность поэтики Тютчева, указать на несколько закрепившихся мистификаций, связанных с трактовкой как его личности, так и отдельных стихотворений. Не без иронии важно заметить, что на данный момент написано о поэте очень много, но большинство работ являются лишь размышлениями, а часто и фантазиями на тему.

В преддверии чтения хочу привести определение тютчевской поэзии, данное Ю. Лотманом, оно видится мне наиболее точным: «Семантика поэзии Тютчева отличается большой сложностью. Если привычная картина в истории литературы состоит в том, что отдельные поэты и целые литературные направления переходят от одного типа смыслообразования к другому как от этапа к этапу, то для Тютчева характерно, часто в пределах одного стихотворения, совмещение самых различных и исторически несовместимых семантических систем. Одни слова у него несут барочно-аллегорическую семантику, другие связаны с романтической символикой, третьи активизируют мифологический пласт значений, оживляющий черты глубокой древности, четвертые с исключительной точностью и простотой обозначают вещный мир в его предметной конкретности».

1. «Весенняя гроза» — стихотворение не о русской природе

03 марта 2024

День рождения автора повести-сказки «Три толстяка»

Юрий Олеша создал свои первые стихотворения еще в школе. После он пробовал себя в разных амплуа: писал агитационные стихи, тексты для плакатов, фельетоны для газеты «Гудок», работал над сказкой о революции «Три толстяка» и романом «Зависть». В 1930-х годах вышла его пьеса о двойственности советской власти, и после этого произведения Олеши попали под негласный запрет.
Ю.К. Олеша — талантливый самобытный писатель. По словам В. Шкловского, его проза определяла ритм литературы 20-х годов. Творчество Олеши невелико по объему. В большей степени, чем цензурные препоны, виной тому чрезмерная строгость автора по отношению к себе. Многие произведения так и остались в замыслах или черновиках. Олеша часто говорил: «Мне совестно, что я неплодороден». Но в немногочисленных его произведениях создан своеобразный, прихотливый, удивительный и неповторимый мир. Большинству читателей знаком с детства как автор сказочного романа для детей «Три толстяка» (1924), написанного с большой выразительностью, необычностью слова, яркостью образов.
Юрий Олеша (1899-1960), русский советский писатель
О жизни и творчестве Юрия Олеши можно прочитать здесь

"Три толстяка". 1963 год

Случайная цитата о литературе

"Литература — это храм, куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями".
С.Г. ШАУМЯН

02 марта 2024

2 марта -- день рождения русского поэта Евгения Баратынского

«Поэзия таинственных скорбей» — так сам поэт в одном из итоговых своих стихотворений «На посев леса» обозначил дух своего творчества. Но ее пафос — в поиске новых путей лирики, в формировании языка поэзии мысли. И эту эстафету подхватит не только ближайший его современник и родственник Ф.И. Тютчев, но и всё направление русской философской поэзии XX в. — от А. Блока до И. Бродского.
Евгений Баратынский (1800-1844), русский поэт.

Пафос поэзии Баратынского

Поэт пушкинской эпохи, близко знакомый не только с Пушкиным, но и с поэтами его круга, нередко обращавшийся к темам, мотивам, образам их творчества как «формам времени», Евгений Абрамович Баратынский (нередко его фамилию пишут «Боратынский»; 1800—1844) внес в свою поэзию лермонтовские настроения, остро ощутив приближение эпохи общественных сумерек. Очарованию и иллюзиям эпохи гражданской экзальтации он противопоставил разочарование и безыдеальность эпохи безвременья.

В середине своего жизненного пути и почти у истоков творческого становления он пишет два стихотворения — «Муза» и «Мой дар убог и голос мой негромок...». Это не просто программные произведения или эстетические манифесты, а своеобразные автопамятники, попытка определить себя, свое место в истории и предугадать свою судьбу.

Не ослеплен я Музою моею:
Красавицей ее не назовут...


И далее, на протяжении всего 12-стишия, почти в каждой строке толпятся отрицательные частицы «не» и «ни», трезво фиксируя то, чего нет у Музы поэта. Но в этой череде отрицаний незаметно возникает лик героини, то, чем «поражен бывает мельком свет», — «ее лица необщим выраженьем». И в этом определении заключен весь пафос стихотворения — установка на оригинальность, не бросающуюся в глаза, но глубинно скрытую в тайниках поэтической мысли.

Пафос своей поэзии Баратынский афористически выразил в стихотворении «Всё мысль да мысль! Художник бедный слова!..». Уже первая строка девятистишия — два восклицания, выражающие устойчивость главного образа поэзии, почти ее мирообраза, связанного с приоритетом мыслительного начала и передающего состояние художника, ее «жреца». Сравнивая себя со скульптором, музыкантом, художником, со всеми творцами, тяготеющими к чувственным образам, к пластике форм, поэт-мыслитель боится, что не справится с воссозданием всего многообразия земной жизни:

Но пред тобой, как пред нагим мечом,
Мысль, острый луч! бледнеет жизнь земная.


Поиск языка поэзии мысли, философской лирики — так можно определить направление творческих экспериментов Баратынского. Наследуя традицию русского любомудрия, открытия Веневитинова и Вяземского в области метафизического языка поэзии, именно Баратынский сумел облечь мысль в плоть чувства и поэтического слова, сделать мысль переживанием.

Пушкин тоже любил кошек!

Вчера отмечали Всемирный день кошек. Каких только дней/праздников не бывает!

История не сохранила для нас имена и «портреты» реальных котов поэта. В письмах Пушкина упоминаются два кота, но оба они являются литературными персонажами. В конце февраля 1825 года поэт пишет брату Льву:Начало Кота Измайлова очень мило. <…>
…Вы любите кота?
Любите: он ведь сирота…

Но в творчестве поэта – и в поэзии, и в прозе , и в его выразительных карандашных набросках или рисунках пером – мы встретим множество «кошачьих» эскизов, сценок с присутствием кошек. Пушкин явно получал огромное удовольствие, наблюдая за представителями усатого и хвостатого кошачьего племени. Он обладал удивительным даром понимать котов. В творчестве Пушкина встречаются и реальные коты, и мистические, и кошачьи метафоры.

Конечно, самый известный и любимый нами с раннего детства – это кот учёный из Пролога к поэме «Руслан и Людмила». Этот лукоморский зверь талантлив, мудр и образован.

У лукоморья дуб зелёный,
Златая цепь на дубе том:
И днём, и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Пойдёт направо – песнь заводит,
Налево – сказку говорит…

Явился этот кот из народных преданий о сказочном коте Баюне, который сказками побеждал, сказками усыплял… «Руслан и Людмила» – сказка-поэма, услышанная однажды Александром Пушкиным у зелёного дуба за кружкой мёда-пива от кота учёного, ходившего по золотой цепи. А на самом деле она была рассказана поэту его любимой няней Ариной Родионовной. Здесь чётко прослеживается связь пушкинской поэмы с русским фольклором.

Любимая лирическая героиня поэта Татьяна Ларина, конечно, не могла обойтись без пушистого друга, тем более что жила она в деревне. Кошка – грациозное, пластичное, теплое существо, создающее в доме покой и уют. С ним можно поговорить, можно приласкать. Кот Лариных предпочитал общество тихой, задумчивой Татьяны, а не весёлой, шумной Ольги. Глядя на своего любимца, Татьяна отмечала народные приметы.

Жеманный кот, на печке сидя, 

Мурлыча, лапкой рыльце мыл:
То несомненный знак ей был,
Что едут гости…

01 марта 2024

Эрмитаж -- художественный музей

Эрмитаж – художественный музей, расположенный в бывшей императорской резиденции Зимнем дворце в Санкт-Петербурге. Сегодня он является настоящей сокровищницей мирового искусства разных эпох и стран, по богатству и значимости своей коллекции стоящий в одном ряду с лучшими музеями мира. Сравниться с ним в этом плане могут разве что парижский Версаль и мадридский Прадо. Сегодня в музейный комплекс входит 6 зданий, соединенных внутренними переходами.

Основана экспозиция была во времена правления императрицы-просветительницы Екатерины Великой, в 1764 г. Началась коллекция с купленных ей полотен Рембрандта, Йордана и ряда других мастеров.

Первоначально её коллекция размещалась в небольшом дворцовом флигеле, именовавшемся Ermitage от французского «Уединение». Это название позднее перешло на весь музей.

После свержения самодержавия, в 1920 г. под музейную коллекцию был отдан весь колоссальный Зимний дворец бывших российских монархов.

Сегодня в Эрмитаже собраны тысячи экспонатов, представляющих культуру всех эпох и уголков мира. Здесь имеются артефакты каменного века, античные и средневековые произведения искусства, египетские саркофаги и мумии, рыцарские доспехи и оружие, коллекции драгоценностей. Но настоящей жемчужиной Эрмитажа всё же является поистине бесценное собрание живописных полотен европейских мастеров – Рафаэля, Рубенса, Тициана, Да Винчи, Рембрандта.

Этот самый значимый художественный музей России ежегодно посещает более 5 миллионов человек, прибывающих сюда со всех концов планеты.

29 февраля 2024

Течет ли вода под лежачий камень?

 

"Под лежачий камень вода не течёт!" - эта пословица всем нам известна с детства. Она говорит о том, что если ничего не предпринимать, ничего не делать, то дело не сдвинется с места, ничего не изменится и желаемая цель не будет достигнута. Но так ли это на самом деле? Действительно ли вода не течет под лежачий камень?
Эта пословица действительно имеет глубокий смысл, но как часто бывает в жизни, истинная мудрость может быть скрыта за поверхностным суждением. Вода может течь под лежачий камень в зависимости от нескольких факторов: таких, как форма и размеры камня, структура почвы или поверхности, на которой камень лежит, а также уклона местности.Если камень лежит на достаточно плотной и непроницаемой почве, то вода скорее всего не будет проходить под ним. Однако, если почва более проницаемая или если камень не плотно прилегает к земле, имея не идеально ровную поверхность, то вода может проникать под ним, особенно при наличии дождя, реки или другого водного потока.
Таким образом, ситуация может быть разной в зависимости от обстоятельств. Иногда вода течет под лежачий камень, а иногда нет. Этот пример иллюстрирует важное учение о необходимости активного действия для достижения цели. Иногда, чтобы добиться успеха, нужно предпринять шаги, даже если кажется, что преграды непреодолимы.
Но что же имели в виду древние? Скорее всего эта пословица, как и многие другие, имела некоторое продолжение, а к нам дошла лишь ее первая часть. Посмотрите на эту пословицу как на напоминание о важности наших действий, даже когда мы сталкиваемся с преградами или нам кажется, что ничего не происходит. Иногда вода все-таки может протечь под лежачим камнем, если мы найдем способы ее направления или преодоления препятствия на пути к нашей цели.

28 февраля 2024

Пушкин и Анна Керн

Александр Сергеевич Пушкин

Мне изюм
Нейдет на ум,
Цуккерброд
Не лезет в рот,
Пастила нехороша
Без тебя, моя душа.
АЛЬБОМНЫЕ СТИХИ А. П. КЕРН. Шуточные записи Пушкина.

В XIX веке словом «suikerbrood» называли в Голландии и Бельгии кондитерское изделие в виде хлеба из пшеничной муки, сахара и пряностей, по вкусу немного напоминающий современный пряник.
Источник: goog_846491687http://pushkin-lit.ru/pushkin/stihi/stih-608.htm
Рисунок Нади Рушевой. Анна Керн (1800 - 1879)

27 февраля 2024

«Культурный вопрос»: откуда берутся крылатые выражения

В русском языке множество устойчивых выражений — фразеологизмов
. Одни имеют исконно русское происхождение, другие заимствованы из иностранных языков. Крылатые фразы могут возникать из пословиц, песен или сказок, часто служат отсылкой к библейским сюжетам, традициям определенного региона или историческим событиям — даже таким, которые, в отличие от самих выражений, давно забылись. Иногда ученым-филологам трудно установить, откуда взялся фразеологизм, и существуют одновременно несколько разных версий.
Мы составили подборку материалов из рубрики «Культурный вопрос», посвященных истории крылатых выражений. Читайте, кого называют «бабой рязанской», кто такая «кузькина мать» и зачем ее п оказывают, а также почему об удачливых людях говорят, что они «родились в рубашке». Читать далее

26 февраля 2024

Читаем на бегу. Семь классических рассказов

 Источник

Эта подборка коротких рассказов для книголюбов и книгоманов, у которых мало свободного времени. В транспорте или в пробке, в обеденный перерыв или в пятиминутку, в очереди или в зале ожидания — читайте классику. Перед вами семь рассказов Антона Чехова, Александра Грина, Афанасия Фета, Всеволода Гаршина, Александра Куприна, Сергея Есенина и Николая Лескова. Каждое произведение невероятно интересно и не займет у вас много часов.

Рассказ «Беседа пьяного с трезвым чертом» Антона Чехова

— это миниатюра, описывающая встречу изрядно выпившего отставного коллежского секретаря Лахматова с явившимся к нему чертом. Непрошеный гость оказался существом словоохотливым, к тому же испытывающим те же ущемления и неудобства по службе, что и хозяин застолья.

Сюжетную основу миниатюры «Бродяга и начальник тюрьмы» Александра Грина

составляет случайная встреча начальника тюрьмы провинциального городка с арестантом-бродягой — неким «рваным субъектом», которого к начальнику Пинкертону доставили, чтобы вскопать клумбы. Рассказ написан и впервые опубликован в 1924 году в сборнике «Сердце пустыни».

6 вопросов о том, как читать «Преступление и наказание» Достоевского, чтобы его поняли школьники

 ИСТОЧНИК

Подробный разбор одного из самых сложных русских романов в разговорах с учителями литературы.

Бедный студент кладет за пазуху топор, приходит в квартиру к неприятной старухе-процентщице и убивает ее. Оставшиеся четыреста страниц студент переживает произошедшее, видит странные сны, знакомится с проституткой, затем во всём сознается следователю и отправляется на каторгу. Роман с таким сюжетом школьники должны освоить в 10-м классе. Зачем он нужен в школьной программе? Кто такие «твари дрожащие», почему роман «полифонический» и как понимать таинственные символы в тексте? Учителя литературы отвечают на главные вопросы о романе Достоевского «Преступление и наказание».

Подробнее на «Меле»: https://mel.fm/ucheba/shkola/4021397-6-voprosov-o-tom-kak-chitat-prestupleniye-i-nakazaniye-dostoyevskogo-chtoby-ego-ponyali-shkolniki

25 февраля 2024

Имена и фамилии в русском языке: правописание


Не существует никаких правил относительно имен собственных. Каждый волен назвать своего ребенка так, как ему угодно, не сообразуясь ни с традициями, ни с грамматикой. Если кто-то захочет наречь свою дочь Тотьяной или Барисом, воспрепятствовать этому в демократическом обществе практически невозможно, я не говорю уже о свежепридуманных именах, где простор для фантазии просто неограничен.

Случайная цитата о литературе

"Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела" 
                                                                                     Д. АДДИСОН
АДДИСОН ДЖОЗЕФ (Addison, Joseph) (1672–1719) -- английский писатель и государственный деятель,

Какое время правильнее: зимнее или летнее?

 Источник

А вы не задумывались о том, что первостепеннее и важнее: зимнее время или летнее?
Астрономически правильнее следовать естественному ходу времени, соответствующему положению Солнца на небесной сфере. Однако вопрос о том, какое из времен "правильнее", часто зависит от общественных и практических соображений, таких как энергосбережение, организация рабочего времени и прочее.
Поэтому зимнее и летнее время включают в себя ряд особенностей.
Зимнее время соответствует времени года, когда день короче ночи. Оно наступает в тот момент, когда Солнце достигает своего низшего положения на небесной сфере. Зимнее время считается более естественным с астрономической точки зрения, так как оно ближе к естественному ходу светового дня.
Летнее время введено с целью эффективного использования светового дня в период летних месяцев. При этом часы переводятся вперед, что позволяет людям больше времени проводить на свежем воздухе в период активности и раньше начинать день.
Неправильно говорить о "правильном времени", правильно - максимально использовать световой день. Добиться этого можно переводом стрелок на часах или приучением людей к более раннему началу своего дня.

"...змий зовёт к себе, к таинственному древу..."

О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:1
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу;2
Запретный плод вам подавай:
А без того вам рай не рай..
Роман в стихах
"Евгений Онегин"
Глава VIII
Строфа XXVII
Примечание:

1 Эва (Ева) - праматерь всех людей.
2 "К таинственному древу" - райское древо познания добра и зла
.
Репродукция картины художника Петра Кончаловского "А. С. Пушкин"





24 февраля 2024

Константин Фролов- Крымский. Не будите русского медведя

Третьяковская галерея

Третьяковская галерея – крупнейшее в России собрание произведений искусства отечественных мастеров. Основан этот художественный музей в 1856 г. купцом Третьяковым, в честь которого и получил своё название. В 1892 г. он подарил своё уникальное собрание, состоявшее из почти 2 тысяч картин, рисунков и скульптур городу Москве. После революции 1917 г. Третьяковка национализирована и продолжила пополняться картинами, изъятыми из частного владения.

В годы Великой Отечественной войны галерея 17-ю железнодорожными эшелонами была эвакуирована в Новосибирск, и вернулась обратно в Москву только в 1945 г.

Экспозиция музея охватывает широчайший временной отрезок от XI в. до современности. Здесь выставлены образцы древнерусской иконописи, скульптуры и полотна выдающихся русских мастеров – Васнецова, Шишкина, Айвазовского, Репина, Врубеля, Сурикова, Брюллова и многих других.

Отдельный зал Третьяковской галереи отведён под драгоценные украшения, созданные в XI-ХХ вв.

Каждый год музей посещают до 1,5 миллиона человек, желающих поближе ознакомиться с богатым художественным наследием русского народа.

Тест: угадайте оперу по цитате из арии

Литературная составляющая опер часто остается в тени. Зрители запоминают музыку, исполнителей, яркие детали декораций и костюмов, а либретто — и сюжет, и тексты — порой остается без внимания. Поэтому предлагаем вам проверить себя: попытайтесь угадать знаменитые оперы только по отрывкам из арий.
  1. Скоро, скоро, месяц ясный,
    твой потухнет чистый свет.
    Скоро полночь — час ужасный!
    • Точно «Пиковая дама» — там все происходило ночью
    • Это из оперы «Аскольдова могила», Неизвестный ждет Всеслава

23 февраля 2024

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 5 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска

Финалисты и победители премии «Большая книга» 2023. Часть 5 – Блог «ВО!круг книг» библиотеки им. А.С. Пушкина г. Челябинска: Победители: Евгений Водолазкин «Чагин», Юрий Буйда «Дар речи», Алексей Сальников «Оккульттрегер» Напомню, что совсем недавно, в декабре прошлого года были объявлены победители премии «Большая книга» 2023 года. Их выбирали из короткого списка авторов, прошедших в финал, после напряженной рабо...