В Госдуме хотят включить в школьную программу творчество Газманова, «Любэ» и SHAMAN. Мы вчитались в слова песен этих исполнителей и поняли: депутатам в них, похоже, видится эдакий Есенин на минималках. А вы сможете отличить классика от современников по стихотворным строкам? Сейчас проверим.
Образовательный блог учителя русского языка и литературы Валентины Васильевны Саблиной для учеников, учителей и всех, кто хочет больше узнать о языке и литературе, об использовании современных технологий, нейросетей, в частности, в работе учителя
Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе
30 марта 2024
«Гой ты, Русь, моя родная». Тест: это стихи Есенина или творчество Газманова, «Любэ» и SHAMAN
29 марта 2024
Проверяем информацию. Советы для школьников и взрослых
2. Познакомьтесь с противоположными точками зрения. При этом помните, что наш мозг склонен доверять той информации, которую он узнал первой, искать её подтверждение и «не обращать внимания» на факты, которые ей противоречат.
3. Найдите информацию об авторе или источнике информации. Логично, если физик рассказывает о теории струн, но странно, если он рассуждает о курсе валют. Один и тот же журналист может публиковать статьи на разные темы, но тогда у него должны быть разные источники, и желательно, чтобы они не были анонимными.
4. Обращайте внимание на конкретику. «Всем известно», «учёные уверены», «огромное количество», «высочайшее качество» — эти и подобные выражения не говорят ни о чём. В достоверных материалах приводятся конкретные имена, цифры, факты.
5. Концентрируйтесь на сути, а не на эмоциях. Часто под сенсационными заголовками оказываются очень непримечательные новости.
6. Помните, что современные нейросети могут подделать фото и видео.
7. Обращайте внимание на детали. Бывает такое, что в целом информация правдива, но, например, цифры приукрашены или неверно поданы. Например, в заголовке статьи могут упоминаться «семь тысяч фальшивых купюр», а в тексте всего три фальшивые купюры, общим номиналом семь тысяч.
8. Проверьте, нет ли противоречий внутри самого материала. Бывает такое, что текст начинается с тезиса «рака не существует», а продолжается идеей «рак эффективно лечится одной единственной методикой». Две этих мысли явно не соотносятся друг с другом, а значит и весь текст имеет сомнительную ценность.
9. Если вы увидели информацию в соцсетях, изучите аккаунт, с которого она размещена. Если он анонимный, был недавно создан, содержит минимум авторского контента (есть только репосты), это повод насторожиться.
10. Если речь о научных данных, проверяйте их актуальность. Результаты новых исследований публикуются каждый день, и они могут значительно отличаться от предыдущих.
И последний совет, который не поможет распознать ложь, но поможет не приумножать её поток: не распространяйте какую-либо информацию, если не уверены в её истинности.
28 марта 2024
5 причин, почему новый фильм «Онегин» противопоказан школьникам
1. Не те герои
Почему школьникам трудно понимать, а главное, ассоциировать с собой русскую классику и ее героев? В том числе потому, что им не кажется, будто персонажи книг — их ровесники или почти ровесники. И даже если автор указывает на юный возраст героев, все равно детям сложно ассоциировать их с собой, ведь эти персонажи странно говорят, называют друг друга по имени-отчеству, слишком много церемонятся. Так вот, фильм «Онегин» только увеличивает пропасть между героями классики и сегодняшними подростками. Потому что в фильме актеры, при всем уважении, еще и выглядят как ровесники родителей школьников.
При этом «Евгений Онегин» — это же роман про молодежь. Ольга, Татьяна, Ленский — ровесники нынешних школьников, Онегин постарше, ему 25, но это все равно еще совсем юный парень, просто, как сказали бы сейчас, словивший депрессивный эпизод.
Нет, я не говорю о том, что режиссер должен был осовременить историю и переместить ее в нынешние реалии. Ее просто надо было рассказать так, как задумывал Пушкин: молодой столичный тусовщик в депрессии едет в глубинку, где в него влюбляется 17-летняя девочка, а он, считая себя страшно крутым и прожженным, высокомерно ее отшивает. Но это его высокомерие — тоже ведь еще юношеское, такая, знаете, поза 25-летнего человека: «Я понял жизнь, я седой в душе». Как классно это можно было бы снять, подобрав талантливых молодых актеров, подсветив правильные акценты! Показав, как и почему Татьяна влюбляется в Онегина, которого совсем не знает (очень характерная черта подростковой влюбленности, согласитесь).
Но получилось что-то совсем другое: некий пожилой Остап Бендер приезжает в очень условную российскую деревню, зевая, перекидывается парой реплик с унылой женщиной в беседке, а дальше та начинает заламывать руки и лить слезы. Кажется, это больше напоминает сентиментальные романы, которые читала Татьяна и над которыми посмеивался Пушкин.
2. Картонная история любви
Из первого пункта вытекает второй. И нет, у Пушкина история любви была вовсе не картонная.
В романе родственники и соседи после появления Онегина у Лариных только и говорили, что о новом госте. В том числе о том, каким отличным женихом он мог бы стать для Татьяны — сплетничали даже, что уже, мол, куплены кольца и все решено. Разумеется, на впечатлительную девочку-интроверта все эти разговоры повлияли: она сначала, как полагается, смущалась, а потом незаметно для себя в эту историю с женихом поверила и влюбилась в загадочного соседа на самом деле.
Возвращаясь, опять же, к современной лексике, можно сказать, что Онегин в романе — это краш Татьяны, а поспособствовали развитию ее чувств люди, которые начали их активно шипперить.
Поймут ли школьники это из фильма? Едва ли. Потому что в фильме все иначе: там взрослый мужчина сначала мешает читать незнакомой женщине, потом обесценивает ее вкусы, а женщина не обижается на это, а вдруг начинает пылать. В общем, это уже про какую-то взрослую и нездоровую привязанность с элементами жертвенности. И совсем не похоже на чистую, сотканную из одних лишь фантазий подростковую влюбленность, которую имел в виду Пушкин. Поэтому и последующие заламывания рук, слезы и прочие сентиментальные прихваты никаких эмоций у зрителя не вызывают.
Любовь в фильме не получилась. Подростки на это точно не купятся. Наоборот, еще больше охладеют к классике: все это, мол, ненастоящее, мертвое, не про нас.
3. Неудачный перевод стихов на киноязык
Два примера: фильм «Мастер и Маргарита», который тоже вышел в этом году, и «Онегин». И та и другая картина — экранизации. И та и другая — очень авторские.
В «Мастере и Маргарите» режиссер экранизирует книгу не дословно с точки зрения текста, но максимально дословно в точки зрения смыслов. И это выглядит здорово!
В «Онегине» режиссер заменяет легкую, полную воздуха и света, динамичную онегинскую строфу прозаическим переводом, и как раз-таки смысл романа, его магия теряется, ритм у самой истории становится неровным и вязким, сюжет провисает и рассыпается. Да, стихотворные строки в фильме иногда звучат, но и это не спасает — актер Владимир Вдовиченков читает их, как будто у школьной доски и на оценку.
Как правильно нужно было обойтись с поэзией в кино? Не знаю, я не режиссер и не сценарист. Но так, как сделал это Андреасян, делать, кажется, не стоило. Так и вижу лица школьников, зевающих вслед за бесконечно зевающим на экране Онегиным.
4. Энциклопедия (не) русской жизни
На уроках литературы школьники, конечно, слышали, что Белинский назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. Но эта формулировка настолько истаскалась, что, кажется, уже перестала что-либо значить — просто еще один школьный штамп.
У режиссера был отличнейший шанс проиллюстрировать это понятие, вдохнуть в него жизнь. Но настоящей русской жизни — всего того, о чем писал Пушкин, — в фильме вообще нет: все очень условно, очень штампованно (побольше самоваров, ромашек и рюмашек) и как-то неправдоподобно.
Очень шаблонно показан светский Петербург, совсем не раскрыта тема русской деревни, хотя ее жизни и быту посвящена существенная часть романа. Поминки, например, там почему-то проходят на западный манер — это фуршет с напитками, а не застолье с кутьей и блинами. Святки и святочные гадания — важная часть романа — не показаны вовсе. Природа (которая, к слову, очень связана с образом Татьяны) тоже какая-то фотошопная.
Опрятней модного паркета
Блистает речка, льдом одета.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет лед…
Помните? У Пушкина в романе роскошная деревенская, пусть и поздняя («снег выпал только в январе») зима. Любимое время года Татьяны, между прочим. В фильме же зима — пара невнятных эпизодов в серых тонах. С другими временами года все тоже как-то слишком схематично. Если осень — то сбор гербария. Если лето — то стоять по пояс в траве или скакать по полю на коне. Ну ок.
Единственная удача в этом смысле — няня Татьяны в исполнении Светланы Немоляевой. Крошечная эпизодическая роль, переложенные на прозу поэтические строки, но актриса сумела найти правильную интонацию и вдохнуть в свой эпизод жизнь. Получилась как раз настоящая крестьянка-няня, вот ее истории и эмоциям веришь. А все остальное (и про деревню, и про Петербург, и про Москву) — слишком уж крупные и грубые мазки.
Никаких энциклопедических данных о русской жизни XIX века фильм не несет, школьники не узнают из него ничего нового и интересного. А сколько всего можно было бы сделать, сколько деталей взять у Пушкина, сколько удивительных, смешных, цепляющих мизансцен и эпизодов придумать…
5. Слишком плоская мораль
«Что ты наделал?!» — в фильме этот вопрос Онегину сначала с укором задают после дуэли с Ленским, а затем он мучает его в тревожных снах, уже в конце романа, когда Евгений влюбляется в недоступную теперь Татьяну. Пытался ли Пушкин таким образом обозначить мораль своего произведения? Кажется, все-таки нет. Он не осуждает своего героя, он пытается его понять.
А режиссер фильма предлагает осуждать. И школьники, посмотрев кино, радостно с ним согласятся: Онегин плохой, Татьяна — хорошая. Вот и вся мораль, вот и все выводы, очень удобно. А теперь на фуд-корт. Хотя выводы, конечно, должны быть не такими.
Было бы тонко, если бы вопрос «Что ты наделал?» режиссер адресовал себе. Но тонкость, кажется, не его любимый прием.
27 марта 2024
27 марта -- День театра. Знаменитые оперы Большого театра
26 марта 2024
Что такое синдром FOMO и почему многие люди его испытывают?
На ЕГЭ по русскому разрешили ссылаться на аниме, комиксы и видеоигры
25 марта 2024
Жить! Жить! Жить!
24 марта 2024
"Эту боль на душе не унять"
Случайная цитата о литературе
23 марта 2024
Где родился Онегин? Тест-игра: узнайте город по описанию из книг
ВОПРОС 1 ИЗ 8
В «Слове о полку Игореве» эта местность называется Тмутаракань.
Типичный Санкт-Петербург — там и море есть
Лермонтов много на Кавказе бывал. Махачкала?
У Лермонтова вроде про Тамань было…
22 марта 2024
Как связаны Толстой и Гарри Поттер? Учитель литературы — о новом взгляде на свой предмет
Для этого нужно, на мой взгляд, сделать главное — помочь эмоционально вовлечься в произведение. Проще всего это сделать через вещи, которые детям понятны. Например, использовать произведения популярной культуры: кино, сериалы, музыку, игры и книги. К тому же искать такие параллели и сравнения бывает просто весело. Вот несколько примеров.
1. Стихотворение Тютчева и песня рэпера Славы Марлоу
В песне «Ты горишь, как огонь» лирический герой Славы говорит о чувстве, которое буквально уничтожает его возлюбленную и его самого («Это любовь или это паранойя?»). Та же мысль — в стихотворении Тютчева «О, как убийственно мы любим…», где рассказывается история его запретных отношений с Еленой Денисьевой, о которых поэт написал одноименный цикл стихотворений:
«О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!»
Конечно, язык этих лирических текстов — разный, но ощущения, которые лежат в основе, похожи. Любовь на грани с жестокостью к самому дорогому человеку и чувство, которое сжигает обоих дотла, — общий мотив этих произведений.
2. Баллада Жуковского «Кубок» и сериал «Игра в кальмара»
Авторство этой параллели принадлежит ученику моего 5-го класса. Да, я тоже была удивлена, что мальчик смотрел сериал: кажется, такую жестокую историю детям лучше не смотреть. И все-таки не заметить сходство в произведениях сложно.
В балладе Жуковского царь — то ли чтобы проверить доблесть своих людей, то ли ради развлечения — предлагает кому-нибудь из приближенных прыгнуть со скалы в бушующее море. В первый раз молодому пажу, который принимает вызов, помогает Провидение, но когда ставки поднимаются (теперь обещают уже царевну) и он снова прыгает в воду, он погибает.
Алчность бедных и пресыщенность богатых есть и в «Игре в кальмара», где ради огромных денег люди играют на выбывание и умирают, пока не останется единственный счастливчик. И ведь герой каждого произведения думает, что обманет судьбу и победит смерть…
3. Салтыков-Щедрин и Бэтмен
Ключ к биографии этого автора — в двойной фамилии. Дворянин Салтыков дважды становился вице-губернатором, но литературные занятия у чиновников не поощрялись, поэтому он подписывал свои произведения фамилией Щедрин. Тем интереснее, что этот автор известен как едкий сатирик, писавший именно о социальных проблемах. Являясь частью государственной системы, он ее же и обличал, высмеивая бюрократизм и тупость.
Писатель одновременно проживал две разные жизни, прямо как Бэтмен, герой комиксов и фильмов, который, будучи одним из самых богатых людей мира, вставал на сторону обиженных и угнетенных.
Мы еще ни разу не видели фильм для подростков, в котором главный герой настолько явно обращался бы к произведению школьной классики.
В финале Игорь Гром, полицейский из Санкт-Петербурга, говорит побежденному главному злодею следующее: «Достоевского читал? Нельзя людей убивать, даже самых последних тварей. А иначе весь мир с катушек слетит. Как ты». Не это ли — пускай и в несколько упрощенном и плакатном виде — главная идея романа «Преступление и наказание»?
5. Поэты Серебряного века и k-pop-айдолы
Современную моду на корейский музыкальный шоу-бизнес можно объяснить в том числе концепцией «жизнетворчества». В русской поэзии Серебряного века она проявляется в том, что автор не только пишет произведения, но и в целом превращает свою жизнь и биографию в факт искусства.
У каждого корейского исполнителя — айдола — есть конкретный образ, который обусловлен его характером и работой продюсерского агентства.
И если мы вспомним, например, творческий путь Сергея Есенина, он тоже выглядит как интересный маркетинговый проект: от простого деревенского парня в лаптях и косоворотке до элегантного денди-имажиниста в цилиндре и автора сборника «Москва кабацкая».
История похожа, например, на недавние сольные альбомы участников группы BTS, где они примеряют на себя более дерзкие, непривычные для поклонников образы.
6. «Война и мир» и «Гарри Поттер»
Огромная книга о молодом человеке, который ищет себя и свое место в мире на фоне страшных исторических событий, — так можно описать сюжет как «Гарри Поттера», так и «Войны и мира». Важная разница, пожалуй, в том, что во втором произведении таких персонажей несколько.
И хотя это два разных жанра (у Толстого — роман-эпопея, у Роулинг — сказка, фэнтези), их объединяют проблемы взросления и поиска опор в жизни.
Больше всего эти произведения сходятся в кульминационном моменте, казалось бы, совершенно ненужной сюжету смерти на поле боя: Фреда Уизли и Пети Ростова. Сцены, после которых испытываешь шок, горечь и праведный гнев.
А в эпилоге «Войны и мира» и «Гарри Поттера» мы видим героев уже совсем взрослыми и готовыми к новым жизненным испытаниям, которые придется преодолевать уже их детям.
21 марта 2024
Откуда пошло выражение «бумага всё стерпит»?
20 марта 2024
Предлинные ногти, благородство в глазах и выразительная физиономия
Об Александре Пушкине современники оставили противоречивые воспоминания. Кто-то называл его внешность «смесью обезьяны с тигром», а кто-то считал поэта почти красавцем; одним запомнились его задумчивые глаза, другим — курчавые волосы. «Культура.РФ» совместно с Всероссийским музеем декоративно-прикладного и народного искусства собрал воспоминания современников поэта о его внешности, голосе и домашней обстановке.
A la Pusсhkin: внешность поэта
19 марта 2024
Оружейная палата -- настоящая сокровищница России
Оружейная палата — музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном. Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлевских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлевских казнохранилищ.
Оружейная палата хранит древние государственные регалии, парадную царскую одежду и коронационное платье, облачения иерархов русской православной церкви, крупнейшее собрание золотых и серебряных изделий работы русских мастеров, западноевропейское художественное серебро, памятники оружейного мастерства, собрание экипажей, предметы парадного конского убранства.
В музее представлено около четырех тысяч памятников декоративно-прикладного искусства России, стран Европы и Востока IV — начала XX века. Их высочайший художественный уровень и особая историко-культурная ценность принесли Оружейной палате Московского Кремля мировую известность.
18 марта 2024
Виктория -- значит Победа!
17 марта 2024
Кто был лучшим другом Пушкина?
Иван Пущин |
«Мой первый друг, мой друг бесценный» — так писал Александр Пушкин про Ивана Пущина. Именно его считают лучшим другом Пушкина, и это действительно так. В раннем детстве Пушкин был довольно одиноким мальчиком. И мать, и отец мало им занимались, больше внимания уделяя младшему сыну — Льву. В окружении маленького Александра не было ровесников — проводить время в обществе, собиравшемся у родителей, разрешали редко, так что он рос в компании книг из домашней библиотеки.
В Лицее Пущин стал близким другом Пушкина — произошло притяжение противоположностей. У Пушкина был характер ребенка, Пущин же рано стал очень взрослым. Среди лицеистов было модно писать стихи, но Пущин, обладая прекрасным слогом, этим не увлекался и вообще в проделках лицеистов не участвовал.
Пущин занимал видное место в Союзе благоденствия — объединении будущих декабристов. Пушкина в тайное общество не брали: боялись, что проболтается. А ему очень хотелось. Участие в тайном обществе создало между лучшими друзьями преграду, которая мешала полной откровенности.
В мае 1820 года Пушкина сослали на Юг, с Пущиным они не виделись пять лет, до легендарной встречи 11 января 1825 года. Тогда Пущин приехал к другу, отбывавшему ссылку уже в родовом Михайловском. Вот как сам Пущин описал тот день:
«С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его. Собираясь на Рождество в Петербург для свидания с родными, я предположил съездить в Псков к сестре... а оттуда уже рукой подать в Михайловское...
Погостил у сестры несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова... мчались среди леса по гористому проселку: все мне казалось не довольно скоро! Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора...
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило, беру его в охапку и тащу в комнату... Смотрим друг на друга, целуемся, молчим... Наконец пробила слеза (она и теперь, через тридцать три года мешает писать в очках), мы очнулись...»
Пушкин к этому времени уже был известным поэтом, работал над «Евгением Онегиным» и «Борисом Годуновым». Иван Пущин бросил блестящую карьеру гвардейского офицера и стал судейским чиновником (по примеру Кондратия Рылеева), запятнав тем самым известную дворянскую фамилию (в офицерской среде к гражданским чиновникам, особенно к судейским, относились презрительно). Но пропасть между друзьями исчезла, и, скорее всего, Пущин тогда сообщил Пушкину о готовящемся восстании. Это была их последняя встреча.
Когда в Петербурге началось выступление декабристов, Пущин активно принимал участие в командовании вместо неявившегося Сергея Трубецкого. На следующий день он был заключен в Петропавловскую крепость и приговорен к смертной казни, но потом было принято решение о лишении Пущина чинов и дворянства и ссылке в Сибирь.
16 марта 2024
«Корифей научной фантастики»: к 140-летию со дня рождения Александра Беляева
16 марта 1884 года родился Александр Романович Беляев, советский писатель-фантаст. 140 лет со дня рождения сегодня.
Фантастика была в России и до 1917 года, но именно в советское время, от Беляева и А.Н. Толстого до Ефремова и ранних Стругацких, -- написал Захар Прилепин, --"она достигла невероятного, всенационального, оптимистического победительного звучания".
"В его текстах, между прочим, -- пишет Прилепин, - есть мобильный телефон, пилотируемые космические полёты, беспилотник, транспланталогия, пластическая хирургия -- но не это главное. Главное: у него была вера в переустройство мира, которое осуществит русский советский человек".
Его произведения заслуженно считаются классикой мировой научной фантастики. Александр Беляев – автор 17 романов, десятков повестей, рассказов, очерков, пьес и сценариев.Ученые изучали феномен гипноза и электромагнитные излучения мозга – и Беляев в 1926 году пишет роман «Властелин мира». В нем ученый изобретает прибор, способный передавать мысли на расстояние и превращать людей в толпу, послушную воле злодея.
Сейчас исследуется возможность передачи мысленных импульсов компьютеру, а о том, как организуют массовую истерию, знает каждый. Давно перестали быть чудом орбитальные станции («Звезда КЭЦ»), в лабораторных условиях делают пищевые продукты («Вечный хлеб»), совершать полеты в специальном костюме-крыле тоже возможно («Ариэль»); подводные телекамеры доступны даже рыбакам-любителям («Волшебное окно»). В «Человеке-амфибии» предсказано создание «искусственного легкого» и акваланга. Не за горами пересадка человеческой головы.
За способность предугадывать многие события Александра Беляева называли «русским Жюль Верном».
Как в русском языке появилось слово «галиматья»?
Есть версия, что «галиматьей» французы также называют плохо сваренную пищу или рагу из всего, что есть под рукой.
Также вполне убедительна версия, согласно которой слово появилось в жаргоне французских студентов второй половины XVI века, скрещением лат. gallus — «петух» и греч. matthias — «знание», буквальное значение «знание петуха», «ничтожные знания» (по другой версии — «неразбериха») затем приобрело значение «бессмыслица», «глупость»
И, наконец, существует предположение, что слово появилось благодаря французскому врачу Гали Матье, который обладал хорошим чувством юмора, а на рецептах своим пациентам писал смешные шутки. Он считал, что позитивный настрой, хорошая шутка как нельзя лучше могут излечить человека, придать ему сил и уверенности. Возможно, именно Гали Матье стал родоначальником такого метода лечения, как смехотерапия, который используется до сих пор.
15 марта 2024
Солдат, офицер, артиллерист, писатель Юрий Васильевич Бондарев
"Батальоны просят огня"
"Волховская застольная" и её автор Павел Николаевич Шубин
14 марта 2024
Случайная цитата о литературе
13 марта 2024
Слитное и раздельное написание производных предлогов. К уроку в 7 классе
Правописание производных предлогов, образованных от наречий.
Правило-помощник, помогающее отличать производные
предлоги от омонимичных слов: между существительным и предлогом можно поставить
вопрос или вставить прилагательное.
Различайте предлоги и существительные
Предлоги |
Имена
существительные |
В течение всего
года он усердно занимался. Сочетания с предлогами в течение, в продолжение имеют
значение времени, отвечают на вопросы
к о г д а? к а к д о- л г о?
Ремонтировали дом в
продолжение месяца = в течение месяца.
В заключение (под
конец) статьи были подведены итоги.
(В заключение = «под конец», «в
итоге».)
Вследствие (из-за)
засухи река обмелела. Ввиду (из-за) дождя
экскурсия не состоялась.
(Вследствие, ввиду = «из-за, по
причине».) Сочетания с предлогами вследствие,
ввиду указывают на причину, отвечают на вопросы п о ч е м у? п о к а- к о й п р и ч и н е?
|
В течении реки
много поворотов. Рассуждаем так: 1) Начальная форма — течение реки. 2) Вопросы: смысловой — г д е?
падежный — в ч е м? 3) Можно вставить прилагательное:
в (нижнем) течении реки. Следовательно, это имя
существительное на -ие, в предл. п. окончание -и. В продолжении (г д е? в ч е
м? — П.п.) романа встретились старые
герои. В продолжение (к у д а? в о ч
т о? — В.п.) введены новые герои. Декабристы
находились в заключении в Петропавловской крепости. (Заключение — осуждение; в длительном заключении.) В следствие по делу
о хищении вкралась ошибка. Начальная форма — следствие (по делу). Существительное на -ие;
к у д а? в о ч
т о? — В. п., окончание -е В следствии (г д е? в ч е
м? — П. п., сущ. на -ие, окончание -и)
по делу выяснилось много новых фактов. |
Запомните:
иметь в виду. |
Различайте
написание
Деепричастия |
Предлоги |
Не
смотря: Шел,
не смотря себе под ноги. (Обозначает
добавочное к основному глаголу действие — «шел и не смотрел»; можно заменить
деепричастием не глядя; относится к
глаголу, отвечает на вопрос к а к? ч т о д е л а я?) |
Несмотря
(на): Пошли
в поход, несмотря на непогоду. (Можно заменить
«вопреки чему-то», имеет значение уступки — «хотя была непогода».) |